СС Империя Дарвин
![]() Империя Дарвина , как она выглядела с 1941 по 1943 год.
| |
История | |
---|---|
Имя |
|
Владелец |
|
Оператор |
|
Порт приписки | |
Строитель | Уильям Грей и Ко. Лтд. |
Запущен | 13 мая 1941 г. |
Завершенный | июль 1941 г. |
Не работает | 1966 |
Идентификация |
|
Судьба | Списано |
Общие характеристики | |
Класс и тип |
|
Тоннаж | |
Длина | 419 футов 2 дюйма (127,76 м) |
Луч | 56 футов 7 дюймов (17,25 м) |
Черновик | 26 футов 7 дюймов (8,10 м) |
Глубина | 33 фута 9 дюймов (10,29 м) |
Движение | Паровая машина тройного расширения |
Вооружение | 1 x Hawker Sea Hurricane (1941–43) |
Empire Darwin водоизмещением 6765 брт, — британский CAM-корабль построенный в 1941 году компанией William Gray & Co. Ltd. , Вест-Хартлпул , Великобритания , для Министерства военного транспорта (MoWT). Ее Hawker Sea Hurricane участвовал в последнем бою, когда самолет, взлетевший с корабля CAM, сбил Focke-Wulf Fw 200 Condor 28 июля 1943 года.
Он был продан на торговую службу в 1945 году и переименован в Culrain в 1946 году. В 1953 году он столкнулся с испанским кораблем в Гибралтарском проливе , в результате чего он затонул. В 1959 году он был продан Ливану и переименован в Мерсиниди , работая под либерийским флагом . Он прослужил до 1966 года и был списан в 1967 году.
Описание
[ редактировать ]Корабль был построен в 1925 году компанией William Gray & Co Ltd, Вест-Хартлпул . [ 1 ]
Корабль имел длину 419 футов 2 дюйма (127,76 м) и ширину 56 футов 7 дюймов (17,25 м). Она имела глубину 33 фута 9 дюймов (10,29 м) и осадку 26 футов 7 дюймов (8,10 м). Ее оценили в 6710 GRT , 4870 NRT . [ 2 ]
Корабль приводился в движение паровой машиной тройного расширения , имевшей цилиндры Диаметр 22 + 1 ⁄ дюйма (57 см), 36 дюймов (91 см) и 65 дюймов (170 см), ход поршня 48 дюймов (120 см). Двигатель был построен компанией Central Marine Engine Works Ltd, Вест-Хартлпул . [ 2 ]
История
[ редактировать ]Вторая мировая война
[ редактировать ]Empire Darwin был спущен на воду 13 мая 1941 года и завершен в июле. [ 1 ] Соединенного Королевства официальный номер 168927 и кодовые буквы Были присвоены BCMQ. Ее портом приписки был Западный Хартлпул . [ 3 ] Она эксплуатировалась под руководством Evan T Radcliffe & Co Ltd. [ 4 ]
Эмпайр Дарвин прибыла в Мидлсбро , Йоркшир, 19 июля 1941 года. Три дня спустя она присоединилась к конвою EC 48, [ 5 ] который вылетел из Саутенда , Эссекс , 20 июля и прибыл в Клайд 25 июля. 24 июля «Империя Дарвина» столкнулась со Стокпортом . [ 6 ] 27 августа «Империя Дарвина» покинула Белфаст в составе Конвоя ON 10. [ 5 ] который в тот день отбыл из Ливерпуля , Ланкашир , и рассеялся в море 11 сентября. Она направлялась в Галифакс , Новая Шотландия , Канада . [ 7 ] куда она прибыла 13 сентября. Пять дней спустя она отплыла в Сидней , Кейп-Бретон , и прибыла 20 сентября. [ 5 ] Empire Darwin был членом конвоя SC 46, который отправился из Сиднея 24 сентября и прибыл в Ливерпуль 10 октября. Она везла груз муки и пшеницы . [ 8 ] Она покинула конвой в Белфаст-Лох 10 октября. На следующий день она присоединилась к конвою BB 87. [ 5 ] который прибыл в Милфорд-Хейвен , Пембрукшир , 13 октября. [ 9 ] Она покинула конвой и направилась в Эйвонмут , Сомерсет , куда прибыла в тот же день. [ 5 ]
«Эмпайр Дарвин» вылетела из Эйвонмута 23 октября в Милфорд-Хейвен, прибыла на следующий день и на следующий день отправилась в Клайд, куда она прибыла 27 октября. Она покинула Клайд 29 октября, чтобы присоединиться к конвою OG 76. [ 5 ] который вылетел из Милфорд-Хейвена 26 октября и прибыл в Гибралтар 11 ноября. [ 10 ] Затем она совершила рейс в Меллилу, Марокко , и вернулась в Гибралтар, прибыв туда 22 октября. [ 5 ] Empire Darwin был членом конвоя HG 76 , который отправился из Гибралтара 14 декабря и прибыл в Ливерпуль 30 декабря. Ее пунктом назначения был Кардифф , Гламорган , [ 11 ] куда она прибыла 27 декабря. [ 5 ]
«Эмпайр Дарвин» покинул Кардифф 18 января 1942 года и отплыл в Ливерпуль через Милфорд-Хейвен. [ 5 ] Она вылетела из Ливерпуля 26 января в составе конвоя OG 79, который прибыл в Гибралтар 7 февраля. [ 12 ] 27 февраля она вылетела из Гибралтара в Меллилу и вернулась через два дня. [ 5 ] Empire Darwin был членом конвоя HG 80, который отправился из Гибралтара 14 марта и прибыл в Ливерпуль 26 марта. Она везла груз железной руды . [ 13 ] Она покинула конвой на Барри-Роудс 25 марта и отплыла в Кардифф, прибыв туда 28 марта. [ 5 ]
«Эмпайр Дарвин» 5 апреля отправился из Кардиффа в Милфорд-Хейвен. 7 апреля он отплыл из Милфорд-Хейвена, чтобы присоединиться к Конвою ON 84. [ 5 ] который вылетел из Ливерпуля 8 апреля и прибыл в Галифакс 25 апреля. Она села в свой самолет в Белфасте 8 апреля. [ 14 ] Она вернулась с конвоем SC 82, который вылетел из Галифакса 30 апреля и прибыл в Ливерпуль 16 мая. Она везла груз зерна. [ 15 ] Она покинула конвой в Клайде 15 мая, а затем направилась в Белфаст-Лох, чтобы присоединиться к конвою BB 187. [ 5 ] который прибыл в Милфорд-Хейвен 18 июня. [ 16 ] Она покинула конвой и направилась в свой конечный пункт назначения — Кардифф, куда прибыла 17 июня. [ 5 ]
«Эмпайр Дарвин» отбыла из Кардиффа 29 июня в Милфорд-Хейвен, прибыла на следующий день и на следующий день отплыла в Белфаст-Лох. [ 5 ] [ 17 ] где она села на свой самолет и присоединилась к конвою OG86, который вылетел из Ливерпуля 2 июля и прибыл в Гибралтар 14 июля. На борту находились 22 самолета Supermarine Spitfire в корпусах и двенадцать пассажиров. [ 17 ] «Спитфайры» направлялись на Мальту . «Спитфайры» были самолетами Mark Vb. [ 18 ] [ 19 ] Они были собраны в Гибралтаре, погружены на борт HMS Eagle и отправлены на Мальту в рамках операции «Насекомое» . [ 20 ] Эмпайр Дарвин совершила обратный рейс в Меллилу и вернулась в Соединенное Королевство с конвоем HG 87. [ 5 ] который вылетел из Гибралтара 7 августа и прибыл в Ливерпуль 18 августа. Она везла груз железной руды. [ 21 ] Она вылетела из Ливерпуля 25 августа в Холихед , Англси , прибыла на следующий день и присоединилась к конвою BB 213. [ 5 ] который вылетел из Белфаст-Лох в тот день и прибыл в Милфорд-Хейвен 26 августа. [ 22 ] Она отплыла в Кардифф и прибыла 27 июня. «Империя Дарвина» вылетела из Кардиффа 2 сентября в Суонси , Гламорган, и прибыла на следующий день. [ 5 ]
10 сентября «Эмпайр Дарвин» покинула Суонси и направилась в Милфорд-Хейвен, откуда 11 сентября отплыла, чтобы присоединиться к конвою ON 130. [ 5 ] Этот конвой отправился из Ливерпуля 12 сентября и прибыл в Нью-Йорк , США , 30 сентября. Она везла груз угля с пунктом назначения в Галифакс. [ 23 ] куда она прибыла 28 сентября. Три дня спустя она отплыла из Галифакса, присоединившись к конвою ON 131. [ 5 ] который вылетел из Ливерпуля 18 сентября и прибыл в Нью-Йорк 4 октября. [ 24 ] На следующий день она вылетела из Нью-Йорка в Портленд, штат Мэн , и прибыла 7 октября. Империя Дарвина вылетела из Портленда 23 октября в Нью-Йорк и прибыла 25 октября. [ 5 ] и присоединение к конвою HX 213, который отправился из Нью-Йорка 26 октября и прибыл в Ливерпуль 10 ноября. Она перевозила груз зерна, грузовики и 15 пассажиров. [ 25 ] В тот день она покинула конвой в Клайде. [ 5 ]
Empire Darwin покинул Клайд 24 декабря в составе конвоя KMS6G, который прибыл в Бон , Алжир , 8 января 1943 года. [ 26 ] Она покинула конвой в Алжире 7 января. Она вылетела из Алжира 20 января, присоединившись к конвою MKS 6. [ 5 ] который вылетел из Филипвилля, Алжир , 19 января и прибыл в Ливерпуль 1 февраля. Она покинула конвой в Гибралтаре, [ 27 ] куда она прибыла 23 января. 7 февраля она присоединилась к Конвою МКС 7. [ 5 ] который вылетел из Алжира 5 февраля и прибыл в Ливерпуль 17 февраля. Ее пунктом назначения был Глазго . [ 28 ] Она покинула конвой в Клайде 17 февраля. [ 5 ] В какой-то момент в 1943 году управление Empire Darwin перешло к Christian Salvesen & Co Ltd , Лейт . [ 4 ]
«Эмпайр Дарвин» покинула Клайд 14 марта в составе конвоя KMS 11G, который прибыл в Бон 28 марта. [ 29 ] Она покинула конвой в Алжире 27 марта. 6 апреля она вылетела из Алжира, чтобы присоединиться к конвою ET 17. [ 5 ] который вылетел из Бона 4 апреля и прибыл в Гибралтар 9 апреля. [ 30 ] Она покинула Гибралтар 14 апреля, присоединившись к конвою MKS 11. [ 5 ] который вылетел из Бона 10 апреля и прибыл в Ливерпуль 23 апреля. Она везла груз рельсов . [ 31 ] Она покинула конвой в Клайде и прибыла 24 апреля. [ 5 ]


«Империя Дарвина» покинула «Клайд» 20 мая, чтобы присоединиться к конвою KX 10. [ 5 ] который вылетел из Ливерпуля 19 мая и прибыл в Гибралтар 31 мая. Она направлялась в Алжир, [ 32 ] откуда она вылетела 27 июня в Гибралтар и прибыла 29 июня. 1 июля она отплыла в Касабланку , Марокко, в составе конвоя GC 18 и отправилась 19 июля в составе конвоя CG 48. [ 5 ] Empire Darwin входил в состав конвоя MKS 18G, который отправился из Гибралтара 23 июля и встретился в море с конвоем SL 133 26 июля. [ 33 ] Это был последний конвой, работавший с выводящимися кораблями САМ. В конвое было два корабля CAM, второй — Empire Tide . [ 34 ] 28 июля ее самолет Hawker Sea Hurricane сбил Focke-Wulf Fw 200 Condor примерно в 800 морских милях (1500 км) к западу от Бордо , Франция . Самолет упал в море в 43 ° 03' с.ш. 16 ° 06' з.д. / 43,050 ° с.ш. 16,100 ° з.д. в 19:45 по британскому двойному летнему времени (17:45 по Гринвичу ). П.О. Стюарт заявил, что это «вероятно». Он выпрыгнул из своего самолета и был подобран HMS Leith , на борту которого он принял горячую ванну и выпил стакан виски . [ 35 ] На следующий день «Империя Дарвина» была повреждена вражеской бомбардировкой в 44 ° 52' с.ш. 16 ° 00' з.д. / 44,867 ° с.ш. 16 000 ° з.д. . [ 1 ] Объединенный конвой прибыл в Ливерпуль 5 августа. [ 36 ] Она везла груз фосфатов , [ 33 ] и покинул конвой в Ротсей-Бей , Бьютшир, 4 августа. Два дня спустя она отплыла в Лох-Эве , Россшир , откуда присоединилась к конвою WN 465. Конвой отправился 7 августа и прибыл в Метил , Файф , 9 августа. Затем она присоединилась к конвою FS 1190, который прибыл в Саутенд 11 августа. [ 5 ]
«Империя Дарвина» покинула Саутенд 5 сентября в составе конвоя FN 1118, который прибыл в Метил 7 сентября. [ 5 ] Затем она присоединилась к конвою EN 278, который отправился в тот же день и прибыл в Лох-Эве 9 сентября. [ 37 ] Она отплыла на «Клайд» и прибыла на следующий день. [ 5 ] Повреждения от бомбы были устранены в Глазго. [ 1 ] Она покинула «Клайд» 26 сентября, чтобы присоединиться к конвою KMS 28G. [ 5 ] который вылетел из Ливерпуля 26 сентября и прибыл в Гибралтар 7 октября. Она везла груз припасов, направлявшийся в Италию . [ 38 ] В тот же день она покинула Гибралтар в составе конвоя KMS 28, который прибыл в Порт-Саид , Египет , 19 октября. Империя Дарвина покинула конвой на Мальте, [ 39 ] прибыл 14 октября и отправился в тот же день в составе конвоя VN 4., который прибыл в Неаполь , Италия, 16 октября. В тот же день она вылетела из Неаполя в неизвестном направлении и вернулась в Неаполь 25 октября. «Империя Дарвина» покинула Неаполь 12 ноября в составе конвоя NV 8, который прибыл в Огасту, Сицилия на следующий день . 17 ноября она присоединилась к Конвою МКС 31. [ 5 ] который вылетел из Порт-Саида 13 ноября и прибыл в Гибралтар 23 ноября. [ 40 ] Затем она присоединилась к Convoy OS 59, который отправился из Гибралтара 27 ноября и прибыл во Фритаун , Сьерра-Леоне , 8 декабря. 10 декабря она покинула Фритаун в составе конвоя ST 77, который прибыл в Такоради , Голд-Кост , 15 декабря. Она вылетела из Такоради 26 декабря в Лагос , Нигерия , прибыла через два дня и вылетела 30 декабря в Порт-Харкорт , куда прибыла 31 декабря. [ 5 ]
«Эмпайр Дарвин» вылетела из Порт-Харкорта 7 января 1944 года и направилась в Лагос, куда прибыла через три дня. 16 января он отплыл во Фритаун и прибыл 23 января. [ 5 ] Она была членом конвоя SL 148, который отправился из Фритауна 1 февраля и встретился в море с конвоем MKS 39 12 февраля. [ 41 ] Объединенный конвой прибыл в Ливерпуль 24 февраля. [ 42 ] Она везла груз арахиса и пальмовых ядер . [ 41 ]
«Империя Дарвина» вылетела из Ливерпуля 16 марта в Кардифф и прибыла через два дня. Она вылетела из Кардиффа 30 марта в Белфаст-Лох, куда прибыла 2 апреля. 4 апреля она присоединилась к Конвою ОС 73 км. [ 5 ] который вышел из Ливерпуля накануне и разбился в море 16 апреля. Она везла груз угля. [ 43 ] Empire Darwin входила в состав конвоя, который стал Convoy KMS 47G и прибыл в Гибралтар на следующий день. Она вылетела из Гибралтара 28 апреля на Тенерифе , Испания , куда прибыла 1 мая. Три дня спустя она отправилась в Лас-Пальмас и прибыла 5 мая. На следующий день она присоединилась к Convoy OS 75, [ 5 ] который сформировался в море 4 мая и прибыл во Фритаун 14 мая. [ 44 ] Она покинула Фритаун 19 мая в составе конвоя ST 81, который прибыл в Такоради 24 мая. Неделю спустя она покинула Такоради в составе конвоя TS 59 и вернулась во Фритаун 7 июня. [ 5 ] Empire Darwin был членом конвоя SL 161, который покинул Фритаун 11 июня и встретился с конвоем MKS 52 в море 21 июня. [ 45 ] Объединенный конвой прибыл в Ливерпуль 2 июля. [ 5 ] Она везла груз марганцевой руды . [ 45 ]
20 июля «Эмпайр Дарвин» отплыла из Ливерпуля на «Клайд» и прибыла на следующий день. Она вышла из Клайда 11 августа, чтобы присоединиться к Convoy OS на 86 км. [ 5 ] который вышел из Ливерпуля 10 августа и разбился в море 21 августа. [ 46 ] Она была в составе конвоя, который стал Конвоем KMS 60. Этот конвой проследовал через Гибралтар в Порт-Саид и прибыл 2 сентября. [ 47 ] Империя Дарвина покинула конвой в Огасте 29 августа. Затем она присоединилась к Конвою AH 64. [ 5 ] который прибыл в Бари 31 августа. [ 48 ] Она покинула конвой в Таранто 30 августа. Империя Дарвина отплыла из Таранто 15 сентября. [ 5 ] присоединился к конвою HA 67, который отправился из Огасты в тот день и прибыл в Бари 17 сентября. [ 49 ] Затем она присоединилась к Конвою ГАС 52, [ 5 ] который вылетел из Порт-Саида 11 сентября и прибыл в Хэмптон-Роудс , штат Вирджиния , США, 8 октября. [ 50 ] Она покинула конвой в Гибралтаре 22 сентября. Empire Darwin покинула Гибралтар 30 сентября в составе конвоя OS 90, который прибыл во Фритаун 11 октября. Она отплыла в Такоради и прибыла 15 октября. Она вылетела из Такоради 26 октября во Фритаун и прибыла 31 октября. [ 5 ] Она покинула Фритаун 7 ноября в составе конвоя SL 176, который 18 ноября встретился в море с конвоем MKS 67. [ 51 ] Объединенный конвой прибыл в Ливерпуль 24 ноября. «Империя Дарвина» перевозила груз марганцевой руды и двух пассажиров. [ 52 ] Она покинула конвой на Сент-Хеленс-Роудс , Ланкашир, 24 ноября, чтобы присоединиться к конвою MTC 46, который прибыл в Саутенд на следующий день. [ 5 ] Она покинула Саутенд 30 ноября в составе конвоя FN 1557, который прибыл в Метил 2 декабря. [ 53 ] Она покинула конвой в Мидлсбро 1 декабря. [ 5 ]
Затем «Эмпайр Дарвин» отплыла к Тайну, откуда она отправилась 23 декабря в составе конвоя FS 1675. [ 5 ] который вылетел из Метила в тот день и прибыл в Саутенд 25 декабря. [ 54 ] Затем она отплыла в Милфорд-Хейвен, откуда отправилась 3 января 1945 года в составе конвоя OS102 км. [ 5 ] который вылетел из Ливерпуля 2 января и прибыл в Гибралтар 17 января. Она везла груз угля в Касабланку. [ 55 ] которого она достигла в составе конвоя GC 108, прибывшего 14 января. Она вылетела из Касабланки 22 января во Фритаун и прибыла 31 января. 7 февраля она вылетела из Фритауна в Касабланку, откуда вылетела 19 февраля в составе конвоя MKS 84G. [ 5 ] который вылетел из Гибралтара в тот день и прибыл в Ливерпуль 27 февраля. Она везла груз железной руды. [ 56 ] В тот день она покинула конвой в Клайде. [ 5 ]
«Империя Дарвина» покинула «Клайд» 11 апреля и присоединилась к конвою OS на расстоянии 122 км. [ 5 ] который вышел из Ливерпуля 12 апреля и разогнался в море 18 апреля. Она вернулась в Клайд с обнаруженными дефектами: [ 57 ] прибытие 14 апреля. [ 5 ]
Пост-был
[ редактировать ]Дефекты были устранены, Эмпайр Клайд покинул Клайд 21 мая в составе Конвоя OS на расстояние 130 км, который рассеялся в 47 ° 56' с.ш. 8 ° 39' з.д. / 47,933 ° с.ш. 8,650 ° з.д. 24 мая. [ 58 ] Ее пунктом назначения был Неаполь, куда она прибыла 3 июня. Она вылетела из Неаполя 14 июня в Гибралтар через Бон, прибыла 25 июня и в тот же день отплыла в Антверпен , Бельгия , куда прибыла 4 июля. Через четыре дня она отбыла в Кардифф и прибыла 10 июля. [ 5 ]
Empire Darwin покинула Кардифф 15 июля и направилась к мысу Генри , Вирджиния, и Хэмптон-Роудс, откуда 4 августа отплыла в Чарльстон, Южная Каролина , и прибыла 8 августа. На следующий день она вылетела из Чарльстона в Ливорно , Италия, прибыла 2 сентября и в тот же день отправилась в Геную , прибыв на следующий день. «Империя Дарвина» вылетела из Генуи 7 сентября во Фритаун через Гибралтар, прибыла во Фритаун 21 сентября и через шесть дней отправилась в Клайд, куда прибыла 15 октября. Она отбыла из Клайда 26 ноября в Сидней и Галифакс, куда прибыла 11 декабря. [ 5 ]
В 1945 году Empire Darwin была продана ее менеджерам. [ 59 ] В 1946 году Empire Darwin была продана компании South Georgia Co Ltd и переименована в Culrain . Она осталась под управлением Кристиана Салвесена. [ 1 ] 26 июля 1953 года «Калрейн» столкнулся с испанским пароходом «Дуэро» совершал рейс из Мидлсбро в Бон, когда в туманную погоду в Гибралтарском проливе водоизмещением 1375 тонн ( 35 ° 37' с.ш. 5 ° 25' з.д. / 35,617 ° с.ш. 5,417 ° з.д. ). Дуэро путешествовал из Аликанте в Лас-Пальмас. [ 60 ] Она затонула через полтора часа. [ 61 ] но ее экипаж из 27 человек и единственный пассажир были спасены «Кулрейном» , который лишь незначительно пострадал в результате столкновения. Их перевели на HMS Daring и высадили в Гибралтаре. [ 60 ] В 1959 году Culrain была продана Транспортной корпорации Северной Европы и Персидского залива, Бейрут , Ливан , и была переименована в Mersinidi . [ 59 ] Он был помещен под либерийский флаг с Монровия . портом приписки [ 4 ] Он эксплуатировался под управлением J Livanos & Sons Ltd. Мерсиниди прибыл 30 декабря 1966 года в Сингапур на слом. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Митчелл, Вашингтон; Сойер, Луизиана (1995). Корабли Империи . Лондон, Нью-Йорк, Гамбург, Гонконг: Lloyd's of London Press Ltd., с. не цитируется. ISBN 1-85044-275-4 .
- ^ Jump up to: а б «РЕГИСТР ЛЛОЙДА, ПАРОХОДЫ И МОТОРНЫЕ СУДА» (PDF) . Данные о корабле Плимсолла . Проверено 15 июля 2011 г.
- ^ «База данных сигнальных букв» . Конвойвеб . Проверено 26 мая 2011 г. (Введите BCMQ или Empire Darwin в соответствующем поле поиска)
- ^ Jump up to: а б с «ИМПЕРИЯ – Д» . Моряки . Проверено 27 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. «ИМПЕРИЯ ДАРВИНА» . Конвойвеб . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «Конвой ЕС.48» . Конвойвеб . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «КОНВОЙ НА 10» . Боевые моряки . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «Конвой SC.46» . Конвойвеб . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «Конвой ББ.87» . Конвойвеб . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «Конвой ОГ.76» . Конвойвеб . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «КОНВОЙ HG 76» . Боевые моряки . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «КОНВОЙ ОГ 79» . Боевые моряки . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «Конвой HG.80» . Конвойвеб . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «Конвой НА.84» . Конвойвеб . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «КОНВОЙ СК 82» . Боевые моряки . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «Конвой ББ.187» . Конвойвеб . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Конвой ОГ.86» . Конвойвеб . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «Спитфайр-самолетное производство, стр. 037» . Спитфайры . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «Спитфайр-самолетное производство, стр. 038» . Спитфайры . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ Хейга, Арнольд. «ПОСТАВКИ МАЛЬТЫ 1940–1942 гг., Часть 2 из 3» . Военно-морская история . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «Конвой HG.87» . Конвойвеб . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «Конвой ББ.213» . Конвойвеб . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «Конвой ПО.130» . Конвойвеб . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «Конвой ПО.131» . Конвойвеб . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «КОНВОЙ НХ 213» . Боевые моряки . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «Конвой КМС.6Г» . Конвойвеб . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «КОНВОЙ МКС 6» . Боевые моряки . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «КОНВОЙ МКС 7» . Боевые моряки . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «Конвой КМС.11Г» . Конвойвеб . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «Конвой ЭТ.17» . Конвойвеб . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «КОНВОЙ МКС 11» . Боевые моряки . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «Конвой КХ.10» . Конвойвеб . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Конвой МС.18Г» . Конвойвеб . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ Пейн, Алан (31 декабря 1975 г.). «Истребители-катапульты» . Исторический обзор военно-морского флота (декабрь 1975 г.).
- ^ « Ангелы и гремлины» Мемуары Джеймса. А. Стюарт DFC» (PDF) . 609-я (Западная) эскадрилья, Ассоциация вспомогательных ВВС . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «Конвой SL.133/МКС.18» . Конвойвеб . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «Конвой ЭН.278» . Конвойвеб . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «Конвой КМС.28Г» . Конвойвеб . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «Конвой КМС.28» . Конвойвеб . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «Конвой МКС.31» . Конвойвеб . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Конвой SL.148» . Конвойвеб . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «Конвой СЛ.148/МКС.39» . Конвойвеб . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «Конвой ОС.73/КМС.47» . Конвойвеб . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «Конвой ОС.75» . Конвойвеб . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Конвой SL.161» . Конвойвеб . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «Конвой ОС.86/КМС.60» . Конвойвеб . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «Конвой КМС.60» . Конвойвеб . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «Конвой AH.64» . Конвойвеб . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «Конвой Ха.67» . Конвойвеб . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «Конвой ГУС.52» . Конвойвеб . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «Конвой SL.176» . Конвойвеб . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «Конвой СЛ.176/МКС.67» . Конвойвеб . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «Конвой FN.1557 = Конвой FN.57/Фаза 16» . Конвойвеб . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «Конвой FS.1675 = Конвой FS.75/Фаза 17» . Конвойвеб . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «Конвой ОС.102/КМС.76» . Конвойвеб . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «Конвой МКС.84Г» . Конвойвеб . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «Конвой ОС.122/КМС.97» . Конвойвеб . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «Конвой ОС.130/КМС.105» . Конвойвеб . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Кристиан Салвесен и Ко» . Список кораблей. Архивировано из оригинала 29 июня 2011 года . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Дуэро» . Улодка . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «Экипаж испанского корабля спасен». Таймс . № 52684. Лондон. 27 июля 1953 г. полковник Е, с. 5.