PS Комета
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2013 г. ) |
![]() Копия PS Comet в центре города Порт-Глазго : удлиненные лопастные коробки над двумя гребными колесами с каждой стороны.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | PS Комета |
Владелец | Генри Белл |
Запущен | 24 июля 1812 г. |
Первое путешествие | август 1812 г. |
Не работает | 21 декабря 1820 г. |
Судьба | Затонул в сильном течении в Крейгниш-Пойнт недалеко от Обана . Впоследствии перестроен в шхуну, затонул в феврале 1875 г. |
Общие характеристики | |
Тоннаж | 28 тонн |
Длина | 45 футов (14 м) |
Луч | 10 футов (3,0 м) |
Движение | Пар |
PS , шотландского инженера, который вместе ( гребной пароход ) Comet был построен в 1812 году для Генри Белла со своей женой стал владельцем отеля Baths, предлагающего морские купания в Хеленсбурге . 15 августа 1812 года корабль Белла начал пассажирское сообщение по реке Клайд , соединив Хеленсбург с Гриноком и Глазго . Это был первый коммерчески успешный пароход в Европе. Белл получил двигатель от Джона Робертсона из Глазго, а корабль для него построили Джон и Чарльз Вуд из Порт-Глазго . [ 1 ] [ 2 ]
История
[ редактировать ]Генри Белл заинтересовался паровыми лодками и, чтобы поучиться на предприятии Шарлотты Дандас , переписывался с Робертом Фултоном , который ввел в эксплуатацию пароход Норт-Ривер (также известный как « Клермонт» ) в 1807 году как первый коммерчески успешный пароход. [ 1 ]
Зимой 1811/1812 года Белл поручил Джону и Чарльзу Вудам из компании «Джон Вуд и компания» , судостроителей из Порт-Глазго , построить колесный пароход, получивший название «Комета» . [ 3 ] [ 4 ] назван в честь « Великой кометы » 1811 года. Судно грузоподъемностью 28 тонн имело палубу длиной 43,5 фута (13,3 м) и ширину 11,25 фута (3,43 м). [ 5 ] Он имел по два гребных колеса с каждой стороны, приводимых в движение одноцилиндровым двигателем мощностью от 3 до 4 лошадиных сил (от 2 до 3 киловатт). [ 5 ] Двигатель был изготовлен Джоном Робертсоном из Глазго, а котел - Дэвидом Нэпьером , Камлачи , Глазго. [ 3 ] [ 6 ] (история гласит, что они произошли от экспериментальной маленькой паровой машины, которую Белл установил для перекачки морской воды в бани Хеленсбурга) [ нужна ссылка ] . Воронка была высокой и тонкой, служившей мачтой, с реем , позволяющим поддерживать квадратный парус при попутном ветре. [ 3 ] [ 5 ] В небольшой кормовой каюте были деревянные сиденья перед потайными кроватями и столом. Сообщалось, что комета «ярко раскрашена, а ее номинальной фигурой является женщина, одетая во все цвета радуги». [ 3 ]
Комета была запущена 24 июля 1812 года. [ 5 ] с ее пробным заездом 6 августа из Порт-Глазго до Брумило в Глазго, на 20 миль (32 километра) ушло три с половиной часа. [ 3 ] [ 5 ] [ Примечание 1 ] Двойные гребные колеса были признаны неудовлетворительными, и была заменена парой одинарных колес, что увеличило скорость почти до 7 узлов . [ 5 ]
15 августа 1812 года Белл объявил в местной газете «The Greenock Advertiser», что с этого дня «Комета» начнет регулярные пассажирские перевозки на расстояние 25 миль (40 километров) в каждую сторону: [ 7 ]
Пароход «Комета» между Глазго, Гриноком и Хеленсбургом только для пассажиров
Абонент, затратив большие средства, оборудовал красивое судно для плавания по реке Клайд из Глазго, чтобы плыть с помощью силы воздуха, ветра и пара, и намеревается, чтобы судно покидало Брумило по вторникам, четвергам и субботам. примерно в полдень или в такой час после этого, который может зависеть от состояния прилива, и покидать Гринок по понедельникам, средам и пятницам утром, в соответствии с приливом.
15 августа Comet совершила первое коммерческое плавание из Глазго в Боулинг , Хеленсбург и Гринок, открыв эру парохода на Клайде, а также в более широком смысле в Великобритании и Европе. [ 3 ] Стоимость проезда составляла «четыре шиллинга за лучшую каюту и три шиллинга за вторую». Поскольку на судне явно не было кают в современном понимании, неясно, что это означало.


Успех этой услуги быстро вызвал конкуренцию: компания начала курсировать по Ферт-оф-Клайд и морским озерам в Ларгс , Ротсей , Кэмпбелтаун и Инверарей в течение четырех лет , и «Комета» была превзойдена более новыми пароходами. Белл ненадолго попробовал услугу на заливе Ферт-оф-Форт .
Знаменитые пассажиры
[ редактировать ]- сэр Вальтер Скотт
- Джеймс Ватт (в 1816 году, посетив свой родной город Гринок в преклонном возрасте) - к этому моменту Белл предложил обратную поездку из Глазго в Ротсей в тот же день, который предпринял Ватт. [ 7 ]
Крушение
[ редактировать ]Белл удлинил «Комету» и переоборудовал ее двигатель, а с сентября 1819 года совершил рейс в Обан и Форт-Уильям (через канал Кринан ), путешествие, которое заняло четыре дня. 15 декабря 1820 года «Комета» с Беллом на борту потерпела крушение в результате сильного течения в районе Крейгниш-Пойнт недалеко от Обана. [ 8 ] Смертельных случаев не было. [ 8 ] Один из паровозов закончил свои рабочие дни на пивоварне в Гриноке, [ 4 ] и сейчас находится в Музее науки в Лондоне. [ 6 ] [ 4 ]
Судьба
[ редактировать ]В 1875 году шхуна «Энн» столкнулась с пароходом в Гриноке , Ренфрушир , и затонула. Газета Glasgow Herald сообщила о статье из Greenock Telegraph , в которой говорилось, что «часть корпуса «Энн» — это все, что осталось от старой «Кометы» Генри Белла, первого парохода, когда-либо ходившего в европейских водах. Несколько лет назад судно было куплено. Смилли из Глазго, и старый двигатель Белла был снят. Ее удлинили, превратили в шхуну и использовали в торговле Ларна, где она пользовалась большим фаворитом. В народе его называли «Длинная Энн». Некоторое время назад он сгорел до кромки воды, но его корпус был настолько хорош, и он настолько понравился владельцам, что они оттащили его в док и приспособили к нему «Любопытный». дело в том, что, построенная в Порт-Глазго 63 года назад и претерпевшая множество превратностей, она должна, как старый обветренный моряк, закончить свои дни почти на пороге собственного дома». [ 9 ]
Комета II
[ редактировать ]Белл построил еще одно судно, «Комету II» , но 21 октября 1825 года оно столкнулось с пароходом «Эйр» у Кемпок-Пойнт, Гурок , Шотландия. [ 8 ]
Мы узнаем, что у « Эра » на носу горел свет, а у « Кометы» его не было. Однако, поскольку ночь была ясной, очевидно, что велось плохое наблюдение и с обеих сторон проявлялось самое предосудительное пренебрежение. , что в момент катастрофы находившиеся на палубе «Кометы » Говорят танцевали. Пассажиры, находившиеся внизу, были в приподнятом настроении, развлекаясь, рассказывая и слушая занимательные истории. Первый удар пришелся по веслу « Кометы» . Капитан и пассажиры немедленно выбежали на палубу, чтобы посмотреть, в чем дело; когда – следующий роковой удар произошел с такой силой, что « Комета» наполнилась и через две минуты рухнула вниз головой. В тот момент, когда этот взгляд был сделан, « Эйр» , вместо того, чтобы оказать какую-либо помощь, двинул весла назад, развернулся и отправился в Гринок, предоставив их на произвол судьбы.
- The Sydney Gazette и рекламодатель Нового Южного Уэльса , 25 марта 1826 г., стр. 3.
Комета II затонула очень быстро, в результате чего погибли 62 из примерно 80 пассажиров на борту. [ 8 ] включая зятя Джона Андерсона , друга Роберта Бернса . Также утонули недавно поженившиеся капитан Уэмисс Эрскин Сазерленд из 33-го полка и Сара, урожденная Дафф, из Мюртауна. [ 8 ] [ 10 ] После потери второго корабля Белл отказался от работы над паровой навигацией. [ 8 ]
Реплика
[ редактировать ]
Копия расположенная , «Кометы» в Порт-Глазго, была построена учениками верфи Литгоуса в 1962 году к 150-летию оригинала. [ 11 ] [ 4 ] В рамках юбилейных торжеств копия отправилась из Порт-Глазго в Хеленсбург и обратно в сопровождении флотилии небольших кораблей. [ 12 ]
В 2011 году, незадолго до 200-летнего юбилея оригинала, точная копия была восстановлена благодаря партнерству Inverclyde Council , Ferguson Shipbuilders и организации The Trust. [ 12 ] Реставрация обошлась в 180 000 фунтов стерлингов. [ 12 ]
Отчет об обследовании и состоянии был заказан Советом Инверклайда и представлен еще в 2019 году. Исследование показало, что деревянный корпус копии находится в таком плохом состоянии, что его экономический ремонт не подлежит, и было рекомендовано снять оборудование и поместить его в новое. корпус. [ 13 ]
В апреле 2023 года копия корабля была разобрана, а деревянные конструкции сданы на слом Советом Инверклайда. Никаких следов корабля-копии на этом месте не осталось. [ 14 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В некоторых источниках указывается, что запуск состоялся в 1811 г. и 18 января 1812 г. для пробного путешествия. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Дерри, Томас Кингстон; Уильямс, Тревор Илтид (1960). Краткая история технологий с древнейших времен до 1900 года нашей эры, часть 1900 года . Курьерская корпорация. п. 328. ИСБН 978-0-4862-7472-0 .
- ^ Уокер, FM (2010). Корабли и судостроители: пионеры проектирования и строительства . Книги о ручке и мече. стр. 56–59. ISBN 978-1-78383-040-4 . Проверено 9 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж МакКуин, Эндрю (1924). Отголоски гребных колес старого Клайда . Глазго: Гованс и Грей. стр. 12–14, 21–22.
- ^ Jump up to: а б с д «Двигатель Comet используется на пивоварне!» . Телеграф Гринока онлайн . 3 августа 2004 г. Архивировано из оригинала 3 августа 2004 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Спратт, Х. Филип (1958). Рождение парохода . Лондон: Charles Griffin & Co Ltd., стр. 87–88 .
- ^ Jump up to: а б Дейтон, Алистер (2013). Справочник пароходов Clyde . Страуд, Глостершир: Издательство Amberley Publishing. п. 9. ISBN 978-1-4456-1487-8 .
- ^ Jump up to: а б Роберт Чемберс (1864 г.). Книга дней Чемберса . п. 15 августа.
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж Иэн Ланди (9 мая 2006 г.). «Пассажиры «отсыпались в Вечность», когда их пароход затонул» . Шотландец . Архивировано из оригинала 7 ноября 2006 года.
- ^ «Буря и Метель». Вестник . № 10972. Глазго. 25 февраля 1875 г.
- ^ Национальная библиотека Шотландии MS 9854 ff 177-180
- ^ Гэвин Стюарт (2010). «Точная копия кометы будет отремонтирована на местной верфи» . Общество сохранения лопастных пароходов .
- ^ Jump up to: а б с «ИЗ Архива — копия колесного парохода «Комета» возвращена на место после реставрации в 2011 году» . Инверклайд сейчас . 15 октября 2020 г.
- ^ «Реплика культовой кометы «не подлежит ремонту», считает эксперт» . Инверклайд сейчас . 17 октября 2020 г.
- ^ «Реплика КОМЕТЫ в Порт-Глазго удаляется» . Инверклайд сейчас . 4 апреля 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Clyde Pleasure Steamers Ян МакКрори, Orr, Pollock & Co. Ltd., Гринок, ISBN 1-869850-00-9
Внешние ссылки
[ редактировать ]