~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Arc.Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Номер скриншота №:
✰ 28A6B4C8DDD910DF7C6069B214E94F07__1717744320 ✰
Заголовок документа оригинал.:
✰ Operation Astonia - Wikipedia ✰
Заголовок документа перевод.:
✰ Операция Астония — Википедия ✰
Снимок документа находящегося по адресу (URL):
✰ https://en.wikipedia.org/wiki/Operation_Astonia ✰
Адрес хранения снимка оригинал (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/28/07/28a6b4c8ddd910df7c6069b214e94f07.html ✰
Адрес хранения снимка перевод (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/28/07/28a6b4c8ddd910df7c6069b214e94f07__translat.html ✰
Дата и время сохранения документа:
✰ 22.07.2024 03:30:56 (GMT+3, MSK) ✰
Дата и время изменения документа (по данным источника):
✰ 7 June 2024, at 10:12 (UTC). ✰ 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Сервисы Ask3.ru: 
 Архив документов (Снимки документов, в формате HTML, PDF, PNG - подписанные ЭЦП, доказывающие существование документа в момент подписи. Перевод сохраненных документов на русский язык.)https://arc.ask3.ruОтветы на вопросы (Сервис ответов на вопросы, в основном, научной направленности)https://ask3.ru/answer2questionТоварный сопоставитель (Сервис сравнения и выбора товаров) ✰✰
✰ https://ask3.ru/product2collationПартнерыhttps://comrades.ask3.ru


Совет. Чтобы искать на странице, нажмите Ctrl+F или ⌘-F (для MacOS) и введите запрос в поле поиска.
Arc.Ask3.ru: далее начало оригинального документа

Операция Астония — Википедия Jump to content

Операция Астония

Из Википедии, бесплатной энциклопедии
Операция Астония
Часть Западного фронта во Второй мировой войне.

Мостоукладчики Черчилля, Шерманы и пехота после штурма Гавра, 13 сентября 1944 года.
Дата 10–12 сентября 1944 г.
Расположение 49 ° 29'N 00 ° 06'E  /  / 49,483 ° N 0,100 ° E / 49,483; 0,100
Результат Победа союзников
Воюющие стороны
 Великобритания
 Канада
 Германия
Командиры и лидеры
Великобритания Эвелин Баркер
Великобритания Том Ренни
Канада Гарри Крерар
нацистская Германия Герман-Эберхард Вильдермут  Сдался
Сила

Великобритания I корпус

нацистская Германия Крепостная кадровая часть:

Жертвы и потери
388–500
40 бронемашин
600 убитых
11300 взято в плен
5000 французских мирных жителей убиты [1]

Операция «Астония» кодовое название нападения союзников на удерживаемый немцами порт Гавр во Франции во время Второй мировой войны . Гитлер объявил город Фестунгом (крепостью), который нужно было удерживать до последнего человека. В ходе боевых действий с 10 по 12 сентября 1944 года целью союзников было обезопасить портовые сооружения и доставить припасы армиям союзников в континентальной Европе . Союзники отказались разрешить эвакуацию гражданского населения, несмотря на предложения командира крепости о свободном проходе.

С 26 августа корабли Королевского флота и авиация Королевских ВВС провели блокаду и обширную подготовительную бомбардировку города, в результате которой погибло более 2000 мирных жителей и 19 немецких солдат. Наземная атака была осуществлена ​​британской пехотой при поддержке специализированной бронетехники 79-й бронетанковой дивизии , включая канадские войска. Немецкий гарнизон численностью около 11 000 человек сдался 12 сентября; порт был сильно поврежден, но 9 октября его вновь открыли.

Вторжение в Нормандию

[ редактировать ]
Негритянская сверхмалая подводная лодка

В день «Д», 6 июня 1944 года, войска союзников высадились в Нормандии на северном побережье Франции в рамках операции «Оверлорд» и начали освобождение Франции . [2] В день «Д» авиация союзников поставила дымовую завесу над Гавром, чтобы ослепить береговую артиллерию; из порта вышла флотилия миноносцев и флотилия сторожевых кораблей, используя дым для маскировки. Немецким лодкам удалось выпустить 15 торпед у «Орна» в 05:30, поразить и потопить HNoMS Svenner и вынудить несколько других кораблей уклониться. [3] [4] [а] 6 июля корабли союзников сообщили о «необычном объекте», проходящем через линию Траута, восточный фланг зоны вторжения. Объект обстреляли, выпустили торпеду и уплыли. Вскоре появилось еще несколько объектов, хорошо рассредоточенных и также подвергшихся обстрелу. Аппаратам удалось потопить два тральщика, потеряв девять потопленных и пятнадцать потерь по всем причинам из 26, отплывших из Гавра; Позже выяснилось, что это были сверхмалые подводные лодки «Негер» группы «К-Вербанд» («Малые боевые подразделения»). [6] [7] В ночь с июля 7 на 8 «Негер» покинул Гавр, и все они были потоплены, большинство их операторов погибло: один британский тральщик затонул, а польский крейсер ORP Dragon был поврежден и затоплен у пляжа Сворд. [6] [7]

июнь – август

[ редактировать ]

Бомбардировочное командование Королевских ВВС атаковало Гавр вечером 14 июня, двадцать два бомбардировщика 617-й эскадрильи Lancaster и целеуказатели Mosquito пошли первыми, чтобы сбросить бомбы Tallboy на ручки E-boat ( Schnellboot, S-Boot [быстрая лодка]) и один Tallboy. пробил крышу, что во многом устранило угрозу, исходящую от электронной лодки. За Дамбастерами последовали еще 228 Ланкастеров, а через три часа прибыла вторая волна из 116 самолетов, 1880 длинных тонн (1910 т) бомб поразили порт и позиции зенитных орудий. Эта операция стала крупнейшим дневным рейдом бомбардировочного командования с начала войны. [8] [9] По совпадению, зенитным орудиям в Гавре было запрещено вести огонь, чтобы защитить самолеты Люфтваффе в этом районе, и бомбардировщики убили около 1000 морских пехотинцев , деморализовали выживших и уничтожили около 15 000 длинных тонн (15 000 тонн) судов, в том числе 9 Потоплены электронные катера 5-й и 9-й флотилий, два серьезно повреждены, один и легко поврежден, три из пяти торпедных катеров (похожих на эсминцы) в порту были потоплены, а также двадцать тральщиков и сторожевых катеров и девятнадцать буксиров; несколько вспомогательных судов были потоплены и восемь других судов были повреждены. [10] [9]

Адмирал Теодор Кранк , тогдашний командующий Западным командованием группы кригсмарине , назвал рейд катастрофой и в военном дневнике написал: «Вряд ли будет возможно осуществить запланированные операции... после вчерашнего нападения на Гавр». Некоторые электронные лодки достигли Гавра в середине июня, но к концу июля только шесть электронных лодок на побережье Ла-Манша работали. [11] Военно-морской флот сформировал Эскадру поддержки Восточного фланга - группу небольших кораблей с артиллерийским вооружением, которые днём подходили к берегу для бомбардировки наземных целей и патрулировали море в ночное время. Эскадра провела множество боев с E-boat и K-Verband ; в ночь со 2 на 3 августа немцы совершили двадцать боевых вылетов «Линсен» (моторные лодки с взрывчатым веществом), более пятидесяти «Мардер» (сверхмалые подводные лодки) и несколько атак с катеров с новыми «Дакель кружащими торпедами TIIId»; большая часть немецких судов была потоплена. [12] Ночные вылазки электронных катеров, переброшенных в Гавр после дня «Д», потопили моторный торпедный катер , два десантных корабля, танк , три торговых корабля, два десантных корабля и два буксира; шесть электронных лодок были потоплены и десять повреждены в результате обмена. [13]

Крепость Гавр

[ редактировать ]
Гавр в 2005 году

Гавр был самым важным из портов Ла-Манша и вторым после Марселя среди французских портов по тоннажу, имея причалы длиной 8 миль (13 км), способные принимать океанские суда. [14] В ходе операции «Клен» в начале апреля британские самолеты и корабли заминировали Гавре и порты дальше на север, в результате чего порт был закрыт на длительное время. [15] В начале сентября 1944 года немецкие войска 15-й армии (генерала Густава-Адольфа фон Зангена ) заняли участок прибрежной территории от порта до Брюгге, находившийся с начала сентября под атакой Первой канадской армии. [16] [14] В порту была вода на три стороны, Ла-Манш на западе, долина реки Лезард на востоке и на юге у устья Сены, Канал Танкарвиль. [17] К северу от Гавра земля круто поднимается на возвышенность до скал Кап-де-ла-Эв и побережья на севере. Долины рек Лезард и Фонтен делят территорию на два плато: северное плато находится между реками, а южное плато к югу и западу от Фонтена, с которого открывается вид на порт; В 3 милях (4,8 км) вглубь страны южное плато покрыто Форе-де-Монжон. [14]

Немцы вырыли противотанковый ров от долины Лезард мимо Монтивилье до побережья Октевиль-сюр-Мер , покрытый минными полями, колючей проволокой и бетонными оборонительными позициями. На гребне южного плато две укрепленные позиции прикрывали вход в город и порт, а батарея береговой артиллерии Гран-Кло могла поражать приближающиеся корабли. Гарнизон имел 115 орудий, большое количество пулеметов и минометов (многие противотанковые орудия были отправлены в Нормандию еще до сентября и потеряны), боеприпасы и запасы для 14 тысяч человек на девяносто дней. [18] [19] [14] Рядом с Фонтен-ла-Малле находился опорный пункт 8 с несколькими бетонными огневыми точками, первый из серии, прикрывающей северные подступы к порту. Минные поля и танковые заграждения были построены в спешке и наложены на более раннюю и незаконченную схему, основанную на опорных пунктах. К западу от опорного пункта 8 земля непригодна для танков, но от опорного пункта до Лезарда земля плоская и свободная, с пологим уклоном длиной 200 ярдов (180 м) с каждой стороны, причем плато с обеих сторон находятся на той же высоте, что и опорный пункт 8. опорный пункт, господствовавший над потоком. Противотанковый ров имел V-образную форму, ширину 22 фута (6,7 м) наверху и глубину более 12 футов (3,7 м), но не сплошной. [20]

Переправа через Сену

[ редактировать ]

Планы вторжения союзников требовали, чтобы 1-я канадская армия (генерал Гарри Крерар ) на левом фланге 21-й группы армий (генерал Бернар Монтгомери ) пересекла Сену ниже по течению от Руана, повернулась налево на полуостров Гавр и совершила правосторонний фланговый маневр. захватить Гавр и его железнодорожные пути, Дьепп , Кале и Дюнкерк , для снабжения союзников. [21] [22] В ночь с 26 на 27 августа началась переправа Первой канадской армии через Сену , и 30 августа был захвачен Руан. 1-й корпус использовал все средства, которые мог импровизировать, чтобы перебраться через нижнюю часть Сены, которая не была перестроена, и 2-й канадский корпус. дальше вверх по реке. Этим двум корпусам было приказано захватить Гавр и Дьепп соответственно, а затем очистить прибрежную полосу до Брюгге . [23] [2] 7-й немецкой армии было приказано покинуть нижнюю часть Сены и к 31 августа 15-я армия удерживать линию от Дьеппа до Невшателя, но скорость наступления союзников вынудила отступить к Сомме. [24] В ходе операции «Фузилад» 1 сентября Дьепп вошел без сопротивления со стороны 2-й канадской дивизии , а 51-я горная пехотная дивизия вошла в Сен-Валери, через четыре года после того, как большая часть первоначальной горной дивизии была вынуждена там сдаться. 4 сентября «Горцы» присоединились к 49-й (Западный райдинг) дивизии недалеко от Гавра. [25] Когда канадская армия готовилась к атаке на Гавр, с 26 августа подходы к морю были блокированы военно-морскими силами союзников; порт был самым западным, находившимся во владении Германии, и Кригсмарине пыталась доставить сюда припасы и вывести корабли, все еще находившиеся на плаву. В течение следующих четырех ночей конвои, отправлявшиеся из Гавра, подверглись нападению, и нескольким кораблям удалось ускользнуть; девять кораблей были потоплены, и к 30 августа порт опустел. [26]

Прелюдия

[ редактировать ]

немецкая оборона

[ редактировать ]

14 августа 1944 года полковник Герман-Эберхард Вильдермут принял командование крепостью и позже оценил эффективную численность гарнизона примерно в 8000 человек из общей численности более 11 000 человек. В Вильдермуте имелись элементы Festungs Stamm Abteilung (крепостное кадровое подразделение) 226-й пехотной дивизии и 245-й пехотной дивизии ; батальон 5-го полка охраны, морская пехота и некоторое количество военно-морского персонала. В порту осталось около 50 000 мирных французов из обычного населения, составлявшего около 160 000 человек. [17] 9 сентября Вильдермут приказал отражать атаки пехоты, даже с применением пистолетов, но при атаке танков опорные пункты, не имевшие противотанковых орудий, могли сдаться; вместо того, чтобы сражаться до последнего человека, гарнизон должен был сопротивляться до последнего противотанкового орудия. [19] Перед нападением защитникам был предъявлен ультиматум и предложено сдаться; Вильдермут в ответ потребовал эвакуировать мирное население, учитывая, что его приказ Гитлера заключался в том, чтобы удерживать Гавр до последнего человека. Вильдермут обратился к британскому гуманизму и повторил свое предложение даже после начала бомбардировок, но снова получил отказ. Крокер счел, что предложенное двухдневное перемирие для вывода мирных жителей займет слишком много времени и задержит захват порта. [27] [б]

Союзные приготовления

[ редактировать ]

Планировалась бомбардировка с моря и с воздуха, чтобы ослабить укрепления Гавра. Линкор HMS Warspit и монитор HMS Erebus в течение нескольких дней обстреляли порт более чем 4000 длинными тоннами (4100 т) снарядов. [28] 5 сентября «Эреб» был временно выведен из строя из-за попадания батареи Гранд-Кло, имевшей одно 14,8-дюймовое (380-мм) и два 6,7-дюймовых (170-мм) орудия; оборона порта также имела 44 средних и полевых орудия и 32 зенитных орудия. [17] [с] Дневная атака бомбардировочного командования 5 сентября была первой из семи рейдов. В ночь с 6 на 7 сентября было совершено такое же количество атак, а 8 сентября был совершен еще один дневной налет 109 самолетов; налет 9 сентября пришлось отменить из-за плохой погоды, но в ходе налетов было доставлено около 4000 длинных тонн (4100 т) бомб. 10 сентября около шестидесяти бомбардировщиков атаковали батарею Гран-Кло, после чего последовал обстрел со стороны Варспайта и Эребуса , в результате чего немецкие орудия были выведены из строя. Бомбардировочное командование вернулось во второй половине дня и сбросило еще 4900 длинных тонн (5000 тонн) бомб, в то время как британская дивизионная артиллерия и 4-я и 9-я группы армий Королевская артиллерия (AGRA) проводили контрзенитные обстрелы во время налетов. Перед наземной атакой ВВС Великобритании совершили 1863 самолето-вылета тяжелых бомбардировщиков «Ланкастер» и «Галифакс» и сбросили более 9500 длинных тонн (9700 т) бомб. [18] В результате воздушных и морских бомбардировок погибло около 2000 французских мирных жителей и 19 немцев. [29] [17]

Союзный план

[ редактировать ]
Современная карта Гавра (коммуна Франция, код 76351)

Во время кампании в Северо-Западной Европе (6 июня 1944 г. - 8 мая 1945 г.) британские специальные танки находились в составе 79-й бронетанковой дивизии (генерал-майор Перси Хобарт) и прикреплялись к другим частям для выполнения определенных операций. [30] [д] Что касается Астонии, 79-я бронетанковая дивизия предоставила 49-й дивизии 222-ю штурмовую эскадрилью RE (AVRE), две эскадрильи «Крабов» 22-го драгунского полка и эскадрилью «Крокодил» 141-го полка Королевского бронетанкового корпуса (141 RAC). В состав дивизии также входили 34-я бронетанковая бригада и 1-й канадский бронетранспортерный полк под командованием 44 «Кенгуру». В плане I корпуса на первом этапе 49-я дивизия должна была прорваться на северном фронте, захватить опорные пункты на юге и форсировать Фонтейн. На этапе IIa горцы должны были прорваться на правом фланге, а на этапе IIb 49-я дивизия должна была захватить южное плато. На этапе II горцы захватят территорию вокруг Октевиля и высоты к северу от Гавра, а на этапе IV все силы должны были безжалостно использовать возможности для захвата города. [31]

Атаковать

[ редактировать ]

10 сентября

[ редактировать ]
Танкисты «Черчилля» наблюдают, как британские ВВС бомбят оборону Гавра, 10 сентября 1944 года.

К востоку от опорного пункта 8 ров находился на вершине склона, спускающегося к ручью, а впереди было минное поле. ) . Наступление на фронте 49-й дивизии должна была вести 56-я стрелковая бригада (бригадир М. С. Экин [20] План атаки заключался в том, чтобы прорвать немецкую оборону, чтобы позволить дальнейшим силам атаковать, а затем продолжить эти достижения и захватить город. Атака двух дивизий началась в 17:45 10 сентября: бомбардировочные корабли ВМФ атаковали береговые батареи, защищающие порт, а бомбардировщики британских ВВС сбросили еще 5000 длинных тонн (5100 т) бомб за девяносто минут до нуля. [32] При помощи специальных подразделений 79-й бронетанковой дивизии и 1-го канадского бронетранспортерного полка , таких как машины «Кенгуру» и «Шерман Краб» , первая часть штурма прошла быстро, с расчисткой брешей в минном поле и прорывом противотанковых рвов. 49- я (Западная) пехотная дивизия первой прорвала северо-восточную часть периметра Гавра, а затем 51-я (Хайлендская) пехотная дивизия атаковала справа от них с севера. [33] Атака обошлась специализированной бронетехнике дорого: проливные дожди сделали берега рек более сырыми, чем плато, замедляя цепы и другие транспортные средства в наиболее уязвимых местах. 79-я бронетанковая дивизия потеряла 34 противоминных цеповых танка «Краб» , два командирских танка и 6 бронемашин Королевских инженеров (AVRE). [34]

11–12 сентября

[ редактировать ]

На второй день атака продолжилась при поддержке Hawker Typhoon и бронетехники; Столкнувшись с угрозой со стороны «Черчилль Крокодил» огнеметных танков , последние опорные пункты внешней обороны сдались в 14:00. На третий день штурма центр города был очищен пехотой обеих дивизий, что вынудило командующего немецким гарнизоном официально сдаться в 11:45 12 сентября; 11300 немецких военнослужащих были взяты в плен и интернированы в качестве военнопленных . [35]

Последствия

[ редактировать ]

Несмотря на погоду, бомбардировка сильно затруднила оборону порта, и последняя атака незадолго до начала наземной операции 10 сентября, вызванная опытом операции «Чарнвуд» , вызвала большую дезорганизацию среди защитников. Операция представляла собой образцовую комбинированную операцию, в которой эффективно использовалось преимущество британцев в стандартных атаках, подкрепленных массированной огневой мощью. Большой упор был сделан на поддержание темпа атаки и правильное время, при этом обычная осторожность при атаке была смягчена, чтобы использовать любые признаки того, что защитники терпят поражение. [36] Хотя в ходе операции потери союзников были небольшими, портовой инфраструктуре был нанесен серьезный ущерб: 18 км (11 миль) доков и 15 000 зданий были разрушены, но к 9 октября порт снова был открыт. [35] Вильдермут утверждал, что отсутствие противотанковых орудий помешало длительной обороне порта, но другие заключенные говорили, что даже опыт России был меньшим испытанием, чем бомбардировки. [18] Из-за скандала, связанного с жертвами среди мирного населения, союзные войска, осаждавшие Кале, позволили эвакуировать мирных жителей до того, как он подвергся нападению; Дюнкерк был замаскирован до капитуляции Германии 8 мая 1945 года. [37]

В официальной британской истории Лайонел Эллис зафиксировал захват 11 300 немецких пленных при менее чем 500 потерях среди союзников. [35] В 1960 году Чарльз Стейси, официальный канадский историк, сообщил о 11 302 пленных и 388 раненых в I корпусе. [38] В 2014 году Джон Плант написал, что 22-й драгунский полк потерял 29 из 33 цеповых танков и два командирских танка, 222-я штурмовая эскадрилья потеряла пять AVRE и что 7-й РТР потерял шесть танков, но большая часть повреждений была нанесена минами. и был ремонтопригоден, только одиннадцать из потерь 22-го драгунского полка были списаны. [39] Около 2000 французских мирных жителей и 19 немцев погибли в результате воздушных и морских бомбардировок. [29] [17]

Примечания

[ редактировать ]
  1. В июне 1944 года командующий группой кригсмарине «Запад» (адмирал Теодор Кранке ) имел в Гавре пять торпедных катеров, 50 тральщиков и 21 патрульный корабль. [5]
  2. По моральным соображениям Уильям Дуглас-Хьюм , британский офицер связи, тогда отказался от приказа участвовать в операции. Дуглас-Хьюм был арестован и заключен в тюрьму за отказ выполнить законный приказ. Отчет о суде над ним появился в газете Maidenhead Advertiser, и в ходе последующих нападений на порты гражданским лицам было разрешено покинуть порт. [ нужна цитата ]
  3. Некоторые орудия были французскими или чешскими, что затрудняло поставку боеприпасов. [17]
  4. ^ В состав дивизии входили машины, не производные от пехотных танков, в том числе два полка бронетранспортеров Кенгуру» « , плавающие танки «Шерман DD», гусеничные десантные машины (Буффало) и «Террапин» . десантно-десантные машины [30]

Рекомендации

[ редактировать ]
  1. ^ | Годовщина Дня Д: забытый блиц Франции
  2. ^ Перейти обратно: а б Эллис 2004 , с. 6.
  3. ^ Эллис 2004a , с. 199.
  4. ^ Доэрти 2004 , с. 125.
  5. ^ Эллис 2004a , с. 519.
  6. ^ Перейти обратно: а б Доэрти 2004 , с. 188.
  7. ^ Перейти обратно: а б Браун 1990 , с. 115.
  8. ^ Вебстер и Франкланд 1994 , стр. 165, 181.
  9. ^ Перейти обратно: а б Хинсли 1994 , с. 483.
  10. ^ Сондерс и Ричардс 1975 , с. 125.
  11. ^ Эллис 2004a , с. 243.
  12. ^ Роскилл 1998 , стр. 391–392.
  13. ^ Эллис 2004a , с. 143.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д Эллис 2004 , с. 13.
  15. ^ Эллис 2004a , с. 108.
  16. ^ Завод 2014 , с. 118.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д Это ж Стейси 1960 , с. 332.
  18. ^ Перейти обратно: а б с Сондерс и Ричардс 1975 , с. 190.
  19. ^ Перейти обратно: а б Шульман 2003 , с. 215.
  20. ^ Перейти обратно: а б Завод 2014. С. 119–120.
  21. ^ Эллис 2004a , с. 81.
  22. ^ Стейси 1960 , с. 329.
  23. ^ Эллис 2004a , с. 465.
  24. ^ Эллис 2004a , с. 468.
  25. ^ Эллис 2004 , стр. 6–7.
  26. ^ Эллис 2004a , стр. 471–472.
  27. ^ Бакли 2014 , с. 193.
  28. ^ Копп 2006 , с. 59.
  29. ^ Перейти обратно: а б Эллис 2004 , стр. 13–14.
  30. ^ Перейти обратно: а б Завод 2014 , с. 85.
  31. ^ Завод 2014 , стр. 122–123.
  32. ^ Монтгомери 1961 , с. 134.
  33. ^ Эллис 2004 , стр. 14–15.
  34. ^ Эллис 2004 , с. 14.
  35. ^ Перейти обратно: а б с Эллис 2004 , с. 15.
  36. ^ Бакли 2014 , стр. 193, 195.
  37. ^ Эллис 2004 , стр. 59–60.
  38. ^ Стейси 1960 , с. 336.
  39. ^ Завод 2014 , стр. 131–132.

Библиография

[ редактировать ]
  • Браун, Дэвид (1990). Потери кораблей во Второй мировой войне . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN  978-0-85368-802-0 .
  • Бакли, Дж. (2014) [2013]. Люди Монти: Британская армия и освобождение Европы (изд. PBK). Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN  978-0-300-20534-3 .
  • Копп, Терри (2006). Армия Золушки: Канадцы в Северо-Западной Европе, 1944–1945 гг . Университет Торонто Пресс. ISBN  978-0-8020-3925-5 .
  • Доэрти, Р. (2004). Нормандия 1944 года: Дорога к победе . Стейплхерст: Спеллмаунт. ISBN  978-1-86227-224-8 .
  • Эллис, майор LF ; и другие. (2004а) [1962]. Батлер, JRM (ред.). Победа на Западе: Битва за Нормандию . Военная серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны . Том. I (представитель Naval & Military Press, изд. Акфилда). Лондон: HMSO. ISBN  978-1-84574-058-0 .
  • Эллис, майор LF ; и другие. (2004) [1968]. Батлер, сэр Джеймс (ред.). Победа на Западе: поражение Германии . История Второй мировой войны, Военная серия Соединенного Королевства. Том. II (pbk. repr. Naval & Military Press Uckfield, изд. Великобритании). Лондон: HMSO. ISBN  978-1-84574-059-7 .
  • Хинсли, Ф.Х. (1994) [1993]. Британская разведка во Второй мировой войне. Его влияние на стратегию и операции (в сокращении) . История Второй мировой войны (2-е изд.). Лондон: HMSO. ISBN  978-0-11-630961-7 .
  • Монтгомери, фельдмаршал Бернар (1961) [1947]. Нормандия до Балтики . Серая Стрела. Книги Стрелы. OCLC   65624728 .
  • Плант, Дж. (2014). Infantry Tank Warfare (ред. Английское изд.). Лондон: Новое поколение. ISBN  978-1-78507-158-4 .
  • Роскилл, SW (1998) [1960]. Военно-морской флот в войне 1939–1945 (Вордсворт, Лондонское изд.). Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN  978-1-85326-697-3 .
  • Сондерс, Х. Сент-Джордж; Ричардс, Д. (1975) [1954]. Королевские ВВС 1939–45: битва выиграна . Том. III (пбк. ред.). Лондон: HMSO. ISBN  978-0-11-771594-3 .
  • Шульман, Милтон (2003) [1947]. Поражение на Западе (под ред. Cassell Military Paperbacks). Лондон: Мартин Секер и Варбург. ISBN  978-0-304-36603-3 .
  • Стейси, CP; Бонд, CCJ (1960). Кампания Победы: Операции в Северо-Западной Европе 1944–1945 гг. (PDF) . Официальная история канадской армии во Второй мировой войне. Том. III (онлайн-сканирование под ред.). Королевский принтер и контролер канцелярских товаров, Оттава. OCLC   606015967 . Архивировано из оригинала (PDF) 21 декабря 2020 года . Проверено 26 ноября 2017 г. .
  • Вебстер, К. ; Франкленд, Н. (1994) [1961]. Батлер, JRM (ред.). Стратегическое воздушное наступление против Германии 1939–1945 гг . История Второй мировой войны. Военный сериал Великобритании. Том. III. Часть 5 (Императорский военный музей и издательство Battery Press). Лондон: HMSO. ISBN  978-0-89839-205-0 .

дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец оригинального документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 28A6B4C8DDD910DF7C6069B214E94F07__1717744320
URL1:https://en.wikipedia.org/wiki/Operation_Astonia
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Astonia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть, любые претензии не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, денежную единицу можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)