М.В. Вильгельм Густлофф
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2023 г. ) |
![]() «Вильгельм Густлофф» в качестве госпитального корабля перед переоборудованием в вооруженный военный транспорт. Пришвартован в Данциге 23 сентября 1939 года.
| |
История | |
---|---|
Германия | |
Имя | Вильгельм Густлофф |
Тезка | Вильгельм Густлофф |
Владелец | ![]() |
Оператор | Гамбург Юг |
Порт приписки | Гамбург , Германия |
Строитель | Блом и Восс |
Расходы | 25 миллионов ℛ︁ℳ︁ |
Номер двора | 511 |
Заложен | 1 августа 1936 г. |
Запущен | 5 мая 1937 г. |
Завершенный | 15 марта 1938 г. |
Первое путешествие | 24 марта 1938 г. |
В эксплуатации | 1938–1939 |
Не работает | 1 сентября 1939 г. |
Идентификация | Радио ID (DJVZ) |
Судьба | Реквизирован в Кригсмарине 1 сентября 1939 г. |
![]() | |
Имя | Лазаретшифф D (Корабль-госпиталь D ) |
Оператор | ![]() |
Приобретенный | 1 сентября 1939 г. |
В эксплуатации | 1939–1940 |
Не работает | 20 ноября 1940 г. |
Примечания | Начиная с 20 ноября 1940 года переоборудован в плавучие казармы , включая перекраску с цвета госпитального корабля на стандартный темно-серый. |
![]() | |
Имя | Вильгельм Густлофф |
Оператор | ![]() |
Приобретенный | 20 ноября 1940 г. |
В эксплуатации | 1940–1945 |
Не работает | 30 января 1945 г. |
Судьба | Торпедирован и потоплен 30 января 1945 года советской подводной лодкой С-13. |
Примечания | Использовалось в качестве плавучих казарм для Второй учебной дивизии подводных лодок, пока судно не вернулось в строй для перевозки гражданского и военного персонала в рамках операции «Ганнибал». |
Общие характеристики [ 1 ] | |
Класс и тип | Круизный лайнер |
Тоннаж | 25 484 брт |
Длина | 208,5 м (684 футов 1 дюйм) |
Луч | 23,59 м (77 футов 5 дюймов) |
Высота | 56 м (183 фута 9 дюймов) |
Черновик | 6,5 м (21 фут 4 дюйма) |
колоды | 5 |
Установленная мощность | 9500 л.с. (7100 кВт) |
Движение |
|
Скорость | 15,5 узлов (28,7 км / ч; 17,8 миль в час) |
Диапазон | 12 000 миль (22 000 км) на скорости 15 узлов (28 км / ч; 17 миль в час) |
Емкость | 1465 пассажиров (по проекту) в 489 каютах. |
Экипаж |
|
Вооружение |
|
MV Wilhelm Gustloff — немецкий военно-транспортный корабль, потопленный 30 января 1945 года советской подводной лодкой С-13 в Балтийском море при эвакуации гражданского населения и военнослужащих из Восточной Пруссии и оккупированных немцами стран Балтии , а также немецких военнослужащих из Готенхафена ( Гдыня ), по мере наступления Красной Армии . По одной из оценок, [ 3 ] [ 4 ] Погибло 9400 человек, что сделало это крупнейшей гибелью людей в результате затопления одного корабля в истории.
Первоначально построенный как круизный лайнер для нацистской организации « Сила через радость » ( Kraft durch Freude ) в 1937 году, «Вильгельм Густлофф» был реквизирован Кригсмарине ( он служил госпитальным кораблем. немецкий военно-морской флот) в 1939 году. В 1939 и 1940 годах использовался в качестве плавучей казармы для военно-морского персонала в Готенхафене, а затем был оснащен зенитными орудиями и введен в эксплуатацию для перевозки эвакуированных в 1945 году.
Строительство и наименование
[ редактировать ]«Вильгельм Густлофф» был построен на верфях Blohm & Voss . Имея длину 208,5 м (684 фута 1 дюйм), ширину 23,59 м (77 футов 5 дюймов) и грузоподъемность 25 484 брутто-регистровых тонны , он был спущен на воду 5 мая 1937 года.
Первоначально предполагалось, что корабль будет называться «Адольф Гитлер», был назван в честь Вильгельма Густлофа , лидера швейцарского отделения нацистской партии , который был убит еврейским студентом-медиком в 1936 году . но вместо этого он вдове Густлова во время его поминальной службы. [ 5 ] После завершения ходовых испытаний в Северном море с 15 по 16 марта 1938 года был передан владельцам. [ 6 ]
Круизный лайнер
[ редактировать ]Wilhelm Gustloff специально построенным был первым круизным лайнером, для Немецкого трудового фронта ( Deutsche Arbeitsfront , DAF) и использовавшимся дочерней организацией Strength Through Joy ( Kraft durch Freude , KdF). Ее целью было обеспечить развлекательные и культурные мероприятия для немецких функционеров и рабочих, включая концерты, круизы и другие праздничные поездки, а также служить инструментом связей с общественностью, который представлял бы «более приемлемый имидж Третьего рейха ». [ 7 ] Она была флагманом круизного флота KdF, ее последняя гражданская роль до весны 1939 года.
Корабль совершил свой неофициальный первый рейс с 24 по 27 марта 1938 года на борту австрийцев, пытаясь убедить их проголосовать за аннексию Австрии Германией. [ 8 ] 29 марта он отправился в свой второй рейс, перевозя рабочих и их семьи с верфи Blohm & Voss в трехдневный круиз. [ 8 ]
Спасение Пегауэя
[ редактировать ]В свой третий рейс Вильгельм Густлофф покинул Гамбург 1 апреля 1938 года под командованием Карла Люббе, чтобы присоединиться к кораблям KdF Der Deutsche , Oceania и Sierra Cordoba в групповом круизе по Северному морю. [ 8 ] 3 апреля разразился шторм с ветром до 100 километров в час (62 мили в час), который разбил четыре корабля. Между тем, угольное грузовое судно Pegaway водоизмещением 1836 тонн , отправившееся 2 апреля из Тайна в Гамбург, также попало в шторм. Груз и оборудование были смыты с палуб « Пегауэя » , а корабль потерял маневренность, поскольку шторм усилился. К 4 апреля он набрал воду и медленно затонул.
В 4 часа утра капитан Г.В. Уорд из Пегауэя подал сигнал SOS , когда корабль находился в 20 морских милях (37 км) к северо-западу от острова Терсхеллинг , у побережья Нидерландов. [ 8 ] Ближайшим из кораблей, ответивших на сигнал бедствия, был «Вильгельм Густлофф» , который достиг Пегауэя в 6 утра. Она спустила на воду свою спасательную шлюпку № 1 с экипажем из двенадцати человек под командованием второго офицера Мейера. Спасательная шлюпка с веслами не смогла отойти от Пегауэя в сильном волнении и, похоже, нуждалась в спасении. Затем была спущена спасательная шлюпка № 6 с экипажем из десяти человек под командованием второго офицера Шюрмана. Поскольку у него был мотор, он лучше справлялся с волнами.

После первой помощи своим товарищам по спасательной шлюпке № 1 вернуться к Вильгельму Густлоффу , Шюрманн смог добраться до Пегауэя . Один за другим 19 человек на Пегавее прыгнули в море и были переброшены на спасательную шлюпку № 6, причем они и команда спасательной шлюпки вернулись в Вильгельм Густлофф к 7:45 утра. [ 8 ] голландский буксир К этому времени прибыл , но не смог спасти «Пегауэй» , который вскоре откатился влево и затонул. Спасательная шлюпка № 1 была настолько сильно повреждена волнами, что после того, как ее команда поднялась по лестницам в безопасное место на своем корабле, она была брошена по течению, а затем 2 мая ее выбросило на берег Терсхеллинга.

Связь
[ редактировать ]8 апреля 1938 года «Вильгельм Густлофф» под командованием капитана Люббе отправился из Гамбурга в Англию, где бросил якорь на расстоянии более 5,6 км (3 морских миль) от берега Тилбери , чтобы оставаться в международных водах. Это позволило ей действовать как плавучий избирательный участок для граждан Германии и Австрии, проживающих в Англии, которые хотели проголосовать на приближающемся плебисците по вопросу объединения Германии с Австрией. В течение 10 апреля 1172 немца и 806 австрийских избирателей, имеющих право голоса, были переправлены между доками Тилбери на корабль, где 1968 голосов было отдано за профсоюз и десять проголосовали против. [ 9 ] После завершения голосования Вильгельм Густлофф уехал и 12 апреля прибыл в Гамбург.
Совершив дальнейшее путешествие с 14 по 19 апреля 1938 года, корабль отправился в Остерфарт (Пасхальное путешествие) перед своим фактическим официальным первым рейсом, который был предпринят с 21 апреля по 6 мая 1938 года, когда он присоединился к Der Deutsche , Океании и Сьерра-Кордове. в групповом круизе на острова Мадейра . На второй день плавания 58-летний капитан Люббе скончался на мостике от сердечного приступа. Его заменил Фридрих Петерсен, который командовал Вильгельмом Густлоффом до конца круиза. Петерсен покинул корабль, пока не вернулся в качестве капитана в ее роковое путешествие. [ 10 ]
Кондор Легион
[ редактировать ]С 20 мая по 2 июня 1939 года «Вильгельм Густлофф» был отвлечен от прогулочных круизов. Вместе с семью другими кораблями флота KdF она перевезла Легион Кондор обратно в Германию из Испании после победы националистических сил под командованием генерала Франсиско Франко в гражданской войне в Испании .
С 14 марта 1938 года по 26 августа 1939 года корабль принял более 80 000 пассажиров, совершив в общей сложности 60 рейсов по всей Европе. [ 6 ]
Военная карьера
[ редактировать ]
С сентября 1939 по ноябрь 1940 года «Вильгельм Густлофф» служил госпитальным кораблем , официально получившим обозначение «Lazarettschiff D» . Начиная с 20 ноября 1940 года с корабля было снято медицинское оборудование, и он был перекрашен из цвета госпитального корабля из белого с зеленой полосой в стандартный темно-серый. [ 11 ] В результате блокады союзниками немецкого побережья он использовался в качестве казармы примерно для 1000 курсантов подводных лодок 2-й учебной дивизии подводных лодок (2. Unterseeboot-Lehrdivision ) в порту Гдыня , оккупированном Германии и переименован в Готенхафен , расположенный недалеко от Данцига ( Гданьск ). Вильгельм Густлофф просидел там на скамье подсудимых более четырех лет. В 1942 году SS Cap Arcona использовался в качестве дублера RMS Titanic в немецкой киноверсии катастрофы . В фильме, снятом в Готенхафене, в массовке выступала 2-я учебная дивизия подводных лодок. В конце концов, «Вильгельм Густлофф» вернулся в строй для перевозки гражданских лиц и военного персонала в рамках операции «Ганнибал».
Операция Ганнибал - эвакуация
[ редактировать ]Операция «Ганнибал» представляла собой морскую эвакуацию немецких войск и гражданского населения из Восточной Пруссии и оккупированных немцами стран Балтии по мере наступления Красной Армии с востока. Последнее путешествие Вильгельма Густлофа заключалось в эвакуации гражданского населения, немецкого военного персонала и технических специалистов из Курляндии , Восточной Пруссии и Данцига-Западной Пруссии . Многие из них работали на передовых оружейных базах в Прибалтике. [ 12 ] от Готенхафена до Киля . [ 13 ]
В списках экипажа и пассажиров корабля указано 6050 человек на борту, но в их число не входят многие люди, которые поднялись на борт корабля, не будучи указаны в официальных протоколах посадки. Хайнц Шён, немецкий архивариус и выживший в Густлове , исследовал затопление в 1980-х и 1990-х годах. Он пришел к выводу, что на корабле находился экипаж из 173 человек (вспомогательные силы ВМФ); 918 офицеров, унтер-офицеров и солдат 2-й Unterseeboot-Lehrdivision ; 373 женщины-помощницы военно-морского флота; 162 раненых солдата; и 8 956 гражданских лиц, всего 10 582 пассажира и экипажа. [ 13 ] Среди пассажиров, помимо гражданских лиц, были сотрудники гестапо , члены организации Тодта и нацистские чиновники со своими семьями. [ 14 ] [ 15 ] Судно было переполнено, и из-за высокой температуры и влажности внутри многие пассажиры проигнорировали приказ не снимать спасательные жилеты . [ 16 ] Помимо этнических немцев, на борту находились литовцы, латыши, поляки, эстонцы и хорваты, некоторые из которых стали жертвами нацистской агрессии. [ 17 ]
Корабль вышел из Готенхафена в 12:30 30 января 1945 года в сопровождении двух торпедных катеров и пассажирского лайнера «Ганза» , перевозившего гражданских лиц и военнослужащих. У «Ганзы» и одного торпедного катера возникли механические проблемы, и они не смогли продолжить движение, оставив «Вильгельму Густлоффу» один эскортный миноносец « Лёве» (бывший «Гиллер» ). [ 18 ] На борту корабля было четыре капитана ( «Вильгельма Густлофа капитан », два капитана торгового флота и капитан подводной лодки, находившейся на судне), и они не пришли к единому мнению о том, как лучше всего действовать для защиты от атак подводных лодок. Вопреки совету военачальника, капитан-лейтенанта Вильгельма Зана (подводника, который выступал за курс на мелководье вблизи берега и без огней), капитан «Вильгельма Густлофа » Фридрих Петерсен решил взять курс на глубокую воду, о которой было известно быть разминированным . Когда он получил загадочное радиосообщение о приближающемся конвое немецких тральщиков , Петерсен решил активировать красные и зеленые навигационные огни своего корабля , чтобы избежать столкновения в темноте, что позволило Вильгельма Густлоффа легко обнаружить в темноте.
Поскольку «Вильгельм Густлофф» был оснащен зенитными орудиями , а немцы не отмечали его как госпитальный корабль, никаких уведомлений о его работе в качестве госпиталя не было. [ нужна ссылка ] Поскольку он перевозил военнослужащих, никакой защиты в качестве госпитального корабля по международным соглашениям он не имел. [ 19 ]
Тонущий
[ редактировать ]Вильгельм Густлофф вскоре был замечен советской подводной лодкой С-13 под командованием капитана Александра Маринеско . Датчик подводной лодки на борту миноносца сопровождения замерз, что сделало его неработоспособным, как и ее зенитные орудия, оставив корабли беззащитными. Маринеско следовал за кораблями по правому борту (в сторону моря) в течение двух часов, прежде чем сделать смелый шаг, всплыв на поверхность своей подводной лодки и направив ее вокруг кормы «Вильгельма Густлоффа » , чтобы атаковать ее с левого борта, ближе к берегу, откуда будет осуществляться атака. менее ожидаемо. Около 21:00 ( центральноевропейское время ) Маринеско приказал своей команде запустить четыре торпеды по Вильгельма Густлоффа » левому борту « , примерно в 30 км (16 морских миль; 19 миль) от берега, между Гроссендорфом и Лебой . [ нужна ссылка ]
Все три успешно выпущенные торпеды попали в Вильгельма Густлофа с левого борта. корабля Первый попал в носовую часть , в результате чего водонепроницаемые двери закрыли зону, где спали неработающие члены экипажа. Второй удар попал в жилые помещения женского военно-морского флота, расположенные в осушенном плавательном бассейне корабля. Он сместил плитку бассейна на высокой скорости, что привело к большому числу жертв; только три из 373 расквартированных там женщин выжили. Третья торпеда попала прямо в машинное отделение, расположенное на миделе корабля , отключив все электропитание и связь.
Сообщается, что удалось спустить только девять спасательных шлюпок; остальные замерзли в шлюпбалках , и их пришлось высвобождать. Примерно через двадцать минут после попадания торпеды Вильгельм Густлофф внезапно так резко накренился влево, что спасательные шлюпки, спущенные на высоком правом борту, врезались в накренившийся борт корабля, разрушив множество спасательных шлюпок и высыпав находившихся в них людей. [ 16 ]
Многие погибшие были вызваны либо непосредственно торпедами, либо утоплением в набегающей воде. Некоторые погибли из-за первоначальной давки, вызванной паникующими пассажирами на лестницах и палубах. Многие пассажиры прыгнули в ледяную Балтику. Температура воды в Балтийском море в конце января обычно составляет около 4 ° C (39 ° F); однако это была особенно холодная ночь с температурой воздуха от -10 до -18 ° C (от 14 до 0 ° F), а льдина поверхность покрывала . Большинство погибших скончались от воздействия ледяной воды. [ 20 ]
Менее чем через 40 минут после удара Вильгельм Густлофф лежала на боку. Десять минут спустя она затонула носом вперед на глубине 44 м (144 фута).
Немецким войскам удалось спасти 1252 человека: торпедный катер Т36 спас 564 человека; миноносец Löwe , 472; тральщик М387 , 98; тральщик М375 , 43; тральщик М341 , 37; пароход «Геттинген» , 28; катер-торпедоносец ( Torpedofangboot ) TF19,7 ; грузовое судно «Готенланд» — два; и патрульный катер ( Vorpostenboot ) V1703 , один малыш. [ 16 ] Тринадцать из выживших позже умерли. Все четыре капитана корабля «Вильгельм Густлофф» пережили ее затопление; Официальное военно-морское расследование было возбуждено только против лейтенанта-коммандера Зана. Однако степень его ответственности так и не была определена из-за краха нацистской Германии в 1945 году. [ 21 ]
Потери
[ редактировать ]По данным исследования Хайнца Шена, потери в результате затопления « Вильгельма Густлоффа» составили «9 343 мужчины, женщины и дети». [ 22 ] Его более поздние исследования подкреплены оценками, полученными другим методом. Эпизод «Неразгаданная история» , вышедший в эфир в марте 2003 года. [ 3 ] на канале Discovery провел компьютерный анализ затопления. Используя программное обеспечение Maritime Exodus , [ 23 ] По оценкам, из более чем 10 600 человек, находившихся на борту, погибло 9600 человек, если принять во внимание плотность пассажиров на основе отчетов очевидцев, а также моделирование путей эвакуации и живучести с учетом графика затопления. [ 24 ]
Последствия
[ редактировать ]Многие корабли были потоплены во время войны союзниками и державами Оси . [ 25 ] Однако, судя по последним оценкам количества пассажиров и тех, кто, как известно, был спасен, затопление «Вильгельма Густлофа» остается, безусловно, самой крупной гибелью людей в истории мореплавания в результате затопления одного судна.
Около 1000 немецких военно-морских офицеров и моряков находились на борту и погибли при затоплении « Вильгельма Густлофа» . Женщины, находившиеся на борту корабля во время затопления, были ошибочно описаны советской пропагандой как « сотрудники СС из немецких концентрационных лагерей ». [ 26 ] Однако среди пассажиров было 373 женщины-вспомогательного военно-морского флота, из которых выжили только трое.
В ночь с 9 на 10 февраля, всего через одиннадцать дней после затопления, С-13 потопила еще один немецкий корабль «Генерал фон Штойбен» , унеся жизни около 4500 человек.
Прежде чем потопить «Вильгельма Густлофа» , капитан Маринеско предстал перед военным трибуналом из-за проблем с алкоголем и за то, что его поймали в борделе , когда он и его команда были не на дежурстве. Советское правительство сочло Маринеско «не подходящим для роли героя». Вместо присвоения звания Героя Советского Союза за затопление он был награжден меньшим орденом Красного Знамени . В октябре 1945 года он был понижен в звании до лейтенанта и с позором уволен из ВМФ СССР .
В 1960 году Маринеско был восстановлен в звании капитана третьего класса и получил полную пенсию ; в 1963 году ему была вручена традиционная церемония звания капитана по успешному возвращению с задания. Он умер три недели спустя в возрасте 50 лет от рака. посмертно удостоил Маринеско звания Героя Советского Союза В 1990 году генеральный секретарь СССР Михаил Горбачев . [ 27 ]
Писатель Гюнтер Грасс сказал в интервью, опубликованном The New York Times в апреле 2003 года: «Одной из многих причин, по которой я написал «Крабволк», было желание отвести тему от крайне правых... Они сказали, что трагедия Вильгельма Густлофа была военным преступлением. . Это не было. Это было ужасно, но это был результат войны, ужасный результат войны». [ 28 ]
Обломки
[ редактировать ]

На польских навигационных картах отмечен как «Препятствие № 73». [ 29 ] и классифицирован как военная могила , Вильгельм Густлофф покоится в 55 ° 04'22 "N 17 ° 25'17" E / 55,0729 ° N 17,4213 ° E , примерно в 19 морских милях (35 км; 22 мили) от берега, к востоку от Лебы и к западу от Владыславово (бывшие Леба и Гроссендорф соответственно). Это одно из крупнейших кораблекрушений на дне Балтийского моря, которое вызвало большой интерес со стороны охотников за сокровищами, ищущих затерянную Янтарную комнату . Чтобы защитить имущество, находящееся на борту военной могилы, а также сам затонувший корабль и окружающую среду, Польское морское ведомство в Гдыне запретило дайвинг в радиусе 500 м (1600 футов) от затонувшего корабля. [ 30 ]
В 2006 году колокол, извлеченный из места крушения и впоследствии использовавшийся в качестве украшения в польском ресторане морепродуктов, был передан в аренду частной выставке «Вынужденные пути» в Берлине . [ 31 ]
Популярная культура
[ редактировать ]- Книги:
- Гюнтер Грасс : Im Krebsgang , что переводится на английский как Crabwalk . Сочетает в себе исторические элементы, такие как затопление « Вильгельма Густлофа» , с вымышленными элементами, такими как главные персонажи и события книги.
- Рута Сепетис : Соль для моря . Историческая фантастика для молодежи о жизни четырех вымышленных персонажей во время эвакуации Восточной Пруссии и затопления корабля «Вильгельм Густлов» . Обладатель медали Карнеги (2017).
- « В автобиографии американского актера немецкого происхождения Эрика Бредена , опубликованной издательством Harper Collins в 2017 году, рассказывается о том, как он выжил после затопления теплохода Вильгельм Густлофф» .
- В прологе « Полярного сдвига» рассказывается о затоплении корабля, на борту которого находится боец Сопротивления, пытающийся вывезти ученого из рук нацистов.
- Роман «Другая сторона молчания» . Лондон: «Кверкус» Филипа Керра включает в свой сюжет затопление теплохода « Вильгельм Густлофф» , сочетая точные исторические факты и вымышленных персонажей.
- «Med Ilden I ryggen», датская книга, написанная в 1999 году, вымышленные персонажи рассказывают, каково было на корабле «Вильгельм Густлофф» во время затопления. [ нужна ссылка ]
- Фильмы:
- Darkness Fell on Gotenhafen (« Ночь опустилась на Готенхафен »), художественный фильм Фрэнка Висбара , 1960
- Die Gustloff , двухсерийный телефильм Йозефа Вильсмайера , 2008 г.
- Документальные фильмы:
- «Подводная лодка-убийца», эпизод сериала « Тайны истории » , 1999 год.
- Великий побег. Большой побег. Затопление Вильгельма Густлофа , 2001.
- «Затопление «Вильгельма Густлофа», Морские охотники (телепрограмма), 2002 г.
- «Вильгельм Густлофф: самая смертоносная морская катастрофа в мире», «Неразгаданная история » (телепрограмма), 2003.
- Призраки Балтийского моря, 2006.
- Тонущий суперкорабль Гитлера, 2008. Документальный фильм National Geographic, в котором использованы обширные кадры из немецкого мини-сериала 2008 года.
- Триумф и трагедия Вильгельма Густлофа , 2012.
См. также
[ редактировать ]- MV Goya , еще один корабль, принимавший участие в операции «Ганнибал», также был потоплен советской подводной лодкой, в живых осталось всего 183 человека из 7000 пассажиров и экипажа.
- Советский госпитальный корабль «Армения» , потопленный немецкой авиацией, в живых осталось всего 8 человек из 5000–7000 пассажиров и экипажа.
- СС Кап Аркона
- МВ Ава Мару
- Iosif Stalin
- Германия
- Тильбек
- Ланкастрия
- РМС Лузитания
- Монтевидео Мару
- Список по числу погибших кораблей, потопленных подводными лодками
- Список морских катастроф
- Список кораблекрушений
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Грёнер 1988 , стр. 33–35.
- ↑ Прибрежные силы Кригсмарине Гордон Уильямсон, стр. 39, Osprey Publishing, 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Вильгельм Густлофф: самые смертоносные морские катастрофы в мире». Неразгаданная история , канал Discovery. Сезон 1, серия 14. (Исходная дата выхода в эфир: 26 марта 2003 г.)
- ^ Бегли, Сара (29 января 2016 г.). «Забытая морская трагедия, которая была в 6 раз смертоноснее Титаника» . Время . Проверено 1 июня 2018 г.
- ^ "Вы знали?" . www.wilhelmgustloff.com . Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 года . Проверено 15 февраля 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б «Путешествие на борту «Вильгельма Густлофа и Роберта Лей» . Музей Вильгельма Густлофа . Проверено 14 марта 2019 г.
- ^ Уильямс, Дэвид, Катастрофы на море во время войны , Патрик Стивенс Лимитед, Nr Yeovil, Великобритания, 1997, стр. 227.
- ^ Jump up to: а б с д и Петрушкевич, Эдвард (ноябрь 2018 г.), «Спасатель Северного моря», отгрузки ежемесячно : 24–31.
- ^ «Лондонский избирательный участок: аннексия Австрии» . Музей Вильгельма Густлофа . Проверено 14 марта 2019 г.
- ^ «Официальное» первое плавание «Вильгельма Густлова» 21 апреля 1938 г. – 6 мая 1938 г.» . Музей Вильгельма Густлофа . Проверено 17 марта 2019 г.
- ^ «2-я дивизия подготовки подводных лодок» . wilhelmgustloffmuseum.com . Проверено 12 ноября 2019 г.
- ^ Подводные лодки российского и советского военно-морского флота, 1718–1990 , Фон Норман Полмар, Юрриен Нут, стр. 190, Naval Institute Press (1991)
- ^ Jump up to: а б Пайпс, Джейсон. Мемориал Вильгельму Густлову
- ^ Принс, Кэтрин Дж. (2012). Смерть на Балтике: затопление корабля «Вильгельм Густлофф» во время Второй мировой войны . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. п. 119.
- ^ Рипер, Э. Вторая мировая война в Балтийском море . стр. 614.
- ^ Jump up to: а б с «Тонущий» . www.wilhelmgustloff.com . Архивировано из оригинала 30 марта 2015 года . Проверено 12 ноября 2019 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «Забытая морская трагедия, более смертоносная, чем Титаник» . Время . Проверено 21 ноября 2018 г.
- ^ «Торпедный катер Lion 1940–1959 класса Слейпнера» .
- ^ Проект Авалон - Законы войны: адаптация к морской войне принципов Женевской конвенции (Гаага X); 18 октября 1907 г. Архивировано 12 мая 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Роджер Мурхаус (19 июня 2013 г.): Смерть в истории Балтии сегодня , получено 19 июня 2013 г.
- ^ «Зан» . www.wilhelmgustloff.com . Архивировано из оригинала 12 марта 2016 года . Проверено 12 ноября 2019 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Пайпс, Джейсон. В «Мемориале трубкам Вильгельма Густлова» Шён сообщает в «Катастрофе Густлова» , что погибло 9 343 человека.
- ^ Группа инженеров пожарной безопасности, Гринвичский университет. морское программное обеспечение EXODUS. Текущий исход продуктов . В частности: maritimeEXODUS Модель эвакуации для морской среды.
- ^ Майкл Лея, Ссылки (источник на немецком языке)
- ↑ Морские катастрофы Джорджа Мартина во время Второй мировой войны. Архивировано 27 января 2008 года в Wayback Machine.
- ^ "Потопленный миф" . Archived from the original on 15 August 2009 . Retrieved 12 March 2008 .
- ^ "Перевод страницы Маринеско с сайта www.warheroes.ru" .
- ^ Верховая езда, Алан. «Все еще заинтригован тенями истории; Гюнтер Грасс обеспокоен последствиями войны». «Нью-Йорк Таймс» , 8 апреля 2003 г.
- ^ на Ирвина Дж. Каппеса Ссылки
- ^ «ПРИКАЗ № 9 ДИРЕКТОРА МОРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ГДЫНЕ от 23 мая 2006 года о запрете дайвинга на затонувшие корабли - военные могилы» . МОРСКОЙ ОФИС В ГДЫНЕ . Архивировано из оригинала 30 января 2020 года . Проверено 30 января 2020 г.
- ↑ Марк Ландлер Поляки возмущены берлинской выставкой, первоначально опубликованной в The New York Times , 30 августа 2006 г.
Библиография
[ редактировать ]- Добсон, Кристофер; Миллер, Джон; Пейн, Рональд (1979). Самая жестокая ночь . Лондон: Ходдер и Стоутон. ISBN 0-340-22720-6 .
- Грёнер, Эрих (1988). Немецкие военные корабли 1815–1945 гг. (на немецком языке). Том V: Вспомогательные суда II: госпитальные суда, жилые суда, учебные корабли, исследовательские машины, транспортные средства портовых операций. Кобленц: Бернард и Грефе . ISBN 3-7637-4804-0 .
- Хит, Тим и Коколин, Микела; Потерянное государство Гитлера: падение Пруссии и трагедия Вильгельма Густлофа (Pen and Sword Military, 2020).
- Каппес, Ирвин Дж.; Величайшая морская катастрофа в истории... и почему вы, вероятно, никогда о ней не слышали. Архивировано 28 августа 2011 года в Wayback Machine , 2003 год.
- Лея, Майкл; Die letzte Fahrt der «Wilhelm Gustloff» ; ZDF (1 августа 2005 г.) сообщает, что более ранние оценки примерно в 6000 утонувших были пересмотрены более поздними источниками в сторону увеличения до примерно 9300. Статья на немецком языке.
- Мурхаус, Роджер; Корабль судьбы: История теплохода «Вильгельм Густлофф» (независимое издание, 2018).
- Нивен, Билл; «Хороший капитан и плохой капитан: «Die Gustloff» Йозефа Вильсмайера и эрозия сложности» в журнале German Politics & Society Vol. 26, № 4 (89), Специальный выпуск: Динамика памяти в Германии XXI века (зима 2008 г.), стр. 82–98.
- Пайпс, Джейсон; Мемориал Вильгельму Густлову .
- Принс, Кэтрин Дж.; Смерть на Балтике: затопление корабля «Вильгельм Густлофф» во время Второй мировой войны (St. Martin's Press, 2013).
- Отлично, Хайнц; Катастрофа Густлова (Motorbuch Verlag, Штутгарт, 2002 г.).
- Селлвуд, А.В.; Проклятые не тонут (TBS The Book Service Ltd, Лондон, 1974).
- Уильямс, Дэвид; Катастрофы военного времени на море (Patrick Stephens Limited, Nr Yeovil, Великобритания, 1997) ISBN 1-85260-565-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бишоп, Ли; Экспедиция затонувших кораблей, май 2003 г., под руководством Майка Боринга , 2003 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Подробности, карта и информация о местоположении на сайте www.wrecksite.eu (на английском, немецком, французском и голландском языках)
- Вильгельма Густлофа 1938 года. Корабль без классов - Агитационный фильм
- Maritimequest Wilhelm Gustloff Фотогалерея
- Хронология канала National Geographic
- Потопление Густлова (Фильм о выживших в Густлове )
- Музей Вильгельма Густлофа – лучший визуальный рекорд
- ( https://web.archive.org/web/20160404122412/http://iksanov.livejournal.com/142701.html Вильгельма Густлофа ] Галерея изображений высокого разрешения
- ( https://www.theneweuropean.co.uk/brexit-news-voyage-of-the-doomed-the-unknown-story-of-the-world-68334/ 25 января 2020 г. — РЭЙ КЕРШО исследует его сложное наследие. ... Путешествие обреченных: неизвестная история самой страшной морской катастрофы в мире.
- Круизные лайнеры Германии
- Корабли, потопленные советскими подводными лодками
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Балтийском море
- Корабли постройки в Гамбурге
- корабли 1937 года
- Госпитальные корабли во Второй мировой войне
- 1945 год в Германии.
- Морские инциденты в январе 1945 г.
- Кораблекрушения Польши