Jump to content

СС Маасдам (1920)

Координаты : 59 ° 56' с.ш. 30 ° 35' з.д.  /  59,933 ° с.ш. 30,583 ° з.д.  / 59,933; -30,583

История
Нидерланды
Имя Маасдам
Тезка Маасдам
Владелец Линия Голландия Америка
Порт приписки Роттердам
Маршрут 1925–26: Роттердам – Тампико
Строитель Фидженоорд , Роттердам
Номер двора 289
Запущен 21 октября 1920 г.
Завершенный 6 августа 1921 г.
Ремонт 1935
Идентификация
Судьба Торпедирована и потоплена U-564 27 июня 1941 г.
Общие характеристики
Тип
Тоннаж 8 812 брт , 5 418 нрт , 11 400 дедвейт
Длина
Луч 58,2 футов (17,7 м)
Черновик 30 футов 2 дюйма (9,19 м)
Глубина 37,2 футов (11,3 м)
колоды 2 + укрытие
Установленная мощность 880 НХП , 4200 л.с.
Движение 3 × турбины , двухступенчатый редуктор , 1 × винт
Скорость 13 узлов (24 км/ч)
Емкость
  • груз:
  • 592 118 куб футов (16 766,9 м 3 ) зерно;
  • 540 238 куб футов (15 297,8 м 3 ) тюк
  • пассажиры:
  • 1921: 14 × 1-го класса , 174 × 2-го класса, 802 × рулевого управления.
  • 1928 г.: 14 × 1-го класса, 950 × 3-го класса.
  • 1935 г.: 30 × 1-го класса, 60 × 2-го класса.
Экипаж
  • 1921: 89
  • 1935: 48
Датчики и
системы обработки
Вооружение во Второй мировой войне: DEMS
Примечания родственные корабли : Эдам , Леердам , Спаарндам.

SS Maasdam — голландский турбинный пароход , спущенный на воду в 1920 году и затонувший в 1941 году. Это был третий корабль линии Голландия-Америка (Nederlandsch-Amerikaansche Stoomvaart Maatschappij, или NASM), названный в честь деревни Маасдам в Южной Голландии .

Он строился как океанский лайнер с спальными местами на 990 пассажиров. В 1935 году ее пассажирские помещения были сокращены, и она продолжила карьеру грузового лайнера . В июне 1941 года подводная лодка потопила его во время битвы за Атлантику , в результате чего погибли двое ее пассажиров.

Maatschappij voor Scheeps- en Werktuigbouw Fijenoord построила Maasdam под номером 289, спустив ее на воду 21 октября 1920 года и завершив ее 6 августа 1921 года. Ее длина составляла 465,8 футов (142,0 м) в целом и 450,0 футов (137,2 м) в регистрации. Ее ширина составляла 58,2 фута (17,7 м), а глубина - 37,2 фута (11,3 м). Его тоннаж составлял 8 812 брутто-тонн , 5 418 NRT и 11 400 DWT . Ее трюмы имели вместимость 592 118 куб футов (16 766,9 м ). 3 ) зерна, или 540 238 куб футов (15 297,8 м 3 ) тюкованного груза. В постройке он имел спальные места для 990 пассажиров: 14 в первом классе , 174 во втором классе и 802 в третьем классе . [ 1 ]

До 1920 года все корабли НАСМ имели поршневые паровые машины, в большинстве случаев тройного расширения . «Маасдам» принадлежал к новому поколению кораблей NASM, почти все из которых имели паровые турбины, предназначенные для экономии. У Маасдама было три турбины Брауна-Кёртиса, изготовленные компанией John Brown & Company в Клайдбанке , Шотландия . Они приводили в движение единственный винт посредством двойной понижающей передачи. Их совокупная мощность оценивалась в 880 NHP. [ 2 ] или 4200 л.с. и давал ей скорость 13 узлов (24 км/ч). В конструкции «Маасдама» было две воронки, но вторая была макетом. [ 1 ]

За «Маасдамом» последовали три родственных корабля . Верфь и машиностроительный завод Королевского общества «Де Шельде» во Флиссингене спустили на воду Эдам в январе 1921 года. [ 3 ] Судостроительная компания Nieuwe Waterweg в Схидаме спустила на воду Леердам в декабре 1920 года, а Спаарднам - в январе 1922 года. [ 4 ] [ 5 ]

Карьера мирного времени

[ редактировать ]

NASM зарегистрировало компанию Maasdam в Роттердаме . Ее кодовые буквы были PJSN. [ 2 ] К 1923 году ее навигационное оборудование включало в себя сигнализацию подводных лодок . [ 6 ]

NASM управлял различными маршрутами между Роттердамом и Карибским морем . В сезоне 1925–26 годов Маасдам и три ее сестры работали по маршруту между Роттердамом и Тампико в Мексике. Внешние рейсы заходили в Антверпен , Булонь , Бильбао , Сантандер , Хихон , Ла-Корунья , Виго , Гавану и Вера-Крус . Обратные рейсы заходили в Вера-Крус, Новый Орлеан , Гавану, Ла-Корунья и Сантандер. [ 7 ]

30 ноября 1926 года Маасдам находился примерно в 400 морских милях (740 км) от побережья Испании . [ 8 ] по пути из Вера-Крус в Роттердам, когда она подала сигнал о том, что горит. [ 9 ] Пожар начался в ее трюме номер 3. [ 10 ] Американский грузовой пароход « Вест Айвис» изменил курс, чтобы оказать помощь, а Маасдам отклонил предложение помощи со стороны британского грузового парохода « Дейлгарт» . [ 9 ] Маасдам достиг Виго 2 декабря. [ 10 ]

В 1928 году NASM пересмотрел помещения Маасдама пассажирские . Второй класс и третий класс были объединены в третий класс с спальными местами на 950 пассажиров. В первом классе по-прежнему было 14 спальных мест. [ 1 ]

К 1934 году ее навигационное оборудование включало беспроводную пеленгацию . [ 11 ] и позывной PFQS заменил ее кодовые буквы. [ 11 ] В начале 1935 года Маасдам был переоборудован. Ее макет второй трубы убрали, а пассажировместимость сократили до 90 спальных мест. Первый класс был увеличен до 30, а третий класс сокращен до 60. [ 1 ] Численность ее экипажа сократилась с 89 до 48 человек. [ 12 ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

Вечером 17 февраля 1940 года U-48 потопила финский грузовой корабль «Wilja» на западных подходах на позиции 49 ° 24'N 07 ° 11'W  /  49,400 ° N 7,183 ° W  / 49,400; -7,183 . Маасдам Два часа спустя спас всех 27 членов экипажа. Она продолжила свое трансатлантическое путешествие в Гавану , где высадила Вильи выживших . [ 13 ] [ 14 ]

9 мая 1940 года Маасдам находился в Ливерпуле . [ нужна ссылка ] На следующий день Германия вторглась в Нидерланды . К 26 мая Маасдам уже был у Саутенд-он-Си , присоединившись к конвою, который доставил ее до Ферт-оф-Форта у Метила . 25 июня он снова покинул якорную стоянку у Саутенда, на этот раз с конвоем OA 174, который рассеялся в море. Ее пунктом назначения был Нью-Йорк . Она вернулась с генеральным грузом через Галифакс , Новая Шотландия , где присоединилась к идущему на восток конвою HX 60. Конвой направлялся в Ливерпуль, но Маасдам направился в Метил, где она присоединилась к конвою FS 247 в Саутенд, прибыв 11 августа. [ 15 ]

Записи о Маасдама следующем на запад трансатлантическом переходе отсутствуют. Она вернулась с конвоем HX 81, который покинул Галифакс 16 октября 1940 года и прибыл в Ливерпуль 2 ноября 1940 года. [ 15 ]

28 ноября 1940 года Маасдам покинул Ливерпуль с конвоем OB 251, который рассеялся в море. [ 15 ] 12 декабря он столкнулся с британским пароходом «Антея» у берегов Канады , затопив его на позиции. 44 ° 48' с.ш., 46 ° 37' з.д.  /  44,800 ° с.ш., 46,617 ° з.д.  / 44,800; -46 617 . [ 16 ] Маасдам вернулся с зерном и генеральным грузом. Она присоединилась к конвою HX 105, который покинул Галифакс 25 января 1941 года и прибыл в Ливерпуль 9 февраля. [ 15 ]

8 марта 1941 года Маасдам покинул Ливерпуль с конвоем OB 295, который рассеялся в море. 2 апреля 1941 года она покинула Хобокен, штат Нью-Джерси. [ 12 ] перевозка зерна и генеральных грузов. На обратном пути она присоединилась к конвою HX 119B, который покинул Галифакс 6 апреля и прибыл в Ливерпуль 22 апреля. [ 15 ]

Маасдам находился в Ливерпуле во время майского молниеносного боя , который начался 1 мая 1941 года и продолжался семь ночей. Бомбардировщики Люфтваффе сбросили 500-килограммовые (1100 фунтов) зажигательные бомбы , многие из которых упали в районе Маасдама . Ее команда использовала лопаты, чтобы сбросить за борт термитные зажигательные вещества, в результате чего лопаты расплавились. Когда лопаты не оказалось под рукой, один из членов экипажа использовал свое пальто, чтобы подобрать термитную бомбу, которая обожгла ему руки и временно повредила глаза. [ 12 ]

12 мая 1941 года Маасдам покинул Ливерпуль с конвоем OB 322, который рассеялся в море. [ 15 ] В конце мая она добралась до Нью-Йорка, где погрузила пшеницу и военную технику. [ 12 ] включая авиационные двигатели, [ 17 ] и два двухмоторных бомбардировщика с отсоединенными крыльями и загруженными отдельно. [ 12 ]

Уолтер Джордан, командующий морской пехотой США на борту «Маасдама»

Она также погрузила на борт 32 пассажира, в том числе 11 морских пехотинцев США , направлявшихся на службу в посольство США в Лондоне , 17 медсестер Американского Красного Креста , направлявшихся на работу в больницу ARC-Harvard. [ 18 ] в Солсбери в Уилтшире . [ 19 ] Морской пехотой командовал майор Уолтер I Джордан. В число медсестер входили Рут Брекинридж , свекровь адвоката Джона Стивенса Грэма и бывшая жена политика Генри Брекинриджа , которая должна была быть воспитательницей всех 60 медсестер в больнице ARC-Harvard. Президент Франклин Д. Рузвельт санкционировал исключение из Закона о нейтралитете 1939 года, позволяющее медсестрам и морским пехотинцам путешествовать на кораблях воюющей страны. [ 20 ]

11 июня 1941 года Маасдам покинул Нью-Йорк. Она направилась в Галифакс, где присоединилась к конвою HX 133 , в который входило 64 торговых судна. HX 133 вылетел 16 июня в густом тумане, который продолжался следующие четыре дня и способствовал нескольким столкновениям. [ 12 ] 21 июня конвой BHX 133 с Бермудских островов присоединился к HX 133 в море. [ 17 ] увеличив его размер до 58 торговых судов. [ 12 ]

23 июня U-203 1- й флотилии подводных лодок обнаружила HX-133 в 400 морских милях (740 км) к югу от Гренландии . [ 21 ] К конвою подошли и другие члены флотилии. Утром 24 июня разные подводные лодки потопили два норвежских теплохода : «Солёй» сразу после 03:30 и отставший «Вигрид» сразу после 11:30. [ 22 ] [ 23 ] Вскоре после 21.00 того же дня третья подводная лодка потопила британский пароход «Брокли Хилл» . [ 24 ]

25 и 26 июня нападений не было. Но рано утром 27 июня U-564 атаковала конвой примерно в 300 морских милях (560 км) к юго-западу от Исландии . [ 21 ] на позиции 59 ° 56' с.ш. 30 ° 35' з.д.  /  59,933 ° с.ш. 30,583 ° з.д.  / 59,933; -30,583 . [ 25 ] «Маасдам» был ведущим кораблем восьмой колонны конвоя. Вторым кораблем в колонне был норвежский нефтяной танкер Kongsgaard . Ведущим кораблем девятой колонны, шедшей в порт Маасдам , был британский теплоход Malaya II . [ 17 ] В 01:55 U-564 выпустила три торпеды, первая из которых попала в Маасдам в ее трюме номер 2. [ 25 ] Второе попадание произошло на Малайе II , груз которой включал 413 тонн тротила . Она немедленно взорвалась, убив 43 из 49 членов ее экипажа. [ 26 ] и забросал Маасдама обломками, ранив несколько человек, в том числе капитана, капитана Бошоффа и его третьего помощника . Маасдама » и штурманская рубка « Рулевая рубка были разрушены, а носовая часть корабля вскоре затонула до уровня моря. Бошофф отдал приказ покинуть корабль. [ 27 ] Третья торпеда с U-564 попала в «Конгсгаард» , который загорелся, но остался на плаву. [ 28 ]

У «Маасдама» было шесть спасательных шлюпок: номера 1, 3 и 5 находились на левом борту, а 2, 4 и 6 — на правом борту. В результате атаки ее лодка номер 1 была снесена, а лодка номер 3 осталась поврежденной и повисла на шлюпбалке. Чтобы спустить лодку номер 5 на воду, экипажу пришлось ее отрезать. [ 29 ] Капитан Бошофф позаботился о том, чтобы Маасдама кодовые беспроводного телеграфа книги были выброшены за борт в утяжеленной сумке. Он не смог сделать то же самое с ее конфиденциальными документами, поскольку они находились в штурманской рубке, которая была уничтожена. После осмотра корабля, чтобы убедиться, что все пассажиры и команда разошлись по лодкам, Бошофф последним покинул свой корабль, взяв на борт лодку номер 6, среди пассажиров которой также был старший офицер . [ 30 ]

Выжившие сначала пытались держать вместе свои четыре лодки, номера 2, 4, 5 и 6. Лодки 2 и 4 достигли назначенного HX 133 спасательного корабля, канадского грузового корабля Randa . Лодка 5 достигла норвежского танкера «Хавпринс» , который был третьим кораблем в восьмой колонне после «Маасдама» и «Конгсгаарда» . Лодка 6 была повреждена, протекла и в конечном итоге затонула. Баки плавучести держали его на плаву, но грести было невозможно. Волны смыли нескольких пассажиров с затопленной лодки. Те, кто умел плавать, поплыли в сторону Хавпринса , который находился примерно в 200 ярдах (180 м) от него. Часть экипажа Хавпринса норвежского отправилась на уже пустую шлюпку №5 и спасла из воды четырех человек, смытых за борт с шлюпки №6. [ 30 ]

Рут Брекинридж подплыла к Хавпринсу . Она была слаба либо от истощения, либо от переохлаждения . Несколько человек пытались вытащить ее из воды. был , Одним из них Маасдама третий инженер Юджин Плувье, на веревочной лестнице. Он схватил ее, но не смог удержать. В этот момент Хавпринс внезапно изменил курс, чтобы избежать Маасдама , который в это время все еще был на плаву. Брекинриджа затянуло под воду, и больше его никто не видел. [ 30 ]

Хавпринса Экипаж бросил в воду спасательный трос, пустая бочка к концу которого для плавучести была прикреплена . Несколько человек в воде добрались то ли до барабана, то ли до привязанной к нему веревки. число входил «Маасдама В их » главный инженер Питер Шуттер, который обнаружил одну из медсестер, Максин Лумис, цепляющуюся за барабан «в крайнем ужасе», очевидно, в шоке . Хавпринса Экипаж протащил леску и барабан к кораблю, и каждый выживший отпустил их и был спасен, но Лумис продолжал цепляться за барабан. две веревки и спасательный Ей бросили круг, но она не отреагировала. В конце концов она потеряла контроль над барабаном и исчезла под водой возле Хавпринса винта . [ 31 ]

Ранда отделилась от HX 133 и высадила свою часть Маасдама выживших в Рейкьявике . [ 32 ] другой корабль NASM, лайнер «Волендам» . где их позже подобрал [ 33 ] Хавпринс , перевозивший жизненно важное авиационное топливо , остался с колонной. [ 32 ] HX 133 достиг Ливерпуля 3 июля 1941 года. [ 34 ] но Хэвпринс отошел в док в Эйвонмуте . [ 32 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д «Маасдам – ID 3860» . Фонд морско-исторической базы данных (на голландском языке) . Проверено 7 июня 2023 г.
  2. ^ Jump up to: а б Регистр Ллойда 1922 г. , MAA – MAC.
  3. ^ «Эдам – ID 1883» . Фонд морско-исторической базы данных (на голландском языке) . Проверено 7 июня 2023 г.
  4. ^ «Леердам – ID 3649» . Фонд морско-исторической базы данных (на голландском языке) . Проверено 7 июня 2023 г.
  5. ^ «Спарндам – ID 6060» . Фонд морско-исторической базы данных (на голландском языке) . Проверено 7 июня 2023 г.
  6. ^ Регистр Ллойда 1923 , MAA – MAC.
  7. ^ Ларссон, Бьёрн (24 июня 2019 г.). «Линия Голландия-Америка» . Изображения морского расписания . Проверено 7 июня 2023 г.
  8. ^ «Ни слова о горящем корабле» . Нью-Йорк Таймс . 2 декабря 1926 г. с. 20 . Проверено 7 июня 2023 г. - через Times Machine.
  9. ^ Jump up to: а б «Горящий лайнер Маасдам посылает сигнал SOS, но позже говорит, что у него достаточно помощи» . Нью-Йорк Таймс . 1 декабря 1926 г. с. 4 . Проверено 7 июня 2023 г. - через Times Machine.
  10. ^ Jump up to: а б «Лайнер Маасдам в безопасности после пожара» . Нью-Йорк Таймс . 3 декабря 1926 г. с. 7 . Проверено 7 июня 2023 г. - через Times Machine.
  11. ^ Jump up to: а б Регистр Ллойда 1934 , М.
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г Батенбург 2007 , с. 5.
  13. ^ «Финские моряки здесь после атаки подводной лодки» . Нью-Йорк Таймс . 8 марта 1940 г. с. 5 . Проверено 15 июня 2023 г. - через Times Machine.
  14. ^ Хельгасон, Гудмунд. "Воля" . uboat.net . Проверено 15 июня 2023 г.
  15. ^ Jump up to: а б с д и ж Хейг, Арнольд. «Порт прибытия/отправления» . База данных портов Арнольда Гааги . Дон Кинделл . Проверено 7 июня 2023 г.
  16. ^ «СС Антея (+1940)» . Wrecksite.eu . Проверено 3 ноября 2011 г.
  17. ^ Jump up to: а б с Лоусон, Сири Холм. «Конвой HX 133» . Warsailors.com . Проверено 7 июня 2023 г.
  18. ^ «Медсестры рассказывают историю торпедированного корабля» . Нью-Йорк Таймс . 6 июля 1941 г. с. 14 . Проверено 7 июня 2023 г. - через Times Machine.
  19. ^ «Джон Эверетт Гордон» . Королевский колледж врачей . Проверено 7 июня 2023 г.
  20. ^ «Американские медсестры спасены с тонущего корабля» . Нью-Йорк Таймс . 1 июля 1941 г. с. 11 . Проверено 7 июня 2023 г. - через Times Machine.
  21. ^ Jump up to: а б Батенбург 2007 , с. 6.
  22. ^ Хельгасон, Гудмунд. "Солнечный свет" . uboat.net . Проверено 7 июня 2023 г.
  23. ^ Хельгасон, Гудмунд. «Вигрид» . uboat.net . Проверено 7 июня 2023 г.
  24. ^ Хельгасон, Гудмундур. «Брокли Хилл» . uboat.net . Проверено 7 июня 2023 г.
  25. ^ Jump up to: а б Хельгасон, Гудмундур. «Маасдам» . uboat.net . Проверено 7 июня 2023 г.
  26. ^ Хельгасон, Гудмундур. «Малая II » uboat.net . Получено 7 июня.
  27. ^ Батенбург 2007 , стр. 7, 8.
  28. ^ Хельгасон, Гудмунд. «Конгсгаард» . uboat.net . Проверено 7 июня 2023 г.
  29. ^ Батенбург 2007 , с. 7.
  30. ^ Jump up to: а б с Батенбург 2007 , с. 8.
  31. ^ Батенбург 2007 , стр. 8, 9.
  32. ^ Jump up to: а б с Батенбург 2007 , с. 9.
  33. ^ Батенбург 2007 , с. 10.
  34. ^ Хейг, Арнольд. «Конвой HX.133» . База данных портов Арнольда Гааги . Дон Кинделл . Проверено 7 июня 2023 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
  • «Маасдам (3)» . Линия Голландия-Америка 1940–1945 гг . Сайт доставки Arendnet. – фотографы Маасдама до и после переоборудования

См. также

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dafb5475d6529c0b6a926677da9f41f2__1723355160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/da/f2/dafb5475d6529c0b6a926677da9f41f2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SS Maasdam (1920) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)