Военный корабль США « Гонолулу» (CL-48)
![]() Военный корабль США Гонолулу (февраль 1939 г.)
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Гонолулу |
Тезка | Город Гонолулу, Гавайи |
Заказал | 13 февраля 1929 г. |
Награжден |
|
Строитель | Нью-Йоркская военно-морская верфь , Бруклин, Нью-Йорк |
Заложен | 9 декабря 1935 г. |
Запущен | 26 августа 1937 г. |
Спонсор | Мисс Хелен Пойндекстер |
Введен в эксплуатацию | 15 июня 1938 г. |
Выведен из эксплуатации | 3 февраля 1947 г. |
пораженный | 1 марта 1959 г. |
Идентификация |
|
Почести и награды | ![]() ![]() |
Судьба | Продан на металлолом 12 октября 1959 г. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) [ 1 ] | |
Класс и тип | «Бруклин » типа Крейсер |
Смещение |
|
Длина |
|
Луч | 61 футов 7 дюймов (18,77 м) |
Черновик |
|
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | 32,5 узлов (37,4 миль в час; 60,2 км / ч) |
Дополнить | 868 офицеров и рядовых |
Вооружение |
|
Броня |
|
Самолет перевезен | 4 × SOC Seagull гидросамолета |
Авиационные объекты | 2 × звездные катапульты |
Общая характеристика (1945 г.) [ 2 ] [ 3 ] | |
Вооружение |
|
USS Honolulu (CL-48) — ВМС США лёгкий «Бруклин», класса крейсер участвовавший в войне на Тихом океане ( Вторая мировая война ). «Гонолулу» был спущен на воду в 1937 году и вступил в строй в 1938 году. Он был единственным крейсером, пережившим битву при Тассафаронге неповрежденным. Позже Гонолулу участвовала в битве при заливе Кула , где она разбила эсминец «Нагацуки» и помогла потопить эсминец «Ниизуки» , а также в битве при Коломбангаре , где она помогла потопить легкий крейсер «Дзинцу», но была повреждена торпедой, оторвавшейся от ее носа. Затем она бомбардировала берега во время битвы при Пелелиу . Он был выведен из строя из-за серьезного повреждения торпеды незадолго до битвы в заливе Лейте . Ее отремонтировали, но не успели вновь вступить в войну. Он был выведен из эксплуатации в 1947 году и находился в резерве до сдачи на слом в 1959 году.
Межвоенный период
[ редактировать ]Второй корабль ВМФ, названный в честь города Гонолулу, Гавайи , он был спущен на воду 26 августа 1937 года на военно-морской верфи Нью-Йорка при финансовой поддержке Хелен Пойндекстер (дочери Джозефа Б. Пойндекстера , губернатора Гавайев ) и введен в эксплуатацию 15 августа 1937 года. Июнь 1938 года. [ 4 ]
После круиза в Англию Гонолулу занялся проблемами флота и учениями в Карибском море. Он вышел из Нью-Йорка 24 мая 1939 года, чтобы присоединиться к Тихоокеанскому флоту , и прибыл в Сан-Педро, Калифорния , 14 июня. Оставшуюся часть года она участвовала в учениях на западном побережье. В первой половине 1940 года «Гонолулу» продолжал операции из Лонг-Бич, штат Калифорния , и после капитального ремонта на верфи Пьюджет-Саунд он покинул военно-морскую верфь Лонг-Бич 5 ноября для несения службы из Перл-Харбора . Там она действовала до 1941 года.
Вторая мировая война
[ редактировать ]7 декабря 1941 года Гонолулу был пришвартован на военно-морской верфи, когда Императорский флот Японии атаковал Перл-Харбор. Гонолулу остался одиноким в первой волне, но во второй волне был атакован японскими пикирующими бомбардировщиками, но получил лишь незначительные повреждения корпуса в результате попадания 500-фунтовой бомбы, которая взорвалась под водой и попала в секцию Гонолулу корпуса . один из трех крейсеров, получивших заметный урон в результате атаки. Повреждения были быстро устранены всего за 5 дней. [ 4 ] [ 5 ]
После ремонта 12 января 1942 года он отплыл для сопровождения конвоя в Сан-Франциско, Калифорния , который прибыл 21 января. После прибытия на острова Мэр верфи Гонолулу 31-го числа отправился в Мельбурн, Австралия , и прибыл в пункт назначения 26 февраля, где корабль будет охранять различные австралийские порты с патрульными обязанностями до 20 марта, когда он отправится обратно в Перл-Харбор и прибудет туда. неделю спустя. 8 апреля он прибыл в Сан-Диего с задачей сопровождения конвоя вместе с несколькими другими американскими крейсерами, отправляющегося из Сан-Диего в направлении Бора-Бора во Французской Полинезии , отправляющегося 13-го числа и прибывшего 28-го числа, а также после выполнения некоторых караульных обязанностей. 19 мая отбыл обратно в Перл-Харбор. [ 5 ]
Когда японцы продвигались на север, в сторону Аляски , Гонолулу 29 мая отбыл для усиления сил в этом районе. После двух месяцев непрерывных операций из Кадьяка , Аляска, 7 августа он направился в Киску на Алеутских островах , чтобы начать бомбардировку острова. 21 августа она показала первую высадку американцев на Алеутских островах на острове Адак . После работ на военно-морской верфи Мэр - Айленд Гонолулу отправился из Сан-Франциско 3 ноября 1942 года, сопровождая конвой в Нумеа в южной части Тихого океана. Позже в том же месяце Гонолулу отплыл из Эспириту-Санто на Новых Гебридских островах, чтобы перехватить конвой ВМС Японии, пытавшийся укрепить свои позиции на Гуадалканале на Соломоновых островах .
Битва при Тассафаронге
[ редактировать ]Основная статья: Битва при Тассафаронге
На протяжении всей кампании на Гуадалканале США понесли большие потери в крейсерах: десять крейсеров были либо затоплены, либо выведены из строя из-за боевых повреждений. Гонолулу служил в составе, по сути, последнего действующего крейсера Америки, действовавшего на Гуадалканале. Контр-адмирал Райт сделал своим флагманом тяжелый крейсер USS Minneapolis , а вместе с Гонолулу он командовал тяжелыми крейсерами USS New Orleans , USS Pensacola и USS Northampton . Отряд сопровождали шесть эсминцев. Эскадрилья была сформирована 24 ноября. [ 6 ]
29-го числа американские дешифровщики перехватили сообщение о поставках из Японии. Адмирал Танака командовал в общей сложности восемью эсминцами, доставляющими столь необходимые припасы японским войскам на Гуадалканале. Поскольку силы Райта имели почти равное количество эсминцев, а у японцев не было крейсеров на пути, Райт одержал легкую победу и повел свои корабли на перехват и уничтожение кораблей противника. Однако у японцев был козырь в рукаве: торпеды типа 93 «длинное копье» , которые были крупнее и мощнее, а главное, имели большую дальность действия, чем любая другая широко использовавшаяся в войне торпеда, с максимальной дальностью 44 200 ярдов и расчетная эффективная дальность 24 000 ярдов. Это было неизвестно союзникам. [ 6 ] [ 7 ]
Из-за этого в ночь на 30 ноября Гонолулу и другие корабли перехватили эсминцы Танаки и открыли огонь на расстоянии 12 000 ярдов, что вполне в пределах эффективной дальности действия длинного копья. Гонолулу вместе с Миннеаполисом и Новым Орлеаном вступили в бой с «Таканами» и поразили его снарядами, которые подожгли его и превратили в медленно тонущий корабль, но не раньше, чем Таканами выпустил свои торпеды, и именно эти торпеды поразили как Новый Орлеан Новый Орлеан, так и . Миннеаполис , повредив оба корабля и выведя их из строя. [ 5 ] [ 8 ] «Гонолулу» продолжал атаковать, но ее команда поняла, что оставшиеся эсминцы выпустили еще одну торпеду, когда длинное копье, выпущенное с «Оясио », поразило Пенсаколу , выведя из строя ее двигатель и три из ее четырех 8-дюймовых (203-мм) орудийных башен. [ 9 ] Быстро соображая, контр-адмирал Тисдейл приказал Гонолулу резко повернуть на правый борт, едва избежав при этом торпеды, что позволило Гонолулу избежать каких-либо повреждений. Нортгемптон не смог сделать то же самое и продолжил движение по прямой, и она поплатилась за это, поскольку в нее попали две торпеды, выпущенные с «Кавакадзе» , из-за чего она затонула более двух часов. [ 10 ]
Будучи единственным крейсером в битве, который остался полностью неповрежденным, Гонолулу отступил с Гуадалканала, прибыв в Эспириту-Санто 2 декабря, и оставался там до конца месяца. [ 5 ] 2 января 1942 года Гонолулу присоединился к нескольким другим крейсерам союзников, выполнявшим патрульную службу, а 5-го числа силы подверглись воздушным атакам, где Гонолулу был легко поврежден тремя бомбами, едва не попавшими в цель. В течение оставшейся части января и февраля Гонолулу принял участие в ряде патрульных обязанностей, затем 7 марта он прикрывал минные заградители в проливе Блэкетт , прежде чем принять участие в еще большем патрулировании. 11 мая «Гонолулу» вышел из Эспириту-Санта, а 13-го подверг бомбардировке береговые позиции японцев в заливе Кула .
Битва при Кульском заливе
[ редактировать ]Основная статья: Битва в Кульском заливе

4 июля «Гонолулу» вместе с лёгкими крейсерами USS Helena и USS Saint Louis и четырьмя эсминцами отбыл от Соломоновых островов для несения патрульной службы. 5-го числа японская торпеда попала и потопила эсминец USS Strong . Считалось, что это была вражеская подводная лодка, но на самом деле эта торпеда была выпущена с эсминца «Ниизуки» на расстояние 22 000 ярдов, что стало одним из самых дальних попаданий торпеды в истории (наряду с тяжелым крейсером «Хагуро», торпедировавшим и потопившим эсминец « Кортенаер» на аналогичное расстояние). Однако присутствие американских кораблей вынудило японские эсминцы с 1300 пехотинцами отступить. [ 5 ] [ 11 ] [ 12 ]
Позже той же ночью « Ниизуки » вместе с эсминцами «Сузукадзе» и «Таникадзэ» отбыли в качестве сил защиты семи других эсминцев, перевозивших 2400 наземных солдат во второй попытке переправить пехоту в залив Кула. Гонолулу и другие американские корабли приготовились перехватить и либо уничтожить, либо отправить обратно эти силы. К 2:00 Гонолулу обнаружил на своем радаре три японских корабля: Ниизуки, Сузукадзе и Таникадзе, закрывавшие дистанцию, чтобы атаковать силы торпедами. Гонолулу , Сент-Луис и Хелена открыли огонь по Ниидзуки . Шквал попаданий 6-дюймовых (152-мм) и 5-дюймовых (127-мм) снарядов быстро превратил Ниизуки в горящую громаду и затопил ее, не оставив в живых ни одного человека. Однако Хелена быстро израсходовала свое бездымное топливо , и возникшие вспышки заставили Сузукадзе и Таникадзе быстро запустить торпеды и покинуть территорию. Одна из этих торпед первой взорвала носовую часть корабля «Хелена» в результате потенциального взрыва магазина. Две минуты спустя еще две торпеды уничтожили ее двигатели и котлы, а также сломали киль. В течение нескольких минут, Хелена перевернулась и затонула. [ 4 ] [ 5 ]
Гонолулу продолжал обстреливать японские корабли. Один из 6-дюймовых (152-мм) снарядов Гонолулу попал в эсминец «Нагацуки» ниже ватерлинии, разрушив его машинное отделение и повредив его настолько сильно, что он был вынужден сесть на мель. Нагацуки не удалось снять с мели, он был признан полностью разрушенным и заброшенным. Дальнейший обстрел Гонолулу и Сент-Луиса шесть раз поразил эсминец «Хатсуюки», в результате чего было повреждено его рулевое управление и погибли шесть человек, но все попадания оказались неразорвавшимися, когда он вышел из боя. [ 4 ] [ 13 ] Тем не менее, японцам все же удалось высадить 1600 наземных солдат, при этом потопив гораздо больше тоннажа, чем они потеряли. После битвы Гонолулу ненадолго посетил Эспириту-Санта, а затем 10 июля отправился для выполнения дополнительных патрульных функций. [ 5 ]
Битва при Коломбангаре
[ редактировать ]Основная статья: Битва при Коломбангаре
У проверенного в боях крейсера появилась еще одна возможность противостоять японскому флоту 13 июля в битве при Коломбангаре . » был установлен контакт с вражеским крейсером-эсминцем Вскоре после полуночи в « Слоте . В 01:10 Гонолулу открыл огонь по легкому крейсеру «Дзинцу» . После трех залпов цель загорелась и вскоре замерла в воде. Гонолулу перенес огонь на вражеский эсминец, который тут же был подбит и исчез. В 02:11 торпеда попала в правый борт «Гонолулу» , оторвав его носовую часть. Затем оперативная группа удалилась в Тулаги для временного ремонта, а затем отправилась на крупную военно-морскую базу в Перл-Харборе. 16 августа Гонолулу прибыл в Перл-Харбор для капитального ремонта. [ 4 ] Затем она отправилась на верфь на острове Мэр , недалеко от Сан-Франциско, для дальнейшей работы.

После дополнительного ремонта на острове Мэр Гонолулу 17 ноября покинула Сан-Франциско, чтобы продолжить свою роль в борьбе против Японии. Она прибыла в Эспириту-Санто 11 декабря, а затем в том же месяце возобновила операции на Соломоновых островах. 27 декабря он участвовал в бомбардировке вражеской баржи, войск и сосредоточения припасов на острове Бугенвиль . В первые месяцы 1944 года крейсер продолжал бомбардировки и патрулирование Соломоновых островов. Она наблюдала за высадкой на острове Грин 13 февраля, прежде чем покинуть Соломоновы острова, чтобы начать подготовку к операциям на Сайпане и Гуаме на Марианских островах . [ 4 ]
Гонолулу принял участие в бомбардировках юго-восточной части острова Сайпан в начале июня, когда ВМС и морская пехота пересекли Тихий океан. Во время бомбардировки Гуама в середине июня Гонолулу был развернут на северо-западе для перехвата японского флота. Она вернулась на атолл Эниветок 28 июня для пополнения запасов, прежде чем оказать поддержку вторжению на Гуам. Она оставалась на станции в течение трех недель, сослужив отличную службу своей точной стрельбой, а затем вернулась в Первис-Бей на острове Флорида 18 августа на Соломоновых островах. Гонолулу вышел 6 сентября, чтобы обеспечить огневую поддержку высадки на островах Палау , таких как острова Пелелиу и Ангуар , оставаясь в этом районе в течение сентября без сопротивления японского флота. Америка теперь имела решающее господство на море и, следовательно, почти полную свободу действий. [ 4 ]
Битва при Лейте
[ редактировать ]Гонолулу покинул плацдарм на острове Манус на островах Адмиралтейства 12 октября и направился в сторону Филиппин для вторжения в Лейте . 19 октября она начала бомбардировку из залива Лейте , а на следующий день начала прикрывать высадку. В 16:00 20 октября был замечен вражеский самолет-торпедоносец, нацеливавший торпеду на Гонолулу . Несмотря на умелое маневрирование капитана Тербера с целью уклониться, торпеда нашла свою цель на левом борту. [ 4 ] 64 человека погибли и 35 получили ранения. [ 14 ]
«Гонолулу» отплыл на следующий день и прибыл в Манус 29 октября для временного ремонта, а затем направился в Норфолк, штат Вирджиния , 19 ноября и прибыл 20 декабря через Перл-Харбор, Сан-Диего , Калифорния , и Панамский канал . Гонолулу оставался в Норфолке на протяжении всей войны, проходя ремонт и переделки, которые включали установку четырех сдвоенных артиллерийских установок калибра 5 дюймов/38 дюймов. [ 15 ] и после круиза в октябре 1945 года он направился в Ньюпорт, штат Род-Айленд , для службы в качестве учебного корабля. Гонолулу прибыл в Филадельфию 8 января 1946 года, был выведен из эксплуатации 3 февраля 1947 года и присоединился к Резервному флоту в Филадельфии. [ 4 ] Пострадавший 1 марта 1959 года, Гонолулу был продан на слом компании Bethlehem Steel, Балтимор, Мэриленд, 12 октября 1959 года. Гонолулу был сдан на слом в Спэрроу-Пойнт, штат Мэриленд, 19 августа 1960 года. [ 16 ]
Награды
[ редактировать ]- Благодарность части ВМФ (три награды) [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
- Медаль за Азиатско-Тихоокеанскую кампанию с восемью боевыми звездами [ 4 ] [ 20 ]
Медаль за победу во Второй мировой войне [ 21 ]
Гонолулу Три награды подразделения ВМС были вручены за битву при Тассафаронге 30 ноября 1942 года; период с 5 по 14 июля 1943 года, примерно во время битвы при Кульском заливе и битвы при Коломбангаре ; и с 12 сентября по 20 октября 1944 года, примерно во время битв при Пелелиу и битвы при Лейте . [ 18 ] [ 19 ] [ 22 ]
См. также
[ редактировать ]- Капитан Роберт В. Хейлер , командующий Гонолулу во время с августа 1942 по март 1944 года и будущий вице-адмирал , получивший два Военно-морских креста службы на борту Гонолулу . [ 23 ]
Сноски
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Данные о кораблях кораблей ВМС США» . Военно-морское министерство США. 1 июля 1935 г., стр. 24–31 . Проверено 20 октября 2015 г.
- ^ Рикард, Дж. (5 июня 2015 г.). «Военный корабль США Гонолулу (CL-48)» . Historyofwar.org . Проверено 20 октября 2015 г.
- ^ «Список крейсеров США: легкие/тяжелые/зенитные крейсеры, часть 1» . Hazegray.org. 22 января 2000 года . Проверено 20 октября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж «Гонолулу II (CL-48)» . Словарь боевых кораблей американского флота . Департамент военно-морского флота , Командование военно-морской истории и наследия .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Легкий крейсер Гонолулу (CL-48)» . WW2DB . Проверено 10 июля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Рикард, Дж. (17 июня 2013 г.). «Битва при Тассафаронге, 30 ноября 1942 года» . Historyofwar.org . Проверено 20 октября 2015 г.
- ^ Лундгрен, Роберт. «Торпеды Японии Второй мировой войны» . navweaps.com . Проверено 17 июля 2024 г.
- ^ «Длинные уланцы» . www.combinedfleet.com . Проверено 11 июля 2024 г.
- ^ «Длинные уланцы» . www.combinedfleet.com . Проверено 11 июля 2024 г.
- ^ Морисон, стр. 306-207.
- ^ «Длинные уланцы» . www.combinedfleet.com . Проверено 17 июля 2024 г.
- ^ «Имперские крейсеры» . www.combinedfleet.com . Проверено 17 июля 2024 г.
- ^ Морисон (1958), стр. 172-174.
- ^ https://kewanee-history.com/wp-content/uploads/2019/11/Dean-Reuben-Karau-Article-10-15-2019.pdf . Проверено 25 августа 2023 г.
- ^ «Военный корабль США Гонолулу - Военный дневник, 1–31 мая 45 г.» . каталог.archives.gov . Проверено 13 марта 2023 г.
- ^ Паустиан, Дон (2000). История «Blue Goose» CL-48, 7 декабря 1941 г. — 12 октября 1959 г.: военный корабль США «Гонолулу», Мау Ланакила . Автор.
- ^ «Наградной список ВМФ» . Awards.navy.mil . Архивировано из оригинала 14 октября 2004 года . Проверено 11 октября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ходжес, GJ (9 марта 2001 г.). Уведомление OPNAV 1650 (отчет).
Одна награда на несколько дат
- ^ Перейти обратно: а б «Руководство по наградам ВМФ и морской пехоты [ред. 1953 г.], часть 2 - Награды подразделений» . www.history.navy.mil . Командование военно-морской истории и наследия. 1953. с. 19 . Проверено 14 февраля 2024 г.
- ^ «Руководство по наградам ВМФ и Корпуса морской пехоты [ред. 1953 г.], часть 4 - Медали за кампанию и службу» . www.history.navy.mil . Командование военно-морской истории и наследия. 1953. с. 81 . Проверено 14 февраля 2024 г.
- ^ «Руководство по наградам ВМФ и Корпуса морской пехоты [ред. 1953 г.], часть 4 - Медали за кампанию и службу» . www.history.navy.mil . Командование военно-морской истории и наследия. 1953. с. 161 . Проверено 14 февраля 2024 г.
- ^ «Наградной список ВМФ» . Awards.navy.mil . Архивировано из оригинала 14 октября 2004 года . Проверено 11 октября 2015 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Фэйи, Джеймс К. (1941). Корабли и самолеты флота США, издание Two-Ocean Fleet . Корабли и самолеты.
- Фридман, Норман (1980). "Соединенные Штаты Америки". В Гардинер, Роберт и Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. стр. 86–166. ISBN 978-0-87021-913-9 . '
- Морисон, Сэмюэл Элиот (1958). Преодолев барьер Бисмарка, т. 6 истории военно-морских операций США во Второй мировой войне. Книги замка. ISBN 0-7858-1307-1 .
В эту статью включен текст из общедоступного словаря американских боевых кораблей ВМС . Запись можно найти здесь .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Фотогалерея военного корабля США Гонолулу на сайте NavSource Naval History