Шесть-Шесть Флота
Флот «Шесть-шесть» — программа судостроения, инициированная Императорским флотом Японии (IJN) после Первой китайско-японской войны и Тройной интервенции . Программа была детищем Ямамото Гомбея , который позже стал министром военно-морского флота и восьмым премьер-министром Японии. Завершение плана привело к превращению Японии в первоклассную военно-морскую державу. [ 1 ] Если во время войны с Китаем японцы вступили в конфликт с импровизированной группой военных кораблей, то теперь у них будет настоящий боевой флот, ядро которого состояло из шести линкоров и шести броненосных крейсеров, что и дало этому плану название.
Происхождение
[ редактировать ]После Первой китайско-японской войны в народе возникла волна энтузиазма по поводу морской славы, вызванная недавними триумфами Японии на море. [ 1 ] Внутри страны война и благоприятное урегулирование также стали огромными политическими успехами как для правительства, так и для вооруженных сил. [ 2 ] Однако после тройной интервенции 23 апреля правительства Франции, Германии и России оказали давление на Японию, чтобы та отказалась от своих претензий на Ляодунский полуостров. Японцы были хорошо осведомлены о военно-морской мощи этих трех стран, особенно России, в водах Восточной Азии. [ 3 ] Без дипломатической, политической или военной поддержки со стороны Великобритании или Соединенных Штатов и, следовательно, не имея особого выбора, японцы вернули территорию Китаю за дополнительные 30 миллионов таэлей (примерно 45 миллионов йен). Хотя победа над Китаем повысила статус Японии, она также еще больше вовлекла страну в имперское соперничество в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе. [ 3 ] Тройная интервенция также подчеркнула степень морской слабости Японии по отношению к Западу. [ 1 ] Однако эта морская слабость в сочетании с политическим и народным капиталом, полученным в результате войны с Китаем, также впоследствии способствовала народной и законодательной поддержке военно-морской экспансии после войны. [ 3 ]
Программа строительства военно-морского флота Японии (1896–1905) [ 4 ] | |
Тип военного корабля | Число |
Первоклассные стальные линкоры | 4 |
Первоклассные крейсеры | 6 |
Крейсера третьего класса | 3 |
Торпедные канонерские лодки | 1 |
Суда-базы торпедных аппаратов | 1 |
Разрушители | 23 |
Первоклассные торпедные катера | 16 |
Торпедные катера второго класса | 37 |
Торпедные катера третьего класса | 10 |
Всего кораблей | |
Капитальные корабли | 16 |
Эсминцы и торпедные катера | 88 |
Общая стоимость | ¥ 213,100,964 |
Планы
[ редактировать ]В мае 1895 года военно-морской министр Сайго Цугумити попросил Ямамото Гомбея составить исследование будущих военно-морских потребностей Японии. [ 3 ] Ямамото, недавно назначенный на должность начальника Управления военно-морских дел, почувствовал, что существует прекрасная возможность обеспечить значительное расширение флота. Подойдя к своей задаче с неослабевающим энтузиазмом, Ямамото разработал революционный план, который фундаментально превратит военно-морской флот в военный флот мирового класса.
Хотя Россия считалась наиболее вероятным противником Японии в любом будущем конфликте, Ямамото предпочел рассмотреть другие сценарии, а не просто подготовку к войне с Россией. Ямамото считал, что Япония должна иметь достаточную военно-морскую мощь, чтобы не только бороться с одним гипотетическим противником отдельно, но и противостоять любым военно-морским силам двух объединенных держав, которые могут быть направлены против Японии из заморских вод; в его расчеты включалась Великобритания и, в меньшей степени, Франция. [ 5 ] Ямамото предполагал, что, учитывая их противоречивые глобальные интересы, крайне маловероятно, что Великобритания и Россия когда-либо вступят в войну против Японии. [ 5 ] Он считал, что более вероятно, что Россия или, возможно, Великобритания в союзе с меньшей военно-морской державой, такой как Франция или Германия, направит часть своего флота против Японии. Поэтому Ямамото подсчитал, что четыре линкора будут основной боевой силой, которую Великобритания или Россия могли бы отвлечь от других своих военно-морских обязательств и использовать против Японии, и он также добавил еще два линкора, которые могли бы быть предоставлены в такую военно-морскую экспедицию менее враждебной державой. Ямамото пришел к выводу, что шесть линкоров необходимо иметь Японии для достижения победы. [ 5 ] Глубина Суэцкого канала в то время составляла всего 27 футов (8 м), и самые крупные военные корабли, строившиеся в то время, британский 15 000-тонный Majestic класс , имели среднюю осадку такой же глубины и поэтому не могли пройти через канал. Такой флот военных кораблей должен был бы пройти вокруг мыса Доброй Надежды. Этот маршрут не только занял бы время, но и каждому европейскому военно-морскому флоту, за исключением Королевского флота , пришлось бы столкнуться на своем пути со значительными проблемами с добычей угля. Кроме того, создание ремонтных и доковых объектов вдоль маршрута и в водах Восточной Азии для крупнейших военных кораблей было бы огромными расходами для любой страны. [ 5 ]
Таким образом, для обеспечения минимальной военно-морской безопасности Японии следует иметь в своем составе шесть крупнейших линкоров, дополненных четырьмя броненосными крейсерами водоизмещением не менее 7000 тонн. [ 6 ] Центральным элементом этого расширения должно было стать приобретение четырех новых линкоров в дополнение к двум, которые уже строились в Великобритании в рамках предыдущей программы строительства: « Фудзи» и «Яшима» . Ямамото не просто рекомендовал строительство линкоров, он также выступал за создание сбалансированного флота. [ 6 ] Как в армии пехоту поддерживали артиллерия, кавалерия и инженерная часть, так и линкоры должны дополняться меньшими боевыми кораблями различных типов. В частности, это означало включение крейсеров, которые могли бы искать и преследовать противника, а также достаточного количества эсминцев и торпедных катеров, способных нанести удар по противнику в портах его приписки. Программа также включала строительство двадцати трех эсминцев, шестидесяти трех торпедных катеров, а также расширение японских верфей, ремонтных и учебных заведений. [ 5 ]
Учитывая изменения в военно-морской технике того времени, а также быстро меняющееся соотношение военно-морских сил между морскими державами, как только план расширения военно-морского флота 1896 года был утвержден, в него пришлось внести поправки. Первоначально программа предусматривала строительство четырех броненосных крейсеров. [ 7 ] Дальнейшее рассмотрение российских планов строительства привело японцев к выводу, что шести линкоров, утвержденных по плану 1896 года, в конце концов может оказаться недостаточно, если российский флот решит сконцентрироваться в водах Восточной Азии. Однако бюджетные ограничения просто не позволили построить еще одну эскадру линкоров. Однако, поскольку новые броневые листы Harvey и KC могли противостоять всем, кроме самых крупных бронебойных снарядов , Япония теперь могла приобретать броненосные крейсеры, которые могли бы занять место в боевой линии. Таким образом, благодаря новой броне и более легким, но более мощным скорострельным орудиям этот новый тип крейсера превосходил многие старые линкоры, все еще находившиеся на плаву. [ 7 ] Впоследствии в 1897 году поправки к десятилетнему плану привели к замене четырех защищенных крейсеров двумя дополнительными броненосными крейсерами. И как следствие «Шесть-Шесть Флотов» : шесть линкоров и шесть броненосных крейсеров. родился [ 7 ]
Выполнение
[ редактировать ]
Флот «Шесть-шесть» был одобрен кабинетом министров в конце 1895 года и профинансирован Сеймом в начале 1896 года. [ 7 ] Предлагаемая программа строительства военно-морского флота водоизмещением 260 000 тонн должна была быть завершена в течение десяти лет с общей стоимостью 280 миллионов йен, из которых общая сумма приобретений военных кораблей составила чуть более 200 миллионов йен. [ 4 ] в две очереди строительства. Первый этап начнется в 1896 году и завершится к 1902 году; второй будет действовать с 1897 по 1905 год. Программа в значительной степени финансировалась за счет китайской компенсации , полученной после Первой китайско-японской войны. [ 8 ] Это было использовано для финансирования основной части расширения военно-морского флота, примерно 139 миллионов йен, при этом государственные займы и существующие государственные доходы обеспечили остальную часть финансирования, необходимого в течение десяти лет действия программы. [ 8 ] Крайне важно, что это означало, что не будет повышения земельного налога, необходимого для поддержки увеличения военно-морского флота, по крайней мере, в 1895–1896 годах, что имело решающее значение для обеспечения широкой парламентской поддержки. [ 8 ] Однако правительство предложило повысить налог на сакэ и табак, чтобы покрыть дополнительные операционные расходы, которые будут сопровождать расширение автопарка. Промышленные ресурсы Японии в то время были недостаточными для строительства основных боевых сил броненосных кораблей внутри страны, поскольку страна все еще находилась в процессе разработки и приобретения промышленной инфраструктуры для строительства крупных военно-морских кораблей. В результате 90 процентов из 234 000 тонн военно-морского строительства, предусмотренного контрактом на десятилетие, начинающееся с 1896 по 1897 год, должно было быть построено за рубежом, и по завершении строительства оно составило бы 70 процентов японского флота. [ 7 ] Из них подавляющее большинство было построено на британских верфях. [ 7 ] После завершения строительства флота Япония станет четвертой по силе военно-морской державой в мире за одно десятилетие. [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Эванс и Питти 1997 , с. 57.
- ^ Шенкинг 2005 , с. 83.
- ^ Jump up to: а б с д Шенкинг 2005 , с. 84.
- ^ Jump up to: а б Шенкинг 2005 , с. 87.
- ^ Jump up to: а б с д и Эванс и Питти 1997 , с. 58.
- ^ Jump up to: а б Эванс и Питти 1997 , с. 59.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Эванс и Питти 1997 , с. 60.
- ^ Jump up to: а б с Шенкинг 2005 , с. 88.
Ссылки
[ редактировать ]- Эванс, Дэвид С. и Питти, Марк Р. (1997). Кайгун: стратегия, тактика и технологии Императорского флота Японии, 1887–1941 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-192-7 .
- Ленгерер, Ганс (2019). «Генезис шестишестишестифлота». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2019 года . Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. стр. 247–57. ISBN 978-1-4728-3595-6 .
- Шенкинг, Дж. Чарльз (2005). Волны: политика, пропаганда и появление Императорского флота Японии, 1868–1922 гг . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-4977-9 .