Jump to content

СС Монблан

Координаты : 44 ° 40'08 "N 63 ° 35'50" W  /  44,6688 ° N 63,5973 ° W  / 44,6688; -63,5973

Монблан в 1899 году.
История
Франция
Имя Монблан
Тезка Монблан
Владелец
Порт приписки
Строитель Сэр Рэйлтон Диксон и компания, Мидлсбро
Номер двора 460
Заложен 23 марта 1899 г.
Запущен 25 марта 1899 г.
Завершенный июнь 1899 г.
Первое путешествие Ноябрь 1900 г.
Идентификация
Судьба столкновение и взрыв, 6 декабря 1917 г.
Общие характеристики
Тип грузовое судно
Тоннаж 3,279 брт , 1,919 нрт
Длина 97,5 м (320,0 футов)
Луч 13,7 м (44,8 футов)
Глубина 4,7 м (15,3 фута)
Установленная мощность 247 НХП
Движение
Вооружение в Первой мировой войне: 2 × корабельных орудия

SS Mont-Blanc грузовой пароход , построенный в Мидлсбро , Англия, в 1899 году для французской судоходной компании. [ 1 ] Утром в четверг, 6 декабря 1917 года, он вошел в гавань Галифакса в Новой Шотландии, Канада , с полным грузом легколетучей взрывчатки. На пути через пролив Бедфорд к бассейну Бедфорд она столкнулась с Имо норвежским кораблем « ». В результате пожара на борту корабля воспламенился груз, состоящий из 2300 тонн влажной и сухой пикриновой кислоты , 500 тонн тротила и 10 тонн пушечного хлопка . В результате взрыва в Галифаксе погибло около 2000 человек и около 9000 получили ранения.

Здание и владельцы

[ редактировать ]

Компания Sir Raylton Dixon & Co построила Mont-Blanc в Мидлсбро , Англия, для Société Générale de Transport Maritime (SGTM). Он был спущен на воду 25 марта 1899 года и завершился в июне того же года. Это было типичное с тремя островами грузовое судно . SGTM зарегистрировала ее в Марселе . [ 2 ] Ее кодовые буквы были KHTN. [ 3 ]

«Монблан» был пароходом-бродягой . В 1906 году судовладелец Э. Анкетиль приобрел ее и зарегистрировал в Руане . В 1915 году она перешла к другому руанскому судовладельцу по имени Гастон Пети. 28 декабря 1915 года Compagnie Générale Transatlantique (CGT) приобрела ее и зарегистрировала в Сен-Назере . [ 2 ]

Последнее путешествие в Галифакс

[ редактировать ]

В ноябре 1917 года он был зафрахтован для перевозки полного груза различных типов военной взрывчатки из Нью-Йорка во Францию. «Монблан» не был особенно старым судном, но представлял собой относительно медленный, обычный трамповый пароход, типичный для многих грузовых судов военного времени. [ 4 ] Она покинула Нью-Йорк 1 декабря, чтобы присоединиться к конвою в Галифаксе, Новая Шотландия . Она прибыла из Нью-Йорка поздно вечером 5 декабря под командованием Эме Ле Медека. [ 5 ] Судно было полностью загружено взрывчаткой тротилом , пикриновой кислотой и пушечной ватой в трюме, а на палубе стояли бочки с высокооктановым горючим бензолом , которое само по себе состояло в основном из легколетучих и легко воспламеняющихся углеводородов бензола и толуола . [ 6 ] Она намеревалась присоединиться к медленно собирающемуся конвою в бассейне Бедфорд, готовящемуся отправиться в Европу, но было слишком поздно, чтобы войти в гавань до того, как были подняты сети подводных лодок. [ 5 ] До войны корабли с опасными грузами не допускались в гавань, но риски, создаваемые немецкими подводными лодками, привели к смягчению правил. [ 7 ]

Эм Ле Медек, капитан « Монблана »

Фрэнсис Макки, опытный портовый лоцман, поднялся на борт Монблана вечером 5 декабря; он спросил о «специальной защите», например, о сторожевом корабле с грузом парохода, но никаких мер защиты не было. [ 8 ] Монблан начал движение в 7:30 утра 6 декабря, направляясь в сторону бассейна Бедфорд. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Макки следил за паромным движением между Галифаксом и Дартмутом и другими небольшими судами в этом районе. [ 12 ] Он впервые заметил уходящий SS Imo , когда он находился на расстоянии примерно 1,21 километра (0,75 мили) от него, и забеспокоился, поскольку ее путь, казалось, вел к правому борту его корабля, как будто отрезая его от собственного курса. Макки дал короткий сигнал сигнального свистка своего корабля, чтобы указать, что он имеет преимущество, но был встречен двумя короткими звуками Имо , указывающими, что приближающееся судно не уступит свою позицию. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] Капитан приказал «Монблану» заглушить двигатели и слегка повернуть вправо, ближе к Дартмутской стороне пролива Нэрроуз. Он издал еще один одиночный звук свистка, надеясь, что другое судно также переместится на правый борт, но снова был встречен двойным свистком в знак отрицания. [ 16 ]

Моряки на близлежащих кораблях услышали серию сигналов и, понимая, что столкновение неизбежно, собрались, чтобы посмотреть, как Имо приближается к Монблану . [ 17 ] Хотя к этому моменту оба корабля выключили двигатели, инерция понесла их прямо друг на друга на медленной скорости. Не имея возможности посадить свой корабль на мель из-за страха перед ударом, который мог бы привести к взрыву его взрывчатого груза, Макки приказал Монблану резко держать курс влево (руль правого борта) и в последнюю секунду пересек нос норвежского корабля, чтобы избежать столкновения. Два корабля находились почти параллельно друг другу, когда Имо внезапно подал три сигнала, указывающие на то, что корабль реверсирует двигатели. Сочетание высоты безгрузового корабля в воде и поперечной тяги его правого гребного винта привело к тому, что нос корабля качнулся в сторону Монблана . Нос « Имо » врезался в трюм № 1 французского судна по правому борту. [ 18 ] [ 8 ]

Столкновение произошло в 8:45 утра. [ 19 ] Хотя ущерб «Монблану» не был серьезным, он опрокинул бочки, которые раскололись, и палубу залил бензол, который быстро потек в трюм. Когда «Имо » заработали двигатели «Монблана » , он быстро отключился, в результате чего внутри корпуса образовались искры. Это привело к возгоранию паров бензола. Пожар начался у ватерлинии и быстро распространился по борту корабля, когда бензол выплеснулся из разбитых бочек на палубе «Монблана » . Пожар быстро стал неконтролируемым. Окруженный густым черным дымом и опасаясь, что он почти сразу же взорвется, капитан приказал экипажу покинуть корабль. [ 20 ] [ 19 ] Все большее число жителей Галифакса собиралось на улице или стояло у окон своих домов или предприятий, чтобы наблюдать за впечатляющим пожаром. [ 21 ] Неистовая команда «Монблана» кричала со своих двух спасательных шлюпок некоторым другим судам, что их корабль вот-вот взорвется, но их не было слышно из-за шума и суматохи. [ 22 ] Пока спасательные шлюпки пересекали гавань к берегу Дартмута, брошенный корабль продолжал дрейфовать и выбросился на берег у шестого пирса у подножия Ричмонд-стрит. [ 23 ]

Двое мужчин наблюдают за большим выброшенным на берег кораблем с надписью «Бельгийский рельеф» на борту.
SS Imo сел на мель на Дартмутской стороне гавани после взрыва

В 9:04:35 вышедший из-под контроля пожар на борту «Монблана» наконец привел в действие ее взрывоопасный груз, вызвав взрыв в Галифаксе . [ 24 ] Корабль разлетелся на части, и от взрыва разлетелась мощная взрывная волна со скоростью более 1000 метров (3300 футов) в секунду. В центре взрыва возникла температура 5000 °C (9030 °F) и давление в тысячи атмосфер. [ 25 ] [ 8 ]

Последствия

[ редактировать ]

Весь экипаж выжил, за исключением одного моряка, который, возможно, умер от потери крови после попадания обломков взрыва. [ 26 ] 20-летний артиллерист Ив Кекинер . [ 27 ] Потери составили около 2000 погибших и около 9000 раненых. В результате взрыва было разрушено более 1600 домов, еще 12 000 получили повреждения. В результате взрыва «Монблан» превратился в шрапнель, в результате чего многие люди в зоне взрыва могли получить ранения; около 250 человек потеряли глаз в результате осколков или осколков оконного стекла, а 37 человек ослепли. Взрыв считался крупнейшим техногенным взрывом в истории до Хиросимы . [ 28 ]

» . Для расследования причин столкновения было создано судебное расследование, известное как «Расследование комиссара по крушениям Разбирательство началось в здании суда Галифакса 13 декабря 1917 года под председательством судьи Артура Дрисдейла . [ 29 ] В отчете расследования от 4 февраля 1918 года обвинялись «Монблана » капитан Ф. Эме Ле Медек корабля , пилот Фрэнсис Макки и командир Эван Вятт , главный инспектор Королевского военно-морского флота Канады, отвечающий за гавань, ворота и противолодочную оборону. , за то, что стал причиной столкновения. [ 29 ] Драйсдейл согласился с мнением комиссара Доминиона по затонувшим кораблям Л. А. Демерса о том, что « только на Монблане лежит ответственность за то, чтобы он любой ценой избежал столкновения», учитывая его груз; [ 30 ] на него, вероятно, повлияло местное мнение, которое было резко антифранцузским, а также стиль аргументации «уличного бойца», используемый адвокатом IMO Чарльзом Берчеллом. [ 31 ] По словам адвоката Crown У.А. Генри, это было «большим сюрпризом для большинства людей», которые ожидали, что Imo обвинят в том, что он находится не на той стороне Ла-Манша. [ 32 ] Всем троим мужчинам были предъявлены обвинения в непредумышленном убийстве и преступной халатности на предварительном слушании, которое проводил судья-стипендиат Ричард А. МакЛеод , и предстали перед судом. Адвокат Макки Уолтер Джозеф О'Хирн попросил Верховного суда Новой Шотландии судью Бенджамина Рассела выдать приказ о хабеас корпус . Рассел согласился с тем, что обвинения необоснованны, и освободил заключенного 15 марта 1918 года. Поскольку капитан был арестован на основании того же ордера, ему также было выдано письменное освобождение, хотя он не провел в тюрьме ни одного времени. Было много людей, которые были наиболее недовольны решением Рассела, в том числе генеральный прокурор Орландо Тайлз Дэниэлс . 2 апреля попытка прокурора Эндрю Клюни от имени генеральной прокуратуры отменить решение Верховного суда Новой Шотландии (in Banco) провалилась из-за отсутствия юрисдикции (как и два последующих предложения предъявить Макки обвинение 9 апреля). и 2 октября 1918 г.). Г-н О'Хирн с самого начала разбирательства указал на отсутствие юрисдикции. Четверо из пяти судей, включая главного судью Эдвард Роберт Харрис согласился. Судья Артур Дрисдейл был единственным несогласным. В конечном итоге решение судьи Рассела было окончательным. Дело « In re Mackey » было добавлено в качестве ссылки в Уголовный кодекс Канады, начиная с 1919 года, в соответствии с разделом 262, озаглавленным « Определение непредумышленного убийства» . Рассел также председательствовал на слушаниях большого жюри по делу командира Вятта (19–20 марта 1918 г.) и судебном процессе (17 апреля 1918 г.). Судебное разбирательство длилось менее суток и завершилось оправданием по обоим обвинениям. [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ]

В своей автобиографии Рассел размышлял об этом конкретном процессе. Он заявил: « Civium ardor prava jubentium дал мне все, что я мог сделать, чтобы разобраться в делах, с которыми мне приходилось иметь дело. Один из них касался чиновника, отвечавшего за прокладку проводов через вход в гавань. что-либо в мире, связанное с катастрофой, было совершенно безумной идеей. Однако у меня сложилось впечатление, что Большое жюри настояло на том, чтобы найти настоящий законопроект и предать его суду. Когда законопроект дошел до меня, я избавился от него самым коротким и простым способом. Это было просто бессмысленно, и тот факт, что большое жюри могло признать это, был симптомом состояния общего чувства». [ 37 ]

Дрисдейл также курировал первый гражданский судебный процесс, в ходе которого владельцы двух кораблей требовали друг от друга возмещения ущерба. Его решение (27 апреля 1918 г.) признало Монблан . полностью виновным [ 29 ] Последующие апелляции в Верховный суд Канады (19 мая 1919 г.) и Судебный комитет Тайного совета в Лондоне (22 марта 1920 г.) установили, что Монблан и Имо в равной степени виновны в навигационных ошибках, которые привели к столкновению. [ 29 ] [ 32 ] [ 38 ]

Остатки корабля

[ редактировать ]

«Монблан» был полностью разнесен на куски, а остатки его корпуса были подброшены в воздух почти на 300 метров (1000 футов). [ 39 ] [ 40 ] Стальные фрагменты ее корпуса и оборудования разлетелись по всему Галифаксу и Дартмуту , некоторые пролетели более четырех километров. Сегодня несколько крупных фрагментов, таких как одно из орудий Монблана , приземлившееся в 5,6 км (3,5 мили) к северу от места взрыва, и ее якорный хвостовик, приземлившийся в 3,2 км (2 мили) к югу, установлены там, где они приземлились, как памятники. к взрыву. [ 39 ] [ 41 ] Другие выставлены в Морском музее Атлантики в Галифаксе, где собрана большая коллекция фрагментов Монблана ; многие были найдены в домах выживших.

на Монблане Якорная площадка 1

Обломки одной из спасательных были шлюпок Монблана найдены выброшенными на берег у подножия Моррис-стрит 26 декабря 1917 года. Таблички с именами лодки были спасены и собраны Гарри Пирсом из Музея Новой Шотландии и сегодня являются частью музея Новой Шотландии. Коллекция Морского музея Атлантики. [ 42 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Французские линии» . Архивировано из оригинала 21 января 2013 года . Проверено 9 февраля 2013 г. «История Монблана» с сайта French Lines.
  2. ^ Jump up to: а б «Монблан» . Тис построил корабли . Исследовательский фонд судоходства и судостроения . Проверено 15 сентября 2022 г.
  3. ^ Регистр Ллойда 1914 , ПН.
  4. На веб-странице Морского музея Атлантики «Корабли взрыва в Галифаксе» указано, что «Монблан» далеко не самый старый корабль, собранный в гавани.
  5. ^ Jump up to: а б Китц и Пейзант 2006 , с. 16.
  6. ^ Флемминг 2004 , с. 16.
  7. ^ Макдональд 2005 , стр. 19–20.
  8. ^ Jump up to: а б с Лилли, Стив (январь 2013 г.). «Килотонный убийца» . Пример сбоя системы . 7 (1). НАСА.
  9. ^ Макдональд 2005 , стр. 15–19, 27.
  10. ^ Флемминг 2004 , стр. 17, 22.
  11. ^ Армстронг 2002 , с. 32.
  12. ^ Макдональд 2005 , с. 32.
  13. ^ Китц 1989 , с. 15.
  14. ^ Флемминг 2004 , с. 24.
  15. ^ Раффман, Алан; Финдли, Венди (2007). «Столкновение» . Взрыв в Галифаксе .
  16. ^ Макдональд 2005 , с. 38.
  17. ^ Макдональд 2005 , с. 39.
  18. ^ Макдональд 2005 , стр. 40–41.
  19. ^ Jump up to: а б Флемминг 2004 , с. 25.
  20. ^ Китц 1989 , с. 19.
  21. ^ Китц 1989 , стр. 22–23.
  22. ^ Макдональд 2005 , с. 49.
  23. ^ Флемминг 2004 , стр. 25–26.
  24. ^ Макдональд 2005 , с. 58.
  25. ^ Раффман и Хауэлл 1994 , стр. 277.
  26. ^ Джанет Китц , декабрь 1917: Возвращение к взрыву в Галифаксе , Галифакс: Нимбус (2006), с. 84
  27. Манифест экипажа SS Mont Blanc от 9 ноября 1917 г., с. 2 Получено из базы данных острова Эллис .
  28. ^ Хендрикс, Стив (6 декабря 2017 г.). «Два корабля столкнулись в гавани Галифакса. Один из них представлял собой плавучую 3000-тонную бомбу» . Вашингтон Пост . Проверено 7 января 2018 г.
  29. ^ Jump up to: а б с д Флемминг 2004 , с. 71.
  30. ^ Джонстон, Уильям; Роулинг, Уильям; Гимблетт, Ричард; Макфарлейн, Джон (2010). Морское побережье . Дандурн Пресс. стр. 525–526. ISBN  9781554889082 .
  31. ^ Армстронг 2002 , стр. 113–114, 122.
  32. ^ Jump up to: а б Армстронг 2002 , с. 187.
  33. ^ Земель, Джоэл. «Козел отпущения», чрезвычайные судебные разбирательства после взрыва в Галифаксе в 1917 году (2012 г.), ISBN   978-0-9684920-9-3 , стр.
  34. ^ Макдональд 2005 , с. 270.
  35. ^ Армстронг 2002 , стр. 196–201.
  36. ^ Zemel 2014 , pp. 255, 303.
  37. ^ Рассел, Бенджамин. Автобиография Бенджамина Рассела (1932, Галифакс: Royal Print and Litho Ltd.), стр. 270.
  38. ^ Китц, Джанет (2002). «Расследование взрыва в Галифаксе 6 декабря 1917 года: юридические аспекты». Журнал Королевского исторического общества Новой Шотландии . 5:64 .
  39. ^ Jump up to: а б Взрыв в Галифаксе
  40. ^ Ground Zero: Переоценка взрыва 1917 года в Галифаксе, редакторы Алана Раффмана и Колина Д. Хауэлла, Nimbus Publishing (1994), стр. 277.
  41. ^ Мемориальная колокольня взрыва в Галифаксе
  42. ^ "Именные таблички одной из спасательных шлюпок французского парохода с боеприпасами", Монблан в Руане", Создатель музея Гарри Пирса , Архивы Новой Шотландии

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]

44 ° 40'08 "N 63 ° 35'50" W  /  44,6688 ° N 63,5973 ° W  / 44,6688; -63,5973

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 989d7546728ea0fe2c961d00360763d7__1710927600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/98/d7/989d7546728ea0fe2c961d00360763d7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SS Mont-Blanc - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)