Операции Уоллес и Харди
Операции Харди I – Уоллес | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Западного фронта | |||||||
![]() Джипы SAS во Франции во время операции Уоллес-Харди I, август 1944 г. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() ![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Сила | |||||||
115 человек 2-й специальной воздушной службы | Неизвестный | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
7 убитых 8 раненых 2 взяты в плен (позже сбежали) 16 джипов уничтожено [1] |
500 убитых или раненых 59 машин уничтожено 1 поезд сошел с рельсов [2] |
Операции «Уоллес» и «Харди I» были двумя операциями британской специальной воздушной службы во время Второй мировой войны , которые проходили с 27 июля по 19 сентября 1944 года. Первоначально это были две серии операций 2-й специальной воздушной службы, но в конечном итоге они были объединены в одну. Их целью было нарушить немецкие коммуникации, координировать действия французского Сопротивления и не допустить продвижения немецких подкреплений на плацдармы в Нормандии .
Они действовали из долин Луары , затем в основном в районе Форе-де-Шатийон в Бургундии и, наконец, через леса Дарни и Бельфор . Операция, продлившаяся в общей сложности шесть недель, завершилась соединением с 7-й армией США . [3] Эта операция оказалась самой успешной из всех операций SAS после дня «Д». [4]
Фон
[ редактировать ]Специальная воздушная служба (SAS) — подразделение британской армии , сформированное в июле 1941 года Дэвидом Стирлингом и первоначально называвшееся «L» отрядом, бригадой специальной воздушной службы — «L» означает попытку обмана, подразумевающую существование множества таких подразделений. . В 1944 году была сформирована бригада специальной воздушной службы, которая состояла из 1-й и 2-й британской специальной воздушной службы, 3-й и 4-й французской специальной воздушной службы и 5-й бельгийской специальной воздушной службы . [5] Они использовали специально переоборудованные американского производства, джипы вооруженные несколькими пушками Vickers K , и оказались настолько успешными, что оставили их на вооружении. [6]
В мае 1944 года Верховный штаб союзных экспедиционных сил (ШАЭФ) издал приказ Бригаде специальной воздушной службы провести операции во Франции. Они должны были провести парашютные операции в тылу немецких линий во Франции, а затем провести операции по поддержке наступления союзников через Бельгию, и Нидерланды , в конечном итоге, в Германию . Целью этих действий будет отрыв немецких подкреплений с юга Франции к плацдармам в Нормандии . [7] SAS также надеялась на помощь французского сопротивления с прибытием подкреплений по воздуху, а также припасов, включая специально оборудованные джипы. [8]
После прорыва союзников в Нормандии в августе был начат ряд операций. Регион Бургундии был рассадником деятельности САС отчасти потому, что это был центральный пункт, через который немецкие армии направлялись из Франции в Германию. В ходе операции «Хаундсворт» предполагалось создать патрульную базу в гористой лесистой местности к юго-западу от Дижона, в районе Мон-дю-Морван . [9] Операция «Харди» Я бы сделал то же самое в районе Форе-де-Шатийон, в сорока милях к востоку от Осера и к северо-западу от Дижона. [10]
Операции
[ редактировать ]
27 июля началась операция «Харди I»: 55 человек и семь джипов 2-й специальной воздушной службы под командованием капитана Гранта Хибберта были сброшены с парашютом недалеко от Шатийон-сюр-Сен . Они создали свою базу в близлежащем лесу и связались с местными элементами французского сопротивления. Однако в предыдущем месяце 2000 немцев прочесали регион и убили 37 макисардов, многие из которых подверглись пыткам. [11] Тем не менее, Хибберт, слишком хорошо осведомленный о ситуации, предпринял разведку сил и расположения немцев в этом районе.
Несмотря на приказ не вступать в бой с немцами, многие из его людей предприняли агрессивное патрулирование железнодорожных и автомобильных коммуникаций, по которым можно было перебросить подкрепления. Что особенно важно, они взорвали участок железной дороги между Дижоном и Лангрем и уничтожили немецкий конвой, направлявшийся к фронту в Нормандии. [4]
После прорыва союзников в Нормандии стало понятно, что все больше и больше немцев будут отступать через зону операций САС. Кроме того, немецкие подкрепления для операции «Драгун » на юге Франции также будут перенаправлены через этот регион и отступить. В результате этот район должен был быть усилен дополнительными солдатами САС и членами ЗОЕ . Отряды подкреплений и припасы были выброшены в тот же район 8, 17, 20 и 23 августа, а в конце того же месяца отряд Харди I присоединился к более крупной операции под кодовым названием « Уоллес» . [7]

19 августа началась операция «Уоллес». Под командованием майора Роя Фаррана шестьдесят человек на 20 джипах высадились на Ренн аэродроме недалеко от столицы Бретона , которая к тому времени находилась под контролем союзников. [1] Двумя днями позже Фарран разделил свой отряд на три группы и приказал им сохранять дистанцию в тридцать минут, чтобы увеличить шансы быть необнаруженными, а также избежать любого сопротивления немцев. Путешествие к позиции Хибберта заняло у Фаррана и его людей четыре дня и около 200 миль (320 км) в тылу немецких войск, и они направились к северному берегу реки Луары . Первые пятьдесят миль прошли без происшествий, поскольку местные бойцы французского сопротивления смогли помочь солдатам САС избежать немецких позиций. [12] Вскоре некоторые из них столкнулись с немцами в деревнях и городах, и большинству пришлось пробиваться наружу. [13] Было потеряно несколько джипов и восемь человек; некоторым удалось сбежать, и им даже пришлось вернуться в Париж и позже присоединиться к Фаррану на парашюте. [14]
Оставшись теперь только с семью своими первоначальными джипами, Фарран двинулся дальше, и когда они приблизились к лесу, колонна остановилась возле железнодорожной линии. В поле зрения появился поезд с немцами; Фарран приказал нацелиться на двигатель, и он был разорван на куски свирепой скоростью огня орудий «Виккерс-К» колонны. Поврежденный двигатель остановился, когда бойцы SAS вступили в бой с немецкими войсками в задней части поезда, а французские гражданские лица, включая машинистов, спаслись. [15] Подойдя к конечному пункту назначения, они атаковали немецкую радиолокационную станцию и вынудили немецкий гарнизон бежать. Захваченные пленные сообщили солдатам САС, что, по их мнению, джипы являются авангардом Джорджа С. Паттона генерала Третьей армии США . [4]
В конце концов группа связалась с людьми Хибберта на Харди I. базе Фарран взял на себя командование объединенной группой, которая состояла из сводной эскадрильи из 60 солдат, 10 джипов и гражданского грузовика, и приказал ей перебраться на другую базу глубже в лес, чтобы избежать дальнейшего внимания немцев. [14]
Битва при Шатийоне
[ редактировать ]Объединёнными силами было решено нанести удар по немецкому штабу в городе Шатийон-сюр-Сен . Этот город прочно удерживался немцами. Предыдущая встреча с Фарраном и командующим местными силами сопротивления за ужином с вином, по-видимому, обеспечила договоренность о том, что силы сопротивления будут помогать бойцам САС. [16]
Однако 2 сентября, рано утром, незадолго до нападения, не было никаких признаков какой-либо поддержки сопротивления. Фарран решил продолжить атаку в случае предательства французов и пока внезапность все еще была на его стороне. Под покровом темноты Фарран разместил свою эскадрилью на позиции, прикрыв все въезды и выезды из города джипами, пулеметами и минометными позициями. [2]
В 06:30 был открыт огонь из 3-дюймовых минометов по замкам, в которых располагался немецкий штаб. По указанным целям было сброшено 48 минометных бомб, и САС встретила сильное сопротивление со стороны немецких войск в городе, когда началась масштабная перестрелка. [15] Немецкие машины были подожжены, многие погибли. За городом колонна усиления из 30 автомашин с войсками была рассредоточена и не позволила оказать помощь гарнизону. [10]
После семи с половиной часов упорных боев Фарран приказал отступить на свою базу. Засада стала большим успехом для SAS; около 100 немцев были убиты и значительное число ранено. Кроме того, были уничтожены девять грузовиков, четыре легковых автомобиля и один мотоцикл. Потери SAS были незначительными – один убитый и двое раненых. После боя немцы взяли пятьдесят заложников, думая, что это нападение было совершено Сопротивлением. Однако обнаружение тела одного убитого солдата САС по имени Уильям Холланд, намеренно оставленного Фарраном, предотвратило их казнь. [17]
Вскоре Фарран стал популярен среди местных жителей Франции, которые предлагали его людям вино, цветы, яйца и масло. [18]
Конец
[ редактировать ]На следующую ночь после боя SAS получила от Королевских ВВС большой десант с необходимыми припасами, боеприпасами и, что более важно, несколькими джипами на парашюте, в результате чего общее количество таких машин достигло 18. Затем Фарран разделил свои силы на две колонны по девять машин, одну из этих колонн возглавлял Хибберт, а другую - сам Фарран, и направились к Белфорскому ущелью , району между горами Вогезы и швейцарской границей. Немецкие войска отступали в этот район, чтобы попытаться помешать союзникам достичь реки Рейн . Две колонны двинулись в путь 2 сентября, направляясь к промежутку между Третьей армией США Паттона на севере и Седьмой армией США Патча на юге. Численность немцев увеличивалась по мере того, как все больше и больше отступало, но в течение следующих двух недель колонны САС устроили засаду на новые немецкие подразделения. [14]
8 сентября двадцать человек под командованием лейтенанта Боба Уокера-Брауна, действуя по наводке маркиза, устроили засаду на пять немецких бензозаправщиков, следовавших из Лангра в Дижон . В стиле засады мотоцикл, коляску и грузовик пропустили мимо до того, как первая и последняя машины были поражены, поскольку автозаправщики систематически выводились из строя, а затем загорались. Когда все автозаправщики были уничтожены и образовались огромные клубы дыма, SAS успешно выбрались. [4]
На последней неделе САС создали базу в лесу вокруг Дарни, но в последующие дни немцев стало меньше, и сопротивления почти не было. Уоллес завершился 17 сентября, когда группы соединились с передовыми частями 7-й армии США недалеко от Белфорта. [15]
Последствия
[ редактировать ]За месяц своей активности бойцы САС причинили более 500 потерь немцам, а также уничтожили 23 штабных автомобиля, 6 мотоциклов и 36 разных транспортных средств, включая грузовики, полугусеничные грузовики и транспортеры. [2] Кроме того, было уничтожено 100 000 тонн бензина и сгорел товарный поезд. Семнадцать солдат САС погибли, в том числе один в результате несчастного случая при прыжке с парашютом, двое были взяты в плен, но оба сбежали. Потери джипов были самыми тяжелыми: всего было потеряно 16 человек, некоторые из них были связаны с механическими поломками и фатальными повреждениями в результате падения с парашютом. [10] За все время пребывания в тылу Германии они совершили 36 боевых вылетов со стороны Королевских ВВС , которые предоставили SAS двенадцать новых джипов и 36 грузовых контейнеров . [14]
Немцы приняли эскадрилью Фаррана за передовые части 3-й армии США и поэтому отошли из Шатийона раньше, чем это было необходимо, а его небольшой отряд сыграл значительную роль в дезорганизации немецких войск перед этой армией. В декабрьском отчете SHAEF отметил, что этот рейд был одним из самых успешных действий, в ходе которого небольшие беспокоящие силы в тылу немецких войск нанесли огромный ущерб, непропорциональный их численности, с минимальными потерями. [8] Сам Фарран утверждал, что этот рейд является прекрасным подтверждением первоначальных принципов Стирлинга в отношении САС - что небольшие подразделения в тылу врага беспокоили немцев, что приносило им стратегическую выгоду. [18] [19]
После соединения с американскими войсками Фарран отправил эскадрилью обратно в Париж и предоставил ей недельный отпуск в столице. [14] Фарран был награжден Орденом «За выдающиеся заслуги» в результате операции «Уоллес». [3]
Фарран и его люди прошли переподготовку, а затем снова отправились в Итальянскую кампанию , где они готовились к операции «Томбола» в марте следующего года, которая также имела оглушительный успех. [17]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Лиддл, Борн и Уайтхед, с. 208
- ^ Jump up to: а б с Льюис, стр. 136-37
- ^ Jump up to: а б «Дейли Телеграф – Некролог майору Рою Фаррану» . «Дейли телеграф» . Лондон. 5 июня 2006 г.
- ^ Jump up to: а б с д Мортимер стр.144-46
- ^ Шортт и Макбрайд, стр.15.
- ^ Томпсон, Л. с. 37
- ^ Jump up to: а б Кирби стр. 17-19
- ^ Jump up to: а б Харгривз, стр. 79-80.
- ^ Янг, стр.161
- ^ Jump up to: а б с Гилберт п. 573
- ^ Руссле, Морис (1980). Оккупация и освобождение уголка Бургундии: Бьерри-ле-Бель-Фонтен . снп 21.
- ^ Руссле, стр. 25-29.
- ^ Челленор и Дрейпер с. 106
- ^ Jump up to: а б с д и Томпсон, Дж., стр. 330–331.
- ^ Jump up to: а б с Томпсон, Л.П. 78-79
- ^ Челленор и Дрейпер с. 112
- ^ Jump up to: а б Льюис, стр. 138
- ^ Jump up to: а б Макинтайр, стр. 18
- ^ Мортимер стр. 147
Библиография
[ редактировать ]- Челленор, Гарольд; Дрейпер, Альфред (1990). Танки Челленор: SAS и Метрополитен . Перо и меч. ISBN 9780850521245 .
- Гилберт, Мартин (2009). Вторая мировая война: полная история . Феникс. ISBN 9780753826768 .
- Харгривз, Эндрю Л. (2013). Специальные операции во Второй мировой войне: британская и американская нерегулярная война, том 39 серии «Кампании и командиры» . Университет Оклахомы Пресс. ISBN 9780806151250 .
- Кирби, Дик (2013). Бич Сохо: противоречивая карьера героя SAS, сержанта-детектива Гарри Челленора М.М. Перо и меч. ISBN 9781473831445 .
- Льюис, Джон Э (2014). Огромная книга секретных операций: правдивые истории тайных военных операций, от залива Свиней до смерти Усамы бен Ладена . Хачетт Великобритания. ISBN 9781780337869 .
- Лиддл, Питер; Борн, Дж. М.; Уайтхед, Ян Р. (2000). Великая мировая война 1914–1945 годов: молния ударила дважды . ХарперКоллинз. ISBN 9780004724546 .
- Макинтайр, Бен (2017). Краткое изложение и анализ героев-изгоев: история SAS, секретного подразделения британского спецназа, которое саботировало нацистов и изменило характер войны . Открытые дорожные медиа. ISBN 9781504044950 .
- Мортимер, Гэвин (2015). SAS во Второй мировой войне . Издательство Блумсбери. ISBN 9781472808776 .
- Шортт, Джеймс ; Макбрайд, Ангус (1981). Особая воздушная служба . Издательство Оспри. ISBN 0-85045-396-8 .
- Томпсон, генерал-майор Джулиан (1999 г.). Имперский военный музей: Война в тылу врага . Пан Гранд. ISBN 0-330-36761-7 .
- Томпсон, Лерой (1999). SAS: Элитная специальная авиационная служба Великобритании . МБИ. ISBN 9781610607421 .
- Янг, Ирен (1990). Вариации «Энигмы: воспоминания о любви и войне» . Мейнстрим. ISBN 1-85158-294-0 .