HMAS Аделаида (1918)
![]() HMAS Adelaide в третьей конфигурации вооружения | |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Аделаида |
Тезка | Город Аделаида |
Строитель | Верфь острова Какаду |
Заложен | 20 ноября 1915 г. |
Запущен | 27 июля 1918 г. |
Завершенный | 31 июля 1922 г. |
Введен в эксплуатацию | 5 августа 1922 г. |
Выведен из эксплуатации | 27 июня 1928 г. |
повторно введен в эксплуатацию | 13 марта 1939 г. |
Выведен из эксплуатации | 17 мая 1939 г. |
повторно введен в эксплуатацию | 1 сентября 1939 г. |
Выведен из эксплуатации | 26 февраля 1945 г. |
повторно введен в эксплуатацию | 19 мая 1945 г. |
Выведен из эксплуатации | 13 мая 1946 г. |
Девиз |
|
Псевдоним(а) | HMAS с длительной задержкой |
Почести и награды |
|
Судьба | Продан на металлолом |
Общие характеристики | |
Класс и тип | городского типа Легкий крейсер |
Смещение | 5560 длинных тонн (5650 т) |
Длина | 138,8 м (455 футов) |
Луч | 14,9 м (49 футов) |
Черновик | 5,7 м (19 футов) |
Движение | Турбины Парсонса, 2 вала, 25 000 л.с. (19 000 кВт) |
Скорость | 25 узлов (46,3 км/ч; 28,8 миль в час) |
Дополнить |
|
Вооружение |
|
Броня | Бортовой бронепояс толщиной 3 дюйма (7,6 см) над миделем корабля. |
HMAS Adelaide — класса Town лёгкий крейсер Королевского военно-морского флота Австралии (RAN), названный в честь Аделаиды , столицы Южной Австралии . Заложенный в 1915 году, из-за нехватки во время войны и модификаций конструкции корабль был построен только в 1922 году, за что получил прозвище «HMAS Longdelayed ».
Аделаида Королевского флота служила в эскадрилье специальной службы в 1924 и 1925 годах и участвовала в резне в Малаите в 1927 году . Он был выведен из эксплуатации в 1928 году, но был модернизирован и вернулся в строй незадолго до начала Второй мировой войны . Во время войны Аделаида участвовала в успешных усилиях по обеспечению безопасности колонии Новая Каледония для Свободной Франции , присутствовала во время атаки японской сверхмалой подводной лодки на гавань Сиднея и перехватила немецкого блокадника Рамзеса .
Крейсер выведен из состава флота в 1946 году и разобран на металлолом в 1949 году.
Проектирование и строительство
[ редактировать ]Конструкция Adelaide была изменена на основе Chatham подкласса легких крейсеров класса Town и имела сходство с подклассом Birmingham . [1] Корабль имел общую длину 462 фута 6,5 дюйма (140,983 м) и длину 430 футов (130 м) между перпендикулярами , ширину 49 футов 9,5 дюйма (15,177 м) и осадку 19,66 футов (5,99 м). [2] Первоначальная корабельная рота насчитывала 33 офицера и 450 матросов, но к 1941 году она сократилась до 26 офицеров и 436 матросов. [1]
Силовая установка состояла из турбин Парсонса , обеспечивающих мощность 25 000 лошадиных сил (19 000 кВт) на два гребных вала. [1] Согласно проекту, максимальная скорость корабля составляла 25 узлов (46 км/ч; 29 миль в час), но в результате модификаций за время ее карьеры эта скорость увеличилась до 25,5 узлов (47,2 км/ч; 29,3 миль в час) в 1920-х годах, а затем упала до 24,8. узлов (45,9 км/ч; 28,5 миль в час) к 1941 году. [2] Первоначально крейсер работал как на угле, так и на нефти, но в результате переоборудования корабля в 1938–39 годах он был переведен только на нефть, а также были сняты передняя воронка и котлы. [1]
«Аделаида» была заложена на верфи «Какаду-Айленд» в Сиднее 20 ноября 1915 года. [3] Она была спущена на воду 27 июля 1918 года леди Хелен Манро Фергюсон , женой генерал-губернатора Австралии сэра Рональда Манро Фергюсона . [1] [4] Строительство не было завершено до 31 июля 1922 года из-за нехватки деталей оборудования во время войны, потери поковок деталей машин, которые не могли быть изготовлены в Австралии из-за действий противника, а также модификаций, основанных на опыте военного времени: за это корабль получил прозвище «HMAS Longdelayed ». [1] [4] Окончательно он был принят в состав РАН 5 августа 1922 года. [1] Аделаиды обошлось в 1 271 782 фунта. Строительство [1]

был Значок корабля основан на муниципальной печати города Аделаиды. [5] Ее девизом было « Ut Prosint Omnibus Conjuncti », что на латыни означает «Единство ради общего блага». [6] В некоторых неправильных версиях значка корабля указан девиз «United We Stand», девиз HMAS Anzac . [6]
Вооружение
[ редактировать ]На спуске на воду вооружение крейсера состояло из девяти 6-дюймовых корабельных орудий BL 6-дюймовых Mk XII , одной 3-дюймовой зенитной пушки QF , одной Ordnance QF мощностью 8 центнеров 12-фунтовой полевой пушки , четырех 3-фунтовых салютных орудий QF Гочкиса, десять 0,303-дюймовых пулеметов (смесь пулеметов Льюиса и Максима ), два подводных 21-дюймовых торпедных аппарата и два желоба для глубинных бомб . [2] В 1924 году количество пулеметов было увеличено до двенадцати. [2]
В ходе ремонта в 1938 и 1939 годах Аделаиды » было изменено. вооружение « [1] Одно 6-дюймовое орудие, полевое орудие, зенитное орудие и торпедные аппараты были сняты. Их заменили тремя 4-дюймовыми зенитными автоматами. [1] В это же время было модернизировано и оборудование управления огнем. [7] В мае-июне 1942 года зенитное вооружение пополнилось шестью 20-мм пушками «Эрликон». [1] В ходе другого ремонта, продолжавшегося с июня по сентябрь 1943 года, была снята вторая 6-дюймовая пушка, 4-дюймовое вооружение сокращено до двух орудий и установлены четыре гидравлических метателя глубинных бомб. [1]
Операционная история
[ редактировать ]1922–1939
[ редактировать ]
После коротких ходовых испытаний и периода отработки у залива Джервис, Аделаида провела период с момента ввода в эксплуатацию до февраля 1924 года, выполняя стандартные обязанности и учения на всей австралийской станции . [1] [4] Королевского флота 18 апреля 1924 года, после краткого ремонта, он присоединился к эскадрилье специальной службы для круиза с поднятием флага за пределами австралийских вод. [1] Во время путешествия Аделаида посетила Новую Зеландию, Фиджи, Гавайи, западное побережье Канады и США, Панамский канал (став первым кораблем RAN, прошедшим через него), Карибский бассейн и восточную Канаду, прежде чем 28 сентября достичь Портсмута. . [1] Крейсер отправился домой 10 января 1925 года, пройдя через Средиземное море, Цейлон, Сингапур и остров Четверг, и достиг Сиднея 7 апреля. [1] [4]
В октябре 1927 года Аделаида была вызвана на Соломоновы острова в ответ на убийство окружного офицера, кадета и пятнадцати местных полицейских уроженцами Квайо в Малаите . [1] [4] Прибыв в Тулаги 14 октября, офицер и шестнадцать матросов были отправлены на берег для усиления местных правоохранительных органов. [4] Затем корабль проследовал в Малаиту, чтобы защитить высадку трех взводов войск 17 октября, затем остался в этом районе, чтобы обеспечить кадровую поддержку солдатам в поисках убийц, что стало резней в Малаите . [1] [4] Аделаида вернулась в Австралию 23 ноября. [1] В течение следующего года Аделаида продолжила серию учений и рекламных визитов в австралийские порты. [4]
27 июня 1928 года крейсер был выведен в резерв. [1] В 1938 и 1939 годах корабль прошел модернизацию стоимостью 60 000 фунтов, которая включала перевод с угля и нефти в качестве топлива на только нефть (требующую удаления двух котлов и выхлопной трубы), а также изменения в вооружении крейсера. [1] Крейсер был вновь введен в строй 13 марта 1939 года и проводил учения вместе с австралийской и новозеландской эскадрами . [7] Корабль вернулся в Сидней в конце апреля и снова был выплачен 17 мая, чтобы корабельную роту можно было отправить в Англию на борту SS Autolycus для ввода в эксплуатацию нового легкого крейсера HMAS Perth . [7] Учитывая неизбежную угрозу войны в Европе, «Аделаида» была готова к возвращению в строй и была введена в эксплуатацию 1 сентября. [8]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Первоначально корабль использовался для сопровождения и охраны конвоев в водах Австралии. [8]
В сентябре 1940 года Аделаида перевезла французского чиновника Анри Сото с Новых Гебридских островов (позже Вануату) в Нумеа , Новая Каледония . Сото был назначен губернатором Свободной Франции лидером Шарлем де Голлем после попыток Виши Франции получить контроль над французской колонией. [8] [9] 3 сентября по пути Аделаида столкнулась с торговым судном SS Coptic . (Хотя оба корабля получили лишь незначительные повреждения, компания Shaw, Savill & Albion Line в 1947 году подала в суд на австралийское правительство о возмещении ущерба на сумму 35 000 фунтов стерлингов . [8] ) После высадки Сото 25 сентября Аделаида патрулировала побережье, чтобы противостоять предполагаемой угрозе со стороны шлюпа Виши « Дюмон д'Юрвиль» . [8] Австралийский крейсер оставался в этом районе до тех пор, пока ситуация не стабилизировалась, и 8 октября вернулся в Сидней. [8] Аделаида возобновила обязанности по сопровождению и патрулированию вод Австралии и Новой Гвинеи. [7]
В период с мая по июль 1942 года «Аделаида» стояла в доке у Гарден-Айленда для ремонта, направленного в первую очередь на увеличение зенитного вооружения корабля. [5] [7] Следовательно, корабль был одним из нескольких крупных кораблей союзников в гавани Сиднея во время атаки японской сверхмалой подводной лодки 31 мая 1942 года. [10] После ремонта «Аделаида» была направлена во Фримантл для работы по сопровождению конвоев в Индийском океане. [5]

В ноябре 1942 года «Аделаида» вместе с голландским крейсером HNLMS Jacob van Heemskerk и австралийскими корветами Cessnock и Toowoomba сопровождала конвой через южную часть Индийского океана. [5] 28 ноября корабли заметили неопознанное судно, назвавшееся норвежским торговым судном «Тайян» . [5] Офицеры на борту «Аделаиды» узнали в корабле немецкого блокадника «Рамзеса» , но не получили ответа на свой вызов до тех пор, пока с корабля не были спущены две шлюпки, после чего раздался звук взрыва затопленного заряда. [5] Аделаида открыла огонь, попав третьим залпом вперед, и продолжала стрелять, пока через восемь минут Рамзес не затонул, а затем вытащила немцев из лодок. [5]
Аделаида продолжала работать из Фримантла до октября 1944 года, за исключением ремонта на военно-морской верфи Уильямстауна с июня по сентябрь 1943 года, где были внесены дальнейшие изменения в вооружение. [5] [7] 8 октября 1944 года крейсер направился в Сидней. [5] 26 февраля 1945 года «Аделаида» была выведена из эксплуатации, но затем вновь введена в эксплуатацию 19 мая для использования в качестве тендера на военно-морской базе HMAS « Пингвин» . [5] Аделаида была награждена боевыми наградами «Тихий океан 1941–43» и «Ост-Индия 1942» за свою военную службу. [11] [12]
Вывод из эксплуатации и судьба
[ редактировать ]Аделаида в последний раз была выведена из эксплуатации 13 мая 1946 года. [5] В 1947 году корабль был лишен оборудования, а 24 января 1949 года корпус был продан компании Australian Iron and Steel на разборку . [5] [7] 1 и 2 апреля «Аделаида» была отбуксирована буксиром HMAS Reserve в порт Кембла , где была списана на слом. [5] Палубная древесина была использована для постройки парома «Радар» для Чарльза Росмана .
В качестве памятника кораблю грот-мачта была установлена рядом с Мемориалом Сфинксу в национальном парке Ку-ринг-гай Чейз в Сиднее примерно в 1950 году. [13] [ нужна ссылка ] Рядом установлена информационная табличка со схемой корабля. Одно из 6-дюймовых орудий крейсера было найдено на свалке в Виктории; он был восстановлен, а затем выставлен на обозрение в HMAS Cerberus , Виктория . [13] Корабельный колокол впервые появился в отеле Amazon в Эксетере , Англия. [13] переехал в ресторан Spice Lounge в Эксмуте. [ нужна ссылка ]
В 2014 году щит, снятый с HMAS Adelaide во время ремонта в 1943 году и сброшенный на наводку на полуострове Морнингтон , Виктория, был перевезен в Перт для ремонта. Член Королевского австралийского артиллерийского исторического общества Западной Австралии, которое в течение 20 лет искало такой щит в качестве подходящего для 6-дюймовой военно-морской пушки Mk XI, которое оно имело с корабля HMAS Sydney , списанного в 1928 году, заметил щит на локации. [14] Морская пушка и щит были установлены на батарее Лейтон в сентябре 2015 года, чтобы воспроизвести оригинальные 6-дюймовые орудия на месте. [15]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Касселлс, «Капитальные корабли» , с. 6
- ^ Jump up to: а б с д Касселлс, «Капитальные корабли» , с. 5
- ^ Королевский флот Австралии, HMAS Adelaide (I)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Перриман, Корабли по имени Аделаида , с. 1
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Касселлс, «Капитальные корабли» , с. 8
- ^ Jump up to: а б Касселлс, «Капитальные корабли» , с. 9
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Перриман, Корабли по имени Аделаида , с. 2
- ^ Jump up to: а б с д и ж Касселлс, «Капитальные корабли» , с. 7
- ^ Фишер, Дениз (2010). «Поддержка свободной Франции в Новой Каледонии: первые шаги австралийской дипломатии» (PDF) . Исследования: журнал французско-австралийских связей . 49 (1): 18–37.
- ^ Джиллетт, Военные корабли Австралии , стр. 193–4.
- ^ «Военно-морской флот отмечает 109-й день рождения историческими изменениями в боевых почестях» . Королевский флот Австралии. 1 марта 2010 года. Архивировано из оригинала 13 июня 2011 года . Проверено 23 декабря 2012 г.
- ^ «Боевые почести корабля/подразделения Королевского военно-морского флота Австралии» (PDF) . Королевский флот Австралии. 1 марта 2010 г. Архивировано из оригинала (PDF) 14 июня 2011 г. . Проверено 23 декабря 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Касселлс, «Капитальные корабли» , с. 10
- ^ Браун, Саймон Лео (19 ноября 2014 г.). «Сброшенный орудийный щит времен Второй мировой войны будет отремонтирован и выставлен в Перте» . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 25 апреля 2020 г.
- ^ Винн, Эмма (24 сентября 2014 г.). «Военно-морской артиллерийский щит времен Второй мировой войны занимает почетное место на бывшей артиллерийской базе Перта» . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 25 апреля 2020 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Книги
- Касселлс, Вик (2000). Крупные корабли: их сражения и их значки . Ист-Розвилл, Новый Южный Уэльс: Саймон и Шустер. ISBN 0-7318-0941-6 . OCLC 48761594 .
- Джиллетт, Росс (1977). Военные корабли Австралии . Макдугалл, Энтони; Грэм, Колин (иллюстрации). Аделаида, ЮАР: Ригби. ISBN 0-7270-0472-7 . OCLC 4466019 .
- Дженкинс, Дэвид (1992). Боевая поверхность! Подводная война Японии против Австралии 1942–44 . Милсонс-Пойнт: Random House Australia. стр. 193–4. ISBN 0-09-182638-1 .
- Журнальные статьи
- Перриман, Джон (июль 2015 г.). «Корабли по имени Аделаида» (PDF) . Семафор . 2015 (4). Центр морской энергетики – Австралия . Проверено 8 августа 2015 г.
- Веб-сайты
- «HMAS Аделаида (I)» . Истории кораблей . Королевский флот Австралии . Проверено 5 октября 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]