Jump to content

Вильгельм Зан

Вильгельм Зан
Рожденный ( 1910-07-29 ) 29 июля 1910 г.
Умер 14 ноября 1976 г. ( 1976-11-14 ) (66 лет)
Верность  Нацистская Германия
Услуга/ ветвь  Военно-морской
Классифицировать Лейтенант-коммандер
Команды Ю-56
Ю-69
Битвы/войны Битва за Атлантику

Вильгельм Зан (29 июля 1910 г. - 14 ноября 1976 г.) [ 1 ] был немецким офицером Кригсмарине во время Второй мировой войны . Он был первым вахтенным офицером подводной лодки , затем стал командиром подводной лодки и, наконец, получил звание корветтенкапитана . 1 апреля 1943 года [ 2 ] В качестве командира U-56 он смог избежать обнаружения эсминцами, окружавшими HMS Nelson , и подошел в непосредственной близости к британскому флагману, выпустив по нему три торпеды, пока на борту находился Уинстон Черчилль и высшее военное командование британского флота. После этого инцидента он стал широко известен среди корпуса подводников подводных лодок как «Человек, который чуть не убил Черчилля». [ 3 ] Он был одним из командиров во время гибели теплохода « Вильгельм Густлофф» , который был описан как « Адольфа Гитлера » Титаник . [ 4 ]

Действия подводной лодки

[ редактировать ]

В 10 часов утра 30 октября 1939 года [ 5 ] [ 6 ] Зан был командиром U-56 , когда ему удалось избежать обнаружения 10 эсминцами и линейным крейсером « Худ» . [ 7 ] защищая Флот Метрополии к западу от Оркнейских островов , и находился на расстоянии удара от HMS Nelson и Rodney . [ 5 ]

Без ведома Зана, [ 8 ] На борту флагманского корабля HMS Nelson находился первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль . [ 6 ] Адмирал флота сэр Чарльз Форбс и адмирал сэр Дадли Паунд, который был Первым морским лордом . в то время [ 9 ] [ 10 ] Поводом для собрания стало решение Уинстона Черчилля созвать конференцию с руководством британского флота из-за катастрофического затопления HMS Royal Oak , в результате которого погибло 833 военнослужащих. подводной лодкой [ 8 ]

По словам Зана, три крейсера направлялись прямо к позиции его подводной лодки, что делало любую его атаку практически невозможной, как вдруг они отклонились на двадцать-тридцать градусов от своего предыдущего курса, открыв поле атаки и выведя его в прямая линия огня с HMS Nelson и HMS Rodney . [ 5 ] [ 8 ] «Родни» был головным кораблем конвоя, и Зан решил подождать, пока он пройдет, и сосредоточил свое внимание на Нельсоне . [ 5 ] Подводная лодка подошла к кораблю на расстояние прямого выстрела в 800 метров, и шансы Зана поразить и потопить ее были высоки. [ 6 ] [ 10 ]

Торпеда G7e (в центре), аналогичная той, что использовалась U-56 против «Нельсона» . [ 11 ] [ 12 ]

Он выпустил три торпеды из U-56 . трех торпедных аппаратов [ 12 ] в сторону флагмана. Никаких взрывов не произошло, но две торпеды предположительно попали в корпус «Нельсона » : один из операторов гидролокатора U-56 утверждал, что слышал звук удара о «Нельсона » . корпус [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 13 ] Третья торпеда впоследствии взорвалась в море, не причинив ущерба. [ 9 ] Этот инцидент был описан как «самый важный случай затопления» конфликта. [ 6 ] После нападения Зан стал широко известен среди подводников подводных лодок как «Человек, который чуть не убил Черчилля». [ 3 ]

После атаки Зан приказал подводной лодке спуститься на более глубокий уровень, чтобы избежать глубинных бомб, поскольку эсминцы уже обнаружили ее присутствие. Вечером Зан приказал U-56 всплыть, а затем отправил радиосообщение в Берлин со списком целей группы, включая HMS Rodney . Задержка передачи информации была вызвана депрессией Зана, вызванной промахом по цели. Если бы этой задержки с докладом Зана не произошло, немецкое командование могло бы послать U-58 , находившуюся в тот момент в этом районе, для возобновления атаки на британские объекты. [ 5 ]

Из-за того, что ему не удалось уничтожить « Нельсон», Зан впал в депрессию, и Карл Дёниц почувствовал себя обязанным освободить его от командования U-56 и отправил обратно в Германию, чтобы он стал инструктором. [ 13 ] [ 14 ] Позже, в своих мемуарах, Дёниц назвал неудавшуюся атаку U-56 «исключительно серьёзной неудачей», но не стал винить Зана, чью смелость в присутствии эсминцев он похвалил, сказав: «Командир, нанесший атаку с большим дерзкий в окружении двенадцати эсминцев сопровождения, был настолько подавлен этой неудачей, в которой он никоим образом не был виноват, что я почувствовал себя обязанным отозвать его на время от активных действий и нанять в качестве инструктора у себя дома». [ 13 ] Вдобавок Дёниц получил отчеты от своих людей о проблемах с неисправными торпедами G7e , которые они использовали, и знал, что неисправности были вызваны неисправными торпедами. [ 12 ] В конце концов Зан выздоровел и позже в том же году получил командование U-69 . [ 14 ]

Флот Метрополии находился в море с 23 по 31 октября, сопровождая британские железорудные корабли из Нарвика в Англию. Флот метрополии вернулся в Лох-Эве 31 октября 1939 года. [ 15 ] Атака произошла 30-го числа, и маловероятно, чтобы Паунд и Черчилль находились на борту во время активной операции, продолжавшейся восемь дней. Они руководят операциями из своего штаба, в море не выходят. Черчилль и Паунд находились 31 октября в Лох-Эве, чтобы обсудить с Forbes возможное возвращение Флота метрополии на якорную стоянку в Скапа-Флоу , которая была эвакуирована после атаки U-47 , в результате которой затонул « Ройял Оук» .

После этого патруля Зан не был освобожден от своего командования: Зан фактически совершил еще три патруля на той же U-56 в период с 23 октября 1939 года по 11 января 1940 года. [ 1 ] Лишь после этих патрулей Зан покинул лодку, чтобы ввести в строй U-69.

Так что история о том, что Черчилль и Паунд были на борту, а Зан находился в депрессии, скорее всего, является городской легендой, упоминаемой во многих источниках.

принял командование U-69 30 октября 1941 года Зан впервые . Это был шестой патруль подводной лодки, предыдущие пять патрулей находились под командованием командира-лейтенанта Йоста Мецлера, когда с февраля по июль 1941 года было потоплено около одиннадцати британских кораблей водоизмещением около 50 000 брутто-регистровых тонн (GRT). Оказавшись в море, Зан открыл запечатанный приказ Дёница, в котором ему предписывалось отправиться в зону патрулирования Штёртебекера, названную в честь немецкого пирата , лежащую к востоку от Азорских островов. Ему предстояло искать корабли снабжения, исходящие из Кейптауна и направлявшиеся в Англию через Гибралтар под кодовым названием OS11 . 3 ноября 1941 года Зан достиг этого места и записал в своем журнале: «Теперь начинается утомительный поиск». [ 3 ]

23 ноября командование ВМФ приказало U-69 отправиться в сектор АК в Атлантическом океане к юго-востоку от Гренландии и к юго-западу от Исландии. Несмотря на плохую погоду, U-69 взяла новый курс. В 20:00 26 ноября 1941 года Зан в ненастную погоду решил проследить за одиноким грузовым судном, медленно двигавшимся в сильном волнении под снегом и градом. После двух часов плавания на поверхности Зан решил атаковать грузовое судно с надводной поверхности и выпустил четыре торпеды, ни одна из которых не поразила цель. Зан приказал подводной лодке погрузиться в воду, чтобы загрузить четыре аппарата новыми торпедами, и после всплытия цель больше не могла быть обнаружена. Хотя Дёниц отправил сообщения о новых целях, после этого U-69 не смогла их обнаружить, и 3 декабря ей было приказано вернуться в Сен-Назер. По прибытии, после 39 дней патрулирования в Атлантике, капитан Эберхард Годт , начальник оперативного отдела подводных лодок, сделал Зану выговор за то, что он не смог потопить ни одну цель, и хотя он признал влияние суровой погоды, он посоветовал Зану в будущем не делать этого. погрузиться на такое долгое время, чтобы перезарядить все торпедные аппараты, но выполнить только частичную перезарядку для экономии времени. [ 3 ]

Ранним утром 18 января 1942 года U-69 под командованием Зана покинула Сен-Назер и взяла курс на середину Атлантики. U-69 подошла в пределах 500 миль от Лонг-Айленда, штат Нью-Йорк , и, поскольку у нее было мало топлива и она не могла точно идентифицировать потенциальную цель как вражеское судно, Зан решил не атаковать. Затем U-69 было приказано приблизиться к американскому побережью, но после усиления противолодочной активности Зан решил отправиться в Гранд-Бэнкс возле Ньюфаундленда . 17 марта 1942 года, после еще нескольких неудачных столкновений на море, Зан доставил U-69 в Сен-Назер после миссии в Атлантике, продолжавшейся тридцать восемь дней, не потопив ни одного корабля. Дёниц в своем отчете об оценке действий Зана после миссии написал: «Хотя возможности представились, командир снова не добился успеха. Это нельзя объяснить исключительно отсутствием удачи. Командиру не хватает навыков как в общих операциях, так и в атаке. " Дёниц не одобрял тактику Зана, заключавшуюся в том, что он просто следовал за конвоем кораблей вместо того, чтобы атаковать его в течение дня, а также обвинил его в том, что он недостаточно внимательно следил за конвоем и в конечном итоге потерял с ним контакт, заявив: «Правильная тактика была бы направиться на конвой на полном ходу и принять решение о дневной атаке — или, по крайней мере, держаться настолько близко к противнику, чтобы не потерять его, как это было в данном случае». Затем он освободил Зана от его командования Ю-69 и назначил его на другую должность. [ 3 ]

Вильгельм Густлофф

[ редактировать ]
Вильгельм Густлофф на госпитальном корабле в Данциге , 23 сентября 1939 года.

Корветтенкапитан Вильгельм Зан и капитан торгового флота Фридрих Петерсен были двумя старшими офицерами на борту «Вильгельма Густлоффа» , когда 30 января 1945 года ему было поручено перевезти множество пассажиров с востока на запад Германии . Среди пассажиров были 8 000–9 000 немецких военных беженцев, 1 000 членов Второй учебной дивизии подводных лодок (2. Unterseeboots-Lehrdivision), около 400 женщин из Вспомогательного военно-морского корпуса, официальные лица нацистской партии и раненые военнослужащие. [ 16 ] [ 17 ]

Хотя Зан имел самый высокий ранг на корабле, Петерсен, как капитан торгового флота, формально командовал судном, что противоречило чувствам Зана, который не желал признавать власть Петерсена. [ 18 ] В то же время у Зана были военные приоритеты, которые отличались от приоритетов гражданского капитана Петерсена, но, поскольку он не имел юридических полномочий навязывать свои решения гражданскому капитану, [ 19 ] в конце концов двое мужчин столкнулись с конфликтом относительно деталей того, как проложить путь, по которому Вильгельм Густлофф пойдет . Между двумя офицерами также возникли проблемы относительно скорости корабля и принятия мер безопасности, связанных с предотвращением атак подводных лодок, которые могли находиться в этом районе в тот момент. [ 16 ] [ 17 ] [ 19 ]

Зан, как командир и руководитель военного транспорта Второй учебной дивизии подводных лодок, хотел применять стандартные военные процедуры во время перевозки военно-морских стажеров, которые включали плавание на высокой скорости и меры предосторожности по предотвращению подводных лодок, такие как путешествие вблизи побережья с кораблём в полной темноте. . Планы Зана встретили решительное сопротивление со стороны капитана Петерсена. [ 16 ]

Зан опирался на свой опыт работы с подводными лодками и знал о британской противолодочной тактике в Атлантике, которая включала ограничение минимальной крейсерской скорости в 15 узлов для британских коммерческих судов, необходимое для безопасного обгона подводных лодок, и предложил это Петерсену. . Петерсен, однако, помнил о повреждениях, которые корабль получил в результате воздушной бомбардировки годом ранее, и не верил, что последующий ремонт корпуса был полностью эффективным, и сомневался, что корпус корабля обладает структурной целостностью, чтобы выдержать напряжения, вызванные скоростью. предложил Зан. Поэтому он настоял на том, чтобы скорость корабля не превышала 12 узлов. [ 16 ] [ 20 ]

Однако Зан знал, что максимальная скорость Вильгельма Густлоффа была рассчитана на 16 узлов, и был раздражен настойчивым требованием Петерсена сохранять нижний предел скорости в 12 узлов, что делало корабль более легкой мишенью для подводных лодок. Еще одним предметом разногласий между двумя капитанами была форма маршрута. Зан поддерживал зигзагообразный путь уклонения от подводных лодок, в то время как Петерсен предлагал линейный путь, чтобы минимизировать время в пути. Петерсен также предложил плавать по глубоким водам и с включенными огнями, чтобы избежать столкновения с тральщиками, которые, как сообщалось, в то время находились в этом районе. [ 21 ]

В конце концов два капитана договорились о зигзагообразном курсе. Это не предотвратило потопление корабля советской подводной лодкой. [ 16 ]

Расследование

[ редактировать ]

После гибели «Вильгельма Густлофа» была созвана военно-морская комиссия по расследованию; Перед ним появился Зан, которого правление призвало оправдать свои действия. Во время своих показаний Зан обвинил хорватский экипаж в непонимании приказов, отданных на немецком языке, в большом количестве жертв во время затопления. Зан также упомянул, что он не получал никаких приказов относительно выполнения зигзагообразных маневров или их предотвращения, заявив, что ему «только что поступило три телефонных звонка и велели уйти». Он также сказал, что после обсуждений с сослуживцами пришел к выводу, что в этом районе нет подводных лодок. Этот вывод, по его словам, был подкреплен его уверенностью в том, что, если бы в этом районе было обнаружено присутствие подводных лодок, военно-морское командование проинформировало бы его. [ 16 ]

Впоследствии в показаниях Зана описывались события так, как они разворачивались после попадания торпед в корабль. Зан показал, что сразу после удара «Вильгельм Густлофф» начал крениться примерно на 5 градусов по левому борту. Минут двадцать список оставался небольшим, но затем начал увеличиваться, вызывая панику. Зан показал, что он сообщил беженцам, что корабль сел на мель, чтобы свести к минимуму панику. Когда корабль стал поворачивать еще сильнее и угол наклона увеличился до 25–30 градусов, Зан отказался от любых попыток координации усилий по эвакуации и пошел на корму, чтобы сесть в спасательную шлюпку и покинуть корабль. [ 16 ]

Зан также показал, что в пусковых устройствах спасательных шлюпок накопился лед, что затруднило спуск спасательных шлюпок. Кроме того, он обвинил хорватский экипаж в уходе, заявив: « Шлюпбалки обледенели, а хорваты отсутствовали». Он далее показал, что «только четыре-шесть спасательных шлюпок были спущены с помощью солдат в сложных обстоятельствах». [ 16 ]

Зан рассказал следствию, что сначала он и другие офицеры собрались на мостике, а затем приказали беженцам «подняться на верхнюю палубу и не паниковать». Но когда корма начала накреняться вверх, а нос начал входить в поверхность воды, Зан понял, что корабль не сможет долго оставаться на плаву, и поспешно ушел с мостика. [ 16 ]

Литература

[ редактировать ]

Конфликт между Заном и Петерсеном изображен в романе «Полярный сдвиг» . [ 22 ]

В статье « Хороший капитан и плохой капитан: «Густлофф» и эрозия сложности» Йозефа Вильсмайера, опубликованной в журнале «Немецкая политика и общество», анализируется Йозефа Вильсмайера « двухсерийный телесериал Корабль невозврата: последнее путешествие «Густлоффа» [ de ] в свете конфликта между двумя капитанами и его символики относительно политики конфликта и социальной ответственности между гражданской и военной сторонами немецкого общества того времени. [ 17 ] Зан изображен Карлом Марковичем , а в сериале из двух частей его называют капитаном Вильгельмом Петри. Петри изображен одержимым военными директивами и эффективностью, в отличие от гражданского капитана, который изображается заботящимся о беженцах и их тяжелом положении. В статье такое изображение главных героев находит упрощенным и противоречащим современным исследованиям по этому вопросу. [ 17 ]

  1. ^ Jump up to: а б Хельгасон, Гудмундур. «Вильгельм Зан» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net .
  2. ^ «Вахтенный офицер U-35 Вильгельм Зан» . Ю 35.com.
  3. ^ Jump up to: а б с д и Дэвид Беркусон; Хольгер Х. Хервиг (13 апреля 2011 г.). Смертельные моря: дуэль между St.Croix и U305 в битве за Атлантику . Случайный дом Канады. стр. 120–155. ISBN  978-0-307-36848-5 . В подводных силах он известен как человек, который чуть не убил Черчилля. 30 октября 1939 года Зан, находившийся тогда на U-56 , торпедировал британский линкор HMS Nelson с премьер-министром на борту. Но угри оказались...
  4. ^ «История на обложке: «Подавленная трагедия» » . Дер Шпигель . 2002. Около 9000 человек погибли, большинство из них женщины и дети. Титаник был свидетельством высокомерия цивилизации, которая поклонялась технологиям и думала, что сможет покорить природу. С другой стороны, Густлов был символом немецкого высокомерия, мечты о великой Германской империи, которая закончилась кошмаром. Это был Титаник Адольфа Гитлера.
  5. ^ Jump up to: а б с д и Ян Баллантайн (24 октября 2012 г.). Hms Rodney: истребитель «Бисмарка» и спаситель дня «Д» . Издательство «Каземат». стр. 4–. ISBN  978-1-78303-506-9 .
  6. ^ Jump up to: а б с д Сэмюэл В. Митчем младший; Джин Мюллер (24 августа 2012 г.). Гитлеровские командиры: офицеры Вермахта, Люфтваффе, Кригсмарине и Ваффен-СС . Издательство Rowman & Littlefield. п. 224. ИСБН  978-1-4422-1154-4 .
  7. ^ Юрген Ровер; Герхард Хюммельхен (1 января 2005 г.). Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны . Издательство Военно-морского института. стр. 7–. ISBN  978-1-59114-119-8 .
  8. ^ Jump up to: а б с д Миллард Ф. Битти (1 июня 2010 г.). Основы инженерной механики: Том 2. Динамика. Анализ движения . Спрингер. стр. 66–. ISBN  978-0-387-31255-2 .
  9. ^ Jump up to: а б с Уолтер Дж. Бойн (28 февраля 2012 г.). Битва Титанов: Вторая мировая война на море . Саймон и Шустер. стр. 94–. ISBN  978-1-4516-8514-5 .
  10. ^ Jump up to: а б с Сэмюэл В. Митчем-младший; МОДОК ПРЕСС ИНК. (30 июня 2008 г.). Возвышение Вермахта: Немецкие вооруженные силы и Вторая мировая война . АВС-КЛИО. стр. 261–. ISBN  978-0-275-99641-3 .
  11. ^ Питер Эрих Кремер (август 1984 г.). Командир подводной лодки: вид из перископа на битву за Атлантику . Издательство Военно-морского института. п. 27. ISBN  978-0-87021-969-6 .
  12. ^ Jump up to: а б с Джек П. Маллманн Шоуэлл; Гордон Уильямсон (20 июля 2009 г.). Военно-морской флот Гитлера: Справочник по Кригсмарине, 1935–1945 гг . Издательство Военно-морского института. п. 32. ISBN  978-1-59114-369-7 . Хотя это не совсем ясно, это показывает, что торпеда G7e была ... К концу октября 1939 года Карл Дениц, руководитель подразделения подводных лодок, был уверен, что вина лежит не на его людях. ... Капитанлейтенант Герберт Шульце прибыл в порт на U48 и сообщил, что половина из десяти выпущенных им торпед оказались неразорвавшимися. Менее чем через неделю Kptlt. Вильгельм Зан выстроил несколько линкоров перед тремя трубами 1/56 — это была подводная лодка типа IIC — и дал залп.
  13. ^ Jump up to: а б с Карл Дениц (1997). Мемуары: Десять лет и двадцать дней . Да Капо Пресс. п. 71. ИСБН  978-0-306-80764-0 .
  14. ^ Jump up to: а б Клей Блэр (21 июля 2010 г.). Гитлеровская подводная война: Охотники, 1939–1942 гг . Издательская группа Random House. стр. 365–. ISBN  978-0-307-87437-5 .
  15. ^ Ровер 2005 , стр. 7.
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Кэтрин Принс (9 апреля 2013 г.). Смерть на Балтике: затопление корабля «Вильгельм Густлофф» во время Второй мировой войны . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 183–90. ISBN  978-1-137-33356-8 .
  17. ^ Jump up to: а б с д Билл Нивен. «Хороший капитан и плохой капитан: «Густлофф» Йозефа Вильсмайера и эрозия сложности» . Немецкая политика и общество . Архивировано из оригинала 24 декабря 2013 года.
  18. ^ Кристофер Добсон; Джон Миллер; Рональд Пейн (1979). Самая жестокая ночь . Маленький, Браун. п. 55. ИСБН  9780316189200 .
  19. ^ Jump up to: а б Морские бризы: Дайджест любителей кораблей . К. Бирчелл. 1981. с. 356. Зан (ВМФ) пытался управлять кораблем как военно-морским подразделением, что, к сожалению, было очевидно, но он не имел на это юридического права.
  20. ^ Прит Буттар (февраль 2012 г.). Поле битвы Пруссия: нападение на Восточный фронт Германии 1944–45 . Издательство Оспри. п. 223. ИСБН  978-1-84908-790-2 .
  21. ^ Найджел Пикфорд (2006). Затерянные корабли-сокровища Северных морей: Путеводитель и справочник по 2000-летию кораблекрушения . Издательская компания МБИ. п. 175. ИСБН  978-1-86176-250-4 .
  22. ^ Клайв Касслер; Пол Кемпрекос (30 августа 2005 г.). Полярный сдвиг . Группа Пингвин США. п. 21. ISBN  978-1-101-20547-1 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Блэр, Клэй (1998). Гитлеровская подводная война: Охотники 1939–1942 гг . Том. 1. Касселл. ISBN  0-304-35260-8 .
  • Буш, Райнер; Рёлль, Ханс-Иоахим (1999b). Немецкие командиры подводных лодок Второй мировой войны: биографический словарь . Перевод Брукса, Джеффри. Лондон, Аннаполис, Мэриленд: Greenhill Books, Naval Institute Press. ISBN  1-55750-186-6 .
  • Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-59114-119-2 .


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5bc757928ad8aa02974cb552ae574647__1707817860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5b/47/5bc757928ad8aa02974cb552ae574647.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wilhelm Zahn - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)