Шарлотта Дандас
![]() Шарлоттой Дандас . Рисунок Роберта Боуи в разрезе с
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Шарлотта Дандас |
Тезка | Леди Шарлотта Дандас (дочь лорда Дандаса) |
Владелец | Лорд Дандас |
Строитель | Джон Аллан |
Первое путешествие | 4 января 1803 г. |
Судьба | Расставание, 1861 г. |
Примечания | Разработан Уильямом Симингтоном (1764–1831). Модель Шарлотты Дандас хранится в Музее Виктории, Мельбурн, Австралия. |
Общие характеристики | |
Тип | Лопастной пароход |
Длина | 56 футов (17 м) |
Луч | 18 футов (5,5 м) |
Глубина захвата | 8 футов (2,4 м) |
Движение |
|
Скорость | 2 мили в час (3,2 км/ч) |
Шарлотта Дандас считается вторым успешным пароходом в мире , первым пароходом-буксировщиком и лодкой, продемонстрировавшей практичность паровой энергии для кораблей. [ 1 ]
Ранние эксперименты
[ редактировать ]Разработка экспериментальных байдарок с паровым двигателем Уильямом Симингтоном была остановлена, когда спонсор Патрик Миллер из Далсвинтона отказался от проекта. Симингтон продолжал производить паровые насосные и мельничные двигатели. В 1793 году он разработал привод, использующий поворотную траверсу над вертикальным цилиндром для передачи мощности на кривошип.
Проект Миллера и неудачная попытка капитана Джона Шанка создать паровой буксир по каналу привлекли внимание Томаса, лорда Дандаса , губернатора компании каналов Форт и Клайд , и на собрании директоров компании канала 5 июня 1800 г. предложения на основе «модели лодки капитана Шанка, которая будет приводиться в движение паровым двигателем г-на Симингтона» .
Лодка была построена Александром Хартом в Грейнджмуте по проекту Симингтона с двигателем с вертикальным цилиндром и крейцкопфом, передающим мощность на кривошип, приводящий в движение гребные колеса. Испытания на реке Каррон в июне 1801 года прошли успешно. Эту первую лодку, возможно, назвали «Шарлотта Дандас» , и испытания, по-видимому, включали буксировку шлюпов из реки Форт вверх по Каррону, а оттуда по каналам Форт и Клайд . Высказывались опасения по поводу повреждения берегов канала волнами, и, возможно, лодка оказалась недостаточно мощной на канале, поэтому компания, работающая на канале, отказалась от дальнейших испытаний.
Шарлотта Дандас
[ редактировать ]
В 1801 году Симингтон запатентовал горизонтальную паровую машину, напрямую связанную с кривошипом, и получил поддержку лорда Дандаса для создания второго парохода, который стал известен как Шарлотта Дандас , названная в честь дочери его светлости.
Строительство
[ редактировать ]Симингтон спроектировал новый корпус на основе своего мощного горизонтального двигателя, кривошип которого приводил в движение большое лопастное колесо на центральной опоре корпуса, чтобы избежать повреждения берегов канала. Новая лодка имела длину 56 футов (17,1 м), ширину 18 футов (5,5 м) и глубину 8 футов (2,4 м) с деревянным корпусом. После того, как модель лодки была изготовлена и показана лорду Дандасу, лодку построил Джон Аллан, а двигатель — компания Carron .
Первое плавание
[ редактировать ]Первое плавание состоялось по каналу в Глазго 4 января 1803 года, на борту находились лорд Дандас и несколько его родственников и друзей. После некоторых улучшений в марте 1803 года Шарлотта Дандас отбуксировала две 70-тонные баржи на 30 км (19 миль) вдоль канала Форт и Клайд в Глазго, и, несмотря на «сильный ветер прямо впереди», который остановил все остальные лодки по каналу, это потребовалось всего девять и четверть часа, что дает среднюю скорость около 3 километров в час (1,9 миль в час). Это продемонстрировало практичность паровой энергии для буксировки лодок.
Конец проекта
[ редактировать ]Планы по вводу лодок на канал Форт и Клайд были сорваны, в основном из-за опасений эрозии берегов, а проект строительства буксиров для канала Бриджуотер закончился смертью герцога Бриджуотера за несколько дней до мартовского суда. Шарлотта Дандас оставалась в заводи канала в Бейнсфорде , пока он не был разрушен в 1861 году. Симингтону не заплатили все, что он вложил в строительство Шарлотты Дандас , и он остался разочарованным, но разработку пароходов продолжили другие, включая Роберта Фултона. в США и Генри Белл в Шотландии.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фрай, с. 27.
• БЭГ Кларк, Симингтон и пароход ISBN 978-1-4457-4936-5 (Амазонка) •БЕГ Кларк, Steamboat Evolution; Краткая история ISBN 978-1-84753-201-5 (Амазонка)
Внешние ссылки
[ редактировать ]