Jump to content

ТС король Эдвард

Т.С. Король Эдуард на испытаниях, 1901 г.
История
Великобритания
Имя Король Эдвард
Владелец
Оператор Владелец
Порт приписки Великобритания
Строитель Уильям Денни и братья , Дамбартон
Номер двора 651
Запущен 16 мая 1901 г.
Не работает 1952
Судьба Списано, 1952 г.
Общие характеристики
Тип Клайд пароход
Тоннаж 502 брт
Смещение 650 т [ 1 ]
Длина 250,5 футов (76,4 м)
Луч 30,1 футов (9,2 м)
Движение Паровая турбина (3500 л.с.); [ 1 ] трехвинтовые гребные винты , позже одновинтовые
Скорость 20,48 узлов [ 1 ]

TS King Edward был экскурсионным пароходом, построенным в Дамбартоне для движения по реке Клайд до Ферт-оф-Клайда и связанных с ним морских озер на западном побережье Шотландии, вплоть до Кэмпбелтауна . Первое коммерческое судно, приводившееся в движение паровыми турбинами , «Кинг Эдвард» работал как пароход «Клайд» в течение полувека с 1901 по 1951 год, прерываясь только во время двух мировых войн. Успех судна быстро привел к использованию турбинных силовых установок на всех видах торговых судов, от паромов и прибрежных пароходов до трансатлантических лайнеров .

В 1803 году Шарлотта Дандас продемонстрировала практичность паровой энергии для морского использования, а в 1812 году Генри Белла начала PS Comet первое коммерчески успешное пароходное сообщение в Европе, плавая по реке Клайд между Глазго и Хеленсбургом . Вскоре последовали и другие, и к середине столетия большой флот пароходов «Клайд» конкурировал за право проведения отпусков и экскурсий по реке и Ферт-оф-Клайд . К концу века колесные пароходы достигли пика конструкции: максимальная экономическая рабочая скорость составляла около 19 узлов (35 км / ч; 22 мили в час), но скорость была на высоте, особенно на более длинных маршрутах, таких как плавание. от Глазго до Инверари и Кэмпбелтауна . [ 2 ] До этого времени суда приводились в движение поршневыми паровыми двигателями . Пар вырабатывался котлами и подавался по трубам в цилиндры, в которых приводил в движение поршни, возвратно-поступательное движение которых преобразовывалось во вращательное движение с помощью шатунов. Ранние суда приводились в движение гребными колесами, но в середине века винты стали более распространенными. Хотя повышение давления в котле и повторное использование частично расширенного пара в составных двигателях значительно повысили эффективность, [ 3 ] Постоянное создание и разрушение импульса их тяжелых возвратно-поступательных частей при каждом обороте коленчатого вала оказывало большую нагрузку на двигатели, которые требовали постоянного обслуживания. [ 4 ]

Чарльз А. Парсонс

Современная паровая турбина , изобретенная Чарльзом А. Парсонсом в 1884 году. [ 5 ] решает эти проблемы за счет наличия только вращающихся частей и отсутствия возвратно-поступательных частей. В 1894 году он сформировал синдикат для строительства небольшого экспериментального парового катера « Турбиния» . [ 6 ] В ходе известного рекламного трюка паровой катер Парсона пронесся без приглашения мимо военных кораблей в Соленте на смотре флота 1897 года, посвященном бриллиантовому юбилею восшествия королевы Виктории на престол . Турбиния промчалась мимо них на неслыханной скорости в 34 узла (63 км/ч; 39 ​​миль в час), намного опередив посланные на перехват корабли Королевского флота . [ 7 ] [ 8 ] В январе 1898 года Адмиралтейство с турбинным двигателем заказало эсминец « Вайпер» , а позже в том же году типичный легкий эсминец, строившийся в рамках частного предприятия, был оснащен турбинами. Адмиралтейство приобрело этот корабль после того, как потребовало усиления корпуса, и назвало судно HMS Cobra . Оба эсминца были спущены на воду в 1899 году. [ 9 ] и оба вскоре были потеряны по причинам, не связанным с их оборудованием, и до того, как Адмиралтейство смогло получить значительный опыт работы с турбинными двигателями. [ 10 ]

Такой опыт был необходим, прежде чем турбина могла получить широкое признание, поскольку при ее разработке были проблемы. Поршневая паровая машина, несмотря на все ее теоретические недостатки, была усовершенствована за восемь десятилетий разработки. Его производственные и эксплуатационные характеристики были широко известны; он достиг высокой степени топливной эффективности и работал экономично во всем диапазоне скоростей. [ 10 ] Напротив, турбина была новой; у морского прототипа Turbinia во время дорогостоящей разработки возникли проблемы с двигателем; и его теоретическое преимущество в области низких вибраций не было реализовано, поскольку лопатки турбины выходили из строя из-за вибрации, а также контакта с корпусом, что приводило к катастрофическим разрушениям внутри турбин. [ 10 ] Короче говоря, это была дорогая и непроверенная технология.

Из записей более позднего обсуждения следует, что Арчибальд Денни, партнер судостроительной компании William Denny and Brothers , уже был впечатлен техническим документом Парсонса и обратился к нему с предложением использовать паровые турбины для привода торгового судна в движение. . Денни, очевидно, пригласил владельцев железнодорожных пароходов Клайда спонсировать это предприятие, но из этих исследовательских неформальных подходов ничего не вышло. Эту задачу пришлось взять на себя одному из владельцев частного пароходного флота. [ 11 ]

Турбинный синдикат

[ редактировать ]

Капитан Джон Уильямсон последовал за своим отцом, капитаном Джеймсом Уильямсоном, в владении и управлении Clyde Steamers, купив свой первый корабль в 1893 году, а также купив и продав корабли для создания флота. В их число входил пароход PS Strathmore , построенный по заказу в 1897 году, который взял на себя сообщение от железнодорожной станции Фэрли-Пир до Кэмпбелтауна и оказался надежным. Похоже, он самостоятельно рассмотрел вопрос о внедрении турбинного парохода и согласился взяться за это. К концу 1900 года был сформирован синдикат, в котором он согласился лично управлять предполагаемым кораблем в течение его первого сезона без оплаты, Уильям Денни и братья построят корпус и котлы, а компания Parsons Marine Steam Turbine Company должна была предоставить оборудование. Каждый член синдиката предоставил треть стоимости судна, оцениваемого в 33 000 фунтов стерлингов (что эквивалентно 4 510 000 фунтов стерлингов в 2023 году). [ 12 ] плюс 267 фунтов стерлингов (что эквивалентно 36 500 фунтов стерлингов в 2023 году) [ 12 ] на первоначальные рабочие и текущие расходы. 22 января 1901 года Глазго и Юго-Западная железная дорога записали в своих официальных отчетах соглашение , поддержавшее это улучшение обслуживания от ее железнодорожного вокзала до районов, которые постановил парламент. [ который? ] запретил своим судам обслуживать: [ 13 ]

Пароходная служба Фэрли и Кэмпбелтауна - капитан Джон Уильямсон, заявив, что он договорился с другими о строительстве парохода с турбинными двигателями Парсонса и гребными винтами. Было решено гарантировать его овердрафт в Национальном банке Шотландии при условии, что капитан Уильямсон разместит и поддержание парохода на маршруте Фэрли следующим летом. [ 13 ]

Носовая палуба с рулевой рубкой и мостиком

Конструкция корпуса «Короля Эдуарда» была основана Денни на его успешном пароходе PS « Герцогиня Гамильтона» и имела общие основные размеры. [ 14 ] Корпус имел длину 250 футов 6 дюймов (76,35 м) и ширину 30,1 фута (9,2 м). Глубина составляла около 10 футов 6 дюймов (3,20 м), а судно набрало около 7 футов (2,1 м) воды. [ 15 ] Тоннаж оценивался в 502 тонны брутто и 182 тонны нетто . [ 16 ] Корабль вмещал 1966 пассажиров. [ 17 ]

Машины располагались в средней части корпуса, с нижней палубой в носовой и кормовой части, а помещения для экипажа располагались ближе к носу. [ 18 ] Наверху располагалась главная палуба во всю длину, закрытая почти до кормы, с круглыми иллюминаторами на большей части длины и большими прямоугольными окнами в кормовой части. [ 19 ] Помещения первого класса находились в кормовой части, а второго класса - в носовой, с обеденными салонами для каждого класса на нижней палубе. [ 18 ] Надстройка или прогулочная палуба была открытой, за исключением рулевой рубки и мостика, дома вокруг воздухозаборников и небольшого домика сразу в кормовой части миделя корабля. [ 19 ] Настил прогулочной палубы предусматривал возможность перевода на гребную установку на случай, если турбины выйдут из строя. [ 14 ] Уникально для того времени то, что две воронки поддерживались на короткой летающей палубе, а по обе стороны от воронок располагались спасательные шлюпки. [ 20 ]

Электростанция состояла из морских котлов Scotch, обеспечивающих пар плотностью 150 фунтов на квадратный дюйм (1000 кПа ) для турбин Парсонса. Сначала пар приводил в движение турбину высокого давления, которая вращала гребной вал с винтом диаметром 57 дюймов (1400 мм) со скоростью до 700 оборотов в минуту. Выхлопной пар из центральной турбины приводил в движение две турбины низкого давления, по одной с каждой стороны, вращая валы крыла каждая с двумя 40-дюймовыми (1000 мм) гребными винтами со скоростью до 1000 об/мин. [ 21 ] (В 1905 году носовые гребные винты были сняты с подвесных валов, [ 22 ] что фактически улучшило производительность). [ 21 ] Приводы были отключены, а скорости турбин соответствовали скоростям валов. [ 22 ] После окончательного использования в подвесных турбинах низкого давления пар, теперь расширившийся в 125 раз, выбрасывался в конденсаторы. [ 21 ] Задние турбины работали на двух валах крыла, при этом центральный вал работал на холостом ходу, когда корабль двигался задним ходом. Целью было достичь скорости 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час), опередив другие пароходы Clyde, обеспечивая при этом экономию топлива, а не высокие скорости военно-морских кораблей. Двигательная установка отличалась от эсминцев легкой постройки, которые работали при более высоком давлении пара и приводили в движение четыре гребных вала. Денни дал новому кораблю верфь номер 651. [ 14 ]

Запуск и испытания, производительность

[ редактировать ]
Т. С. Король Эдвард на испытаниях в заливе Ферт- оф -Клайд у Скелморли , с 17 по 28 июня 1901 года.

16 мая 1901 года судно было спущено на воду миссис Парсонс, которая с королевского разрешения назвала корабль «Король Эдуард» . Цвета корабля были цвета капитана Джона Уильямсона - черный корпус, белые салоны и белые трубы с черным верхом, на которых развевался хорошо известный вымпел «звезда и полумесяц» старого «турецкого флота» пароходов Клайд. [ 23 ]

Строители проверили форму корпуса на собственном танке и надеялись достичь скорости 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час) с помощью турбинного оборудования. [ 21 ] 14 июня первые паровые испытания проводились лично К. А. Парсонсом и Джоном Уильямсоном, затем 17 июня во время маневренных испытаний в штильную погоду средняя скорость двух заездов на измеренную милю в Скелморли составила 18,66 узлов (34,56 км/ч; 21,47 миль в час). ). После полной очистки корпуса в Скоттс-оф- Гриноке 24 июня состоялась еще одна серия испытаний: в семи обратных пробегах на милю лучшая достигнутая средняя скорость составила 19,7 узлов (36,5 км/ч; 22,7 миль в час). На следующий день на верфи Pointhouse компании A. & J. Inglis центральный гребной винт диаметром 4 фута (1,2 м) был заменен на один диаметром 4 фута 9 дюймов (1,45 м), а внешние гребные винты диаметром 2 фута 10 дюймов. (0,86 м) были заменены на гребные винты диаметром 3 фута 4 дюйма (1,02 м). В ходе испытаний 26 июня при спокойных морских условиях и легком ветре средняя скорость составила 20,48 узлов (37,93 км/ч; 23,57 миль в час) и самая быстрая одиночная скорость - 20,57 узлов (38,10 км/ч; 23,67 миль в час). На официальном судебном заседании 28 июня приглашенные гости поднялись на борт у Крейгендорана , а затем корабль отплыл в Кэмпбелтаун с промежуточными визитами в Данун , Ротсей , Ларгс , Фэрли и Локранза , где ждала герцогиня Гамильтон со специальной группой членов Института военно-морских архитекторов . Два корабля промчались по проливу Килбраннан , и король Эдуард без труда обогнал колесный пароход. Ужин в кормовом салоне проходил под председательством Питера Денни, который вместе с другими выступавшими прокомментировал скорость и плавность работы турбинного парохода, в отличие от ритмичных порывистых движений и вибрации, присущих всем лопастным пароходам. [ 23 ]

Машина развивала 3500 заявленных лошадиных сил и 399 номинальных лошадиных сил . Действия короля Эдуарда сравнивали с судном «Герцогиня Гамильтон» , аналогичным судном, построенным Денни примерно в то же время, но с механизмом возвратно-поступательного движения, приводящим в движение гребные колеса. В реальной эксплуатации на Ферте турбинное судно развивало скорость в среднем 18,5 узлов (34,3 км/ч; 21,3 миль в час), что примерно на два узла (3,7 км/ч; 2,3 мили в час) быстрее, чем «Герцогиня Гамильтон» . [ 21 ] В 1902 году Джеймс Денни сравнил скорость 20,5 узлов (38,0 км / ч; 23,6 миль в час), достигнутую на испытаниях, с расчетным максимумом при использовании самых современных поршневых двигателей тройного расширения в 19,7 узлов, что потребовало бы значительного увеличения начальных затрат и затрат на топливо, и сказал, что это показало, что турбины дают увеличение мощности на 20%. Он сказал, что топливная экономичность « Короля Эдуарда» увеличивалась пропорционально скорости и была наилучшей, когда турбины работали на полную мощность. Корабль сжигал больше угля на узел скорости, чем пароходы с поршневыми двигателями, только при работе в более низком диапазоне скоростей - от 17 до 18 узлов (от 31 до 33 км / ч; 20 и 21 миль в час), что соответствует примерно 50% максимальной мощности. выход. [ 24 ]

Король Эдуард вступил в строй 1 июля 1901 года, совершая ежедневные рейсы из Глазго и Принс-Пирса Юго-Западной железной дороги в Гриноке в заявленное время в 8.40 утра, посещая Данун и Ротсей, а затем в 10.20 заходя на железнодорожную станцию ​​Фэрли-Пир компании G&SWR. плывем через Ферт в Лохранзу и далее прибываем в Кэмпбелтаун в 12.20. За небольшую дополнительную плату поездки на конном автобусе из Кэмпбелтауна в Махриханиш предлагали «ежедневную экскурсию к берегам Атлантики». На обратном пути корабль покинул Кэмпбелтаун в 15:00, и пассажиры могли сесть на поезд на железнодорожном пирсе и вернуться в 18:18 на железнодорожную станцию ​​Сент-Энох в Глазго. G&SWR также предложила тур по острову Арран : на PS Juno от пирса Принца через Кайлс-оф-Бьют до Бродика , а затем на автобусе в Лохранзу, чтобы поймать короля Эдуарда для обратного рейса, или аналогичную схему в обратном порядке. В июле 1901 года был введен новый вечерний круиз: поезда отправлялись из Глазго в 18:50 и встречали Король Эдвард в Гриноке совершил около двухчасовой круиз «с музыкой на борту», ​​после чего поезд вернулся в Глазго в 22:25. Корабль оказался очень популярным, привлекая пассажиров новинкой турбинного плавания, чему способствовала великолепная летняя погода и дополнительный трафик благодаря Международной выставке в Глазго 1901 года, а сезон был продлен до конца сентября, затем корабль был поставлен на прикол на зиму. . [ 25 ]

Оба эсминца с паровыми турбинами потерпели крушение в 1901 году. 3 августа HMS Viper сел на мель на риф и полностью погиб. 17 сентября в плохую погоду HMS Cobra раскололся на две части и быстро затонул. Экипаж сопровождал множество сотрудников «Парсонса», и из 79 находившихся на борту только 12 выжили. В результате « Король Эдуард» остался единственным уцелевшим турбинным пароходом и вызвал вопросы по поводу турбинной силовой установки, но вскоре потери были объяснены слабостью легко построенных корпусов эсминцев. [ 26 ]

Сезонные плавания «Короля Эдуарда» были настолько успешными, что овердрафт был погашен. Выполняя условия соглашения между участниками синдиката, судно приобрела вновь образованная компания «Турбинные пароходы, ООО». Капитан Джон Уильямсон, который стал управляющим директором и имел значительные активы в компании, немедленно заказал новый корабль. 3 октября он принял предложение Denny's, датированное двумя днями ранее, построить увеличенный «Король Эдуард» за 38 500 фунтов стерлингов (что эквивалентно 5 279 000 фунтов стерлингов в 2023 году). [ 12 ] , включая турбинное оборудование, которое г-н Парсон согласился поставить Denny's за 10 500 фунтов стерлингов (что эквивалентно 1 440 000 фунтов стерлингов в 2023 году), [ 12 ] . Новое турбинное судно было спущено на воду 8 апреля 1902 года под названием TS Queen Alexandra и после первого круиза 31 мая приняло на себя рейс Кэмпбелтауна 2 июня. Король Эдуард начал новое сообщение от пирса Принца до Фэрли и вверх по Лох-Файну до Тарберта и Ардришейга . В 1904 году этот маршрут был продлен до Инверари, конкурируя с « колесными пароходами МакБрэйна Колумба» и «Иона» , а также «Лордом островов», управляемыми компанией Inveraray. [ 27 ] [ 28 ]

Зимой 1905–1906 годов король Эдуард был изменен: на главной палубе были добавлены гардеробная и коптильня под новой верхней палубой, простирающейся в корму над лестницей салона, но не вперед, к мостику. Лодки корабля были перенесены в кормовую часть новой палубы, чтобы они больше не закрывали обзор труб с каждой стороны. После «великого субботнего дневного круиза в пролив Килбраннан» 12 мая 1906 года корабль возобновил рейс из Гринока в Инверарей. [ 29 ] Маршрут был изменен так, что вместо того, чтобы идти через Фэрли и Гаррок-Хед , корабль прошел через Кайлс-оф-Бьют и составил прямую конкуренцию другим пароходам, находящимся в пути. Расписание « Повелителя островов» было ускорено настолько, насколько это было возможно, а стоимость проезда на третьем этаже была снижена до 3 шиллингов и 6 дней (что эквивалентно 23,78 фунта стерлингов в 2023 году). [ 12 ] по сравнению с тарифом на турбинный пароход в размере 5 шиллингов (что эквивалентно 33,97 фунта стерлингов в 2023 году), [ 12 ] но пароход все равно потерял движение. Король Эдуард всегда достигал Инверари первым и отказывался покидать причал, чтобы впустить гребца. Попытка заставить городской совет Инверари вмешаться не удалась, поскольку голоса были равными по 6 с каждой стороны, и проректор отказался урегулировать вопрос с помощью решающий голос. К 1912 году битва закончилась, и компания Lord of the Isles (вместе с гребным Эдинбургским замком , который также принадлежал объединению компаний Inveraray и Loch Goil) перешла во владение компании Turbine Steamers Ltd. [ 28 ]

Во время войны Великой король Эдуард переправил войска через Ла-Манш . На обратном пути после службы на Белом море корабль пережил страшный шторм. После войны корабль вернулся к прежней службе, перейдя на маршрут Глазго – Ротсей в 1927 году. [ 21 ] [ 30 ] В результате слияния судовладельцев в 1919 году была образована компания Williamson-Buchanan Steamers Ltd., которая до сих пор торговалась как John Williamson and Company и сохранила стандартные белые воронки с черными верхушками. В 1927 году король Эдуард был переведен в состав этого флота для плавания «на весь путь» из Глазго. Рейсы включали поездки через Ротсей через Кайлс-оф-Бьют и воскресные дневные поездки в Лохгойлхед , которые отправлялись из Глазго в 2.15 и возвращались в 9.30. Стоимость проезда в «первой каюте» с приготовленным полдником составляла 5 шиллингов 6 пенсов. В конце сезона 1935 года Лондонской, Мидлендской и Шотландской железным дорогам компания перешла к , сохранив ту же цветовую схему. Компания оставалась отдельной организацией, пока не была ликвидирована в 1943 году. [ 31 ]

Во время Второй мировой войны король Эдуард какое-то время ходил по маршруту мирного времени, а затем стал тендером для военных кораблей, прибывающих в Клайд. После войны судно возобновило движение по маршруту Ротсей, теперь уже с желтыми воронками, пока не было снято с вооружения в 1951 году после примерно 50 лет службы. [ 21 ] [ 31 ] Корабль был разобран в 1952 году, но его газотурбинные двигатели были сохранены и выставлены в Транспортном музее Глазго . [ 32 ]

Выступление короля Эдуарда « совершило революцию в мире экскурсионных пароходов». [ 33 ] Судно продемонстрировало способность паровых турбин приводить суда в движение на высокой скорости, без вибраций, свойственных поршневым паровым установкам. [ 22 ] Этот успех почти сразу же привел к заказам на несколько других турбинных пароходов Clyde и других судов для каботажных перевозок через Ирландское море и Ла-Манш. [ 34 ]

Хотя некоторые моряки сомневались в целесообразности использования турбинных двигателей на более крупных кораблях, короля Эдуарда побудили действия компанию Allan Line заказать турбинное оборудование у Parsons для новых трансатлантических лайнеров Victorian и Virginian , спущенных на воду в 1904 году. [ 35 ] И в течение пяти лет после первого плавания короля Эдуарда надежность и превосходство турбинной мощности были настолько хорошо известны, что компания Cunard Line при поддержке британского правительства предусмотрела турбинные силовые установки для океанских лайнеров «Лузитания» и «Мавритания» , которые были в значительной степени больше, чем король Эдуард . [ 36 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Парсонс, Чарльз А. (1911). Паровая турбина . Реде лекция . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . п. 37 – через Wikisource .
  2. ^ Патерсон 1969 , стр. 12, 152–153.
  3. ^ Крейг 1980 , стр. 11–14.
  4. ^ Бейкер и Трикэр, стр. 98: «[С] поршневыми двигателями существовал предел скоростей, достижимых при заданных ограничениях по весу и прочности. Поломка шатунов при работе на полную мощность привела к серьезным повреждениям».
  5. ^ МакОват 2002 , с. 301
  6. ^ Патерсон 1969 , стр. 153–154.
  7. ^ Вудман, стр. 199–200.
  8. ^ Бейкер и принтеры, стр. 98–99.
  9. ^ Патерсон 1969 , стр. 154–155.
  10. ^ Перейти обратно: а б с МакОват 2002 , с. 302
  11. ^ Патерсон 1969 , стр. 155–156.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Великобритании Данные по инфляции в индексе розничных цен основаны на данных Кларк, Грегори (2017). «Годовой ИРЦ и средний заработок в Великобритании с 1209 года по настоящее время (новая серия)» . Измерительная ценность . Проверено 7 мая 2024 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б Патерсон 1969 , стр. 89, 146, 156–157.
  14. ^ Перейти обратно: а б с Патерсон 1969 , с. 157
  15. ^ Гардинер, стр. 96.
  16. ^ Регистр Ллойда (1945–46), с. КИМ-КИН . Переиздано Plimsoll Ship Data . В реестре других лет брутто составляет 551, а нетто - 222. Например , Регистр Ллойда (1930–31), стр. КИН .
  17. ^ Робинс 2000 , с. 6
  18. ^ Перейти обратно: а б Бейкер и Принтер, стр. 111.
  19. ^ Перейти обратно: а б Бейкер и Принтер, стр. 121 (изображение).
  20. ^ МакКрори 1986 , с. 46
  21. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Бейкер и Принтер, стр. 112.
  22. ^ Перейти обратно: а б с Мабер, стр. 33–34.
  23. ^ Перейти обратно: а б Патерсон 1969 , стр. 158–159.
  24. ^ Патерсон 1969 , с. 165
  25. ^ Патерсон 1969 , стр. 159–160, 181.
  26. ^ Патерсон 1969 , стр. 160–163.
  27. ^ Патерсон 1969 , стр. 163–167, 175.
  28. ^ Перейти обратно: а б МакКрори 1986 , с. 48
  29. ^ Патерсон 1969 , с. 175
  30. ^ Паттон 1999 , с. 62
  31. ^ Перейти обратно: а б Паттон 1999 , стр. 18–22.
  32. ^ Сборники транспорта и технологий , «Морской транспорт: морская техника», стр. 42–43.
  33. ^ Гардинер, стр. 95.
  34. ^ Гардинер, стр. 27.
  35. ^ Бейкер и принтеры 1965 , стр. 114.
  36. ^ Гардинер, стр. 154–155.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 60ff11b31a101b01b59343b769b6ead6__1720762500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/60/d6/60ff11b31a101b01b59343b769b6ead6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
TS King Edward - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)