Jump to content

PS Комета

Копия PS Comet в центре города Порт-Глазго : удлиненные лопастные коробки над двумя гребными колесами с каждой стороны.
История
Шотландия
Имя PS Комета
Владелец Генри Белл
Запущен 24 июля 1812 г.
Первое путешествие август 1812 г.
Не работает 21 декабря 1820 г.
Судьба Затонул в сильном течении в Крейгниш-Пойнт недалеко от Обана . Впоследствии перестроен в шхуну, затонул в феврале 1875 г.
Общие характеристики
Тоннаж 28 тонн
Длина 45 футов (14 м)
Луч 10 футов (3,0 м)
Движение Пар

PS , шотландского инженера, который вместе ( гребной пароход ) Comet был построен в 1812 году для Генри Белла со своей женой стал владельцем отеля Baths, предлагающего морские купания в Хеленсбурге . 15 августа 1812 года корабль Белла начал пассажирское сообщение по реке Клайд , соединив Хеленсбург с Гриноком и Глазго . Это был первый коммерчески успешный пароход в Европе. Белл получил двигатель от Джона Робертсона из Глазго, а корабль для него построили Джон и Чарльз Вуд из Порт-Глазго . [ 1 ] [ 2 ]

Генри Белл заинтересовался паровыми лодками и, чтобы поучиться на предприятии Шарлотты Дандас , переписывался с Робертом Фултоном , который ввел в эксплуатацию пароход Норт-Ривер (также известный как « Клермонт» ) в 1807 году как первый коммерчески успешный пароход. [ 1 ]

Зимой 1811/1812 года Белл поручил Джону и Чарльзу Вудам из компании «Джон Вуд и компания» , судостроителей из Порт-Глазго , построить колесный пароход, получивший название «Комета» . [ 3 ] [ 4 ] назван в честь « Великой кометы » 1811 года. Судно грузоподъемностью 28 тонн имело палубу длиной 43,5 фута (13,3 м) и ширину 11,25 фута (3,43 м). [ 5 ] Он имел по два гребных колеса с каждой стороны, приводимых в движение одноцилиндровым двигателем мощностью от 3 до 4 лошадиных сил (от 2 до 3 киловатт). [ 5 ] Двигатель был изготовлен Джоном Робертсоном из Глазго, а котел - Дэвидом Нэпьером , Камлачи , Глазго. [ 3 ] [ 6 ] (история гласит, что они произошли от экспериментальной маленькой паровой машины, которую Белл установил для перекачки морской воды в бани Хеленсбурга) [ нужна ссылка ] . Воронка была высокой и тонкой, служившей мачтой, с реем , позволяющим поддерживать квадратный парус при попутном ветре. [ 3 ] [ 5 ] В небольшой кормовой каюте были деревянные сиденья перед потайными кроватями и столом. Сообщалось, что комета «ярко раскрашена, а ее номинальной фигурой является женщина, одетая во все цвета радуги». [ 3 ]

Комета была запущена 24 июля 1812 года. [ 5 ] с ее пробным заездом 6 августа из Порт-Глазго до Брумило в Глазго, на 20 миль (32 километра) ушло три с половиной часа. [ 3 ] [ 5 ] [ Примечание 1 ] Двойные гребные колеса были признаны неудовлетворительными, и была заменена парой одинарных колес, что увеличило скорость почти до 7 узлов . [ 5 ]

15 августа 1812 года Белл объявил в местной газете «The Greenock Advertiser», что с этого дня «Комета» начнет регулярные пассажирские перевозки на расстояние 25 миль (40 километров) в каждую сторону: [ 7 ]

Пароход «Комета» между Глазго, Гриноком и Хеленсбургом только для пассажиров
Абонент, затратив большие средства, оборудовал красивое судно для плавания по реке Клайд из Глазго, чтобы плыть с помощью силы воздуха, ветра и пара, и намеревается, чтобы судно покидало Брумило по вторникам, четвергам и субботам. примерно в полдень или в такой час после этого, который может зависеть от состояния прилива, и покидать Гринок по понедельникам, средам и пятницам утром, в соответствии с приливом.

15 августа Comet совершила первое коммерческое плавание из Глазго в Боулинг , Хеленсбург и Гринок, открыв эру парохода на Клайде, а также в более широком смысле в Великобритании и Европе. [ 3 ] Стоимость проезда составляла «четыре шиллинга за лучшую каюту и три шиллинга за вторую». Поскольку на судне явно не было кают в современном понимании, неясно, что это означало.

Оригинальный двигатель Comet
Маховик от «Кометы» на Восточной Эспланаде Хеленсбурга

Успех этой услуги быстро вызвал конкуренцию: компания начала курсировать по Ферт-оф-Клайд и морским озерам в Ларгс , Ротсей , Кэмпбелтаун и Инверарей в течение четырех лет , и «Комета» была превзойдена более новыми пароходами. Белл ненадолго попробовал услугу на заливе Ферт-оф-Форт .

Знаменитые пассажиры

[ редактировать ]
  • сэр Вальтер Скотт
  • Джеймс Ватт (в 1816 году, посетив свой родной город Гринок в преклонном возрасте) - к этому моменту Белл предложил обратную поездку из Глазго в Ротсей в тот же день, который предпринял Ватт. [ 7 ]

Крушение

[ редактировать ]

Белл удлинил «Комету» и переоборудовал ее двигатель, а с сентября 1819 года совершил рейс в Обан и Форт-Уильям (через канал Кринан ), путешествие, которое заняло четыре дня. 15 декабря 1820 года «Комета» с Беллом на борту потерпела крушение в результате сильного течения в районе Крейгниш-Пойнт недалеко от Обана. [ 8 ] Смертельных случаев не было. [ 8 ] Один из паровозов закончил свои рабочие дни на пивоварне в Гриноке, [ 4 ] и сейчас находится в Музее науки в Лондоне. [ 6 ] [ 4 ]

В 1875 году шхуна «Энн» столкнулась с пароходом в Гриноке , Ренфрушир , и затонула. Газета Glasgow Herald сообщила о статье из Greenock Telegraph , в которой говорилось, что «часть корпуса «Энн» — это все, что осталось от старой «Кометы» Генри Белла, первого парохода, когда-либо ходившего в европейских водах. Несколько лет назад судно было куплено. Смилли из Глазго, и старый двигатель Белла был снят. Ее удлинили, превратили в шхуну и использовали в торговле Ларна, где она пользовалась большим фаворитом. В народе его называли «Длинная Энн». Некоторое время назад он сгорел до кромки воды, но его корпус был настолько хорош, и он настолько понравился владельцам, что они оттащили его в док и приспособили к нему «Любопытный». дело в том, что, построенная в Порт-Глазго 63 года назад и претерпевшая множество превратностей, она должна, как старый обветренный моряк, закончить свои дни почти на пороге собственного дома». [ 9 ]

Комета II

[ редактировать ]

Белл построил еще одно судно, «Комету II» , но 21 октября 1825 года оно столкнулось с пароходом «Эйр» у Кемпок-Пойнт, Гурок , Шотландия. [ 8 ]

Мы узнаем, что у « Эра » на носу горел свет, а у « Кометы» его не было. Однако, поскольку ночь была ясной, очевидно, что велось плохое наблюдение и с обеих сторон проявлялось самое предосудительное пренебрежение. , что в момент катастрофы находившиеся на палубе «Кометы » Говорят танцевали. Пассажиры, находившиеся внизу, были в приподнятом настроении, развлекаясь, рассказывая и слушая занимательные истории. Первый удар пришелся по веслу « Кометы» . Капитан и пассажиры немедленно выбежали на палубу, чтобы посмотреть, в чем дело; когда – следующий роковой удар произошел с такой силой, что « Комета» наполнилась и через две минуты рухнула вниз головой. В тот момент, когда этот взгляд был сделан, « Эйр» , вместо того, чтобы оказать какую-либо помощь, двинул весла назад, развернулся и отправился в Гринок, предоставив их на произвол судьбы.

- The Sydney Gazette и рекламодатель Нового Южного Уэльса , 25 марта 1826 г., стр. 3.

Комета II затонула очень быстро, в результате чего погибли 62 из примерно 80 пассажиров на борту. [ 8 ] включая зятя Джона Андерсона , друга Роберта Бернса . Также утонули недавно поженившиеся капитан Уэмисс Эрскин Сазерленд из 33-го полка и Сара, урожденная Дафф, из Мюртауна. [ 8 ] [ 10 ] После потери второго корабля Белл отказался от работы над паровой навигацией. [ 8 ]

Реплика в Порт-Глазго

Копия расположенная , «Кометы» в Порт-Глазго, была построена учениками верфи Литгоуса в 1962 году к 150-летию оригинала. [ 11 ] [ 4 ] В рамках юбилейных торжеств копия отправилась из Порт-Глазго в Хеленсбург и обратно в сопровождении флотилии небольших кораблей. [ 12 ]

В 2011 году, незадолго до 200-летнего юбилея оригинала, точная копия была восстановлена ​​благодаря партнерству Inverclyde Council , Ferguson Shipbuilders и организации The Trust. [ 12 ] Реставрация обошлась в 180 000 фунтов стерлингов. [ 12 ]

Отчет об обследовании и состоянии был заказан Советом Инверклайда и представлен еще в 2019 году. Исследование показало, что деревянный корпус копии находится в таком плохом состоянии, что его экономический ремонт не подлежит, и было рекомендовано снять оборудование и поместить его в новое. корпус. [ 13 ]

В апреле 2023 года копия корабля была разобрана, а деревянные конструкции сданы на слом Советом Инверклайда. Никаких следов корабля-копии на этом месте не осталось. [ 14 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. В некоторых источниках указывается, что запуск состоялся в 1811 г. и 18 января 1812 г. для пробного путешествия. [ нужна ссылка ]
  1. ^ Jump up to: а б Дерри, Томас Кингстон; Уильямс, Тревор Илтид (1960). Краткая история технологий с древнейших времен до 1900 года нашей эры, часть 1900 года . Курьерская корпорация. п. 328. ИСБН  978-0-4862-7472-0 .
  2. ^ Уокер, FM (2010). Корабли и судостроители: пионеры проектирования и строительства . Книги о ручке и мече. стр. 56–59. ISBN  978-1-78383-040-4 . Проверено 9 марта 2024 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж МакКуин, Эндрю (1924). Отголоски гребных колес старого Клайда . Глазго: Гованс и Грей. стр. 12–14, 21–22.
  4. ^ Jump up to: а б с д «Двигатель Comet используется на пивоварне!» . Телеграф Гринока онлайн . 3 августа 2004 г. Архивировано из оригинала 3 августа 2004 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Спратт, Х. Филип (1958). Рождение парохода . Лондон: Charles Griffin & Co Ltd., стр. 87–88 .
  6. ^ Jump up to: а б Дейтон, Алистер (2013). Справочник пароходов Clyde . Страуд, Глостершир: Издательство Amberley Publishing. п. 9. ISBN  978-1-4456-1487-8 .
  7. ^ Jump up to: а б Роберт Чемберс (1864 г.). Книга дней Чемберса . п. 15 августа. {{cite book}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж Иэн Ланди (9 мая 2006 г.). «Пассажиры «отсыпались в Вечность», когда их пароход затонул» . Шотландец . Архивировано из оригинала 7 ноября 2006 года.
  9. ^ «Буря и Метель». Вестник . № 10972. Глазго. 25 февраля 1875 г.
  10. ^ Национальная библиотека Шотландии MS 9854 ff 177-180
  11. ^ Гэвин Стюарт (2010). «Точная копия кометы будет отремонтирована на местной верфи» . Общество сохранения лопастных пароходов .
  12. ^ Jump up to: а б с «ИЗ Архива — копия колесного парохода «Комета» возвращена на место после реставрации в 2011 году» . Инверклайд сейчас . 15 октября 2020 г.
  13. ^ «Реплика культовой кометы «не подлежит ремонту», считает эксперт» . Инверклайд сейчас . 17 октября 2020 г.
  14. ^ «Реплика КОМЕТЫ в Порт-Глазго удаляется» . Инверклайд сейчас . 4 апреля 2023 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Clyde Pleasure Steamers Ян МакКрори, Orr, Pollock & Co. Ltd., Гринок, ISBN   1-869850-00-9
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e55f804532515b14f96aa5827ce1ead7__1722095040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e5/d7/e55f804532515b14f96aa5827ce1ead7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
PS Comet - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)