СС Маасдам (1920)
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Маасдам |
Тезка | Маасдам |
Владелец | Линия Голландия Америка |
Порт приписки | Роттердам |
Маршрут | 1925–26: Роттердам – Тампико |
Строитель | Фидженоорд , Роттердам |
Номер двора | 289 |
Запущен | 21 октября 1920 г. |
Завершенный | 6 августа 1921 г. |
Ремонт | 1935 |
Идентификация |
|
Судьба | Торпедирована и потоплена U-564 27 июня 1941 г. |
Общие характеристики | |
Тип |
|
Тоннаж | 8 812 брт , 5 418 нрт , 11 400 дедвейт |
Длина |
|
Луч | 58,2 футов (17,7 м) |
Черновик | 30 футов 2 дюйма (9,19 м) |
Глубина | 37,2 футов (11,3 м) |
колоды | 2 + укрытие |
Установленная мощность | 880 НХП , 4200 л.с. |
Движение | 3 × турбины , двухступенчатый редуктор , 1 × винт |
Скорость | 13 узлов (24 км/ч) |
Емкость |
|
Экипаж |
|
Датчики и системы обработки |
|
Вооружение | во Второй мировой войне: DEMS |
Примечания | родственные корабли : Эдам , Леердам , Спаарндам. |
SS Maasdam — голландский турбинный пароход , спущенный на воду в 1920 году и затонувший в 1941 году. Это был третий корабль линии Голландия-Америка (Nederlandsch-Amerikaansche Stoomvaart Maatschappij, или NASM), названный в честь деревни Маасдам в Южной Голландии .
Он строился как океанский лайнер с спальными местами на 990 пассажиров. В 1935 году ее пассажирские помещения были сокращены, и она продолжила карьеру грузового лайнера . В июне 1941 года подводная лодка потопила его во время битвы за Атлантику , в результате чего погибли двое ее пассажиров.
Здание
[ редактировать ]Maatschappij voor Scheeps- en Werktuigbouw Fijenoord построила Maasdam под номером 289, спустив ее на воду 21 октября 1920 года и завершив ее 6 августа 1921 года. Ее длина составляла 465,8 футов (142,0 м) в целом и 450,0 футов (137,2 м) в регистрации. Ее ширина составляла 58,2 фута (17,7 м), а глубина - 37,2 фута (11,3 м). Его тоннаж составлял 8 812 брутто-тонн , 5 418 NRT и 11 400 DWT . Ее трюмы имели вместимость 592 118 куб футов (16 766,9 м ). 3 ) зерна, или 540 238 куб футов (15 297,8 м 3 ) тюкованного груза. В постройке он имел спальные места для 990 пассажиров: 14 в первом классе , 174 во втором классе и 802 в третьем классе . [ 1 ]
До 1920 года все корабли НАСМ имели поршневые паровые машины, в большинстве случаев тройного расширения . «Маасдам» принадлежал к новому поколению кораблей NASM, почти все из которых имели паровые турбины, предназначенные для экономии. У Маасдама было три турбины Брауна-Кёртиса, изготовленные компанией John Brown & Company в Клайдбанке , Шотландия . Они приводили в движение единственный винт посредством двойной понижающей передачи. Их совокупная мощность оценивалась в 880 NHP. [ 2 ] или 4200 л.с. и давал ей скорость 13 узлов (24 км/ч). В конструкции «Маасдама» было две воронки, но вторая была макетом. [ 1 ]
За «Маасдамом» последовали три родственных корабля . Верфь и машиностроительный завод Королевского общества «Де Шельде» во Флиссингене спустили на воду Эдам в январе 1921 года. [ 3 ] Судостроительная компания Nieuwe Waterweg в Схидаме спустила на воду Леердам в декабре 1920 года, а Спаарднам - в январе 1922 года. [ 4 ] [ 5 ]
Карьера мирного времени
[ редактировать ]NASM зарегистрировало компанию Maasdam в Роттердаме . Ее кодовые буквы были PJSN. [ 2 ] К 1923 году ее навигационное оборудование включало в себя сигнализацию подводных лодок . [ 6 ]
NASM управлял различными маршрутами между Роттердамом и Карибским морем . В сезоне 1925–26 годов Маасдам и три ее сестры работали по маршруту между Роттердамом и Тампико в Мексике. Внешние рейсы заходили в Антверпен , Булонь , Бильбао , Сантандер , Хихон , Ла-Корунья , Виго , Гавану и Вера-Крус . Обратные рейсы заходили в Вера-Крус, Новый Орлеан , Гавану, Ла-Корунья и Сантандер. [ 7 ]
30 ноября 1926 года Маасдам находился примерно в 400 морских милях (740 км) от побережья Испании . [ 8 ] по пути из Вера-Крус в Роттердам, когда она подала сигнал о том, что горит. [ 9 ] Пожар начался в ее трюме номер 3. [ 10 ] Американский грузовой пароход « Вест Айвис» изменил курс, чтобы оказать помощь, а Маасдам отклонил предложение помощи со стороны британского грузового парохода « Дейлгарт» . [ 9 ] Маасдам достиг Виго 2 декабря. [ 10 ]
В 1928 году NASM пересмотрел помещения Маасдама пассажирские . Второй класс и третий класс были объединены в третий класс с спальными местами на 950 пассажиров. В первом классе по-прежнему было 14 спальных мест. [ 1 ]
К 1934 году ее навигационное оборудование включало беспроводную пеленгацию . [ 11 ] и позывной PFQS заменил ее кодовые буквы. [ 11 ] В начале 1935 года Маасдам был переоборудован. Ее макет второй трубы убрали, а пассажировместимость сократили до 90 спальных мест. Первый класс был увеличен до 30, а третий класс сокращен до 60. [ 1 ] Численность ее экипажа сократилась с 89 до 48 человек. [ 12 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Вечером 17 февраля 1940 года U-48 потопила финский грузовой корабль «Wilja» на западных подходах на позиции 49 ° 24'N 07 ° 11'W / 49,400 ° N 7,183 ° W . Маасдам Два часа спустя спас всех 27 членов экипажа. Она продолжила свое трансатлантическое путешествие в Гавану , где высадила Вильи выживших . [ 13 ] [ 14 ]
9 мая 1940 года Маасдам находился в Ливерпуле . [ нужна ссылка ] На следующий день Германия вторглась в Нидерланды . К 26 мая Маасдам уже был у Саутенд-он-Си , присоединившись к конвою, который доставил ее до Ферт-оф-Форта у Метила . 25 июня он снова покинул якорную стоянку у Саутенда, на этот раз с конвоем OA 174, который рассеялся в море. Ее пунктом назначения был Нью-Йорк . Она вернулась с генеральным грузом через Галифакс , Новая Шотландия , где присоединилась к идущему на восток конвою HX 60. Конвой направлялся в Ливерпуль, но Маасдам направился в Метил, где она присоединилась к конвою FS 247 в Саутенд, прибыв 11 августа. [ 15 ]
Записи о Маасдама следующем на запад трансатлантическом переходе отсутствуют. Она вернулась с конвоем HX 81, который покинул Галифакс 16 октября 1940 года и прибыл в Ливерпуль 2 ноября 1940 года. [ 15 ]
28 ноября 1940 года Маасдам покинул Ливерпуль с конвоем OB 251, который рассеялся в море. [ 15 ] 12 декабря он столкнулся с британским пароходом «Антея» у берегов Канады , затопив его на позиции. 44 ° 48' с.ш., 46 ° 37' з.д. / 44,800 ° с.ш., 46,617 ° з.д. . [ 16 ] Маасдам вернулся с зерном и генеральным грузом. Она присоединилась к конвою HX 105, который покинул Галифакс 25 января 1941 года и прибыл в Ливерпуль 9 февраля. [ 15 ]
8 марта 1941 года Маасдам покинул Ливерпуль с конвоем OB 295, который рассеялся в море. 2 апреля 1941 года она покинула Хобокен, штат Нью-Джерси. [ 12 ] перевозка зерна и генеральных грузов. На обратном пути она присоединилась к конвою HX 119B, который покинул Галифакс 6 апреля и прибыл в Ливерпуль 22 апреля. [ 15 ]
Маасдам находился в Ливерпуле во время майского молниеносного боя , который начался 1 мая 1941 года и продолжался семь ночей. Бомбардировщики Люфтваффе сбросили 500-килограммовые (1100 фунтов) зажигательные бомбы , многие из которых упали в районе Маасдама . Ее команда использовала лопаты, чтобы сбросить за борт термитные зажигательные вещества, в результате чего лопаты расплавились. Когда лопаты не оказалось под рукой, один из членов экипажа использовал свое пальто, чтобы подобрать термитную бомбу, которая обожгла ему руки и временно повредила глаза. [ 12 ]
12 мая 1941 года Маасдам покинул Ливерпуль с конвоем OB 322, который рассеялся в море. [ 15 ] В конце мая она добралась до Нью-Йорка, где погрузила пшеницу и военную технику. [ 12 ] включая авиационные двигатели, [ 17 ] и два двухмоторных бомбардировщика с отсоединенными крыльями и загруженными отдельно. [ 12 ]

Она также погрузила на борт 32 пассажира, в том числе 11 морских пехотинцев США , направлявшихся на службу в посольство США в Лондоне , 17 медсестер Американского Красного Креста , направлявшихся на работу в больницу ARC-Harvard. [ 18 ] в Солсбери в Уилтшире . [ 19 ] Морской пехотой командовал майор Уолтер I Джордан. В число медсестер входили Рут Брекинридж , свекровь адвоката Джона Стивенса Грэма и бывшая жена политика Генри Брекинриджа , которая должна была быть воспитательницей всех 60 медсестер в больнице ARC-Harvard. Президент Франклин Д. Рузвельт санкционировал исключение из Закона о нейтралитете 1939 года, позволяющее медсестрам и морским пехотинцам путешествовать на кораблях воюющей страны. [ 20 ]
Потеря
[ редактировать ]11 июня 1941 года Маасдам покинул Нью-Йорк. Она направилась в Галифакс, где присоединилась к конвою HX 133 , в который входило 64 торговых судна. HX 133 вылетел 16 июня в густом тумане, который продолжался следующие четыре дня и способствовал нескольким столкновениям. [ 12 ] 21 июня конвой BHX 133 с Бермудских островов присоединился к HX 133 в море. [ 17 ] увеличив его размер до 58 торговых судов. [ 12 ]
23 июня U-203 1- й флотилии подводных лодок обнаружила HX-133 в 400 морских милях (740 км) к югу от Гренландии . [ 21 ] К конвою подошли и другие члены флотилии. Утром 24 июня разные подводные лодки потопили два норвежских теплохода : «Солёй» сразу после 03:30 и отставший «Вигрид» сразу после 11:30. [ 22 ] [ 23 ] Вскоре после 21.00 того же дня третья подводная лодка потопила британский пароход «Брокли Хилл» . [ 24 ]
25 и 26 июня нападений не было. Но рано утром 27 июня U-564 атаковала конвой примерно в 300 морских милях (560 км) к юго-западу от Исландии . [ 21 ] на позиции 59 ° 56' с.ш. 30 ° 35' з.д. / 59,933 ° с.ш. 30,583 ° з.д. . [ 25 ] «Маасдам» был ведущим кораблем восьмой колонны конвоя. Вторым кораблем в колонне был норвежский нефтяной танкер Kongsgaard . Ведущим кораблем девятой колонны, шедшей в порт Маасдам , был британский теплоход Malaya II . [ 17 ] В 01:55 U-564 выпустила три торпеды, первая из которых попала в Маасдам в ее трюме номер 2. [ 25 ] Второе попадание произошло на Малайе II , груз которой включал 413 тонн тротила . Она немедленно взорвалась, убив 43 из 49 членов ее экипажа. [ 26 ] и забросал Маасдама обломками, ранив несколько человек, в том числе капитана, капитана Бошоффа и его третьего помощника . Маасдама » и штурманская рубка « Рулевая рубка были разрушены, а носовая часть корабля вскоре затонула до уровня моря. Бошофф отдал приказ покинуть корабль. [ 27 ] Третья торпеда с U-564 попала в «Конгсгаард» , который загорелся, но остался на плаву. [ 28 ]
У «Маасдама» было шесть спасательных шлюпок: номера 1, 3 и 5 находились на левом борту, а 2, 4 и 6 — на правом борту. В результате атаки ее лодка номер 1 была снесена, а лодка номер 3 осталась поврежденной и повисла на шлюпбалке. Чтобы спустить лодку номер 5 на воду, экипажу пришлось ее отрезать. [ 29 ] Капитан Бошофф позаботился о том, чтобы Маасдама кодовые беспроводного телеграфа книги были выброшены за борт в утяжеленной сумке. Он не смог сделать то же самое с ее конфиденциальными документами, поскольку они находились в штурманской рубке, которая была уничтожена. После осмотра корабля, чтобы убедиться, что все пассажиры и команда разошлись по лодкам, Бошофф последним покинул свой корабль, взяв на борт лодку номер 6, среди пассажиров которой также был старший офицер . [ 30 ]
Спасать
[ редактировать ]Выжившие сначала пытались держать вместе свои четыре лодки, номера 2, 4, 5 и 6. Лодки 2 и 4 достигли назначенного HX 133 спасательного корабля, канадского грузового корабля Randa . Лодка 5 достигла норвежского танкера «Хавпринс» , который был третьим кораблем в восьмой колонне после «Маасдама» и «Конгсгаарда» . Лодка 6 была повреждена, протекла и в конечном итоге затонула. Баки плавучести держали его на плаву, но грести было невозможно. Волны смыли нескольких пассажиров с затопленной лодки. Те, кто умел плавать, поплыли в сторону Хавпринса , который находился примерно в 200 ярдах (180 м) от него. Часть экипажа Хавпринса норвежского отправилась на уже пустую шлюпку №5 и спасла из воды четырех человек, смытых за борт с шлюпки №6. [ 30 ]
Рут Брекинридж подплыла к Хавпринсу . Она была слаба либо от истощения, либо от переохлаждения . Несколько человек пытались вытащить ее из воды. был , Одним из них Маасдама третий инженер Юджин Плувье, на веревочной лестнице. Он схватил ее, но не смог удержать. В этот момент Хавпринс внезапно изменил курс, чтобы избежать Маасдама , который в это время все еще был на плаву. Брекинриджа затянуло под воду, и больше его никто не видел. [ 30 ]
Хавпринса Экипаж бросил в воду спасательный трос, пустая бочка к концу которого для плавучести была прикреплена . Несколько человек в воде добрались то ли до барабана, то ли до привязанной к нему веревки. число входил «Маасдама В их » главный инженер Питер Шуттер, который обнаружил одну из медсестер, Максин Лумис, цепляющуюся за барабан «в крайнем ужасе», очевидно, в шоке . Хавпринса Экипаж протащил леску и барабан к кораблю, и каждый выживший отпустил их и был спасен, но Лумис продолжал цепляться за барабан. две веревки и спасательный Ей бросили круг, но она не отреагировала. В конце концов она потеряла контроль над барабаном и исчезла под водой возле Хавпринса винта . [ 31 ]
Ранда отделилась от HX 133 и высадила свою часть Маасдама выживших в Рейкьявике . [ 32 ] другой корабль NASM, лайнер «Волендам» . где их позже подобрал [ 33 ] Хавпринс , перевозивший жизненно важное авиационное топливо , остался с колонной. [ 32 ] HX 133 достиг Ливерпуля 3 июля 1941 года. [ 34 ] но Хэвпринс отошел в док в Эйвонмуте . [ 32 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Маасдам – ID 3860» . Фонд морско-исторической базы данных (на голландском языке) . Проверено 7 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Регистр Ллойда 1922 г. , MAA – MAC.
- ^ «Эдам – ID 1883» . Фонд морско-исторической базы данных (на голландском языке) . Проверено 7 июня 2023 г.
- ^ «Леердам – ID 3649» . Фонд морско-исторической базы данных (на голландском языке) . Проверено 7 июня 2023 г.
- ^ «Спарндам – ID 6060» . Фонд морско-исторической базы данных (на голландском языке) . Проверено 7 июня 2023 г.
- ^ Регистр Ллойда 1923 , MAA – MAC.
- ^ Ларссон, Бьёрн (24 июня 2019 г.). «Линия Голландия-Америка» . Изображения морского расписания . Проверено 7 июня 2023 г.
- ^ «Ни слова о горящем корабле» . Нью-Йорк Таймс . 2 декабря 1926 г. с. 20 . Проверено 7 июня 2023 г. - через Times Machine.
- ^ Jump up to: а б «Горящий лайнер Маасдам посылает сигнал SOS, но позже говорит, что у него достаточно помощи» . Нью-Йорк Таймс . 1 декабря 1926 г. с. 4 . Проверено 7 июня 2023 г. - через Times Machine.
- ^ Jump up to: а б «Лайнер Маасдам в безопасности после пожара» . Нью-Йорк Таймс . 3 декабря 1926 г. с. 7 . Проверено 7 июня 2023 г. - через Times Machine.
- ^ Jump up to: а б Регистр Ллойда 1934 , М.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Батенбург 2007 , с. 5.
- ^ «Финские моряки здесь после атаки подводной лодки» . Нью-Йорк Таймс . 8 марта 1940 г. с. 5 . Проверено 15 июня 2023 г. - через Times Machine.
- ^ Хельгасон, Гудмунд. "Воля" . uboat.net . Проверено 15 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хейг, Арнольд. «Порт прибытия/отправления» . База данных портов Арнольда Гааги . Дон Кинделл . Проверено 7 июня 2023 г.
- ^ «СС Антея (+1940)» . Wrecksite.eu . Проверено 3 ноября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Лоусон, Сири Холм. «Конвой HX 133» . Warsailors.com . Проверено 7 июня 2023 г.
- ^ «Медсестры рассказывают историю торпедированного корабля» . Нью-Йорк Таймс . 6 июля 1941 г. с. 14 . Проверено 7 июня 2023 г. - через Times Machine.
- ^ «Джон Эверетт Гордон» . Королевский колледж врачей . Проверено 7 июня 2023 г.
- ^ «Американские медсестры спасены с тонущего корабля» . Нью-Йорк Таймс . 1 июля 1941 г. с. 11 . Проверено 7 июня 2023 г. - через Times Machine.
- ^ Jump up to: а б Батенбург 2007 , с. 6.
- ^ Хельгасон, Гудмунд. "Солнечный свет" . uboat.net . Проверено 7 июня 2023 г.
- ^ Хельгасон, Гудмунд. «Вигрид» . uboat.net . Проверено 7 июня 2023 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Брокли Хилл» . uboat.net . Проверено 7 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Хельгасон, Гудмундур. «Маасдам» . uboat.net . Проверено 7 июня 2023 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Малая II » uboat.net . Получено 7 июня.
- ^ Батенбург 2007 , стр. 7, 8.
- ^ Хельгасон, Гудмунд. «Конгсгаард» . uboat.net . Проверено 7 июня 2023 г.
- ^ Батенбург 2007 , с. 7.
- ^ Jump up to: а б с Батенбург 2007 , с. 8.
- ^ Батенбург 2007 , стр. 8, 9.
- ^ Jump up to: а б с Батенбург 2007 , с. 9.
- ^ Батенбург 2007 , с. 10.
- ^ Хейг, Арнольд. «Конвой HX.133» . База данных портов Арнольда Гааги . Дон Кинделл . Проверено 7 июня 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Баатенбург, Дэвид (2007). «СС Маасдам : Битва за Атлантику и дневник голландского моряка» (PDF) . Происхождение . XXV (2). Кальвинский университет .
- Хос, Дункан (1995). Голландско-Американская линия . Серия «Торговый флот». Том. 28. Акфилд: Публикации Travel Creatours Ltd. ISBN 0946378258 .
- Регистр судоходства Ллойда . Том. II. – Пароходы и моторные суда. Лондон: Ллойда Регистр судоходства . 1922 — через Интернет-архив .
- Регистр судоходства Ллойда . Том. II. – Пароходы и моторные суда. Лондон: Регистр судоходства Ллойда. 1923 г. - из Интернет-архива.
- Регистр судоходства Ллойда (PDF) . Том. II. – Пароходы и теплоходы водоизмещением 300 тонн и более. Лондон: Регистр судоходства Ллойда. 1934 – через городской совет Саутгемптона .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Маасдам (3)» . Линия Голландия-Америка 1940–1945 гг . Сайт доставки Arendnet. – фотографы Маасдама до и после переоборудования
См. также
[ редактировать ]- корабли 1920 года
- 1926 пожары
- Грузовые лайнеры
- Морские происшествия 1926 года
- Морские инциденты в июне 1941 г.
- Пассажирские суда Нидерландов
- Корабельные пожары
- Суда, построенные на заводе Maatschappij voor Ship- en Mechanicalbouw Fijenoord, Роттердам
- Корабли, потопленные немецкими подводными лодками во время Второй мировой войны.
- Корабли линии Голландия-Америка
- Пароходы Нидерландов
- Торговые корабли Нидерландов времен Второй мировой войны
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Атлантическом океане