Jump to content

Феликс фон Люкнер

Послушайте эту статью

Феликс фон Люкнер
Псевдоним(а) Der Seeteufel (Морской дьявол)
Пираты Императора
Рожденный ( 1881-06-09 ) 9 июня 1881 г.
Дрезден , Германская империя
Умер 13 апреля 1966 г. (1966-04-13) (84 года)
Мальмё , Швеция
Верность  Германская империя (1903-04, 1908-19)
 Веймарская республика (1918–22)
Услуга/ ветвь  Императорский флот Германии
 Рейхсмарине
Лет службы 1903–04, 1908-22
Классифицировать Лейтенант-коммандер ( капитан )
Единица СМС Пантера
СМС наследного принца Вильгельма
Команды удержаны СМС Морской орел
Наследная принцесса Сесилия ( шлюп )
Ниоба ( шхуна )
Битвы/войны Первая мировая война
Награды За заслуги
Железный крест 1-го класса
Орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»
Другая работа Моряк, писатель, мемуарист

Феликс Николаус Александр Георг Граф [1] фон Люкнер (9 июня 1881, Дрезден - 13 апреля 1966, Мальмё), которого на английском языке иногда называли графом Люкнером , был немецким дворянином, военно-морским офицером, писателем и моряком, получившим прозвище Der Seeteufel (Морской дьявол), и его команда. то, что Die Piraten des Kaisers (Пираты Императора) — за его подвиги под командованием парусного торгового рейдера SMS Seeadler ( «Морской орел» ) во время Первой мировой войны . После войны Люкнер стал героем войны в Германии и прославился во всем мире своим мореплаванием и рыцарским поведением во время войны, в результате чего с обеих сторон погибло минимальное количество людей.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Люкнер родился в Дрездене , Германия, правнук Николя Люкнера , маршала Франции и главнокомандующего французской Рейнской армией , который в 18 веке был возведён в ранг графа ( графа ) Король Дании .

Первое путешествие

[ редактировать ]

Юный Люкнер мечтал стать моряком, но его отец был полон решимости следовать семейной традиции и пойти в кавалерию . Провалив экзамены в различных частных школах, в тринадцать лет Люкнер сбежал в море, пообещав, что не вернется, пока не наденет «императорскую военно-морскую форму и с честью». Он записался под вымышленным именем «Филакс Людеке» в качестве бесплатного юнги на российский парусник «Ниобе», курсирующий между Гамбургом (Германия) и Австралией. На этом его история могла бы закончиться, потому что русский капитан, опасаясь, что жизни других членов экипажа будут подвергнуты опасности, отказался позволить спустить на воду спасательную шлюпку, чтобы подобрать Люкнера, когда тот упал за борт посреди океана. Старший помощник капитана бросил вызов капитану (который угрожал ему гарпуном) и с помощью добровольцев спустил на воду спасательную шлюпку. Когда над Люкнером кружили несколько альбатросов, один из них спикировал вниз и схватил клювом его вытянутую руку, но Люкнер в отчаянии схватил птицу. Несмотря на то, что его сильно клюнули, он держался за свою жизнь. Взмахи огромных крыльев птицы и кружение других альбатросов дали команде спасательной шлюпки точку, к которой можно было прицелиться при его спасении. [2]

Мастер на все руки

[ редактировать ]

Прибыв во Фримантл , Западная Австралия , Лакнер покинул корабль и в течение семи лет работал в ошеломляющем разнообразии профессий: он был продавцом книги « спасения » Армии Военный клич ; помощник смотрителя маяка на маяке Кейп-Леувин в Огасте, Западная Австралия , работу, которую он бросил, когда ее отец обнаружил его вместе с дочерью смотрителя маяка; охотник на кенгуру; цирковой работник; профессиональный боксер (ввиду своей исключительной силы); рыбак; моряк; охранник мексиканской армии президента Диаса , рабочий-строитель железной дороги, бармен и владелец таверны. Его на короткое время посадили в чилийскую его выгнали из больницы тюрьму по обвинению в краже свиней, дважды сломали ноги, а на Ямайке из-за отсутствия денег.

Вернувшись в Германию

[ редактировать ]

В двадцать лет Люкнер поступил в немецкую штурманскую школу, где сдал экзамены на билет своего товарища. К 1908 году он присоединился к Гамбургско-Южно-американской линии пароходу «Петрополис» , намереваясь прослужить девять месяцев, прежде чем добровольно пойти служить в Императорский флот Германии в течение года, чтобы получить военно-морскую комиссию. Он поклялся возвращаться к своей семье только в военной форме, и в конце концов его приветствовала семья, считавшая его потерянным. В феврале 1912 года Люкнер был наконец призван в военно-морской флот и служил на канонерской лодке SMS Panther .

Первая мировая война

[ редактировать ]

В первые месяцы Первой мировой войны Феликс фон Люкнер участвовал в битве при Гельголандской бухте (1914 г.). В Ютландском сражении (1916) командовал орудийной башней на борту линкора «Кронпринц Вильгельм» .

В начале войны Германия превратила значительное количество торговых судов в торговые рейдеры , вооружив их пушками и отправив на поиски торгового флота союзников. Большинство вооруженных налетчиков не добились особого успеха, но они задействовали значительные силы союзников в охоте на них. К началу 1915 года большинство вооруженных рейдеров либо были выслежены и потоплены, либо у них закончилось топливо, и они были интернированы в нейтральных портах.

SMS Seeadler , трехмачтовый винджамер, совершивший набег на Атлантический и Тихий океан в эпоху дредноутов (картина Кристофера Рейва )

В надежде возродить торговые рейдерства Имперский флот оснастил конфискованное трехмачтовое парусное судно « Пасс оф Балмаха» (1571 тонна) двумя 105-мм орудиями, спрятанными за откидными планширями, несколькими пулеметами и двумя тщательно спрятанными вспомогательными двигателями мощностью по 500 л.с. Входил в строй как вспомогательный крейсер Seeadler («Морской орел»). Поскольку он был чуть ли не единственным офицером немецкого флота, имевшим большой опыт управления большими парусными кораблями, командовать им был назначен Люкнер.

Путешествие Зееадлера

[ редактировать ]

Зеадлер покинул порт 21 декабря 1916 года и сумел проскользнуть через британскую блокаду, замаскировавшись под норвежский корабль. Многие члены экипажа из шести офицеров и 57 человек, включая самого Люкнера, были выбраны за их способность говорить по-норвежски на случай, если они будут перехвачены британцами. К Рождеству «Зееадлер» находился к юго-востоку от Исландии, где столкнулся с британским вооруженным торговым крейсером «Эвенджер» . «Эвенджер» отправил на борт инспекционную группу, но не смог обнаружить немецкий обман.

9 января 1917 года «Зееадлер» наткнулся на однотрубный пароход, подал сигнал, запрашивающий сигнал времени (нередкое явление для парусного корабля, давно потерявшего связь с сушей), и поднял немецкий флаг слишком поздно для цели. судну предпринять любые действия по уклонению. Потребовалось три выстрела, чтобы заставить 3268-тонную «Глэдис Ройл» , перевозившую уголь из Кардиффа в Буэнос-Айрес , подняться на гребень. Ее экипаж был снят с корабля целым и невредимым, а сама она затоплена .

На следующий день «Зееадлер» встретил еще один пароход, который отказался назвать себя. прозвучал выстрел Был поднят немецкий флаг, и в носовую часть острова Ланди , который перевозил сахар с Мадагаскара , . Пароход все еще отказывался подниматься, и Люкнер произвел четыре выстрела прямо в него. Затем пароход поднялся и спустил шлюпки, но его капитан проигнорировал приказ прийти к Зеадлеру . Была послана немецкая абордажная группа, которая обнаружила, что команда покинула корабль, когда прозвучали первые выстрелы, оставив капитана одного на борту. Капитан Баннистер позже рассказал Люкнеру, что ранее он был схвачен немецким рейдером и дал условно-досрочное освобождение , которое нарушил; таким образом, он не хотел снова оказаться военнопленным . Люкнер продолжил свое путешествие на юг, и к 21 января он был в середине Атлантического океана между Бразилией и Западной Африкой, когда нашел французский трехмачтовый барк «Шарль Гуно» водоизмещением 2199 тонн , который был загружен кукурузой. Ее быстро отправили, но в ее бортовом журнале была записана информация о других кораблях, которые она встретила, и их предполагаемом маршруте.

24 января небольшая 364-тонная канадская шхуна «Перс» была встречена и потоплена пулеметным огнем, после того как с нее сняли экипаж и новую невесту капитана. Французский четырехмачтовый корабль Antonin водоизмещением 3071 тонну , загруженный чилийской селитрой , был отремонтирован 3 февраля и вскоре затоплен. 9 февраля итальянский «Буэнос-Айрес» затонул водоизмещением 1811 тонн, также перевозивший селитру. 19 февраля был замечен четырехмачтовый барк, который немедленно поднял паруса, пытаясь уйти; однако двигатели «Зееадлера » позволили ей отремонтировать британский пароход «Пинмор» водоизмещением 2431 тонну , перевозивший груз зерна. По совпадению, Лакнер сам плавал в Пинморе во время своего гражданского плавания, еще в 1902 году. Он взял Пинмор в Рио-де-Жанейро , чтобы получить больше припасов, прежде чем в конечном итоге затопил ее.

Следующим остановленным кораблем был датский барк «Викинг» , но, поскольку в его грузе не было ничего необычного, нейтральному кораблю разрешили беспрепятственно следовать дальше.

Флаг, который Люкнер поднял на «Зееадлере», чтобы выразить враждебные намерения, теперь выставлен в Оклендском военном мемориальном музее .
Перевал Балмаха позже SMS Seeadler
Зееадлер потерпел крушение

Больше жертв

[ редактировать ]

Утром 26 февраля 1917 года британский барк British Yeoman водоизмещением 1953 тонны , перевозивший желанный груз, включая кур и свиней, был остановлен и затоплен; пал французский четырехмастерский Лерошфуко В тот же вечер жертвой «Зеадлера» . Абордажная группа обнаружила, что Лерошфуко совсем недавно был остановлен британским крейсером, искавшим Зеадлера .

Вечером 5 марта «Зееадлер» обнаружил в лунном свете четырехмачтовый барк и подал сигнал: «Немедленно остановитесь! Немецкий крейсер». Как ни странно, капитан французского корабля «Дюпле» водоизмещением 2206 тонн переправился к Зеадлеру , убежденный, что другой французский капитан разыгрывает его. Вскоре он разочаровался в этой идее, когда его корабль был затоплен. У следующей жертвы Зеадлера 10 марта спросили время, но она проигнорировала сигнал. Люкнер приказал зажечь дымогенератор, и 3609-тонный «Хорнгарт» повернул обратно, чтобы оказать помощь «горящему» паруснику. Одиночный выстрел вывел из строя радиостанцию ​​британского корабля; это привело к единственной гибели людей за время путешествия «Зееадлера » . Британский моряк Дуглас Пейдж был убит выстрелом в паровую трубу. Хорнгарт вскоре был затоплен Зееадлера теперь уже опытной командой .

К этому времени у Люкнера возникла проблема с кормлением и обеспечением безопасности почти 300 заключенных, помимо его собственной команды. Следовательно, когда 20 марта французский четырехмачтовый барк «Камбронн» с корабля топовой был захвачен, Люкнер организовал снятие мачты, дополнительных лонжеронов и парусов, прежде чем отправить своих пленников на борт «Камбронна» под командованием капитана Маллена из Пинмора . Значительно уменьшенное оснащение Камбронна гарантировало, что Зеадлер сможет уйти до того, как о ее местонахождении будет сообщено охотничьим кораблям.

Королевский флот был хорошо осведомлен об общем местонахождении «Зееадлера » и устроил ловушку, состоящую из вооруженных торговых крейсеров «Отранто» и «Орбита» , а также броненосного крейсера HMS Lancaster у мыса Горн . Однако сильный шторм отнес Seeadler значительно дальше на юг, прежде чем 18 апреля он вошел в Тихий океан и поплыл на север вдоль чилийского побережья. К началу июня Зеадлер находился к востоку от острова Рождества и узнал, что Соединенные Штаты вступили в войну. Поэтому Зеадлер обратила свое внимание на американское судоходство, потопив 529-тонное судно AB Johnson из Сан-Франциско 14 июня, 673-тонное RC Slade на следующий день и шхуну Manila 8 июля. К этому времени Seeadler нужно было поставить на прикол, чтобы можно было очистить корпус. Она поместила небольшой остров Мопелия, также известный как Маупихаа , коралловый атолл диаметром около 10 км (6,2 мили) на островах Общества , примерно в 450 км (280 миль) от Таити.

Вредительство и посадка на мель

[ редактировать ]

«Зееадлер» был слишком большим, чтобы войти в защищенную лагуну Мопелия, и поэтому ему пришлось бросить якорь за пределами рифа. 2 августа произошла катастрофа. По словам Люкнера, корабль пострадал от цунами , которое разбило его о риф. Однако некоторые американские заключенные утверждали, что корабль сел на мель, когда заключенные и большая часть команды устраивали пикник на острове.

Экипаж и 46 пленных теперь застряли на Мопелии, но им удалось спасти провизию, огнестрельное оружие и две шлюпки корабля.

Люкнер решил плыть с пятью своими людьми на одной из открытых лодок длиной 10 м (32 фута 10 дюймов), оснащенных как шлюп и названных Kronprinzessin Cecilie . Будучи оптимистом, он намеревался отправиться на Фиджи через острова Кука , захватить парусник, вернуться в Мопелию за своей командой и пленниками и возобновить свою рейдерскую карьеру.

Через три дня после выхода из Мопелии моряки достигли острова Атиу , где притворились американскими голландско-американскими моряками, пересекающими Тихий океан ради пари. Новой Зеландии Житель , администратор острова, дал им достаточно припасов, чтобы добраться до другого острова группы, Аитутаки , где они выдавали себя за норвежцев. Житель Новой Зеландии в Аитутаки был подозрительным, но не имел возможности задержать группу, и Лакнер быстро отвез свою группу на остров Раротонга . Подойдя в темноте к Раротонге, Люкнер увидел темный корабль, который он принял за вспомогательный крейсер, но на самом деле это был выброшенный на берег корабль.

Лакнер направился к фиджийскому острову Вакая , прибыв туда после путешествия длиной 3700 км (2300 миль) на открытой лодке. Большинство жителей Вакая поверили версии немцев о том, что они были норвежцами, потерпевшими кораблекрушение, но один скептик вызвал отряд полиции из старой фиджийской столицы Левуки . 21 сентября полиция пригрозила, что несуществующий пистолет на межостровном пароме «Амра» выбьет Лакнера из воды. Не желая вызывать кровопролитие и не понимая, что полиция безоружна, Лакнер и его группа сдались. [3] и были заключены в лагерь для военнопленных на острове Мотуихе , недалеко от Окленда , Новая Зеландия. [4]

Тем временем на Мопелии небольшое французское торговое судно « Лютес » бросило якорь у рифа. Лейтенант Клинг из Зееадлера , услышав по радио о пленении своего капитана, отплыл к Лютесе и под дулом пистолета захватил ее. Французский экипаж был высажен на берег вместе с другими пленными, а все немцы погрузились на корабль, который они переименовали в « Фортуну» , и взяли курс на Южную Америку. Капитан AB Johnson , капитан Смит, затем взял оставшуюся открытую лодку из Мопелии вместе с тремя другими американскими моряками и проплыл 1600 км (990 миль) до Паго-Паго , прибыв туда 4 октября, где они наконец смогли сообщить властям о деятельность Зеадлера и организовать спасение остальных 44 моряков, застрявших на Мопелии.

Тем временем Фортуна потерпела неудачу, столкнувшись с неизведанными камнями у острова Пасхи . Экипаж выбрался на берег, где был интернирован чилийцами до конца войны.

Люкнер по-прежнему отказывался признать, что война для него окончена. Командир лагеря для военнопленных в Мотуихе имел в своем распоряжении быстроходную моторную лодку « Жемчужина », и 13 декабря 1917 года Люкнер симулировал постановку рождественского спектакля со своими людьми и использовал свои запасы для спектакля, чтобы спланировать свое побег. Он и другие заключенные захватили « Жемчужину» и направились на полуостров Коромандел . Затем Люкнер из пулемета захватил 90-тонную шаланду «Моа» и с помощью самодельного секстанта и карты, скопированной из школьного атласа, [5] он отплыл к островам Кермадек , где на острове Кертис располагалось склад для потерпевших кораблекрушение. [6] Преследующий его вспомогательный корабль « Ирис » догадался о вероятном пункте назначения Лакнера и догнал его 21 декабря. Через год после начала его миссии война для Феликса фон Люкнера окончательно закончилась. Остаток войны он провел в различных лагерях для военнопленных в Новой Зеландии, в том числе на острове Рипапа в гавани Литтелтон . [7] до репатриации в Германию в 1919 году.

Личная жизнь

[ редактировать ]
Люкнер с женой Ингеборг в Сиднее во время поездки доброй воли в Австралию, 1938 год.

Люкнер был женат дважды. Он женился на Петре Шульц из Гамбурга , от которой у него родилась дочь Инге-Мария, родившаяся в 1913 году. Они развелись в 1914 году. 24 сентября 1924 года он женился на Ингеборге Энгестрем в Мальмё , Швеция .

Послевоенная жизнь

[ редактировать ]
Люкнер с капитаном Леопольдом Цигенбайном в Бремене, 1930 год.

12 мая 1921 года Люкнер присоединился к регулярному масонству ложи Zur Goldenen Kugel ( Große Landesloge von Deutschland ) в Гамбурге . Он написал книгу о своих военных приключениях, которая стала бестселлером в Германии, а книга Лоуэлла Томаса о нем распространила его славу по всей англосфере .

В 1926 году Люкнер собрал средства на покупку парусника, который он назвал « Фатерланд» , и отправился с миссией доброй воли по всему миру, покинув Бремен 19 сентября и прибыв в гавань Нью-Йорка 22 октября 1926 года. восхищался его мореплаванием и тем, что он вел войну на море с минимальными человеческими потерями. Это открыло для него множество дверей в Соединенных Штатах, где он сотни раз выступал по всей стране, как на немецком, так и позже, все чаще, на английском языке. Он завоевал поддержку многих известных людей, в том числе дипломатов, политиков и даже ветеранов Первой мировой войны, входящих в Американский легион . Генри Форд подарил Лакнеру автомобиль, а город Сан-Франциско сделал его почетным гражданином. Президент США Кэлвин Кулидж хотел встретиться с ним, но Люкнер вежливо отказался по просьбе министерства иностранных дел Веймарской республики . Чувствуя, что его «миссия доброй воли», как он назвал ее в своем путешествии, Зеетефель Эроберт Америка («Морской дьявол покоряет Америку»), не мог ни добиться большего успеха в другом месте, ни получить финансовую поддержку за счет доходов оратора, каким бы популярным и успешным он ни был; он вернулся в Германию, куда прибыл 19 апреля 1928 года.

Лакнер посещает Королевский военный колледж Дантруна , 1938 год.

Граф фон Люкнер был другом семьи и частым гостем семьи Гейдрихов, принадлежавших к католическому меньшинству в Галле . В их доме рассказы графа Люкнера о круизе СМС Зееадлера вдохновили одного из их сыновей, молодого Рейнхарда Гейдриха , записаться кадетом в межвоенный Рейхсмарине Веймарской республики, из которой он был с позором уволен за «поведение». неподобающий офицеру и джентльмену» в 1931 году. В 1937 и 1938 годах Люкнер и его жена совершили кругосветное путешествие на его яхте «Зитейфель» , и их приветствовали в Новой Зеландии и Австралии, хотя некоторые [ ВОЗ? ] рассматривал его как апологета нацистского режима, и по этой причине Люкнер стал мишенью антигерманской пропаганды австралийской прессы.

Например, граф фон Люкнер обладал большой физической силой и был известен своей способностью сгибать монеты между большим, указательным и средним пальцами правой руки и рвать телефонные справочники (самый толстый из которых был в Нью-Йорке), с его голые руки. По этой причине по случаю его визита в Австралию в 1938 году газета Sydney Labor Daily опубликовала карикатуру, изображающую кайзера Вильгельма, разрывающего бельгийский пакт о нейтралитете , Адольфа Гитлера, разрывающего еще одно соглашение, и Люкнера, разрывающего телефонный справочник, с подписью: «У всех есть привычка».

Во время их визита в Квинсленд , Австралия, Лакнеры были встречены прессой и публикой. Брисбенский (CIB) осуществлял наблюдение за Лакнерами во время их визита, а инспектор , офис Следственного отдела Содружества отвечающий за CIB в Брисбене, Боб Уэйк, присутствовал на торжественном мероприятии, организованном Министерством иностранных дел Германии в честь пара. Праздничное меню было украшено свастикой . ЦИБ вел подробный учет всех их контактов, и когда Австралия объявила войну Германии, многие из этих контактов были арестованы и интернированы. [8]

Во время Второй мировой войны пытался использовать Люкнера в пропагандистских целях, хотя Люкнер , Адольф Гитлер будучи масоном, не входил в одну из любимых групп людей нацистов. Лакнер отказался отказаться от своего членства в «Ремесле» или от различных почетных гражданств, предоставленных в США, и, следовательно, он пострадал от заморозки его банковских счетов. В 1943 году граф фон Люкнер спас жизнь немецкой еврейки Розе Янсон, которой он предоставил паспорт, найденный на месте взрыва, и который позволил ей впоследствии бежать в Соединенные Штаты через нейтральную страну. Ближе к концу войны в апреле граф фон Люкнер жил в Галле , где его ненадолго поместили под охрану 414-го пехотного полка армии США , который вел поквартирные бои против вермахта и ваффен-фашистов. Войска СС в городе после отказа гарнизона сдаться. [9] Граф Люкнер не вернулся в город, узнав, что местные нацисты планируют казнить его без суда.

Лакнер много раздавал автографы, и его оригинальные автографы часто появляются на аукционах и распродажах недвижимости.

После Второй мировой войны Люкнер переехал в Швецию , где жил в Мальмё со своей второй шведской женой Ингеборг Энгестрём до своей смерти в Мальмё в возрасте 84 лет в 1966 году. Однако его тело было возвращено в Германию и похоронено в Майне. Кладбище Ольсдорф , Гамбург.

Люкнер написал введение к Альфреда фон Нежиховского книге «Круиз Кронпринц Вильгельм» , 1928 год, опубликованной издательством Doubleday & Company, о своем пребывании на вспомогательном крейсере «Кронпринц Вильгельм» . [10]

Между 1973 и 1975 годами франко-немецкая компания совместного производства выпустила 39-серийный приключенческий сериал под названием «Граф Люкнер» для немецкой телекомпании ARD , в котором Люкнер был главным героем. Французский подзаголовок был «Les Aventures du Capitaine Luckner» .

В 26-й серии телесериала « Сказки от Те Папы» показан секстант, который Лакнер использовал при попытке сбежать из плена в Новой Зеландии. [11]

Общество графа Феликса фон Люкнера

[ редактировать ]

29 марта 2004 года в Галле было основано общество «Феликс Граф фон Люкнер Гезельшафт» с целью почтить память жизни и деятельности Люкнера, особенно его роли в защите города Галле в апреле 1945 года. Общество также желает создать мемориал и музей Люкнера в Галле и восстановить его яхту Seeteufel , которая в настоящее время находится в плохом состоянии и лежит в России. Через несколько месяцев после создания общество насчитывало более 100 членов в 14 странах.

Библиография

[ редактировать ]
  • Аллен, Оливер Э. и редакторы Time-Life Books. 1978 г. Капитан Морской Дьявол корабля "Зеадлер". Винджаммеры, стр. 120–143. ( Моряки , т. 6.) Александрия, Вирджиния: Книги Time-Life.
  • Бэйд, Джеймс, Н. Фон Люкнер: переоценка. Граф Феликс фон Люкнер в Новой Зеландии и южной части Тихого океана. 1917–1919 и 1938 гг . Peter Lang GMBH, Франкфурт-на-Майне, 2004 г.
  • Бозе, Даниэль и Сперк, Александр, легенда, оппортунист, самореклама: Феликс Граф Люкнер и его время в Галле (Заале) 1919–1945 , Mitteldeutscher Verlag, 2015.
  • Бромби, Робин, Немецкие рейдеры южных морей , Даблдей. Сидней и Окленд. 1985.
  • Коуэн, Джеймс, «Тихоокеанский пират: смелый побег немецкого военно-морского офицера со своего острова-тюрьмы и возвращение в центр океана», журнал The Wide World Magazine, июль 1918 г., стр. 253–260.
  • Дэвис, Э.Х. «Человек, который встретил фон Люкнера: правдивая история встречи с Зеадлером», The World News, 25 июня 1938 г., стр. 7 и 40–41.
  • Франкенштейн, Норберт фон, «Зетойфель» Феликс Граф Люкнер: правда и легенда , Гамбург, SSC-Verlag, 1997.
  • Фрейзер, Элеонора, «Граф Феликс фон Люкнер и Пинмор» , Sea Breezes 66, 1992, стр. 772–776.
  • Гардинер, Роберт (редактор), « Все боевые корабли мира Конвея 1906–1921» . Conway Maritime Press, Лондон, 1985.
  • Генри, Говард, «Морской дьявол пришел по вызову» --- Граф фон Люкнер и его визит в Аитутаки: август/сентябрь 1917 г. Sovereign Pacific Publishing Company, Окленд, 2001 г.
  • Хойт, Эдвин. П. , Морской орел (альтернативное название: Граф фон Люкнер: Рыцарь моря) David McKay Co Inc, Нью-Йорк, Нью-Йорк, 1969.
  • Ирвинг, Терри и Роуэн Кэхилл, Радикальный Сидней: места, портреты и неуправляемые эпизоды , UNSW Press, Сидней, 2010, стр. 223–230.
  • Люкнер, Феликс фон, Зеетефель покоряет Америку , Келер и Амеланг, Лейпциг, 1928 год.
  • Люкнер, Феликс фон, Из жизни «Зитейфеля» под редакцией Вольфганга Зайлькопфа, Mitteldeutscher Verlag, Галле, 2000.
  • Люкнер, Феликс фон, Жизнь пирата , Woldni & Lindeke, Дрезден, 1938.
  • Люкнер, Феликс фон, Из старого морского сундука , пер. Эдвард Фицджеральд, Метуэн, Лондон, 1958 г.
  • Люкнер, Феликс фон, Зеетефель: Приключения из моей жизни , Келер, Берлин и Лейпциг, 1926 г. (впервые опубликовано в 1921 г.).
  • Люкнер, Феликс фон, Мировое турне Зетефеля: старые и новые приключения , Бертельсманн (Гютерсло) 1951.
  • Макгилл, Дэвид, Остров Тайн: Остров Матиу/Сомс в гавани Веллингтона , Steele Roberts & Silver Owl Press, Веллингтон, 2001.
  • Ньюболт, Генри, История Великой войны на основе официальных документов: Военно-морские операции, Том IV , Longmans Green and Co, Лондон. 1928 год.
  • Пардо, Блейн. Круиз «Морского орла: удивительная правдивая история пирата-джентльмена императорской Германии», Lyons Press, 2005, ISBN   1-59228-694-1 .
  • Раффелл, В. «В поисках фон Люкнера, Часть 1» , Добровольцы: Военно-исторический журнал Новой Зеландии, Том 5, № 5, стр. 14–20.
  • Руэн, Карл, Морской дьявол: спорный круиз нацистского эмиссара фон Люкнера в Австралию и Новую Зеландию в 1938 году . Кенгуру Пресс, Кентерст, 1988.
  • Шмаленбах, Пауль Немецкие рейдеры: история вспомогательных крейсеров ВМС Германии, 1895–1945 гг . Издательство Военно-морского института, 1979, ISBN   0-87021-824-7 .
  • Зайлькопф, Вольфганг, граф Люкнер дер Зеетефель / граф Люкнер, морской дьявол: биография в картинках , Mitteldeutscher Verlag, 2012.
  • Томас, Лоуэлл, граф Лакнер, морской дьявол , Garden City Publishing Company, Inc, Гарден-Сити, Нью-Йорк, 1927 год.
  • Томас, Лоуэлл, Морской дьявол. История К. Феликса против Люкнера, немецкого военного рейдера . Нью-Йорк: Даблдей, Пейдж и компания, 1927; Лондон: Уильям Хайнеманн, 1927.
  • Уэйк, Вальдемар Роберт (2004). Никаких лент и медалей: история Хереварда, офицера австралийской контрразведки . Митчем, Южная Австралия, Австралия: Jacobyte Books. ISBN  1-74100-165-Х . ISBN   9781741001655 доступен в Digital Print, Южная Австралия.
  • Томас, Лоуэлл, Фокус морского дьявола, Нью-Йорк: Doubleday, Doran & Company, Inc., 1929.
  • Тиченер, Пол, Инцидент с фон Люкнером , Lodestar Press, Окленд, 1978.
  • Уолтер, Джон, Пираты Кайзера, Немецкие надводные рейдеры в Первой мировой войне , Arms and Armor Press, Лондон, 1994.
  • Ярвуд, Воган, Создатели истории: приключения в биографии Новой Зеландии . Случайный дом Новая Зеландия. Окленд, 2002 год.
  • Ален Дюнуайе де Сегонзак, «Люкнер, орлан», журнал «Chasse-marée», № 40, март 1989 г.
  • Патрик де Гмелин и Жозефина Синклер, «Lückner l'aigle des mers», опубликованная издательством Lavauzelle, Франция, иллюстрированная картинами (первая и четвертая обложки) и рисунками французского художника Клода Ле Баба , сентябрь 1985 года.
  1. ^ Относительно личных имен: до 1919 года Граф был титулом, переводившимся как граф , а не именем или вторым именем. Женская форма — Грефин . В Германии оно стало частью фамилий с 1919 года.
  2. ^ Лоуэлл Томас, Морской дьявол, William Heineman Ltd, 1928 г.
  3. Статья , NZ Observer , том XXXIX, выпуск 46, 19 июля 1919 г., стр. 17.
  4. ^ Лакнер на острове Мотуихе
  5. ^ «Секстант» . Коллекции онлайн . Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева . Проверено 30 ноября 2010 г.
  6. ^ Таонга, Министерство культуры и наследия Новой Зеландии Те Манату. «Депо Потерпевших кораблекрушение на острове Кертис, 1917 год» . Teara.govt.nz . Проверено 7 сентября 2022 г.
  7. ^ Манро, Робин (14 апреля 2012 г.). «Герой войны или хвастун?» . Пресса . стр. C10–C11 . Проверено 19 октября 2014 г.
  8. ^ Уэйк, Вальдемар Роберт (2004). Никаких лент и медалей: история Хереварда, офицера австралийской контрразведки . Митчем, Южная Австралия, Австралия: Jacobyte Books. ISBN  1-74100-165-Х . ISBN   9781741001655 доступен в Digital Print, Южная Австралия.
  9. ^ Третий батальон 414-го пехотного полка (15 мая 1945 г.). «Батальонная история третьего батальона 414-го пехотного полка армии США» . Коллекция Джона Райсона Джонса-младшего . п. 7 . Проверено 4 апреля 2024 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  10. Хотя у него было то же имя, это был корабль, отличный от « Кронпринц Вильгельм» , на котором Люкнер служил во время Ютландской битвы .
  11. ^ «Секстант» . Сказки от Те Папы . ТВНЗ. 2009 . Проверено 28 ноября 2010 г.
[ редактировать ]
Послушайте эту статью ( 15 минут )
Продолжительность: 15 минут и 7 секунд.
Разговорная иконка Википедии
Этот аудиофайл был создан на основе редакции этой статьи от 9 июня 2005 г. ( 09.06.2005 ) и не отражает последующие изменения.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c03c6686644543005cbff24846ee9c8b__1722279780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c0/8b/c03c6686644543005cbff24846ee9c8b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Felix von Luckner - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)