Jump to content

СС Кап Аркона

Координаты : 54 ° 3,9' с.ш. 10 ° 50,45' в.д.  /  54,0650 ° с.ш. 10,84083 ° в.д.  / 54,0650; 10.84083
(Перенаправлено с мыса Аркона )

Кап Аркона в 1927 году
История
Германия
Имя Кап Аркона
Тезка Мыс Аркона
Оператор Гамбургская южноамериканская пароходная компания
Маршрут Гамбург Буэнос-Айрес
Строитель Блом+Фосс , Гамбург [ 1 ]
Номер двора 476
Заложен 21 июля 1926 г.
Запущен 14 мая 1927 г. [ 1 ]
Первое путешествие 29 октября 1927 г.
Порт приписки Гамбург
Идентификация
Псевдоним(а)
  • Королева Южной Атлантики
  • Плавучий дворец
Судьба Реквизирован в Кригсмарине в 1940 г.
Нацистская Германия
Имя Кап Аркона
Оператор Военно-морской
Приобретенный 29 ноября 1940 г. [ 1 ]
Не работает 1940 - 14 апреля 1945 г.
Судьба Потоплен в результате воздушной атаки 3 мая 1945 года. Обломки разобраны в 1949 году.
Общие характеристики [ 1 ]
Тип Океанский лайнер
Тоннаж
Длина 206,90 м (678 футов 10 дюймов) в целом [ 1 ]
Луч 25,78 м (84 фута 7 дюймов) [ 1 ]
Черновик 8,67 м (28 футов 5 дюймов) [ 1 ]
Глубина 14,30 м (46 футов 11 дюймов) [ 1 ]
колоды 5 [ 1 ]
Установленная мощность 23 672 л.с. (17 652 кВт ) [ 1 ]
Движение восемь паровых турбин , два гребных винта [ 1 ]
Скорость Служба: 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час) [ 1 ] [ примечание 1 ]
Диапазон 11 110 миль (20 580 км; 12 790 миль) при 20 узлах (37 км / ч; 23 мили в час) [ 1 ]
Лодки и пристань
судно перевозилось
26 спасательных шлюпок
Емкость
  • С 1927 г.: 575 1-го класса, 275 2-го класса, 465 в общежитиях; всего 1315
  • С 1937 г.: всего 850.
Экипаж 475 [ 1 ]
Датчики и
системы обработки

SS Cap Arcona , названный в честь мыса Аркона на острове Рюген , был большим немецким океанским лайнером , позже кораблем Кригсмарине и , наконец, тюремным кораблем . Hamburg Флагманский корабль Südamerikanische Dampfschifffahrts-Gesellschaft («Линия Гамбург-Южная Америка»), он совершил свой первый рейс 29 октября 1927 года, перевозя пассажиров и грузы между Германией и восточным побережьем Южной Америки, и в течение короткого периода времени. она была самым большим и быстрым кораблем на маршруте, [ 2 ] пока через месяц ее не обогнал на том же маршруте Европа-Южная Америка итальянский лайнер MS Augustus .

В 1940 году Кригсмарине реквизировала Кап Аркона в качестве жилого корабля . В 1942 году она послужила декорацией для немецкого пропагандистского художественного фильма «Титаник» . В 1945 году она эвакуировала почти 26 000 немецких гражданских беженцев из Восточной Пруссии перед наступлением Красной Армии .

В последнее время мыс Аркона использовался в качестве корабля-тюрьмы. В мае 1945 года он был тяжело нагружен узниками нацистских концентрационных лагерей , когда Королевские ВВС разбомбили его в западной части Балтийского моря, в результате чего погибло около 5000 человек; еще более 2000 человек погибли в результате затопления сопровождающих судов тюремного флота «Дойчланд» и «Тильбек» . [ 3 ] Это был один из крупнейших единичных инцидентов с человеческими жертвами на море во Второй мировой войне .

Здание и оборудование

[ редактировать ]

Компания Blohm+Voss в Гамбурге построила Cap Arcona , спустив на воду и завершив ее в 1927 году. Ее водоизмещение составляло 27 561 GRT 205,90 м (675 футов 6 дюймов) , общая длина и ширина 25,78 м (84 фута 7 дюймов). [ 1 ]

Он приводился в движение восемью паровыми турбинами , одноредукторными с двумя гребными валами. [ 4 ] У нее было три воронки, а среди удобств для пассажиров был полноразмерный теннисный корт позади третьей воронки. [ 2 ] На корабле было как минимум 26 спасательных шлюпок , большинство из которых были установлены в два яруса (см. изображение).

Кап Аркона имел современное навигационное и связное оборудование. Он был оборудован для подводной сигнализации , что позволяло кораблю слышать акустические сигналы от средств навигации. У нее также было оборудование для радиопеленгации . [ 4 ] а с 1934 года имела эхолот и гирокомпас . [ 5 ]

Служба в мирное время

[ редактировать ]

Cap Arcona вступила в строй в 1927 году и 29 октября отправилась в свой первый рейс по маршруту Hamburg Süd в Буэнос-Айрес. На маршруте она присоединилась к старому лайнеру Cap Polonio , который был флагманом Hamburg Süd до Cap Arcona . завершения строительства Кап Полонио был заложен в 1931 году и сдан на слом в 1935 году. [ 6 ] оставив Cap Arcona единственным престижным кораблем Hamburg Süd на его южноамериканском маршруте.

6 октября 1932 года «Кап Аркона» столкнулся с французским грузовым судном «Ажен» в Северном море у маяка «Эльба 4» . «Аген» был выброшен на берег, но позже был снят с мели и препровожден в Гамбург , Германия. [ 7 ]

Жилой корабль

[ редактировать ]

В 1940 году Кригсмарине (ВМС Германии) реквизировало Кап Аркона , покрасило его в серый цвет и использовало в Балтийском море в качестве жилого корабля в Готенхафене (ныне Гдыня ).

В 1942 году мыс Аркона использовался в качестве дублера RMS Titanic , предоставляя внешние локации для съемок нацистской киноверсии катастрофы в гавани Готенхафена . [ 8 ] [ 9 ] Постановка была завершена, хотя первый режиссер Герберт Зельпин был арестован за пренебрежительные высказывания в адрес моряков Кригсмарине. Его более поздний саморазрушительный допрос, проведенный министром пропаганды Йозефом Геббельсом, практически решил его судьбу. На следующий день его нашли повешенным в камере за подтяжки.

Эвакуация Восточной Пруссии

[ редактировать ]

31 января 1945 года Кригсмарине повторно активировала его для операции «Ганнибал» , где он использовался для перевозки 25 795 немецких солдат и гражданских лиц из Восточной Пруссии в более безопасные районы западной Германии. [ 10 ] [ 11 ] К настоящему времени эти рейсы стали очень опасными из-за мин и подводных лодок советского ВМФ . 30 января «Вильгельм Густлофф» , на борту которого находилось около 10 000 пассажиров и экипаж, был торпедирован советской подводной лодкой С-13 и затонул за 40 минут. По оценкам, погибло 9400 человек. Рано утром 11 февраля та же подводная лодка торпедировала судно » водоизмещением «Генерал фон Штойбен 14 666 брт , направлявшееся в Копенгаген с ранеными и прикованными к постели солдатами и гражданскими пассажирами, в результате чего погибло более 4000 человек. 20 февраля капитан «Кап-Арконы » Йоханнес Герц застрелился в своей каюте, стоя на стоянке в Копенгагене, вместо того, чтобы отправиться обратно в Готенхафен. [ 12 ]

30 марта 1945 года «Кап Аркона» завершила свой третий и последний рейс между Гдыней и Копенгагеном, на борту которого находились 9000 солдат и беженцев. Однако ее турбины были полностью изношены. Их можно было лишь частично починить, и дни ее дальних путешествий закончились. Он был выведен из эксплуатации, возвращен своим владельцам в Гамбург-Зюд и отправлен из гавани Копенгагена в залив Нойштадт. [ 13 ]

Удостоверение личности, кепка бево и письмо для военнопленного, использованное бывшим членом экипажа корабля SS Cap Ancona.

Корабль-тюрьма и тонет

[ редактировать ]

В марте и апреле 1945 года узники концлагерей из скандинавских стран были перевезены со всего Рейха в концлагерь Нойенгамме под Гамбургом в рамках программы «Белый автобус» , координируемой Шведским Красным Крестом, при этом заключенные других национальностей были перемещены для переселения. место для них. В конце концов Генрих Гиммлер согласился, что этих скандинавов и некоторых других людей, считающихся менее вредными для Германии, можно переправить через Данию на свободу в Швецию. Затем, с 16 по 28 апреля 1945 года, Нойенгамме систематически освобождали от всех оставшихся узников вместе с другими группами узников концентрационных лагерей и советских военнопленных; с намерением переселить их в новый секретный лагерь либо на балтийском острове Фемарн ; или в Мюсене в Норвегии, где шла подготовка к их размещению под контролем охранников концентрационного лагеря, эвакуированных из Заксенхаузена . [ 14 ] Тем временем их нужно было скрыть от наступающих британских и канадских войск; и для этой цели СС тюремную флотилию из списанных кораблей собрало в Любекском заливе , состоящую из лайнеров «Кап Аркона» и «Дойчланд» , грузового судна «Тильбек» и моторного катера «Афина» [ де ] . не использовались Поскольку рулевые двигатели в Тильбеке не использовались , а турбины в Кап-Арконе , Афины использовались для перевозки заключенных из Любека на более крупные корабли и между кораблями; [ 15 ] их заперли под палубой и в трюмах, им не давали еды и медицинской помощи. [ нужна ссылка ]

30 апреля 1945 года два шведских корабля «Магдалена» и «Лилли Маттиссен» , ранее использовавшиеся в качестве судов поддержки эвакуации «Белого автобуса», совершили последний спасательный рейс в Любек и обратно. Среди спасенных заключенных были и переведенные из тюремной флотилии. Вечером 2 мая 1945 года еще больше заключенных, в основном женщины и дети, из лагерей Штуттгоф и Миттельбау-Дора были погружены на баржи и доставлены на стоявшие на якоре суда; хотя, поскольку мыс Аркона отказался принимать новых пленных, более восьмисот человек были возвращены на пляж в Нойштадте утром 3 мая, где около пятисот были убиты на своих баржах из-под пулеметов или забиты до смерти на пляж, а их охранники СС пытались беспрепятственно сбежать. [ 16 ] [ 17 ]

Приказ о переводе заключенных на тюремные корабли поступил от гауляйтера Карла Кауфмана в Гамбурге. Марк Буггельн оспорил последующее утверждение Кауфмана о том, что он действовал по приказу штаба СС в Берлине, утверждая, что это решение на самом деле стало результатом политического и делового давления со стороны ведущих промышленников Гамбурга, которые уже на этом этапе вели с Кауфманом заговор с целью передать город был передан британским войскам незащищенными и невредимыми, и которые, следовательно, хотели обелить его (буквально так в случае с концентрационным лагерем Нойенгамме) [ 14 ] все доказательства прежнего присутствия заключенных в городе и его отраслях. [ 18 ]

Однако к началу мая любые планы переселения были сорваны быстрым продвижением британских войск к Балтике; поэтому руководство СС, переехавшее во Фленсбург , 28 апреля [ 14 ] обсуждали затопление кораблей с заключенными на борту. [ 16 ] [ 19 ] Позже, на трибунале по военным преступлениям, Кауфманн заявил, что пленных собирались отправить в Швецию, хотя, поскольку ни один из кораблей не имел опознавательных знаков госпиталя Красного Креста и не был мореходным, в это маловероятно. [ 16 ] Георг-Хеннинг Граф фон Бассевиц-Бер Гамбурга , последний высший руководитель СС и полиции (HSSPF), показал на том же суде, что заключенные на самом деле должны были быть убиты «в соответствии с приказами Гиммлера». [ 20 ] Курт Риккерт, работавший на Бассевиц-Бера, на суде по делу о военных преступлениях в Гамбурге показал, что, по его мнению, корабли должны были быть потоплены подводными лодками или Люфтваффе . самолетами [ 21 ] Ева Нейрат, присутствовавшая в Нойштадте и чей муж пережил катастрофу, рассказала, что офицер полиции сказал ей, что на кораблях находятся осужденные и их собираются взорвать. [ 22 ]

2 мая 1945 года 2-я британская армия обнаружила пустой лагерь в Нойенгамме и достигла городов Любек и Висмар . Коммандос № 6 , 1-я бригада специального назначения под командованием бригадного генерала Дерека Миллса-Робертса и 11-я бронетанковая дивизия под командованием генерал-майора Филипа Робертса без сопротивления вошли в Любек. В Любеке находился постоянный офис Красного Креста , выполнявший функции порта Красного Креста , и г-н Де Блонэ из Международного комитета Красного Креста сообщил генерал-майору Робертсу, что 7 000–8 000 заключенных находятся на борту кораблей в Любекском заливе. [ 23 ] [ 24 ] Днем 3 мая 1945 года 5-й британский разведывательный полк двинулся на север, к Нойштадту, став свидетелем горящих в заливе кораблей и спасая нескольких сильно истощенных заключенных на пляже в Нойштадте, но в остальном обнаруживая в основном тела умерших женщин и детей. в то утро. [ 25 ]

3 мая 1945 года, через три дня после самоубийства Гитлера и всего за один день до безоговорочной капитуляции немецких войск на северо-западе Германии в Люнебургской пустоши перед фельдмаршалом Монтгомери , Кап-Аркона , Тильбек и пассажирский лайнер «Дойчланд» подверглись нападению в рамках всеобщей забастовки. о доставке в Балтийское море самолетов Королевских ВВС (RAF) Hawker Typhoon й 83- группы 2-й тактической воздушной армии . Благодаря ультраразведке западные союзники узнали, что большая часть руководства СС и бывших комендантов концентрационных лагерей собралась с Генрихом Гиммлером во Фленсбурге, надеясь организовать побег в Норвегию. [ 14 ] [ 27 ] Западные союзники перехватили приказ от правительства Дёница , также находившегося во Фленсбурге , о том, что руководству СС следует оказать помощь в побеге из плена союзников или иным образом выдать ему фальшивую военно-морскую форму, чтобы скрыть свою личность. [ 28 ] - поскольку Дёниц, сдаваясь, стремился поддерживать иллюзию того, что его администрация была свободна от участия в лагерях или в политике геноцида Гитлера. [ 29 ]

Самолеты были из 184-й эскадрильи , 193-й эскадрильи , 263-й эскадрильи , 197-й эскадрильи RAF и 198-й эскадрильи . Помимо четырех 20-мм пушек , эти Hawker Typhoon Mark 1B истребители-бомбардировщики несли либо восемь неуправляемых ракет HE «60-фунт» RP-3 , либо две 500-фунтовые (230 кг) бомбы.

Ни одна из тюремной флотилии не была отмечена Красным Крестом (хотя « Дойчланд» ранее предназначался как госпитальный корабль и сохранил одну выкрашенную в белый цвет трубу с красным крестом), а все заключенные были спрятаны под палубой, поэтому пилоты атакующих сил были не подозревая, что они были нагружены выжившими из концлагерей. Хотя представители шведского и швейцарского Красного Креста 2 мая 1945 года проинформировали британскую разведку о присутствии большого количества пленных на кораблях, стоящих на якоре в Любекском заливе, эта жизненно важная информация не была передана. [ примечание 2 ] Командиры Королевских ВВС, отдавшие приказ о нанесении удара, считали, что в Любекском заливе готовится флотилия кораблей для размещения ведущих военнослужащих СС, бежавших в контролируемую Германией Норвегию в соответствии с приказом Дёница. [ 30 ] [ 31 ] «Корабли собираются в районе Любека и Киля. В SHAEF полагают, что на борту находятся важные нацисты, сбежавшие из Берлина во Фленсбург и бегущие в Норвегию или нейтральные страны». [ 16 ]

Оснащенные спасательными жилетами из запертых отсеков хранения, большинству охранников СС удалось прыгнуть за борт с мыса Аркона . Немецким траулерам, посланным для спасения членов экипажа и охраны Кап-Арконы , удалось спасти 16 моряков, 400 эсэсовцев и 20 эсэсовцев. Только 350 из 5000 бывших узников концлагеря на борту мыса Аркона выжили. [ 20 ] Из 2800 заключенных на борту « Тильбека» удалось спастись только 50; тогда как все 2000 заключенных на « Дойчланде» были благополучно доставлены в Афины до того, как « Дойчланд» перевернулся. [ 32 ]

Пилот Королевских ВВС Аллан Уайз из 193-й эскадрильи вспоминал: «Мы стреляли из пушек по ребятам в воде... мы расстреливали их из 20-мм пушек в воде. Ужасная вещь, но нам сказали это сделать, и мы это сделала. Это война». [ 33 ]

Сильно поврежденный и подожженный, Кап Аркона в конце концов перевернулся. Фотографии горящих кораблей, внесенных в список «Дойчланд» , «Тильбек » и «Кап-Аркона» , а также истощенных выживших, плавающих в очень холодном Балтийском море, температура которого составляет около 7 °C (45 °F), были сделаны во время разведывательной миссии над Любекским заливом. F -6 Mustang (фоторазведывательная 161 версия P-51) ВВС США - й тактической разведывательной эскадрильи около 17:00, вскоре после атаки. [ 34 ]

4 мая 1945 года британский самолет-разведчик сфотографировал два места крушения: Тильбек и мыс Аркона . [ 35 ] залив Нойштадт мелководен. Перевернувшийся корабль «Кап-Аркона» позднее был выброшен на берег, и в 1949 году выброшенный на берег затонувший корабль был наконец разрушен. В течение нескольких недель после нападения тела жертв выбрасывало на берег, где их собирали и хоронили в братских могилах в Нойштадте в Гольштейне , Шарбойце и Тиммендорфере. Стрэнд . [ 36 ] Части скелетов были выброшены на берег в течение следующих 30 лет, последняя находка была сделана в 1971 году. [ 37 ]

Заключенные на кораблях были представителями не менее 30 национальностей: американцы, белорусы, бельгийцы, канадцы, чехословаки, датчане, голландцы, эстонцы, финны, французы, немцы, греки, венгры, итальянцы, латвийцы, литовцы, люксембуржцы, норвежцы, поляки, Румынский, русский, сербский, испанский, швейцарский, украинский и, возможно, другие. [ 37 ]

Известные выжившие

[ редактировать ]

Памятники и мемориалы

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Пример «Столперштейна» (камня преткновения) в Берлине-Нидершёневейде , Германия.
  • Последний шторм тайфунов , Лоуренс Бонд, 2000.
  • Дело Кап-Арконы , [ 45 ] Гюнтер Клауке, Карл Герман, 1995.
  • Der Mann von der Cap Arcona , телефильм ГДР, рассказ Эрвина Гешоннека о затоплении мыса Аркона , 1981/82.
  • Они на рампе встретили де Кап Аркона , [ 46 ] 2011.
  • Сонни Бой , голландский фильм, 2011. [ 47 ]
  • Нацистский Титаник: раскрыт , [ 48 ] Документальный фильм «5 канала», 2012.
  • Мюше , Кирмен Урибе, 2012.

См. также

[ редактировать ]

Пояснительные примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Гамбург Буэнос-Айрес за 15 дней.
  2. Из отчета Тилля за июнь 1945 года: «Офицер разведки 83-й группы Королевских ВВС признался дважды: сначала лейтенанту Х.Ф. Анселлу из этой группы (когда это было подтверждено присутствующим командиром звена ), а во второй раз следователю, когда его сопровождал лейтенант. Х. Ф. Анселлом, что 2 мая 1945 года было получено сообщение о том, что эти корабли были загружены пленными из КЗ, но, хотя было достаточно времени, чтобы предупредить пилотов самолетов, атаковавших эти корабли на следующий день, по какой-то недосмотру сообщение было никогда не проходил... Из фактов и из заявления, добровольно предоставленного офицером разведки Королевских ВВС, следует, что основная ответственность за эту огромную гибель людей должна лежать на военнослужащих британских ВВС, которые не передали пилотам полученное ими сообщение о присутствии пленных из КЗ. на борту этих кораблей». См.: Джейкобс и Пул, 2004 и Тилль, 1945.
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Гренер 1988 , стр. 78–79.
  2. ^ Перейти обратно: а б Талбот-Бут 1936 , с. 410
  3. ^ Уотсон, Роберт, Нацистский Титаник: невероятная нерассказанная история обреченного корабля во Второй мировой войне , Da Capo Press, 2016 ISBN   978-0-3068-2489-0 стр. 247
  4. ^ Перейти обратно: а б Регистр Ллойда, пароходы и теплоходы (PDF) . Лондон: Регистр Ллойда . 1930 год . Проверено 10 января 2015 г.
  5. ^ Регистр Ллойда, пароходы и теплоходы (PDF) . Лондон: Регистр Ллойда . 1934 год . Проверено 10 января 2015 г.
  6. ^ «Кап Полонио (1914–1935)» . Гамбургско-Южноамериканское пароходство (HSDG) (на немецком языке). schiff-maxim.de . Проверено 22 мая 2017 г.
  7. ^ «Пожар на британском теплоходе». Таймс . № 46258. Лондон. 7 октября 1932 г. полковник С, с. 23.
  8. ^ Маршал, Эндрю (5 марта 2012 г.). «Странное затопление нацистского Титаника» . «Дейли телеграф» . Лондон . Проверено 15 ноября 2015 г.
  9. ^ Зендран, Дэвид (21 мая 2012 г.). «Раскрыт нацистский Титаник» (Видео) . Канал «История» . Ютуб
  10. ^ Уильямс, Дэвид (1997). Военные катастрофы на море . Йовил: Патрик Стивенс Лтд., стр. 235–236.
  11. ^ Кобергер, Чарльз В. младший (1989). Стальные корабли, железные кресты и беженцы . Нью-Йорк: Прегер. п. 87.
  12. ^ Джейкобс и Пул 2004 , с. 32.
  13. ^ Джейкобс и Пул 2004 , стр. 44–45.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д Ваксманн, Николаус (2015). КЛ; История нацистских концентрационных лагерей . Маленький, Браун. п. 584.
  15. ^ Джейкобс и Пул 2004 , с. 162.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д Джонс, Майкл (2015). После Гитлера: Последние дни Второй мировой войны в Европе . Джон Мюррей. п. 111.
  17. ^ Гилберт, Мартин (1989). Вторая мировая война; полная история . Вайденфельд и Николсон. стр. 683–684.
  18. ^ Буггельн, Марк (2014). Рабский труд в нацистских концентрационных лагерях . ОУП. п. 274.
  19. ^ Бонд, генеральный директор (1993). Немецкая история и немецкая идентичность: Jahrestage Уве Джонсона . Родопи. стр. 150–151 . ISBN  90-5183-459-4 .
  20. ^ Перейти обратно: а б Воан 2004 , стр. 154–156.
  21. ^ Воган 2004 , с. 148.
  22. ^ Воган 2004 , стр. 156–157.
  23. ^ До 1945 года .
  24. ^ Артур, Макс (16 октября 2000 г.). «Пилоты Королевских ВВС обманом заставили убить 10 000 выживших в лагерях в конце войны – Home News, Великобритания» . Независимый . Лондон . Проверено 25 февраля 2009 г.
  25. ^ Джонс, Майкл (2015). После Гитлера: Последние дни Второй мировой войны в Европе . Джон Мюррей. стр. 111–112.
  26. ^ «Трагедия в Нойштадтской бухте» . Государственная библиотека Вюртемберга, Штутгарт . Проверено 25 февраля 2009 г.
  27. ^ Джонс, Майкл (2015). После Гитлера: Последние дни Второй мировой войны в Европе . Джон Мюррей. п. 112.
  28. ^ Гастингс, Макс (2004). Армагеддон: Битва за Германию 1944–45 . Макмиллан. стр. 567–568.
  29. ^ Кершоу, Ян (2011). Конец: Германия 1944–45 . Аллен Лейн. п. 359.
  30. ^ Jacobs & Pool 2004 , внутренняя сторона обложки.
  31. ^ « Кап Аркона , май 1945 года» . Государственная библиотека Вюртемберга, Штутгарт.
  32. ^ Гилберт, Мартин (1989). Вторая мировая война; полная история . Вайденфельд и Николсон. п. 684.
  33. ^ «Британская ошибка привела к гибели узников лагеря времен Второй мировой войны» . Шанхайская звезда . 7 марта 2000 г. Архивировано из оригинала 7 ноября 2015 г.
  34. ^ «Затопление Тильбека» . .uni-hamburg.de. Архивировано из оригинала 17 июля 2012 года . Проверено 25 февраля 2009 г.
  35. ^ Нет . 19 Немецкий журнал Ships People Fates , быстроходный пароход «Кап Аркона» , с. 37.
  36. ^ ван Пи, Раймонд (1995), мне было 20 в 1944 году (на голландском языке)
  37. ^ Перейти обратно: а б Шварберг 1998 г.
  38. ^ (на немецком языке) * Гюнтер Шварберг , цель атаки «Кап Аркона» , Steidl Verlag, Геттинген, 1998 г., ISBN   3-88243-590-9
  39. ^ * International Herald Tribune: Знаменитый восточногерманский актер, заключенный в тюрьму нацистами за симпатии к коммунистам, умер в возрасте 101 года.
  40. ^ Джейкобс и Пул 2004 .
  41. ^ Воган 2004 , стр. 154–156.
  42. ^ (на французском языке) * Мигдал, Андре, Пляжи с красным песком. Любекская трагедия, 3 мая 1945 года. Издания NM7, Париж, 2001 г., ISBN   2-913973-20-5 .
  43. ^ (на немецком языке) Ланге, Вильгельм Кап Аркона: Трагический конец флота узников концентрационного лагеря 3 мая 1945 года. Гельмут Каун, Ойтин (1992).
  44. ^ «Умер в концентрационных лагерях, от U до Z» . blog.seniorennet.be .
  45. ^ «Дело Кап-Аркона» . cap-arcona.com .
  46. ^ НТР. «Катастрофа на мысе Аркона» . Другие времена .
  47. ^ «Сынок-мальчик» . IMDB . 27 января 2011 г.
  48. ^ "Раскрытый" .

Общие источники

[ редактировать ]

По-английски

[ редактировать ]
  • Джейкобс, Бенджамин (2001). «17, 18». Дантист Освенцима . Университетское издательство Кентукки. ISBN  0-8131-9012-6 .
  • Джейкобс, Бенджамин; Пул, Юджин (2004). 100-летняя тайна: скрытая резня в Великобритании во время Второй мировой войны . Гилфорд, Коннектикут: Lyons Press. ISBN  1-59228-532-5 .
  • Несбит, Рой (июнь 1984 г.). «Кап Аркона: злодеяние или несчастный случай?». Самолет ежемесячно .
  • Пивник, Сэм (2012). Выживший: Освенцим, Марш смерти и моя борьба за свободу . Лондон: Ходдер и Стоутон. ISBN  978-1444758382 .
  • Талбот-Бут, EC (1936). Корабли и море (Третье изд.). Лондон: Sampson Low, Marston & Co. 410.
  • Тилль, майор Ноэль О (сентябрь 1945 г.). Отчет о расследованиях, WO 309/1592 . Группа по расследованию военных преступлений № 2.
  • Воган, Хэл (2004). Доктор Сопротивления: героическая правдивая история американского хирурга и его семьи в оккупированном Париже . Вашингтон, округ Колумбия: Потомакские книги. стр. 154–156. ISBN  1-57488-773-4 .
  • Уотсон, Роберт П. (2016). Нацистский Титаник: невероятная нерассказанная история обреченного корабля во время Второй мировой войны . Кембридж, Массачусетс: Да Капо Пресс. ISBN  978-0306824890 .

Неанглийские источники

[ редактировать ]
  • Диркс, Герберт; Гриль, Михаэль, Эвакуация концентрационного лагеря Нойенгамме и катастрофа 3 мая 1845 года в Любекском заливе. В: Конец войны и освобождение. Бремен 1995 г. ISBN   3-86108-266-7
  • Гогель, Руди, Кап Аркона. Отчет о потоплении пленного флота в Любекском заливе 3 мая 1945 года. Франкфурт/М 1972, ISBN   3-87682-756-6
  • Грёнер, Эрих (1988). Вспомогательные суда II: госпитальные суда, жилые суда, учебные корабли, исследовательские машины, транспортные средства портовых операций (I) (на немецком языке). Том В. Кобленц: Бернард и Грефе . ISBN  3-7637-4804-0 . {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  • Шварберг, Гюнтер (1998). Цель «Кап Аркона» . Геттинген: Steidl Verlag. ISBN  3-88243-590-9 .
  • Ланге, Вильгельм, Кап Аркона , Струвес Бухдрукерей и Верлаг, Ойтин 1988, ISBN   3-923457-08-1
  • Ланге, Вильгельм, миф и реальность - «эффективная для аудитории» презентация катастрофы на мысе Аркона 3 мая 1945 года , стр. 27, 2/2000, в Schiff und Zeit, Panorama maritime N° 52.
  • Ланге, Вильгельм, Последние данные о бомбардировке кораблей концентрационного лагеря в заливе Нойштедтер 3 мая 1945 года: история, ход и обязанности. В: Детлеф Гарбе: Заключенные между истреблением и освобождением. Роспуск концентрационного лагеря Нойенгамме и его подлагерей силами СС весной 1945 года . Бремен 2005, ISBN   3-86108-799-5
  • Орт, Карин, планирует и приказывает руководству СС очистить систему концентрационных лагерей. В: Детлеф Гарбе: Заключенные между истреблением и освобождением. Роспуск концентрационного лагеря Нойенгамме и его подлагерей силами СС весной 1945 года . Бремен 2005, ISBN   3-86108-799-5
  • Роте, Клаус, немецкие океанские пассажирские суда 1919–1985 , VEB Verlag для Verkehrswesen Berlin, 1987, транспресс
  • Поминки Шиффнера, Свена, Кап-Арконы в ГДР: поминки, популярный вид спорта, пропаганда. В: Гарбе, Детлеф и Ланге, Кармен: Узники между истреблением и освобождением. Бремен 2005
  • Мигдал, Андре, Пляжи с красным песком. Любекская трагедия, 3 мая 1945 года. Издания NM7, Париж, 2001 г., ISBN   2-913973-20-5 .
[ редактировать ]

Изображения

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cebfe16c85e467f0ec9ec13d13829683__1716019260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ce/83/cebfe16c85e467f0ec9ec13d13829683.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SS Cap Arcona - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)