Jump to content

1944 Бомбейский взрыв.

Координаты : 18 ° 57'10 "N 72 ° 50'42" E  /  18,95278 ° N 72,84500 ° E  / 18,95278; 72,84500
(Перенаправлено из «Бомбейского взрыва» (1944) )

Бомбейский взрыв
Дым валит из гавани
Дата 14 апреля 1944 г.
Время 16:15 IST (10:45 UTC)
Расположение Виктория Док, Бомбей , Британская Индия
Координаты 18 ° 57'10 "N 72 ° 50'42" E  /  18,95278 ° N 72,84500 ° E  / 18,95278; 72,84500
Причина Корабль пожар
Потери
800+ погибших
3000 раненых

( Бомбейский взрыв или взрыв в доках Бомбея ) произошел 14 апреля 1944 года в доке Виктория в Бомбее, Британская Индия (ныне Мумбаи , Индия), когда британское грузовое судно SS Fort Stikine загорелось и было уничтожено двумя гигантскими взрывами, разбросавшими обломки. потопили окружающие корабли и подожгли территорию, в результате чего погибло от 800 до 1300 человек. [ 1 ] Около 80 000 человек остались без крова [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] В результате погиб 71 пожарный. [ 5 ] Корабль перевозил смешанный груз: тюки хлопка, лес, нефть, золото и боеприпасы, включая около 1400 тонн взрывчатки, а также еще 240 тонн торпед и оружия.

Судно, рейс и груз

[ редактировать ]
СС Форт Стикин

SS Fort Stikine грузовое судно водоизмещением 7142 регистровых тонны, построенное в 1942 году в Принс-Руперте , Британская Колумбия, по договору ленд-лиза. Название Стикин произошло от знаменитой реки Стикин в Британской Колумбии.

Отправившись из Биркенхеда 24 февраля через Гибралтар , Порт-Саид и Карачи класса «А» , он прибыл в Бомбей 12 апреля 1944 года. Ее груз включал 1395 тонн взрывчатки, в том числе 238 тонн чувствительной взрывчатки , торпеды , мины , снаряды и боеприпасы . Она также перевозила Supermarine Spitfire истребители , тюки хлопка- сырца , бочки с нефтью , древесину , железный лом и примерно 890 000 фунтов стерлингов в золотых слитках в слитках в 31 ящике. [ 6 ] 8700 тюков хлопка и смазочного масла были погружены в Карачи, и капитан корабля Александр Джеймс Нейсмит записал свой протест по поводу такой «смесь» груза. [ 6 ] Перевозка хлопка морским путем была неизбежна для купцов, так как перевозка хлопка по железной дороге из Пенджаба и Синда в Бомбей в то время была запрещена. [ 7 ] Нейсмит, погибший в результате взрыва, описал груз как «почти все, что либо сгорит, либо взорвется». [ 6 ]

Инцидент

[ редактировать ]
Люди бегут в поисках безопасности после взрыва

Днем, около 14:00, экипаж был предупрежден о пожаре на борту, горящем где-то в трюме №2. Экипаж, портовые пожарные расчеты и пожарные катера не смогли потушить пожар, несмотря на закачку в корабль более 900 тонн воды, а также не смогли обнаружить источник из-за густого дыма. Вода кипела по всему кораблю из-за тепла, выделяемого огнем. [ 8 ]

В 15:50 был отдан приказ покинуть корабль, а через шестнадцать минут раздался сильный взрыв, разрезавший корабль на две части и выбивший окна на расстоянии более 12 км (7,5 миль). Этот и более поздний второй взрыв были достаточно мощными, чтобы их можно было зарегистрировать сейсмографами обсерватории Колаба городской . Датчики зафиксировали, что земля в Шимле задрожала , [ 9 ] город на расстоянии более 1700 км. Ливень горящего материала поджег жилые районы в этом районе. Около 2 км 2 (0,77 квадратных миль) были подожжены по дуге 800 м (870 ярдов) вокруг корабля. Одиннадцать соседних судов были затоплены или тонули, а сотрудники службы экстренной помощи на месте понесли тяжелые потери. Попыткам тушить пожар был нанесен еще один удар, когда в 16:34 район прогремел второй взрыв корабля. Горящие тюки хлопка падали с неба на пришвартованные корабли, доки и кварталы за пределами гавани. Звук взрывов был слышен на расстоянии 80 км (50 миль). [ 10 ] Некоторые из наиболее развитых и экономически важных частей Бомбея были уничтожены взрывом и последовавшим за ним пожаром. [ 10 ]

Подробности взрывов и потерь впервые были сообщены внешнему миру контролируемым японцами радио «Сайгон», которое предоставило подробный отчет об инциденте 15 апреля 1944 года. [ 11 ] Британско-индийская цензура военного времени позволила репортерам присылать репортажи только во вторую неделю мая 1944 года. [ 11 ] Журнал Time опубликовал эту историю лишь 22 мая 1944 года, и тем не менее она оставалась новостью для внешнего мира. [ 11 ] Фильм, изображающий взрывы и их последствия, снятый индийским оператором Судхишем Гхатаком, был конфискован военными. [ 6 ] хотя некоторые его части были позже показаны публике в виде кинохроники. [ 6 ]

Последствия взрыва в гавани
Часть винта, приземлившаяся в средней школе Сент-Ксавьера, примерно в 5 км (3 милях) от доков.
СС Джалападма на суше после взрыва

Общее число погибших в результате взрыва оценивается более чем в 800 человек, тогда как по некоторым оценкам эта цифра составляет около 1300 человек. [ 12 ] Погибло более 500 мирных жителей, многие из них проживали в прилегающих трущобах, но поскольку было военное время, информация о полном масштабе ущерба была частично подвергнута цензуре. [ 6 ] Результаты взрыва суммируются следующим образом:

  • Двести тридцать один убитый человек был прикреплен к различным доковым службам, включая пожарных и докеров. [ 8 ]
  • Из приведенного выше числа 66 были пожарными. [ 13 ]
  • Погибло более 500 мирных жителей. [ 8 ]
  • По некоторым оценкам, общее число смертей достигает 1300 человек. [ 12 ]
  • Ранения получили более 2500 человек, в том числе мирные жители. [ 8 ]
  • Тринадцать кораблей были потеряны [ 8 ] и некоторые другие корабли сильно или частично повреждены
  • Из вышеперечисленного три корабля Королевского ВМС Индии были потеряны. [ 14 ]
  • Тридцать один деревянный ящик, в каждом из которых находится по четыре золотых слитка, каждый из которых весит 800 тройских унций или почти 25 кг. [ 8 ] (почти все после выздоровления)
  • Более 50 000 тонн судов уничтожено и еще 50 000 тонн судов повреждено. [ 8 ]
  • Потеря более 50 000 тонн продовольственного зерна, включая рис, что впоследствии привело к чёрному сбыту продовольственного зерна. [ 6 ]

Пригородные мероприятия по оказанию помощи

[ редактировать ]

Д.Н. Вандрекар, старший журналист газеты The Bombay Chronicle , заявил в репортаже от 20 апреля 1944 года, что мумбайкары ( в переводе « жители Мумбаи ») всегда известны своим добрым сердцем, поэтому примерно через пять дней после инцидента массовые мероприятия по оказанию помощи были перенесены. в пригород в связи с нейтрализацией Южного Мумбаи от причиненного ущерба. Вскоре после стихийного бедствия в пригороды начали стекаться люди из пострадавших районов. Около шести тысяч человек из района Мандви, в основном представители среднего класса, отправились в Гаткопар . Рабочие и другие жители Гаткопара открыли для них три школы, а частные домохозяйства также предоставили жилье этим несчастным семьям. [ нужна ссылка ]

Из доков хлынул поток рабочих, желающих уйти из Бомбея пешком по Агра-роуд. Рабочие Гхаткопара открыли для них кухню в зале «Хинду Сабха». Кухня два раза в день кормила около тысячи человек. Кухня Гаткопара все еще работала, когда жители Ирлы из Виле Парле открыли второй центр примерно на 500 человек, где беженцам предоставлялось питание и жилье. Третья кухня была открыта в Хотвади и Нарли Агрипаде в Сантакрусе, где обслуживали около 300 человек. В Харе были приняты меры для раздачи пайков примерно сотне человек, нашедших жилье в деревнях Хервадиан и Старый Хар. Хар Данда , рыбацкая деревня, организовала размещение и питание около ста человек. Многие семьи на острове Сальсетт , также известном как пригород Мумбаи, открыли свои двери для нуждающихся. [ нужна ссылка ]

Спасение

[ редактировать ]

В рамках спасательной операции младший лейтенант Кен Джексон из RNVR был прикомандирован к правительству Индии для организации операции по откачке. Он и старший старшина Чарльз Брейзер прибыли в Бомбей 7 мая 1944 года. За три месяца было спасено множество кораблей. Операция по осушению заняла три месяца, после чего Джексон и Брейзер вернулись на свою базу в Коломбо. Джексон оставался на Дальнем Востоке еще два года, проводя дальнейшие спасательные работы. За свои усилия по откачке оба мужчины были вознаграждены: Брейзер был награжден MBE, а Джексон получил ускоренное повышение по службе. Австралийский тральщик HMAS Gawler 21 июня 1944 года высадил рабочие группы для оказания помощи в восстановлении порта. [ 14 ]

Последствия

[ редактировать ]

Чтобы взять огонь под контроль, потребовалось три дня, а позже 8000 человек трудились в течение семи месяцев, чтобы убрать около 500 000 тонн мусора и вернуть доки в строй.

Расследование взрыва показало, что очагом пожара, вероятно, были тюки хлопка. Было критично несколько ошибок:

  • хранение хлопка под боеприпасами,
  • отсутствие красного флага (флага B), необходимого для обозначения «опасного груза на борту»,
  • задержка выгрузки взрывчатки,
  • не использовать паровые форсунки для локализации огня, и
  • задержка в оповещении местной пожарной команды. [ 15 ]

Многие семьи потеряли все свое имущество, и на их спинах осталась только одежда. Тысячи людей остались без средств к существованию. По оценкам, пострадало около 6000 фирм и 50 000 потеряли свои рабочие места. [ 6 ] Правительство взяло на себя полную ответственность за катастрофу, и гражданам, подавшим иск о потере или повреждении имущества, была выплачена денежная компенсация.

Мемориал установлен возле штаб-квартиры пожарной бригады Мумбаи.

В ходе периодических дноуглубительных работ с целью поддержания глубины причальных отсеков было обнаружено множество неповрежденных золотых слитков, некоторые из которых были сделаны еще в феврале 2011 года, и они были возвращены правительству. В октябре 2011 года также был найден живой снаряд весом 45 кг (100 фунтов). [ 16 ] в пожарной бригады Мумбаи В штаб-квартире Бикулле установлен памятник погибшим пожарным. Национальная неделя пожарной безопасности проходит по всей Индии [ 17 ] с 14 по 21 апреля в память о 66 пожарных, погибших при этом взрыве. [ 13 ]

Корабли потеряны или серьезно повреждены

[ редактировать ]

Помимо форта Стикин , следующие суда были затоплены или серьезно повреждены.

Корабль Флаг или оператор Примечания
Барода  Великобритания Baroda — грузовой лайнер водоизмещением 3172 брт, принадлежавший Британской индийской компании Steam Navigation Company . [ 18 ] Судно сгорело. [ 19 ]
HMHS Шантильи  Великобритания «Шантийи» водоизмещением 10 017 брутто-тонн госпитальное судно , которое раньше было французским пассажирским судном. Она была отремонтирована и после войны возвращена французским владельцам. [ 20 ]
HMIS Эль Хинд  Королевский флот Индии El Hind водоизмещением 5319 брт, — пассажирское судно которое использовалось компанией Scindia Steam Navigation Company Ltd. для перевозки паломников.
Он был реквизирован Королевским флотом Индии в качестве пехотного десантного корабля (большого) . Она загорелась и затонула. [ 21 ] [ 22 ]
Империя Инд  Великобритания Empire Indus был грузовым судном водоизмещением 5155 брт . Он был серьезно поврежден взрывом, но был отремонтирован и вернулся в строй в ноябре 1945 года. [ 23 ]
Форт Кревье  Великобритания Форт Кревье был водоизмещением 7142 брт кораблем Форт . Она была сожжена и объявлена ​​конструктивной полной утратой . Судно использовалось как корпус до 1948 года, когда его сдали на слом. [ 19 ] [ 24 ]
Генерал ван дер Хейден  Нидерланды General van der Heyden водоизмещением 1213 брт — грузовое судно компании Koninklijke Paketvaart-Maatschappij . Она загорелась и затонула, потеряв 15 членов экипажа. [ 25 ]
Генерал ван Свейтен  Нидерланды General van Sweiten был грузовым судном водоизмещением 1300 брутто-тонн компании Royal Packet Shipping Company. Она загорелась и затонула, потеряв 2 экипажа. [ 25 ]
Изящный  Норвегия Graciosa было грузовым судном водоизмещением 1173 брт , принадлежавшим Skibs A/S Fjeld и эксплуатировавшимся под управлением Hans Kiær & Co. Оно было серьезно повреждено и в июле 1944 года было продано на металлолом. [ 26 ]
Иран  Панама «Иран» представлял собой стандартное грузовое судно времен Первой мировой войны водоизмещением 5677 брутто , которым управляла Иранская пароходная компания под управлением Wallem & Co. Ltd. Оно было серьезно повреждено и сдано на слом. [ 27 ]
Джалападма  Великобритания Джалападма — грузовое судно водоизмещением 3857 брт компании Scindia Steam Navigation Company. Ее вытолкнули на берег, а затем сдали на слом. [ 28 ]
Кингюань  Великобритания Kingyuan был водоизмещением 2653 брт грузовым судном китайской навигационной компании . Она загорелась и затонула. [ 29 ]
HMS LCP 323 Великобритания Королевский флот Десантный корабль затонул. [ 30 ]
HMS LCP 866 Великобритания Королевский флот Десантный корабль затонул. [ 30 ]
Норвежский торговец  Панама Norse Trader — грузовое судно водоизмещением 3507 брт , принадлежавшее компании Wallem & Co., Гонконг . Пострадавших не было, но корабль полностью погиб и был разбит. [ 31 ]
Род Эль Фараг  Египет Rod El Farag 6292 брт — грузовой лайнер Sociète Misr de Navigation Maritime водоизмещением . Она была выпотрошена огнем. [ 32 ] Объявленный полной утратой, он был затоплен для использования в качестве причала. [ 33 ]
Числа  Нидерланды Тиномбо 872 GRT, представляло собой каботажное судно водоизмещением принадлежавшее компании Koninklijke Packetvaart Maatschappij. Он получил серьезные повреждения и затонул, потеряв 8 членов экипажа. [ 29 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Взрыв на грузовом корабле сотряс Бомбей, Индия, 14 апреля 1944 года» . History.com . Архивировано из оригинала 25 декабря 2018 года . Проверено 22 марта 2016 г.
  2. ^ «Был ли проигнорирован вклад Индии во Вторую мировую войну? – BBC News» . Новости Би-би-си . 16 июня 2015 г. Архивировано из оригинала 25 декабря 2018 г. Проверено 22 марта 2016 г.
  3. Взрыв в Бомбее. Архивировано 14 апреля 2023 года в Wayback Machine. Война капрала: Приключения королевского инженера во Второй мировой войне. Страница 233.
  4. ^ День, когда шел дождь из золотых кирпичей, и лошадь бежала без головы. Архивировано 14 апреля 2023 года в Wayback Machine в Бомбее, Мери Джаан: Записи о Мумбаи, страница 138.
  5. ^ «Вот так работает пожарная команда Мумбаи» . Зеркало Мумбаи . Архивировано из оригинала 25 декабря 2018 года . Проверено 22 марта 2016 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Times News Network (11 апреля 2004 г.). «Когда качались доки Бомбея» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 3 января 2013 года . Проверено 15 сентября 2012 г.
  7. ^ Эннис, Джон . п. 25
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г «Взрыв в Бомбее» . www.mermernavyofficers.com. Архивировано из оригинала 4 февраля 2012 года.
  9. ^ Эннис, Джон . п. 84
  10. ^ Jump up to: а б «Война врывается в Бомбей» . Жизнь . 22 мая 1944 г. стр. 38–39.
  11. ^ Jump up to: а б с «Индия: Пожар в Бомбее» . Журнал «Тайм» . 22 мая 1944 года. Архивировано из оригинала 14 декабря 2008 года . Проверено 16 сентября 2012 г.
  12. ^ Jump up to: а б «Взрыв на корабле Корго потряс Бомбей, Индия» . History.com. Архивировано из оригинала 25 декабря 2018 года . Проверено 15 сентября 2012 г.
  13. ^ Jump up to: а б «Посвящение пожарным» . Индус . 15 апреля 2011 года. Архивировано из оригинала 20 апреля 2011 года . Проверено 15 сентября 2012 г.
  14. ^ Jump up to: а б «В этот день: 1944 год» . Военно-морское историческое общество Австралии. Архивировано из оригинала 27 июля 2020 года . Проверено 24 сентября 2019 г.
  15. «Таймс» , вторник, 12 сентября 1944 г.; стр. 3; Выпуск 49956; колонка Е
  16. ^ Тивари, Диптиман (24 октября 2011 г.). «Живой 45-килограммовый снаряд, извлеченный из обломков корабля времен Второй мировой войны» . Зеркало Мумбаи . Архивировано из оригинала 30 декабря 2011 года . Проверено 1 марта 2016 г.
  17. ^ «Неделя пожарной безопасности» . Совет национальной безопасности (Индия) . 17 февраля 2014 года. Архивировано из оригинала 5 декабря 2014 года . Проверено 28 ноября 2014 г.
  18. ^ «СС Барода» . Клайдшипы. Архивировано из оригинала 16 мая 2021 года . Проверено 5 ноября 2019 г.
  19. ^ Jump up to: а б «Конвой ПБ.74» . Convoyweb. Архивировано из оригинала 4 сентября 2014 года . Проверено 15 августа 2014 г.
  20. ^ «HMHS Шантильи (1941)» . Морской квест. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 13 августа 2014 г.
  21. ^ «СС Эль Хинд» . Клайдшипы. Архивировано из оригинала 14 апреля 2023 года . Проверено 5 ноября 2019 г.
  22. ^ «Десантный пехотный корабль HMIS El Hind» . Подводная лодка. Архивировано из оригинала 8 августа 2020 года . Проверено 5 ноября 2019 г.
  23. ^ Митчелл, Вашингтон; Сойер, Луизиана (1995). Корабли Империи . Лондон, Нью-Йорк, Гамбург, Гонконг: Lloyd's of London Press Ltd., с. не цитируется. ISBN  1-85044-275-4 .
  24. ^ «Форт Шипы А – J» . Моряки. Архивировано из оригинала 31 июля 2019 года . Проверено 13 августа 2012 г.
  25. ^ Jump up to: а б «Королевский Пакетваарт Маатшаппий 1888–1967» . Список кораблей. Архивировано из оригинала 22 июля 2014 года . Проверено 13 августа 2014 г.
  26. ^ «Д/С Грасиоза» . Военные моряки. Архивировано из оригинала 2 сентября 2014 года . Проверено 13 августа 2014 г.
  27. ^ «Вайкава» . Тайнбилд. Архивировано из оригинала 31 мая 2015 года . Проверено 13 августа 2014 г.
  28. ^ «Сциндия Стим Навигейшн Ко» . Список кораблей. Архивировано из оригинала 22 июля 2014 года . Проверено 13 августа 2014 г.
  29. ^ Jump up to: а б «Корабли, потерянные в результате взрыва в Бомбее во время Второй мировой войны» . Торговля. Архивировано из оригинала 4 сентября 2014 года . Проверено 15 августа 2014 г.
  30. ^ Jump up to: а б Ровер, Юрген ; Герхард Хюммельхен. «Морская война 1944 года, апрель» . Государственная библиотека Вюртемберга, Штутгарт (на немецком языке). Архивировано из оригинала 29 октября 2015 года . Проверено 7 августа 2015 г.
  31. ^ «Норвежский торговый флот 1939–1945 гг. Корабли начиная с N – Nors» . Военные моряки. Архивировано из оригинала 24 сентября 2014 года . Проверено 15 августа 2014 г.
  32. ^ «СС Чиндвин» . Клайдшипы. Архивировано из оригинала 12 августа 2022 года . Проверено 5 ноября 2019 г.
  33. ^ Джордан, Роджер (1999). Торговый флот мира, 1939 год . Лондон: Издательство Чатема. п. 452. ИСБН  1-86176-023-Х .

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d452b5d7856222a2f755011039db6817__1719952140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d4/17/d452b5d7856222a2f755011039db6817.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
1944 Bombay explosion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)