Jump to content

Французская подводная лодка Ле Глориё

Славный
Le Glorieux принимает на борт продовольствие и топливо со вспомогательного крейсера Quercy 20 июня 1942 года.
История
Франция
Имя Славный
Тезка Славный, имеющий славу , т. е. высокую известность, похвалу и почет, полученные благодаря выдающимся достижениям и основанные на широком общем согласии.
Оператор Французский флот
Строитель Шербурский арсенал , Шербур , Франция
Заложен 10 февраля 1930 г.
Запущен 29 ноября 1932 г.
Введен в эксплуатацию 1 июня 1934 г.
Выведен из эксплуатации 27 октября 1952 г.
Почести и
награды
Медаль Сопротивления
Общие характеристики
Класс и тип «Грозный » Подводная лодка класса
Смещение
  • 1572 тонны (1547 длинных тонн) (в надводном положении)
  • 2092 тонны (2059 длинных тонн) (под водой)
Длина 92,3 м (302 фута 10 дюймов)
Луч 8,1 м (26 футов 7 дюймов) [ 1 ]
Черновик 4,4 м (14 футов 5 дюймов) (с поверхности)
Движение
Скорость
  • 17,5 узлов (32,4 км / ч; 20,1 миль в час) (по поверхности)
  • 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) (под водой)
Диапазон
  • 14 000 миль (26 000 км; 16 000 миль) на скорости 7 узлов (13 км / ч; 8,1 миль в час) (по поверхности)
  • 10 000 миль (19 000 км; 12 000 миль) на скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час) (по поверхности)
  • 4000 миль (7400 км; 4600 миль) на скорости 17 узлов (31 км / ч; 20 миль в час) (по поверхности)
  • 90 миль (170 км; 100 миль) на скорости 7 узлов (13 км / ч; 8,1 миль в час) (под водой)
Глубина испытания 80 м (262 фута)
Дополнить
Вооружение

Le Glorieux ( «Славный» ) — ВМС Франции Redoutable класса подводная лодка серии М6, вошедшая в строй в 1934 году. Участвовала во Второй мировой войне , сначала на стороне союзников с 1939 по июнь 1940 года, затем в составе ВМС Франции до ноября. 1942. Затем она вернулась на сторону союзников, действуя в составе Военно-морских сил Свободной Франции . Наряду с «Архимедом» , «Арго» , «Касабьянкой» и «Ле Центавром » она была одной из пяти из 31 подводной лодки класса Redoutable , пережившей войну. Он остался на службе во французском флоте после Второй мировой войны и был выведен из эксплуатации в 1952 году.

Характеристики

[ редактировать ]
Профиль Casabianca , корабля-близнеца Glorieux Le .

Le Glorieux входила в довольно однородную серию из 31 глубоководной патрульной подводной лодки , также называемой «1500-тонниками» из-за их водоизмещения . Все поступили на вооружение в период с 1931 по 1939 год.

Подводные лодки класса Redoutable 8,1 метра (26 футов 7 дюймов) имели длину 92,3 метра (302 фута 10 дюймов), ширину и осадку 4,4 метра (14 футов 5 дюймов). Они могли погружаться на глубину 80 метров (262 фута). Их водоизмещение 1572 тонны (1547 длинных тонн) на поверхности и 2082 тонны (2049 длинных тонн) под водой. Приводимые в движение двумя дизельными двигателями общей мощностью 6000 лошадиных сил (4474 кВт) они имели максимальную скорость 18,6 узлов (34,4 км/ч; 21,4 миль в час). В подводном положении их два электродвигателя производили суммарную мощность 2250 лошадиных сил (1678 кВт) и позволяли им развивать скорость 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). Их также называют «глубоководными подводными лодками», их дальность на поверхности составляла 10 000 морских миль (19 000 км; 12 000 миль) при скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час). Под водой они могли преодолевать 100 морских миль (190 км; 120 миль) со скоростью 5 узлов (9,3 км/ч; 5,8 миль в час).

Le Glorieux , Casabianca и Sfax были единственными подводными лодками класса Redoutable , оснащенными радиопеленгатором . [ 2 ] [ 3 ]

Строительство и ввод в эксплуатацию

[ редактировать ]

Заложен в Арсенале де Шербур в Шербуре , Франция, 10 февраля 1930 года. [ 4 ] с бортовым номером Q168 Le Glorieux был спущен на воду 29 ноября 1932 года. [ 4 ] Вступил в строй 1 июня 1934 года. [ 4 ]

История обслуживания

[ редактировать ]

Как и на всех французских подводных лодках, « Ле Глорье » складные радиомачты были сняты в 1937 году и заменены подъемной перископической антенной . [ 3 ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

Французский флот

[ редактировать ]

В начале Второй мировой войны , 1 сентября 1939 года, Ле Глорье был назначен в 1-ю дивизию подводных лодок 2-й эскадры подводных лодок 1-й флотилии 3-й эскадры, базировавшейся в Тулоне , Франция. [ 3 ] ее родственные корабли Le Conquérant , Le Héros и Le Tonnant . Оставшуюся часть дивизии составляли [ 3 ] [ 5 ] С 12 октября по 3 ноября 1939 года он патрулировал на своем однотипном корабле Redoutable вдоль побережья Мадейры , где часть немецкого торгового флота , который, как подозревали союзники , служил кораблями снабжения для немецких подводных лодок , укрылась во время войны. вспыхнуло. [ 6 ] Она провела два патрулирования, и единственный значительный инцидент произошел, когда британское грузовое судно «Эгба» отказалось остановиться для проверки даже после того, как «Ле Глориё» произвело предупредительные выстрелы. [ 3 ]

7 февраля 1940 года 1-я дивизия подводных лодок была переброшена на базу Дакар в Сенегале. 17 февраля 1940 г. (или в марте 1940 г., по одним данным [ 3 ] и «Ле Глорье» « Ле Тоннан» получили приказ сопровождать британский грузовой корабль SS Hartismere получивший повреждения техники во Фритаун в Сьерра-Леоне, однако две субмарины не обнаружили корабль из-за неверной информации и вернулись в Дакар. [ 7 ] 29 февраля 1940 года Le Glorieux отправился из Фритауна вместе с Le Tonnant британского Королевского флота и эсминцами HMS Dainty и HMS Diamond для участия в учениях по противолодочной борьбе , которые прошли к северо-западу от Фритауна 1 марта 1940 года. [ 4 ]

11 апреля 1940 года Le Glorieux , Le Conquérant и Le Tonnant приняли участие в учениях у Дакара вместе с эсминцем Королевского флота HMS Decoy . [ 4 ] В апреле 1940 года 1-я дивизия подводных лодок была переброшена в Бизерту в Тунисе , но «Глорьё» и «Ле-Эрос» остались в Дакаре.

Немецкие сухопутные войска вторглись во Францию ​​10 мая 1940 года, начав Битву за Францию , а Италия объявила войну Франции 10 июня 1940 года и присоединилась к вторжению . Битва за Францию ​​закончилась поражением Франции и перемирием с Германией 22 июня 1940 года и с Италией 24 июня, оба из которых вступили в силу 25 июня 1940 года. Ле Глорье и Ле Геро были в тот день в Дакаре. [ 3 ]

Виши Франция

[ редактировать ]

После капитуляции Франции Ле Глорьё служил в военно-морских силах Виши, Франция . После нападения на Мерс-эль-Кебир , в ходе которого эскадра британского Королевского флота атаковала эскадру французского ВМС, пришвартованную на военно-морской базе Мерс-эль-Кебир в Оране на побережье Алжира 3 июля 1940 года , Ле Глориё и Ле Геро двинулись в путь . из Дакара в 04:30 4 июля 1940 года в компании с Latécoère 302 летающей лодкой для нанесения ответного удара. атаковав британский тяжелый крейсер HMS Dorsetshire , патрулировавший южнее Дакара. [ 3 ] Летающая лодка нашла Дорсетшир и направила к нему подводные лодки. [ 8 ] но подводные лодки могли подойти к ней не ближе, чем на 6000 метров (6600 ярдов). [ 3 ] В 16:00 они получили приказ вернуться в Дакар. [ 3 ] На обратном пути на них напал гидросамолет из Дорсетшра , едва не задев Ле Глорье двумя бомбами . [ 3 ]

7 июля 1940 года британские военно-морские силы прибыли у Дакара и в рамках операции «Катапульта» в 18:00 передали ультиматум. [ 3 ] Французы не ответили и приказали Le Glorieux и Le Héros выйти в море. [ 3 ] Многие члены их экипажей поначалу отказались воевать с британцами, но командир « Ле-Эрос» убедил их принять участие в вылазке . [ 3 ] Две подводные лодки отправились в атаку, однако источники расходятся во мнениях о деталях того, что последовало за этим. [ 3 ] По одной из версий, они вместе покинули Дакар и бросили якорь к юго-востоку от острова Горе в 21:30 7 июля. [ 3 ] затем 8 июля 1940 года отправился атаковать британскую эскадру, французский военный шлюп по ошибке открыл по ним огонь, когда они уходили, [ 3 ] и затонул у Дакара в 11:20. [ 9 ] По другой версии событий, Le Héros все еще стоял на якоре в Дакаре 8 июля и отправился в путь на рассвете того же дня. [ 3 ] а Ле Глорье уехал через несколько часов; [ 3 ] Принятый за британскую подводную лодку, пытавшуюся проникнуть в гавань, Le Glorieux получил легкие повреждения, когда попал под сильный обстрел трех французских кораблей и был разбомблен французским гидросамолетом. [ 3 ] В любом случае обе подводные лодки весь день оставались под водой у Дакара. [ 9 ] и попытались атаковать британские корабли у Дакара, но не смогли подобраться достаточно близко, и британцы покинули этот район и направились во Фритаун после того, как Fleet Air Arm Fairey Swordfish торпедоносцы с авианосца HMS Hermes атаковали и серьезно повредили французский линкор Richelieu в Дакаре. 8 июля. [ 3 ] [ 10 ] Обе подводные лодки вернулись в Дакар в ночь с 8 на 9 июля 1940 года, а 9 июля Le Glorieux вошла в сухой док Дакара для ремонта. [ 3 ]

К 8 августа 1940 года Le Glorieux и Le Héros находились в Касабланке во Французском Марокко . [ 3 ] а позже они направились в Тулон, где были помещены под охрану и содержались в разоруженном и незаправленном состоянии в соответствии с условиями перемирия 1940 года. 1 июня 1941 года они начали подготовку к отправке в Дакар, а оттуда на Мадагаскар в Индийском океане. [ 3 ] [ 11 ] Во время тренировки Le Glorieux столкнулся с жилым корпусом Condorcet 10 сентября 1941 года, получив повреждение кормы , что потребовало десяти дней ремонтных работ и задержало его отход. [ 3 ] [ 12 ] Le Glorieux и Le Héros покинули Тулон 28 сентября 1941 года и, после остановок в Оране с 1 по 3 октября и Касабланке с 5 по 7 октября, прибыли 12 октября 1941 года в Дакар, где они оба вошли в сухой док с 15 по 19 октября 1941 года для чистка корпуса . [ 3 ]

В октябре 1941 года британцы высадились на абордаж и захватили конвой из четырех французских грузовых судов Виши, направлявшийся в Дакар. [ 8 ] В ответ французы приказали Ле Глорье и Ле Геро атаковать британские торговые пути вдоль побережья Южной Африки. Две подводные лодки отправились из Дакара вместе с конвоем 27 октября 1941 года, чтобы продолжить путь на Мадагаскар. [ 3 ] Они находились у Кейптауна , Южная Африка, 14 ноября 1941 года. [ 3 ] То ли 15, то ли 16 ноября 1941 года, по разным данным, [ 3 ] Одна из подводных лодок атаковала водоизмещением 4000 регистровых тонн грузовое судно «Капо Олмо» , некоторые источники утверждают, что «Ле Глорьё» выпустила по нему две торпеды к югу от мыса Доброй Надежды у Порт-Элизабет , Южная Африка, в 35 ° 40'ю.ш., 019 ° 20' в.д.  / 35,667 ° ю.ш., 19,333 ° в.д.  / -35,667; 19.333 и оба промахнулись, [ 3 ] [ 13 ] другие говорят, что Ле Эрос совершил атаку во время шторма 16 ноября 1940 года и заявил, что потопил мыс Ольмо . [ 8 ] [ 9 ] 17 ноября Le Glorieux отошел от Дурбана , Южная Африка. [ 3 ] Le Glorieux и Le Héros встретились у Форт-Дофина на южном побережье Мадагаскара 23 ноября 1941 года. [ 3 ] и проследовали в Диего-Суарес , Мадагаскар, которого они достигли в плохом состоянии 27 ноября 1941 года, преодолев 7000 морских миль (13000 км; 8100 миль). [ 3 ]

В конце декабря 1941 года Ле Глорье сопровождал авизо с миссией по снабжению из Мадагаскара в Джибути во французском Сомалиленде , который союзники блокировали . Она и ее однотипный корабль Vengeur выходили из Джибути 31 декабря 1941 года, а также 6, 13 и 16 января 1942 года для защиты барж, конвоев проходящих между Джибути и Обоком , Французский Сомалиленд. [ 3 ] [ 14 ] С 16 по 20 января 1942 года «Венжер» , «Ле Глорье» и «авизо Д'Ибервиль» вели патрулирование в Аденском заливе . [ 3 ] [ 14 ] после чего Венгер и Д'Ибервиль покинули компанию с Ле Глорье , а Ле Глорье оставался в патруле один до 23 декабря 1941 года. [ 3 ] когда она вернулась в Джибути, где пробыла до 19 февраля 1942 года. [ 3 ]

Ле Глорье покинул Джибути 19 февраля 1942 года вместе со вспомогательным крейсером Бугенвиль, направлявшимся в Диего-Суарес, куда они достигли без происшествий. [ 3 ] Ле Глорье оставалась в Диего-Суаресе до 14 апреля 1942 года, когда она двинулась в путь в Хелл-Вилль на острове Нуси-Бе у северо-западного побережья Мадагаскара, которого она достигла 15 апреля. [ 3 ] Он оставался на якоре в Хелл-Вилле на дежурстве до 26 апреля 1942 года, за исключением короткой тренировочной поездки в море 23 апреля 1942 года. [ 3 ] [ 15 ] 26 апреля 1942 года он проследовал в Маджунгу , порт на западном побережье Мадагаскара в 350 милях (560 км) к юго-западу от Диего-Суареса, куда он прибыл 27 апреля, чтобы использовать свои дизельные двигатели для выработки электроэнергии для цементного завода, чтобы он мог возобновить работу после получения механических повреждений. [ 3 ] [ 15 ]

Опасаясь нападения Японии на Мадагаскар, которое могло бы поставить под угрозу безопасность и снабжение Индии, британцы вторглись на Мадагаскар , начав с высадки десанта возле Диего-Суареса на рассвете 5 мая 1942 года. [ 3 ] [ 16 ] Le Glorieux немедленно погрузил на борт членов экипажа, которые находились на берегу, и в 10:35 отправился из Маджунги в зону патрулирования у залива Курье на северо-западном побережье Мадагаскара, недалеко от Кап-д'Амбр , северной оконечности Мадагаскара. [ 3 ] В 10:00 6 мая 1942 года он приблизился к британскому авианосцу HMS Indomitable на расстояние от 10 000 до 12 000 метров (от 10 900 до 13 100 ярдов) , но не смог выйти на позицию для атаки. [ 3 ] Британский эсминец миновал Ле Глорье в 15:38, но не предпринял попытку атаки глубинными бомбами . [ 3 ] 7 мая 1942 года, когда британцы захватили Диего-Суарес, Ле Глорье получил приказ отойти и встретиться с Д'Ибервилем в Андроке на юго-западном побережье Мадагаскара. [ 3 ]

Le Glorieux начала дозаправку в Андроке 17 мая 1942 года. Она завершила погрузку 160 тонн (160 длинных тонн; 180 коротких тонн) дизельного топлива 21 мая 1942 года и в тот же день покинула Андроку вместе с Д'Ибервилем, чтобы направиться в Дакар, который они достигли 16 июня 1942 года. [ 3 ] Затем Ле Глорье продолжила свой путь в Тулон, куда она прибыла либо 12 июля, либо 12 июля. [ 3 ] или 1 августа 1942 г., [ 3 ] [ 17 ] по разным источникам. [ 3 ] В соответствии с условиями перемирия 1940 года ее поместили под охрану в Тулоне. [ 3 ] [ 18 ] и поддерживается в разоруженном и незаправленном состоянии. 1 ноября 1942 года он входил в состав 1-й группы подводных лодок вместе со своими родственными кораблями Acheron , L'Espoir и Vengeur . [ 3 ]

Союзные войска высадились во французской Северной Африке в ходе операции «Факел» 8 ноября 1942 года, а 9 ноября Комиссия по перемирию санкционировала Le Glorieux и несколько других французских подводных лодок – ее однотипные корабли Casabianca и Redoutable , а также подводные лодки Diamant , Iris , Naïade , Thétis , и Венера , а также, согласно одному источнику, Ле Глорье однотипные корабли «Анри Пуанкаре» и «Паскаль» . ну – перевооружить. [ 3 ] Германия и Италия оккупировали Свободную зону (по-французски: Zone libre ) Виши, Франция, 27 ноября 1942 года, и в тот день немецкие войска вошли на военно-морскую базу в Тулоне, что привело к затоплению там французского флота . Среди подводных лодок класса Redoutable в Тулоне только Le Glorieux и Casabianca погрузили на борт новые батареи и провизию и полностью дозаправились к моменту прибытия немцев. При звуках первых выстрелов они, Ирис , Венера и подводная лодка «Марсуэн» отчалили от Ле-Мурийона между 05:00 и 05:15 и бежали в открытое море под огнем немецких войск. [ 3 ] [ 19 ]

Подводные лодки провели остаток дня под водой к югу от Тулона, а затем всплыли после наступления темноты, чтобы принять решение о своих следующих действиях: некоторые решили направиться в Алжир в Алжире, а другие – в том числе Ле Глорьё – в Испанию. [ 3 ] Le Glorieux первым прибыла из Барселоны 28 ноября 1942 года - в 16:00, согласно одному источнику - и весь день оставалась под водой за пределами порта, но не вошла в него, поскольку ее командир решил, что Барселона находится слишком близко к вражеским силам и это слишком сложно. выйти. [ 3 ] Она всплыла после наступления темноты и направилась в Валенсию , куда прибыла в 07:00 29 ноября 1942 года. [ 3 ] Встретить краткий прием со стороны фашистских властей в Испании, которые захватили Ирис после ее прибытия в Барселону 28 ноября, и получив приказ от Верховного комиссара Франции в Африке адмирала Франсуа Дарлана отправиться в Алжир, Ле Глорье . командира решил вернуться в море после нескольких часов пребывания в порту. [ 3 ] Le Glorieux вернулась в путь в 11:45 29 ноября 1942 года и направилась в Оран, куда прибыла в 08:00 30 ноября 1942 года. [ 3 ] [ 20 ]

Свободные военно-морские силы Франции

[ редактировать ]

После непродолжительных боевых действий между союзными и французскими войсками Виши во Французской Северной Африке во время высадки Факела уцелевший французский флот, базирующийся в Северной Африке, присоединился к Военно-морским силам Свободной Франции , как и Ле Глорье после ее прибытия в Оран. Она базировалась сначала в Алжире, затем в Оране, а затем в Касабланке. В сентябре 1943 года ее отправили в звуковую школу ВМС США на Бермудских островах . [ 21 ] где она служила подводной мишенью для кораблей, занимающихся противолодочной подготовкой. Затем она стала одной из французских подводных лодок, отправленных в США для капитального ремонта и модернизации. Она проследовала в Филадельфию , штат Пенсильвания, куда прибыла 1 декабря 1943 года. [ 4 ] и работа над ней началась на военно-морской верфи Филадельфии на острове Лиг . Отсутствие детального плана класса Redoutable и их частей затрудняло работу верфи . [ 22 ] а американские инженеры выразили разочарование по поводу отсутствия стандартизации среди четырех подводных лодок класса Redoutable в Филадельфии - например, две имели Schneider дизельные двигатели , а две - Sulzer . дизели [ 23 ] Однако они также отметили, что класс Redoutable остался вполне современным, несмотря на свой 20-летний дизайн. [ 24 ]

В Филадельфии дизельные двигатели Le Glorieux прошли полный капитальный ремонт, батареи были заменены, корпус был утолщен, а водолазные самолеты усилены для увеличения глубины испытаний , а некоторые из ее балластных цистерн были преобразованы в топливные баки для увеличения дальности полета. Значительные усилия были направлены на улучшение ее звукоизоляции . [ 22 ] и радары , более эффективное прослушивающее оборудование, гидролокатор , новый журнал питометра , новый батитермограф , [ 25 ] кондиционер и холодильник На борту были установлены . Ее боевая рубка была модифицирована, с удалением значительной части ходового укрытия и заменой его новой артустановкой для Oerlikon 20-мм зенитной пушки .

После завершения работы. Le Glorieux вернулся в Северную Африку в конце мая 1944 года. 27 июля 1944 года председатель Временного правительства Французской Республики Шарль де Голль приказал Le Glorieux и ее однотипному кораблю «Архимед» подготовиться к переброске в Тихий океан для участия в боевых действиях. войну с Японией с установленной датой их выхода 15 ноября 1944 года, [ 3 ] [ 26 ] но вице-адмирал Андре Лемонье успешно доказал, что две подводные лодки слишком стары для такого удаленного обслуживания, и от плана их действий в водах Восточной Азии отказались. [ 3 ]

Вторжение союзников в Южную Францию , операция «Драгун» , начавшаяся 15 августа 1944 года. [ 27 ] войне в Средиземноморье положил конец до того, как Ле Глорьё смог принять участие в дальнейших боях. В декабре 1944 года она присоединилась к «Архимеду» и подводной лодке « Ла Султан» для производства электроэнергии в Тулоне, пока их экипажи находились в отпуске. [ 3 ] Она также работала в качестве подводной мишени для тренировок по противолодочной борьбе в звуковых школах. Она была в Оране, когда капитуляция Японии 2 сентября 1945 года положила конец Второй мировой войне.

После Второй мировой войны

[ редактировать ]

Ле Глорье и Архимед начали капитальный ремонт в Шербуре в январе 1946 года. [ 28 ] Они вышли с верфи в ноябре 1946 года с испытательной глубиной 120 метров (394 фута), что на 40 метров (131 фут) больше, чем их первоначальная конструкция, благодаря модификациям, внесенным как в Филадельфии в 1943–1944 годах, так и в Шербуре в 1946 году. . [ 29 ] Ле Глорье был награжден Медалью Сопротивления 29 ноября 1946 года. [ 30 ]

После завершения ходовых испытаний после ремонта в начале 1947 года «Ле Глорьё» и «Архимед» базировались в Бресте , Франция, в январе 1947 года. Они совершили четырёхмесячный круиз в африканских водах в компании с U-2518 , немецкой подводной лодкой типа XXI. передан ВМС Франции после Второй мировой войны, чтобы позволить Франции оценить революционные возможности Типа XXI. [ 31 ]

С 1947 по 1949 год Ле Глорье и Архимед провели обширную подготовку сначала в Бресте, а затем в Тулоне. В 1949 году Le Glorieux использовался при съемках фильма 1951 года «Касабьянка» , вышедшего в США в 1952 году под названием «Пиратская подводная лодка », в котором изображался ее однотипный корабль «Касабьянка» . она была помещена в «Специальный резерв » Б. 16 октября 1950 года [ 32 ] Последняя подводная лодка класса Redoutable , находившаяся на вооружении, была выведена из эксплуатации 27 октября 1952 года. [ 3 ]

Почести и награды

[ редактировать ]
  1. ^ Хельгасон, Гудмундур. «FR Ajax ВМС Франции — французская подводная лодка класса Redoutable — военные корабли союзников Второй мировой войны» . uboat.net . Проверено 30 марта 2018 г.
  2. ^ И, с. 44.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК u-boote.fr Le Glorieux (на французском языке), по состоянию на 23 августа 2022 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Военные корабли союзников: FR Le Glorieux, uboat.net, по состоянию на 18 августа 2022 г.
  5. ^ И, с. 49.
  6. ^ Пикард, с. 35.
  7. ^ И, с. 64.
  8. ^ Jump up to: а б с Пропавшие без вести и несчастные случаи французских подводных лодок: подводная лодка «Герой» (на французском языке), доступ 1 сентября 2022 г.
  9. ^ Jump up to: а б с u-boote.fr THE HERO (на французском языке), по состоянию на 1 сентября 2022 г.
  10. ^ И, с. 89.
  11. ^ И, с. 117.
  12. ^ И, с. 117.
  13. ^ И, с. 119.
  14. ^ Jump up to: а б И, с. 128.
  15. ^ Jump up to: а б И, с. 129.
  16. ^ Хуан, стр. 130–131.
  17. ^ И, с. 131.
  18. ^ И, с. 123.
  19. ^ Пикард, с. 76.
  20. ^ Пикард, стр. 77–79.
  21. ^ И, с. 163.
  22. ^ Jump up to: а б Абулкер, с. 53.
  23. ^ Пикард, с. 85.
  24. ^ Абулкер, стр. 54–55.
  25. ^ Абулкер, стр. 55–56.
  26. ^ И, с. 168.
  27. ^ И, с. 172.
  28. ^ Абулкер, стр. 84–85.
  29. ^ Абулкер, с. 87.
  30. ^ И, с. 236.
  31. ^ Абулкер, стр. 87–91.
  32. ^ Хуан и Мулен, с. 38.

Библиография

[ редактировать ]
  • Абулкер, Аксель (2010). Подводная лодка «Архимед» 1932–1952 (на французском языке). Ренн, Франция: Marines Éditions. п. 103. ИСБН  978-2-35743-058-7 . .
  • Фонтенуа, Пол Э. (2007). Подводные лодки: иллюстрированная история их воздействия (оружие и военное дело) . Санта-Барбара, Калифорния. ISBN  978-1-85367-623-9 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) [ нужна проверка ]
  • Гардинер, Роберт; Шено, Роджер (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN  0-85177-146-7 .
  • Хуан, Клод (2004). Французские подводные лодки 1918–1945 гг. (на французском языке). Ренн: Marines Éditions. ISBN  9782915379075 .
  • Хуан, Клод; Мулен, Жан (16 февраля 2010 г.). Французские подводные лодки 1945-2000 гг. (на французском языке). Ренн, Франция: издания Marines. п. 119. ИСБН  978-2-35743-041-9 . .
  • Пикард, Клод (2006). Подводные лодки водоизмещением 1500 тонн (на французском языке). Ренн: Marines Éditions. ISBN  2-915379-55-6 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8c8ee5968380642b42ff1e7fc607295c__1716227400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8c/5c/8c8ee5968380642b42ff1e7fc607295c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
French submarine Le Glorieux - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)