Jump to content

Операция Оверлорд

Координаты : 49 ° 25'05 "N 01 ° 10'35" W  /  49,41806 ° N 1,17639 ° W  / 49,41806; -1,17639
Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено из «Вторжения в Нормандию »)

Операция Оверлорд
Часть Западного фронта . Второй мировой войны

LST с воздушными шарами заграждения развернуты и разгружают припасы на пляже Омаха для прорыва из Нормандии.
Date6 June – 30 August 1944
(2 months, 3 weeks and 3 days)
Location
Northern France
49°25′05″N 01°10′35″W / 49.41806°N 1.17639°W / 49.41806; -1.17639
ResultAllied victory
Belligerents
Axis
 Germany
 Italian Social Republic[a]
Commanders and leaders
Strength
  • More than 1,452,000 troops by 25 July[b]
  • 2,052,299 (by the end of August)[11]
  • 380,000 troops (by 23 July)[12]
  • ~640,000 troops total[13]
  • 2,200[14]–2,500 tanks and assault guns[15][16]
Casualties and losses
  • United States 124,394 casualties; 20,668 killed[c]
  • United Kingdom ~65,000 casualties; 11,000 killed; 54,000 wounded or missing[19]
  • Canada 18,444 casualties; 5,021 killed[20]
  • Poland 2,097 casualties[21]

16,714 Allied airmen killed (8,536 members of the USAAF, and 8,178 flying under the command of the RAF)


Civilian deaths:

  • 11,000–19,000 killed in pre-invasion bombing[26]
  • 13,632–19,890 killed during invasion[27]
  • Total: 25,000–39,000 killed

Операция «Оверлорд» была кодовым названием битвы за Нормандию , операции союзников , положившей начало успешному освобождению оккупированной немцами Западной Европы во время Второй мировой войны . Операция началась 6 июня 1944 года ( день «Д» ) с высадки в Нормандии (операция «Нептун»). участием 1200 самолетов Десантному десанту с предшествовала десантная операция с участием более 5000 судов. 6 июня около 160 000 солдат пересекли Ла-Манш , а к концу августа во Франции находилось более двух миллионов солдат союзников.

The decision to undertake cross-channel landings in 1944 was made at the Trident Conference in Washington in May 1943. General Dwight D. Eisenhower was appointed commander of Supreme Headquarters Allied Expeditionary Force, and General Bernard Montgomery was named commander of the 21st Army Group, which comprised all the land forces involved in the operation. The Normandy coast in northwestern France was chosen as the site of the landings, with the Americans assigned to land at sectors codenamed Utah and Omaha, the British at Sword and Gold, and the Canadians at Juno. To meet the conditions expected on the Normandy beachhead, special technology was developed, including two artificial ports called Mulberry harbours and an array of specialised tanks nicknamed Hobart's Funnies. In the months leading up to the landings, the Allies conducted Operation Bodyguard, a substantial military deception that used electronic and visual misinformation to mislead the Germans as to the date and location of the main Allied landings. Адольф Гитлер назначил фельдмаршала Эрвина Роммеля ответственным за строительство укреплений вдоль провозглашенного Гитлером Атлантического вала в ожидании высадки во Франции.

The Allies failed to accomplish their objectives for the first day, but gained a tenuous foothold that they gradually expanded when they captured the port at Cherbourg on 26 June and the city of Caen on 21 July. A failed counterattack by German forces in response to Allied advances on 7 August left 50,000 soldiers of the German 7th Army trapped in the Falaise pocket by 19 August. The Allies launched a second invasion from the Mediterranean Sea of southern France (code-named Operation Dragoon) on 15 August, and the Liberation of Paris followed on 25 August. German forces retreated east across the Seine on 30 August 1944, marking the close of Operation Overlord.

Preparations for D-Day

[edit]

In June 1940, Germany's leader Adolf Hitler had triumphed in what he called "the most famous victory in history"—the fall of France.[28] British craft evacuated to England over 338,000 Allied troops trapped along the northern coast of France (including much of the British Expeditionary Force (BEF)) in the Dunkirk evacuation (27 May to 4 June).[29] British planners reported to Prime Minister Winston Churchill on 4 October that even with the help of other Commonwealth countries and the United States, it would not be possible to regain a foothold in continental Europe in the near future.[30] After the Axis invaded the Soviet Union in June 1941, Soviet leader Joseph Stalin began pressing for a second front in Western Europe. Churchill declined because he felt that even with American help the British did not have adequate forces to do it,[31] and he wished to avoid costly frontal assaults such as those that had occurred at the Somme and Passchendaele in World War I.[32]

Two tentative plans code-named Operation Roundup and Operation Sledgehammer were put forward for 1942–43, but neither was deemed by the British to be practical or likely to succeed.[33] Instead, the Allies expanded their activity in the Mediterranean, launching the Operation Torch an invasion of French North Africa in November 1942, the Allied invasion of Sicily in July 1943, and Allied invasion of Italy in September.[34] These campaigns provided the troops with valuable experience in amphibious warfare.[35] Those attending the Trident Conference in Washington in May 1943 took the decision to launch a cross-Channel invasion within the next year.[36] Churchill favoured making the main Allied thrust into Germany from the Mediterranean theatre, but the Americans, who were providing the bulk of the men and equipment, over-ruled him.[37] British Lieutenant-General Frederick E. Morgan was appointed Chief of Staff, Supreme Allied Commander (COSSAC), to begin detailed planning.[36]

The initial plans were constrained by the number of landing craft, most of which were already committed in the Mediterranean and in the Pacific.[38] In part because of lessons learned in the Dieppe Raid of 19 August 1942, the Allies decided not to directly assault a heavily defended French seaport in their first landing.[39] The failure at Dieppe also highlighted the need for adequate artillery and air support, particularly close air support, and specialised ships able to travel extremely close to shore.[40] The short operating range of British aircraft such as the Supermarine Spitfire and Hawker Typhoon greatly limited the number of potential landing-sites, as comprehensive air support depended upon having planes overhead for as long as possible.[41] Morgan considered four sites for the landings: Brittany, the Cotentin Peninsula, Normandy, and the Pas de Calais. As Brittany and Cotentin are peninsulas, the Germans could have cut off the Allied advance at a relatively narrow isthmus, so these sites were rejected.[42]

The Pas de Calais, the closest point in continental Europe to Britain, was the location of launch sites for V-1 and V-2 rockets, then still under development.[e] The Germans regarded it as the most likely initial landing zone and accordingly made it the most heavily fortified region;[44] however, it offered the Allies few opportunities for expansion as the area is bounded by numerous rivers and canals.[45] On the other hand, landings on a broad front in Normandy would permit simultaneous threats against the port of Cherbourg, coastal ports further west in Brittany, and an overland attack towards Paris and eventually into Germany. The Allies therefore chose Normandy as the landing site.[46] The most serious drawback of the Normandy coast – the lack of port facilities – would be overcome through the development and deployment of artificial harbours.[47]

The COSSAC staff planned to begin the invasion on 1 May 1944.[45] The initial draft of the plan was accepted at the Quebec Conference in August 1943. General Dwight D. Eisenhower was appointed commander of Supreme Headquarters Allied Expeditionary Force (SHAEF).[48] General Bernard Montgomery was named commander of the 21st Army Group, which comprised all of the land forces involved in the invasion.[49] On 31 December 1943, Eisenhower and Montgomery first saw the COSSAC plan, which proposed amphibious landings by three divisions, with two more divisions in support. The two generals immediately insisted on expanding the scale of the initial invasion to five divisions, with airborne descents by three additional divisions, to allow operations on a wider front and to speed up the capture of the port at Cherbourg. This significant expansion required the acquisition of additional landing craft, which caused the invasion to be delayed by a month until June 1944.[49] Eventually the Allies committed 39 divisions to the Battle of Normandy: 22 American, 12 British, three Canadian, one Polish, and one French, totalling over a million troops.[50][51][f]

Allied invasion plan

[edit]
D-day assault routes into Normandy

"Overlord" was the name assigned to the establishment of a large-scale lodgement on the Continent.[54] The first phase, the amphibious invasion and establishment of a secure foothold, was code-named Operation Neptune[47] and is often referred to as "D-Day". To gain the required air superiority needed to ensure a successful invasion, the Allies launched a strategic bombing campaign (codenamed Pointblank) to target German aircraft-production, fuel supplies, and airfields. Under the Transport Plan, communications infrastructure and road and rail links were bombed to cut off the north of France and to make it more difficult to bring up reinforcements. These attacks were widespread so as to avoid revealing the exact location of the invasion.[47] Elaborate deceptions were planned to prevent the Germans from determining the timing and location of the invasion.[55]

The coastline of Normandy was divided into seventeen sectors, with code-names using a spelling alphabet—from Able, west of Omaha, to Roger on the east flank of Sword. Eight further sectors were added when the invasion was extended to include Utah on the Cotentin Peninsula. Sectors were further subdivided into beaches identified by the colours Green, Red, and White.[56]

Allied planners envisaged preceding the sea-borne landings with airborne drops: near Caen on the eastern flank to secure the Orne River bridges, and north of Carentan on the western flank. The initial goal was to capture Carentan, Isigny, Bayeux, and Caen. The Americans, assigned to land at Utah and Omaha, were to cut off the Cotentin Peninsula and capture the port facilities at Cherbourg. The British at Sword and Gold, and the Canadians at Juno, were to capture Caen and form a front line from Caumont-l'Éventé to the south-east of Caen in order to protect the American flank, while establishing airfields near Caen. Possession of Caen and its surroundings would give the Anglo-Canadian forces a suitable staging area for a push south to capture the town of Falaise. A secure lodgement would be established and an attempt made to hold all territory captured north of the Avranches-Falaise line during the first three weeks. The Allied armies would then swing left to advance towards the River Seine.[57][58][59]

The invasion fleet, led by Admiral Sir Bertram Ramsay, was split into the Western Naval Task Force (under Admiral Alan Kirk) supporting the American sectors and the Eastern Naval Task Force (under Admiral Sir Philip Vian) in the British and Canadian sectors.[60][61] The American forces of the First Army, led by Lieutenant General Omar Bradley, comprised VII Corps (Utah) and V Corps (Omaha). On the British side, Lieutenant-General Miles Dempsey commanded the Second Army, under which XXX Corps was assigned to Gold and I Corps to Juno and Sword.[62] Land forces were under the command of Montgomery, and air command was assigned to Air Chief Marshal Sir Trafford Leigh-Mallory.[63] The First Canadian Army included personnel and units from Poland, Belgium, and the Netherlands.[3] Other Allied nations participated.[64]

Reconnaissance

[edit]
A map of southern Britain, northern France and Belgium, marked with the routes the Allied air and naval invasion forces used in the D-Day landings, areas where Allied aircraft patrolled, locations of railway targets that were attacked, and areas where airfields could be built
Air plan for the Allied landing in Normandy

The Allied Expeditionary Air Force flew over 3,200 photo-reconnaissance sorties from April 1944 until 6 June. Photos of the coastline were taken at extremely low altitude to show the invaders the terrain, obstacles on the beach, and defensive structures such as bunkers and gun emplacements. To conceal the location of the invasion, sorties were flown along all European coastline. Inland terrain, bridges, troop emplacements, and buildings were also photographed, in many cases from several angles.[65] Members of Combined Operations Pilotage Parties clandestinely prepared detailed harbour maps, including depth soundings.[66] An appeal for holiday pictures and postcards of Europe announced on the BBC produced over ten million items, some of which proved useful. The French resistance provided details on Axis troop movements and on construction techniques used by the Germans for bunkers and other defensive installations.[67]

Many German radio messages were encoded using the Enigma machine and other enciphering techniques and the codes were changed frequently. A team of code breakers stationed at Bletchley Park worked to break codes as quickly as possible to provide advance information on German plans and troop movements. British military intelligence code-named this information Ultra intelligence as it could only be provided to the most senior commanders. The Enigma code used by Field Marshal Gerd von Rundstedt, Oberbefehlshaber West (Supreme Commander West; OB West), commander of the Western Front, was broken by the end of March. German intelligence changed the Enigma codes after the Allied landings but by 17 June the Allies were again consistently able to read them.[68]

Technology

[edit]
Remains of Mulberry harbour B at Arromanches-les-Bains (Gold) as seen in 1990

After the disastrous Dieppe Raid, the Allies developed new technologies for Overlord. To supplement the preliminary offshore bombardment and aerial assaults, some of the landing craft were equipped with artillery and anti-tank guns to provide close supporting fire.[69] The Allies had decided not to immediately attack any of the heavily protected French ports and two artificial ports, called Mulberry harbours, were designed by COSSAC planners. Each assembly consisted of a floating outer breakwater, inner concrete caissons (called Phoenix breakwaters) and several floating piers.[70] The Mulberry harbours were supplemented by blockship shelters (codenamed "Gooseberries").[71] With the expectation that fuel would be difficult or impossible to obtain on the continent, the Allies built a "Pipe-Line Under The Ocean" (PLUTO). Specially developed pipes 3 in (76 mm) in diameter were to be laid under the Channel from the Isle of Wight to Cherbourg by D-Day plus 18. Technical problems and the delay in capturing Cherbourg meant the pipeline was not operational until 22 September. A second line was laid from Dungeness to Boulogne in late October.[72]

The British built specialised tanks, nicknamed Hobart's Funnies, to deal with conditions expected during the Normandy campaign. Developed under the supervision of Major-General Percy Hobart, these were modified M4 Sherman and Churchill tanks. Examples include the Sherman Crab tank (equipped with a mine flail), the Churchill Crocodile (a flame-throwing tank), and the Armoured Ramp Carrier, which other tanks could use as a bridge to scale sea-walls or to overcome other obstacles.[73] In some areas, the beaches consisted of a soft clay that could not support the weight of tanks. The Bobbin tank unrolled matting over the soft surface, leaving it behind as a route for ordinary tanks.[74] The Assault Vehicle Royal Engineers (AVRE) was a Churchill tank modified for many combat engineering tasks, including laying bridges; it was armed with a demolition gun that could fire large charges into pillboxes.[75] The Duplex-Drive tank (DD tank), another design developed by Hobart's group, was a self-propelled amphibious tank kept afloat using a waterproof canvas screen inflated with compressed air.[76] These tanks were easily swamped, and on D-Day, many sank before reaching the shore, especially at Omaha.[77]

Deception

[edit]

In the months leading up to the invasion, the Allies conducted Operation Bodyguard, the overall strategy designed to mislead the Germans as to the date and location of the main Allied landings.[78] Operation Fortitude included Fortitude North, a misinformation campaign using fake radio-traffic to lead the Germans into expecting an attack on Norway,[79] and Fortitude South, a major deception designed to fool the Germans into believing that the landings would take place at Pas de Calais in July. A fictitious First U.S. Army Group was invented, supposedly located in Kent and Sussex under the command of Lieutenant General George S. Patton. The Allies constructed dummy tanks, trucks, and landing craft, and positioned them near the coast. Several military units, including II Canadian Corps and 2nd Canadian Division, moved into the area to bolster the illusion that a large force was gathering there.[55][80] As well as the broadcast of fake radio-traffic, genuine radio messages from 21st Army Group were first routed to Kent via landline and then broadcast, to give the Germans the impression that most of the Allied troops were stationed there.[81] Patton remained stationed in England until 6 July, thus continuing to deceive the Germans into believing a second attack would take place at Calais.[82] Military and civilian personnel alike were aware of the need for secrecy, and the invasion troops were as much as possible kept isolated, especially in the period immediately before the invasion. American general Henry J. F. Miller was sent back to the United States in disgrace after revealing the invasion date at a party.[55]

The Germans thought they had an extensive network of spies operating in the UK, but in fact, all their agents had been captured, and some had become double agents working for the Allies as part of the Double-Cross System. The double agent Juan Pujol García, a Spanish opponent of the Nazis known by the code name "Garbo", developed over the two years leading up to D-Day a fake network of informants that the Germans believed were collecting intelligence on their behalf. In the months preceding D-Day, Pujol sent hundreds of messages to his superiors in Madrid, messages specially prepared by the British intelligence service to convince the Germans that the attack would come in July at Calais.[81][83]

Many of the German radar stations on the French coast were destroyed by the RAF in preparation for the landings.[84] On the night before the invasion, in Operation Taxable, 617 Squadron (the famous "Dambusters") dropped strips of "window", metal foil that German radar operators interpreted as a naval convoy approaching Cap d'Antifer (about 80 km from the actual D-Day landings). The illusion was bolstered by a group of small vessels towing barrage balloons. No. 218 Squadron RAF also dropped "window" near Boulogne-sur-Mer in Operation Glimmer. On the same night, a small group of Special Air Service (SAS) operators deployed dummy paratroopers over Le Havre and Isigny. These dummies led the Germans to believe an additional airborne assault had occurred.[85]

Rehearsals and security

[edit]
Training exercise with live ammunition

Training exercises for the Overlord landings took place as early as July 1943.[86] As the nearby beach resembled the planned Normandy landing-site, the town of Slapton in Devon, was evacuated in December 1943, and taken over by the armed forces as a site for training exercises that included the use of landing craft and the management of beach obstacles.[87] A friendly fire incident there on 27 April 1944 resulted in as many as 450 deaths.[88] The following day, an additional estimated 749 American soldiers and sailors died when German torpedo-boats surprised members of Assault Force "U" conducting Exercise Tiger.[89][90] Exercises with landing craft and live ammunition also took place at the Combined Training Centre in Inveraray in Scotland.[91] Naval exercises took place in Northern Ireland, and medical teams in London and elsewhere rehearsed how they would handle the expected waves of casualties.[92] Paratroopers conducted exercises, including a huge demonstration drop on 23 March 1944 observed by Churchill, Eisenhower, and other top officials.[93]

Allied planners considered tactical surprise to be a necessary element of the plan for the landings.[94] Information on the exact date and location of the landings was provided only to the topmost levels of the armed forces. Men were sealed into their marshalling areas at the end of May, with no further communication with the outside world.[95] Troops were briefed using maps that were correct in every detail except for the place names, and most were not told their actual destination until they were already at sea.[96] A news blackout in Britain increased the effectiveness of the deception operations.[55] Travel to and from the Republic of Ireland was banned, and movement within several kilometres of the coast of England restricted.[97]

Weather forecasting

[edit]
Men of the British 22nd Independent Parachute Company, 6th Airborne Division being briefed for the invasion, 4–5 June 1944

The invasion planners specified a set of conditions regarding the timing of the invasion, deeming only a few days in each month suitable. A full moon was desirable, as it would provide illumination for aircraft pilots and have the highest tides. The Allies wanted to schedule the landings for shortly before dawn, midway between low and high tide, with the tide coming in. This would improve the visibility of obstacles the enemy had placed on the beach while minimising the amount of time the men had to spend exposed in the open. Specific criteria were also set for wind speed, visibility, and cloud cover.[98] Eisenhower had tentatively selected 5 June as the date for the assault; however, on 4 June, conditions were clearly unsuitable for a landing, as high winds and heavy seas made it impossible to launch landing craft, and low clouds would prevent aircraft from finding their targets.[99]

By the evening of 4 June, the Allied meteorological team, headed by Group Captain James Stagg of the Royal Air Force, predicted that the weather would improve sufficiently so that the invasion could go ahead on 6 June. He met Eisenhower and other senior commanders at their headquarters at Southwick House in Hampshire to discuss the situation.[100] General Montgomery and Major-General Walter Bedell Smith, Eisenhower's chief of staff, were eager to launch the invasion. Admiral Bertram Ramsay was prepared to commit his ships, while Air Chief Marshal Trafford Leigh-Mallory expressed concern that the conditions would be unfavourable for Allied aircraft. After much discussion, Eisenhower decided that the invasion should go ahead.[101] Allied control of the Atlantic meant that German meteorologists did not have access to as much information as the Allies on incoming weather patterns.[84] As the Luftwaffe meteorological centre in Paris predicted two weeks of stormy weather, many Wehrmacht commanders left their posts to attend war games in Rennes, and men in many units were given leave.[102] Marshal Erwin Rommel returned to Germany for his wife's birthday and to meet Hitler to try to get more tanks.[103]

Had Eisenhower postponed the invasion again, the next available period with the right combination of tides (but without the desirable full moon) was two weeks later, from 18 to 20 June. As it happened, during this period the invaders would have encountered a major storm lasting four days, between 19 and 22 June, that would have made the initial landings impossible.[99]

German preparations and defences

[edit]
German troops of the Indian Legion on the Atlantic Wall in France, 21 March 1944

Nazi Germany had at its disposal 50 divisions in France and the Low Countries, with another 18 stationed in Denmark and Norway.[g] Fifteen divisions were in the process of formation in Germany, but there was no strategic reserve.[104] The Calais region was defended by the 15th Army under Generaloberst (Colonel General) Hans von Salmuth, and Normandy by the 7th Army commanded by Generaloberst Friedrich Dollmann.[105][106] Combat losses throughout the war, particularly on the Eastern Front, meant the Germans no longer had a pool of able young men from which to draw. German soldiers were now on average six years older than their Allied counterparts. Many in the Normandy area were Ostlegionen (eastern legions)—conscripts and "volunteers" from Turkestan,[107] Russia, Mongolia, and elsewhere. The Wehrmacht had provided them mainly with unreliable captured equipment; they lacked motorised transport.[108] Formations that arrived later, such as the 12th SS Panzer Division Hitlerjugend, were, for the most part, younger and far better equipped and trained than the static troops stationed along the coast.[109]

In early 1944, OB West was significantly weakened by personnel and materiel transfers to the Eastern Front. During the Soviet Dnieper–Carpathian Offensive (24 December 1943 – 17 April 1944), the German High Command was forced to transfer the entire II SS Panzer Corps from France, consisting of the 9th and 10th SS Panzer Divisions, as well as the 349th Infantry Division, 507th Heavy Panzer Battalion and the 311th and 322nd StuG Assault Gun Brigades. All told, the German forces stationed in France were deprived of 45,827 troops and 363 tanks, assault guns, and self-propelled anti-tank guns.[110] It was the first major transfer of forces from France to the east since the creation of Führer Directive 51, which no longer allowed any transfers from the west to the east.[111] There were also transfers to the Italian front: von Rundstedt complained that many of his best units had been sent on a "fool's errand" to Italy, saying it was "madness ... that frightful boot of a country should have been evacuated ... we should have held a decent front with a few divisions on the Alpine frontier."[112]

The 1st SS Panzer Division Leibstandarte SS Adolf Hitler, 9th, 11th, 19th and 116th Panzer divisions, alongside the 2nd SS Panzer Division "Das Reich", had only arrived in March–May 1944 to France for extensive refit after being badly damaged during the Dnieper-Carpathian Offensive. Seven of the eleven panzer or panzergrenadier divisions stationed in France were still not fully operational or only partially mobile in early June 1944.[113]

Atlantic Wall

[edit]
  Atlantic Wall

Alarmed by the raids on St Nazaire and Dieppe in 1942, Hitler ordered the construction of fortifications all along the Atlantic coast, from Spain to Norway, to protect against an expected Allied invasion. He envisioned 15,000 emplacements manned by 300,000 troops, but due to shortages, particularly of concrete and manpower, most of the strongpoints were never built.[114] As the expected site of an Allied invasion, Pas de Calais was heavily defended.[114] In the Normandy area the best fortifications were concentrated at the port facilities at Cherbourg and Saint-Malo.[115]

A report by Rundstedt to Hitler in October 1943 regarding the weak defences in France led to the appointment of Rommel to oversee the construction of further fortifications along the expected invasion-front, which stretched from the Netherlands to Cherbourg.[114][116] Rommel was given command of the newly re-formed Army Group B, which included the 7th Army, the 15th Army, and the forces guarding the Netherlands.[117][118] Nazi Germany's tangled command structure made it difficult for Rommel to achieve his task. He was not allowed to give orders to the Organisation Todt, which was commanded by armaments minister Albert Speer, so in some places he had to assign soldiers to do construction work.[115]

Rommel believed that the Normandy coast could be a possible landing point for the invasion, so he ordered the construction of extensive defensive works along that shore. In addition to concrete gun-emplacements at strategic points along the coast, he ordered wooden stakes, metal tripods, mines, and large anti-tank obstacles to be placed on the beach to delay the approach of landing craft and to impede the movement of tanks.[119] Expecting the Allies to land at high tide so that the infantry would spend less time exposed on the beach, he ordered many of these obstacles to be placed at the high-tide mark.[98] Tangles of barbed wire, booby traps, and the removal of ground cover made the approach hazardous for infantry.[119] On Rommel's order, the number of mines along the coast was tripled.[115] Given the Allied air supremacy (4,029 Allied aircraft assigned to operations in Normandy plus 5,514 aircraft assigned to bombing and defence, versus 570 Luftwaffe planes stationed in France and the Low Countries[98]), booby-trapped stakes known as Rommelspargel (Rommel's asparagus) were set up in meadows and fields to deter airborne landings.[115]

Mobile reserves

[edit]

Rommel, believing that the Germans' best chance was to stop the invasion at the shore, requested that mobile reserves—especially tanks—be stationed as close to the coast as possible. Rundstedt, General Leo Geyr von Schweppenburg (commander of Panzer Group West), and other senior commanders believed that the invasion could not be stopped on the beaches. Geyr argued for a conventional doctrine: keeping the Panzer formations concentrated in a central position around Paris and Rouen and deploying them only when the main Allied beachhead had been identified.[120][121][122] Geyr also noted that in the Italian Campaign the armour stationed near the coast had been damaged by naval bombardment. Rommel's opinion was that because of the overwhelming Allied air superiority, large-scale movement of tanks would not be possible once the invasion was underway. Hitler made the final decision: he left three divisions under Geyr's command and gave Rommel operational control of three tank-divisions as reserves. Hitler took personal control of four divisions as strategic reserves, not to be used without his direct orders.[120][121][122]

Вторжение

[ редактировать ]
Приказы генерала Эйзенхауэра о вторжении в день Д, представленные армией США в видеоролике XXI века

Вы собираетесь начать Великий крестовый поход, к которому мы стремились все эти месяцы. Глаза мира обращены на вас. Надежды и молитвы свободолюбивых людей повсюду идут вместе с вами. Вместе с нашими храбрыми союзниками и братьями по оружию на других фронтах вы добьетесь уничтожения немецкой военной машины, ликвидации нацистской тирании над угнетенными народами Европы и обеспечения нашей безопасности в свободном мире.

- Эйзенхауэр, Письмо союзным войскам [123]

К маю 1944 года в Соединенное Королевство прибыло 1,5 миллиона американских солдат. [67] Большинство из них были размещены во временных лагерях на юго-западе Англии, готовые перебраться через Ла-Манш в западную часть зоны высадки. Британские и канадские войска были расквартированы дальше на восток, от Саутгемптона до Ньюхейвена , и даже на восточном побережье для людей, которые встретились в более поздних волнах. Сложная система под названием «Контроль движения» гарантировала, что люди и транспортные средства уйдут вовремя из двадцати пунктов отправления. [95] Некоторым мужчинам пришлось сесть на корабль почти за неделю до отбытия. [124] Корабли встретились в месте встречи (по прозвищу «Церковь Пикадилли») к юго-востоку от острова Уайт, чтобы собраться в конвои для пересечения Ла-Манша. [125] Вечером 5 июня тральщики приступили к расчистке полос движения. [99] и тысяча бомбардировщиков вылетела еще до рассвета, чтобы атаковать береговую оборону. [126] Около 1200 самолетов вылетели из Англии незадолго до полуночи, чтобы перебросить три воздушно-десантные дивизии в зоны высадки в тылу врага за несколько часов до высадки на берег. [127] Американским 82-й и 101-й воздушно-десантным дивизиям были поставлены задачи на полуострове Котантен к западу от Юты. Британской 6-й воздушно-десантной дивизии было поручено захватить в целости мосты через Канский канал и реку Орн. [128] батальону «Свободной Франции» 4-му SAS численностью 538 человек были поставлены задачи в Бретани ( операция «Дингсон» , операция «Самвест» ). [129] [130] Около 132 000 человек были перевезены по морю в день «Д», а еще 24 000 прибыли по воздуху. [95] Предварительная морская бомбардировка началась в 05:45 и продолжалась до 06:25 с участием пяти линкоров, двадцати крейсеров, шестидесяти пяти эсминцев и двух мониторов. [95] [131] Пехота начала прибывать на пляжи около 06:30. [132]

Американские солдаты 8-й пехотной 4-й пехотной дивизии переходят дамбу в штате Юта.

Корабль с 4-й пехотной дивизией США, атакующей Юту, был отброшен течением к месту примерно в 1800 метрах (2000 ярдов) к югу от предполагаемой зоны приземления. Войска встретили легкое сопротивление, потеряв менее 200 человек. [133] [134] Их попытки продвинуться вглубь суши в первый день не достигли целей, но они смогли продвинуться примерно на 4 мили (6,4 км), установив контакт со 101-й воздушно-десантной дивизией. [58] [135] Высадка десанта к западу от Юты оказалась не очень успешной, поскольку только десять процентов десантников приземлились в зонах высадки. Сбор людей в боевые отряды затруднялся из-за нехватки радиостанций и местности с живыми изгородями, каменными стенами и болотами. [136] [137] 82-я воздушно-десантная дивизия захватила свою главную цель — Сент-Мер-Эглиз и работала над защитой западного фланга. [138] Неспособность захватить переправы на реке Мердере привела к задержке перекрытия полуострова Котантен. [139] 101-я воздушно-десантная дивизия помогла защитить южный фланг и захватила шлюз на реке Дув у Ла-Баркетта. [137] но не захватил назначенные близлежащие мосты в первый день. [140]

В Пуэнт-дю-Хок задача двухсот человек 2-го батальона рейнджеров под командованием подполковника Джеймса Раддера заключалась в том, чтобы взобраться на 30-метровые (98 футов) скалы с помощью веревок и лестниц, чтобы уничтожить расположенную там артиллерийскую батарею. Находясь под обстрелом сверху, люди взобрались на скалу и обнаружили, что орудия уже отведены. Рейнджеры обнаружили неохраняемое, но готовое к использованию оружие в саду примерно в 550 метрах (600 ярдов) к югу от точки и вывели его из строя. В результате нападения люди на этом пункте оказались в изоляции, а некоторые были взяты в плен. К рассвету D+1 (7 июня) у Раддера было всего 90 человек, способных сражаться. Помощь не пришла до Д+2 (8 июня), когда прибыли члены 743-го танкового батальона . [141]

Омаха, наиболее хорошо защищенный сектор, был передан в подчинение 1-й пехотной дивизии США , дополненной войсками 29-й пехотной дивизии США . [134] [142] Им противостояла 352-я пехотная дивизия , а не ожидаемый отдельный полк. [143] Сильные течения заставили многие десантные суда отойти к востоку от намеченной позиции или задержали их. Потери были тяжелее, чем при всех остальных высадках вместе взятых, поскольку люди подверглись обстрелу со скал наверху. [144] Проблемы с очисткой пляжа от препятствий привели к тому, что в 08:30 начальник пляжа прекратил дальнейшую посадку транспортных средств. Примерно в это же время прибыла группа эсминцев для поддержки артиллерийского огня. [145] Выход из Омахи был возможен только через пять оврагов, и к позднему утру едва ли шестьсот человек достигли возвышенности. К полудню, когда артиллерийский огонь начал сказываться и у немцев начали заканчиваться боеприпасы, американцам удалось расчистить несколько дорожек на пляжах. Они также начали расчищать позиции вражеской обороны, чтобы машины могли покинуть пляж. [146] В последующие дни хрупкий плацдарм был расширен, и цели дня «Д» были достигнуты к D + 3 (9 июня). [147]

На фотографии «В пасть смерти» показаны американские войска, входящие в состав 1-й пехотной дивизии США , покидающие лодку Хиггинса в Омахе.

В Голде сильный ветер усложнил условия для десантных кораблей, и танки-амфибии DD были высажены недалеко от берега или прямо на пляже, а не дальше, как планировалось. [148] Воздушные атаки не смогли поразить опорный пункт Ле-Амель, а его 75-мм пушка продолжала наносить урон до 16:00. На западном фланге 1-й батальон Хэмпширского полка захватил Арроманш (будущий участок Малберри «Б»), и на восточном фланге был установлен контакт с канадскими войсками в Юноне. [149]

Высадка пехоты в Юноне была отложена из-за сильного волнения на море, и люди прибыли впереди своей поддерживающей бронетехники, понеся при высадке множество потерь. Большая часть морских бомбардировок не попала в немецкую оборону. Несмотря на эти трудности, канадцы быстро очистили пляж и создали два выхода к деревням наверху. Задержки со взятием Бени-сюр-Мер привели к скоплению людей на пляже, но к ночи смежные плацдармы Юнона и Голд охватили территорию шириной 12 миль (19 км) и глубиной 7 миль (10 км). [150] Один отряд 1-го гусарского танкового полка был единственным подразделением союзников, достигшим своей цели в первый день вторжения. [151] Потери на «Юноне» составили 961 человек. [152]

На «Сорде» 21 из 25 танков DD удалось благополучно выбраться на берег и обеспечить прикрытие пехоте, которая начала высадку в 07:30. Они быстро очистили пляж и создали несколько выходов для танков. В ветреную погоду прилив наступил быстрее, чем ожидалось, что затруднило маневрирование бронетехники. [153] 2-й батальон Королевской легкой пехоты Шропшира продвинулся пешком на расстояние нескольких километров от Кана, но был вынужден отступить из-за отсутствия поддержки бронетехники. [154] В 16:00 немецкая 21-я танковая дивизия предприняла контратаку между «Свордом» и «Юноной» и почти сумела выйти к побережью. Они встретили упорное сопротивление со стороны 3-й британской пехотной дивизии и вскоре были отозваны для оказания помощи в районе между Каном и Байе. [155] [156]

Золотой пляж, 7 июня 1944 года.

Первые компоненты гаваней Малберри были доставлены в день D + 1 (7 июня), а к середине июня конструкции были готовы к разгрузке. [71] Один был построен в Арроманше британцами, другой — в Омахе американцами. Сильный шторм 19 июня прервал высадку грузов и разрушил гавань Омахи. [157] Отремонтированная гавань Арроманша могла принимать около 6000 тонн техники в день и постоянно использовалась в течение следующих десяти месяцев, но большая часть грузов доставлялась через пляжи, пока 16 июля порт Шербур не был очищен от мин и препятствий. [158] [159]

Потери союзников в первый день составили не менее 10 000 человек, из них подтверждено 4 414 погибших. [160] Немцы потеряли 1000 человек. [161] Планы вторжения союзников предусматривали захват Карантана, Сен-Ло , Кана и Байе в первый день, со всеми пляжами (кроме Юты), связанными с линией фронта длиной от 10 до 16 километров (от 6 до 10 миль). от пляжей; ни одна из этих целей не была достигнута. [58] Пять плацдармов не были соединены до 12 июня, когда союзники удерживали фронт длиной около 97 километров (60 миль) и глубиной 24 километра (15 миль). [162] Кан, главная цель, все еще находился в руках немцев в конце дня «Д» и не был полностью захвачен до 21 июля. [163] 6 июня около 160 000 солдат пересекли Ла-Манш, а к концу августа во Франции находилось более двух миллионов солдат союзников. [164]

В западной части ложемента американские войска должны были занять полуостров Котантен, особенно Шербур, что обеспечило бы союзникам глубоководную гавань. Местность за Ютой и Омахой характеризовалась бокажем с колючими живыми изгородями на насыпях высотой от 3 до 4 футов (от 0,91 до 1,2 м) и канавами с обеих сторон. [165] Многие районы были дополнительно защищены стрелковыми ямами и пулеметными точками. [166] Большинство дорог были слишком узки для танков. [165] Немцы затопили поля за Ютой морской водой на расстоянии до 2 миль (3,2 км) от побережья. [167] Немецкие силы на полуострове включали 91-ю пехотную дивизию , а также 243-ю и 709-ю статические пехотные дивизии . [168] К моменту Д+3 командование союзников осознало, что Шербур не удастся быстро взять, и решило отрезать полуостров, чтобы не допустить подвоза дальнейших подкреплений. [169] После неудачных попыток неопытной 90-й пехотной дивизии генерал-майор Дж. Лоутон Коллинз , командующий VII корпусом ветерану 9-й пехотной дивизии , поручил эту задачу . 17 июня они достигли западного побережья Котантена, отрезав Шербур. [170] 9-я дивизия, к которой присоединились 4-я и 79-я пехотные дивизии , с 19 июня в ожесточенных боях взяла под свой контроль полуостров; Шербур был захвачен 26 июня. К этому времени немцы разрушили портовые сооружения, которые не были восстановлены в полную силу до сентября. [171]

Операции в битве за Кан

Бои в районе Кана против 21-й танковой, 12-й танковой дивизии СС «Гитлерюгенд» и других частей вскоре зашли в тупик. [172] Во время операции «Перч» XXX корпус попытался продвинуться на юг в сторону горы Пинсон, но вскоре отказался от прямого подхода в пользу клешней атаки с целью окружения Кана. XXX корпус с частью 7-й танковой дивизии предпринял фланговый ход от Тийи-сюр-Сель в направлении Виллер-Бокаж , в то время как I корпус пытался пройти через Кан на востоке. Атака I корпуса была быстро остановлена, а XXX корпус ненадолго захватил Виллер-Бокаж. Передовые части британских войск попали в засаду, что положило начало однодневной битве при Виллер-Бокаже , а затем битве при Боксе. Британцы были вынуждены отойти в Тилли-сюр-Сель. [173] [174] После задержки из-за штормов с 17 по 23 июня 26 июня началась операция «Эпсом» - попытка VIII корпуса развернуться и атаковать Кан с юго-запада и установить плацдарм к югу от Одона . [175] Хотя в ходе операции не удалось взять Кан, немцы понесли большие потери в танках после того, как привлекли к операции все доступные танковые подразделения. [176] Рундштедт был уволен 1 июля и заменен на посту OB West фельдмаршалом Гюнтером фон Клюге после того, как заметил, что война теперь проиграна. [177] Северные пригороды Кана подверглись бомбардировке вечером 7 июля, а затем 8–9 июля были оккупированы к северу от реки Орн в ходе операции «Чарнвуд» . [178] [179] Операции «Атлантик» и «Гудвуд» захватили остальную часть Кана и возвышенности на юге с 18 по 21 июля, к этому времени город был почти разрушен. [180] Гитлер пережил покушение 20 июля. [181]

Прорыв с плацдарма

[ редактировать ]
Карта, показывающая прорыв с плацдарма в Нормандии и формирование Фалезского котла , август 1944 года.

Захватив территорию на полуострове Котантен к югу до Сен-Ло , Первая армия США начала операцию «Кобра» и к 1 августа продвинулась дальше на юг до Авранша. 25 июля [182] британцы начали операцию «Bluecoat», 30 июля чтобы захватить Вир и возвышенность Мон-Пинсон. [183] под командованием генерал-лейтенанта Паттона Третья армия США , активизированная 1 августа, быстро захватила большую часть Бретани и территории вплоть до Луары , в то время как Первая армия продолжала оказывать давление на восток, в сторону Ле-Мана, чтобы защитить свой фланг. К 3 августа Паттон и Третья армия смогли оставить небольшой отряд в Бретани и двинуться на восток к основной концентрации немецких войск к югу от Кана. [184] Несмотря на возражения Клюге, 4 августа Гитлер приказал начать контрнаступление ( операция «Люттих» ) из Вире в сторону Авранша. [185]

В то время как 2-й канадский корпус продвигался на юг от Кана к Фалезу в ходе операции «Тотализация» 8 августа, [186] Брэдли и Монтгомери поняли, что существует возможность того, что основная часть немецких войск окажется в ловушке у Фалеза . Третья армия продолжила окружение с юга и достигла Алансона 11 августа . Хотя Гитлер до 14 августа продолжал настаивать на том, что его войска должны контратаковать, Клюге и его офицеры начали планировать отступление на восток. [187] Немецким войскам серьезно мешало то, что Гитлер настаивал на принятии всех важных решений самостоятельно, в результате чего его войска оставались без приказов на периоды до 24 часов, в то время как информация пересылалась туда и обратно в резиденцию фюрера в Оберзальцберге в Баварии. [188] Вечером 12 августа Паттон спросил Брэдли, следует ли его войскам продолжать движение на север, чтобы закрыть брешь и окружить немецкие войска. Брэдли отказался, потому что Монтгомери уже поручил Первой канадской армии захватить территорию с севера. [189] [190] Канадцы встретили сильное сопротивление и 16 августа захватили Фалез. Брешь была закрыта 21 августа, в результате чего в ловушку попало 50 000 немецких солдат, но более трети немецкой 7-й армии и остатки девяти из одиннадцати танковых дивизий отошли на восток. [191] Принятие Монтгомери решения относительно Фалезского разрыва подверглось в то время критике со стороны американских командиров, особенно Паттона, хотя Брэдли отнесся к нему с большим сочувствием и считал, что Паттон не смог бы сократить разрыв. [192] Этот вопрос стал предметом многочисленных дискуссий среди историков, причем критика высказывалась в адрес американских, британских и канадских вооруженных сил. [193] [194] [195] 15 августа Гитлер освободил Клюге от командования Западным фронтом и заменил его фельдмаршалом Вальтером Моделем . Клюге покончил жизнь самоубийством 19 августа после того, как Гитлеру стало известно о его причастности к заговору 20 июля . [196] [197] вторжение на юг Франции ( операция «Драгун» ). 15 августа началось [198]

Французское Сопротивление в Париже восстало против немцев 19 августа. [199] Эйзенхауэр первоначально хотел обойти город, чтобы преследовать другие цели, но на фоне сообщений о том, что граждане голодают, и заявленного Гитлером намерения разрушить его, де Голль настоял на том, чтобы его взяли немедленно. [200] Французские войска 2-й бронетанковой дивизии под командованием генерала Филиппа Леклера прибыли с запада 24 августа, в то время как 4-я пехотная дивизия США наступала с юга. Разрозненные бои продолжались всю ночь, и к утру 25 августа Париж был освобожден . [201]

Операции продолжались в британском и канадском секторах до конца месяца. 25 августа 2-я бронетанковая дивизия США пробилась в Эльбеф , вступив в контакт с британскими и канадскими танковыми дивизиями. [202] 2-я канадская пехотная дивизия продвинулась в Форе-де-ла-Лонд Утром 27 августа . Район находился под сильным контролем; 4-я и 6-я канадские бригады понесли большие потери в течение трех дней, поскольку немцы вели сдерживающие действия на местности, хорошо подходящей для обороны. Немцы отступили 29 августа, а на следующий день отошли за Сену. [202] Во второй половине дня 30 августа 3-я канадская пехотная дивизия форсировала Сену возле Эльбефа и вошла в Руан , где ее встретил ликующий прием. [203]

Кампания закрыта

[ редактировать ]
Канадские солдаты с захваченным нацистским флагом

1 сентября Эйзенхауэр принял непосредственное командование всеми сухопутными войсками союзников. Обеспокоенный немецкими контратаками и ограниченностью техники, прибывающей во Францию, он решил продолжить операции на широком фронте, а не пытаться наносить узкие удары. [204] Соединение нормандских войск с союзными войсками на юге Франции произошло 12 сентября в рамках наступления к «линии Зигфрида» . [205] 17 сентября Монтгомери начал операцию «Маркет Гарден» — неудачную попытку англо-американских воздушно-десантных войск захватить мосты в Нидерландах, чтобы позволить сухопутным войскам пересечь Рейн в Германию. [204] Наступление союзников замедлилось из-за сопротивления Германии и нехватки припасов (особенно топлива). 16 декабря немцы начали Арденнское наступление, также известное как Арденнская битва , свое последнее крупное наступление в войне на Западном фронте. Серия успешных советских действий началась с Висло-Одерского наступления 12 января. Гитлер покончил жизнь самоубийством 30 апреля, когда советские войска приблизились к его фюрербункеру в Берлине, а Германия капитулировала 7 мая 1945 года. [206]

Высадка в Нормандии была крупнейшим морским вторжением в истории: в ней было задействовано около 5000 десантных и десантных кораблей, 289 кораблей сопровождения и 277 тральщиков. [125] Открытие еще одного фронта в Западной Европе стало огромным психологическим ударом для немецких военных, которые опасались повторения войны на два фронта Первой мировой войны. Высадка в Нормандии также ознаменовала начало «гонки за Европу» между советскими войсками. и западные державы, что некоторые историки считают началом Холодной войны . [207]

Победа в Нормандии обусловлена ​​несколькими факторами. Немецкие приготовления вдоль Атлантического вала были завершены лишь частично; незадолго до дня «Д» Роммель сообщил, что в некоторых районах строительство завершено лишь на 18 процентов, поскольку ресурсы были перенаправлены в другие места. [208] Обманы, предпринятые в ходе операции «Стойкость», оказались успешными, в результате чего немцам пришлось защищать огромный участок береговой линии. [209] Союзники достигли и сохраняли превосходство в воздухе, а это означало, что немцы не могли наблюдать за приготовлениями, идущими в Великобритании, и не могли вмешиваться с помощью атак бомбардировщиков. [210] [211] Транспортная инфраструктура во Франции была серьезно разрушена бомбардировщиками союзников и французским Сопротивлением, что затруднило немцам подвоз подкреплений и припасов. [212] Большая часть начального артиллерийского обстрела была не по цели или недостаточно сконцентрирована, чтобы оказать какое-либо воздействие. [213] но специализированная бронетехника работала хорошо, за исключением Омахи, обеспечивая непосредственную артиллерийскую поддержку войск, высаживающихся на пляжи. [214] Нерешительность и слишком сложная командная структура немецкого высшего командования также были фактором успеха союзников. [215]

Союзники

[ редактировать ]
Американские штурмовики получили ранения при штурме пляжа Омаха

С дня «Д» по 21 августа союзники высадили на севере Франции 2 052 299 человек. Цена кампании в Нормандии была высокой для обеих сторон. [22] С 6 июня по конец августа американские армии потеряли 124 394 человека, из которых 20 668 человек были убиты. [с] и 10 128 пропали без вести. [22] Потери в составе Первой канадской и Второй британской армий оцениваются в 83 045 человек: 15 995 убитых, 57 996 раненых и 9 054 пропавших без вести. [час] Из них потери канадцев составили 18 444 человека, из них 5021 человек погиб в боях. [20] Каждый седьмой канадский солдат, убитый в период с 6 по 11 июня, был убит после сдачи в плен в серии казней, которые впоследствии получили название « Резня в Нормандии» . [217] ВВС союзников, совершив 480 317 боевых вылетов в поддержку вторжения, потеряли 4 101 самолет и 16 714 летчиков (8 536 военнослужащих ВВС США и 8 178 летателей под командованием ВВС Великобритании). [22] [218] Парашютисты SAS «Свободной Франции» потеряли 77 убитыми, 197 ранеными и пропавшими без вести. [219] Потери танков союзников оцениваются в 4000 танков, причем потери поровну разделены между американской и британско-канадской армиями. [23] Историки несколько расходятся во мнениях относительно общих потерь во время кампании: наименьшие потери составили 225 606 человек. [220] [221] и самый высокий - 226 386. [222] [223]

Германия

[ редактировать ]
Немецкие войска капитулируют в Сен-Ламбер-сюр-Див , 21 августа 1944 года.

Союзные войска на севере Франции сообщили о захвате 47 000 немцев в июне, 36 000 в июле и 150 000 в августе, всего 233 000 за три месяца «Оверлорда». [224] В Нормандии похоронено около 80 000 немецких солдат, хотя эта цифра включает в себя неучтенное количество немцев, погибших до битвы, и тех, кто умер в плену после окончания боевых действий. [225]

Немецкие войска во Франции сообщили о потерях 158 930 человек в период с дня «Д» по 14 августа, незадолго до начала операции «Драгун» на юге Франции. [226] В боях у Фалезского котла было потеряно 50 000 человек, из которых 10 000 убито и 40 000 взято в плен. [23] Источники различаются по общим потерям немцев. Никлас Зеттерлинг отмечает, что цифры ОКБ Веста за лето 1944 года на западе (включая в себя операцию «Драгун» на юге Франции) составили 289 000: 23 019 убитых, 67 060 раненых и 198 616 пропавших без вести. Он заявляет, что данные в целом надежны, но в некоторых местах, например в Шербуре, потери могли быть недооценены. [227] [я] Зеттерлинг далее оценивает потери немецкой армии в районе Нормандии, особенно с 6 июня по август, в 210 000 человек; однако он также отмечает, что «немцы, скорее всего, понесли дальнейшие потери в живой силе, когда были захвачены воздушные или военно-морские базы. Никаких данных по этому поводу для этого исследования не было». [229] Другие источники дают более высокие оценки: 400 000 (200 000 убитых или раненых и еще 200 000 взятых в плен), [206] 500 000 (290 000 убитыми и ранеными, 210 000 взятыми в плен), [15] [Дж] всего до 530 000. [231]

Точных данных о потерях немецких танков в Нормандии нет. В бой было вовлечено около 2300 танков и штурмовых орудий. [к] из них только от 100 до 120 пересекли Сену в конце кампании. [15] Хотя немецкие войска сообщили, что за период с дня «Д» по 31 июля был уничтожен только 481 танк. [226] Исследования, проведенные 2-м отделом оперативного исследования 21-й группы армий, показывают, что в июне и июле союзники уничтожили около 550 танков. [232] и еще 500 в августе, [233] Всего уничтожено 1050 танков, в том числе 100 уничтоженных авиацией. [10] Потери люфтваффе составили 2127 самолетов. [24] К концу Нормандской кампании 55 немецких дивизий (42 пехотные и 13 танковых) оказались неэффективными в бою; семь из них были расформированы. К сентябрю в ОКБ «Запад» имелось лишь 13 пехотных дивизий, 3 танковые дивизии и 2 танковые бригады, признанные боеспособными. [234]

Гражданские лица и здания французского наследия

[ редактировать ]
Британский солдат сопровождает пожилую женщину в разбомбленном Кане , июль 1944 года.

Во время освобождения Нормандии было убито от 13 632 до 19 890 французских мирных жителей. [27] и многие другие были серьезно ранены. [26] По оценкам, помимо тех, кто погиб во время кампании, от 11 000 до 19 000 норманнов были убиты во время бомбардировок перед вторжением. [26] Всего за время войны погибло 70 000 французских мирных жителей. [26] Наземные мины и неразорвавшиеся боеприпасы продолжали приносить жертвы норманнскому населению после окончания кампании. [235]

Перед вторжением SHAEF издал инструкции (позже ставшие основой для Протокола I к Гаагской конвенции 1954 года ), подчеркивающие необходимость ограничить разрушение объектов французского наследия. Эти объекты, указанные в официальных списках памятников по гражданским вопросам, не должны были использоваться войсками без получения разрешения от высших эшелонов командования. [236] Тем не менее, церковные шпили и другие каменные постройки по всей территории были повреждены или разрушены, чтобы немцы не могли их использовать. [237] Были предприняты усилия, чтобы помешать восстановителям использовать обломки важных руин для ремонта дорог и поиска артефактов. [238] Гобелен из Байе хранились в замке Сурш недалеко от Ле-Мана и сохранились нетронутыми. и другие важные культурные ценности с начала войны [239] Оккупационные немецкие войска также сохранили список охраняемых зданий, но их намерением было сохранить эти объекты в хорошем состоянии для использования в качестве жилья немецкими войсками. [238]

Многие города и поселки Нормандии были полностью разрушены боями и бомбардировками. К концу битвы при Кане оставалось всего 8000 пригодных для проживания кварталов при населении более 60 000 человек. [237] Из 18 церквей Кана, внесенных в список, четыре были серьезно повреждены и пять были разрушены, а также 66 других памятников, внесенных в список. [239] В департаменте Кальвадос (место плацдарма в Нормандии) 76 000 граждан остались без крова. Из 210 довоенных евреев Кана только один пережил войну. [240]

Грабежи совершались всеми сторонами: отступающими немцами, вторгшимися союзниками и местным французским населением. [238] Союзные войска никогда не одобряли грабежи, и те, кто был уличен в грабежах, были наказаны. [241]

Военные мемориалы и туризм

[ редактировать ]
Мер Канадское военное кладбище Бени-сюр-

Пляжи Нормандии до сих пор известны под кодовыми названиями вторжений. В важных местах есть мемориальные доски, мемориалы или небольшие музеи, а также доступны путеводители и карты. Некоторые опорные пункты Германии сохранились; В частности, Пуэнт-дю-Хок мало изменился с 1944 года. Остатки гавани Малберри B до сих пор находятся в море в Арроманше. Несколько больших кладбищ в этом районе служат местом последнего пристанища для многих солдат союзников и Германии, погибших в кампании в Нормандии. [242]

Над Ла-Маншем, на утесе пляжа Омаха, Нормандское американское кладбище и мемориал ежегодно принимает множество посетителей. Это место занимает площадь 172,5 акра и содержит останки 9 388 погибших американских военных, большинство из которых были убиты во время вторжения в Нормандию и последующих военных операций во время Второй мировой войны. Сюда входят могилы экипажей армейской авиации, сбитых над Францией еще в 1942 году, и четырех американок. [243]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Силы Итальянской Социальной Республики во время операции «Оверлорд» состояли из 4000 человек 1-й дивизии Atlantica Fucilieri di Marina . Около 100 из них дислоцировались на острове Сезембр . [8] В число других сил входят бывшие военнопленные, отправленные в трудовые и противовоздушные подразделения. [9]
  2. ^ Около 812 000 были американцами и 640 000 британцами или канадцами. [10]
  3. ^ Перейти обратно: а б Данные о потерях среди американцев взяты из сводки G-3 War Room Summary 91 от 5 сентября 1944 года, освещающей кампанию. [17] В 1953 году Статистическое и бухгалтерское управление Управления генерал-адъютанта США опубликовало окончательный отчет о потерях США (без учета потерь ВВС) за период с 6 июня по 14 сентября 1944 года. Этот источник показывает количество погибших в боях во время битвы. Нормандии (6 июня - 24 июля 1944 г.) - 13 959 и Северной Франции (25 июля - 14 сентября 1944 г.) - 15 239, всего 29 198 человек. Общее количество смертей среди боевых потерь (включая несчастные случаи, болезни и т. д.) в Нормандии (6 июня - 24 июля 1944 г.) составило 16 293, а в Северной Франции (25 июля - 14 сентября 1944 г.) - 17 844, всего 34 137 человек. [18]
  4. Кроме того, военно-воздушные силы союзников совершили 480 317 боевых вылетов, непосредственно связанных с операцией, при этом погиб 4 101 самолет и погибло 16 714 человек. . [22]
  5. ^ Впервые V-оружие было применено против Великобритании 12 июня. [43]
  6. 79-я британская бронетанковая дивизия никогда не действовала как единое формирование. [52] и поэтому был исключен из общего числа. Кроме того, в операции участвовали в общей сложности 16 (три из 79-й бронетанковой дивизии) британских, бельгийских, канадских и голландских независимых бригад, а также четыре батальона Специальной воздушной службы. [53]
  7. По состоянию на ноябрь 1943 года. У них также было 206 дивизий на Восточном фронте, 24 на Балканах и 22 в Италии. . [104]
  8. Данные о потерях британцев взяты из «Военного дневника, 21-й группы армий, секции «А», СИТЕП» от 29 августа 1944 года. [216]
  9. В официальной истории Германии говорится, что группа армий G, которая столкнулась с высадкой драгун, к середине сентября потеряла 141 000 человек. Эта цифра основана на нескольких внутренних отчетах и ​​исследованиях немецких историков. [228]
  10. ^ Официальная история Германии подчеркивает отчеты разведки союзников, в которых указано, что ОБ Запад потерял 400–500 000 человек. [230]
  11. Самым распространенным танком/штурмовым орудием, развернутым немцами в Нормандии, с большим отрывом был Panzer IV, за ним следовали Panther (650) и Stug III (550). Также присутствовали 120–130 Tiger Is, 20 Tiger II и меньшее количество других типов, включая самоходные противотанковые орудия Marder и Jagdpanther. [16]
  1. ^ Перейти обратно: а б Бивор 2009 , с. 82.
  2. ^ Бивор 2009 , с. 76.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Уильямс 1988 , с. х.
  4. ^ Бивор 2009 , с. 492.
  5. ^ Веб-сайт ВМС США .
  6. ^ Веб-сайт армии Люксембурга .
  7. ^ Перейти обратно: а б Медоуз 2016 .
  8. ^ Вигано 1991 , с. 181.
  9. ^ Фриттоли 2019 .
  10. ^ Перейти обратно: а б Зеттерлинг 2000 , стр. 408.
  11. ^ Бэдси 1990 , с. 85.
  12. ^ Зеттерлинг 2000 , стр. 32.
  13. ^ Зеттерлинг 2000 , стр. 34.
  14. ^ Шульман 2007 , с. 192.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д Уилмот 1997 , с. 434.
  16. ^ Перейти обратно: а б Бакли 2006 , стр. 117–120.
  17. ^ Pogue 1954 , Глава XIV, сноска 10.
  18. ^ Армия США 1953 , с. 92.
  19. ^ britannica.com .
  20. ^ Перейти обратно: а б Стейси 1960 , с. 271.
  21. ^ Мачек 2006 .
  22. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Тамеландер и Зеттерлинг 2003 , стр. 341.
  23. ^ Перейти обратно: а б с Тамеландер и Зеттерлинг 2003 , стр. 342.
  24. ^ Перейти обратно: а б Тамеландер и Зеттерлинг 2003 , стр. 342–343.
  25. ^ Зеттерлинг 2000 , стр. 83.
  26. ^ Перейти обратно: а б с д Бивор 2009 , с. 519.
  27. ^ Перейти обратно: а б Флинт 2009 , стр. 336–337.
  28. ^ Dear & Foot 2005 , с. 322.
  29. ^ Черчилль 1949 , с. 115.
  30. ^ Зюльке 2004 , с. 20.
  31. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 8–10.
  32. ^ Черчилль 1951 , с. 582.
  33. ^ Зюльке 2004 , стр. 21–22.
  34. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 10–11.
  35. ^ Бивор 2012 , с. 319.
  36. ^ Перейти обратно: а б Ford & Zaloga 2009 , p. 11.
  37. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 10.
  38. ^ Wilmot 1997 , стр. 177–178, стр. диаграммы. 180.
  39. ^ Уитмарш 2009 , с. 9.
  40. ^ Зюльке 2004 , с. 23.
  41. ^ Гилберт 1989 , стр. 397, 478.
  42. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 13–14.
  43. ^ Уилмот 1997 , с. 316.
  44. ^ Бивор 2009 , стр. 33–34.
  45. ^ Перейти обратно: а б Уилмот 1997 , с. 170.
  46. ^ Амвросий 1994 , стр. 73–74.
  47. ^ Перейти обратно: а б с Ford & Zaloga 2009 , p. 14.
  48. ^ Гилберт 1989 , с. 491.
  49. ^ Перейти обратно: а б Уитмарш 2009 , стр. 12–13.
  50. ^ Вайнберг 1995 , с. 684.
  51. ^ Эллис, Аллен и Уорхерст 2004 , стр. 521–533.
  52. ^ Бакли 2006 , с. 13.
  53. ^ Эллис, Аллен и Уорхерст 2004 , стр. 521–523, 524.
  54. ^ Черчилль 1951 , с. 642.
  55. ^ Перейти обратно: а б с д Бивор 2009 , с. 3.
  56. ^ Букингем 2004 , с. 88.
  57. ^ Черчилль 1951 , стр. 592–593.
  58. ^ Перейти обратно: а б с Beevor 2009 , Карта, внутренняя сторона обложки.
  59. ^ Эллис, Аллен и Уорхерст 2004 , стр. 78, 81.
  60. ^ Черчилль 1951 , с. 594.
  61. ^ Гольдштейн, Диллон и Венгер 1994 , стр. 6.
  62. ^ Уитмарш 2009 , Карта, стр. 12.
  63. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 25.
  64. ^ Эванс 2008 , с. 623.
  65. ^ Зюльке 2004 , с. 81.
  66. ^ Уитмарш 2009 , с. 21.
  67. ^ Перейти обратно: а б Уитмарш 2009 , с. 11.
  68. ^ Уитмарш 2009 , стр. 27–28.
  69. ^ Уилмот 1997 , с. 181.
  70. ^ Уилмот 1997 , с. 183.
  71. ^ Перейти обратно: а б Уилмот 1997 , с. 321.
  72. ^ Уитмарш 2009 , стр. 89–90.
  73. ^ Уилмот 1997 , с. 182.
  74. ^ Уилмот 1997 , с. 195.
  75. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 208.
  76. ^ Зюльке 2004 , стр. 42–43.
  77. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 73.
  78. ^ Вайнберг 1995 , с. 680.
  79. ^ Браун 2007 , с. 465.
  80. ^ Зюльке 2004 , стр. 71–72.
  81. ^ Перейти обратно: а б Уитмарш 2009 , с. 27.
  82. ^ Бивор 2009 , с. 282.
  83. ^ Бивор 2009 , с. 4.
  84. ^ Перейти обратно: а б Уитмарш 2009 , с. 34.
  85. ^ Бикерс 1994 , стр. 19–21.
  86. ^ Зюльке 2004 , с. 35.
  87. ^ Гольдштейн, Диллон и Венгер 1994 , стр. 50–51, 54–57.
  88. ^ Льюис 1990 , с. 254.
  89. ^ Фентон 2004 .
  90. ^ Льюис 1990 , с. 227.
  91. ^ Зюльке 2004 , с. 36.
  92. ^ Гольдштейн, Диллон и Венгер 1994 , стр. 59, 61.
  93. ^ Гольдштейн, Диллон и Венгер 1994 , стр. 61–62.
  94. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 46.
  95. ^ Перейти обратно: а б с д Уитмарш 2009 , с. 30.
  96. ^ Уитмарш 2009 , стр. 30, 36.
  97. ^ Dear & Foot 2005 , с. 667.
  98. ^ Перейти обратно: а б с Уитмарш 2009 , с. 31.
  99. ^ Перейти обратно: а б с Уитмарш 2009 , с. 33.
  100. ^ Бивор 2009 , с. 21.
  101. ^ Уилмот 1997 , стр. 224–226.
  102. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 131.
  103. ^ Бивор 2009 , стр. 42–43.
  104. ^ Перейти обратно: а б Уилмот 1997 , с. 144.
  105. ^ Бивор 2009 , с. 34.
  106. ^ Гольдштейн, Диллон и Венгер 1994 , стр. 13.
  107. ^ Zaloga 2013 , pp. 58–59.
  108. ^ Гольдштейн, Диллон и Венгер 1994 , стр. 16–19.
  109. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 37.
  110. ^ Лидтке 2015 , стр. 227–228, 235.
  111. ^ Лидтке 2015 , с. 225.
  112. ^ Уильямс 2013 , с. 182.
  113. ^ Лидтке 2015 , стр. 224–225.
  114. ^ Перейти обратно: а б с Ford & Zaloga 2009 , p. 30.
  115. ^ Перейти обратно: а б с д Уитмарш 2009 , с. 13.
  116. ^ Бивор 2009 , с. 33.
  117. ^ Гольдштейн, Диллон и Венгер 1994 , стр. 11.
  118. ^ Уитмарш 2009 , с. 12.
  119. ^ Перейти обратно: а б Ford & Zaloga 2009 , pp. 54–56.
  120. ^ Перейти обратно: а б Ford & Zaloga 2009 , p. 31.
  121. ^ Перейти обратно: а б Уитмарш 2009 , с. 15.
  122. ^ Перейти обратно: а б Уилмот 1997 , с. 192.
  123. ^ Уитмарш 2009 , с. 42.
  124. ^ Бивор 2009 , стр. 1–2.
  125. ^ Перейти обратно: а б Бивор 2009 , с. 74.
  126. ^ Бивор 2009 , с. 79.
  127. ^ Бивор 2009 , с. 51.
  128. ^ Бивор 2009 , с. 51–52.
  129. ^ Короткометражка 1952 , стр. 157–161.
  130. ^ Короткометражка 1997 , стр. 64–79.
  131. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 69.
  132. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 70.
  133. ^ Бивор 2009 , с. 118.
  134. ^ Перейти обратно: а б Хьюз 2010 , с. 5.
  135. ^ Уитмарш 2009 , с. 51.
  136. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 166–167.
  137. ^ Перейти обратно: а б Бивор 2009 , с. 116.
  138. ^ Бивор 2009 , с. 115.
  139. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 172.
  140. ^ Ford & Zaloga 2009 , Map, p. 170.
  141. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 95–104.
  142. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 64–65, 334.
  143. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 45.
  144. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 76–77, 334.
  145. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 90–91.
  146. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 56, 83.
  147. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 337.
  148. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 281–282.
  149. ^ Уилмот 1997 , стр. 270–273.
  150. ^ Уилмот 1997 , стр. 275–276.
  151. ^ Дрез 2005 .
  152. ^ Бивор 2009 , с. 131.
  153. ^ Уилмот 1997 , стр. 277–278.
  154. ^ Бивор 2009 , стр. 143, 148.
  155. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 326–327.
  156. ^ Уилмот 1997 , с. 283.
  157. ^ Бивор 2009 , стр. 215–216.
  158. ^ Уилмот 1997 , с. 387.
  159. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 331.
  160. ^ Уитмарш 2009 , с. 87.
  161. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 335.
  162. ^ Хорн 2010 , с. 13.
  163. ^ Уилмот 1997 , с. 360.
  164. ^ Dear & Foot 2005 , стр. 627–630.
  165. ^ Перейти обратно: а б Уилмот 1997 , с. 301.
  166. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 175.
  167. ^ Уитмарш 2009 , с. 49.
  168. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 118–120.
  169. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 179.
  170. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 182.
  171. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 185–193.
  172. ^ Бивор 2009 , с. 186.
  173. ^ Эллис, Аллен и Уорхерст 2004 , стр. 247–254.
  174. ^ Сорок 2004 , стр. 36, 97.
  175. ^ Уилмот 1997 , с. 342.
  176. ^ Бивор 2009 , стр. 232–237.
  177. ^ Уилмот 1997 , с. 347.
  178. ^ Копп 2000 , с. 73.
  179. ^ Бивор 2009 , с. 273.
  180. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 340–341.
  181. ^ Бивор 2009 , стр. 332–333.
  182. ^ Бивор 2009 , Карта, стр. 344.
  183. ^ Бивор 2009 , стр. 366–367.
  184. ^ Уилмот 1997 , стр. 398–400.
  185. ^ Уилмот 1997 , стр. 399–400.
  186. ^ Уилмот 1997 , с. 410.
  187. ^ Бивор 2009 , стр. 434–435.
  188. ^ Уилмот 1997 , стр. 416–417.
  189. ^ Бивор 2009 , с. 440.
  190. ^ Уилмот 1997 , с. 418.
  191. ^ Уилмот 1997 , с. 420.
  192. ^ Брэдли 1951 , с. 377.
  193. ^ Бивор 2009 , стр. 439–440.
  194. ^ Уилмот 1997 , с. 424.
  195. ^ Гастингс 2006 , с. 369.
  196. ^ Уилмот 1997 , стр. 421, 444.
  197. ^ Эванс 2008 , с. 642.
  198. ^ Бивор 2009 , стр. 445, 447.
  199. ^ Уилмот 1997 , с. 429.
  200. ^ Бивор 2009 , стр. 481, 483, 494.
  201. ^ Уилмот 1997 , с. 430.
  202. ^ Перейти обратно: а б Стейси 1960 , с. 286.
  203. ^ Стейси 1948 , с. 219.
  204. ^ Перейти обратно: а б Ford & Zaloga 2009 , pp. 341–342.
  205. ^ Уилмот 1997 , с. 485.
  206. ^ Перейти обратно: а б Уитмарш 2009 , с. 109.
  207. ^ Гэддис 1990 , с. 149.
  208. ^ Уилмот 1997 , с. 290.
  209. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 343.
  210. ^ Уилмот 1997 , с. 289.
  211. ^ Отчеты ВВС США за 1957 год , стр. 531–535.
  212. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 36.
  213. ^ Копп 2003 , с. 259.
  214. ^ Уилмот 1997 , с. 291.
  215. ^ Уилмот 1997 , с. 292.
  216. ^ Д'Эсте 2004 , стр. 517–518.
  217. ^ Марголян 1998 , стр. 125–155.
  218. ^ Эллис, Аллен и Уорхерст 2004 , стр. 487–488.
  219. ^ Короткометражка 1997 , стр. 288–289.
  220. ^ Бивор 2009 , с. 522.
  221. ^ Д'Эсте 2004 , стр. 517.
  222. ^ Эллис, Аллен и Уорхерст 2004 , стр. 488, 493.
  223. ^ Тамеландер и Зеттерлинг 2003 , стр. 341–342.
  224. ^ Еженедельный разведывательный сводка SHAEF, № 51 , мы, 11 марта. ЧАСТЬ I ВЫСАДКА Раздел H, Разное 3 достижения союзников на Западе.
  225. ^ Inman & Staines 2019 , Немецкое военное кладбище Ла-Камб.
  226. ^ Перейти обратно: а б Тамеландер и Зеттерлинг 2003 , стр. 343.
  227. ^ Зеттерлинг 2000 , стр. 77.
  228. ^ Буг, Кребс и Фогель 2006 , стр. 661.
  229. ^ Зеттерлинг 2000 , стр. 74.
  230. ^ Буг, Кребс и Фогель 2006 , стр. 616.
  231. ^ Джангреко, Мур и Полмар 2004 , с. 252.
  232. ^ Шульман 2007 , с. 166.
  233. ^ Копп 2000 , стр. 399–400.
  234. ^ Zaloga 2015 , p. 470.
  235. ^ Флинт 2009 , с. 305.
  236. ^ Флинт 2009 , с. 350.
  237. ^ Перейти обратно: а б Бивор 2009 , с. 520.
  238. ^ Перейти обратно: а б с Флинт 2009 , с. 354.
  239. ^ Перейти обратно: а б Флинт 2009 , с. 352.
  240. ^ Флинт 2009 , с. 337.
  241. ^ Флинт 2009 , с. 292.
  242. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 345–354.
  243. ^ Следы войны .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f80279442d03a313591a6372569bea8c__1722064260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f8/8c/f80279442d03a313591a6372569bea8c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Overlord - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)