СС Отаки (1908)
![]() Отаки затонул 10 марта 1917 г.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Заказ |
Тезка | Либо город , либо река Отаки |
Владелец | Хейкрафт и Вестрей (1908–10) Новозеландское пароходство (1910–17) |
Оператор | Хейкрафт, Коуэн и Кинг (1909) |
Порт приписки | Плимут |
Маршрут | Новая Зеландия – Великобритания |
Строитель | Wm Denny & Bros , Дамбартон |
Номер двора | 835 |
Запущен | 15 августа 1908 г. |
Завершенный | 22 октября 1908 г. |
Идентификация |
|
Судьба | Потоплен в результате действий противника 10 марта 1917 г. |
Общие характеристики | |
Тип | Рефрижераторный грузовой корабль |
Тоннаж | |
Длина | 465,4 футов (141,9 м) |
Луч | 60,3 футов (18,4 м) |
Черновик | 28,7 футов (8,7 м) |
Глубина | 34,0 футов (10,4 м) |
Установленная мощность | 471 НХП |
Движение |
|
Скорость | 15 узлов (28 км/ч) |
Емкость |
|
Экипаж | 72 |
Вооружение | (как DEMS ): 1 × 4,7-дюймовая пушка |
SS Otaki — Новой Зеландии грузовой рефрижераторный пароход , построенный в Шотландии в 1908 году и затопленный немецким торговым рейдером в 1917 году.
Проект Отаки поршневые примечателен тем, что он был первым кораблем, силовая установка которого сочетала в себе паровые двигатели низкого давления и паровую турбину .
Поражение Отаки достаточно , примечательна еще и тем, что, хотя торговый рейдер СМС Мёве потопил ее, Отаки повредил Мёве чтобы заставить нападавшего вернуться в порт, положив конец ее рейдерской карьере. Отаки , Учитель Виктории , Арчибальд Биссет Смит был посмертно награжден Крестом .
Четыре корабля под названием Отаки
[ редактировать ]Отаки — прибрежный город на Северном острове Новой Зеландии, недалеко от устья реки Отаки . Новозеландское пароходство дало названия четырем судам подряд. Корабль 1908–1917 годов — второй из этих кораблей.
Турбины против поршневых двигателей
[ редактировать ]Топливная эффективность и производительность морских паровых двигателей были улучшены за счет компаундирования в 1860-х годах, за которым последовало тройное и четырехкратное расширение в 1880-х годах. [ 1 ]
Каждая ступень компаундирования имеет цилиндр и поршень большего размера, чем предыдущая. Двигатель четырехкратного расширения более эффективен, чем двигатель тройного расширения, и может быть быстрее, но он тяжелее и сложнее.
Паровая турбина, продемонстрированная в Турбинии в 1894 году, впервые была применена на коммерческом корабле при Короле Эдуарде в 1901 году. Турбина меньше, проще, легче, быстрее, плавнее и надежнее, чем эквивалентный поршневой двигатель тройного или четверного расширения. . Но турбина требует большего расхода топлива и эффективна только на высоких оборотах.

Уильям Денни и братья из Дамбартона построили корабль «Король Эдуард» с тремя турбинами и тремя пропеллерами . Турбина высокого давления приводила в движение вал ее среднего винта. Выхлопной пар от этой турбины питал пару турбин низкого давления, которые приводили в движение ее левый и правый (крыльевой) винты. [ 2 ]
Первые океанские лайнеры с турбинными двигателями , RMS Victorian и Virginian , были спущены на воду в 1904 году. В январе 1905 года, еще до того, как любой из них был построен, Чарльз Парсонс предсказал, что паровые турбины заменят поршневые двигатели на кораблях со скоростью более 16 узлов (30 км/ч). h) и более 5000 л.с. , но для более медленных и небольших кораблей сочетание поршневой и турбинной мощности, вероятно, будет более экономичным. [ 3 ] Отаки был первым кораблем, исполнившим его предсказание.
Комбинирование поршневых и турбинных двигателей.
[ редактировать ]Компания Denny’s, построившая Король Эдуард , также построила Отаки . Как король Эдуард с тремя пропеллерами. Но в отличие от короля Эдуарда ее средний винт приводил в движение турбину низкого давления, ее крыльевые двигатели были поршневыми двигателями тройного расширения, а выхлопной пар крыльевых двигателей приводил в движение средний двигатель. Таким образом, «Отаки» был первым кораблем, на котором топливная эффективность четвертой ступени расширения достигалась не за счет двигателя четверного расширения, а за счет сочетания двигателей тройного расширения с турбиной. [ 2 ] [ 4 ]
Турбины не работают в обратном направлении. Отаки смогла эффективно уйти назад, выключив турбину низкого давления, реверсировав поршневые двигатели и перенаправив выхлопной пар прямо в конденсаторы. [ 2 ]

В то же время, когда Denny’s построил Otaki , Harland and Wolff построили 14 892 GRT Laurentic с той же комбинацией. «Лаурентик» был спущен на воду 10 сентября 1908 года, менее чем через месяц после «Отаки» , и завершен 15 апреля 1909 года. [ 5 ] Харланд и Вольф построили Лорентика » « родственный корабль Мегантик с двумя двигателями четырехкратного расширения и без турбины низкого давления. [ 6 ] что позволило провести прямое сравнение двух систем.
Laurentic оказался более мощным и более экономичным, чем Megantic , тем самым оправдав комбинацию, впервые предложенную в Otaki . Это побудило Харланда и Вольфа объединить поршневую и турбинную мощность в гораздо более крупных RMS Olympic , Титанике и Британнике для компании White Star Line . [ 2 ] Компания Denny's продолжила строительство пассажирского лайнера с аналогичной комбинацией оборудования для NZ Shipping Co. Это был водоизмещением лайнер Rotorua 11 130 брт , спущенный на воду в 1910 году. [ 7 ]
Другие судостроители использовали ту же комбинацию на кораблях, которые были достаточно большими, чтобы оправдать наличие как минимум трех гребных винтов, и которым требовалась скорость не менее 12–15 узлов (22–28 км/ч). Корабли с поршневыми двигателями и турбинами, приводящими в движение отдельные валы, продолжали строиться как минимум до 1920-х годов. Более поздний пример — второй Laurentic , выпущенный в 1927 году для компании White Star Line.
Однако большинство торговых судов имеют только один или два гребных винта, и в первые десятилетия 20-го века многие из них двигались с экономичной скоростью 10 узлов (19 км/ч) или меньше. Парсонс предсказал, что комбинация возвратно-поступательного движения и турбинной мощности в конечном итоге будет применена к 10-узловым судам в трамповой торговле . [ 3 ] но на практике этого удалось добиться только в 1920-х годах. [ 8 ]
Конструкция и описание
[ редактировать ]Компания Denny’s построила Otaki для перевозки мяса из Новой Зеландии в Великобританию . [ 9 ] Он был спущен на воду 15 августа 1908 года и завершен 22 октября. Она имела длину 465,4 фута (141,9 м), ширину 60,3 фута (18,4 м) и осадку 28,7 фута (8,7 м). [ 10 ] Ее трюмы были охлаждены и имели вместимость 290 000 кубических футов (8 200 м3). 3 ) груза. Она имела спальные места для шести пассажиров. [ 11 ] Его тоннаж оценивался в 7 420 регистровых тонн брутто (GRT), 4 611 регистровых тонн нетто (NRT) и дедвейта 10 630 тонн (DWT). [ 10 ]
У «Отаки» было пять односторонних котлов «Хауден» , снабжавших паром пару трехцилиндровых двигателей тройного расширения, приводивших в движение валы крыла. При движении вперед выхлопной пар из цилиндров низкого давления питался турбиной Парсонса низкого давления , которая приводила в движение ее центральный вал. [ 10 ] Ее двигатели тройного расширения развивали в общей сложности 4444 лошадиных силы (3314 кВт ) при 103 об/мин . Ее турбина развивала мощность на валу 2414 лошадиных сил (1800 кВт) при 227 об/мин. [ 12 ] Это были гораздо более низкие и более экономичные скорости, чем у King Edward , чей средний винт вращался со скоростью до 700 об/мин, а крыльевые — до 1000 об/мин. [ 13 ]
Привод от низкого давления Отаки турбины к ее среднему винту был прямым. Редуктор для согласования высоких скоростей турбин с низкими скоростями морских гребных винтов не применялся на кораблях примерно до 1911 года. [ 2 ] Тем не менее, совокупная мощность ее поршневых двигателей и турбины дала Отаки максимальную скорость 15,7 узлов (29,1 км / ч; 18,1 миль в час) на ходовых испытаниях . [ 11 ] который был быстрее, чем большинство грузовых кораблей ее эпохи.
Компания NZ Shipping Co зарегистрировала Otaki в Плимуте . Ее официальный номер в Великобритании был 124576, а кодовые буквы — HNJG. [ 14 ]
Карьера
[ редактировать ]В 1909 году Отаки загорелась, когда приехала в Лондон. В ноябре 1911 года он сел на мель в Темзе и, прежде чем был снят с мели, был протаранен пароходом « Битня» . У Дурбана в 1915 году Отаки пароходу «Беналла» стоял рядом, чтобы помочь загоревшемуся . Два месяца спустя в Окленде Отаки загорелся во время бункеровки . [ 11 ]
К 1914 году Отаки был оборудован для беспроводной телеграфии , работающей на стандартных длинах волн 300 и 600 метров. Ее позывной был MRP. [ 15 ]
30 мая 1916 года Otaki стало первым судном NZ Shipping Co, прошедшим через Панамский канал . [ 11 ] который был открыт в августе 1914 года.
Потеря
[ редактировать ]Во время Первой мировой войны «Отаки» имел на одну 4,7-дюймовую пушку корме . К ее команде были добавлены два артиллериста Королевского флота для обучения и руководства артиллерийским расчетом, состоящим из добровольцев, набранных из гражданского состава корабля.

В конце февраля или начале марта 1917 года Отаки отплыл из Великобритании в Новую Зеландию. Поздно вечером 10 марта Императорского флота Германии рейдер «Мёве» перехватил ее в Атлантике примерно в 420 милях к западу от Лиссабона . «Мёве» имел четыре 150-мм орудия , одно 105-мм орудие и два торпедных аппарата . [ 16 ]
Мёве приказал Отаки подняться. Отаки , мог сдаться , Учитель . , Арчибальд Смит чтобы обеспечить безопасность своей команды Однако, как корабль-рефрижератор, предназначенный для перевозки продовольствия, «Отаки» имел большую ценность для военных действий союзников. У Смита были причины желать предотвратить ее побег или захват . Он отказался сдаться, и Отаки открыл огонь с расстояния примерно 1900–2000 ярдов. [ 16 ] [ 17 ]
«Отаки » Артиллеристы были точны, поразив надстройку и корпус «Мёве » , подожгли уголь в ее бункерах, убив пять немецких членов экипажа и ранив еще 10 человек. Но когда «Мёве» открыла огонь из своих четырёх 150-мм орудий, она нанесла «Отаки» больший ущерб. Два корабля дрались около 20 минут. [ 16 ] [ 17 ] пока Отаки не выдержал около 30 попаданий. Снаряд «Мёве» попал в «Отаки» по правому борту в кормовой части, в результате чего он ушел в воду, потерял скорость и потерял маневренность. Тогда . повреждена 4,7-дюймовая пушка Отаки была [ 18 ]
Смит приказал своей команде покинуть корабль, но сам затонул вместе со своим кораблем. [ 16 ] Пятеро членов его команды погибли. Самым младшим был 14-летний мичман Уильям Эссон Мартин, который присоединился к кораблю в Англии всего за несколько недель до того, как он был потоплен. Он был членом расчета Отаки артиллерийского . [ 19 ]
Мёве спас и захватил выживших. потребовалось Бригаде Мёве . два дня, чтобы потушить пожары, Отаки устроенные [ 18 ] и отремонтировать Мёве корпус настолько, чтобы остановить транспортировку воды. Затем Мёве отправился домой в Германию на ремонт. По пути домой она потопила еще два торговых судна, но ущерб, нанесенный Отаки, конец Мёве положил рейдерской карьере .
Наследие
[ редактировать ]В ноябре 1917 года король Георг V посмертно наградил капитана Смита. [ 20 ] В мае 1919 года Смит был посмертно награжден Крестом Виктории . [ 16 ] Еще несколько членов Отаки экипажа были награждены или упомянуты в донесениях . [ 21 ] [ 22 ]
И капитан Смит, и мичман Мартин были учениками колледжа Роберта Гордона в Абердине . Родители Мартина почтили память своего сына, вручив школе премию Уильяма Мартина, которая будет присуждаться ежегодно. [ 23 ] для английского и современных языков. [ 19 ]
Школа ежегодно награждает Щитом Отаки. [ 23 ] подаренный семьей Смита мальчику, который «выдающийся по характеру, лидерству и легкой атлетике», а P&O , поглотившая NZ Shipping Co в 1973 году, платит победителю за поездку в Новую Зеландию. [ 19 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дин, FE (14 июля 1936 г.). «Двигатели составного, тройного и четырехкратного расширения» . Доставка чудес света . 1 (23). Объединенная пресса : 719–723 . Проверено 21 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Дин, FE (28 июля 1936 г.). «Паротурбинные двигатели» . Доставка чудес света . 1 (25). Объединенная пресса : 787–791 . Проверено 21 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Гарнак 1930 , стр. 243–244.
- ^ Уотерс 1939 , с. 47.
- ^ «Лаурентик» . Судоходство и судостроение . Корабли, построенные на тройниках . Проверено 22 ноября 2020 г.
- ^ «Мегантик» . Судоходство и судостроение . Корабли, построенные на тройниках . Проверено 22 ноября 2020 г.
- ^ «Роторуа» . Корабли шотландской постройки . Каледонский фонд морских исследований . Проверено 16 декабря 2020 г.
- ^ «Густав Бауэр-Шлихтегролл» . Инженер . 8 января 1954 года . Проверено 20 октября 2020 г. - из Путеводителя Грейс по британской промышленной истории.
- ^ Даулинг 1909 , стр. 336–337.
- ^ Jump up to: а б с «Отаки (1908)» . Корабли шотландской постройки . Каледонский фонд морских исследований . Проверено 21 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Картины Уоллеса Трикетта из Новой Зеландии: СС Отаки (2) – 1908–1917» . Голубая звезда в сети . 26 июля 2012 г.
- ^ Аллен, Тони; Влеггерт, Нико (10 марта 2014 г.). «СС Отаки (+1917)» . Проверено 21 октября 2020 г.
- ^ Бейкер и принтеры 1965 , стр. 112.
- ^ Генеральный регистратор судоходства и моряков (1909). Список торгового флота . Совет по торговле . п. 372 . Получено 19 января 2021 г. - через проект Crew List Index Project.
- ^ Агентство печати Маркони, Ltd 1914 , с. 402.
- ^ Jump up to: а б с д и «Лейтенант Арчибальд Биссет Смит, RNR» The Edinburgh Gazette . № 13449. Эдинбург: HMSO . 27 мая 1919 г. с. 1768 . Проверено 21 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Уотерс 1939 , с. 75.
- ^ Jump up to: а б «Картины Уоллеса Трикетта из Новой Зеландии: СС Отаки» . Голубая звезда в сети . 6 декабря 2014 года . Проверено 21 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с «Щит Отаки» . Колледж Роберта Гордона . Проверено 21 октября 2020 г.
- ^ «Почести торговому флоту» . Эдинбургская газета . № 13168. Эдинбург: HMSO . 20 ноября 1917 г. с. 2378 . Проверено 21 октября 2020 г.
- ^ Уотерс 1939 , с. 76.
- ^ «Торговый флот, страница 3 – Эпическая битва Отаки» . История Новой Зеландии . Новой Зеландии Министерство культуры и наследия . 17 января 2019 года . Проверено 21 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Уотерс 1939 , с. 78.
Библиография
[ редактировать ]- Бейкер, Вашингтон; Трикаре, Тре (1965), Судно с двигателем: от парохода до атомного корабля , Нью-Йорк: Grosset & Dunlap
- Даулинг, Р. (1909) [1903]. Все о кораблях и судоходстве (2-е изд.). Лондон: Alexander Moring Ltd.
- Гарнак, Эдвин П. (1930) [1903]. Все о кораблях и судоходстве (3-е изд.). Лондон: Фабер и Фабер .
- Агентство печати Маркони, ООО (1914 г.). Ежегодник беспроводной телеграфии и телефонии . Лондон: Агентство печати Маркони, ООО.
- Уотерс, Сидней Д. (1939). От корабля «Клиппер» к моторному лайнеру; история Новозеландского пароходства 1873–1939 гг . Лондон: The New Zealand Shipping Company Ltd., стр. 47–48, 74–78.