Очистка побережья Ла-Манша
Очистка побережья Ла-Манша | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть кампании «Линия Зигфрида». | |||||||
Побережье Ла-Манша | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Канада Великобритания Польша Чехословакия Бельгия Нидерланды Франция | Германия | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Гарри Крерар | Густав-Адольф фон Занген | ||||||
Задействованные подразделения | |||||||
Первая канадская армия | 15-я армия | ||||||
Сила | |||||||
2 танковые дивизии 4 пехотные дивизии |
3 дивизии (во Франции) 2 дивизии (в Голландии) | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
14 300 жертв |
13 100 убитых, раненых, пропавших без вести 70 971 взят в плен Общий : 84 071 жертва |
Очистка побережья Ла-Манша была задачей Второй мировой войны, выполненной Первой канадской армией в августе 1944 года после операции союзников «Оверлорд» и победы, прорыва и преследования из Нормандии.
Канадская армия продвинулась из Нормандии к реке Шельда в Бельгии. По пути они должны были захватить порты Ла-Манша, необходимые для снабжения союзных армий, очистить от немцев побережье Ла-Манша и места запуска летающих бомб Фау-1 . 15- я немецкая армия смогла противостоять наступлению лишь спорадическим сопротивлением, опасаясь, что ее обойдёт и изолирует быстро наступающая 2-я британская армия справа от канадцев, и осуществила организованное отступление на северо-восток в сторону Шельды.
4 сентября Адольф Гитлер объявил порты Ла-Манша крепостями, но Дьепп и Остенде были взяты без сопротивления. Гавр , Булонь и Кале подверглись стандартным штурмам после того, как массированные бомбардировки и атака на Дюнкерк были отменены и гарнизон задержан. Войска, окружившие Дюнкерк, были освобождены для битвы при Шельде , где Первая канадская армия сократила карман Брескенс , очистила устье Шельды и открыла Антверпен для кораблей союзников.
Фон
[ редактировать ]Нормандия до Сены
[ редактировать ]Немецкие армии оказали сильное сопротивление прорыву союзников из Нормандии, и когда в августе немецкий фронт рухнул, у них не было достаточных резервов живой силы и техники для сопротивления, а также не было линий обороны между Нормандией и линией Зигфрида . [ 1 ] Британский I корпус с четырьмя дивизиями, приданный канадской армии, продвигался на восток от реки Дивс вдоль побережья. 6- я воздушно-десантная дивизия и приданные ей части захватили Троарн и разгромили немецкую береговую артиллерию в Ульгате, но преднамеренное затопление немцами, оборона Кабура и позиции поблизости в Дозуле замедлили продвижение через дельту Див. [ 2 ] 16 августа сопротивление немцев пошатнулось; Канадская разведка была отдана 19 августа, а разрешение на полное наступление и преследование канадцами было выдано 23 августа.
Генерал Бернар Монтгомери , командующий 21-й группой армий , издал 26 августа директиву, согласно которой все немецкие войска в Па-де-Кале и Фландрии должны быть уничтожены и захвачен Антверпен. Первой канадской армии предстояло форсировать Сену и с минимальными силами и задержками захватить Дьепп и Гавр, занимая при этом побережье до Брюгге. Канадская армия должна была наступать сильным правым флангом и охватывать сопротивление, развернувшись к побережью; можно было ожидать поддержки со стороны Первой союзной воздушно-десантной армии. Вторая армия должна была действовать на внутреннем фланге канадцев и направиться к Амьену, перерезав коммуникации немецким войскам, стоящим перед канадской армией. [ 3 ]
Показателем распада Германии является то, что 1-я польская танковая дивизия находилась в Ипре 6 сентября, а канадские части — в Дюнкерке 7 сентября, всего через пятнадцать дней после Фалеза, несмотря на свои потери в боях в Нормандии. В канадском секторе наблюдалось значительное сопротивление. Адольф Гитлер приказал превратить большинство портов Ла-Манша в крепости и подготовить их к осаде. Поскольку союзникам нужны были портовые сооружения для обеспечения наступления, их нельзя было изолировать и оставить увядать на корню. Немцы установили артиллерийские позиции, способные обстреливать Дувр , угрожая кораблям союзников, а также имелись стартовые площадки для летающих бомб Фау-1, бомбардирующих Лондон.
Прелюдия
[ редактировать ]Союзные армии
[ редактировать ]Состав Первой канадской армии менялся в зависимости от меняющихся требований, но в целом он состоял из 2-го канадского корпуса и 1-го британского корпуса. В составе этих соединений в разное время находились чешские, польские, французские, голландские и бельгийские части. После Нормандии польские и чешские формирования пополнились соотечественниками, призванными в немецкую армию и перешедшими на другую сторону.
Первая канадская армия провела несколько сражений в Нормандии, что привело к истощению командиров и личного состава на всех уровнях. Особенно серьезно это было в пехотных стрелковых ротах . I британский корпус (командующий генерал-лейтенант Джон Крокер ), приданный Первой канадской армии, имел в своем составе 7-ю бронетанковую дивизию и 49-ю (Вест-Райдинг) пехотную дивизию , 51-ю (Хайлендскую) дивизию и 6-ю британскую воздушно-десантную дивизию . Пехотные дивизии не показали удовлетворительных результатов в Нормандии и были отведены на оборонительные позиции на восточном фланге плацдарма. 6-я воздушно-десантная дивизия высадилась в ходе операции «Тонга» в день «Д» и, несмотря на отсутствие тяжелого вооружения, продолжала защищать этот район. Он понес много потерь, и генерал-майору Ричарду Гейлу было приказано преследовать отступление немцев, но при этом сохранить свои силы для предстоящего восстановления. 6-я воздушно-десантная дивизия была усилена 1-й бельгийской пехотной бригадой и Королевской нидерландской бригадой (Принсес Ирен). , которые должны были получить «боевой опыт на более спокойных участках линии в надежде, что в конечном итоге они вернутся в свои страны и сформируют ядра, вокруг которых можно будет организовать более крупные национальные силы». [ 4 ]
I британский корпус наступал вдоль побережья Ла-Манша, справа — II канадский корпус.
немецкий
[ редактировать ]Большая часть группы армий B ( Heeresgruppe B) была уничтожена в Нормандии и Фалезском котле, но дивизии, развернутые к востоку от плацдарма союзников, остались в основном неповрежденными. Немецкие войска в «городах-крепостях», как правило, были второсортными и включали некоторых австрийцев и представителей других национальностей, которым не доверяли достаточно, чтобы носить оружие. [ нужна ссылка ]
Продвижение к Сене
[ редактировать ]Наступление Первой канадской армии к Сене называлось «Операция Весло» . Командиры союзников надеялись, что поражение, сравнимое с поражением в Фалезском котле, можно будет нанести немцам, заманив их в ловушку у Сены и моря. Третья американская армия двинулась на север к Эльбефу , пересек линию наступления Второй армии, чтобы отрезать путь к Парижу, и добилась частичного успеха. Хотя большая часть оставшегося транспорта и основная часть бронетехники были потеряны к западу от Сены, группа армий «Б» сдерживала канадцев, защищая импровизированные переправы через реки, и значительное количество людей и техники . было спасено [ 5 ]
Города вдоль реки Тук были эвакуированы немцами около 24 августа, а захват Лизье , примерно в 45 км (28 миль) к востоку от Кана , открыл важный путь на восток. [ 6 ] следующий естественный барьер, реку Рисль форсировал , к северу от Брионны На следующий день 11- й гусарский полк , а за ним следовали и другие части. 6- я воздушно-десантная бригада 6-й воздушно-десантной дивизии взяла Онфлер в устье Сены, но продвижение вдоль побережья было медленнее, чем внутри страны, реки были шире и их труднее пересекать. 6-я воздушно-десантная дивизия 26 августа заняла западный берег Рисля от моста Одеме ниже по течению до Сены, выполнив свои задачи во Франции, а 3 сентября дивизия вернулась в Великобританию. Очистка последних немецких частей к западу от Сены была завершена 30 августа. [ 7 ]
Переправа через Сену
[ редактировать ]31 августа I британский корпус патрулировал Сену. Наступление к Сене опередило подготовку Королевских канадских инженеров к переправке оборудования и штурмовых катеров, но недавно собранные штурмовые катера перевезли 3-ю канадскую пехотную дивизию через Сену у Эльбефа 27 августа. Во второй половине дня работали паромы для колесной и бронетехники. [ 8 ]
Освобождения
[ редактировать ]Дьепп
[ редактировать ]Дьепп был оставлен немцами до того, как был получен приказ Гитлера защищать его как «крепость», и 1 сентября он был захвачен 2-й канадской пехотной дивизией , которая в последний раз находилась в порту во время рейда на Дьепп. в 1942 году. 5 сентября состоялся торжественный парад, и, несмотря на сносы, порт был очищен и введен в эксплуатацию 7 сентября, а 9 сентября в Брюссель была отправлена партия нефти и бензина. [ 9 ]
Гавр
[ редактировать ]Гавр был атакован I британским корпусом при поддержке «Фанни Хобарта» , специализированной бронетехники 79-й бронетанковой дивизии и бомбардировок с суши, моря и воздуха. Его забрали 12 сентября спустя 48 часов, но порту потребовалась длительная очистка и ремонт.
Булонь
[ редактировать ]Булонь была достигнута 5 сентября, но гарнизон получил приказ Гитлера о «крепости». Город был защищен возвышенностью и с 17 по 22 сентября был атакован 3-й канадской дивизией при широкой авиационной и артиллерийской поддержке.
Ракетные площадки
[ редактировать ]1 сентября последний Фау-1 был запущен по Лондону, когда канадцы проходили через районы запуска. [ 10 ]
Кале и Кап-Гри-Нез
[ редактировать ]Кале был блокирован в начале сентября, а Виссан был быстро захвачен, хотя ранняя атака на Кап-Гри-Нез не удалась. Штурм самого Кале начался 25 сентября, а 30 сентября город пал. Вторая атака на батареи Кап-Гри-Нез началась 29 сентября, и позиции были захвачены к полудню того же дня. Несмотря на сильную оборону и хотя город был объявлен крепостью , гарнизон не нуждался в уговорах сдаться, и их нежелание сражаться до конца повторилось в Кап-Гри-Нез.
Дюнкерк
[ редактировать ]Хотя Дюнкерк был достигнут к 7 сентября, вскоре стало ясно, что гарнизон будет бороться за удержание порта, который был в значительной степени разрушен. Тогда было сочтено, что лучше использовать людей и технику, чтобы очистить от немцев устье Шельды и открыть порт Антверпен, который был захвачен в целости и сохранности. Силы размером с бригаду были оставлены для изоляции Дюнкерка, который в конечном итоге сдался 9 мая 1945 года, после общей капитуляции Германии. Инвестиции проводила 1-я чехословацкая бронетанковая бригада , в которой члены бельгийского Сопротивления помогали информацией, а члены французского Сопротивления были преобразованы в регулярные подразделения. [ 11 ]
Бельгия
[ редактировать ]Остенде был исключен из гитлеровского списка «крепостей» и поэтому был эвакуирован, несмотря на сильную защиту. Порт был снесен. 1-я польская бронетанковая дивизия пересекла бельгийскую границу и 6 сентября захватила Ипр, а достигла канала Гент-Брюгге . 9 сентября [ 12 ]
Шельда
[ редактировать ]Потребовалась длительная и дорогостоящая операция по очистке от немцев обоих берегов Шельды и открытия порта Антверпена.
Последствия
[ редактировать ]Хотя Дьепп быстро вступил в строй, он мог удовлетворить лишь четверть потребностей 21-й группы армий. Захват Гавра, Булони, Кале и Остенде лишь облегчил проблемы со снабжением союзников после обширной разминирования обломков и мин. Остенде был ограничен только личным составом, но булонский терминал нефтепровода Плутон (Думбо) принес большую пользу, став «... основным источником топлива во время зимней и весенней кампаний» союзников. [ 13 ] Был поставлен под сомнение целесообразность захвата защищаемых портов, учитывая необходимость приложить большие усилия для их использования и большую потенциальную выгоду от Антверпена. [ 13 ]
После провала операции «Маркет-Гарден » Эйзенхауэр «повернулся к Антверпену, который, несмотря на долго отложенный захват Гавра 12 сентября, Бреста 18-го и Кале 30-го, оставался ближайшим, крупнейшим и лучшим сохранение портов является необходимым решением проблем снабжения». Антверпен был открыт только 29 ноября 1944 года после битвы при Шельде, чтобы расчистить подходы к порту Антверпена, который был задержан Монтгомери. Это в значительной степени решило проблемы снабжения союзников. [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ↑ Отчет 183, стр.16.
- ^ Эллис 2004 , с. 448
- ^ Эллис 2004 , с. 465
- ↑ Отчет 183, стр.39.
- ↑ Глава XII, стр.320.
- ^ Отчет 183, стр.52.
- ^ Отчет 183, стр. 53-55.
- ^ Отчет 183, стр.65-67.
- ^ Отчет 183, стр. 133-135.
- ↑ Глава XIV, стр.355.
- ^ Хирман, Ян. «Порт Дюнкерк во время Второй мировой войны» . Наши новости . Архивировано из оригинала 14 июля 2011 года . Проверено 4 декабря 2010 г.
- ^ Отчет 183, стр.157.
- ^ Jump up to: а б Глава XIV, с.356
- ^ Эрман 1956 , с. 528.
Ссылки
[ редактировать ]- Эрман, Джон (1956). Большая стратегия: август 1943 г. – сентябрь 1944 г. Том. В. Лондон: HMSO . OCLC 809657212 .
- Эллис, майор LF ; и др. (2004) [1962]. Батлер, JRM (ред.). Победа на Западе: Битва за Нормандию . Военная серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны . Том. I (представитель Naval & Military Press, изд. Акфилда). Лондон: HMSO . ISBN 978-1-84574-058-0 .
- Эллис, LF ; и др. (2004а) [1968]. Батлер, сэр Джеймс (ред.). Победа на Западе: поражение Германии . История Второй мировой войны, Военная серия Соединенного Королевства. Том. II (pbk. facs. repr. Отдел печатных книг и военно-морской прессы Имперского военного музея, изд.). Акфилд, Великобритания: HMSO. ISBN 978-1-84574-059-7 .
- Стейси, CP «Часть IV: Первая канадская армия в преследовании (23 августа – 30 сентября) (Отчет 183)» (PDF) . Участие Канады в операциях в Северо-Западной Европе, 1944 год . Исторический раздел канадского военного штаба. Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2016 года . Проверено 17 декабря 2009 г.
- Стейси, полковник Чарльз Перри; Бонд, майор CCJ (1960). «XIV; Очистка прибрежной полосы и портов, сентябрь 1944 г.» (PDF) . Кампания Победы: Операции в Северо-Западной Европе 1944–1945 гг. (PDF) . Официальная история канадской армии во Второй мировой войне. Том. III (онлайн-ред.). Королевский принтер и контролер канцелярских товаров, Оттава. OCLC 256471407 . Архивировано из оригинала 21 декабря 2020 года . Проверено 11 октября 2016 г.
- Стейси, CP (1966). «Глава XII: Кампания в Северо-Западной Европе: Битва за Нормандию, июнь – август 1944 года» . Официальная история канадской армии . Департамент национальной обороны . Архивировано из оригинала 6 июля 2010 года . Проверено 12 января 2010 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Книги
- Браун, Дэвид (1990). Потери кораблей во Второй мировой войне . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN 978-0-85368-802-0 .
- Бакли, Дж. (2014) [2013]. Люди Монти: Британская армия и освобождение Европы (изд. PBK). Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-20534-3 .
- Копп, Терри (2006). Армия Золушки: Канадцы в Северо-Западной Европе, 1944–1945 гг . Университет Торонто Пресс. ISBN 978-0-8020-3925-5 .
- Доэрти, Р. (2004). Нормандия 1944 года: Дорога к победе . Стейплхерст: Спеллмаунт. ISBN 978-1-86227-224-8 .
- Хинсли, Ф.Х. (1994) [1993]. Британская разведка во Второй мировой войне. Его влияние на стратегию и операции (в сокращении) . История Второй мировой войны (2-е изд.). Лондон: HMSO . ISBN 978-0-11-630961-7 .
- ЛеБлан, SSG (23 ноября 2016 г.). Прорыв валов: захват Булони 3-й канадской пехотной дивизией во время Второй мировой войны (PDF) (pdf) . Форт Ливенворт, Канзас: Школа высших военных исследований, Колледж командования и генерального штаба армии США. OCLC 965801279 . Проверено 30 ноября 2017 г.
- Плант, Дж. (2014). Infantry Tank Warfare (ред. Английское изд.). Лондон: Новое поколение. ISBN 978-1-78507-158-4 .
- Сент-Джордж Сондерс, Х.; Ричардс, Д. (1975) [1954]. Королевские ВВС 1939–45: битва выиграна . Том. III (пбк. ред.). Лондон: HMSO. ISBN 978-0-11-771594-3 .
- Шульман, Милтон (2003) [1947]. Поражение на Западе (под ред. Cassell Military Paperbacks). Лондон: Мартин Секер и Варбург. ISBN 978-0-304-36603-3 .
- Стейси, полковник CP; Бонд, майор CCJ (1960). Кампания Победы: Операции в Северо-Западной Европе 1944–1945 гг. (PDF) . Официальная история канадской армии во Второй мировой войне. Том. III. Королевский принтер и контролер канцелярских товаров, Оттава. OCLC 606015967 . Архивировано из оригинала (PDF) 21 декабря 2020 года . Проверено 26 ноября 2017 г. .
- Вебстер, К. ; Франкленд, Н. (1994) [1961]. Батлер, JRM (ред.). Стратегическое воздушное наступление против Германии 1939–1945 гг . История Второй мировой войны. Военный сериал Великобритании. Том. III. Часть 5 (Императорский военный музей и издательство Battery Press). Лондон: HMSO. ISBN 978-0-89839-205-0 .
Отчеты
- Очистка устья Шельды, октябрь – ноябрь 1944 г. (pdf) (Интернет-изд. Цифровая библиотека общевойсковой исследовательской библиотеки). 21-я группа армий. 2008 [1944]. Н10209. Архивировано из оригинала 10 декабря 2017 года . Проверено 9 декабря 2017 г.
- Заметки о действиях 21-й группы армий, 6 июня 1944 г. - 5 мая 1945 г. (pdf) (Интернет-изд. Цифровая библиотека общевойсковой исследовательской библиотеки). Британская Рейнская армия. 2004 [1945]. Н13331 . Проверено 2 декабря 2017 г.
- Уильямс, член парламента (22 мая 2014 г.). Трудная дорога в Антверпен: операции Первой канадской армии вдоль побережья Ла-Манша (pdf). Командно-штабной колледж (CGSC), Школа перспективных военных исследований (SAMS). Монография. Колледж командования и генерального штаба армии США. OCLC 913594548 . Проверено 9 декабря 2017 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Западноевропейская кампания (1944–1945)
- Битвы Второй мировой войны с участием Канады
- Сражения Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства
- Сражения Второй мировой войны с участием Франции
- Морские сражения и операции Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства.
- Логистика союзников в Западноевропейской кампании (1944–1945)