СС Кап Аркона
Кап Аркона в 1927 году
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Кап Аркона |
Тезка | Мыс Аркона |
Оператор | Гамбургская южноамериканская пароходная компания |
Маршрут | Гамбург – Буэнос-Айрес |
Строитель | Блом+Фосс , Гамбург [ 1 ] |
Номер двора | 476 |
Заложен | 21 июля 1926 г. |
Запущен | 14 мая 1927 г. [ 1 ] |
Первое путешествие | 29 октября 1927 г. |
Порт приписки | Гамбург |
Идентификация |
|
Псевдоним(а) |
|
Судьба | Реквизирован в Кригсмарине в 1940 г. |
![]() | |
Имя | Кап Аркона |
Оператор | Военно-морской |
Приобретенный | 29 ноября 1940 г. [ 1 ] |
Не работает | 1940 - 14 апреля 1945 г. |
Судьба | Потоплен в результате воздушной атаки 3 мая 1945 года. Обломки разобраны в 1949 году. |
Общие характеристики [ 1 ] | |
Тип | Океанский лайнер |
Тоннаж | |
Длина | 206,90 м (678 футов 10 дюймов) в целом [ 1 ] |
Луч | 25,78 м (84 фута 7 дюймов) [ 1 ] |
Черновик | 8,67 м (28 футов 5 дюймов) [ 1 ] |
Глубина | 14,30 м (46 футов 11 дюймов) [ 1 ] |
колоды | 5 [ 1 ] |
Установленная мощность | 23 672 л.с. (17 652 кВт ) [ 1 ] |
Движение | восемь паровых турбин , два гребных винта [ 1 ] |
Скорость | Служба: 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час) [ 1 ] [ примечание 1 ] |
Диапазон | 11 110 миль (20 580 км; 12 790 миль) при 20 узлах (37 км / ч; 23 мили в час) [ 1 ] |
Лодки и пристань судно перевозилось | 26 спасательных шлюпок |
Емкость |
|
Экипаж | 475 [ 1 ] |
Датчики и системы обработки |
|
SS Cap Arcona , названный в честь мыса Аркона на острове Рюген , был большим немецким океанским лайнером , позже кораблем Кригсмарине и , наконец, тюремным кораблем . Hamburg Флагманский корабль Südamerikanische Dampfschifffahrts-Gesellschaft («Линия Гамбург-Южная Америка»), он совершил свой первый рейс 29 октября 1927 года, перевозя пассажиров и грузы между Германией и восточным побережьем Южной Америки, и в течение короткого периода времени. она была самым большим и быстрым кораблем на маршруте, [ 2 ] пока через месяц ее не обогнал на том же маршруте Европа-Южная Америка итальянский лайнер MS Augustus .
В 1940 году Кригсмарине реквизировала Кап Аркона в качестве жилого корабля . В 1942 году она послужила декорацией для немецкого пропагандистского художественного фильма «Титаник» . В 1945 году она эвакуировала почти 26 000 немецких гражданских беженцев из Восточной Пруссии перед наступлением Красной Армии .
В последнее время мыс Аркона использовался в качестве корабля-тюрьмы. В мае 1945 года он был тяжело нагружен узниками нацистских концентрационных лагерей , когда Королевские ВВС разбомбили его в западной части Балтийского моря, в результате чего погибло около 5000 человек; еще более 2000 человек погибли в результате затопления сопровождающих судов тюремного флота «Дойчланд» и «Тильбек» . [ 3 ] Это был один из крупнейших единичных инцидентов с человеческими жертвами на море во Второй мировой войне .
Здание и оборудование
[ редактировать ]Компания Blohm+Voss в Гамбурге построила Cap Arcona , спустив на воду и завершив ее в 1927 году. Ее водоизмещение составляло 27 561 GRT 205,90 м (675 футов 6 дюймов) , общая длина и ширина 25,78 м (84 фута 7 дюймов). [ 1 ]
Он приводился в движение восемью паровыми турбинами , одноредукторными с двумя гребными валами. [ 4 ] У нее было три воронки, а среди удобств для пассажиров был полноразмерный теннисный корт позади третьей воронки. [ 2 ] На корабле было как минимум 26 спасательных шлюпок , большинство из которых были установлены в два яруса (см. изображение).
Кап Аркона имел современное навигационное и связное оборудование. Он был оборудован для подводной сигнализации , что позволяло кораблю слышать акустические сигналы от средств навигации. У нее также было оборудование для радиопеленгации . [ 4 ] а с 1934 года имела эхолот и гирокомпас . [ 5 ]
-
Планы Кап Аркона .
-
Спуск на воду немецкого океанского лайнера «Кап Аркона» , 14 мая 1927 года.
-
Масштабная модель Кап-Арконы .
Служба в мирное время
[ редактировать ]Cap Arcona вступила в строй в 1927 году и 29 октября отправилась в свой первый рейс по маршруту Hamburg Süd в Буэнос-Айрес. На маршруте она присоединилась к старому лайнеру Cap Polonio , который был флагманом Hamburg Süd до Cap Arcona . завершения строительства Кап Полонио был заложен в 1931 году и сдан на слом в 1935 году. [ 6 ] оставив Cap Arcona единственным престижным кораблем Hamburg Süd на его южноамериканском маршруте.
6 октября 1932 года «Кап Аркона» столкнулся с французским грузовым судном «Ажен» в Северном море у маяка «Эльба 4» . «Аген» был выброшен на берег, но позже был снят с мели и препровожден в Гамбург , Германия. [ 7 ]
Жилой корабль
[ редактировать ]В 1940 году Кригсмарине (ВМС Германии) реквизировало Кап Аркона , покрасило его в серый цвет и использовало в Балтийском море в качестве жилого корабля в Готенхафене (ныне Гдыня ).
В 1942 году мыс Аркона использовался в качестве дублера RMS Titanic , предоставляя внешние локации для съемок нацистской киноверсии катастрофы в гавани Готенхафена . [ 8 ] [ 9 ] Постановка была завершена, хотя первый режиссер Герберт Зельпин был арестован за пренебрежительные высказывания в адрес моряков Кригсмарине. Его более поздний саморазрушительный допрос, проведенный министром пропаганды Йозефом Геббельсом, практически решил его судьбу. На следующий день его нашли повешенным в камере за подтяжки.
Эвакуация Восточной Пруссии
[ редактировать ]31 января 1945 года Кригсмарине повторно активировала его для операции «Ганнибал» , где он использовался для перевозки 25 795 немецких солдат и гражданских лиц из Восточной Пруссии в более безопасные районы западной Германии. [ 10 ] [ 11 ] К настоящему времени эти рейсы стали очень опасными из-за мин и подводных лодок советского ВМФ . 30 января «Вильгельм Густлофф» , на борту которого находилось около 10 000 пассажиров и экипаж, был торпедирован советской подводной лодкой С-13 и затонул за 40 минут. По оценкам, погибло 9400 человек. Рано утром 11 февраля та же подводная лодка торпедировала судно » водоизмещением «Генерал фон Штойбен 14 666 брт , направлявшееся в Копенгаген с ранеными и прикованными к постели солдатами и гражданскими пассажирами, в результате чего погибло более 4000 человек. 20 февраля капитан «Кап-Арконы » Йоханнес Герц застрелился в своей каюте, стоя на стоянке в Копенгагене, вместо того, чтобы отправиться обратно в Готенхафен. [ 12 ]
30 марта 1945 года «Кап Аркона» завершила свой третий и последний рейс между Гдыней и Копенгагеном, на борту которого находились 9000 солдат и беженцев. Однако ее турбины были полностью изношены. Их можно было лишь частично починить, и дни ее дальних путешествий закончились. Он был выведен из эксплуатации, возвращен своим владельцам в Гамбург-Зюд и отправлен из гавани Копенгагена в залив Нойштадт. [ 13 ]

Корабль-тюрьма и тонет
[ редактировать ]В марте и апреле 1945 года узники концлагерей из скандинавских стран были перевезены со всего Рейха в концлагерь Нойенгамме под Гамбургом в рамках программы «Белый автобус» , координируемой Шведским Красным Крестом, при этом заключенные других национальностей были перемещены для переселения. место для них. В конце концов Генрих Гиммлер согласился, что этих скандинавов и некоторых других людей, считающихся менее вредными для Германии, можно переправить через Данию на свободу в Швецию. Затем, с 16 по 28 апреля 1945 года, Нойенгамме систематически освобождали от всех оставшихся узников вместе с другими группами узников концентрационных лагерей и советских военнопленных; с намерением переселить их в новый секретный лагерь либо на балтийском острове Фемарн ; или в Мюсене в Норвегии, где шла подготовка к их размещению под контролем охранников концентрационного лагеря, эвакуированных из Заксенхаузена . [ 14 ] Тем временем их нужно было скрыть от наступающих британских и канадских войск; и для этой цели СС тюремную флотилию из списанных кораблей собрало в Любекском заливе , состоящую из лайнеров «Кап Аркона» и «Дойчланд» , грузового судна «Тильбек» и моторного катера «Афина» . не использовались Поскольку рулевые двигатели в Тильбеке не использовались , а турбины в Кап-Арконе , Афины использовались для перевозки заключенных из Любека на более крупные корабли и между кораблями; [ 15 ] их заперли под палубой и в трюмах, им не давали еды и медицинской помощи. [ нужна ссылка ]
30 апреля 1945 года два шведских корабля «Магдалена» и «Лилли Маттиссен» , ранее использовавшиеся в качестве судов поддержки эвакуации «Белого автобуса», совершили последний спасательный рейс в Любек и обратно. Среди спасенных заключенных были и переведенные из тюремной флотилии. Вечером 2 мая 1945 года еще больше заключенных, в основном женщины и дети, из лагерей Штуттгоф и Миттельбау-Дора были погружены на баржи и доставлены на стоявшие на якоре суда; хотя, поскольку мыс Аркона отказался принимать новых пленных, более восьмисот человек были возвращены на пляж в Нойштадте утром 3 мая, где около пятисот были убиты на своих баржах из-под пулеметов или забиты до смерти на пляж, а их охранники СС пытались беспрепятственно сбежать. [ 16 ] [ 17 ]
Приказ о переводе заключенных на тюремные корабли поступил от гауляйтера Карла Кауфмана в Гамбурге. Марк Буггельн оспорил последующее утверждение Кауфмана о том, что он действовал по приказу штаба СС в Берлине, утверждая, что это решение на самом деле стало результатом политического и делового давления со стороны ведущих промышленников Гамбурга, которые уже на этом этапе вели с Кауфманом заговор с целью передать город был передан британским войскам незащищенными и невредимыми, и которые, следовательно, хотели обелить его (буквально так в случае с концентрационным лагерем Нойенгамме) [ 14 ] все доказательства прежнего присутствия заключенных в городе и его отраслях. [ 18 ]
Однако к началу мая любые планы переселения были сорваны быстрым продвижением британских войск к Балтике; поэтому руководство СС, переехавшее во Фленсбург , 28 апреля [ 14 ] обсуждали затопление кораблей с заключенными на борту. [ 16 ] [ 19 ] Позже, на трибунале по военным преступлениям, Кауфманн заявил, что пленных собирались отправить в Швецию, хотя, поскольку ни один из кораблей не имел опознавательных знаков госпиталя Красного Креста и не был мореходным, в это маловероятно. [ 16 ] Георг-Хеннинг Граф фон Бассевиц-Бер Гамбурга , последний высший руководитель СС и полиции (HSSPF), показал на том же суде, что заключенные на самом деле должны были быть убиты «в соответствии с приказами Гиммлера». [ 20 ] Курт Риккерт, работавший на Бассевиц-Бера, на суде по делу о военных преступлениях в Гамбурге показал, что, по его мнению, корабли должны были быть потоплены подводными лодками или Люфтваффе . самолетами [ 21 ] Ева Нейрат, присутствовавшая в Нойштадте и чей муж пережил катастрофу, рассказала, что офицер полиции сказал ей, что на кораблях находятся осужденные и их собираются взорвать. [ 22 ]
2 мая 1945 года 2-я британская армия обнаружила пустой лагерь в Нойенгамме и достигла городов Любек и Висмар . Коммандос № 6 , 1-я бригада специального назначения под командованием бригадного генерала Дерека Миллса-Робертса и 11-я бронетанковая дивизия под командованием генерал-майора Филипа Робертса без сопротивления вошли в Любек. В Любеке находился постоянный офис Красного Креста , выполнявший функции порта Красного Креста , и г-н Де Блонэ из Международного комитета Красного Креста сообщил генерал-майору Робертсу, что 7 000–8 000 заключенных находятся на борту кораблей в Любекском заливе. [ 23 ] [ 24 ] Днем 3 мая 1945 года 5-й британский разведывательный полк двинулся на север, к Нойштадту, став свидетелем горящих в заливе кораблей и спасая нескольких сильно истощенных заключенных на пляже в Нойштадте, но в остальном обнаруживая в основном тела умерших женщин и детей. в то утро. [ 25 ]
-
Тайфун вооружен 60-фунтовыми ракетами РП-3 и пушкой.
-
Любекский залив, в 3 км (2 милях) от Нойштадта в Гольштейне (слева вверху): место затопления мыса Аркона . [ 26 ]
-
Любекский залив: позиции мыса Аркона , Тильбека и Германии .
-
Мыс Аркона горит вскоре после терактов.
-
USAAF North American F-6A Mustang (разведывательная версия P-51D Mustang
Локации
[ редактировать ]- Кап Аркона : 54 ° 3,9' с.ш. 10 ° 50,45' в.д. / 54,0650 ° с.ш. 10,84083 ° в.д.
- Тильбек : 54 ° 4,3' с.ш. 10 ° 50,40' в.д. / 54,0717 ° с.ш. 10,84000 ° в.д.
- Германия : 54 ° 7,5' с.ш. 10 ° 48,25' в.д. / 54,1250 ° с.ш. 10,80417 ° в.д.
- Афины
- Эльменхорст
Тонущий
[ редактировать ]3 мая 1945 года, через три дня после самоубийства Гитлера и всего за один день до безоговорочной капитуляции немецких войск на северо-западе Германии в Люнебургской пустоши перед фельдмаршалом Монтгомери , Кап-Аркона , Тильбек и пассажирский лайнер «Дойчланд» подверглись нападению в рамках всеобщей забастовки. о доставке в Балтийское море самолетов Королевских ВВС (RAF) Hawker Typhoon й 83- группы 2-й тактической воздушной армии . Благодаря ультраразведке западные союзники узнали, что большая часть руководства СС и бывших комендантов концентрационных лагерей собралась с Генрихом Гиммлером во Фленсбурге, надеясь организовать побег в Норвегию. [ 14 ] [ 27 ] Западные союзники перехватили приказ от правительства Дёница , также находившегося во Фленсбурге , о том, что руководству СС следует оказать помощь в побеге из плена союзников или иным образом выдать ему фальшивую военно-морскую форму, чтобы скрыть свою личность. [ 28 ] - поскольку Дёниц, сдаваясь, стремился поддерживать иллюзию того, что его администрация была свободна от участия в лагерях или в политике геноцида Гитлера. [ 29 ]
Самолеты были из 184-й эскадрильи , 193-й эскадрильи , 263-й эскадрильи , 197-й эскадрильи RAF и 198-й эскадрильи . Помимо четырех 20-мм пушек , эти Hawker Typhoon Mark 1B истребители-бомбардировщики несли либо восемь неуправляемых ракет HE «60-фунт» RP-3 , либо две 500-фунтовые (230 кг) бомбы.
Ни одна из тюремной флотилии не была отмечена Красным Крестом (хотя « Дойчланд» ранее предназначался как госпитальный корабль и сохранил одну выкрашенную в белый цвет трубу с красным крестом), а все заключенные были спрятаны под палубой, поэтому пилоты атакующих сил были не подозревая, что они были нагружены выжившими из концлагерей. Хотя представители шведского и швейцарского Красного Креста 2 мая 1945 года проинформировали британскую разведку о присутствии большого количества пленных на кораблях, стоящих на якоре в Любекском заливе, эта жизненно важная информация не была передана. [ примечание 2 ] Командиры Королевских ВВС, отдавшие приказ о нанесении удара, считали, что в Любекском заливе готовится флотилия кораблей для размещения ведущих военнослужащих СС, бежавших в контролируемую Германией Норвегию в соответствии с приказом Дёница. [ 30 ] [ 31 ] «Корабли собираются в районе Любека и Киля. В SHAEF полагают, что на борту находятся важные нацисты, сбежавшие из Берлина во Фленсбург и бегущие в Норвегию или нейтральные страны». [ 16 ]
Оснащенные спасательными жилетами из запертых отсеков хранения, большинству охранников СС удалось прыгнуть за борт с мыса Аркона . Немецким траулерам, посланным для спасения членов экипажа и охраны Кап-Арконы , удалось спасти 16 моряков, 400 эсэсовцев и 20 эсэсовцев. Только 350 из 5000 бывших узников концлагеря на борту мыса Аркона выжили. [ 20 ] Из 2800 заключенных на борту « Тильбека» удалось спастись только 50; тогда как все 2000 заключенных на « Дойчланде» были благополучно доставлены в Афины до того, как « Дойчланд» перевернулся. [ 32 ]
Пилот Королевских ВВС Аллан Уайз из 193-й эскадрильи вспоминал: «Мы стреляли из пушек по ребятам в воде... мы расстреливали их из 20-мм пушек в воде. Ужасная вещь, но нам сказали это сделать, и мы это сделала. Это война». [ 33 ]
Сильно поврежденный и подожженный, Кап Аркона в конце концов перевернулся. Фотографии горящих кораблей, внесенных в список «Дойчланд» , «Тильбек » и «Кап-Аркона» , а также истощенных выживших, плавающих в очень холодном Балтийском море, температура которого составляет около 7 °C (45 °F), были сделаны во время разведывательной миссии над Любекским заливом. F -6 Mustang (фоторазведывательная 161 версия P-51) ВВС США - й тактической разведывательной эскадрильи около 17:00, вскоре после атаки. [ 34 ]
4 мая 1945 года британский самолет-разведчик сфотографировал два места крушения: Тильбек и мыс Аркона . [ 35 ] залив Нойштадт мелководен. Перевернувшийся корабль «Кап-Аркона» позднее был выброшен на берег, и в 1949 году выброшенный на берег затонувший корабль был наконец разрушен. В течение нескольких недель после нападения тела жертв выбрасывало на берег, где их собирали и хоронили в братских могилах в Нойштадте в Гольштейне , Шарбойце и Тиммендорфере. Стрэнд . [ 36 ] Части скелетов были выброшены на берег в течение следующих 30 лет, последняя находка была сделана в 1971 году. [ 37 ]
Заключенные на кораблях были представителями не менее 30 национальностей: американцы, белорусы, бельгийцы, канадцы, чехословаки, датчане, голландцы, эстонцы, финны, французы, немцы, греки, венгры, итальянцы, латвийцы, литовцы, люксембуржцы, норвежцы, поляки, Румынский, русский, сербский, испанский, швейцарский, украинский и, возможно, другие. [ 37 ]
Известные выжившие
[ редактировать ]- Фрэнсис Акос (1922–2016), урожденный Вайнман Акос Ференц из Будапешта, Венгрия; Скрипач Чикагского симфонического оркестра
- Генрих Бертрам (1897–1956), капитан Кап-Аркона. [ 38 ]
- Эмиль Франтишек Буриан (1904–1959), музыкант и театральный режиссер, основатель Театра D, ведущего авангардного театра в межвоенной Европе.
- Эрвин Гешоннек (1906–2008), который позже стал известным немецким актером, по истории которого в 1982 году был снят фильм. [ 39 ]
- Эрнст Гольденбаум (1898–1990), восточногерманский политик
- Бенджамин Джейкобс (1919–2004), урожденный Берек Якубович, в Добра, Польша; дантист, спикер Холокоста и автор [ 40 ]
- Филип Джексон (1928–2016), сын американского хирурга Самнера Джексона, погиб в результате нападений. [ 41 ]
- Ханс ван Кетвич Вершуур (1905–1995), голландский представитель Красного Креста и скаутской службы.
- Хайнц Лорд (1917–1961), немецко-американский хирург.
- Андре Мигдал (1924–2007), французский сопротивляющийся , оратор и писатель Холокоста, поэт, переживший Афины. [ 42 ]
- Сэм Пивник (1926–2017), арт-дилер и преподаватель Холокоста. [ 43 ]
- Йозеф Штерба (1905–1977), чешский политик.
- Густав Ван Эсше (1923–1979), бельгийский политик [ 44 ]
Памятники и мемориалы
[ редактировать ]-
Памятник жертвам Кап-Арконы и Тильбека в Нойштадте в Гольштейне
-
Памятник в Вальдфридхофе на Тиммендорфер-Штранде 810 жертвам Кап-Арконы
-
Еврейское кладбище в Нойштадте в Гольштейне для 100 евреев, ставших жертвами Кап-Арконы.
-
Памятник 91 жертве Кап-Арконы на кладбище церкви Святого Николая в Грёмице
-
Кладбище и памятник в Гревесмюлене 407 жертвам Кап-Арконы
-
Памятник жертвам Кап-Аркона в Клюце
-
Памятник на кладбище Ниендорф на Тиммендорфер-Штранде 113 жертвам Кап-Аркона.
-
Мемориальная доска на «Кладбище почета» возле Хаффкруга.
-
Памятник жертвам Кап-Арконы на Поэль острове
-
Памятник жертвам Кап-Аркона в Грос-Шванзее недалеко от Калкхорста
-
Деталь мемориала против войны (1985/86) работы Альфреда Хрдлички , контр-памятника Мемориалу резервного пехотного полка Nr. 76 (1936) Рихарда Кёля в Гамбурге
В популярной культуре
[ редактировать ]
- Последний шторм тайфунов , Лоуренс Бонд, 2000.
- Дело Кап-Арконы , [ 45 ] Гюнтер Клауке, Карл Герман, 1995.
- Der Mann von der Cap Arcona , телефильм ГДР, рассказ Эрвина Гешоннека о затоплении мыса Аркона , 1981/82.
- Они на рампе встретили де Кап Аркона , [ 46 ] 2011.
- Сонни Бой , голландский фильм, 2011. [ 47 ]
- Нацистский Титаник: раскрыт , [ 48 ] Документальный фильм «5 канала», 2012.
- Мюше , Кирмен Урибе, 2012.
См. также
[ редактировать ]- М.В. Вильгельм Густлофф
- Титаник (фильм 1943 года)
- Список морских катастроф
- Список морских катастроф во Второй мировой войне
- Список кораблекрушений
- Список запечатанных архивов
Ссылки
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ Гамбург – Буэнос-Айрес за 15 дней.
- ↑ Из отчета Тилля за июнь 1945 года: «Офицер разведки 83-й группы Королевских ВВС признался дважды: сначала лейтенанту Х.Ф. Анселлу из этой группы (когда это было подтверждено присутствующим командиром звена ), а во второй раз следователю, когда его сопровождал лейтенант. Х. Ф. Анселлом, что 2 мая 1945 года было получено сообщение о том, что эти корабли были загружены пленными из КЗ, но, хотя было достаточно времени, чтобы предупредить пилотов самолетов, атаковавших эти корабли на следующий день, по какой-то недосмотру сообщение было никогда не проходил... Из фактов и из заявления, добровольно предоставленного офицером разведки Королевских ВВС, следует, что основная ответственность за эту огромную гибель людей должна лежать на военнослужащих британских ВВС, которые не передали пилотам полученное ими сообщение о присутствии пленных из КЗ. на борту этих кораблей». См.: Джейкобс и Пул, 2004 и Тилль, 1945.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Гренер 1988 , стр. 78–79.
- ^ Перейти обратно: а б Талбот-Бут 1936 , с. 410
- ^ Уотсон, Роберт, Нацистский Титаник: невероятная нерассказанная история обреченного корабля во Второй мировой войне , Da Capo Press, 2016 ISBN 978-0-3068-2489-0 стр. 247
- ^ Перейти обратно: а б Регистр Ллойда, пароходы и теплоходы (PDF) . Лондон: Регистр Ллойда . 1930 год . Проверено 10 января 2015 г.
- ^ Регистр Ллойда, пароходы и теплоходы (PDF) . Лондон: Регистр Ллойда . 1934 год . Проверено 10 января 2015 г.
- ^ «Кап Полонио (1914–1935)» . Гамбургско-Южноамериканское пароходство (HSDG) (на немецком языке). schiff-maxim.de . Проверено 22 мая 2017 г.
- ^ «Пожар на британском теплоходе». Таймс . № 46258. Лондон. 7 октября 1932 г. полковник С, с. 23.
- ^ Маршал, Эндрю (5 марта 2012 г.). «Странное затопление нацистского Титаника» . «Дейли телеграф» . Лондон . Проверено 15 ноября 2015 г.
- ^ Зендран, Дэвид (21 мая 2012 г.). «Раскрыт нацистский Титаник» (Видео) . Канал «История» . Ютуб
- ^ Уильямс, Дэвид (1997). Военные катастрофы на море . Йовил: Патрик Стивенс Лтд., стр. 235–236.
- ^ Кобергер, Чарльз В. младший (1989). Стальные корабли, железные кресты и беженцы . Нью-Йорк: Прегер. п. 87.
- ^ Джейкобс и Пул 2004 , с. 32.
- ^ Джейкобс и Пул 2004 , стр. 44–45.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ваксманн, Николаус (2015). КЛ; История нацистских концентрационных лагерей . Маленький, Браун. п. 584.
- ^ Джейкобс и Пул 2004 , с. 162.
- ^ Перейти обратно: а б с д Джонс, Майкл (2015). После Гитлера: Последние дни Второй мировой войны в Европе . Джон Мюррей. п. 111.
- ^ Гилберт, Мартин (1989). Вторая мировая война; полная история . Вайденфельд и Николсон. стр. 683–684.
- ^ Буггельн, Марк (2014). Рабский труд в нацистских концентрационных лагерях . ОУП. п. 274.
- ^ Бонд, генеральный директор (1993). Немецкая история и немецкая идентичность: Jahrestage Уве Джонсона . Родопи. стр. 150–151 . ISBN 90-5183-459-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Воан 2004 , стр. 154–156.
- ^ Воган 2004 , с. 148.
- ^ Воган 2004 , стр. 156–157.
- ^ До 1945 года .
- ^ Артур, Макс (16 октября 2000 г.). «Пилоты Королевских ВВС обманом заставили убить 10 000 выживших в лагерях в конце войны – Home News, Великобритания» . Независимый . Лондон . Проверено 25 февраля 2009 г.
- ^ Джонс, Майкл (2015). После Гитлера: Последние дни Второй мировой войны в Европе . Джон Мюррей. стр. 111–112.
- ^ «Трагедия в Нойштадтской бухте» . Государственная библиотека Вюртемберга, Штутгарт . Проверено 25 февраля 2009 г.
- ^ Джонс, Майкл (2015). После Гитлера: Последние дни Второй мировой войны в Европе . Джон Мюррей. п. 112.
- ^ Гастингс, Макс (2004). Армагеддон: Битва за Германию 1944–45 . Макмиллан. стр. 567–568.
- ^ Кершоу, Ян (2011). Конец: Германия 1944–45 . Аллен Лейн. п. 359.
- ^ Jacobs & Pool 2004 , внутренняя сторона обложки.
- ^ « Кап Аркона , май 1945 года» . Государственная библиотека Вюртемберга, Штутгарт.
- ^ Гилберт, Мартин (1989). Вторая мировая война; полная история . Вайденфельд и Николсон. п. 684.
- ^ «Британская ошибка привела к гибели узников лагеря времен Второй мировой войны» . Шанхайская звезда . 7 марта 2000 г. Архивировано из оригинала 7 ноября 2015 г.
- ^ «Затопление Тильбека» . .uni-hamburg.de. Архивировано из оригинала 17 июля 2012 года . Проверено 25 февраля 2009 г.
- ^ Нет . 19 Немецкий журнал Ships People Fates , быстроходный пароход «Кап Аркона» , с. 37.
- ^ ван Пи, Раймонд (1995), мне было 20 в 1944 году (на голландском языке)
- ^ Перейти обратно: а б Шварберг 1998 г.
- ^ (на немецком языке) * Гюнтер Шварберг , цель атаки «Кап Аркона» , Steidl Verlag, Геттинген, 1998 г., ISBN 3-88243-590-9
- ^ * International Herald Tribune: Знаменитый восточногерманский актер, заключенный в тюрьму нацистами за симпатии к коммунистам, умер в возрасте 101 года.
- ^ Джейкобс и Пул 2004 .
- ^ Воган 2004 , стр. 154–156.
- ^ (на французском языке) * Мигдал, Андре, Пляжи с красным песком. Любекская трагедия, 3 мая 1945 года. Издания NM7, Париж, 2001 г., ISBN 2-913973-20-5 .
- ^ (на немецком языке) Ланге, Вильгельм Кап Аркона: Трагический конец флота узников концентрационного лагеря 3 мая 1945 года. Гельмут Каун, Ойтин (1992).
- ^ «Умер в концентрационных лагерях, от U до Z» . blog.seniorennet.be .
- ^ «Дело Кап-Аркона» . cap-arcona.com .
- ^ НТР. «Катастрофа на мысе Аркона» . Другие времена .
- ^ «Сынок-мальчик» . IMDB . 27 января 2011 г.
- ^ "Раскрытый" .
Общие источники
[ редактировать ]По-английски
[ редактировать ]- Джейкобс, Бенджамин (2001). «17, 18». Дантист Освенцима . Университетское издательство Кентукки. ISBN 0-8131-9012-6 .
- Джейкобс, Бенджамин; Пул, Юджин (2004). 100-летняя тайна: скрытая резня в Великобритании во время Второй мировой войны . Гилфорд, Коннектикут: Lyons Press. ISBN 1-59228-532-5 .
- Несбит, Рой (июнь 1984 г.). «Кап Аркона: злодеяние или несчастный случай?». Самолет ежемесячно .
- Пивник, Сэм (2012). Выживший: Освенцим, Марш смерти и моя борьба за свободу . Лондон: Ходдер и Стоутон. ISBN 978-1444758382 .
- Талбот-Бут, EC (1936). Корабли и море (Третье изд.). Лондон: Sampson Low, Marston & Co. 410.
- Тилль, майор Ноэль О (сентябрь 1945 г.). Отчет о расследованиях, WO 309/1592 . Группа по расследованию военных преступлений № 2.
- Воган, Хэл (2004). Доктор Сопротивления: героическая правдивая история американского хирурга и его семьи в оккупированном Париже . Вашингтон, округ Колумбия: Потомакские книги. стр. 154–156. ISBN 1-57488-773-4 .
- Уотсон, Роберт П. (2016). Нацистский Титаник: невероятная нерассказанная история обреченного корабля во время Второй мировой войны . Кембридж, Массачусетс: Да Капо Пресс. ISBN 978-0306824890 .
Неанглийские источники
[ редактировать ]- Диркс, Герберт; Гриль, Михаэль, Эвакуация концентрационного лагеря Нойенгамме и катастрофа 3 мая 1845 года в Любекском заливе. В: Конец войны и освобождение. Бремен 1995 г. ISBN 3-86108-266-7
- Гогель, Руди, Кап Аркона. Отчет о потоплении пленного флота в Любекском заливе 3 мая 1945 года. Франкфурт/М 1972, ISBN 3-87682-756-6
- Грёнер, Эрих (1988). Вспомогательные суда II: госпитальные суда, жилые суда, учебные корабли, исследовательские машины, транспортные средства портовых операций (I) (на немецком языке). Том В. Кобленц: Бернард и Грефе . ISBN 3-7637-4804-0 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Шварберг, Гюнтер (1998). Цель «Кап Аркона» . Геттинген: Steidl Verlag. ISBN 3-88243-590-9 .
- Ланге, Вильгельм, Кап Аркона , Струвес Бухдрукерей и Верлаг, Ойтин 1988, ISBN 3-923457-08-1
- Ланге, Вильгельм, миф и реальность - «эффективная для аудитории» презентация катастрофы на мысе Аркона 3 мая 1945 года , стр. 27, 2/2000, в Schiff und Zeit, Panorama maritime N° 52.
- Ланге, Вильгельм, Последние данные о бомбардировке кораблей концентрационного лагеря в заливе Нойштедтер 3 мая 1945 года: история, ход и обязанности. В: Детлеф Гарбе: Заключенные между истреблением и освобождением. Роспуск концентрационного лагеря Нойенгамме и его подлагерей силами СС весной 1945 года . Бремен 2005, ISBN 3-86108-799-5
- Орт, Карин, планирует и приказывает руководству СС очистить систему концентрационных лагерей. В: Детлеф Гарбе: Заключенные между истреблением и освобождением. Роспуск концентрационного лагеря Нойенгамме и его подлагерей силами СС весной 1945 года . Бремен 2005, ISBN 3-86108-799-5
- Роте, Клаус, немецкие океанские пассажирские суда 1919–1985 , VEB Verlag для Verkehrswesen Berlin, 1987, транспресс
- Поминки Шиффнера, Свена, Кап-Арконы в ГДР: поминки, популярный вид спорта, пропаганда. В: Гарбе, Детлеф и Ланге, Кармен: Узники между истреблением и освобождением. Бремен 2005
- Мигдал, Андре, Пляжи с красным песком. Любекская трагедия, 3 мая 1945 года. Издания NM7, Париж, 2001 г., ISBN 2-913973-20-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Мыс Аркона, Тильбек и Афины через Archive.org
- Катастрофа на Балтийском море. Архивировано 10 июня 2007 года в Wayback Machine.
- Inferno. Архивировано 10 июня 2007 года в Wayback Machine.
- Приложение A. Архивировано 10 июня 2007 г. в Wayback Machine.
- Кап Аркона на месте крушения
- Люсьен Реверт (на французском языке)
- Подводное плавание вокруг места крушения
Изображения
[ редактировать ]- Фотография Кап-Аркона (1938 г.)
- Фотографии Кап Аркона
- Фотографии из альбома
- Трагедия в Нойштадтской бухте (1940–1945).
- Фотография Кап-Аркона (1945 г.)
- Фотография Кап-Аркона (1949 г.)
- Открытка Мемориала
- Кап Аркона , офорт, Альфред Хрдличка (1986)
- Рисунок горящих кораблей. Неизвестный художник.
Видео
[ редактировать ]- Спуск на воду лайнера «Кап Аркона» (Гамбург, 1927) + 1938 год . Видео (на голландском языке) [ мертвая ссылка ]
- Титаник (1943) Часть 8 . Видео (на немецком и английском языках) [ мертвая ссылка ]
- Кап Аркона (1946 г.) . Видео (на немецком языке) [ мертвая ссылка ]
- Зендран, Дэвид (21 мая 2012 г.). «Раскрытие нацистского Титаника» . Канал «История» . Ютуб
- Нацистский Титаник: раскрыт , документальный фильм Channel 5 (Великобритания, 2012)
- корабли 1927 года
- 1945 год в Германии.
- Круизные лайнеры Германии
- Депортация
- Морские происшествия 1932 года
- Морские инциденты в мае 1945 г.
- Резня в Германии
- Военные скандалы
- Концентрационный лагерь Нойенгамме
- Океанские лайнеры
- Тюремные корабли
- Корабли постройки в Гамбурге
- Корабли, потопленные британской авиацией
- Пароходы Германии
- Холокост в Германии
- Военные корабли Германии
- Пассажирские корабли Германии времен Второй мировой войны
- Резня военнопленных во время Второй мировой войны
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Балтийском море
- Любекский залив