Клайд пароход


Пароход «Клайд» — это собирательный термин для нескольких пассажирских рейсов, которые существовали на реке Клайд в Шотландии и следовали от Глазго вниз по течению до Ротсей и других городов. Это путешествие известно как «путешествие по воде» . [1]
Эпоха парохода «Клайд» началась в августе 1812 года с самого первого успешного коммерческого пароходного сообщения в Европе, когда Генри Белла начала «Комета» пассажирское сообщение по реке Клайд между Глазго и Гриноком . « Комета » совершила свой официальный испытательный пробег 6 августа 1812 года. На борту находился сам Генри Белл вместе с Джоном Робертсоном, создателем двигателя «Кометы » , и Уильямом Маккензи, бывшим школьным учителем в Хеленсбурге , в качестве шкипера. По сообщению газеты Glasgow Courier два дня спустя, поездка завершилась за три с половиной часа. [2] После этого успеха в конкуренцию вступили и другие операторы, и Ферт-оф-Клайд стал чрезвычайно популярен среди отдыхающих. К 1900 году работало более трехсот пароходов «Клайд», и к началу 1960-х годов отрасль все еще процветала. Затем конкуренция со стороны новых форм отдыха почти подошла к концу, но PS Waverley продолжает предоставлять экскурсии.
С самого начала пароходы были ориентированы на отдыхающих: остановка в Хеленсбурге доставляла пассажиров в отель Bell's Baths. В течение десяти лет на Ферт-оф-Клайд насчитывалось около пятидесяти пароходов, ходивших до Ларгса , Кэмпбелтауна и Инверари , а магистраты Глазго ввели пятифунтовый штраф за опоздание, чтобы не допустить «капитанов пароходов от ненадлежащая конкуренция и соперничество, откладывающее их уход на значительные и неопределенные периоды после времени, о котором они ранее сообщили общественности». На внутренних озерах также были введены пароходные перевозки: появилась «Мэрион» в 1816 году на озере Лох-Ломонд .
В связи с быстрой индустриализацией и ростом населения Глазго в XIX веке многие люди стремились вырваться из грязного города в « постные дни» , а во время ежегодной недели ярмарки в Глазго они отправлялись в круиз по реке Клайд, чтобы увидеть чистые, нетронутые пейзажи. Крошечные деревни, возможно, с каменным причалом, вскоре превратились в курорты с деревянными причалами и виллами, гостиницами и трактирами. Местные жители сдавали комнаты, развивались пансионаты. Такие известные города, как Данун и Ротсей на острове Бьют , стали крупными курортами. Богатые люди построили виллы из песчаника в таких местах, как Килкрегган , Блэрмор и Иннеллан , куда они могли ездить ежедневно или еженедельно в течение лета.
Первое торговое судно с турбинным двигателем, пароход Clyde TS King Edward , было построено в 1901 году. Его преемник, TS Queen Mary 1933 года, до 2009 года был плавучим рестораном на реке Темзе в Лондоне. Его спасли Друзья TS Queen Mary, и сейчас она проходит реставрацию на Клайде в рамках подготовки к возвращению в пассажирские перевозки летом 2024 года. [3] [4]
PS Waverley , построенный в 1947 году, является последним морским колесным пароходом в мире. Этот корабль каждый год совершает полный сезон круизов по всей Британии и пересек Ла-Манш с визитом, чтобы отметить затопление в 1940 году своего предшественника, построенного в 1899 году, в битве при Дюнкерке . Пароход SS Sir Walter Scott 1900 года по-прежнему курсирует по Лох-Катрине , а на Лох-Ломонде PS Maid of the Loch восстанавливается .
Суда
[ редактировать ]![]() |
- ПС Комета (1812–1820)
- ПС Герой (1858–1909) [5]
- PS Иона II (1863–1864)
- PS Iona (1864–1936), пароход Клайда, прослуживший дольше всех.
- PS Канцлер (1864–1896) [5]
- П.С. Гаэль (1867–1924) [5]
- PS Колумба (1879–1935)
- PS Waverley (1885–1921), построенный для капитана Роберта Кэмпбелла для станции Килмун, перешедшей к его сыновьям П. и А. Кэмпбеллу, работал на Бристольском проливе с 1887 по 1917 год, паром и тральщик во время Первой мировой войны.
- PS Уэверли (1899–1940), выживший предшественник Уэверли , который перевозил пассажиров на «Клайде» и затонул при перевозке эвакуированных из Дюнкерка во время Второй мировой войны.
- Т.С. Король Эдвард (1901–1952)
- PS Герцогиня Монтроуз (1902–1917)
- PS Waverley (1907–1939), колесный пароход, построенный Клайдом (первоначально работавший как PS Barry, а затем переименованный в 1926 году), который перевозил пассажиров по Бристольскому каналу и был затоплен во время траления во время Второй мировой войны.
- PS Вейл Клайд (1907–1952) [5]
- ПС Орел III (1910–1946)
- Т. С. Королева Александра (1912–1958)
- ТС Король Георг V (1926–1974)
- Т. С. Герцогиня Монтроуз (1930–1964)
- PS Джини Динс (1931–1964)
- Т. С. Герцогиня Гамильтон (1932–1970)
- ТС Королева Мэри (1933–1978)
- PS Каледония (1934–1980)
- PS Waverley (1947 – настоящее время), последний морской колесный пароход в мире.
- PS Дева озера (1953–1981)
В популярной литературе и песне
[ редактировать ]Путешествие по Клайду в Ротсей увековечено в песне «День, когда мы пошли в Ротсей О». [6]
Нил Манро празднует путешествие «по воде» на пароходе «Клайд» в своем рассказе Эрчи Макферсона «Тихий выходной», впервые опубликованном в газете Glasgow Evening News от 23 мая 1908 года. [7]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Шотландская фраза недели: Doon the watter» . Шотландец . 21 октября 2014 года . Проверено 22 ноября 2016 г.
- ^ Кларк, Эндрю (2012). Удовольствия Ферта; Двести лет пароходам Клайда . Катрин, Восточный Эйршир: Stenlake Publishing. п. 17. ISBN 9781840335859 .
- ^ «BBC London News: Набережная Виктории сделала шаг назад в свое прошлое, отбуксировав лодку-паб Queen Mary» . Новости Би-би-си . 8 ноября 2009 года . Проверено 9 ноября 2009 г.
- ^ «Исторический пароход TS Queen Mary снова отправится в плавание по реке Клайд» . Новости Би-би-си . 11 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Джон КОЛЕГЕЙТ (1868). Путеводитель Колегейта по Дануну, Кирну и Хантерс-Куэй. Второе издание. [С тарелками.] . Джон Колегейт. п. 13 . Проверено 30 декабря 2020 г.
- ^ «День, когда мы пошли в Ротсей О» . Песни Шотландии . Образование Шотландии. Архивировано из оригинала 23 ноября 2016 года . Проверено 22 ноября 2016 г.
- ^ Манро, Нил, «Тихий выходной», в Осборне, Брайане Д. и Армстронге, Рональде (ред.) (2002), Эрчи, Мой забавный друг , Birlinn Limited , Эдинбург, стр. 324–328, ISBN 978-1-84158202-3
- Библиография
- МакКрори, Ян (1986), Пароходы Клайда: Иллюстрированная история , Гринок: Орр, Поллок, ISBN 978-1-869850-00-5