Французская подводная лодка Ле Глориё
Le Glorieux принимает на борт продовольствие и топливо со вспомогательного крейсера Quercy 20 июня 1942 года.
| |
История | |
---|---|
Франция | |
Имя | Славный |
Тезка | Славный, имеющий славу , т. е. высокую известность, похвалу и почет, полученные благодаря выдающимся достижениям и основанные на широком общем согласии. |
Оператор | Французский флот |
Строитель | Шербурский арсенал , Шербур , Франция |
Заложен | 10 февраля 1930 г. |
Запущен | 29 ноября 1932 г. |
Введен в эксплуатацию | 1 июня 1934 г. |
Выведен из эксплуатации | 27 октября 1952 г. |
Почести и награды | Медаль Сопротивления |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Грозный » Подводная лодка класса |
Смещение |
|
Длина | 92,3 м (302 фута 10 дюймов) |
Луч | 8,1 м (26 футов 7 дюймов) [ 1 ] |
Черновик | 4,4 м (14 футов 5 дюймов) (с поверхности) |
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон |
|
Глубина испытания | 80 м (262 фута) |
Дополнить | |
Вооружение |
|
Le Glorieux ( «Славный» ) — ВМС Франции Redoutable класса подводная лодка серии М6, вошедшая в строй в 1934 году. Участвовала во Второй мировой войне , сначала на стороне союзников с 1939 по июнь 1940 года, затем в составе ВМС Франции до ноября. 1942. Затем она вернулась на сторону союзников, действуя в составе Военно-морских сил Свободной Франции . Наряду с «Архимедом» , «Арго» , «Касабьянкой» и «Ле Центавром » она была одной из пяти из 31 подводной лодки класса Redoutable , пережившей войну. Он остался на службе во французском флоте после Второй мировой войны и был выведен из эксплуатации в 1952 году.
Характеристики
[ редактировать ]Le Glorieux входила в довольно однородную серию из 31 глубоководной патрульной подводной лодки , также называемой «1500-тонниками» из-за их водоизмещения . Все поступили на вооружение в период с 1931 по 1939 год.
Подводные лодки класса Redoutable 8,1 метра (26 футов 7 дюймов) имели длину 92,3 метра (302 фута 10 дюймов), ширину и осадку 4,4 метра (14 футов 5 дюймов). Они могли погружаться на глубину 80 метров (262 фута). Их водоизмещение 1572 тонны (1547 длинных тонн) на поверхности и 2082 тонны (2049 длинных тонн) под водой. Приводимые в движение двумя дизельными двигателями общей мощностью 6000 лошадиных сил (4474 кВт) они имели максимальную скорость 18,6 узлов (34,4 км/ч; 21,4 миль в час). В подводном положении их два электродвигателя производили суммарную мощность 2250 лошадиных сил (1678 кВт) и позволяли им развивать скорость 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). Их также называют «глубоководными подводными лодками», их дальность на поверхности составляла 10 000 морских миль (19 000 км; 12 000 миль) при скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час). Под водой они могли преодолевать 100 морских миль (190 км; 120 миль) со скоростью 5 узлов (9,3 км/ч; 5,8 миль в час).
Le Glorieux , Casabianca и Sfax были единственными подводными лодками класса Redoutable , оснащенными радиопеленгатором . [ 2 ] [ 3 ]
Строительство и ввод в эксплуатацию
[ редактировать ]Заложен в Арсенале де Шербур в Шербуре , Франция, 10 февраля 1930 года. [ 4 ] с бортовым номером Q168 Le Glorieux был спущен на воду 29 ноября 1932 года. [ 4 ] Вступил в строй 1 июня 1934 года. [ 4 ]
История обслуживания
[ редактировать ]1934–1939
[ редактировать ]Как и на всех французских подводных лодках, « Ле Глорье » складные радиомачты были сняты в 1937 году и заменены подъемной перископической антенной . [ 3 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Французский флот
[ редактировать ]В начале Второй мировой войны , 1 сентября 1939 года, Ле Глорье был назначен в 1-ю дивизию подводных лодок 2-й эскадры подводных лодок 1-й флотилии 3-й эскадры, базировавшейся в Тулоне , Франция. [ 3 ] ее родственные корабли Le Conquérant , Le Héros и Le Tonnant . Оставшуюся часть дивизии составляли [ 3 ] [ 5 ] С 12 октября по 3 ноября 1939 года он патрулировал на своем однотипном корабле Redoutable вдоль побережья Мадейры , где часть немецкого торгового флота , который, как подозревали союзники , служил кораблями снабжения для немецких подводных лодок , укрылась во время войны. вспыхнуло. [ 6 ] Она провела два патрулирования, и единственный значительный инцидент произошел, когда британское грузовое судно «Эгба» отказалось остановиться для проверки даже после того, как «Ле Глориё» произвело предупредительные выстрелы. [ 3 ]
7 февраля 1940 года 1-я дивизия подводных лодок была переброшена на базу Дакар в Сенегале. 17 февраля 1940 г. (или в марте 1940 г., по одним данным [ 3 ] и «Ле Глорье» « Ле Тоннан» получили приказ сопровождать британский грузовой корабль SS Hartismere получивший повреждения техники во Фритаун в Сьерра-Леоне, однако две субмарины не обнаружили корабль из-за неверной информации и вернулись в Дакар. [ 7 ] 29 февраля 1940 года Le Glorieux отправился из Фритауна вместе с Le Tonnant британского Королевского флота и эсминцами HMS Dainty и HMS Diamond для участия в учениях по противолодочной борьбе , которые прошли к северо-западу от Фритауна 1 марта 1940 года. [ 4 ]
11 апреля 1940 года Le Glorieux , Le Conquérant и Le Tonnant приняли участие в учениях у Дакара вместе с эсминцем Королевского флота HMS Decoy . [ 4 ] В апреле 1940 года 1-я дивизия подводных лодок была переброшена в Бизерту в Тунисе , но «Глорьё» и «Ле-Эрос» остались в Дакаре.
Немецкие сухопутные войска вторглись во Францию 10 мая 1940 года, начав Битву за Францию , а Италия объявила войну Франции 10 июня 1940 года и присоединилась к вторжению . Битва за Францию закончилась поражением Франции и перемирием с Германией 22 июня 1940 года и с Италией 24 июня, оба из которых вступили в силу 25 июня 1940 года. Ле Глорье и Ле Геро были в тот день в Дакаре. [ 3 ]
Виши Франция
[ редактировать ]После капитуляции Франции Ле Глорьё служил в военно-морских силах Виши, Франция . После нападения на Мерс-эль-Кебир , в ходе которого эскадра британского Королевского флота атаковала эскадру французского ВМС, пришвартованную на военно-морской базе Мерс-эль-Кебир в Оране на побережье Алжира 3 июля 1940 года , Ле Глориё и Ле Геро двинулись в путь . из Дакара в 04:30 4 июля 1940 года в компании с Latécoère 302 летающей лодкой для нанесения ответного удара. атаковав британский тяжелый крейсер HMS Dorsetshire , патрулировавший южнее Дакара. [ 3 ] Летающая лодка нашла Дорсетшир и направила к нему подводные лодки. [ 8 ] но подводные лодки могли подойти к ней не ближе, чем на 6000 метров (6600 ярдов). [ 3 ] В 16:00 они получили приказ вернуться в Дакар. [ 3 ] На обратном пути на них напал гидросамолет из Дорсетшра , едва не задев Ле Глорье двумя бомбами . [ 3 ]
7 июля 1940 года британские военно-морские силы прибыли у Дакара и в рамках операции «Катапульта» в 18:00 передали ультиматум. [ 3 ] Французы не ответили и приказали Le Glorieux и Le Héros выйти в море. [ 3 ] Многие члены их экипажей поначалу отказались воевать с британцами, но командир « Ле-Эрос» убедил их принять участие в вылазке . [ 3 ] Две подводные лодки отправились в атаку, однако источники расходятся во мнениях о деталях того, что последовало за этим. [ 3 ] По одной из версий, они вместе покинули Дакар и бросили якорь к юго-востоку от острова Горе в 21:30 7 июля. [ 3 ] затем 8 июля 1940 года отправился атаковать британскую эскадру, французский военный шлюп по ошибке открыл по ним огонь, когда они уходили, [ 3 ] и затонул у Дакара в 11:20. [ 9 ] По другой версии событий, Le Héros все еще стоял на якоре в Дакаре 8 июля и отправился в путь на рассвете того же дня. [ 3 ] а Ле Глорье уехал через несколько часов; [ 3 ] Принятый за британскую подводную лодку, пытавшуюся проникнуть в гавань, Le Glorieux получил легкие повреждения, когда попал под сильный обстрел трех французских кораблей и был разбомблен французским гидросамолетом. [ 3 ] В любом случае обе подводные лодки весь день оставались под водой у Дакара. [ 9 ] и попытались атаковать британские корабли у Дакара, но не смогли подобраться достаточно близко, и британцы покинули этот район и направились во Фритаун после того, как Fleet Air Arm Fairey Swordfish торпедоносцы с авианосца HMS Hermes атаковали и серьезно повредили французский линкор Richelieu в Дакаре. 8 июля. [ 3 ] [ 10 ] Обе подводные лодки вернулись в Дакар в ночь с 8 на 9 июля 1940 года, а 9 июля Le Glorieux вошла в сухой док Дакара для ремонта. [ 3 ]
К 8 августа 1940 года Le Glorieux и Le Héros находились в Касабланке во Французском Марокко . [ 3 ] а позже они направились в Тулон, где были помещены под охрану и содержались в разоруженном и незаправленном состоянии в соответствии с условиями перемирия 1940 года. 1 июня 1941 года они начали подготовку к отправке в Дакар, а оттуда на Мадагаскар в Индийском океане. [ 3 ] [ 11 ] Во время тренировки Le Glorieux столкнулся с жилым корпусом Condorcet 10 сентября 1941 года, получив повреждение кормы , что потребовало десяти дней ремонтных работ и задержало его отход. [ 3 ] [ 12 ] Le Glorieux и Le Héros покинули Тулон 28 сентября 1941 года и, после остановок в Оране с 1 по 3 октября и Касабланке с 5 по 7 октября, прибыли 12 октября 1941 года в Дакар, где они оба вошли в сухой док с 15 по 19 октября 1941 года для чистка корпуса . [ 3 ]
В октябре 1941 года британцы высадились на абордаж и захватили конвой из четырех французских грузовых судов Виши, направлявшийся в Дакар. [ 8 ] В ответ французы приказали Ле Глорье и Ле Геро атаковать британские торговые пути вдоль побережья Южной Африки. Две подводные лодки отправились из Дакара вместе с конвоем 27 октября 1941 года, чтобы продолжить путь на Мадагаскар. [ 3 ] Они находились у Кейптауна , Южная Африка, 14 ноября 1941 года. [ 3 ] То ли 15, то ли 16 ноября 1941 года, по разным данным, [ 3 ] Одна из подводных лодок атаковала водоизмещением 4000 регистровых тонн грузовое судно «Капо Олмо» , некоторые источники утверждают, что «Ле Глорьё» выпустила по нему две торпеды к югу от мыса Доброй Надежды у Порт-Элизабет , Южная Африка, в 35 ° 40'ю.ш., 019 ° 20' в.д. / 35,667 ° ю.ш., 19,333 ° в.д. и оба промахнулись, [ 3 ] [ 13 ] другие говорят, что Ле Эрос совершил атаку во время шторма 16 ноября 1940 года и заявил, что потопил мыс Ольмо . [ 8 ] [ 9 ] 17 ноября Le Glorieux отошел от Дурбана , Южная Африка. [ 3 ] Le Glorieux и Le Héros встретились у Форт-Дофина на южном побережье Мадагаскара 23 ноября 1941 года. [ 3 ] и проследовали в Диего-Суарес , Мадагаскар, которого они достигли в плохом состоянии 27 ноября 1941 года, преодолев 7000 морских миль (13000 км; 8100 миль). [ 3 ]
В конце декабря 1941 года Ле Глорье сопровождал авизо с миссией по снабжению из Мадагаскара в Джибути во французском Сомалиленде , который союзники блокировали . Она и ее однотипный корабль Vengeur выходили из Джибути 31 декабря 1941 года, а также 6, 13 и 16 января 1942 года для защиты барж, конвоев проходящих между Джибути и Обоком , Французский Сомалиленд. [ 3 ] [ 14 ] С 16 по 20 января 1942 года «Венжер» , «Ле Глорье» и «авизо Д'Ибервиль» вели патрулирование в Аденском заливе . [ 3 ] [ 14 ] после чего Венгер и Д'Ибервиль покинули компанию с Ле Глорье , а Ле Глорье оставался в патруле один до 23 декабря 1941 года. [ 3 ] когда она вернулась в Джибути, где пробыла до 19 февраля 1942 года. [ 3 ]
Ле Глорье покинул Джибути 19 февраля 1942 года вместе со вспомогательным крейсером Бугенвиль, направлявшимся в Диего-Суарес, куда они достигли без происшествий. [ 3 ] Ле Глорье оставалась в Диего-Суаресе до 14 апреля 1942 года, когда она двинулась в путь в Хелл-Вилль на острове Нуси-Бе у северо-западного побережья Мадагаскара, которого она достигла 15 апреля. [ 3 ] Он оставался на якоре в Хелл-Вилле на дежурстве до 26 апреля 1942 года, за исключением короткой тренировочной поездки в море 23 апреля 1942 года. [ 3 ] [ 15 ] 26 апреля 1942 года он проследовал в Маджунгу , порт на западном побережье Мадагаскара в 350 милях (560 км) к юго-западу от Диего-Суареса, куда он прибыл 27 апреля, чтобы использовать свои дизельные двигатели для выработки электроэнергии для цементного завода, чтобы он мог возобновить работу после получения механических повреждений. [ 3 ] [ 15 ]
Опасаясь нападения Японии на Мадагаскар, которое могло бы поставить под угрозу безопасность и снабжение Индии, британцы вторглись на Мадагаскар , начав с высадки десанта возле Диего-Суареса на рассвете 5 мая 1942 года. [ 3 ] [ 16 ] Le Glorieux немедленно погрузил на борт членов экипажа, которые находились на берегу, и в 10:35 отправился из Маджунги в зону патрулирования у залива Курье на северо-западном побережье Мадагаскара, недалеко от Кап-д'Амбр , северной оконечности Мадагаскара. [ 3 ] В 10:00 6 мая 1942 года он приблизился к британскому авианосцу HMS Indomitable на расстояние от 10 000 до 12 000 метров (от 10 900 до 13 100 ярдов) , но не смог выйти на позицию для атаки. [ 3 ] Британский эсминец миновал Ле Глорье в 15:38, но не предпринял попытку атаки глубинными бомбами . [ 3 ] 7 мая 1942 года, когда британцы захватили Диего-Суарес, Ле Глорье получил приказ отойти и встретиться с Д'Ибервилем в Андроке на юго-западном побережье Мадагаскара. [ 3 ]
Le Glorieux начала дозаправку в Андроке 17 мая 1942 года. Она завершила погрузку 160 тонн (160 длинных тонн; 180 коротких тонн) дизельного топлива 21 мая 1942 года и в тот же день покинула Андроку вместе с Д'Ибервилем, чтобы направиться в Дакар, который они достигли 16 июня 1942 года. [ 3 ] Затем Ле Глорье продолжила свой путь в Тулон, куда она прибыла либо 12 июля, либо 12 июля. [ 3 ] или 1 августа 1942 г., [ 3 ] [ 17 ] по разным источникам. [ 3 ] В соответствии с условиями перемирия 1940 года ее поместили под охрану в Тулоне. [ 3 ] [ 18 ] и поддерживается в разоруженном и незаправленном состоянии. 1 ноября 1942 года он входил в состав 1-й группы подводных лодок вместе со своими родственными кораблями Acheron , L'Espoir и Vengeur . [ 3 ]
Союзные войска высадились во французской Северной Африке в ходе операции «Факел» 8 ноября 1942 года, а 9 ноября Комиссия по перемирию санкционировала Le Glorieux и несколько других французских подводных лодок – ее однотипные корабли Casabianca и Redoutable , а также подводные лодки Diamant , Iris , Naïade , Thétis , и Венера , а также, согласно одному источнику, Ле Глорье однотипные корабли «Анри Пуанкаре» и «Паскаль» . ну – перевооружить. [ 3 ] Германия и Италия оккупировали Свободную зону (по-французски: Zone libre ) Виши, Франция, 27 ноября 1942 года, и в тот день немецкие войска вошли на военно-морскую базу в Тулоне, что привело к затоплению там французского флота . Среди подводных лодок класса Redoutable в Тулоне только Le Glorieux и Casabianca погрузили на борт новые батареи и провизию и полностью дозаправились к моменту прибытия немцев. При звуках первых выстрелов они, Ирис , Венера и подводная лодка «Марсуэн» отчалили от Ле-Мурийона между 05:00 и 05:15 и бежали в открытое море под огнем немецких войск. [ 3 ] [ 19 ]
Подводные лодки провели остаток дня под водой к югу от Тулона, а затем всплыли после наступления темноты, чтобы принять решение о своих следующих действиях: некоторые решили направиться в Алжир в Алжире, а другие – в том числе Ле Глорьё – в Испанию. [ 3 ] Le Glorieux первым прибыла из Барселоны 28 ноября 1942 года - в 16:00, согласно одному источнику - и весь день оставалась под водой за пределами порта, но не вошла в него, поскольку ее командир решил, что Барселона находится слишком близко к вражеским силам и это слишком сложно. выйти. [ 3 ] Она всплыла после наступления темноты и направилась в Валенсию , куда прибыла в 07:00 29 ноября 1942 года. [ 3 ] Встретить краткий прием со стороны фашистских властей в Испании, которые захватили Ирис после ее прибытия в Барселону 28 ноября, и получив приказ от Верховного комиссара Франции в Африке адмирала Франсуа Дарлана отправиться в Алжир, Ле Глорье . командира решил вернуться в море после нескольких часов пребывания в порту. [ 3 ] Le Glorieux вернулась в путь в 11:45 29 ноября 1942 года и направилась в Оран, куда прибыла в 08:00 30 ноября 1942 года. [ 3 ] [ 20 ]
Свободные военно-морские силы Франции
[ редактировать ]После непродолжительных боевых действий между союзными и французскими войсками Виши во Французской Северной Африке во время высадки Факела уцелевший французский флот, базирующийся в Северной Африке, присоединился к Военно-морским силам Свободной Франции , как и Ле Глорье после ее прибытия в Оран. Она базировалась сначала в Алжире, затем в Оране, а затем в Касабланке. В сентябре 1943 года ее отправили в звуковую школу ВМС США на Бермудских островах . [ 21 ] где она служила подводной мишенью для кораблей, занимающихся противолодочной подготовкой. Затем она стала одной из французских подводных лодок, отправленных в США для капитального ремонта и модернизации. Она проследовала в Филадельфию , штат Пенсильвания, куда прибыла 1 декабря 1943 года. [ 4 ] и работа над ней началась на военно-морской верфи Филадельфии на острове Лиг . Отсутствие детального плана класса Redoutable и их частей затрудняло работу верфи . [ 22 ] а американские инженеры выразили разочарование по поводу отсутствия стандартизации среди четырех подводных лодок класса Redoutable в Филадельфии - например, две имели Schneider дизельные двигатели , а две - Sulzer . дизели [ 23 ] Однако они также отметили, что класс Redoutable остался вполне современным, несмотря на свой 20-летний дизайн. [ 24 ]
В Филадельфии дизельные двигатели Le Glorieux прошли полный капитальный ремонт, батареи были заменены, корпус был утолщен, а водолазные самолеты усилены для увеличения глубины испытаний , а некоторые из ее балластных цистерн были преобразованы в топливные баки для увеличения дальности полета. Значительные усилия были направлены на улучшение ее звукоизоляции . [ 22 ] и радары , более эффективное прослушивающее оборудование, гидролокатор , новый журнал питометра , новый батитермограф , [ 25 ] кондиционер и холодильник На борту были установлены . Ее боевая рубка была модифицирована, с удалением значительной части ходового укрытия и заменой его новой артустановкой для Oerlikon 20-мм зенитной пушки .
После завершения работы. Le Glorieux вернулся в Северную Африку в конце мая 1944 года. 27 июля 1944 года председатель Временного правительства Французской Республики Шарль де Голль приказал Le Glorieux и ее однотипному кораблю «Архимед» подготовиться к переброске в Тихий океан для участия в боевых действиях. войну с Японией с установленной датой их выхода 15 ноября 1944 года, [ 3 ] [ 26 ] но вице-адмирал Андре Лемонье успешно доказал, что две подводные лодки слишком стары для такого удаленного обслуживания, и от плана их действий в водах Восточной Азии отказались. [ 3 ]
Вторжение союзников в Южную Францию , операция «Драгун» , начавшаяся 15 августа 1944 года. [ 27 ] войне в Средиземноморье положил конец до того, как Ле Глорьё смог принять участие в дальнейших боях. В декабре 1944 года она присоединилась к «Архимеду» и подводной лодке « Ла Султан» для производства электроэнергии в Тулоне, пока их экипажи находились в отпуске. [ 3 ] Она также работала в качестве подводной мишени для тренировок по противолодочной борьбе в звуковых школах. Она была в Оране, когда капитуляция Японии 2 сентября 1945 года положила конец Второй мировой войне.
После Второй мировой войны
[ редактировать ]Ле Глорье и Архимед начали капитальный ремонт в Шербуре в январе 1946 года. [ 28 ] Они вышли с верфи в ноябре 1946 года с испытательной глубиной 120 метров (394 фута), что на 40 метров (131 фут) больше, чем их первоначальная конструкция, благодаря модификациям, внесенным как в Филадельфии в 1943–1944 годах, так и в Шербуре в 1946 году. . [ 29 ] Ле Глорье был награжден Медалью Сопротивления 29 ноября 1946 года. [ 30 ]
После завершения ходовых испытаний после ремонта в начале 1947 года «Ле Глорьё» и «Архимед» базировались в Бресте , Франция, в январе 1947 года. Они совершили четырёхмесячный круиз в африканских водах в компании с U-2518 , немецкой подводной лодкой типа XXI. передан ВМС Франции после Второй мировой войны, чтобы позволить Франции оценить революционные возможности Типа XXI. [ 31 ]
С 1947 по 1949 год Ле Глорье и Архимед провели обширную подготовку сначала в Бресте, а затем в Тулоне. В 1949 году Le Glorieux использовался при съемках фильма 1951 года «Касабьянка» , вышедшего в США в 1952 году под названием «Пиратская подводная лодка », в котором изображался ее однотипный корабль «Касабьянка» . она была помещена в «Специальный резерв » Б. 16 октября 1950 года [ 32 ] Последняя подводная лодка класса Redoutable , находившаяся на вооружении, была выведена из эксплуатации 27 октября 1952 года. [ 3 ]
Почести и награды
[ редактировать ]- Медаль Сопротивления 29 ноября 1946 г.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Хельгасон, Гудмундур. «FR Ajax ВМС Франции — французская подводная лодка класса Redoutable — военные корабли союзников Второй мировой войны» . uboat.net . Проверено 30 марта 2018 г.
- ^ И, с. 44.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК u-boote.fr Le Glorieux (на французском языке), по состоянию на 23 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Военные корабли союзников: FR Le Glorieux, uboat.net, по состоянию на 18 августа 2022 г.
- ^ И, с. 49.
- ^ Пикард, с. 35.
- ^ И, с. 64.
- ^ Jump up to: а б с Пропавшие без вести и несчастные случаи французских подводных лодок: подводная лодка «Герой» (на французском языке), доступ 1 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с u-boote.fr THE HERO (на французском языке), по состоянию на 1 сентября 2022 г.
- ^ И, с. 89.
- ^ И, с. 117.
- ^ И, с. 117.
- ^ И, с. 119.
- ^ Jump up to: а б И, с. 128.
- ^ Jump up to: а б И, с. 129.
- ^ Хуан, стр. 130–131.
- ^ И, с. 131.
- ^ И, с. 123.
- ^ Пикард, с. 76.
- ^ Пикард, стр. 77–79.
- ^ И, с. 163.
- ^ Jump up to: а б Абулкер, с. 53.
- ^ Пикард, с. 85.
- ^ Абулкер, стр. 54–55.
- ^ Абулкер, стр. 55–56.
- ^ И, с. 168.
- ^ И, с. 172.
- ^ Абулкер, стр. 84–85.
- ^ Абулкер, с. 87.
- ^ И, с. 236.
- ^ Абулкер, стр. 87–91.
- ^ Хуан и Мулен, с. 38.
Библиография
[ редактировать ]- Абулкер, Аксель (2010). Подводная лодка «Архимед» 1932–1952 (на французском языке). Ренн, Франция: Marines Éditions. п. 103. ИСБН 978-2-35743-058-7 . .
- Фонтенуа, Пол Э. (2007). Подводные лодки: иллюстрированная история их воздействия (оружие и военное дело) . Санта-Барбара, Калифорния. ISBN 978-1-85367-623-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) [ нужна проверка ] - Гардинер, Роберт; Шено, Роджер (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7 .
- Хуан, Клод (2004). Французские подводные лодки 1918–1945 гг. (на французском языке). Ренн: Marines Éditions. ISBN 9782915379075 .
- Хуан, Клод; Мулен, Жан (16 февраля 2010 г.). Французские подводные лодки 1945-2000 гг. (на французском языке). Ренн, Франция: издания Marines. п. 119. ИСБН 978-2-35743-041-9 . .
- Пикард, Клод (2006). Подводные лодки водоизмещением 1500 тонн (на французском языке). Ренн: Marines Éditions. ISBN 2-915379-55-6 .