Jump to content

Японская подводная лодка И-52 (1942 г.)

История
Япония
Имя I-52 под кодовым названием Моми (樅, по-японски «вечнозеленый» или «ель»).
Строитель Мицубиси Хэви Индастриз
Заложен 18 марта 1942 г.
Введен в эксплуатацию 28 декабря 1943 г.
пораженный 10 декабря 1944 г.
Судьба Потоплен 24 июня 1944 г.
Общие характеристики
Класс и тип типа С3 подводная лодка Грузовая
Смещение 2095 длинных тонн стандартное, 2564 длинных тонны надводное, 3644 длинных тонны подводное
Длина 108,5 м (356 футов)
Луч 9,3 м (31 фут)
Черновик 5,12 м (17 футов)
Движение 2-вальный дизель-электрический двигатель, мощность 4700 л.с. (3500 кВт) на поверхности, 1200 л.с. (890 кВт) под водой
Скорость 17,7 узлов (33 км/ч) на поверхности, 6,5 узлов (12 км/ч) под водой
Диапазон 21 000 морских миль (39 000 км) при скорости 16 узлов (30 км/ч)
Глубина испытания 100 м (328 футов)
Дополнить 94 офицера и солдата, 18 гражданских лиц
Вооружение 53 см 6 торпедных аппаратов , 2 х 14 см/40 корабельных орудий типа «11-й год» , [ 1 ] 2 Тип 96 калибра 25 мм (0,98 дюйма) зенитных орудия
Примечания Груз: 300 тонн.
Послужной список [ 2 ]
Часть:
Командиры:
Операции:
  • 1-й патруль
  • 10–21 марта 1944 г.
  • 2-й патруль
  • 21 марта - 24 июня 1944 г.
Победы: Никто

И-52 ( 伊号第五二潜水艦 (伊52) , И Го Дай Годзюни Сенсуикан (И Годзюни) , подводная лодка И-52 (И-52)) под кодовым названием Моми ( , « ель ») представляла собой типа C3 лодка Грузовая подводная Императорского флота Японии, использовавшаяся во время Второй мировой войны для секретной миссии в Лорьян. , Франция, затем оккупированная Германией, во время которой он был потоплен.

Ценный груз

[ редактировать ]

Она также известна как «Золотая подводная лодка Японии», потому что она везла груз золота в Германию в качестве оплаты за технику и технологии. Высказывались предположения, что мирное предложение союзникам также содержалось на борту I-52 , но это маловероятно по двум причинам: нет никаких доказательств того, что японское правительство было заинтересовано в мирных предложениях или урегулировании путем переговоров на том этапе. война; а японцы поддерживали открытый диалог со своими дипломатическими атташе по радио и дипломатическим ваучерам через Россию, и у них не было необходимости в длительной и неопределенной переброске на подводной лодке, направлявшейся в контролируемый нацистами район Западной Европы.

, 800 кг (1760 фунтов) оксида урана ожидали I-52 на обратном пути в Лорьяне Согласно данным Ultra . Было высказано предположение, что японцы планировали разработать радиологическое оружие (так называемую « грязную бомбу ») для использования против Соединенных Штатов. (Количества необогащенного оксида урана было бы недостаточно для создания атомной бомбы, хотя при его использовании в ядерном реакторе могли бы образоваться ядовитые продукты деления ). [ 3 ]

она также должна была быть оснащена устройством для подводного плавания В Лорьяне . Кроме того, на И-52 в обратном пути Японию ожидало от 35 до 40 тонн секретных документов, чертежей и стратегических грузов: акустические торпеды Т-5 , мотор Jumo 213-A, использовавшийся на длинноносом Focke-Wulf Fw 190D. истребитель , радиолокационное оборудование, электронные лампы, шарикоподшипники, бомбовые прицелы, химикаты, легированная сталь и оптическое стекло.

Подводные лодки типа С3

[ редактировать ]

Этот класс подводных лодок был спроектирован и построен корпорацией «Мицубиси» в период с 1943 по 1944 год как грузовые авианосцы. Они были довольно длинными и вмещали экипаж до 94 человек. Они также имели большую дальность плавания при скорости 12 узлов (22 км/ч). Во время Второй мировой войны японцы построили только три таких подводных лодки ( И-52 , И-53 и И-55 ), хотя планировалось двадцать. [ 4 ] Это были самые большие подводные лодки, когда-либо построенные в то время, до того, как были построены огромные «Сэнтоку» подводные лодки , и они были известны как самые совершенные японские подводные лодки своего времени.

Киль И-52 был заложен 18 марта 1942 года, а 28 декабря 1943 года он был принят в состав 11-й эскадры подводных лодок военно-морского округа Куре под командира командованием Камео Уно. В январе 1944 года адмирал Минеити Кога командующий Объединенным флотом выбрал И-52 для специальной миссии в Германию. [ 2 ] [ 5 ]

Миссии Янаги

[ редактировать ]

Миссии Янаги были разрешены в соответствии с оси держав Трехсторонним пактом , чтобы обеспечить обмен стратегическими материалами и промышленными товарами между Германией, Италией и Японией. Первоначально обмен осуществлялся грузовыми судами, но когда это стало невозможно, использовались подводные лодки.

Только пять других подводных лодок предприняли попытку этого межконтинентального плавания во время Второй мировой войны: I-30 (апрель 1942 г.), I-8 (июнь 1943 г.), I-34 (октябрь 1943 г.), I-29 (ноябрь 1943 г.) и немецкая подводная лодка U. -511 (август 1943 г.). Из них I-30 был потоплен на мине , I-34 — британской подводной лодкой HMS Taurus , а I-29 — американской подводной лодкой Sawfish (при содействии разведки «Ультра» ).

Роковое путешествие

[ редактировать ]

10 марта 1944 года в свой первый рейс I-52 под командованием командира Камео Уно вылетела из Куре через Сасебо в Сингапур. Ее груз из Японии включал 9,8 тонны молибдена , 11 тонн вольфрама , 2,2 тонны золота в 146 слитках, упакованных в 49 металлических ящиков, 3 тонны опия и 54 кг кофеина . [ 6 ] Золото было платой за немецкие технологии. На борту также находились 14 пассажиров, в основном японских технических специалистов, которые должны были изучать немецкие технологии создания зенитных орудий и двигателей для торпедных катеров. [ 5 ]

В Сингапуре она взяла еще 120 тонн олова в слитках, 59,8 тонны каучука (сырого каучука) в тюках и 3,3 тонны хинина и направилась через Индийский океан к Атлантическому океану.

6 июня 1944 года японский военно-морской атташе в Берлине контр-адмирал Кодзима Хидео подал подводной лодке сигнал о том, что союзники высадились в Нормандии, тем самым поставив под угрозу ее конечный пункт назначения — Лорьян на побережье Франции. Вместо этого ей посоветовали подготовиться к поездке в Норвегию. Ей также было приказано встретиться с немецкой подводной лодкой 22 июня 1944 года в 21:15 (GMT) в точке с координатами 15 ° с.ш. 40 ° з.д.  / 15 ° с.ш. 40 ° з.д.  / 15; -40 . И-52 ответила своей позицией, будучи 35 ° с.ш. 23 ° з.д.  / 35 ° с.ш. 23 ° з.д.  / 35; -23 . Сообщение было перехвачено и расшифровано разведкой США; За I-52 внимательно следили на протяжении всего пути из Сингапура. Под руководством комнаты слежения за подводными лодками F-21 и «секретной комнаты» F-211 Десятого флота, отвечавшего за атлантический участок, на нее была нацелена оперативная группа охотников-убийц. [ 7 ]

В ночь на 22 июня 1944 года примерно в 850 морских милях (1574 км) к западу от островов Зеленого Мыса у побережья Африки I-52 встретилась с U-530 , подводной лодкой типа IXC/40 под командованием капитан-лейтенанта Курта Ланге. [ 8 ] U-530 снабдила ее топливом, а также передала радар-детектор Naxos FuMB 7 и кодирующую машину Enigma вместе с двумя операторами радара, старшинами Куртом Шульце и Рольфом Берендтом, а также немецким офицером связи для поездки через залив Бискайя , капитанлейтенант Альфред Шафер. [ 5 ]

Оперативная группа США

[ редактировать ]

Оперативной группе США, сформированной как группа охотников-убийц подводных лодок, состоящая из эскортного авианосца USS Bogue и пяти эскортных эсминцев, следовавших в Соединенные Штаты из Европы, было приказано найти и уничтожить японскую подводную лодку. Эта оперативная группа покинула Касабланку 15 июня 1944 года под командованием капитана Аврелия Б. Восселера. [ 9 ] На его борту также находились 9 самолетов General Motors FM-2 Wildcat и 12 самолетов Grumman TBF-1C Avengers VC-69. Оперативная группа, направлявшаяся из Хэмптон-Роудс в Касабланку , 13 мая 1944 года потопила еще одну японскую подводную лодку, Тип IX RO-501 (ранее U-1224 ). Это была очень эффективная сила, потопившая между собой 13 немецких и японских подводных лодок. Февраль 1943 г. и июль 1945 г.

Пять эсминцев эскорта были:

Прибыв в район встречи вечером 23 июня, авианосец начал запуск полетов «Мстителей» около 23:00 мск на поиск подводных лодок. U-530 скрылась незамеченной.

Примерно в 23:40 Эд Уитлок, оператор радара самолета «Мститель» лейтенанта-коммандера Джесси Д. Тейлора, обнаружил контакт с поверхностью на своем неисправном радаре (работала только правая половина его обзора). Тейлор немедленно сбросил сигнальные ракеты, осветив местность, и атаковал. После своего первого прохода он увидел взрывы глубинных бомб прямо по правому борту подводной лодки – почти промах – и подводная лодка нырнула. Тейлор сбросил фиолетовый гидроакустический буй — недавно разработанный подводный микрофон, который плавал на поверхности, чтобы улавливать подводные звуки и передавать их на самолет. Поисковый самолет обычно сбрасывает их упаковками по пять штук под кодовыми названиями: фиолетовый, оранжевый, синий, красный и желтый (POBRY). Оператор может поочередно контролировать каждый буй, прислушиваясь к звукам, издаваемым вражеским судном.

Услышав звук, похожий на звуки винтов подводной лодки, Тейлор начал торпедную атаку, сбросив «мину» Mark 24 . Mark 24, кодовое название «Фидо» и обозначенная как «мина» для секретности, на самом деле была первой акустической торпедой союзников, разработанной Гарвардской лабораторией подводного звука и улавливавшей шумы, издаваемые подводной лодкой. Через несколько минут после сброса торпеды гидроакустические буи Тейлора зафиксировали звуки взрыва и разрушения корпуса.

Когда вахта командира Тейлора закончилась, все операторы военного корабля США «Бог» и Тейлор подумали, что он потопил подлодку. Однако, когда патруль Тейлора закончился, его сменил младший лейтенант Уильям «Флэш» Гордон в сопровождении гражданского эксперта по подводному звуку Прайса Фиша. Они прибыли на место сразу после полуночи и некоторое время кружили с Тейлором. Около 01:00 24 июня 1944 года Фиш сообщил, что слышал в этом районе слабый шум винта.

Капитан Восселлер приказал провести вторую атаку; Гордон сверился с Тейлором о точном положении гидроакустического буя и сбросил еще одну торпеду «Фидо» там, где, по его мнению, находилась подводная лодка. Тейлор покинул этот район в 01:15, но Гордон остался, чтобы обходить местность и прислушиваться к любым признакам активности. Он ничего не услышал, и его сменил лейтенант (младший разряд) Брейди, который продолжал смотреть и слушать, но о дальнейшей активности не сообщалось. На следующее утро военный корабль США «Янссен» ( к месту происшествия прибыл 15 ° 16' с.ш. 39 ° 55' з.д.  /  15,267 ° с.ш. 39,917 ° з.д.  / 15,267; -39,917 ) и нашел обломки : тонну сырой резины, кусок шелка и человеческое мясо.

Запись последних нескольких моментов звука И-52, записанная гидроакустическим буем, сих пор до сохранилась в Национальном архиве США в Вашингтоне, округ Колумбия, в виде двух тонкопленочных контейнеров с пометками «Проволока Гордона № 1» и «Проволока Гордона № 2». от 24 июня 1944 г. Запись о нападении Тейлора не найдена; однако был обнаружен набор виниловых пластинок со скоростью вращения 78 об / мин , которые включают в себя фрагменты проволочных записей Тейлора. Эти пластинки производились во время войны для обучения летчиков. На проводных и виниловых записях слышно, как лейтенант Гордон разговаривает со своей командой, а также звуки взрыва торпеды и скручивания металла. [ 10 ] После обнаружения затонувшего корабля (см. ниже) аналитики Лаборатории прикладной физики Университета Джона Хопкинса, эксперты по анализу звуков современных подводных лодок, изучили эти записи и пришли к выводу, что I-52 был потоплен Тейлором. Звуки винта, услышанные Гордоном, на самом деле исходили от U-530 , находящейся на расстоянии почти 20 миль (32 км), и достигали гидроакустических буев Гордона через «поверхностный канал». Эта особенность распространения звука под водой улавливает звуки в канале у поверхности и может передавать их на многие мили. В то время военно-морской флот приписал затопление I-52 Гордону и Тейлору, поскольку было неясно, был ли корабль потоплен при первой атаке.

Последствия

[ редактировать ]

30 августа 1944 года Кригсмарине официально объявило, что I-52 затонул в Бискайском заливе 25 июля 1944 года со всеми 95 членами экипажа, 14 пассажирами и тремя немецкими военнослужащими. Императорский флот Японии объявил I-52 пропавшим без вести 2 августа 1944 года и исключил его из эксплуатации 10 декабря 1944 года как затонувший. [ 5 ]

Недавние спасательные операции

[ редактировать ]

В конце 1994 года была начата спасательная операция под названием «Проект Орка», чтобы попытаться найти I-52 и вернуть с нее ценный груз золота. Несмотря на ввод в эксплуатацию российского научно-исследовательского корабля «Академик Келдыш» для проекта и обширные поиски, к марту 1995 года поиски оказались безуспешными (Гамильтон-Патерсон, 1998). Однако вскоре после этого, весной 1995 года, Пол Тидвелл , работая с компанией по исследованию океана Meridian Sciences, Inc. (позже переименованной в Nauticos Corp.), обнаружил затонувший корабль на глубине 17 000 футов (5 200 метров; 3,2 мили), в основном в вертикальном положении. [ 11 ] Судно было обнаружено почти в 20 милях (32 км) от точки отсчета, указанной ВМС США на момент затопления, но в пределах 1 мили (0,80 км) от координат, вычисленных Меридианом. Аналитики Meridian использовали исторические журналы кораблей оперативной группы США, а также немецкой подводной лодки, чтобы реконструировать события сражения и исправить навигационные ошибки с помощью процесса, называемого «ренавигация» или RENAV. Ее боевая рубка цела , бортовой номер все еще виден. Носовая часть корабля сломана, вероятно, из-за удара о днище, а в кормовой части боевой рубки образовалась большая дыра, вероятно, образовавшаяся от одной из торпед. Обломки были разбросаны на большой территории. Были составлены планы поднять подлодку и вернуть золото. Правительство Японии возразило, заявив, что считает место крушения могилой. Тидвелл работал над надлежащими процедурами с японским правительством и получил одобрение властей Японии по захоронению военных захоронений. Команда Тидвелла сняла японский военно-морской флаг и прикрепила его к потерпевшей крушение подводной лодке. Металлический ящик из поля обломков был поднят на поверхность в надежде, что он будет содержать часть затонувшего золота (стоимостью 25 миллионов долларов США на тот момент - 109 085 000 долларов США (~ 109 миллионов долларов США) в 2020 году). [ 12 ] ), но когда его открыли, спасатели были разочарованы, обнаружив не золото, а опиум. Его выбросили за борт.

План состоял в том, чтобы вернуть всю боевую рубку, дипломатическую почту, золото, кодирующее оборудование (японское и немецкое) и многое другое. Найденные предметы будут доставлены в Новый Орлеан для очистки, консервации и антикоррозийной обработки для подготовки к выставке. Mandalay Bay Казино предложило за выставку 20 миллионов долларов. Через три года в Лас-Вегасе все, кроме золота, будет возвращено в Японию и размещено в городе Куре на постоянной выставке. [ 13 ]

Нигде в мире нет полноразмерных японских подводных лодок времен Второй мировой войны; однако захваченные японские сверхмалые подводные лодки выставлены в Музее адмирала Нимица во Фредериксбурге , штат Техас, в Музее и парке подводных лодок USS Bowfin недалеко от Перл-Харбора , Гавайи, и в Австралийском военном мемориале , в Канберре .

Газета Japan Times сообщила, что Тидвелл намеревался вернуться на место и поднять подводную лодку в ноябре 2005 или мае 2006 года. [ 14 ] Однако по состоянию на март 2021 года планы Тидвелла не осуществились.

Освещение в СМИ

[ редактировать ]
  • В 2000 году Национальное географическое общество заказало и сняло документальный фильм под названием « Подводная лодка I-52: В поисках золота Второй мировой войны» о I-52 и усилиях по спасению Тидвелла.
  • В октябрьском выпуске журнала National Geographic за 1999 год была опубликована статья о I-52 . затоплении и спасении
  1. ^ Кэмпбелл, Джон Военно-морское оружие Второй мировой войны ISBN   0-87021-459-4 стр.191
  2. ^ Jump up to: а б «И-52» . Служба подводных лодок IJN — Ijnsubsite.info . Проверено 21 октября 2023 г.
  3. ^ Биллингс, Ричард Н. Поле битвы в Атлантике: как затопление единственной японской подводной лодки определило исход Второй мировой войны, NAL в твердом переплете, 2006, 311 стр., ISBN   0-451-21766-7
  4. ^ Подводные лодки 1-го класса типа C3
  5. ^ Jump up to: а б с д Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (2014). Подводная лодка IJN I-52: табличный отчет о движении . Комбинированный флот.com . Проверено 20 октября 2023 г.
  6. ^ «Письмо доктора Ровера» . Архивировано из оригинала 18 мая 2008 года . Проверено 21 июля 2011 г.
  7. ^ «Пробивая конвои: «Охотники-убийцы» в Атлантике, 1943–1945» . Архивировано из оригинала 13 мая 2008 года . Проверено 21 июля 2011 г.
  8. ^ О'Нил, Хелен (29 ноября 1998 г.). «Когда встречаются сокровища и технологии, кто получает золото?» . Ассошиэйтед Пресс . Проверено 7 июля 2009 г.
  9. ^ «Аурелиус Бартлетт Восселлер / 25 января 1903 г. - 27 ноября 1981 г.» . Проверено 2 июня 2020 г.
  10. ^ «Две записи со второго самолета, отправленного авианосцем «Бог »» . сайт Maritime.org . Проверено 4 апреля 2024 г.
  11. ^ Уильям Дж. Броуд (18 июля 1995 г.). «Потерянная японская подводная лодка с 2 тоннами золота Axis найдена на дне Атлантики» . Нью-Йорк Таймс .
  12. ^ Расчет: 2,2 тонны; 29167 тройских унций за тонну = 64167 тройских унций × 1700,00 долларов США за тройскую унцию в 2020 году.
  13. ^ Ахой - Веб-журнал Mac - электронное письмо от Пола Тидвелла
  14. ^ Эрик Талмадж (19 апреля 2005 г.). «Американец спасет японскую подводную лодку, полную золота и опиума, затонувшую в Атлантике в 44-м» . Джапан Таймс . Ассошиэйтед Пресс.
  • Бойд, Карл. Радиоразведка ВМС США во время Второй мировой войны и затопления японской подводной лодки I-52 , Журнал военной истории 63 (2): 339–354, апрель 1999 г.
  • Гамильтон-Патерсон, Джеймс. (1998) Три мили (5 км) вниз: охота за затонувшими сокровищами , Нью-Йорк: Lyons Press.
  • Прослушать записи тренировок [1]
  • Прослушать запись с самолета [2]
[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 67f08ae22d20953e81951c8da081aa01__1723478880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/67/01/67f08ae22d20953e81951c8da081aa01.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Japanese submarine I-52 (1942) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)