Инцидент в Доггер-банке

Инцидент на Доггер-банке (также известный как « Инцидент в Северном море» , «Русское возмущение» или « Халлский инцидент» ) произошел в ночь с 21 на 22 октября 1904 года, когда Балтийский флот Императорского российского флота принял гражданские британские рыболовные траулеры из Кингстона на Корпус в районе Доггер-Бэнк в Северном море для Императорского флота Японии торпедных катеров [1] и стреляли по ним, а также стреляли друг в друга в хаосе рукопашной. [2]
Двое британских рыбаков погибли, еще шестеро получили ранения, одно рыболовное судно затонуло, еще пять лодок получили повреждения. [3] С российской стороны один моряк и православный священник на борту крейсера « Аврора» . в результате дружественного огня погибли [3] «Повреждения «Авроры » были скрыты… и обнаружены только при расшифровке беспроводного сообщения, перехваченного на [британской] станции Феликстоу . Также было сочтено весьма важным то, что ни один офицер этого корабля не предстал перед Комиссией, как и их журналы не были обнаружены. произведено». [4] Инцидент едва не привел к войне между Соединенным Королевством и Российской империей . [5]
Инцидент
[ редактировать ]
Российские военные корабли, участвовавшие в инциденте, направлялись на Дальний Восток для усиления 1-й Тихоокеанской эскадры, дислоцированной в Порт-Артуре , а затем во Владивостоке во время русско-японской войны . Из-за предполагаемых наблюдений флотом воздушных шаров и четырех вражеских крейсеров накануне, а также «возможности того, что японцы могли тайно послать корабли по всему миру для атаки». [6] В них российский адмирал Зиновий Рожественский призвал к повышенной бдительности и издал приказ, «не допускать ни одного судна в состав флота». [6]


Было известно, что в регионе активно действовала вражеская разведка. [7] Торпедные катера , недавняя разработка крупных военно-морских сил, могли повредить и потопить большие военные корабли, и их было очень трудно обнаружить, что вызывало психологический стресс у моряков на войне.
По пути Рожественский получил разведывательное сообщение от русского транспорта «Бакан» в Лангеланд поясе о «четырех торпедных катерах, у которых были только огни на мизенмачте, так что на расстоянии их можно было принять за рыбацкие лодки». Он серьезно отнесся к отчету, ускорил разжигание угля и отправился в плавание. [8]
Подобные происшествия и слухи коснулись и российского флота. Существовал общий страх нападения, широко распространялись слухи о том, что у датского побережья дислоцирован флот японских торпедных катеров, говорили о том, что японцы заминировали море, и предполагаемые наблюдения японских подводных лодок. Перед инцидентом на Доггер-Банке нервный российский флот обстрелял рыбаков, доставляющих им консульские депеши из России, недалеко от побережья Дании. Никакого ущерба из-за плохой артиллерийской подготовки российского флота причинено не было. [9]
Пройдя несуществующее минное поле , российский флот направился в Северное море . Катастрофа 21 октября началась вечером, когда капитан корабля снабжения «Камчатка» («Камчатка»), шедшего последним в русской линии, принял проходящий мимо шведский корабль за японский миноносец и сообщил по рации, что его атакуют.
Позже той же ночью, во время тумана , дежурные офицеры заметили британские траулеры, неправильно интерпретировали их сигналы и классифицировали их как японские торпедные катера, хотя они находились на расстоянии более 20 000 миль (30 000 км) от Японии. Российские военные корабли осветили траулеры прожекторами и открыли огонь. Поскольку траулеры были опущены сетями, они не смогли спастись бегством. Британский траулер «Крейн» был потоплен, а его капитан и боцман погибли. Еще четыре траулера были повреждены, еще шесть рыбаков получили ранения, один из которых скончался через несколько месяцев.
В общем хаосе русские корабли начали стрелять друг в друга. Крейсеры и «Аврора» « Дмитрий Донской» были приняты за японские военные корабли и подверглись бомбардировке семью линкорами идущими строем , в результате чего оба корабля были повреждены, капеллан и как минимум один матрос убиты, а другой тяжело ранен. Во время столпотворения несколько русских кораблей сообщили о попадании в них торпед, а на борту линкора « Бородино » распространились слухи о том, что корабль взяли на абордаж японцы, причем некоторые экипажи надели спасательные жилеты и лежали ничком на палубе, а другие достали абордажные сабли . Более серьезных потерь обеим сторонам удалось избежать только благодаря крайне низкому качеству русской артиллерии: линкор «Орел», как сообщается, выпустил более 500 снарядов, ни во что не задев. [9]
После двадцатиминутной перестрелки рыбаки наконец увидели на одном из боевых кораблей синий световой сигнал , приказывающий прекратить огонь. [10]
Последствия
[ редактировать ]Инцидент привел к серьезному дипломатическому конфликту между Россией и Великобританией, который был особенно опасен из-за англо-японского союза . После этого некоторые британские газеты назвали российский флот « пиратами британских рыбаков », а адмирала Рожественского подвергли резкой критике за то, что он не покинул спасательные шлюпки . Редакционная статья утренней «Таймс» была особенно резкой:
Почти немыслимо, чтобы люди, называющие себя моряками, как бы они ни были напуганы, могли потратить двадцать минут на бомбардировку флотилии рыбацких лодок, не обнаружив при этом природу своей цели. [5]


Королевский флот готовился к войне: 28 линкорам Флота Метрополии было приказано набрать обороты и подготовиться к действию, а эскадры британских крейсеров следили за российским флотом, проходящим через Бискайский залив и вдоль побережья Португалии . Под дипломатическим давлением российское правительство согласилось расследовать инцидент, и Рожественскому было приказано пришвартоваться в Виго , Испания, где он оставил офицеров, которых считали ответственными (а также по крайней мере одного офицера, критиковавшего его). [9] Из Виго основной русский флот затем подошел к Танжеру ( Марокко потерял связь с Камчаткой ) и на несколько дней . В конце концов « Камчатка » снова присоединилась к флоту и заявила, что вступила в бой с тремя японскими военными кораблями и выпустила более 300 снарядов. На самом деле она обстреляла шведский торговый корабль , немецкий траулер и французскую шхуну . города Когда флот покинул Танжер, одно судно случайно оборвало подводный телеграфный кабель своим якорем , лишив связи с Европой на четыре дня. [9]
Обеспокоенность тем, что проект новых линкоров, оказавшийся значительно больше проектного, [11] помешало их проходу через Суэцкий канал , что привело к разделению флота после выхода из Танжера 3 ноября 1904 года. Новые линкоры и несколько крейсеров проследовали вокруг мыса Доброй Надежды под командованием Рожественского, в то время как старые линкоры и более легкие крейсеры прошли через Суэцкий канал под командованием Рожественского. под командованием адмирала Дмитрия Густавовича фон Фёлькерзама . Затем обе части флота встретились на Мадагаскаре, как и планировалось. [11] Затем флот направился в Японское море , где потерпел сокрушительное поражение в Цусимском сражении . [12] [13]
25 ноября 1904 года британское и российское правительства подписали совместное соглашение, в котором они согласились передать этот вопрос на рассмотрение международной комиссии по расследованию, действия которой должны были основываться на Гаагской конвенции . [14] Международная комиссия собиралась в Париже с 9 января по 25 февраля 1905 года. [15] В докладе Международной комиссии сделан вывод, что «комиссары заявляют, что сформулированные в них выводы не носят, по их мнению, характера, способного дискредитировать военные качества или человечность адмирала Рождественского или личный состав его эскадрильи». В нем также был сделан вывод, что «комиссары с удовольствием единогласно признают, что адмирал Рожественский лично сделал все, что мог, от начала до конца инцидента, чтобы не допустить обстрела эскадрой траулеров, признанных таковыми». [16]

Россия добровольно выплатила компенсацию в размере 66 тысяч фунтов стерлингов. рыбакам [17] был открыт Мемориал рыбака В 1906 году в Халле в память о гибели трех британских моряков. Мемориал высотой около 18 футов изображает погибшего рыбака Джорджа Генри Смита и имеет следующую надпись:
Установлен по общественной подписке в память Джорджа Генри Смита (шкипера) и Уильяма Ричарда Леггетта (третьей руки) злополучного траулера «Кран», погибшего в Северном море от действий российского Балтийского флота. 22 октября 1904 года и Уолтер Велптон, (шкипер) траулера «Мино», погибший от шока 13 мая 1905 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Корбетт (2015b) , стр. 31–35.
- ^ Вуд (1911) , стр. 275–286.
- ^ Jump up to: а б Корбетт (2015b) , с. 35.
- ^ Корбетт (2015b) , с. 36.
- ^ Jump up to: а б Коннотон (1988) , стр. 247, 250 и 259.
- ^ Jump up to: а б Буш (1969) , стр. 90, 91.
- ^ Буш (1969) , с. 121
- ^ Корбетт (2015b) , с. 32.
- ^ Jump up to: а б с д Доггер-Бэнк - Путешествие Проклятых (веб-сайт Hullwebs - История Халла. Проверено 8 сентября 2007 г.)
- ^ Инцидент с доггер-банкой в 1904 году - Российский флот атакует траулеры «Халл» - Центр морского наследия Скарборо.
- ^ Jump up to: а б Комитет имперской обороны Великобритании (1920 г.). Официальная история военно-морская и военная русско-японской войны. Подготовлено Историческим отделом Комитета Имперской обороны . Том. III. Лондон: Канцелярия Его Величества. стр. 27–31.
- ^ «Британская помощь японскому флоту во время русско-японской войны 1904–1905 годов». Большой Круг . 2 (1). Армидейл: Австралийская ассоциация морской истории: 44–54. Апрель 1980 г. ISSN 0156-8698 .
- ^ «Цусимская битва | Русско-японская война» . Британская энциклопедия . 27 ноября 2023 г.
- ↑ Совместное британско-российское заявление. Архивировано 13 октября 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Джексон (1974) , стр. 65–66.
- ^ «Заключительный отчет о происшествии в Доггер-банке» . Архивировано из оригинала 1 апреля 2016 года . Проверено 20 марта 2016 г.
- ^ Мериллс (1999)
Источники
[ редактировать ]- Буш, Ноэль Ф. (1969). Меч Императора: Япония против России в Цусимской битве . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- Кредланд, Артур (2004). Инцидент в Северном море . Халл: Музеи и галереи Халла.
- Коннотон, Ричард Майкл (1988). Война Восходящего Солнца и Кувыркающегося Медведя . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-07143-7 .
- Корбетт, Джулиан (2015a) [январь 1914 г.]. Морские операции в русско-японской войне 1904-1905 гг . Том. 1. Издательство Военно-морского института . ISBN 978-1-59114-197-6 .
- Корбетт, Джулиан (2015b) [октябрь 1915 г.]. Морские операции в русско-японской войне 1904-1905 гг . Том. 2. Издательство Военно-морского института . ISBN 978-1-59114-198-3 .
- Джексон, Карен Кицман (1974). Инцидент с Доггер-банком и развитие международного арбитража (PDF) (Массачусетс). Техасский технологический университет. Архивировано из оригинала (PDF) 12 апреля 2017 года . Проверено 11 апреля 2017 г.
- Лебоу, Ричард Нед (1978). «Несчастные случаи и кризисы: Дело Доггер-банка». Обзор военно-морского колледжа (31): 66–75.
- Льюис, Брайан (1983). День, когда Российский императорский флот обстрелял корабельные траулеры . Музеи и художественные галереи города Кингстон-апон-Халл.
- Мериллс, Дж. Г. (1999). Разрешение международных споров . Кембриджский университет : Издательство Кембриджского университета.
- Симпсон, Ричард В. (2001). Создание «Москитного флота» — первых торпедных катеров ВМС США . Чарльстон: Издательство Аркадия. ISBN 0-7385-0508-0 .
- Вествуд, Джон Н. (1986). Россия против Японии 1904–05: новый взгляд на русско-японскую войну . Гончие мельницы.
- Вуд, Уолтер (1911). Рыбаки и бойцы Северного моря . Лондон: Кеган Пол, Тренч, Трюбнер и Ко.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с инцидентом в банке Доггер, на Викискладе?
- Подробности и история некоторых траулеров
- Hull In Print (статья о выставке, посвященной столетию инцидента)
- Инцидент в Доггер-банке
- Морские сражения Русско-Японской войны.
- Военная история графства Дарем
- Военная история Северного моря
- Военная история Йоркшира
- 1904 год в международных отношениях
- Отношения России и Великобритании
- Конфликты 1904 года
- 1904 год в Англии
- Военная история Кингстона-апон-Халла
- Морские происшествия 1904 года
- Морские инциденты в Соединенном Королевстве
- 1900-е годы в Йоркшире
- События октября 1904 года
- Катастрофы 1904 года в Соединенном Королевстве.
- Инциденты с дружественным огнем
- Боевые происшествия
- Боевой страх