Jump to content

Рейнхард Хардеген

Рейнхард Хардеген
Хардеген в 2016 году
Рожденный ( 1913-03-18 ) 18 марта 1913 г.
Бремен , Германия
Умер 9 июня 2018 г. ) ( 09.06.2018 ) ( 105 лет
Бремен, Германия
Верность  Нацистская Германия
Услуга/ ветвь  Военно-морской
Лет службы 1934–45
Классифицировать Лейтенант-коммандер
Единица 3-я флотилия подводных лодок
2-я флотилия подводных лодок
Команды U-147 (11 декабря 1940 г. - 4 апреля 1941 г.)
Ю-123 (19 мая 1941 г. - 31 июля 1942 г.)
6-й морской пехотный полк (февраль – май 1945 г.)
Битвы/войны Вторая мировая война
Награды Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями
Другая работа Бизнесмен и политик

Korvettenkapitän Reinhard Hardegen (18 марта 1913 — 9 июня 2018) — немецкий подводной лодки командир во время Второй мировой войны . Ему приписывают потопление 25 кораблей (2 позже были сняты с мели) общим водоизмещением 136 661 тонну. [ 1 ] После войны он провел полтора года в качестве британского военнопленного, прежде чем начал успешный бизнес по торговле нефтью и был членом городского совета Бремена ( Bürgerschaft ). более 32 лет [ 2 ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

Хардеген служил 1.WO (первым вахтенным офицером) под командованием капитан-лейтенанта Георга-Вильгельма Шульца на борту U-124 и после двух военных патрулей получил собственное командование подводной лодкой типа IID U -147 , действовавшей в Киле , на 11 декабря 1940 года. [ 1 ] Лодка была готова к своему первому патрулированию незадолго до нового года, и после посещения базы подводных лодок в U Бергене -147 было приказано патрулировать маршруты конвоев к северу от Гебридских островов .

На второй день патрулирования Хардеген выпустил торпеду, которая не взорвалась, по большому торговому кораблю, прежде чем был вынужден погрузиться под воду, приняв эсминец за торговый корабль. Во время погружения люк башни был поврежден, что вынудило U-147 через некоторое время всплыть на поверхность, чтобы провести лихорадочный ремонт всего в нескольких сотнях метров от эсминца. Однако сгущающаяся темнота спасла лодку от обнаружения. [ 3 ] Утечки воды повредили дизельные двигатели на борту лодки, что вынудило Хардегена использовать свои электродвигатели, когда позже ночью он увидел проходившего мимо другого торговца. Несмотря на замедление, подводная лодка имела достаточную скорость, чтобы сократить дистанцию ​​и запустить торпеду, которая потопила грузовое судно. После допроса экипажа Хардеген узнал, что это был норвежский пароход Augvald 4811 GRT . Несколько дней спустя Хардеген снова атаковал два грузовых корабля, но обнаружил, что его торпеды пропали или не взорвались. Вскоре после этого ему было приказано вернуться в Киль.

После завершения патрулирования Хардеген получил под командование U-123 , подводную лодку типа IXB, действовавшую в Лорьяне . Первое патрулирование Хардегена на U-123 началось 16 июня 1941 года, взяв курс на воды Западной Африки для нападения на британские корабли в районе Фритауна .

20 июня Хардеген потопил нейтральное португальское судно «Ганда» , приняв его за британское грузовое судно. Позже Дёниц приказал удалить все упоминания об этом затоплении из журналов U-123, и этому вопросу не было уделено особого внимания. [ 4 ] Это была одна из двух известных модификаций Kriegstagebuch , заказанных Дёницем , вторая была связана с затоплением лайнера SS Athenia .

Его следующий патруль в октябре 1941 года привел его в Северную Атлантику. 20 октября он перехватил конвой и атаковал британский вспомогательный крейсер HMS Aurania (13 984 тонны). Несмотря на серьезные повреждения, крейсер был отбуксирован в гавань для ремонта. Однако часть экипажа покинула крейсер, и Хардеген подобрал выжившего, который был доставлен обратно во Францию ​​в качестве военнопленного. Это побудило Хардегена заявить о затоплении. [ 5 ]

Первый патруль «Драмбит»

[ редактировать ]

23 декабря 1941 года U-123 отправилась на первый этап операции «Барабан» . Пять лодок — все, что смог собрать Дёниц, — были отправлены к американскому побережью, чтобы воспользоваться неразберихой в оборонительных сетях восточного побережья вскоре после объявления войны. Хардегену было приказано проникнуть в прибрежные районы вокруг Нью-Йорка , однако из-за необходимости строгой оперативной секретности для выполнения этой задачи в магазинах в Лорьяне не было выпущено никакой карты местности, и у Хардегена были только большие морские карты, а также «Кнаурс». карманный атлас (собственный) для навигации. [ 6 ]

Потопив « Циклоп» и «Норнесс» , Хардеген решил затопить (поместить лодку на дно океана) лодку и дождаться наступления темноты, прежде чем продолжить путь в саму гавань. Ночью 15 января Хардеген вошел в гавань и чуть не выбросил лодку на берег, когда принял береговой свет за легкий корабль. [ 7 ] Экипаж U-123 был в восторге, когда увидел сам город, все огни которого ярко горели. [ Примечание 1 ] но Хардеген не задержался надолго из-за отсутствия торгового движения. он потопил британский танкер «Коимбра » водоизмещением 6768 брт . На выходе [ 9 ]

Затем Хардеген двинулся на юг вдоль побережья, погружаясь днем ​​и всплывая ночью. За исключением одной воздушной атаки 16 января, Хардеген не встретил никакого сопротивления со стороны ВМС США или ВВС США . Ночью 19 января Хардеген потопил три грузовых судна у мыса Хаттерас на мелководье недалеко от берега. Пару часов спустя он наткнулся на еще пять торговцев, шедших группой, и атаковал их двумя последними торпедами и своей 105-мм палубной пушкой, потопив грузовое судно и забрав танкер «Малай» (8207 брутто-тонн ). также [ 10 ] Несмотря на серьезные повреждения, «Малай» , путешествуя пустым, обладал достаточной плавучестью, чтобы оставаться на плаву, и пять дней спустя сумел добраться до Нью-Йорка своим ходом. [ 11 ]

U-123 в Лорьяне в феврале 1942 года.

Поскольку все торпеды были израсходованы, а левый дизельный двигатель не работал оптимально, Хардеген решил взять курс на дом. Незадолго до рассвета норвежский китобойный завод «Космос II» (16 699 брутто-тонн ) был замечен всего в 400 метрах (1300 футов) от него. Капитан «Космоса» Эйнар Гледич решил протаранить U-123 , приказав полный вперед. [ 12 ] Хардеген, поняв, что китобойный корабль находится слишком близко, чтобы он мог его погрузить, резко повернул влево и приказал идти вперед. Из-за того, что левый двигатель не мог развивать максимальные обороты , U-123 едва удалось опередить танкер, и Хардегену потребовалось больше часа, чтобы набрать достаточное преимущество и иметь пространство для маневра. [ 13 ]

На обратном пути он 25 января заметил и потопил британское грузовое судно Culebra (3400 брутто-метровых тонн ) с помощью палубной пушки, но ответный огонь грузового судна повредил лодку. [ 14 ] На следующую ночь норвежский танкер «Пан Норвегия» (9231 брт ) был атакован и потоплен. После нападения Хардеген приказал ближайшему нейтральному грузовому судну забрать выживших, хотя ему пришлось повторить свой приказ после того, как греческий капитан решил уйти, не забрав весь экипаж. [ 15 ] В результате этого затопления общее количество потопленных кораблей первого патруля достигло девяти на общую сумму 53 173 брутто-тонн за двухнедельный период, хотя Хардеген также заявил, что малайцы на общую сумму 66 135 брутто-тонн . [ 16 ]

23 января Хардеген получил еще один сигнал, подтверждающий, что он был награжден Рыцарским крестом Железного креста водоизмещением более 100 000 брутто-тонн за потопление судов союзников . Он вернулся домой в Лорьян 9 февраля и был встречен как герой. [ 17 ]

Второй патруль «Барабанный бой»

[ редактировать ]

2 марта 1942 года Хардеген отправился в свой последний патруль, второй в американские воды. Первые успехи были достигнуты, когда Хардеген потопил американский танкер «Маскоги» (7034 брт ) 22 марта и британский танкер «Эмпайр Стил» (8150 брт ) 24 марта. Однако в последней атаке было израсходовано четыре торпеды, поскольку одна вышла из строя, а другая была выпущена без цели. [ 18 ] Танкер с бензином яростно горел в течение пяти часов, прежде чем затонул, и выживших обнаружить не удалось. Мрачный экипаж U-123 прозвал эту ночь «Ночью факелов танкеров». [ 19 ]

26 марта Хардеген атаковал американский корабль Q USS Atik (3000 GRT ), приняв его за торговое грузовое судно. Торпедировав корабль, Хардеген всплыл, чтобы потопить его с помощью палубных орудий, но обнаружил, что «Атик» пытается протаранить его и открывает по нему огонь из орудий, спрятанных за ложными фальшбортами. Уходя на поверхность, U-123 получила восемь попаданий, один из членов экипажа был смертельно ранен. Подойдя к затопленному «Атику» , Хардеген потопил его еще одной торпедой. [ 20 ]

Второй патруль Хардегена находился вдоль побережья Флориды . Он достиг цели в конце марта, атаковав американский танкер «Лиебре» (7057 брт 1 апреля ) из своей палубной пушки. Хотя танкер был серьезно поврежден, приближающийся патрульный корабль вынудил Хардегена погрузиться под воду и покинуть этот район. Либре отбуксировали в порт и к середине июля он был готов снова выйти в море. [ 21 ] В ночь на 8 апреля U-123 стояла у берега острова Сент-Саймонс , штат Джорджия , торпедировала и потопила два танкера: SS Oklahoma (9264 брт ) и Esso Baton Rouge (7989 брт ). Однако два танкера были затоплены на таком мелководье, что их снова спустили на воду и снова ввели в строй. [ 22 ] В ночь на 9 апреля U-123 потопила теплоход-холодильник SS Esparta (3365 брт ).

В ночь на 11 апреля U-123 торпедировала и потопила SS Gulfamerica (8801 брт ) примерно в двух милях от побережья Джексонвилля , Флорида. « Гульфамерика» отправилась в свой первый рейс из Филадельфии в Порт-Артур, штат Техас, с 90 000 баррелями мазута. Поразив ее торпедой, Хардеген приблизился к цели из своей палубной пушки. Заметив уже большие толпы людей, собравшиеся на пляже, чтобы посмотреть на зрелище, а также все пляжные домики сразу за заливом Америка , Хардеген решил маневрировать вокруг танкера и атаковать с суши. [ 23 ] Этот шаг был весьма опасным, поскольку подводная лодка была четко освещена любым береговым оружием, а мелководье вынудило ее занять позицию всего в 250 метрах (820 футов) от танкера, что грозило ответным огнем с танкера, а также пострадать от пожара, если вылившееся масло загорится. Вскоре шоссе, ведущие из Джексонвилля, были заполнены любопытными людьми, пытавшимися добраться до пляжа, чтобы посмотреть на это зрелище. [ 24 ] После некоторой стрельбы из палубной пушки танкер загорелся, и Хардеген решил уйти. Самолеты уже находились над головой, пытаясь обнаружить подводную лодку с помощью парашютных ракет, а к ней приближались эсминец и несколько небольших патрульных катеров. [ 25 ]

Вынужденная самолетом совершить аварийное пикирование, U-123 оказалась на дне, всего в 20 метрах (66 футов) от поверхности, когда эсминец USS Dahlgren сбросил шесть глубинных бомб. Получив тяжелые повреждения и полагая, что эсминец собирается совершить новую атаку, Хардеген приказал уничтожить секретные коды и оборудование, а лодку бросить. [ 26 ] Как командир он должен был открыть люк башни, чтобы позволить экипажу спастись, используя спасательное снаряжение; однако его охватил парализующий страх, и он не смог продолжить эвакуацию. [ 27 ] К счастью для него, «Дальгрен » по неизвестным причинам не смог сбросить больше глубинных бомб и через короткое время отошел, позволив U-123 завершить аварийный ремонт и хромать в сторону более глубоких вод. Позже Хардеген сказал Майклу Гэннону: «Меня не поймали только потому, что я был слишком напуган». [ 27 ]

В ночь на 13 апреля U-123 атаковала американское грузовое судно SS Leslie (2609 брт ) своей последней торпедой и пятидесятым торпедным запуском Хардегена. Он быстро затонул недалеко от мыса Канаверал . [ 28 ] Примерно через два часа после этой атаки Хардеген обстрелял шведский теплоход «Корсхольм» (5353 брт ), находившийся под британским чартером, и потопил его в течение двадцати минут. Однако он принял грузовое судно за танкер. [ 29 ]

На этом этапе своего второго патруля Хардеген потребовал десять кораблей на общую сумму 74 815 брутто-тонн , тогда как на самом деле он потопил девять, если считать два танкера, которые позже были сняты с мели, на общую сумму все еще приличных 52 336 брутто-тонн . [ 29 ] следующий сигнал Подводя итог своему патрулю, Хардеген выбрал лирический подход, послав BdU :

Семь танкистов пробили последний час,
U-образная ловушка тонула медленнее.
Два грузовых судна лежат на мели,
Потоплен голенью.
(Для семи танкистов прошёл последний час,
ловушка для подводной лодки тонула медленнее.
На дне тоже лежат два грузовых судна.
потоплен барабанщиком.) [ 29 ]

Направляясь домой, Хардеген 16 апреля заметил грузовое судно SS Alcoa Guide (4834 брт ) и потопил его огнем из 105-мм палубной пушки, а также 37-мм и 20-мм зенитных орудий. [ 30 ] 23 апреля Хардеген получил сигнал, подтверждающий вручение ему Дубовых листьев к Рыцарскому кресту. 2 мая U-123 пришвартовалась в Лорьяне, положив конец карьере Хардегена в качестве действующего командира подводной лодки, хотя он командовал лодкой в ​​последний путь, вернув ее в Киль для необходимого ремонта в мае 1942 года.

Хардеген не был очарован нацистским режимом; он открыто не соглашался с нацистской политикой. Он также, как тщательно документирует историк подводных лодок Майкл Гэннон с рассказами выживших, поставлял продовольствие и навигационные указания спасательным шлюпкам торпедированных торговых судов, когда это было возможно, и, по крайней мере, в одном случае, принудительно остановил нейтральный корабль, чтобы он подобрал выживших. судно, которое он затонул неподалеку. Ему также приписывают спасение норвежских военных моряков и других людей от смерти на море. [ 31 ]

Хардеген сказал, что, когда он встретил Адольфа Гитлера и был награжден им Рыцарским крестом, он подумал, «тогда он был хорошим парнем. Это была большая ошибка». [ 32 ] К 1942 году Хардеген и его команда поняли, что Гитлер был сумасшедшим, который сеял хаос и вел Германию к катастрофе. [ 31 ] Однажды его и его коллегу-победителя «Дубовых листьев» Эриха Топпа пригласили на ужин с Гитлером. Хардеген утверждал, что вызвал большое замешательство, заявив во время еды, что подводная война не имела достаточных ресурсов и что Гитлер пренебрегал военно-морскими приоритетами и был одержим сухопутной войной на Востоке. По его словам, это привело Гитлера в ярость и заставило Хардегена получить выговор от начальника штаба Альфреда Йодля , на что Хардеген ответил: «Фюрер имеет право услышать правду, и я обязан ее сказать». [ 30 ] [ 33 ] [ 34 ]

Береговая служба

[ редактировать ]

31 июля 1942 года Хардеген оставил командование U-123 и приступил к обязанностям инструктора 27-й учебной флотилии подводных лодок в Готенхафене . В марте 1943 года капитанлейтенант Хардеген стал начальником отдела подготовки подводных лодок торпедной школы в Marineschule Mürwik , а затем занял должность в Torpedowaffenamt (отдел торпедного вооружения), где он курировал испытания и разработку новых акустических и проводных торпед. [ 35 ] На своей последней должности он служил командиром батальона 6-го пехотного полка морской пехоты с февраля 1945 года до конца войны. Подразделение приняло участие в ожесточенных боях против англичан в районе Бремена , при этом большая часть офицеров погибла. Хардеген заявил, что ему удалось выжить благодаря тому, что он был госпитализирован с тяжелой формой дифтерии . [ 36 ] Последние несколько дней войны Хардеген служил в штабе Дёница во Фленсбурге , где был арестован британскими войсками.

Дальнейшая жизнь и смерть

[ редактировать ]

После войны Хардегена приняли за офицера СС с той же фамилией, и ему потребовалось полтора года, чтобы собрать доказательства и убедить следователей союзников в его настоящей личности. [ 36 ] Он вернулся домой в ноябре 1946 года, где начинал как бизнесмен, сначала на велосипеде, а затем на автомобиле. В 1952 году он основал компанию по торговле нефтью, которая добилась большого успеха. Хардеген также в течение 32 лет был членом парламента ( Bürgerschaft of Bremen ) от христианских демократов в своем родном городе Бремен . Он занялся бизнесом по производству печного топлива, представляя, среди прочего, компанию Texaco, корабли которой он потопил. Он много раз посещал Соединенные Штаты, регулярно беседуя с выжившими и ветеранами, в том числе с людьми, которые пытались убить его во время службы на подводной лодке и подружились с ними. [ 37 ] В 2012 году он был удостоен награды современных вооруженных сил Германии за военную службу. В марте 2013 года ему исполнилось 100 лет, он был очень здоров, выигрывал трофеи по гольфу и до сих пор водит машину. [ 38 ] [ 39 ] [ 32 ]

Хардеген вернулся в Джексонвилл в 1990 году, где его приняли как почетного гостя. Об этом событии он сказал: «Город был ко мне очень дружелюбен». [ 40 ]

Он умер 9 июня 2018 года в возрасте 105 лет. [ 34 ] [ 41 ] [ 42 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. «Я не могу описать это чувство словами, но оно было невероятно красивым и величественным», — позже писал он о том, как приблизился достаточно близко, чтобы увидеть яркий свет Манхэттена со своей лодки, сообщила газета «Нью-Йорк Таймс» . «Я бы отдал за это королевство. если бы он у меня был. Мы были здесь первыми, и впервые за всю эту войну немецкий солдат увидел побережье США». [ 8 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Ганнон 1991 , с. 34.
  2. ^ Хельгасон 1995–2022 гг .
  3. ^ Ганнон 1991 , с. 36.
  4. ^ Ганнон 1991 , с. 52.
  5. ^ Ганнон 1991 , с. 58.
  6. ^ Уильямс 2003 , с. 164.
  7. ^ Ганнон 1991 , с. 231.
  8. ^ Хендерсон 2018 .
  9. ^ Ганнон 1991 , с. 234.
  10. ^ Ганнон 1991 , с. 263.
  11. ^ Ганнон 1991 , с. 265.
  12. ^ Ганнон 1991 , с. 276.
  13. ^ Ганнон 1991 , с. 278.
  14. ^ Ганнон 1991 , с. 286.
  15. ^ Ганнон 1991 , с. 291.
  16. ^ Ганнон 1991 , с. 296.
  17. ^ Ганнон 1991 , с. 304.
  18. ^ Ганнон 1991 , с. 320.
  19. ^ Ганнон 1991 , с. 322.
  20. ^ Ганнон 1991 , с. 326.
  21. ^ Ганнон 1991 , с. 334.
  22. ^ Ганнон 1991 , с. 336.
  23. ^ Ганнон 1991 , с. 363.
  24. ^ Ганнон 1991 , с. 364.
  25. ^ Ганнон 1991 , с. 367.
  26. ^ Ганнон 1991 , с. 368.
  27. ^ Перейти обратно: а б Ганнон 1991 , с. 372.
  28. ^ Ганнон 1991 , с. 376.
  29. ^ Перейти обратно: а б с Ганнон 1991 , с. 377.
  30. ^ Перейти обратно: а б Ганнон 1991 , с. 400.
  31. ^ Перейти обратно: а б «Сказка о двух моряках: На милость некоторых капитанов подводных лодок» . Норвежский американец . 27 мая 2015 г.
  32. ^ Перейти обратно: а б Рондгангер, Ли (19 марта 2013 г.). «Капитан подводной лодки празднует» . Ежедневные новости . Архивировано из оригинала 7 апреля 2022 года . Проверено 22 августа 2023 г. - через PressReader .
  33. ^ «ЗАГРУЖЕННАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОДНОЙ ВОЙНЫ — The Washington Post» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 15 июня 2018 года.
  34. ^ Перейти обратно: а б Гольдштейн 2018 .
  35. ^ Ганнон 1991 , с. 408.
  36. ^ Перейти обратно: а б Ганнон 1991 , с. 409.
  37. ^ «Рейнхард Хардеген: Последний из асов подводных лодок» . 11 июля 2018 г.
  38. ^ «Прием по случаю 100-летия Райнхарда Хардегена» (на немецком языке). Бременское гражданство . Апрель 2013 года . Проверено 20 апреля 2013 г.
  39. ^ Дараскевич 2017 .
  40. ^ «Рядом с домом: грузины опознают моряков, погибших в результате торпедного взрыва SS Oklahoma в 1942 году» . Архивировано из оригинала 1 января 2008 года . Проверено 28 апреля 2020 г.
  41. ^ «Рейнхард Хардеген умирает в возрасте 105 лет» . Везер курьер. 14 июня 2018 г.
  42. ^ «Бремское гражданство: Домашняя страница» .
  43. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Буш и Рёлль 2003 , с. 187.
  44. ^ Перейти обратно: а б Томас 1997 , с. 244.
  45. ^ Перейти обратно: а б Шерцер 2007 , с. 366.
  46. ^ Фелльгибель 2000 , с. 213.
  47. ^ Фелльгибель 2000 , с. 59.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6239ed53af3b45bc4ca40bd477f51399__1716739560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/62/99/6239ed53af3b45bc4ca40bd477f51399.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Reinhard Hardegen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)