Японское вторжение в Апарри
Японское вторжение в Апарри | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть кампании на Филиппинах (1941–1942) , Тихоокеанская война. | |||||||
![]() | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
Японское вторжение в Апарри ( филиппинский : Paglusob ng mga Hapones sa Aparri ) 10 декабря 1941 года было одним из серии высадок, предпринятых императорскими японскими войсками в качестве первого шага в их вторжении на Филиппины . Целью было получить контроль над местными взлетно-посадочными полосами, которые можно было использовать в качестве передовых баз истребительной авиации для операций южнее. Первое вторжение произошло на остров Батан за ним последовали Виган , Легаспи , Давао и остров Джоло . 8 декабря 1941 года. В течение следующих нескольких дней [ 1 ]
Расстановка сил
[ редактировать ]До мировой войны Второй Апарри считался крупным портовым городом с населением 26 500 человек. Однако, хотя он и расположен в устье реки Кагаян , он изолирован от остальной части Лусона горными хребтами на востоке, западе и юге. Манила и центральные равнины Лусона были соединены с Апарри маршрутом 5 через узкий перевал Балете на юге или длинным прибрежным маршрутом. Долина Кагаян не рассматривалась американцами как путь вторжения.
Район Апарри теоретически защищали генерала Уэйнрайта силы Северного Лусона . Однако, имея всего несколько человек и большую территорию, которую нужно было прикрыть, Уэйнрайт мог выделить только одну частично обученную и оснащенную дивизию филиппинской армии, 11-ю дивизию, под командованием полковника Уильяма Э. Брогера, для всего северного Лусона . Резервная 11-я дивизия начала мобилизацию только в сентябре, и ее численность составляла всего две трети от утвержденной численности в 1500 человек на полк. Он также страдал от серьезной нехватки техники, включая почти всю артиллерию и транспорт. Эта дивизия имела только один батальон во всей долине Кагаян, и фактически только одна рота находилась в Апарри. [ 1 ] С японской стороны генерал Хомма организовал отряд из 2-го пехотного полка 48-й дивизии IJA под командованием полковника Тору Танаки. Это насчитывало около 2000 человек из 2-го батальона, половины 1-го батальона и штаба полка. Силы вторжения поддерживала флотилия Императорского флота Японии под командованием вице-адмирала Кензабуро Хара в составе лёгкого крейсера «Натори» , эсминцев «Фумизуки » , «Нагацуки » , «Сацуки » , «Миназуки» , «Харукадзэ» , «Хатакадзе» , трёх тральщиков, шести противолодочных катеров и шести транспорты. [ 2 ] Флот выдвинулся из Мако на Пескадорах и прибыл в Апарри еще до рассвета 10 декабря. Десантную операцию прикрывала авиация 24-го и 50-го истребительных полков ИААФ , выброшенная с захваченного накануне аэродрома на острове Батан. [ 1 ]
Приземление и последствия
[ редактировать ]Десантная операция в Апарри не встретила сопротивления со стороны американских войск; однако после того, как две роты высадились в бурном море и ветры вынудили перенести дислокацию в Гонзагу , примерно в 20 милях к востоку. Сообщения о высадке вскоре достигли штаба генерала Макартура в Маниле, где правильно предполагалось, что цель заключалась в захвате аэродромов, с которых истребители могли бы развернуться для операций южнее. Однако генерал Уэйнрайт посчитал высадку в Апарри уловкой, призванной разделить его и без того слабую оборону, и решил не оказывать сопротивления, кроме разрушения мостов на пути от перевала Балете. [ 1 ]
Когда японцы разгружались в Гонзаге, два бомбардировщика B-17 Flying Fortress с Кларк-Филд атаковали транспорты. Один из самолетов пилотировал капитан Колин Келли , который сообщил, что атаковал японский линкор и серьезно повредил его, прежде чем тот был сбит. Келли был посмертно награжден Крестом за выдающиеся летные заслуги и широко изображался в пропаганде союзников как первый герой войны , направивший свой поврежденный самолет в дымовую трубу линкора «Харуна» как первый камикадзе ; однако японских линкоров в этом районе не было, и единственными потерями, понесенными японцами в этой атаке, стали легкие повреждения легкого крейсера «Натори» , [ 3 ] и потеря тральщика W-19 , который получил пробоину и выброшен на берег. [ 4 ]
Отряд Танака доложил о захвате аэродрома Апарри к 13.00, а к вечеру — аэродрома Камаланиуган . Строительные войска немедленно приступили к работам по расширению взлетно-посадочных полос и созданию депо. [ 1 ] IJAAF истребителями 50-й полк с 36 Nakajima Ki-27 . Со следующего дня в Апарри действовал [ 5 ]
К 12 декабря отряд Танака также взял под контроль аэродром Тугегарао , расположенный в пятидесяти милях к югу. Поскольку американцы были в бегах, Хомма решил оставить лишь небольшой гарнизон в Апарри и перебросить основную часть своих боевых сил на юг, чтобы помочь силам вторжения в заливе Лингаен . [ 1 ]
Последствия
[ редактировать ]Оглядываясь назад, можно сказать, что высадка японцев на севере Лусона, в том числе в Апарри, не имела особой стратегической или тактической ценности. Захваченные аэродромы были небольшими, и с быстрым продвижением японцев в центральный Лусон вскоре стали ненужными для дальнейших операций. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Первые посадки» . Проверено 18 марта 2014 г.
- ^ Тупой, Пол С. (1978). Боевая история Императорского флота Японии, 1941–1945 гг . Издательство Военно-морского института. п. 30 . ISBN 1299324614 .
- ^ «Имперские крейсеры» . Комбинированный флот.com .
- ^ «IIJN Сапер W-19» . Комбинированный флот.com .
- ^ Чун, Клейтон (2012). Падение Филиппин 1941-42 гг . Издательство Оспри. п. 42. ИСБН 978-1849086097 .