Операция «Кусака»
Операция «Кусака» | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть британских рейдов во время Второй мировой войны. | |||||||
![]() Брюневаль, фотография декабря 1941 года. ВВС Великобритании, радар Вюрцбурга слева | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Джон Фрост | Неизвестный | ||||||
Задействованные подразделения | |||||||
Неизвестный | |||||||
Сила | |||||||
| ~130 человек [3] | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
| |||||||
Радарная установка |
Операция «Укус» , также известная как « Брюневальский рейд» британских объединенных операций , — рейд на немецкую береговую радиолокационную установку в Брюневале на севере Франции во время Второй мировой войны в ночь с 27 на 28 февраля 1942 года .
Некоторые из этих установок были идентифицированы по Королевских ВВС (RAF) фотографиям воздушной разведки в 1941 году, но назначение и характер оборудования не были известны. Некоторые британские учёные считали, что эти станции были связаны с успешными атаками Германии на бомбардировщики британских ВВС, проводивших бомбардировочные налёты на цели в оккупированной Европе , что привело к серьёзным потерям пилотов и бомбардировщиков. Ученые потребовали совершить набег на одну из этих установок, изучить имеющуюся на ней технологию и, если возможно, извлечь и вернуть ее в Великобританию для дальнейшего изучения.
Из-за обширной береговой обороны, возведенной немцами для защиты объекта от налета с моря, британцы считали, что рейд коммандос с моря понесет большие потери и даст противнику достаточно времени для уничтожения объекта. Официальные лица решили, что воздушный десант с последующей морской эвакуацией будет наиболее практичным способом застать врасплох гарнизон объекта, захватить технику в целости и сохранности и минимизировать потери среди рейдовых сил.
В ночь на 27 февраля, после периода интенсивных тренировок и нескольких задержек из-за плохой погоды, рота воздушно -десантных войск под командованием майора Джона Фроста спрыгнула с парашютом во Францию в нескольких милях от объекта. Основные силы атаковали виллу, на которой находилось радиолокационное оборудование, убив нескольких членов немецкого гарнизона и захватив установку после короткой перестрелки.
Техник ВВС Великобритании демонтировал радарную решетку Вюрцбурга и удалил несколько ключевых частей, после чего силы отошли на эвакуационный пляж. Отряд, которому было поручено расчистить пляж, поначалу не смог этого сделать, но охранявшие его немецкие войска вскоре были уничтожены с помощью основных сил. Совершившие набег войска были подобраны десантными кораблями и переброшены на несколько моторных канонерских лодок , которые вернули их в Великобританию.
Рейд прошел полностью успешно. Воздушно-десантные войска понесли сравнительно небольшие потери, а принесенные ими части радара вместе с пленным немецким радиолокационным техником позволили британским ученым понять достижения противника в области радаров и разработать меры противодействия для их нейтрализации. [ нужна ссылка ]
Фон
[ редактировать ]После окончания битвы за Францию и эвакуации британских войск из Дюнкерка во время операции «Динамо » большая часть военной продукции и усилий Великобритании была направлена на бомбардировочное командование британских ВВС и на стратегическую бомбардировку Германии . Однако в 1941 году потери бомбардировщиков при каждом налете начали увеличиваться, что, по заключению британской разведки, произошло из-за использования немцами современного радиолокационного оборудования. [7]
К этому моменту британцы и немцы конкурировали в области радиолокационных технологий уже почти десять лет, причем немецкие технологии часто находились на том же уровне, что и британские, или превосходили их из-за крупных инвестиций в молодые технологии. [8] К началу Второй мировой войны Великобритания разработала эффективные радиолокационные системы, в первую очередь благодаря работам Роберта Уотсона-Уотта , хотя большая часть технологий все еще находилась в зачаточном состоянии, а Уотсон-Уотт и другие ученые не смогли разработать эффективную систему ночной защиты. Система была как раз вовремя для немецких ночных бомбардировок Британии в 1940 году. [9]
Другим британским ученым, работавшим над радиолокационными системами и методами, был Р. В. Джонс , который был назначен в 1939 году первым офицером британской научной разведки и провел первые годы конфликта, исследуя, насколько продвинуты были немецкие радары по сравнению с британскими. [10] убеждая сомневающихся, что у немцев был радар. [11]

Изучая утекшие немецкие документы, разбившиеся бомбардировщики Люфтваффе и «Энигмы» расшифровки , а также допросы немецких военнопленных , Джонс обнаружил, что высокочастотные радиосигналы передавались через Великобританию откуда-то с континента, и он полагал, что они исходили от системы направленного радиолокатора. . [12] В течение нескольких месяцев после этого открытия Джонс идентифицировал несколько таких радиолокационных систем, одна из которых использовалась для обнаружения британских бомбардировщиков; это было известно как массив « Фрейя-Мельдунг-Фрейя », названный в честь древней скандинавской богини . [13]
Джонс наконец смог увидеть конкретные доказательства присутствия системы Фрейя после того, как ему показали несколько загадочных объектов, видимых на разведывательных снимках, сделанных ВВС Великобритании возле Кап-д'Антифер в Нормандии - две круглые огневые точки, каждая из которых представляла собой вращающийся «матрас». антенна шириной примерно 20 футов (6 м). Найдя доказательства существования этих установок Фрейи, Джонс и другие учёные под его командованием могли начать разработку контрмер против системы, а ВВС могли начать обнаруживать и уничтожать эти установки самостоятельно. [13]
Джонс также нашел свидетельства существования второй части установки «Фрея», названной в расшифровке «Энигмы» как « Вюрцбург », но только когда ему показали еще один набор разведывательных фотографий британских ВВС в ноябре 1941 года, он узнал природу Вюрцбурга. Радиолокационное устройство Вюрцбурга состояло из параболической антенны диаметром около 10 футов (3 м), которая работала вместе с Фрейей для обнаружения британских бомбардировщиков, а затем направляла Люфтваффе ночные истребители для их атаки. [14] Эти две системы дополняли друг друга: «Фрейя» представляла собой радиолокационную систему раннего предупреждения дальнего действия , но ей не хватало точности, а «Вюрцбург» имела гораздо меньшую дальность действия, но была гораздо более точной. Würzburg FuSE 62 D также имела то преимущество, что была намного меньше, чем система Freya, и ее было легче производить в количествах, необходимых Люфтваффе для защиты территории Германии. [14] [15]
Прелюдия
[ редактировать ]Чтобы нейтрализовать систему Вюрцбурга путем разработки против нее мер противодействия, Джонсу и его команде необходимо было изучить одну из систем или, по крайней мере, наиболее важные части технологии, из которых она состояла. Одно место недавно было замечено разведывательным самолетом «Спитфайр» британских ВВС из подразделения фоторазведки во время полета над частью французского побережья Ла-Манша недалеко от Гавра . [16]
Это место было обнаружено на вершине скалы непосредственно к северу от деревни Брюневаль, в 12 милях (19 км) к северу от Гавра, и было наиболее доступным немецким радаром, который до сих пор был обнаружен британцами; несколько других объектов находились дальше от страны, а другие - даже в Румынии и Болгарии. [14] [15] Запрос на рейд на территорию Бруневаля с целью захвата системы Вюрцбурга был передан адмиралу лорду Луису Маунтбаттену , командующему объединенными операциями. [17] Маунтбаттен, в свою очередь, передал это предложение Комитету начальников штабов , который после непродолжительных дебатов одобрил рейд. [17]
Получив разрешение на проведение рейда, Маунтбаттен и его сотрудники изучили объект Бруневаль и его оборону, быстро придя к выводу, что из-за обширной береговой обороны в районе вокруг объекта он слишком хорошо охраняется, чтобы допустить рейд морского коммандос. Они считали, что такой рейд приведет к большим потерям среди атакующих войск и не будет достаточно быстрым, чтобы захватить радар Вюрцбурга до того, как он будет уничтожен немцами. [18]
Полагая, что внезапность и скорость должны быть основными требованиями любого рейда на объект для обеспечения захвата радара, Маунтбеттен считал атаку с воздуха единственным жизнеспособным методом. Поэтому 8 января 1942 года он связался со штабом 1-й воздушно-десантной дивизии и 38-го авиакрыла Королевских ВВС и спросил, могут ли они провести рейд. Командир дивизии генерал-майор Фредерик Браунинг проявил особый энтузиазм, поскольку успешная операция стала бы отличным моральным подъемом для воздушно-десантных войск под его командованием, а также хорошей демонстрацией их ценности. [19]

Оба командира полагали, что подготовка воздушно-десантных войск и летных экипажей может быть завершена к концу февраля, когда будут подходящие метеорологические условия для проведения операции. Подготовка к рейду началась немедленно, но столкнулась с рядом проблем. 38-е крыло было новым подразделением, которое все еще находилось в процессе формирования, поэтому 51-я эскадрилья RAF под командованием командира звена Перси Чарльза Пикарда для обеспечения самолетов и экипажей, необходимых для операции, была выбрана , хотя капитан группы Найджел Норман из 38-го крыла в целом остался в составе. команда. [19] Еще одной проблемой, с которой пришлось столкнуться, стало состояние подготовки подразделения воздушно-десантных войск, выбранного для рейда на объект.
В этот период в состав 1-й воздушно-десантной дивизии входило всего два парашютно-десантных батальона, из которых только один ( 1-й парашютный батальон ) был полностью подготовлен. Браунинг, желая сохранить 1-й парашютный батальон в целости и сохранности для любой более крупной операции, для которой может быть выбрана дивизия, приказал 2-му парашютному батальону предоставить роту для операции. Была выбрана рота «С» под командованием Фроста, но рота была сформирована так недавно, что Фрост и многие его люди еще не прошли курс прыжков с парашютом. [16]
Уровень безопасности, обеспечиваемый планированием рейда, был настолько высоким, что, когда майор Фрост впервые был проинструктирован офицером связи из штаба 1-й воздушно-десантной дивизии, ему сообщили, что его рота должна принять участие в демонстрации боевых действий в воздухе для Военный кабинет. Ему также сообщили, что рота С будет разделена на четыре секции для учений, что противоречило плану, разработанному Фростом для учений, и сбило его с толку. И только после того, как Фрост высказал несколько возражений более старшему офицеру штаба, ему сообщили о планируемом рейде, после чего майор отказался от своих возражений и сосредоточил свое внимание на обучении роты. [20]
Обучение
[ редактировать ]Компания провела время на равнине Солсбери в Уилтшире , а затем отправилась в Инверари в Шотландии, где прошла специальную подготовку на озере Лох-Файн , отрабатывая ночные посадки на десантные суда, чтобы подготовить роту к эвакуации по морю после рейда на радиолокационную установку. После этого подразделение вернулось в Уилтшир и начало тренировочное десантирование с парашютом с самолетами и экипажами 51-й эскадрильи.
Несмотря на то, что у экипажей не было опыта десантирования парашютистов, эти учения оказались успешными. [21] Разработке компании способствовало создание масштабной модели радиолокационной установки и окружающих зданий, возводимых Отделом интерпретации фотографий . [22] В этот период майор Фрост был представлен командующему Ф. Н. Куку Королевским военно-морским флотом Австралии , который будет командовать военно-морскими силами, предназначенными для эвакуации роты после рейда, а также отряду из тридцати двух офицеров и солдат из № 12. Коммандос , который должен был прибыть на десантном корабле и прикрыть роту, когда она отойдет от пляжа. [23] [24]
Фрост также встретился с летным сержантом Королевских ВВС К. У. Коксом, который вызвался сопровождать роту С в операции; Как опытный техник по радиоэлектронике, его работа заключалась в том, чтобы найти радар в Вюрцбурге, сфотографировать его и разобрать часть для транспортировки обратно в Великобританию. [25] Дерек Гаррард из команды Джонса попросил Джонса получить армейскую форму и идентификационный номер Кокса, поскольку он стал бы объектом особого внимания со стороны немцев, если бы он был схвачен в форме ВВС, но военное министерство было упрямо. [26]
Ударную группу сопровождало подразделение королевских инженеров 1-го воздушного отряда из 10 человек во главе с лейтенантом Деннисом Верноном. [27] Шестеро саперов должны были демонтировать радиолокационное устройство, а четыре сапера должны были установить противотанковые мины, чтобы защитить войска от контратаки.

Информация о радиолокационной установке «Брюневаль» также собиралась в этот период, часто с помощью французского Сопротивления , без которого детальное знание дислокации немецких войск, охранявших установку, было бы невозможно. Эту информацию собрали Жильбер Рено , известный британцам под кодовым именем «Реми», и несколько членов его сети сопротивления. [28]
Инсталляция состояла из двух отдельных зон; вилла примерно в 100 ярдах (91 м) от края скалы, в которой находилась сама радиолокационная станция, и ограждение, содержащее несколько небольших зданий, в которых находился небольшой гарнизон. Между виллой и скалой была установлена Вюрцбургская антенна. [29] Радиолокационная станция постоянно укомплектована радиолокационными техниками Люфтваффе и окружена постами охраны и примерно 30 охранниками; в зданиях небольшого ограждения размещалось около 100 немецких военнослужащих, включая еще один отряд техников. [3] Взвод немецкой пехоты был дислоцирован на юге, в Брюневале, и отвечал за укомплектование оборонительных сооружений, охраняющих пляж для эвакуации; в их число входил опорный пункт возле пляжа, а также доты и пулеметные гнезда на вершине скалы с видом на пляж. Пляж не был заминирован и имел лишь спорадические ограждения из колючей проволоки, но его регулярно патрулировали; Считалось, что мобильный резерв пехоты будет доступен с уведомлением за один час и размещен на некотором расстоянии вглубь страны. [29]
Основываясь на этой информации, Фрост решил разделить роту на пять групп по сорок человек для рейда, каждая из которых была названа в честь известного адмирала Королевского флота: « Нельсон », « Джеллико », « Харди », « Дрейк » и « Родни ». [21] «Нельсон» должен был очистить и обеспечить безопасность немецких позиций, защищающих эвакуационный пляж, в то время как «Джеллико», «Харди» и «Дрейк» захватили радарную площадку, виллу и ограждение. «Родни» был резервным формированием, размещенным между радиолокационной станцией и основным вероятным подходом противника, чтобы блокировать любую контратаку. [30]
Считалось, что сочетание полной луны для видимости и прилива, позволяющего десантному кораблю маневрировать на мелководье, имело жизненно важное значение для успеха рейда, что сузило возможные даты до четырех дней с 24 по 27 февраля. . [21] 23 февраля состоялась финальная репетиция, которая оказалась неудачной; несмотря на идеальные погодные условия, эвакуационный десантный корабль приземлился в 60 ярдах (180 футов) от берега и не смог быть перемещен, несмотря на усилия экипажей и войск. [21]
Рейд
[ редактировать ]
Рейд был отложен на несколько дней после репетиции 23 февраля из-за погодных условий, но 27 февраля погода оказалась идеальной: ясное небо, хорошая видимость для самолетов 51-й эскадрильи и полная луна, которая обеспечивала освещение эвакуация рейдового отряда. Военно-морские силы под командованием командующего Кука покинули Великобританию во второй половине дня, а транспортный самолет Whitley с ротой C вылетел из британских ВВС Тракстон вечером. [24]
Самолеты без происшествий пересекли Ла-Манш, но, достигнув побережья Франции, попали под сильный зенитный огонь; однако ни один из них не пострадал, и они успешно доставили роту С в назначенную зону высадки возле установки. [3] Высадка прошла почти полностью успешно: большая часть рейдовых сил приземлилась на краю зоны высадки; однако половина отряда «Нельсона» высадилась в двух милях от ДЗ. После того, как другие отряды собрали свое снаряжение и сориентировались, они двинулись выполнять поставленные задачи. [29]
«Джеллико», «Харди» и «Дрейк» не встретили сопротивления противника, двигаясь к вилле, где располагалась радиолокационная установка, и после окружения виллы Фрост отдал приказ открыть огонь из гранат и автоматического огня. Один немецкий охранник был убит при ответном огне из окна наверху, еще двое были взяты в плен воздушно-десантными войсками; на допросе заключенные показали, что большая часть гарнизона располагалась дальше вглубь страны. [31] В зданиях небольшого ограждения рядом с виллой все еще оставались значительные силы противника, и теперь они открыли огонь по рейдовым силам после первой перестрелки, в результате чего погиб один из воздушно-десантных войск. [31]
Интенсивность огня быстро возросла, когда из близлежащего леса стало видно, как вражеские машины приближаются к вилле; это, в частности, обеспокоило Фроста, поскольку радиостанции, выданные отряду, не работали, не давая ему возможности связаться с другими его отрядами, включая «Нельсона», которому было поручено расчистить эвакуационный пляж. В это время прибыли сержант Кокс и несколько саперов и приступили к демонтажу радиолокационного оборудования, поместив детали на специально сконструированные тележки. [32]
Обезопасив радиолокационное оборудование и находясь под сильным огнем противника, майор Фрост отдал приказ трем отрядам отойти на эвакуационный пляж; Однако стало очевидно, что малочисленный отряд «Нельсона» не охранял пляж, когда немецкий пулемет открыл огонь по воздушно-десантным войскам, серьезно ранив ротного сержанта . Фрост приказал «Родни» и наличным людям «Нельсона» очистить оборону, в то время как он повел три других отряда обратно на виллу, которая была вновь занята вражескими войсками. [31] (см. также главу Мартина Шугармана «Отпор» о роли немецкого еврейского беженца-коммандос и десантника Питера Нагеля, также известного как Ньюман, в рейде, а также ссылку на документальный фильм Yorks TV 1977 года о рейде, который включает интервью с Фростом, Коксом , Нагель и другие выжившие, а также еще один фильм, хранящийся IWM , Лондон, снятый в 1982 году)
Вскоре вилла была снова очищена от вражеских войск, и когда Фрост вернулся на пляж, он обнаружил, что пулеметное гнездо было разрушено ошибочно высаженными войсками «Нельсона»; минуя другие позиции противника, они достигли пляжа и атаковали пулеметный пост с фланга. [33] К этому времени было 02:15, но никаких признаков военно-морских сил, которые должны были эвакуировать воздушно-десантные войска, не было. Фрост приказал «Нельсону» охранять внутренние подходы к пляжу, а затем выпустил аварийную сигнальную ракету ; вскоре после этого было замечено приближение военно-морских сил. Первоначальный план операции предусматривал высадку на берег двух десантных кораблей одновременно, но во время тренировок этого так и не удалось добиться удовлетворительно; вместо этого все шесть десантных кораблей приземлились одновременно, а войска прикрытия на десантном корабле открыли огонь по немецким солдатам, собравшимся на вершине скалы. [34]
Это отклонение от первоначального плана эвакуации и вражеский огонь вызвали серьезное замешательство на пляже; некоторые десантные суда покинули пляж переполненным, а другие остались полупустыми. Однако радиолокационное оборудование, немецкие пленные и все участники рейда, кроме шести, были погружены на борт и перевезены на моторные лодки для перевозки обратно в Великобританию. На обратном пути Фрост узнал, что военно-морские силы не получали никаких сигналов, кроме сигнальной ракеты, и большую часть времени скрывались от немецкого военно-морского патруля, который почти их обнаружил. Обратный путь в Британию прошел без происшествий: отряд сопровождали четыре эсминца и группа «Спитфайров» . [34]
Десантники потеряли двоих убитыми, восемь ранеными и шестерых человек, не вернувшихся в лодки. Позже они были взяты в плен немцами. [35] После войны были найдены немецкие отчеты, в которых потери немцев были следующими: армия: двое убитых, один тяжело раненый, двое пропавших без вести. Люфтваффе : трое убиты, один ранен, трое пропали без вести. [36] Член французского движения Сопротивления, участвовавший в предыдущей разведке в Брюневале, впоследствии был схвачен и казнен немцами. Француз и его невеста были депортированы в концентрационные лагеря в Германии за помощь выжившим британским десантникам в их попытке вернуться в Великобританию. [37]
Последствия
[ редактировать ]Успех рейда на базу Бруневаля имел два важных последствия. Во-первых, успешный рейд на оккупированную Германией территорию стал долгожданным моральным подъемом для британской общественности и в течение нескольких недель после этого занимал видное место в британских СМИ. [38] Великобритании Премьер-министр Уинстон Черчилль проявил личный интерес к операции и 3 марта собрал военный кабинет , чтобы выслушать майора Фроста и нескольких других офицеров, принимавших в ней участие. По итогам было вручено несколько медалей.
15 мая 1942 года в специальном приложении к « Лондонской газете» было опубликовано объявление о 19 наградах; Фрост был награжден Военным крестом (MC), Кук - Крестом за выдающиеся заслуги (DSC), а Кокс - Военной медалью (MM); было еще два DSC, две медали за выдающиеся заслуги (DSM), еще один MC, еще два MM и девять упоминаний в депешах (MiD). [39] командир звена Пикард также был награжден знаком ордена «За выдающиеся заслуги» . Впоследствии , 26 мая, [40] [41] Успех рейда также побудил военное министерство расширить существующие британские воздушно-десантные силы, создав в Дербишире в апреле 1942 года склад Воздушно-десантных войск и боевую школу, а также создав парашютный полк , а также преобразовав ряд пехотных батальонов в воздушно-десантные батальоны. в августе 1942 года. [42]
Вторым и самым важным результатом рейда стали технические знания, полученные британскими учеными. Исследование компонентов радиолокационной установки показало, что она имела модульную конструкцию , что облегчало техническое обслуживание и значительно упрощало устранение неисправностей, чем на аналогичных британских моделях радаров. Это подтвердилось в ходе допроса пленного немецкого техника, который оказался менее подготовленным, чем его британские коллеги. [43] [44]
Исследование радара также позволило британским ученым прийти к выводу, что им придется применить недавно разработанную контрмеру под кодовым названием « Окно» . Исследование Вюрцбургской установки показало, что она неуязвима для помех обычными средствами, использовавшимися британцами в первые годы конфликта; таким образом, «Окно» придется использовать против немецких радаров. [45] Эффективность «Окна» против радаров Вюрцбурга была подтверждена налетом, проведенным бомбардировочным командованием Королевских ВВС 24 июля 1943 года на Гамбург ( операция «Гоморра» ); бомбардировщики использовали Window, все радары в Гамбурге были ослеплены, а их операторы сбиты с толку, не имея возможности отличить радиолокационную сигнатуру настоящего бомбардировщика от нескольких частей Window, дающих аналогичную сигнатуру. [46] [47]
-
Пикард осматривает немецкую каску, взятую после рейда
-
Мемориал Кусающему в Брюневале
-
Система наведения зенитной артиллерии, захваченная в Брюневале, теперь выставлена в Музее армии в Париже.
Неожиданным бонусом рейда Брюневаля стали усилия немцев по улучшению обороны станций Вюрцбурга и предотвращению подобных атак. Радары были окружены кольцами из колючей проволоки, что увеличивало их видимость с воздуха, что облегчало их атаку до операции «Оверлорд» . [48] Научно-исследовательский центр телекоммуникаций , где анализировалась большая часть оборудования Бруневаля и где были спроектированы и испытаны британские радиолокационные системы, был перенесен дальше вглубь страны из Суонеджа на южном побережье Англии в Малверн , чтобы гарантировать, что он не станет объектом репрессий. рейд немецких воздушно-десантных войск. [49] Оригинальная модель местности вокруг радиолокационной станции, использовавшаяся для инструктирования войск, принимающих участие в штурме, хранится в Музее Парашютного полка и Воздушно-десантных войск , в Имперском военном музее Даксфорда . [50]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Фрост, с. 46.
- ^ Миллар, с. 156.
- ^ Jump up to: а б с Харклерод, с. 210.
- ^ Фрост, с. 59.
- ^ Миллар, с. 181.
- ^ Миллар, с. 187.
- ^ Миллар, стр. 2–3.
- ^ Корнуэлл, с. 262.
- ^ Корнуэлл, с. 267.
- ^ Корнуэлл, с. 268.
- ^ Джонс, с. 192.
- ^ Корнуэлл, стр. 273–274.
- ^ Jump up to: а б Корнуэлл, с. 274.
- ^ Jump up to: а б с Корнуэлл, с. 275.
- ^ Jump up to: а б Миллар, с. 3.
- ^ Jump up to: а б Харклерод, с. 208.
- ^ Jump up to: а б Миллар, с. 4.
- ^ Отвей, с. 65.
- ^ Jump up to: а б Отвей, с. 66.
- ^ Харклерод, стр. 208–209.
- ^ Jump up to: а б с д Харклерод, с. 209.
- ^ Джонс, с. 239.
- ^ Чаппелл, с. 27.
- ^ Jump up to: а б Отвей, с. 67.
- ^ Миллар, стр. 18–19.
- ^ Джонс, с. 238.
- ^ «1-я воздушная часть РЭ | ПараДата» . www.paradata.org.uk .
- ^ Джонс, стр. 236–237.
- ^ Jump up to: а б с Отвей, с. 68.
- ^ Харклерод, стр. 209–210.
- ^ Jump up to: а б с Харклерод, с. 212.
- ^ Отвей, стр. 68–69.
- ^ Харклерод, стр. 212–213.
- ^ Jump up to: а б Отвей, с. 69.
- ^ Кронборг, стр. 171.
- ^ Кронборг, стр. 178–184.
- ^ Кронборг, стр. 183.
- ^ Харклерод, с. 214.
- ^ «№35558» . Лондонская газета (Приложение). 15 мая 1942 г., стр. 2111–2112.
- ^ Отвей, с. 70.
- ^ «№35574» . Лондонская газета (Приложение). 22 мая 1942 г. с. 2289.
- ^ Харклерод, с. 218.
- ^ Бодани, с. 142.
- ^ Джонс, с. 244.
- ^ Миллар, с. 191.
- ^ Джонсон, с. 116.
- ^ Миллар, с. 195.
- ^ Миллар, с. 190.
- ^ Джонс, с. 247.
- ^ «Десантно-десантный музей, Музей парашютно-десантного полка и ВДВ» . Армейские музеи Огилби Траст . Проверено 27 августа 2012 г.
Библиография
[ редактировать ]- Боданис, Дэвид (2001). Электрическая Вселенная . Корона. ISBN 1400045509 .
- Чаппелл, Майк (1996). Армейские коммандос 1940–1945 гг . Элитная серия № 64. Лондон: Osprey Publishing. ISBN 1855325799 .
- Корнуэлл, Джон (2004). Ученые Гитлера: наука, война и пакт с дьяволом . Книги о пингвинах. ISBN 0140296867 .
- Фрост, Джон (1980). Слишком много капель . Касселл. ISBN 0850529271 .
- Харклерод, Питер (2005). Крылья войны – Воздушно-десантная война 1918–1945 гг . Вайденфельд и Николсон. ISBN 0304367303 .
- Джонсон, Брайан (1978). Тайная война . Би-би-си. ISBN 0563174250 .
- Джонс, Р.В. (1978). Самая секретная война: Британская научная разведка, 1939–1945 гг . Хэмиш Гамильтон. ISBN 0241897467 .
- Миллар, Джордж (1975). Брюневальский рейд . Doubleday & Company, Inc. ISBN 0385095422 .
- Отуэй, Теренс (1990). Вторая мировая война 1939–1945 гг. Армия – Воздушно-десантные войска . Имперский военный музей . ISBN 0901627577 .
- Кронборг, Уве К. (2017). Они украли секрет Гитлера (на датском языке). Издательство Алс. ISBN 9788799675494 .
- 1942 год во Франции
- Воздушно-десантные операции Второй мировой войны
- Конфликты 1942 года
- События февраля 1942 года
- История телекоммуникаций во Франции
- Радар
- Техническая разведка во время Второй мировой войны
- Телекоммуникации во Второй мировой войне
- Рейды британских коммандос времен Второй мировой войны