Морской патрульный самолет
Морской патрульный самолет ( MPA ), также известный как патрульный самолет , морской разведывательный самолет , самолет морского наблюдения или старый американский термин «патрульный бомбардировщик» , представляет собой самолет с неподвижным крылом, предназначенный для длительной работы над водой в морского патрулирования роли . — в частности противолодочная борьба (ПЛО), противокорабельная борьба (ПШВ) и поисково-спасательная борьба (САР).
Среди других ресурсов морского наблюдения, таких как спутники , корабли, беспилотные летательные аппараты (БПЛА) и вертолеты , MPA является важным активом. [ 1 ] Для выполнения операций противолодочной обороны МПА обычно несут гидроакустические буи воздушного развертывания , а также торпеды и обычно способны к длительному полету на малых высотах. [ 2 ]
История
[ редактировать ]Первая мировая война
[ редактировать ]Первые самолеты, которые теперь будут идентифицированы как морские патрульные самолеты, использовались Королевской военно-морской воздушной службой и Французской морской авиацией во время Первой мировой войны , в основном для противолодочного патрулирования. Франция, Италия и Австро-Венгрия использовали большое количество патрульных самолетов меньшего размера для Средиземного , Адриатического и других прибрежных районов, в то время как немцы и британцы сражались над Северным морем. Поначалу дирижабли и дирижабли были единственными самолетами, способными оставаться в воздухе в течение более длительных десятичасовых патрулей, неся при этом полезную полезную нагрузку, в то время как патрулирование меньшей дальности осуществлялось с помощью наземных самолетов, таких как Sopwith 1½ Strutter . [ 3 ] Было построено несколько специализированных патрульных аэростатов, в частности британцами, в том числе дирижабль класса SS , которых было построено 158, включая подтипы. [ 4 ] [ 5 ]
Поскольку конфликт продолжался, специально для этой роли было разработано множество самолетов, в том числе небольшие летающие лодки, такие как FBA Type C , [ 6 ] а также большие гидросамолеты, такие как Short 184 , [ 7 ] или летающие лодки, такие как Felixstowe F.3 . [ 8 ] Разработки Felixstowe служили в Королевских ВВС до середины 20-х годов, а также в ВМС США как Curtiss F5L и на заводе военно-морских самолетов PN, чьи разработки использовались до 1938 года. [ 9 ] Во время войны Дорнье проделал значительную новаторскую работу во всех алюминиевых конструкциях самолетов, работая на Luftschiffbau Zeppelin , и построил четыре больших патрульных летающих лодки, последняя из которых, Zeppelin-Lindau Rs.IV , [ 10 ] повлиял на развитие других стран, что привело к замене деревянных корпусов металлическими, например, на Short Singapore . [ 11 ] Успех патрульных самолетов дальнего действия привел к разработке истребителей, специально предназначенных для их перехвата, таких как Hansa-Brandenburg W.29 . [ 12 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Многие патрульные самолеты времен Второй мировой войны были переоборудованы из бомбардировщиков или авиалайнеров , например, Lockheed Hudson , который начинался как Lockheed Model 14 Super Electra . [ 13 ] [ 14 ] а также более старые конструкции бипланов, такие как Supermarine Stranraer , которые начали заменять монопланами незадолго до начала войны. [ 15 ] Британцы, в частности, использовали устаревшие бомбардировщики в дополнение к самолетам, специально построенным для морского патрулирования, таким как Vickers Wellington и Armstrong-Whitworth Whitley . [ 16 ] [ 17 ] в то время как США отвели Douglas B-18 Bolo до тех пор, пока не станут доступны более совершенные самолеты. ту же роль [ 18 ] Дирижабли широко использовались ВМС США , особенно в теплых и спокойных широтах Карибского моря , Багамских островов , Бермудских островов , Мексиканского залива , Пуэрто-Рико , Тринидада и позднее Азорских островов . [ 19 ] [ 20 ]
В конфликте также был задействован ряд самолетов специального назначения, в том числе двухмоторные Consolidated PBY Catalina американского производства, летающие лодки [ 21 ] [ 22 ] и большие четырехмоторные британские «Шорт Сандерленд» летающие лодки союзников . [ 23 ] [ 24 ] На Тихоокеанском театре военных действий «Каталину» постепенно вытеснила более дальнобойная летающая лодка Martin PBM Mariner . [ 25 ] У держав Оси имелись дальнобойные японские Kawanishi H6K и Kawanishi H8K , летающие лодки [ 26 ] [ 27 ] и немецкая Blohm & Voss BV 138 , с дизельным двигателем трехмоторная летающая лодка [ 28 ] а также переоборудованный Focke-Wulf Fw 200 Condor . сухопутный авиалайнер [ 29 ] [ 30 ]
Чтобы окончательно закрыть Срединно-Атлантический разрыв , или «Черный разрыв», пространство, в котором подводные лодки Оси могли охотиться на корабли союзников вне досягаемости MPA, британских Королевских ВВС , Королевских ВВС Канады и ВВС армии США. представила американский Consolidated B-24 Liberator бомбардировщик , имевший очень большую дальность полета . для той эпохи [ 31 ] [ 32 ] B-24 также использовался в качестве основы для PB4Y-2 Privateer , специального варианта MPA, принятого на вооружение ВМС США, который позже поступил на вооружение на Тихоокеанском театре военных действий. [ 33 ] [ 34 ]
Во время конфликта было несколько разработок в области радаров класса «воздух-поверхность» и гидроакустических буев , которые повысили способность самолетов находить и уничтожать подводные лодки, особенно ночью и в плохую погоду. [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] Еще одной областью прогресса стало принятие все более эффективных схем камуфляжа , что привело к широкому распространению схем белой окраски в Атлантике, чтобы уменьшить предупреждение, доступное для надводных подводных лодок . [ 39 ] в то время как самолеты ВМС США перешли от верхнего светло-сине-серого и нижнего белого к полностью темно-синему из-за возрастающей угрозы со стороны японских войск в ночное время. [ нужна ссылка ]
Эпоха холодной войны
[ редактировать ]В течение десятилетий после Второй мировой войны миссии MPA частично выполнялись самолетами, созданными на базе гражданских авиалайнеров. У них была дальность полета и характеристики лучше, чем у большинства бомбардировщиков военного времени. Новейшие реактивные бомбардировщики 1950-х годов не обладали достаточной выносливостью, необходимой для длительного патрулирования над водой, и не имели низкой скорости барражирования, необходимой для противолодочных операций. Главной угрозой господству НАТО на море на протяжении 1960-х, 1970-х и 1980-х годов были советские ВМФ и подводные лодки Варшавского договора . Им противостояли флоты НАТО, упомянутые выше патрульные самолеты НАТО, а также сложные системы подводного прослушивания. Они охватывают так называемый «разрыв GIUK» в Северной Атлантике, который простирается от Гренландии до Исландии, Фарерских островов и Шотландии в Соединенном Королевстве . В этих районах также расположены авиабазы для патрульных самолетов НАТО: авиация ВМС США и Канады базируется в Гренландии, Исландии и Ньюфаундленде; Британские самолеты, базирующиеся в Шотландии и Северная Ирландия ; а также норвежские, голландские и немецкие самолеты, базирующиеся в своих странах.
В конце 1940-х годов ВВС Великобритании представили Avro Shackleton — специализированную модификацию MPA бомбардировщика Avro Lancaster — в ожидании быстрого расширения подводных сил Советского ВМФ . [ 40 ] [ 41 ] Была представлена улучшенная модель Shackleton, MR 3 , с различными структурными улучшениями. [ 42 ] наряду с самонаводящимися торпедами и ядерными глубинными бомбами Mk 101 Lulu . [ 43 ] замена реактивному двигателю в виде Hawker Siddeley Nimrod , являющегося модификацией авиалайнера De Havilland Comet . В конце 1960-х годов начала появляться [ 44 ] [ 45 ] В 2000-х годах улучшенная модель BAE Systems Nimrod MRA4 находилась в разработке, но была отменена и в конечном итоге заменена Boeing P-8 Poseidon . [ 46 ] [ 47 ]
ВМС США использовали различные МПА, включая наземный Lockheed P2V Neptune (P2V) и палубный Grumman S-2 Tracker . [ 48 ] [ 49 ] В 1970-е годы P2V был полностью заменен Lockheed P-3 Orion , который оставался на вооружении до начала XXI века. [ 50 ] [ 51 ]
P-3, оснащенный четырьмя турбовинтовыми двигателями, создан на основе авиалайнера Lockheed Electra 1950-х годов . В дополнение к возможностям противолодочной и поисково-спасательной обороны большинство P-3C были модифицированы для установки ракет Harpoon и Maverick для атаки надводных кораблей. Американские P-3 ранее были вооружены бомбами Lulu ядерными глубинными для противолодочной обороны, но десятилетия назад они были сняты с арсенала и списаны. [ 52 ] Произведенный в США , Японии и Канаде , Р-3 эксплуатировался в ВВС и ВМС США, Японии, Канады, Австралии, Ирана, Бразилии, Германии, Нидерландов, Новой Зеландии , Норвегии , Испании и Тайваня. . Канадская версия называется CP-140 Aurora . [ 53 ] [ 54 ]
В 1960-х годах в ответ на запрос Организации Североатлантического договора (НАТО) на запрос предложений (RFP) по новому MPA, Breguet 1150 Atlantic был разработан многонациональным консорциумом под руководством Франции Société d'Etude et de Construction de Breguet. Атлантический (SECBAT). [ 55 ] В число операторов этого типа входят ВМС Франции , ВМС Германии , ВВС Италии , ВМС Пакистана и Королевский флот Нидерландов . В 1980-е годы была представлена обновленная версия Atlantic Nouvelle Génération или Atlantique 2 с новым оборудованием и авионикой, которая включала новый радар, гидролокационный процессор, турель с инфракрасной камерой переднего обзора и возможность нести комплекс Exocet противокорабельный . ракета. [ 56 ] [ 57 ] К 2005 году французский производитель Dassault Aviation решил прекратить маркетинговые усилия для Atlantic, вместо этого продвигая вариант MPA корпоративного самолета Dassault Falcon 900 . [ 58 ]
За этот период Япония разработала несколько целевых МОР. Летающая лодка Shin Meiwa PS-1 была разработана с учетом требований Японии к новой противолодочной платформе. Модернизированная версия PS-1, амфибия ShinMaywa US-2 , была представлена в начале XXI века на смену PS-1. [ 59 ] [ 60 ] Наземный Kawasaki P-1 был представлен в 2010-х годах Морскими силами самообороны Японии (JMSDF) в качестве замены устаревшего P-3C Orion . [ 61 ] [ 62 ]
И Королевские ВВС Австралии , и Королевский военно-морской флот Австралии удовлетворили свои первые послевоенные потребности в MPA за счет модификации бомбардировщика Avro Lincoln с удлиненным фюзеляжем . Однако вскоре этот тип был дополнен и в конечном итоге заменен новыми самолетами, такими как P2V, а затем и P-3C, который позже стал единственным типом противолодочной обороны, эксплуатируемым этой службой.
Советский Союз разработал Ил-38 на базе гражданского авиалайнера. Точно так же Королевские ВВС Канады заимствовали Canadair CP-107 Argus от британского авиалайнера Bristol Britannia . На смену Argus пришел CP-140 Aurora, созданный на базе Lockheed Electra.
После окончания « холодной войны » угроза крупномасштабного нападения подводных лодок стала маловероятной, и многие военно-воздушные силы и военно-морские силы сократили свои парки патрульных самолетов. Те, что все еще находятся на вооружении, по-прежнему используются для поисково-спасательных операций, борьбы с контрабандой, пиратством , браконьерством в отношении морской жизни, соблюдением исключительных экономических зон и соблюдением морского права .
Вооружение и средства противодействия
[ редактировать ]Первые патрульные самолеты несли бомбы и пулеметы. В период между войнами британцы экспериментировали с оснащением своих патрульных самолетов 37-мм пушкой COW . Во время Второй мировой войны глубинные бомбы , которые можно было настроить на детонацию на определенной глубине, а затем и в непосредственной близости от крупных металлических предметов, заменили противолодочные бомбы, которые взрывались при контакте. Патрульные самолеты также имели защитное вооружение, которое было необходимо при патрулировании районов, близких к территории противника, например, во время операций союзников в Бискайском заливе , нацеленных на подводные лодки, стартующие со своей базы.
В результате успехов союзников в патрульной авиации против подводных лодок немцы ввели U - зенитные лодки (подводные лодки, оснащенные большим количеством зенитного вооружения) для сопровождения подводных лодок за пределы базы и призвали командиров оставаться на поверхности и вести ответный огонь по атакующим кораблям. вместо того, чтобы пытаться спастись, ныряя. Однако U-зенитная артиллерия просуществовала недолго, поскольку пилоты противника адаптировали свою тактику. Оснащение подводных лодок приемниками радиолокационных предупреждений и трубкой усложнило их обнаружение.
Чтобы противостоять немецким патрульным самолетам дальнего действия, нацеленным на торговые конвои, Королевский флот представил « корабль CAM », который представлял собой торговое судно, оснащенное одним истребителем , который можно было один раз запустить для поражения самолетов противника. Позже для прикрытия глубин океана стали доступны небольшие эскортные авианосцы стали доступны сухопутные авиабазы на Азорских островах времен Второй мировой войны, а в середине 1943 года из Португалии .
По мере развития технологий к бомбам и глубинным бомбам добавлялись акустические торпеды , которые могли обнаруживать, преследовать и затем взрывать вражескую подводную лодку. В 1943 году ВМС США начали использовать мину Mark 24 , обозначенную как мина в качестве меры безопасности. За время войны он потопил 37 подводных лодок Оси.
В эпоху «холодной войны» появилась ядерная глубинная бомба — глубинная бомба с ядерной боеголовкой , которая повышала вероятность поражения подводной лодки почти до определённого уровня при условии, что произойдёт детонация.
Хотя основная роль патрульных самолетов заключается в борьбе с подводными лодками, их большая грузоподъемность позволила им использовать различное вооружение, выходящее за рамки их номинальной роли. Lockheed P-3 Orion был оснащен подкрыльевыми пилонами, которые могли нести различное обычное американское вооружение, в том числе AGM-84 Harpoon противокорабельную ракету , AGM-65 Maverick класса «воздух-земля» , а также до десяти CBU . -100 Кассетная бомба , ракетные блоки, морские мины и стандартные бомбы общего назначения Mark 80 .
Королевских ВВС самолет Hawker Siddeley Nimrod был оснащен ракетами AIM-9 Sidewinder, В 1982 году во время Фолклендской войны чтобы иметь возможность атаковать любые патрульные самолеты ВВС Аргентины, с которыми они могут столкнуться.
Датчики
[ редактировать ]Морские патрульные самолеты обычно оснащены широким спектром датчиков: [ 63 ]
- Радар для обнаружения движения надводных судов. Радар также может обнаружить подводную трубку или перископ и след, который они создают.
- Детектор магнитных аномалий (MAD) для обнаружения железа в корпусе подводной лодки. Датчик MAD обычно устанавливается на удлинении хвостовой части самолета или протягивается за самолетом на тросе, чтобы минимизировать помехи от металла в остальной части самолета;
- Гидроакустические буи — автономные передатчики/приемники гидролокаторов, сбрасываемые в воду для передачи данных обратно на самолет для анализа;
- датчики ELINT для контроля связи и радиолокационного излучения;
- Инфракрасные камеры (иногда называемые FLIR для инфракрасного обзора вперед ) для обнаружения потоков выхлопных газов и других источников тепла и полезны для мониторинга движения судов и рыболовной деятельности.
- Визуальный осмотр глазами экипажа, в некоторых случаях с помощью прожекторов или сигнальных ракет .
Современный военно-морской патрульный самолет обычно имеет около дюжины членов экипажа, включая экипажи спасательных летных экипажей, что позволяет эффективно эксплуатировать оборудование в течение 12 или более часов за раз. [ нужна ссылка ]
Примеры
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Комитет обороны, Джеймс Арбутнот, Великобритания: Парламент: Палата общин (2012). Будущее морское наблюдение . Полномочия Палаты общин Лондона: The Stationery Office Limited. п. 11. ISBN 9780215048479 . «Пятый отчет сессии 2012–2013 гг., Том 1» , Google Книги .
- ^ Панайирчи, Э.; Исик, К.; Инс, АН; Топуз, Э. (2012). «5: Сенсорные платформы». Принципы интегрированных систем морского наблюдения . США: Springer США. п. 188. ИСБН 9781461552710 . [1] , Google Книги .
- ^ Джарретт 2009, с. 59.
- ^ Дирижабль класса СС. Фонд наследия дирижаблей. Проверено 18 марта 2009 г.
- ^ Британский дизайн дирижаблей. Архивировано 15 июня 2011 года в Wayback Machine Чарльз Вивиан, Э., История аэронавтики, часть 3, глава V. Проверено 28 марта 2009 г.
- ^ Энцо, Анджелуччи (1983). Энциклопедия военной авиации Рэнда МакНелли, 1914–1980 гг . Сан-Диего: Военная пресса. п. 88. ИСБН 0-517-41021-4 .
- ^ Книга рекордов Гиннеса по воздушным фактам и подвигам (3-е изд.). 1977.
Первая воздушная атака с использованием торпеды, сброшенной с самолета, была осуществлена командиром звена Чарльзом Х. К. Эдмондсом, управлявшим гидросамолетом Short 184 из Бен-ми-Кри 12 августа 1915 года, против турецкого корабля снабжения водоизмещением 5000 тонн в Морском заливе. Мармара . Хотя вражеский корабль был подбит и затонул, капитан британской подводной лодки утверждал, что одновременно выпустил торпеду и потопил корабль. Далее сообщалось, что британская подводная лодка E14 атаковала и обездвижила корабль четырьмя днями ранее.
- ^ Брюс, Дж. М. « Летающие лодки Феликстоу: исторический военный самолет № 11, часть 1». Рейс , 2 декабря 1955 г., стр. 842–846.
- ^ Хэддоу, Джорджия; Петер М. Гросс (1988). Немецкие гиганты, История R-самолетов 1914–1919 (3-е изд.). Лондон: Патнэм. стр. 124–129. ISBN 0-85177-812-7 .
- ^ Барнс 1967 , с. 198
- ^ Грей, Питер; Тетфорд, Оуэн (1970). Немецкая авиация Первой мировой войны (2-е изд.). Лондон: Патнэм. стр. 75–78 . ISBN 0-370-00103-6 .
- ^ Bonnier Corporation (ноябрь 1937 г.). «Новый транспортный самолет можно переоборудовать в бомбардировщик» . Научно-популярный ежемесячник . Компания Бонньер. п. 64.
- ^ Франсильон 1987 , с. 146.
- ^ Сентябрь 2001 г., стр. 60–61.
- ^ Эндрюс 1967, с. 14.
- ^ Мойес 1967, с. 13.
- ^ Конэуэй, Уильям. «Подтвержденные потопления немецких подводных лодок бомбардировочными самолетами VI бомбардировочного командования». Самолеты и пилоты Второй мировой войны, 2000. Дата обращения 4 августа 2011.
- ^ Андре., Батист, Фицрой (1988). Война, сотрудничество и конфликт: европейские владения в Карибском бассейне, 1939–1945 гг . Нью-Йорк: Гринвуд Пресс. стр. 161 . ISBN 9780313254727 . OCLC 650310469 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Клайн, Р.К. и Кубарич, С.Дж., Blimpron 14 Overseas, 1944. Военно-морской исторический центр, Военно-морская верфь, Вашингтон, округ Колумбия.
- ^ Хофманн, Маркус. « Ю 347 » . Deutsche U-Boote 1935–1945 — u-boot-archiv.de (на немецком языке) . Проверено 26 декабря 2014 г.
- ^ «Разведка и ранние атаки с Мидуэя, 3–4 июня 1942 г.». Архивировано 13 апреля 2010 года в Библиотеки Конгресса веб-архивах Военно-морского исторического центра США , 1999 год. Дата обращения: 18 июня 2010 года.
- ^ Норрис 1967, стр. 7, 10–11.
- ^ Джонсон 1978, с. 229.
- ^ Дорр 1987, с. 116.
- ^ Франсильон 1979 , стр. 306–307.
- ^ Ван дер Клаау 1977 , с. 86
- ^ Грин, Уильям (2010). Самолеты Третьего рейха: Том первый (1-е изд.). Лондон: Креси. стр. 124–129. ISBN 9781900732062 .
- ^ Зайферт, Карл Дитер. «Немецкое воздушное сообщение 1926 – 1945 гг.». Бернар и Грефе Верлаг, Бонн, 1996 г. ISBN 3-7637-6118-7 . (на немецком языке), стр. 303–304.
- ^ «Краткое руководство по самолетам Оси времен Второй мировой войны». Составитель: Дэвид Монди, Temple Press Aerospace. 1984. ISBN 0 600 35027 4 . стр. 73-74.
- ^ Грин 1975, с. 85.
- ^ Винчестер 2004, с. 57.
- ^ Бриджман 1946, стр. 217–218.
- ^ Суонборо и Бауэрс 1990, с. 106.
- ^ Ловелл 1991 , с. 163.
- ^ Кэмпбелл 2000 , с. XVII-10.
- ^ Celebrating200years.noaa.gov Десятка лучших: Прорывы: Методы гидрографических исследований: Методы акустических исследований: Радиоакустическая локация
- ^ Аноним, «Глубина океана, измеренная радиороботом», Popular Mechanics , декабрь 1938 г., стр. 828-830.
- ^ Тинберген, Нико (1953). Мир серебристой чайки . Коллинз. п. 14. ISBN 978-0-00-219444-0 .
Белый оказался наиболее эффективной маскировочной окраской для самолетов противолодочного патрулирования.
- ^ Джонс 2002, с. 43.
- ^ Биллингс, Билл. «История Шеклтона». Архивировано 5 июля 2008 года в Wayback Machine The Shackleton Association . Проверено: 10 июля 2008 г.
- ^ Джонс 2002, стр. 93, 95–96.
- ^ Мировые информационные файлы самолетов , 1997.
- ^ «Решения в отношении самолетов: заявление г-на Уилсона» . Рейс Интернешнл . Том. 87, нет. 2918. 11 февраля 1965. с. 224. Архивировано из оригинала 31 июля 2013 года.
- ^ «Морская комета» . Рейс Интернешнл . Том. 87, нет. 2924. 25 марта 1965. С. 465–466. Архивировано из оригинала 31 июля 2013 года.
- ^ «Будущее морское наблюдение» (PDF) . Специальный комитет Палаты общин по обороне. 19 сентября 2012 года . Проверено 28 мая 2020 г. .
- ^ «Министерство обороны заключает сделку на девять новых морских патрульных самолетов для обеспечения безопасности Великобритании» . Архивировано из оригинала 11 февраля 2017 года . Проверено 9 февраля 2017 г.
- ^ «Большой бомбардировщик ВМФ летит с корабля» . Спокан Дейли Кроникл . (Вашингтон). Ассошиэйтед Пресс. 19 марта 1949 г. с. 2.
- ^ "Семидесятые". Архивировано 13 мая 2013 г. на сайте Wayback Machine History.navy.mil . Проверено: 15 июня 2010 г.
- ^ Барбур, Джон (14 июля 1990 г.). «Переоснащение военной машины» . Айдахониан . (Москва). Ассошиэйтед Пресс. п. 6С.
- ^ «Lockheed Martin заключила контракт на строительство комплектов внешних крыльев для флота P-3 Orion ВМС США». Архивировано 18 сентября 2011 г. на сайте Wayback Machine deagel.com, 4 сентября 2008 г.
- ^ "P-3C." Архивировано 28 июля 2010 года на сайте Wayback Machine History.navy.mil. Проверено: 14 июля 2010 г.
- ^ "Локхид CP-140 Аврора". rcaf.com. Проверено: 30 июня 2011 г.
- ^ «Модернизация CP-140 Аврора». Архивировано 13 января 2009 г. в журнале Wayback Machine Canadian Naval Review. Проверено: 18 августа 2010 г.
- ^ Элверт, Ширманн и Ланг 2008, с. 182.
- ^ "Морская мускулатура". Flight International , 27 июня 1981 г. с. 2014.
- ^ Пенни, Стюарт. « Справочник военных самолетов, часть 1 ». Flight International , 4 августа 1999 г.
- ^ «Dassault предлагает Falcon 900 для морского патрулирования». Flight International , 28 июня 2005 г.
- ^ Симпсон, Джеймс. «Японская оборонная промышленность в восторге от этого самолета-амфибии». Неделя , 10 сентября 2015.
- ^ Райт, Тим. «Гигантская амфибия. В Японии есть один годзилла-гидросамолет». Журнал Air & Space , январь 2003 г.
- ^ «Заоблачные ожидания от японских самолетов PX и CX». Архивировано 5 июня 2011 г. в ежеквартальном информационном бюллетене Wayback Machine Kawasaki Heavy Industries Scope , № 73. Октябрь 2007 года.
- ^ Минник, Венделл. «Honeywell оснастит японский морской самолет P-1». Новости обороны , 16 февраля 2016 г.
- ^ Global Security.com - Дата доступа к датчикам ASW: март 2014 г.
Библиография
[ редактировать ]- Эндрюс, CF Vickers Wellington I и II (Самолет в профиле 125) . Лезерхед, Суррей: Profile Publications Ltd., 1967.
- Барнс, Швейцария (1967). Шорты Самолеты с 1900 года . Лондон: Патнэм. .
- Бриджмен, Леонард. «Объединенный капер Vultee». Боевые самолеты Джейн времен Второй мировой войны. Лондон: Студия, 1946.' ISBN 1-85170-493-0 .
- Кэмпбелл, WP (2000). «Радар H2S в бомбардировочном командовании и радар ASV в прибрежном командовании» (PDF) . В Гранде, Джордж (ред.). Канадцы на радаре: Королевские ВВС Канады, 1940–1945 гг . ISBN 9780968759608 . Архивировано из оригинала (PDF) 10 октября 2021 г. Проверено 11 сентября 2020 г. .
- Дорр, Роберт Ф. «Вариант брифинга: Летающие лодки Мартина: Маринер, Марс и Марлин». Крылья славы , том 7, 1997, стр. 114–133. Лондон: Аэрокосмическое издательство, ISBN 1-874023-97-2 .
- Франсильон, Рене Дж. (1987). Самолеты Lockheed с 1913 г. (Исправленное и дополненное 2-е изд.). Лондон: Патнэм. ISBN 0-85177-805-4 . OCLC 30736593 .
- Франсильон, Рене Дж. (1979). Японская авиация Тихоокеанской войны . Лондон: Патнэм. ISBN 0-370-30251-6 . OCLC 6124909 . (новое издание 1987 г., издательство Putnam Aeronautical Books, ISBN 0-85177-801-1 .)
- Ловелл, Бернард (1991). Эхо войны: история радара H2S . ЦРК Пресс. ISBN 9780852743171 .
- Суонборо, Гордон и Питер М. Бауэрс. Самолеты ВМС США с 1911 года. Издательство Военно-морского института, Аннаполис, Мэриленд (США), 1990 год. ISBN 0-87021-792-5 .
- Грин, Уильям. Знаменитые бомбардировщики Второй мировой войны . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday & Company, 1975. ISBN 0-385-12467-8 .
- Джарретт, Филип. «База данных: Распорка Sopwith 1½». Самолет , Том. Т. 37, № 12, № 440, декабрь 2009 г., стр. 55–70. Лондон: МПК. ISSN 0143-7240.
- Джонс, Барри. Авро Шеклтон . Кровуд Пресс, 2002. ISBN 1-86126-449-6 .
- Джонсон, Брайан. Тайная война . Лондон: BBC (Британская радиовещательная корпорация), 1978. ISBN 0-563-17769-1 .
- Мойес, Филип-младший Армстронг Уитворт Уитли . Лезерхед, Суррей, Великобритания: Профильные публикации, 1967.
- Норрис, Джеффри. Шорт Сандерленд (Самолет в профиле № 189). Лондон: Профильные публикации, 1967.
- Сентябрь, Дирк. «Канадские странраеры». Самолет , Том 29, вып. Т. 4, выпуск 235, апрель 2001 г.
- Тетфорд, Оуэн. Британские военно-морские самолеты с 1912 года . Лондон: Патнэм, четвертое издание, 1978. ISBN 0-370-30021-1 .
- Ван дер Клаау, Б. (1977). Морская и транспортная авиация Второй мировой войны . Алкмаар: Алк. ISBN 90-6013-677-2 . OCLC 63363268 .
- Файлы мировой информации о самолетах, файл № 023. Лондон: Bright Star Publishing Ltd, 1997.
- Винчестер, Джим. «Консолидированный Б-24 Либерейтор». Самолеты Второй мировой войны: факты об авиации . Ху, Кент, Великобритания: Grange Books plc, 2004. ISBN 1-84013-639-1 .