1944 Бомбейский взрыв.
![]() Дым валит из гавани | |
Дата | 14 апреля 1944 г. |
---|---|
Время | 16:15 IST (10:45 UTC) |
Расположение | Виктория Док, Бомбей , Британская Индия |
Координаты | 18 ° 57'10 "N 72 ° 50'42" E / 18,95278 ° N 72,84500 ° E |
Причина | Корабль пожар |
Потери | |
800+ погибших | |
3000 раненых |
( Бомбейский взрыв или взрыв в доках Бомбея ) произошел 14 апреля 1944 года в доке Виктория в Бомбее, Британская Индия (ныне Мумбаи , Индия), когда британское грузовое судно SS Fort Stikine загорелось и было уничтожено двумя гигантскими взрывами, разбросавшими обломки. потопили окружающие корабли и подожгли территорию, в результате чего погибло от 800 до 1300 человек. [ 1 ] Около 80 000 человек остались без крова [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] В результате погиб 71 пожарный. [ 5 ] Корабль перевозил смешанный груз: тюки хлопка, лес, нефть, золото и боеприпасы, включая около 1400 тонн взрывчатки, а также еще 240 тонн торпед и оружия.
Судно, рейс и груз
[ редактировать ]
SS — Fort Stikine грузовое судно водоизмещением 7142 регистровых тонны, построенное в 1942 году в Принс-Руперте , Британская Колумбия, по договору ленд-лиза. Название Стикин произошло от знаменитой реки Стикин в Британской Колумбии.
Отправившись из Биркенхеда 24 февраля через Гибралтар , Порт-Саид и Карачи класса «А» , он прибыл в Бомбей 12 апреля 1944 года. Ее груз включал 1395 тонн взрывчатки, в том числе 238 тонн чувствительной взрывчатки , торпеды , мины , снаряды и боеприпасы . Она также перевозила Supermarine Spitfire истребители , тюки хлопка- сырца , бочки с нефтью , древесину , железный лом и примерно 890 000 фунтов стерлингов в золотых слитках в слитках в 31 ящике. [ 6 ] 8700 тюков хлопка и смазочного масла были погружены в Карачи, и капитан корабля Александр Джеймс Нейсмит записал свой протест по поводу такой «смесь» груза. [ 6 ] Перевозка хлопка морским путем была неизбежна для купцов, так как перевозка хлопка по железной дороге из Пенджаба и Синда в Бомбей в то время была запрещена. [ 7 ] Нейсмит, погибший в результате взрыва, описал груз как «почти все, что либо сгорит, либо взорвется». [ 6 ]
Инцидент
[ редактировать ]
Днем, около 14:00, экипаж был предупрежден о пожаре на борту, горящем где-то в трюме №2. Экипаж, портовые пожарные расчеты и пожарные катера не смогли потушить пожар, несмотря на закачку в корабль более 900 тонн воды, а также не смогли обнаружить источник из-за густого дыма. Вода кипела по всему кораблю из-за тепла, выделяемого огнем. [ 8 ]
В 15:50 был отдан приказ покинуть корабль, а через шестнадцать минут раздался сильный взрыв, разрезавший корабль на две части и выбивший окна на расстоянии более 12 км (7,5 миль). Этот и более поздний второй взрыв были достаточно мощными, чтобы их можно было зарегистрировать сейсмографами обсерватории Колаба городской . Датчики зафиксировали, что земля в Шимле задрожала , [ 9 ] город на расстоянии более 1700 км. Ливень горящего материала поджег жилые районы в этом районе. Около 2 км 2 (0,77 квадратных миль) были подожжены по дуге 800 м (870 ярдов) вокруг корабля. Одиннадцать соседних судов были затоплены или тонули, а сотрудники службы экстренной помощи на месте понесли тяжелые потери. Попыткам тушить пожар был нанесен еще один удар, когда в 16:34 район прогремел второй взрыв корабля. Горящие тюки хлопка падали с неба на пришвартованные корабли, доки и кварталы за пределами гавани. Звук взрывов был слышен на расстоянии 80 км (50 миль). [ 10 ] Некоторые из наиболее развитых и экономически важных частей Бомбея были уничтожены взрывом и последовавшим за ним пожаром. [ 10 ]
Новости
[ редактировать ]Подробности взрывов и потерь впервые были сообщены внешнему миру контролируемым японцами радио «Сайгон», которое предоставило подробный отчет об инциденте 15 апреля 1944 года. [ 11 ] Британско-индийская цензура военного времени позволила репортерам присылать репортажи только во вторую неделю мая 1944 года. [ 11 ] Журнал Time опубликовал эту историю лишь 22 мая 1944 года, и тем не менее она оставалась новостью для внешнего мира. [ 11 ] Фильм, изображающий взрывы и их последствия, снятый индийским оператором Судхишем Гхатаком, был конфискован военными. [ 6 ] хотя некоторые его части были позже показаны публике в виде кинохроники. [ 6 ]
Потеря
[ редактировать ]


Общее число погибших в результате взрыва оценивается более чем в 800 человек, тогда как по некоторым оценкам эта цифра составляет около 1300 человек. [ 12 ] Погибло более 500 мирных жителей, многие из них проживали в прилегающих трущобах, но поскольку было военное время, информация о полном масштабе ущерба была частично подвергнута цензуре. [ 6 ] Результаты взрыва суммируются следующим образом:
- Двести тридцать один убитый человек был прикреплен к различным доковым службам, включая пожарных и докеров. [ 8 ]
- Из приведенного выше числа 66 были пожарными. [ 13 ]
- Погибло более 500 мирных жителей. [ 8 ]
- По некоторым оценкам, общее число смертей достигает 1300 человек. [ 12 ]
- Ранения получили более 2500 человек, в том числе мирные жители. [ 8 ]
- Тринадцать кораблей были потеряны [ 8 ] и некоторые другие корабли сильно или частично повреждены
- Из вышеперечисленного три корабля Королевского ВМС Индии были потеряны. [ 14 ]
- Тридцать один деревянный ящик, в каждом из которых находится по четыре золотых слитка, каждый из которых весит 800 тройских унций или почти 25 кг. [ 8 ] (почти все после выздоровления)
- Более 50 000 тонн судов уничтожено и еще 50 000 тонн судов повреждено. [ 8 ]
- Потеря более 50 000 тонн продовольственного зерна, включая рис, что впоследствии привело к чёрному сбыту продовольственного зерна. [ 6 ]
Пригородные мероприятия по оказанию помощи
[ редактировать ]Д.Н. Вандрекар, старший журналист газеты The Bombay Chronicle , заявил в репортаже от 20 апреля 1944 года, что мумбайкары ( в переводе « жители Мумбаи ») всегда известны своим добрым сердцем, поэтому примерно через пять дней после инцидента массовые мероприятия по оказанию помощи были перенесены. в пригород в связи с нейтрализацией Южного Мумбаи от причиненного ущерба. Вскоре после стихийного бедствия в пригороды начали стекаться люди из пострадавших районов. Около шести тысяч человек из района Мандви, в основном представители среднего класса, отправились в Гаткопар . Рабочие и другие жители Гаткопара открыли для них три школы, а частные домохозяйства также предоставили жилье этим несчастным семьям. [ нужна ссылка ]
Из доков хлынул поток рабочих, желающих уйти из Бомбея пешком по Агра-роуд. Рабочие Гхаткопара открыли для них кухню в зале «Хинду Сабха». Кухня два раза в день кормила около тысячи человек. Кухня Гаткопара все еще работала, когда жители Ирлы из Виле Парле открыли второй центр примерно на 500 человек, где беженцам предоставлялось питание и жилье. Третья кухня была открыта в Хотвади и Нарли Агрипаде в Сантакрусе, где обслуживали около 300 человек. В Харе были приняты меры для раздачи пайков примерно сотне человек, нашедших жилье в деревнях Хервадиан и Старый Хар. Хар Данда , рыбацкая деревня, организовала размещение и питание около ста человек. Многие семьи на острове Сальсетт , также известном как пригород Мумбаи, открыли свои двери для нуждающихся. [ нужна ссылка ]
Спасение
[ редактировать ]В рамках спасательной операции младший лейтенант Кен Джексон из RNVR был прикомандирован к правительству Индии для организации операции по откачке. Он и старший старшина Чарльз Брейзер прибыли в Бомбей 7 мая 1944 года. За три месяца было спасено множество кораблей. Операция по осушению заняла три месяца, после чего Джексон и Брейзер вернулись на свою базу в Коломбо. Джексон оставался на Дальнем Востоке еще два года, проводя дальнейшие спасательные работы. За свои усилия по откачке оба мужчины были вознаграждены: Брейзер был награжден MBE, а Джексон получил ускоренное повышение по службе. Австралийский тральщик HMAS Gawler 21 июня 1944 года высадил рабочие группы для оказания помощи в восстановлении порта. [ 14 ]
Последствия
[ редактировать ]Чтобы взять огонь под контроль, потребовалось три дня, а позже 8000 человек трудились в течение семи месяцев, чтобы убрать около 500 000 тонн мусора и вернуть доки в строй.
Расследование взрыва показало, что очагом пожара, вероятно, были тюки хлопка. Было критично несколько ошибок:
- хранение хлопка под боеприпасами,
- отсутствие красного флага (флага B), необходимого для обозначения «опасного груза на борту»,
- задержка выгрузки взрывчатки,
- не использовать паровые форсунки для локализации огня, и
- задержка в оповещении местной пожарной команды. [ 15 ]
Многие семьи потеряли все свое имущество, и на их спинах осталась только одежда. Тысячи людей остались без средств к существованию. По оценкам, пострадало около 6000 фирм и 50 000 потеряли свои рабочие места. [ 6 ] Правительство взяло на себя полную ответственность за катастрофу, и гражданам, подавшим иск о потере или повреждении имущества, была выплачена денежная компенсация.

В ходе периодических дноуглубительных работ с целью поддержания глубины причальных отсеков было обнаружено множество неповрежденных золотых слитков, некоторые из которых были сделаны еще в феврале 2011 года, и они были возвращены правительству. В октябре 2011 года также был найден живой снаряд весом 45 кг (100 фунтов). [ 16 ] в пожарной бригады Мумбаи В штаб-квартире Бикулле установлен памятник погибшим пожарным. Национальная неделя пожарной безопасности проходит по всей Индии [ 17 ] с 14 по 21 апреля в память о 66 пожарных, погибших при этом взрыве. [ 13 ]
Корабли потеряны или серьезно повреждены
[ редактировать ]Помимо форта Стикин , следующие суда были затоплены или серьезно повреждены.
Корабль | Флаг или оператор | Примечания |
---|---|---|
Барода | ![]() |
Baroda — грузовой лайнер водоизмещением 3172 брт, принадлежавший Британской индийской компании Steam Navigation Company . [ 18 ] Судно сгорело. [ 19 ] |
HMHS Шантильи | ![]() |
«Шантийи» — водоизмещением 10 017 брутто-тонн госпитальное судно , которое раньше было французским пассажирским судном. Она была отремонтирована и после войны возвращена французским владельцам. [ 20 ] |
HMIS Эль Хинд | ![]() |
El Hind водоизмещением 5319 брт, — пассажирское судно которое использовалось компанией Scindia Steam Navigation Company Ltd. для перевозки паломников. Он был реквизирован Королевским флотом Индии в качестве пехотного десантного корабля (большого) . Она загорелась и затонула. [ 21 ] [ 22 ] |
Империя Инд | ![]() |
Empire Indus был грузовым судном водоизмещением 5155 брт . Он был серьезно поврежден взрывом, но был отремонтирован и вернулся в строй в ноябре 1945 года. [ 23 ] |
Форт Кревье | ![]() |
Форт Кревье был водоизмещением 7142 брт кораблем Форт . Она была сожжена и объявлена конструктивной полной утратой . Судно использовалось как корпус до 1948 года, когда его сдали на слом. [ 19 ] [ 24 ] |
Генерал ван дер Хейден | ![]() |
General van der Heyden водоизмещением 1213 брт — грузовое судно компании Koninklijke Paketvaart-Maatschappij . Она загорелась и затонула, потеряв 15 членов экипажа. [ 25 ] |
Генерал ван Свейтен | ![]() |
General van Sweiten был грузовым судном водоизмещением 1300 брутто-тонн компании Royal Packet Shipping Company. Она загорелась и затонула, потеряв 2 экипажа. [ 25 ] |
Изящный | ![]() |
Graciosa было грузовым судном водоизмещением 1173 брт , принадлежавшим Skibs A/S Fjeld и эксплуатировавшимся под управлением Hans Kiær & Co. Оно было серьезно повреждено и в июле 1944 года было продано на металлолом. [ 26 ] |
Иран | ![]() |
«Иран» представлял собой стандартное грузовое судно времен Первой мировой войны водоизмещением 5677 брутто , которым управляла Иранская пароходная компания под управлением Wallem & Co. Ltd. Оно было серьезно повреждено и сдано на слом. [ 27 ] |
Джалападма | ![]() |
Джалападма — грузовое судно водоизмещением 3857 брт компании Scindia Steam Navigation Company. Ее вытолкнули на берег, а затем сдали на слом. [ 28 ] |
Кингюань | ![]() |
Kingyuan был водоизмещением 2653 брт грузовым судном китайской навигационной компании . Она загорелась и затонула. [ 29 ] |
HMS LCP 323 | ![]() |
Десантный корабль затонул. [ 30 ] |
HMS LCP 866 | ![]() |
Десантный корабль затонул. [ 30 ] |
Норвежский торговец | ![]() |
Norse Trader — грузовое судно водоизмещением 3507 брт , принадлежавшее компании Wallem & Co., Гонконг . Пострадавших не было, но корабль полностью погиб и был разбит. [ 31 ] |
Род Эль Фараг | ![]() |
Rod El Farag 6292 брт — грузовой лайнер Sociète Misr de Navigation Maritime водоизмещением . Она была выпотрошена огнем. [ 32 ] Объявленный полной утратой, он был затоплен для использования в качестве причала. [ 33 ] |
Числа | ![]() |
Тиномбо 872 GRT, представляло собой каботажное судно водоизмещением принадлежавшее компании Koninklijke Packetvaart Maatschappij. Он получил серьезные повреждения и затонул, потеряв 8 членов экипажа. [ 29 ] |
См. также
[ редактировать ]- Список аварий и происшествий, связанных с транспортировкой или хранением боеприпасов
- Список крупнейших искусственных неядерных взрывов
- Галифакс Взрыв
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Взрыв на грузовом корабле сотряс Бомбей, Индия, 14 апреля 1944 года» . History.com . Архивировано из оригинала 25 декабря 2018 года . Проверено 22 марта 2016 г.
- ^ «Был ли проигнорирован вклад Индии во Вторую мировую войну? – BBC News» . Новости Би-би-си . 16 июня 2015 г. Архивировано из оригинала 25 декабря 2018 г. Проверено 22 марта 2016 г.
- ↑ Взрыв в Бомбее. Архивировано 14 апреля 2023 года в Wayback Machine. Война капрала: Приключения королевского инженера во Второй мировой войне. Страница 233.
- ^ День, когда шел дождь из золотых кирпичей, и лошадь бежала без головы. Архивировано 14 апреля 2023 года в Wayback Machine в Бомбее, Мери Джаан: Записи о Мумбаи, страница 138.
- ^ «Вот так работает пожарная команда Мумбаи» . Зеркало Мумбаи . Архивировано из оригинала 25 декабря 2018 года . Проверено 22 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Times News Network (11 апреля 2004 г.). «Когда качались доки Бомбея» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 3 января 2013 года . Проверено 15 сентября 2012 г.
- ^ Эннис, Джон . п. 25
- ^ Эннис, Джон . п. 84
- ^ Jump up to: а б «Война врывается в Бомбей» . Жизнь . 22 мая 1944 г. стр. 38–39.
- ^ Jump up to: а б с «Индия: Пожар в Бомбее» . Журнал «Тайм» . 22 мая 1944 года. Архивировано из оригинала 14 декабря 2008 года . Проверено 16 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Взрыв на корабле Корго потряс Бомбей, Индия» . History.com. Архивировано из оригинала 25 декабря 2018 года . Проверено 15 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Посвящение пожарным» . Индус . 15 апреля 2011 года. Архивировано из оригинала 20 апреля 2011 года . Проверено 15 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «В этот день: 1944 год» . Военно-морское историческое общество Австралии. Архивировано из оригинала 27 июля 2020 года . Проверено 24 сентября 2019 г.
- ↑ «Таймс» , вторник, 12 сентября 1944 г.; стр. 3; Выпуск 49956; колонка Е
- ^ Тивари, Диптиман (24 октября 2011 г.). «Живой 45-килограммовый снаряд, извлеченный из обломков корабля времен Второй мировой войны» . Зеркало Мумбаи . Архивировано из оригинала 30 декабря 2011 года . Проверено 1 марта 2016 г.
- ^ «Неделя пожарной безопасности» . Совет национальной безопасности (Индия) . 17 февраля 2014 года. Архивировано из оригинала 5 декабря 2014 года . Проверено 28 ноября 2014 г.
- ^ «СС Барода» . Клайдшипы. Архивировано из оригинала 16 мая 2021 года . Проверено 5 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Конвой ПБ.74» . Convoyweb. Архивировано из оригинала 4 сентября 2014 года . Проверено 15 августа 2014 г.
- ^ «HMHS Шантильи (1941)» . Морской квест. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 13 августа 2014 г.
- ^ «СС Эль Хинд» . Клайдшипы. Архивировано из оригинала 14 апреля 2023 года . Проверено 5 ноября 2019 г.
- ^ «Десантный пехотный корабль HMIS El Hind» . Подводная лодка. Архивировано из оригинала 8 августа 2020 года . Проверено 5 ноября 2019 г.
- ^ Митчелл, Вашингтон; Сойер, Луизиана (1995). Корабли Империи . Лондон, Нью-Йорк, Гамбург, Гонконг: Lloyd's of London Press Ltd., с. не цитируется. ISBN 1-85044-275-4 .
- ^ «Форт Шипы А – J» . Моряки. Архивировано из оригинала 31 июля 2019 года . Проверено 13 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Королевский Пакетваарт Маатшаппий 1888–1967» . Список кораблей. Архивировано из оригинала 22 июля 2014 года . Проверено 13 августа 2014 г.
- ^ «Д/С Грасиоза» . Военные моряки. Архивировано из оригинала 2 сентября 2014 года . Проверено 13 августа 2014 г.
- ^ «Вайкава» . Тайнбилд. Архивировано из оригинала 31 мая 2015 года . Проверено 13 августа 2014 г.
- ^ «Сциндия Стим Навигейшн Ко» . Список кораблей. Архивировано из оригинала 22 июля 2014 года . Проверено 13 августа 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Корабли, потерянные в результате взрыва в Бомбее во время Второй мировой войны» . Торговля. Архивировано из оригинала 4 сентября 2014 года . Проверено 15 августа 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Ровер, Юрген ; Герхард Хюммельхен. «Морская война 1944 года, апрель» . Государственная библиотека Вюртемберга, Штутгарт (на немецком языке). Архивировано из оригинала 29 октября 2015 года . Проверено 7 августа 2015 г.
- ^ «Норвежский торговый флот 1939–1945 гг. Корабли начиная с N – Nors» . Военные моряки. Архивировано из оригинала 24 сентября 2014 года . Проверено 15 августа 2014 г.
- ^ «СС Чиндвин» . Клайдшипы. Архивировано из оригинала 12 августа 2022 года . Проверено 5 ноября 2019 г.
- ^ Джордан, Роджер (1999). Торговый флот мира, 1939 год . Лондон: Издательство Чатема. п. 452. ИСБН 1-86176-023-Х .
Библиография
[ редактировать ]- Эннис, Джон (1959). Великий Бомбейский взрыв . Нью-Йорк: Дуэлл, Слоан и Пирс.
Внешние ссылки
[ редактировать ]