Jump to content

Советская подводная лодка S-класса

Обзор класса
Имя S класс
Операторы
Предшественник Shchuka class
Преемник
Завершенный 56
Общие характеристики
Тип Ударная подводная лодка
Смещение
  • 840 тонн (в надводном положении)
  • 1050 тонн (под водой)
Длина 77,8 м (255 футов 3 дюйма)
Луч 6,4 м (21 фут 0 дюймов)
Черновик 4,4 м (14 футов 5 дюймов)
Движение
  • 2 × дизеля (2000 л.с. , 1500 кВт)
  • 2 × электродвигателя (550 л.с., 410 кВт)
  • 2 × карданные валы
Скорость
  • 19,5 узлов (36,1 км/ч) на поверхности
  • 9 узлов (17 км/ч) под водой
Диапазон
  • 9800 миль (18100 км) при скорости 10,4 узла (19,3 км/ч) на поверхности
  • 148 миль (274 км) на скорости 3 узла (5,6 км/ч) под водой
Глубина испытания 100 м (330 футов)
Дополнить
Датчики и
системы обработки
  • 2 × перископа
  • Микрофонная система Марс-12
  • Система связи Сириус
  • ASDIC (на некоторых лодках)
Вооружение
С-56 на выставке во Владивостоке

класса «С» Средняя или , « Второй » , Подводные лодки входили в состав мировой подводного флота Советского Военно-Морского Флота во время войны . Лодки этого класса, получившие неофициальное прозвище «Сталинец» ( русский : Сталинец , «последователь Сталина »; не путать с подводной лодкой L-класса Л-2 «Сталинец» 1931 года), были наиболее успешными и одержали наиболее значительные победы среди всех советских подводных лодок. . В общей сложности они потопили 82 770 брутто-регистровых тонн (брт) торгового судоходства и семь военных кораблей , что составляет около трети всего тоннажа, потопленного советскими подводными лодками во время войны.

История проекта

[ редактировать ]

История класса S представляет собой поворот в развитии военных кораблей. Это был результат международного сотрудничества советских и немецких инженеров, в результате которого были созданы два разных (но, тем не менее, родственных) класса подводных лодок, которые часто противостояли друг другу во время войны.

В начале 1930-х годов советское правительство начало масштабную программу всеобщего перевооружения, включая расширение военно-морского флота. Подводные лодки были одним из ключевых пунктов этой программы, но имеющиеся в настоящее время типы не полностью удовлетворяли военно-морские власти. Недавно разработанная «Щука» подводная лодка класса была удовлетворительной, но она была спроектирована специально для мелководной службы в Балтийском море и не имела реальных возможностей для плавания в океане. Более крупные лодки советского ВМФ быстро устаревали.

В результате правительство поручило нескольким инженерам найти подходящую конструкцию средней океанской подводной лодки, и эти поиски вскоре принесли успех. После поражения в Первой мировой войне Германской Веймарской республике по условиям Версальского договора было запрещено иметь подводные лодки или строить их на собственных верфях. Германия обошла это ограничение, создав различные дочерние предприятия своих судостроительных и проектных компаний в третьих странах. Один из этих доверенных лиц, Нидерландах базирующаяся в компания NV Ingenieurskantoor voor Scheepsbouw (IvS), дочерняя компания Deutsche Schiff- und Maschinenbau AG - AG Weser , занималась разработкой подводной лодки, соответствующей советским требованиям. Правительство Испании во время генерала Примо де Риверы диктатуры проявило заинтересованность в приобретении такой подводной лодки для ВМС Испании . Несколько немецких военно-морских офицеров (в том числе Вильгельм Канарис ) посетили Испанию и заключили сделку с испанским бизнесменом Орасио Эчеварриетой . Единственная подводная лодка была построена в 1929–1930 годах и прошла испытания в море в начале 1931 года под заводским обозначением подводная лодка Е-1 , поскольку ни один флот еще не принял корабль в строй.

Испанская подводная лодка Е-1 на верфи в Кадисе, 1931 год.

Правительство Второй Испанской республики отдало явное предпочтение проектам британских подводных лодок. Затем дизайнеры и строители предложили проект и лодку на продажу, чтобы вернуть их стоимость. Советские инженеры, среди прочих, посетили завод в 1932 году и в целом остались довольны конструкцией, но предложили несколько модификаций и улучшений в ожидании будущего местного производства. Другая группа инженеров отправилась в следующем году в офис IvS в Гааге , а также в в Бремене офис Deschimag , а затем присутствовала на испытаниях завершенной лодки в Картахене . Тюремное заключение Эчеварриеты за его связь с Октябрьской революцией 1934 года привело к тому, что ВМС Испании потеряли всякий интерес к подводной лодке, которая была наконец продана ВМС Турции в 1935 году, в которой она служила до 1947 года под названием Gür .

Несмотря на ряд проблем, возникших во время испытаний лодки, конструкция была признана удовлетворительной, и советское правительство купило ее с условием, что Deschimag внесет предложенные улучшения и окажет помощь в постройке нескольких прототипов, что оно и сделало. Изменения повлекли за собой существенную переработку проекта, получившего новое обозначение Е-2. Чертежи были получены из Германии в конце 1933 года и 14 августа 1934 года конструкция была официально принята к производству, получив обозначение IX серии. Строительство первых двух прототипов началось в декабре 1934 года на в заводе Балтийском Ленинграде с использованием частично немецкого оборудования. В апреле 1935 года был заложен и третий прототип.

К моменту запуска третьего прототипа стало очевидно, что строить лодки на зарубежном оборудовании будет слишком дорого, поэтому конструкцию немного переработали, чтобы использовать только оборудование отечественного производства. Результатом этой модификации стала серия IX- бис , пошедшая в серийное производство в 1936 году. Первоначально первые опытные образцы получили официальные обозначения Н-1, Н-2 и Н-3 ( «Немецкая» , «Немецкая»), но в октябре 1937 года они были переименованы в Sx ( «Средняя» , «Средняя»). На Западе этот класс был гораздо более широко известен под своим прозвищем « Сталинец» , придуманным в честь более ранних лодок типа Ленинец» « , но оно никогда не упоминалось ни в каких официальных документах.

Лодка Е-1 в конечном итоге была продана Турции в 1935 году и стала прототипом собственных лодок Германии I. Типа Позже эта конструкция была улучшена и стала знаменитым Типом VII. [ нужна ссылка ] и IX подводные лодки Кригсмарине типа [ нужна ссылка ] .

Строительство и испытания

[ редактировать ]

В серийном производстве этого класса задействовано пять военно-морских заводов: три в Ленинграде (№189, №194 и №196), один в Николаеве (№198) и один в Горьком (№112). Лодки для Тихоокеанского флота собирали из сборных секций, доставленных по железной дороге, на владивостокском заводе №202. Первая лодка была построена в начале декабря 1935 года, а свое первое погружение совершила 15 декабря. В августе следующего года обе первые лодки вышли на официальные испытания, и хотя некоторые требования не были выполнены (например, скорость составляла 0,5 узла (0,93 км/ч). ; 0,58 миль/ч) ниже заданных 20 узлов (37 км/ч; 23 миль/ч)}) и возникли некоторые технические трудности, проект был признан успешным и лодки были сданы в эксплуатацию. в состав ВМФ СССР .

Третья лодка, хотя и использовала другую немецкую технику, была оснащена дизелями советского производства из-за задержек с поставкой первоначально запланированных. Однако адаптация к существенно отличающимся отечественным двигателям потребовала значительных доработок, что замедлило строительство. Эти модификации позже были включены в официальные чертежи и легли в основу более поздней, полностью отечественной серийной продукции. Эти серии производились для всех четырех флотов: лодки для Балтийского , Северного и Тихоокеанского флотов строились в Ленинграде , лодки Черноморского флота в Николаеве , а некоторые катера для Балтийского и Северного флотов в Горьком .

В годы войны на бывшем речном заводе №638 в Астрахани было достроено несколько катеров, построенных в Ленинграде и Горьком. Несколько катеров не были достроены: С-36 , С-37 и С-38 были затоплены на Николаевской верфи до захвата города немцами, а С-27 С-30 , С-45 и С-47 , замороженные во время войны, не были достроены после нее, так как их конструкция считалась уже устаревшей. Эти лодки обычно отправлялись на слом; S-27 Корпус в конечном итоге был использован в качестве корабля-мастерской.

Техническое описание

[ редактировать ]

Существовало три серийных варианта, различавшихся в основном оборудованием. В первой серии использовались немецкие двигатели и аккумуляторы, а вторая выпускалась на отечественном оборудовании. В третью серию были внесены дальнейшие усовершенствования, направленные в основном на снижение стоимости и времени производства, а четвертая серия, хоть и была запланированной, но была отменена из-за начала войны.

Чертеж IX серии
Ходовые испытания С-1 , 1936 год. Хорошо видна защита артиллерии. Сама артиллерия еще не была установлена.
С-2 и Александр Маринеско (командир С-13 ) на марке Молдовы.

В этой группе было построено всего три корабля, S-1 , S-2 и S-3 , с использованием частично немецкой техники. Лодки имели полудвойной корпус с клепаным прочным корпусом и сварными легкими секциями корпуса в надстройке и оконечностях для улучшения мореходных качеств. Парус был среднего размера и овальной формы для уменьшения сопротивления воды. В нем размещались боевая рубка , мостик , обтекатели перископа и 45-мм (1,77 дюйма) зенитная пушка. На носовой части был установлен резак для сетей . Корпус был разделен на семь отсеков, три из которых могли выдерживать давление 10 атм . девять цистерн главного балласта В легком корпусе размещались , разделенных на три группы (4 носовые, 2 кормовые, 3 мидель), вместе с балансировочной цистерной и цистерной быстрого погружения. Тримминговые цистерны находились внутри прочного корпуса. Балластные цистерны опорожнялись сжатым воздухом или выхлопными газами двигателей, что устраняло необходимость в балластных насосах.

Лодки оснащались двумя MAN М6В49/48 четырехтактными атмосферными реверсивными дизелями (по 2000 л.с. каждый при 465 об/мин), приводившими в движение два гребных винта фиксированного шага совместно с двумя электродвигателями Электросила ПГ-72/35 (550 л.с. при 275 об/ типа BAMAG (Berlin-Anhaltische Maschinenbau AG) мин). мин), соединение фрикционами . Поставка двигателей для третьей лодки постоянно задерживалась, и в итоге ее оснастили отечественными двигателями. Энергию для подводного движения обеспечивали 124 аккумулятора АПА 38-МАК-760, оснащенные водородными горелками К-5. В батареях отсутствовал традиционный центральный проход, вместо них использовались специальные служебные тележки, подвешенные к подголовку палубы. Такая конструкция существенно уменьшила высоту аккумуляторного отсека, освободив место для экипажа. В электрической системе не было сложной компоновки, характерной для более ранних советских конструкций, и она была простой и надежной. Все соединения были изолированы, а проходные отверстия в переборках были рассчитаны на то же давление, что и сами переборки. Она имела лучшую маневренность, чем другие меньшие по размеру советские, немецкие, британские и итальянские подводные лодки (например, Британские подводные лодки класса U , немецкие подводные лодки типа VII и итальянские Acciaio подводные лодки типа ). [ нужна ссылка ]

Суда были оснащены шестью торпедными аппаратами (четырьмя носовыми и двумя кормовыми ) калибра 533 мм (21 дюйм). В стеллажах носового торпедного отсека можно было хранить шесть запасных торпед, поэтому полная загрузка составляла 12 торпед. Обычно использовались торпеды 53-38 , так как быстроходные торпеды 53-39 имелись лишь в ограниченном количестве, а электрические торпеды ЭТ-80 были ненадежны и не нравились экипажам. Также можно было запускать мины через торпедные аппараты. Никакой автоматики торпеды не устанавливалось, и вся стрельба велась вручную. Кормовые трубы имели интересную особенность: вместо обычных дверей они закрывались специальным вращающимся цилиндром, обтекавшим контур кормы, когда трубы не использовались. На боевой рубке устанавливалась полуавтоматическая зенитная пушка калибра 45 мм (1,77 дюйма), а на палубе — пушка калибра 100 мм (3,9 дюйма) для надводного боя.

Оборудование наблюдения и связи было несколько хуже, чем на высшем уровне, но в целом достаточно. Лодки были оснащены двумя перископами , наблюдательным ПЗ-7,5 и прицельным ПА-7,5, установленными очень близко друг к другу, и существовали сообщения о трудностях их одновременного использования. Установлено несколько радиоприемников. Микрофонная система « Марс -12» являлась основным подводным датчиком, также на всех лодках устанавливалась система подводной связи. не радары Ни на одной серии этого типа устанавливались.

IX- бис серия

[ редактировать ]
С-33 в Черном море, 1942 год.
S-55 отправляется с верфи ВМФ Мэр-Айленд, Тихий океан, 1942 год.

Вместо немецких двигателей устанавливались турбодизели 1D отечественного производства. В отличие от зарубежных аналогов они имели (при той же мощности) несколько более высокие скорости и были нереверсивными. Для размещения турбокомпрессоров и других дополнительных систем были увеличены выпускные коллекторы и полностью переработаны различные подсистемы. Кроме того, использовались аккумуляторы отечественного производства. Открытый мост был переработан по просьбе экипажей, вернувшись к традиционному закрытому типу. В дальнейшем в ходе войны лодки были оснащены радиодиректором «Бурун-М» , а радиостанции получили модернизацию. Некоторые лодки также были оборудованы перископическими антеннами, позволяющими использовать радиосвязь на перископных глубинах, а ASDIC на большинстве лодок был установлен , что значительно повысило эффективность патрулирования и огня.

С-56 сохранился как корабль-музей и выставлен во Владивостоке .

IX- бис -2 серия

[ редактировать ]

В эту серию было внесено множество незначительных улучшений, в основном для снижения стоимости и времени производства. Сварку начали применять и при строительстве прочного корпуса.

Проект 97

[ редактировать ]

В начале 1940-х годов началась масштабная модернизация серии, включавшая новые двигатели, увеличенную торпедную нагрузку и цельносварной прочный корпус, но война прервала работы, и все шесть лодок первой серии были затоплены вскоре после закладки.

Послевоенный

[ редактировать ]

Две подводные лодки этого класса, С-52 и С-53 , а также две советские подводные лодки класса М и две «Щука» подводные лодки класса (в лизинге С-121 и С-123 ) были переданы ВМФ Народно-освободительной армии в июне. 1954 года, став, таким образом, основой подводных сил Китайской Народной Республики . Еще две подводные лодки S-класса, С-24 и С-25 , были проданы Китаю несколько лет спустя. Купленные Китаем подводные лодки получили новые имена, а две арендованные подводные лодки класса «Щука» — нет. С-52 , С-53 , С-24 и С-25 были переименованы в Китае. Они соответственно:

  • Новый Китай 11 (Номер: 421)
  • Новый Китай 12 (Номер: 422)
  • Новый Китай 13 (Номер: 423)
  • Новый Китай 14 (Номер: 424) [ 1 ]
Имя Введен в эксплуатацию Судьба
С-1 23 сентября 1936 г. Первоначально обозначался Н-1 , переименован в S-1 в 1937 году ; затоплен 23 июня 1941 года в Либаве, чтобы предотвратить захват немцами. Поднят немцами и использовался в качестве экспериментального судна, пока не затонул 7 августа 1943 года.
С-2 11 сентября 1936 г. Первоначально обозначался Н-2 , переименован в С-2 в 1937 году ; потоплен 3 января 1940 года на финской мине у Мяркета в территориальных водах Швеции. Обломки обнаружены 1 июня 2009 г.
С-3 8 июля 1938 г. Первоначально обозначался Н-3 , переименован в С-3 в 1937 году ; потоплен 24 июня 1941 года в Либаве в надводном бою с катерами S-60 и S-35.

IX- бис серия

[ редактировать ]
Имя Введен в эксплуатацию Судьба
С-4 30 октября 1939 г. Вероятно, протаранил и потопил 7 января 1945 года в Данцигском заливе немецким миноносцем Т3 ; затонувший корабль найден в 2013 году и опознан в 2014 году.
С-5 30 октября 1939 г. Потоплен 28 августа 1941 года на мине в Финском заливе ; обломки, найденные в 2012 году
С-6 30 октября 1939 г. Пропал без вести после 6 августа 1941 г.; потоплен немецкой миной у острова Эланд, Швеция; обломки, найденные в 2012 году
С-7 30 июня 1940 г. Торпедирован и потоплен 21 октября 1942 года в Аландском море финской подводной лодкой Vesihiisi ; затонувший корабль обнаружен в июле 1998 г.
С-8 30 июня 1940 г. Пропал без вести после 11 октября 1941 года. Предполагается, что он затонул на мине у острова Суурсаари, но был найден в 1999 году у острова Эланд , Швеция.
С-9 31 октября 1940 г. Пропал без вести после августа 1943 г.; предположительно затонул на мине недалеко от Лавенсаари или в Нарвском заливе. Тело одного члена экипажа было найдено 4 сентября на острове Сескар.
С-10 25 декабря 1940 г. Пропал без вести после 25 июня 1941 г.; вероятно, затонул около 28 июня 1941 года на минах в Ирбенском проливе ; обломки, найденные в 2017 году
С-11 27 июня 1941 г. Потоплен на мине 2 августа 1941 года у побережья Хийумаа , Эстония. Обломки нашли в 1949 году, подняли в 1955 году и разобрали в 1957-1958 годах.
С-12 24 июля 1941 г. Пропал без вести после 1 августа 1943 г.; предположительно затонул на минах к северу от Найссаара , Эстония; обломки, найденные в 2018 году
С-13 31 июля 1941 г. Списан 7 сентября 1954 г., разбит 17 декабря 1956 г. и списан.
С-27 Не введен в эксплуатацию Отменено в июле 1941 г.
С-28 Не введен в эксплуатацию Отменено в июле 1941 г.
С-29 Не введен в эксплуатацию Отменено в июле 1941 г.
С-30 Не введен в эксплуатацию Отменено в июле 1941 г.
С-31 19 июня 1940 г. Списан 14 марта 1955 г.; служила плавучей зарядной станцией ПЗС-23 до 1975 года, затем снова выведена из эксплуатации и сдана на слом.
С-32 19 июня 1940 г. Пропал без вести после 26 июня 1942 г.; вероятно, разбомблен и потоплен немецким самолетом к югу от Крыма
С-33 18 ноября 1940 г. Списан 14 марта 1955 г.; служила плавучей зарядной станцией ПЗС-22 (позже РЗС-22 ) до 1978 года, затем снова выведена из эксплуатации и сдана на слом.
С-34 29 марта 1941 г. Пропал без вести после 8 ноября 1941 г.; вероятно, потоплен 12 ноября 1941 года миной флангового заграждения, заложенной румынскими минными заградителями Амиралом Мургеску и Дачией. [ 2 ] или болгарским оборонительным полем С-39 [ 3 ] [ 4 ]
С-35 2 июня 1948 г. Некомплектный корпус эвакуировали из Николаева в середине августа 1941 года, строительство приостановили. Халл вернулся в Николаев в 1946 году, и строительство возобновилось. Списан 17 февраля 1956 г., разбит 15 марта 1962 г.
С-36 Не введен в эксплуатацию Так и не закончил; затоплен в Николаеве 15 августа 1941 г. для предотвращения захвата немцами.
С-37 Не введен в эксплуатацию Так и не закончил; затоплен в Николаеве 15 августа 1941 г. для предотвращения захвата немцами.
С-38 Не введен в эксплуатацию Так и не закончил; затоплен в Николаеве 15 августа 1941 г. для предотвращения захвата немцами.
С-45 Не введен в эксплуатацию Отменено 22 июня 1941 г.
С-46 Не введен в эксплуатацию Отменено 22 июня 1941 г.
С-51 30 ноября 1941 г. Выведен из эксплуатации 7 сентября 1954 г., в 1973 г. преобразован в мемориал.
С-52 9 июня 1943 г. Пострадал 24 августа 1954 г. и передан Китайской Народной Республике.
С-53 30 января 1943 г. Пострадал 24 августа 1954 г. и передан Китайской Народной Республике.
С-54 31 декабря 1940 г. Пропал без вести после 5 марта 1944 г.; вероятно, затонул на мине недалеко от Конгсфьорда, Норвегия.
С-55 25 июля 1941 г. Пропал без вести после 4 декабря 1943 года, возможно, в результате нападения немецких охотников за подводными лодками возле Гамбики или мины.
С-56 20 октября 1941 г. Списан 14 марта 1955 г., в 1975 г. превращен в корабль-музей.
С-101 15 декабря 1940 г. Побит 17 февраля 1956 г., в 1956 г. служил учебным судном, сдан на слом в 1957 г.
С-102 16 декабря 1940 г. Списан 14 марта 1955 г., разбит 30 ноября 1967 г.

IX- бис -2 серия

[ редактировать ]
Имя Введен в эксплуатацию Судьба
С-14 21 апреля 1942 г. Исключен из списков ВМФ 9 февраля 1978 г.
С-15 20 декабря 1942 г. Исключен из списков ВМФ 20 июня 1956 г.
С-16 10 февраля 1943 г. Списан 29 декабря 1955 г., разбит 12 марта 1958 г.
С-17 20 апреля 1945 г. Списан 29 декабря 1955 г., разбит 12 марта 1958 г.
С-18 20 июня 1945 г. Списан 17 февраля 1956 г., разбит 4 октября 1957 г.
С-19 21 февраля 1944 г. Списан 10 декабря 1955 г., затоплен как цель 10 октября 1957 г.
С-20 19 февраля 1945 г. Списан 17 февраля 1956 г., затоплен как цель 10 октября 1957 г.
С-21 29 марта 1946 г. Списан 14 марта 1959 г., разбит 27 ноября 1959 г.
С-22 25 мая 1946 г. Списан 14 марта 1956 г., разбит 30 января 1966 г.
С-23 27 июня 1947 г. Списан 18 апреля 1958 г., разбит 15 сентября 1960 г.
С-24 18 декабря 1947 г. Исключен из списка ВМФ 6 июня 1955 г. и передан Китайской Народной Республике.
С-25 29 марта 1948 г. Исключен из списка ВМФ 6 июня 1955 г. и передан Китайской Народной Республике.
С-26 29 марта 1948 г. Списан 18 апреля 1958 г., разбит 5 февраля 1973 г.
С-39 Не введен в эксплуатацию Так и не закончил; затоплен в Николаеве 15 августа 1941 г. для предотвращения захвата немцами.
С-103 30 июня 1942 г. Исключен из списков ВМФ 29 декабря 1955 г., списан в 1957 г.
С-104 22 сентября 1942 г. Списан 14 марта 1955 г., разбит 19 января 1959 г.
  1. ^ Лай, Бенджамин (2016). Зубы дракона: Народно-освободительная армия Китая — ее история, традиции и возможности в воздухе, на море и на суше в 21 веке . Издательство «Каземат» . ISBN  978-1612003887 .
  2. ^ Михаил Монаков, Юрген Ровер, Сталинский океанский флот: советская военно-морская стратегия и программы кораблестроения 1935-1953 гг ., с. 265
  3. ^ "ВМФ России - ВМФ СССР - Советский Союз (1918-1991) С-34 (+1941)" . www.recksite.eu . Проверено 20 мая 2018 г.
  4. ^ «(Российский) С-34» . sovboat.ru . Проверено 20 мая 2018 г.
[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 54cac167474952e44f59a304e43a1b3d__1716065280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/54/3d/54cac167474952e44f59a304e43a1b3d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Soviet S-class submarine - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)