Японская подводная лодка И-52 (1942 г.)
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | I-52 под кодовым названием Моми (樅, по-японски «вечнозеленый» или «ель»). |
Строитель | Мицубиси Хэви Индастриз |
Заложен | 18 марта 1942 г. |
Введен в эксплуатацию | 28 декабря 1943 г. |
пораженный | 10 декабря 1944 г. |
Судьба | Потоплен 24 июня 1944 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | типа С3 подводная лодка Грузовая |
Смещение | 2095 длинных тонн стандартное, 2564 длинных тонны надводное, 3644 длинных тонны подводное |
Длина | 108,5 м (356 футов) |
Луч | 9,3 м (31 фут) |
Черновик | 5,12 м (17 футов) |
Движение | 2-вальный дизель-электрический двигатель, мощность 4700 л.с. (3500 кВт) на поверхности, 1200 л.с. (890 кВт) под водой |
Скорость | 17,7 узлов (33 км/ч) на поверхности, 6,5 узлов (12 км/ч) под водой |
Диапазон | 21 000 морских миль (39 000 км) при скорости 16 узлов (30 км/ч) |
Глубина испытания | 100 м (328 футов) |
Дополнить | 94 офицера и солдата, 18 гражданских лиц |
Вооружение | 53 см 6 торпедных аппаратов , 2 х 14 см/40 корабельных орудий типа «11-й год» , [ 1 ] 2 Тип 96 калибра 25 мм (0,98 дюйма) зенитных орудия |
Примечания | Груз: 300 тонн. |
Послужной список [ 2 ] | |
Часть: |
|
Командиры: |
|
Операции: |
|
Победы: | Никто |
И-52 ( 伊号第五二潜水艦 (伊52) , И Го Дай Годзюни Сенсуикан (И Годзюни) , подводная лодка И-52 (И-52)) под кодовым названием Моми ( 樅 , « ель ») представляла собой типа C3 лодка Грузовая подводная Императорского флота Японии, использовавшаяся во время Второй мировой войны для секретной миссии в Лорьян. , Франция, затем оккупированная Германией, во время которой он был потоплен.
Ценный груз
[ редактировать ]Она также известна как «Золотая подводная лодка Японии», потому что она везла груз золота в Германию в качестве оплаты за технику и технологии. Высказывались предположения, что мирное предложение союзникам также содержалось на борту I-52 , но это маловероятно по двум причинам: нет никаких доказательств того, что японское правительство было заинтересовано в мирных предложениях или урегулировании путем переговоров на том этапе. война; а японцы поддерживали открытый диалог со своими дипломатическими атташе по радио и дипломатическим ваучерам через Россию, и у них не было необходимости в длительной и неопределенной переброске на подводной лодке, направлявшейся в контролируемый нацистами район Западной Европы.
, 800 кг (1760 фунтов) оксида урана ожидали I-52 на обратном пути в Лорьяне Согласно данным Ultra . Было высказано предположение, что японцы планировали разработать радиологическое оружие (так называемую « грязную бомбу ») для использования против Соединенных Штатов. (Количества необогащенного оксида урана было бы недостаточно для создания атомной бомбы, хотя при его использовании в ядерном реакторе могли бы образоваться ядовитые продукты деления ). [ 3 ]
она также должна была быть оснащена устройством для подводного плавания В Лорьяне . Кроме того, на И-52 в обратном пути Японию ожидало от 35 до 40 тонн секретных документов, чертежей и стратегических грузов: акустические торпеды Т-5 , мотор Jumo 213-A, использовавшийся на длинноносом Focke-Wulf Fw 190D. истребитель , радиолокационное оборудование, электронные лампы, шарикоподшипники, бомбовые прицелы, химикаты, легированная сталь и оптическое стекло.
Подводные лодки типа С3
[ редактировать ]Этот класс подводных лодок был спроектирован и построен корпорацией «Мицубиси» в период с 1943 по 1944 год как грузовые авианосцы. Они были довольно длинными и вмещали экипаж до 94 человек. Они также имели большую дальность плавания при скорости 12 узлов (22 км/ч). Во время Второй мировой войны японцы построили только три таких подводных лодки ( И-52 , И-53 и И-55 ), хотя планировалось двадцать. [ 4 ] Это были самые большие подводные лодки, когда-либо построенные в то время, до того, как были построены огромные «Сэнтоку» подводные лодки , и они были известны как самые совершенные японские подводные лодки своего времени.
Киль И-52 был заложен 18 марта 1942 года, а 28 декабря 1943 года он был принят в состав 11-й эскадры подводных лодок военно-морского округа Куре под командира командованием Камео Уно. В январе 1944 года адмирал Минеити Кога командующий Объединенным флотом выбрал И-52 для специальной миссии в Германию. [ 2 ] [ 5 ]
Миссии Янаги
[ редактировать ]Миссии Янаги были разрешены в соответствии с оси держав Трехсторонним пактом , чтобы обеспечить обмен стратегическими материалами и промышленными товарами между Германией, Италией и Японией. Первоначально обмен осуществлялся грузовыми судами, но когда это стало невозможно, использовались подводные лодки.
Только пять других подводных лодок предприняли попытку этого межконтинентального плавания во время Второй мировой войны: I-30 (апрель 1942 г.), I-8 (июнь 1943 г.), I-34 (октябрь 1943 г.), I-29 (ноябрь 1943 г.) и немецкая подводная лодка U. -511 (август 1943 г.). Из них I-30 был потоплен на мине , I-34 — британской подводной лодкой HMS Taurus , а I-29 — американской подводной лодкой Sawfish (при содействии разведки «Ультра» ).
Роковое путешествие
[ редактировать ]10 марта 1944 года в свой первый рейс I-52 под командованием командира Камео Уно вылетела из Куре через Сасебо в Сингапур. Ее груз из Японии включал 9,8 тонны молибдена , 11 тонн вольфрама , 2,2 тонны золота в 146 слитках, упакованных в 49 металлических ящиков, 3 тонны опия и 54 кг кофеина . [ 6 ] Золото было платой за немецкие технологии. На борту также находились 14 пассажиров, в основном японских технических специалистов, которые должны были изучать немецкие технологии создания зенитных орудий и двигателей для торпедных катеров. [ 5 ]
В Сингапуре она взяла еще 120 тонн олова в слитках, 59,8 тонны каучука (сырого каучука) в тюках и 3,3 тонны хинина и направилась через Индийский океан к Атлантическому океану.
6 июня 1944 года японский военно-морской атташе в Берлине контр-адмирал Кодзима Хидео подал подводной лодке сигнал о том, что союзники высадились в Нормандии, тем самым поставив под угрозу ее конечный пункт назначения — Лорьян на побережье Франции. Вместо этого ей посоветовали подготовиться к поездке в Норвегию. Ей также было приказано встретиться с немецкой подводной лодкой 22 июня 1944 года в 21:15 (GMT) в точке с координатами 15 ° с.ш. 40 ° з.д. / 15 ° с.ш. 40 ° з.д. . И-52 ответила своей позицией, будучи 35 ° с.ш. 23 ° з.д. / 35 ° с.ш. 23 ° з.д. . Сообщение было перехвачено и расшифровано разведкой США; За I-52 внимательно следили на протяжении всего пути из Сингапура. Под руководством комнаты слежения за подводными лодками F-21 и «секретной комнаты» F-211 Десятого флота, отвечавшего за атлантический участок, на нее была нацелена оперативная группа охотников-убийц. [ 7 ]
В ночь на 22 июня 1944 года примерно в 850 морских милях (1574 км) к западу от островов Зеленого Мыса у побережья Африки I-52 встретилась с U-530 , подводной лодкой типа IXC/40 под командованием капитан-лейтенанта Курта Ланге. [ 8 ] U-530 снабдила ее топливом, а также передала радар-детектор Naxos FuMB 7 и кодирующую машину Enigma вместе с двумя операторами радара, старшинами Куртом Шульце и Рольфом Берендтом, а также немецким офицером связи для поездки через залив Бискайя , капитанлейтенант Альфред Шафер. [ 5 ]
Оперативная группа США
[ редактировать ]Оперативной группе США, сформированной как группа охотников-убийц подводных лодок, состоящая из эскортного авианосца USS Bogue и пяти эскортных эсминцев, следовавших в Соединенные Штаты из Европы, было приказано найти и уничтожить японскую подводную лодку. Эта оперативная группа покинула Касабланку 15 июня 1944 года под командованием капитана Аврелия Б. Восселера. [ 9 ] На его борту также находились 9 самолетов General Motors FM-2 Wildcat и 12 самолетов Grumman TBF-1C Avengers VC-69. Оперативная группа, направлявшаяся из Хэмптон-Роудс в Касабланку , 13 мая 1944 года потопила еще одну японскую подводную лодку, Тип IX RO-501 (ранее U-1224 ). Это была очень эффективная сила, потопившая между собой 13 немецких и японских подводных лодок. Февраль 1943 г. и июль 1945 г.
Пять эсминцев эскорта были:
- Военный корабль США Фрэнсис М. Робинсон , лейтенант Дж. Э. Йохансен.
- Военный корабль США «Хаверфилд» , командир Т.С. Ланк, командир TF 51.
- Военный корабль США Свеннинг , лейтенант Р.Э. Пик.
- Военный корабль США «Уиллис» , лейтенант-коммандер Г.Р. Эттербери.
- Военный корабль США «Янссен» , лейтенант-коммандер Х.Э. Кросс.
Прибыв в район встречи вечером 23 июня, авианосец начал запуск полетов «Мстителей» около 23:00 мск на поиск подводных лодок. U-530 скрылась незамеченной.
Примерно в 23:40 Эд Уитлок, оператор радара самолета «Мститель» лейтенанта-коммандера Джесси Д. Тейлора, обнаружил контакт с поверхностью на своем неисправном радаре (работала только правая половина его обзора). Тейлор немедленно сбросил сигнальные ракеты, осветив местность, и атаковал. После своего первого прохода он увидел взрывы глубинных бомб прямо по правому борту подводной лодки – почти промах – и подводная лодка нырнула. Тейлор сбросил фиолетовый гидроакустический буй — недавно разработанный подводный микрофон, который плавал на поверхности, чтобы улавливать подводные звуки и передавать их на самолет. Поисковый самолет обычно сбрасывает их упаковками по пять штук под кодовыми названиями: фиолетовый, оранжевый, синий, красный и желтый (POBRY). Оператор может поочередно контролировать каждый буй, прислушиваясь к звукам, издаваемым вражеским судном.
Услышав звук, похожий на звуки винтов подводной лодки, Тейлор начал торпедную атаку, сбросив «мину» Mark 24 . Mark 24, кодовое название «Фидо» и обозначенная как «мина» для секретности, на самом деле была первой акустической торпедой союзников, разработанной Гарвардской лабораторией подводного звука и улавливавшей шумы, издаваемые подводной лодкой. Через несколько минут после сброса торпеды гидроакустические буи Тейлора зафиксировали звуки взрыва и разрушения корпуса.
Когда вахта командира Тейлора закончилась, все операторы военного корабля США «Бог» и Тейлор подумали, что он потопил подлодку. Однако, когда патруль Тейлора закончился, его сменил младший лейтенант Уильям «Флэш» Гордон в сопровождении гражданского эксперта по подводному звуку Прайса Фиша. Они прибыли на место сразу после полуночи и некоторое время кружили с Тейлором. Около 01:00 24 июня 1944 года Фиш сообщил, что слышал в этом районе слабый шум винта.
Капитан Восселлер приказал провести вторую атаку; Гордон сверился с Тейлором о точном положении гидроакустического буя и сбросил еще одну торпеду «Фидо» там, где, по его мнению, находилась подводная лодка. Тейлор покинул этот район в 01:15, но Гордон остался, чтобы обходить местность и прислушиваться к любым признакам активности. Он ничего не услышал, и его сменил лейтенант (младший разряд) Брейди, который продолжал смотреть и слушать, но о дальнейшей активности не сообщалось. На следующее утро военный корабль США «Янссен» ( к месту происшествия прибыл 15 ° 16' с.ш. 39 ° 55' з.д. / 15,267 ° с.ш. 39,917 ° з.д. ) и нашел обломки : тонну сырой резины, кусок шелка и человеческое мясо.
Запись последних нескольких моментов звука И-52, записанная гидроакустическим буем, сих пор до сохранилась в Национальном архиве США в Вашингтоне, округ Колумбия, в виде двух тонкопленочных контейнеров с пометками «Проволока Гордона № 1» и «Проволока Гордона № 2». от 24 июня 1944 г. Запись о нападении Тейлора не найдена; однако был обнаружен набор виниловых пластинок со скоростью вращения 78 об / мин , которые включают в себя фрагменты проволочных записей Тейлора. Эти пластинки производились во время войны для обучения летчиков. На проводных и виниловых записях слышно, как лейтенант Гордон разговаривает со своей командой, а также звуки взрыва торпеды и скручивания металла. [ 10 ] После обнаружения затонувшего корабля (см. ниже) аналитики Лаборатории прикладной физики Университета Джона Хопкинса, эксперты по анализу звуков современных подводных лодок, изучили эти записи и пришли к выводу, что I-52 был потоплен Тейлором. Звуки винта, услышанные Гордоном, на самом деле исходили от U-530 , находящейся на расстоянии почти 20 миль (32 км), и достигали гидроакустических буев Гордона через «поверхностный канал». Эта особенность распространения звука под водой улавливает звуки в канале у поверхности и может передавать их на многие мили. В то время военно-морской флот приписал затопление I-52 Гордону и Тейлору, поскольку было неясно, был ли корабль потоплен при первой атаке.
Последствия
[ редактировать ]30 августа 1944 года Кригсмарине официально объявило, что I-52 затонул в Бискайском заливе 25 июля 1944 года со всеми 95 членами экипажа, 14 пассажирами и тремя немецкими военнослужащими. Императорский флот Японии объявил I-52 пропавшим без вести 2 августа 1944 года и исключил его из эксплуатации 10 декабря 1944 года как затонувший. [ 5 ]
Недавние спасательные операции
[ редактировать ]В конце 1994 года была начата спасательная операция под названием «Проект Орка», чтобы попытаться найти I-52 и вернуть с нее ценный груз золота. Несмотря на ввод в эксплуатацию российского научно-исследовательского корабля «Академик Келдыш» для проекта и обширные поиски, к марту 1995 года поиски оказались безуспешными (Гамильтон-Патерсон, 1998). Однако вскоре после этого, весной 1995 года, Пол Тидвелл , работая с компанией по исследованию океана Meridian Sciences, Inc. (позже переименованной в Nauticos Corp.), обнаружил затонувший корабль на глубине 17 000 футов (5 200 метров; 3,2 мили), в основном в вертикальном положении. [ 11 ] Судно было обнаружено почти в 20 милях (32 км) от точки отсчета, указанной ВМС США на момент затопления, но в пределах 1 ⁄ мили (0,80 км) от координат, вычисленных Меридианом. Аналитики Meridian использовали исторические журналы кораблей оперативной группы США, а также немецкой подводной лодки, чтобы реконструировать события сражения и исправить навигационные ошибки с помощью процесса, называемого «ренавигация» или RENAV. Ее боевая рубка цела , бортовой номер все еще виден. Носовая часть корабля сломана, вероятно, из-за удара о днище, а в кормовой части боевой рубки образовалась большая дыра, вероятно, образовавшаяся от одной из торпед. Обломки были разбросаны на большой территории. Были составлены планы поднять подлодку и вернуть золото. Правительство Японии возразило, заявив, что считает место крушения могилой. Тидвелл работал над надлежащими процедурами с японским правительством и получил одобрение властей Японии по захоронению военных захоронений. Команда Тидвелла сняла японский военно-морской флаг и прикрепила его к потерпевшей крушение подводной лодке. Металлический ящик из поля обломков был поднят на поверхность в надежде, что он будет содержать часть затонувшего золота (стоимостью 25 миллионов долларов США на тот момент - 109 085 000 долларов США (~ 109 миллионов долларов США) в 2020 году). [ 12 ] ), но когда его открыли, спасатели были разочарованы, обнаружив не золото, а опиум. Его выбросили за борт.
План состоял в том, чтобы вернуть всю боевую рубку, дипломатическую почту, золото, кодирующее оборудование (японское и немецкое) и многое другое. Найденные предметы будут доставлены в Новый Орлеан для очистки, консервации и антикоррозийной обработки для подготовки к выставке. Mandalay Bay Казино предложило за выставку 20 миллионов долларов. Через три года в Лас-Вегасе все, кроме золота, будет возвращено в Японию и размещено в городе Куре на постоянной выставке. [ 13 ]
Нигде в мире нет полноразмерных японских подводных лодок времен Второй мировой войны; однако захваченные японские сверхмалые подводные лодки выставлены в Музее адмирала Нимица во Фредериксбурге , штат Техас, в Музее и парке подводных лодок USS Bowfin недалеко от Перл-Харбора , Гавайи, и в Австралийском военном мемориале , в Канберре .
Газета Japan Times сообщила, что Тидвелл намеревался вернуться на место и поднять подводную лодку в ноябре 2005 или мае 2006 года. [ 14 ] Однако по состоянию на март 2021 года планы Тидвелла не осуществились.
Освещение в СМИ
[ редактировать ]- В 2000 году Национальное географическое общество заказало и сняло документальный фильм под названием « Подводная лодка I-52: В поисках золота Второй мировой войны» о I-52 и усилиях по спасению Тидвелла.
- В октябрьском выпуске журнала National Geographic за 1999 год была опубликована статья о I-52 . затоплении и спасении
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кэмпбелл, Джон Военно-морское оружие Второй мировой войны ISBN 0-87021-459-4 стр.191
- ^ Jump up to: а б «И-52» . Служба подводных лодок IJN — Ijnsubsite.info . Проверено 21 октября 2023 г.
- ^ Биллингс, Ричард Н. Поле битвы в Атлантике: как затопление единственной японской подводной лодки определило исход Второй мировой войны, NAL в твердом переплете, 2006, 311 стр., ISBN 0-451-21766-7
- ^ Подводные лодки 1-го класса типа C3
- ^ Jump up to: а б с д Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (2014). Подводная лодка IJN I-52: табличный отчет о движении . Комбинированный флот.com . Проверено 20 октября 2023 г.
- ^ «Письмо доктора Ровера» . Архивировано из оригинала 18 мая 2008 года . Проверено 21 июля 2011 г.
- ^ «Пробивая конвои: «Охотники-убийцы» в Атлантике, 1943–1945» . Архивировано из оригинала 13 мая 2008 года . Проверено 21 июля 2011 г.
- ^ О'Нил, Хелен (29 ноября 1998 г.). «Когда встречаются сокровища и технологии, кто получает золото?» . Ассошиэйтед Пресс . Проверено 7 июля 2009 г.
- ^ «Аурелиус Бартлетт Восселлер / 25 января 1903 г. - 27 ноября 1981 г.» . Проверено 2 июня 2020 г.
- ^ «Две записи со второго самолета, отправленного авианосцем «Бог »» . сайт Maritime.org . Проверено 4 апреля 2024 г.
- ^ Уильям Дж. Броуд (18 июля 1995 г.). «Потерянная японская подводная лодка с 2 тоннами золота Axis найдена на дне Атлантики» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Расчет: 2,2 тонны; 29167 тройских унций за тонну = 64167 тройских унций × 1700,00 долларов США за тройскую унцию в 2020 году.
- ^ Ахой - Веб-журнал Mac - электронное письмо от Пола Тидвелла
- ^ Эрик Талмадж (19 апреля 2005 г.). «Американец спасет японскую подводную лодку, полную золота и опиума, затонувшую в Атлантике в 44-м» . Джапан Таймс . Ассошиэйтед Пресс.
- Бойд, Карл. Радиоразведка ВМС США во время Второй мировой войны и затопления японской подводной лодки I-52 , Журнал военной истории 63 (2): 339–354, апрель 1999 г.
- Гамильтон-Патерсон, Джеймс. (1998) Три мили (5 км) вниз: охота за затонувшими сокровищами , Нью-Йорк: Lyons Press.
- Прослушать записи тренировок [1]
- Прослушать запись с самолета [2]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотографии из разных источников, связанные с И-52 (подписи на французском языке)
- Веб-сайт Пола Тидвелла о продолжающейся операции по восстановлению и спасению
- Подводные лодки типа С3
- Корабли постройки Военно-морского арсенала Куре
- корабли 1943 года
- Подводные лодки Японии времен Второй мировой войны.
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Атлантическом океане
- Подводные лодки, потопленные самолетами
- Японские подводные лодки, потерянные во время Второй мировой войны
- Морские инциденты в июне 1944 г.
- Боевые корабли, потерянные в бою со всеми руками
- Подводные лодки потеряны со всеми руками
- Корабли, потопленные авиацией США