Jump to content

Инцидент в Доггер-банке

Координаты : 54 ° 43'26 "N 2 ° 46'08" E  /  54,724 ° N 2,769 ° E  / 54,724; 2769
(Перенаправлено из «Инцидент в Доггер-банке »)

Британская открытка с изображением российских военных кораблей, стреляющих по рыболовным судам.

Инцидент на Доггер-банке (также известный как « Инцидент в Северном море» , «Русское возмущение» или « Халлский инцидент» ) произошел в ночь с 21 на 22 октября 1904 года, когда Балтийский флот Императорского российского флота принял гражданские британские рыболовные траулеры из Кингстона на Корпус в районе Доггер-Бэнк в Северном море для Императорского флота Японии торпедных катеров [1] и стреляли по ним, а также стреляли друг по другу в хаосе рукопашной. [2]

Двое британских рыбаков погибли, еще шестеро получили ранения, одно рыболовное судно затонуло, еще пять лодок получили повреждения. [3] С российской стороны один моряк и православный священник на борту крейсера « Аврора» . в результате дружественного огня погибли [3] «Повреждения «Авроры » были скрыты… и обнаружены только при расшифровке беспроводного сообщения, перехваченного на [британской] станции Феликстоу . Также было сочтено весьма важным то, что ни один офицер этого корабля не предстал перед Комиссией, как и их журналы не были обнаружены. произведено». [4] Инцидент едва не привел к войне между Соединенным Королевством и Российской империей . [5]

Инцидент

[ редактировать ]
Расположение Доггер-банки в Северном море .

Российские военные корабли, участвовавшие в инциденте, направлялись на Дальний Восток для усиления 1-й Тихоокеанской эскадры, дислоцированной в Порт-Артуре , а затем во Владивостоке во время русско-японской войны . Из-за предполагаемых наблюдений флотом воздушных шаров и четырех вражеских крейсеров накануне, а также «возможности того, что японцы могли тайно послать корабли по всему миру для атаки». [6] В них российский адмирал Зиновий Рожественский призвал к повышенной бдительности и издал приказ, «не допускать ни одного судна в состав флота». [6]

« Аврора» , российский крейсер, атакованный другими российскими кораблями во время инцидента.
Поврежденные траулеры после возвращения в док Сент-Эндрюс, Халл

Было известно, что в регионе активно действовала вражеская разведка. [7] Торпедные катера , недавняя разработка крупных военно-морских сил, могли повредить и потопить большие военные корабли, и их было очень трудно обнаружить, что вызывало психологический стресс у моряков на войне.

По пути Рожественский получил разведывательное сообщение от русского транспорта «Бакан» в Лангеланд поясе о «четырех торпедных катерах, у которых были огни только на мизенмачте, так что на расстоянии их можно было принять за рыбацкие лодки». Он серьезно отнесся к отчету, ускорил разжигание угля и отправился в плавание. [8]

Подобные происшествия и слухи коснулись и российского флота. Существовал общий страх нападения, широко распространялись слухи о том, что у датского побережья дислоцирован флот японских торпедных катеров, говорили о том, что японцы заминировали море, и предполагаемые наблюдения японских подводных лодок. Перед инцидентом на Доггер-Банке нервный российский флот обстрелял рыбаков, доставляющих им консульские депеши из России, недалеко от побережья Дании. Никакого ущерба из-за плохой артиллерийской подготовки российского флота причинено не было. [9]

Пройдя несуществующее минное поле , российский флот направился в Северное море . Катастрофа 21 октября началась вечером, когда капитан корабля снабжения «Камчатка» («Камчатка»), шедшего последним в русской линии, принял проходящий мимо шведский корабль за японский миноносец и сообщил по рации, что его атакуют.

Позже той же ночью, во время тумана , дежурные офицеры заметили британские траулеры, неправильно интерпретировали их сигналы и классифицировали их как японские торпедные катера, хотя они находились на расстоянии более 20 000 миль (30 000 км) от Японии. Российские военные корабли осветили траулеры прожекторами и открыли огонь. Поскольку траулеры были опущены сетями, они не смогли спастись бегством. Британский траулер «Крейн» был потоплен, а его капитан и боцман погибли. Еще четыре траулера были повреждены, еще шесть рыбаков получили ранения, один из которых скончался через несколько месяцев.

В общем хаосе русские корабли начали стрелять друг в друга. Крейсеры и «Аврора» « Дмитрий Донской» были приняты за японские военные корабли и подверглись бомбардировке семью линкорами идущими строем , в результате чего оба корабля были повреждены, капеллан и как минимум один матрос убиты, а другой тяжело ранен. Во время столпотворения несколько русских кораблей сигнализировали о попадании в них торпед, а на борту линкора «Бородино » распространились слухи о том, что корабль взяли на абордаж японцы, причем некоторые экипажи надели спасательные жилеты и лежали ничком на палубе, а другие достали абордажные сабли . Более серьезных потерь обеим сторонам удалось избежать только благодаря крайне низкому качеству русской артиллерии: линкор «Орел», как сообщается, выпустил более 500 снарядов, ни во что не задев. [9]

После двадцатиминутной перестрелки рыбаки наконец увидели на одном из боевых кораблей синий световой сигнал , приказывающий прекратить огонь. [10]

Последствия

[ редактировать ]

Инцидент привел к серьезному дипломатическому конфликту между Россией и Великобританией, который был особенно опасен из-за англо-японского союза . После этого некоторые британские газеты назвали российский флот « пиратами британских рыбаков », а адмирала Рожественского подвергли резкой критике за то, что он не покинул спасательные шлюпки . Редакционная статья утренней «Таймс» была особенно резкой:

Почти немыслимо, чтобы люди, называющие себя моряками, как бы они ни были напуганы, могли потратить двадцать минут на бомбардировку флотилии рыбацких лодок, не обнаружив при этом природу своей цели. [5]

Заседание Международной комиссии по расследованию
Британские рыбаки в Париже дадут показания перед Комиссией

Королевский флот готовился к войне: 28 линкорам Флота метрополии было приказано набрать обороты и подготовиться к действию, в то время как эскадры британских крейсеров следили за российским флотом, проходящим через Бискайский залив и вдоль побережья Португалии . Под дипломатическим давлением российское правительство согласилось расследовать инцидент, и Рожественскому было приказано причалить в Виго , Испания, где он оставил офицеров, которых считали ответственными (а также по крайней мере одного офицера, критиковавшего его). [9] Из Виго основной русский флот затем подошел к Танжеру ( Марокко потерял связь с Камчаткой ) и на несколько дней . В конце концов « Камчатка » снова присоединилась к флоту и заявила, что вступила в бой с тремя японскими военными кораблями и выпустила более 300 снарядов. На самом деле она обстреляла шведский торговый корабль , немецкий траулер и французскую шхуну . города Когда флот покинул Танжер, одно судно случайно оборвало подводный телеграфный кабель своим якорем , лишив связи с Европой на четыре дня. [9]

Обеспокоенность тем, что проект новых линкоров, оказавшийся значительно больше проектного, [11] помешало их проходу через Суэцкий канал, что привело к разделению флота после выхода из Танжера 3 ноября 1904 года. Новые линкоры и несколько крейсеров проследовали вокруг мыса Доброй Надежды под командованием Рожественского, в то время как старые линкоры и более легкие крейсеры прошли через Суэцкий канал под командованием Рожественского. под командованием адмирала Дмитрия Густавовича фон Фёлькерзама . Затем обе части флота встретились на Мадагаскаре, как и планировалось. [11] Затем флот направился в Японское море , где потерпел сокрушительное поражение в Цусимском сражении . [12] [13]

25 ноября 1904 года британское и российское правительства подписали совместное соглашение, в котором они согласились передать этот вопрос на рассмотрение международной комиссии по расследованию, действия которой должны были основываться на Гаагской конвенции . [14] Международная комиссия собиралась в Париже с 9 января по 25 февраля 1905 года. [15] В докладе Международной комиссии сделан вывод, что «комиссары заявляют, что сформулированные в них выводы не носят, по их мнению, характера, способного дискредитировать военные качества или человечность адмирала Рождественского или личный состав его эскадрильи». В нем также был сделан вывод, что «комиссары с удовольствием единогласно признают, что адмирал Рожественский лично сделал все, что мог, от начала до конца инцидента, чтобы не допустить обстрела эскадрой траулеров, признанных таковыми». [16]

Мемориал рыбака

Россия добровольно выплатила компенсацию в размере 66 тысяч фунтов стерлингов. рыбакам [17] был открыт Мемориал рыбака В 1906 году в Халле в память о гибели трех британских моряков. Мемориал высотой около 18 футов изображает погибшего рыбака Джорджа Генри Смита и имеет следующую надпись:

Установлен по общественной подписке в память Джорджа Генри Смита (шкипера) и Уильяма Ричарда Леггетта (третьей руки) злополучного траулера «Кран», погибшего в Северном море от действий российского Балтийского флота. 22 октября 1904 года и Уолтер Велптон, (шкипер) траулера «Мино», погибший от шока 13 мая 1905 года.

  1. ^ Корбетт (2015b) , стр. 31–35.
  2. ^ Вуд (1911) , стр. 275–286.
  3. ^ Jump up to: а б Корбетт (2015b) , с. 35.
  4. ^ Корбетт (2015b) , с. 36.
  5. ^ Jump up to: а б Коннотон (1988) , стр. 247, 250 и 259.
  6. ^ Jump up to: а б Буш (1969) , стр. 90, 91.
  7. ^ Буш (1969) , с. 121
  8. ^ Корбетт (2015b) , с. 32.
  9. ^ Jump up to: а б с д Доггер-банк - Путешествие проклятых (веб-сайт Hullwebs - History of Hull. Проверено 8 сентября 2007 г.)
  10. ^ Инцидент с доггер-банкой в ​​1904 году - Российский флот атакует траулеры «Халл» - Центр морского наследия Скарборо.
  11. ^ Jump up to: а б Комитет имперской обороны Великобритании (1920 г.). Официальная история военно-морская и военная русско-японской войны. Подготовлено Историческим отделом Комитета Имперской обороны . Том. III. Лондон: Канцелярия Его Величества. стр. 27–31.
  12. ^ «Британская помощь японскому флоту во время русско-японской войны 1904–1905 годов». Большой круг . 2 (1). Армидейл: Австралийская ассоциация морской истории: 44–54. Апрель 1980 г. ISSN   0156-8698 .
  13. ^ «Цусимская битва | Русско-японская война» . Британская энциклопедия . 27 ноября 2023 г.
  14. Совместное британско-российское заявление. Архивировано 13 октября 2008 г. в Wayback Machine.
  15. ^ Джексон (1974) , стр. 65–66.
  16. ^ «Заключительный отчет о происшествии в Доггер-банке» . Архивировано из оригинала 1 апреля 2016 года . Проверено 20 марта 2016 г.
  17. ^ Мериллс (1999)

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]


54 ° 43'26 "N 2 ° 46'08" E  /  54,724 ° N 2,769 ° E  / 54,724; 2769

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4462d650d1e518aef92e016c370ab36c__1718048580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/44/6c/4462d650d1e518aef92e016c370ab36c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dogger Bank incident - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)