Янаги Миссии
Миссии Янаги плаваний , ( 柳作戦 , Yanagi sakusen ) , или, более формально, Миссии подводных лодок в Германию ( 遣独潜水艦作戦 , Kendoku sensuikan sakusen ) , представляли собой серию подводных предпринятых Императорским флотом Японии (IJN) во время Второй мировой войны. , для обмена технологиями, навыками и материалами японскими с Партнеры Оси , главным образом нацистская Германия . Этим путешествиям пришлось бросить вызов западных союзников военно-морскому превосходству в Индийском и Атлантическом океанах; из пяти рейсов на запад три прибыли благополучно, две подводные лодки затонули по пути , в то время как из трех успешных судов только одно завершило обратный рейс, а две затонули, не дойдя до дома.
Миссии Янаги сопровождались несколькими ответными рейсами немецких подводных лодок , хотя они не входили в схему Янаги , как и несколько грузовых рейсов с преодолением блокады на Дальний Восток и обратно .
Фон
[ редактировать ]В декабре 1941 года в Тройственный пакт, подписанный Германией, Италией и Японией, были внесены поправки, включившие военное соглашение, которое включало раздел об расширении германо-японского сотрудничества путем создания транспортных коридоров для обмена припасами и техническими специалистами. Поскольку вторжение Германии в Советский Союз перекрыло сухопутный маршрут, соглашение предусматривало воздушные и морские перевозки в обход советской территории. Воздушный маршрут, обходивший советское воздушное пространство, оказался слишком сложным для существующих в то время самолетов, поэтому большая часть перевозок осуществлялась по морю, от Атлантики через Индийский океан до Тихого океана. Первые миссии Янаги между 1941 и концом 1942 года выполнялись наземными блокадниками . В первый год двенадцать надводных кораблей прибыли в оккупированную немцами Францию и доставили около 60 000 тонн грузов с Дальнего Востока при минимальном вмешательстве со стороны британцев. Но после лета 1942 года, когда британцы начали перехватывать японские дипломатические сообщения и Королевские ВВС заминировали Бискайский залив , атаки на блокадников стали более эффективными, и к лету 1943 года немцы получили лишь одну треть того количества, которое они имели в предыдущем году. Весной 1943 года Хироши Осима , посол Японии в Германии, провел беседы с высокопоставленными немецкими чиновниками, в ходе которых они рассматривали возможность использования подводных лодок вместо надводных кораблей. Еще в декабре 1941 года Гитлер сообщил Осиме, что Германия может использовать подводные лодки для установления транспортных связей с Японией в долгосрочной перспективе. командующий Кригсмарине гросс Тогдашний -адмирал Эрих Редер выступил против этого плана, поскольку он отвлек бы военно-морской флот от его приоритета строительства большего количества надводных кораблей. [ 1 ]
Ситуация изменилась в начале 1943 года, когда гросс-адмирал Карл Дёниц сменил Редера на посту главы Кригсмарине . К этому моменту большинство прорывателей блокады были пойманы союзниками по пути, и Дёниц больше поддерживал идею оснащения подводных лодок для использования в качестве грузовых транспортных средств. Японский контроль над Малайей и Индонезией побудил немецкое командование рассмотреть возможность отправки подводных лодок через Индийский океан в Юго-Восточную Азию . Когда Кригсмарине потеряла контроль над морем, к середине 1943 года они начали использовать для миссий в Японию подводные лодки вместо надводных кораблей. По мере развития войны японцы считали поставки и технические знания из Германии все более важными. [ 1 ] Первоначально немцы столкнулись с логистическими трудностями. В январе 1943 года посол Осима сообщил Гитлеру, что Императорский флот Японии строит двадцать больших грузовых подводных лодок для миссий Янаги . Кригсмарине Подводная также рассматривала возможность строительства грузовых подводных лодок (под обозначением « лодка Типа XX» ), но из-за ограниченности ресурсов этот проект так и не был реализован. В итоге они использовали несколько Типа IX подводных лодок дальнего действия Типа X , несколько подводных лодок-минеров Типа XIV . и один подводный танкер [ 2 ]
Янаги Миссии
[ редактировать ]Миссии Янаги были:
В апреле 1942 года I-30 покинул Куре , Япония, с грузом слюды и шеллака , а также чертежами воздушной торпеды Тип 91 ; после миссий в Индийском океане с другими подводными лодками IJN в июне она отошла и направилась в Лорьян , прибыв туда в августе 1942 года. [ 3 ] [ 4 ] Позже в том же месяце она покинула Францию, взяв с собой немецкую военную технику, включая чертежи и полный комплект Вюрцбургского радара , восемь торпед и пять компьютеров с данными о торпедах, противотанковые пушки, алмазы, 20-мм зенитные орудия и пятьдесят машин «Энигма» , а также прибыл в Сингапур в октябре. Однако она подорвалась на британской мине при выезде из Сингапура на последний этап в Японию. Некоторое оборудование удалось спасти, но большая часть была потеряна. [ 5 ] [ 6 ]
В июне 1943 года I-8 покинул Куре с планами торпеды IJN Type 95 , самолета-разведчика и подводного оборудования и забрал груз олова , каучука и хинина в Сингапуре. На борту также находился запасной экипаж из 48 человек из Куре, которому было поручено вернуть немецкую подводную лодку U-1224 , которую Кригсмарине передала IJN для изучения и обратного проектирования . И -8 встретился с немецкой подводной лодкой U-161 из Лорьяна, которая перебросила двух немецких техников, установивших радар-детектор. она приехала В Брест в августе. [ 7 ] I-8 покинул Францию в октябре 1943 года с разнообразной немецкой техникой, в том числе: бомбами и зенитными прицелами, морскими хронометрами, двигателем торпедного катера Daimler-Benz, электрическими торпедами, пулеметами и пенициллином , прибыв в Куре в декабре после рейс туда и обратно протяженностью 30 000 миль (48 000 км). [ 8 ] [ 9 ]
В октябре 1943 года И-34 вылетел из Куре в Сингапур. В Сингапуре она забрала груз олова, вольфрама , каучука и опиума . Он покинул Сингапур 11 ноября, но был перехвачен и потоплен 13 ноября в Малаккском проливе британской подводной лодкой HMS Taurus . [ 10 ] [ 11 ]
В ноябре 1943 года И-29 вылетел из Куре в Сингапур, чтобы забрать груз олова, вольфрама, цинка , каучука и хинина. [ 12 ] В декабре 1943 года она покинула Сингапур и направилась в оккупированную нацистами Францию и достигла Бискайского залива в марте 1944 года. Ее сопровождали немецкие военные корабли и самолеты, она подверглась сильной атаке авиации союзников, но благополучно прибыла в Лорьян. [ 13 ] И-29 покинул Лорьян в апреле 1944 года с значительным количеством немецких технологий, включая ракетный двигатель Вальтера и планы создания реактивного Ме 262 и ракетного Ме 163 . Он прибыл в Сингапур в июле, но был потоплен вместе с грузом по пути в Японию в проливе Лусон американской подводной лодкой USS Sawfish 26 июля 1944 года. [ 14 ] [ 15 ]
В марте 1944 года И-52 покинул Куре с грузом металлов, включая золото, и командой техников, которые должны были изучать немецкие методы противовоздушной обороны, остановившись в Сингапуре, чтобы забрать другой груз, включая каучук и опиум. I-52 достиг Южной Атлантики и 23 июня успешно встретился с U-530 из Лорьяна, чтобы принять на борт немецкого офицера связи, двух радистов, действующий немецкий военно-морской код и радар-детектор Наксос . [ 16 ] Однако в ту ночь ее обнаружил радаром оснащенный самолет Grumman TBF Avenger из американской группы охотников-убийц, сосредоточенной на эскортном авианосце USS Bogue , который сбросил гидроакустические буи и самонаводящиеся торпеды «Фидо» , потопив И-52 всеми руками (экипаж 95 человек). , 14 пассажиров и трое немецких моряков) рядом 15 ° 16' с.ш. 39 ° 55' з.д. / 15,267 ° с.ш. 39,917 ° з.д. , к западу от островов Зеленого Мыса . [ 17 ] [ 18 ] Считается, что на обратном пути в Японию он должен был взять с собой оксид урана . [ 19 ]
Полет I-52 был последней миссией Янаги , предпринятой IJN.
Взаимные рейсы
[ редактировать ]Немецкие подводные лодки совершили несколько взаимных обменных рейсов, хотя они выходили за рамки схемы Янаги ; они также совершили ряд плаваний с целью нарушения блокады, также отдельно от миссий Янаги .
С февраля по июнь 1943 года U-180 отправилась в Индийский океан из Киля, встретившись с I-29 в Мозамбикском проливе . U-180 перевезла Субаша Чандру Боса , будущего лидера Индийской национальной армии , и получила две тонны золота, забранного на Пенанге, в оплату уже полученных немецких товаров. [ 20 ]
В мае 1943 года U-511 отплыла в Японию из Лорьяна и в августе прибыла в Куре. Под кодовым названием «Марко Поло I» он был передан IJN для обмена подводными технологиями и был принят ими в эксплуатацию как RO-500 . [ 21 ]
В феврале 1944 года U-1224 под кодовым названием «Марко Поло II» была передана IJN в Киле, введена в эксплуатацию как RO-501 и отправилась в плавание под японским экипажем на встречу с I-8 для дозаправки и следования на Пенанг. с драгоценными металлами, необработанным оптическим стеклом, а также чертежами и моделями подводных лодок типа IX и ракетных самолетов Ме 163 Комет . он был перехвачен и потоплен к западу от Зеленого Мыса островов военным кораблем США Фрэнсис М. Робинсон из ВМС США «Бог» . группы охотников-убийц 13 мая [ 22 ]
5 декабря 1944 года U-864 отплыла из Бергена, Норвегия, чтобы доставить детали и чертежи для Me 262 и 1857 колб с 65 тоннами ртути в рамках операции «Цезарь» . Он сел на мель, и ему пришлось вернуться в Берген, который 12 января 1945 года подвергся британской бомбардировке, из-за которой ремонт был задержан. U-864 снова вышла в море 6 февраля 1945 года, но была обнаружена и потоплена британской подводной лодкой HMS Venturer в Норвежском море в бою 9 февраля 1945 года . Это единственный раз, когда одна подводная лодка была потоплена другой, находясь под водой. [ 23 ]
В марте 1945 года U-234 отплыла из Кристиансанна в Японию с 550 кг (1210 фунтов) оксида урана, реактивным истребителем Me 262 и планами создания новых электрических торпед. Это была последняя попытка, но ее настигла капитуляция Германии и был взят под стражу ВМС США у берегов Ньюфаундленда . [ 24 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Скалиа (2009) , стр. 9–10.
- ^ Скалиа (2009) , с. 11
- ↑ Блер, том II, стр. 231.
- ^ Хакетт и Кингсепп, Подводная лодка IJN I-30: табличный отчет о движении
- ↑ Блер, том II, стр. 231.
- ^ Хакетт и Кингсепп, Подводная лодка IJN I-30: табличный отчет о движении
- ^ Блер, том II, стр. 373-4.
- ^ Блер, том II, стр. 405.
- ^ Хакетт и Кингсепп, Подводная лодка IJN I-8: Табличная запись движения
- ^ Блер, том II, стр. 480
- ^ Хакетт и Кингсепп, Подводная лодка IJN I-34: табличная запись движения
- ^ Хакетт и Кингсепп, Подводная лодка IJN I-29: табличный отчет о движении
- ^ Блер, том II, стр. 539.
- ^ Блер, том II, стр. 539.
- ^ Хакетт и Кингсепп, Подводная лодка IJN I-29: табличный отчет о движении
- ^ Хакетт и Кингсепп, Подводная лодка IJN I-52: Табличная запись движения
- ^ Блер, том II, стр. 566-7.
- ^ Хакетт и Кингсепп, Подводная лодка IJN I-52: Табличная запись движения
- ^ «Отрывок из книги 2» . www.i-52.com . Проверено 03 июля 2019 г.
- ↑ Блер, том II, стр. 231-233.
- ↑ Блэр, том II, стр. 296
- ^ Блер, том II, стр. 538
- ^ Блер, том II, стр. 691-2.
- ↑ Блер, том II, стр. 692-4.
Ссылки
[ редактировать ]- Блэр, Клэй (1996). Гитлеровская подводная война, том I. Касселл. ISBN 0-304-35260-8 .
- Блэр, Клэй (1998). Гитлеровская подводная война, том II . Касселл. ISBN 0-304-35261-6 .
- Скалиа, Джозеф (2009). Последняя миссия Германии в Японию: неудавшийся рейс U-234 . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1612515250 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Миссии Янаги на сайте History.net; получено 26 сентября 2018 г.
- Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (2017). «Подводная лодка IJN I-30: Табличная запись движения (редакция 3)» . Комбинированный флот.com . Проверено 26 августа 2019 г.
- Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (2016). «Подводная лодка IJN I-8: Табличная запись движения (редакция 4)» . Комбинированный флот.com . Проверено 26 августа 2019 г.
- Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (2019). «Подводная лодка IJN I-34: Табличная запись движения (редакция 5)» . Комбинированный флот.com . Проверено 26 августа 2019 г.
- Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (2016). «Подводная лодка IJN I-29: Табличная запись движения (редакция 5)» . Комбинированный флот.com . Проверено 26 августа 2019 г.
- Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (2014). «Подводная лодка IJN I-52: Табличная запись движения (редакция 4)» . Комбинированный флот.com . Проверено 26 августа 2019 г.