Шарки Уорд
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Найджел МакКартан-Уорд | |
---|---|
![]() | |
Имя при рождении | Найджел Дэвид Уорд |
Псевдоним(а) | "Шарки" |
Рожденный | Медисин-Хат, Альберта , Канада | 22 сентября 1943 г.
Умер | 17 мая 2024 г. Гренада | (80 лет)
Верность | Великобритания |
Услуга/ | Королевский флот |
Лет службы | 1962–1985 |
Классифицировать | Командир |
Единица | Авиация флота |
Команды | Подразделение интенсивных летных испытаний 700A Sea Harrier , 899-я военно-морская авиационная эскадрилья , 801-я военно-морская авиационная эскадрилья |
Битвы/войны | Фолклендская война |
Награды | Крест за выдающиеся заслуги Крест ВВС |
Веб-сайт | Официальный сайт |
Командующий Найджел Дэвид «Шарки» Маккартан-Уорд , DSC , AFC (урожденный Найджел Дэвид Уорд , 22 сентября 1943 — 17 мая 2024) был офицером Королевского военно-морского флота , который представил самолет Sea Harrier на вооружение ВВС флота и командовал 801 военно-морской авиацией. Эскадрилья во время Фолклендской войны . Его прозвище «Шарки» традиционно для всех, кого зовут Уорд на флоте, в честь берберийского корсара Джека Уорда . [ 1 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Найджел Дэвид Уорд родился 22 сентября 1943 года в Медисин-Хэте , где его отец, Джон Уорд, служил командиром эскадрильи Королевских ВВС. [ 2 ] Он изменил свою фамилию в результате опроса в начале 1990-х годов на Маккартан-Уорд после смерти своего отца, в честь ирландского происхождения последнего. [ нужна ссылка ]
Уорд отправился в Соединенное Королевство в 1944 году со своей матерью и старшим братом – пятинедельное путешествие по морю, избегая угрозы подводных лодок. он заболел бронхоэктазами В возрасте 5 лет и был госпитализирован на год, но пережил болезнь только благодаря тому, что провел три года в сухом климате Пакистана на авиабазе ВВС Маурипур , где находился его отец. [ 2 ]
После возвращения в Англию он получил образование в школе чтения , где стал старостой и был капитаном команды по регби. [ 2 ] Он научился летать, получив летную стипендию Королевских ВВС в 1959 году, получив лицензию частного пилота на самолете de Havilland Tiger Moth . [ 2 ]
Военная карьера
[ редактировать ]В 1962 году он поступил в Британский Королевский военно-морской колледж в качестве военно-морского кадета по общему списку. [ 3 ] После базовой летной подготовки он завершил обучение в ВВС флота на самолетах Hawker Hunter и Sea Vixen . В 1969 году он предстал перед военным трибуналом за то, что напугал представителей общественности во время полета на малой высоте над Девоном и Корнуоллом , и получил официальный выговор. Затем он присоединился к 892-й морской авиационной эскадрилье и летал на F-4K Phantom с авианосца HMS Ark Royal , где получил квалификацию инструктора. Затем он работал офицером по ядерному планированию в НАТО союзных силах в Северной Европе . [ 2 ] [ 4 ] В 1976 году он был назначен офицером штаба ВМФ, ответственным за разработку Sea Harrier. К 1979 году Sea Harrier был готов к вводу в эксплуатацию с учетом затрат и сроков. В том же году он принял командование Sea Harrier FRS.1 подразделением интенсивных летных испытаний в 700-й морской авиационной эскадрилье . Уорд появился в эпизоде Pebble Mill at One в том же году, когда он посадил Sea Harrier на спортивной площадке рядом со студией Pebble Mill Studios . За это он получил прозвище «Мистер Морской Харриер». [ 5 ] [ 2 ] Вскоре ему дали командование 801-й эскадрильей, базирующейся на авианосце HMS Invincible , и повысили до командира. [ 2 ]
Фолклендская война
[ редактировать ]Будучи командиром 801-й эскадрильи, Уорд должен был подготовить «Си Харриер» к действиям в Южной Атлантике. Самолеты и пилоты были заимствованы у конверсионного подразделения 899-й морской авиационной эскадрильи они в составе восьми самолетов погрузились на борт HMS Invincible . , и 4 апреля 1982 года [ 6 ] [ 7 ]
21 мая 1982 г.
[ редактировать ]Уорд, летавший на самолете Sea Harrier XZ451/006, возглавлял дивизию из трех самолетов, отправленную для боевого воздушного патрулирования над Фолклендским заливом , к юго-западу от Сан-Карлос-Уотер . Два Pucara штурмовика , действовавшие из Гуз-Грин на малой высоте, были обнаружены диспетчером ПВО HMS Brilliant . Три «Си Харриера» находились на подъеме по пути к «Инвинсиблу», когда их направили в сторону Пукарас. Один из «Пукарас» был атакован с траверза двумя «Си Харриерами», которыми управляли лейтенант Стивен Томас (военно-морской офицер) и Алисдер Крейг, но уклонился от удара. Одновременно Уорд атаковал самолет майора Карлоса Томбы сзади из своей пушки ADEN , поджег двигатель правого борта и повредив левый элерон . Он немедленно атаковал повторно, попав в фюзеляж и левый двигатель. В своем третьем и последнем заходе, пролетев на высоте 10 футов над землей, он разрушил фонарь кабины и верхнюю часть фюзеляжа. Томба катапультировался из «Пукары» на очень низкой высоте, прежде чем самолет разбился к северо-западу от Дрон-Хилла. Томба не пострадал и вернулся в Гусь-Грин. [ 7 ] [ 8 ]
Позже в тот же день Уорд на самолете Sea Harrier ZA175 и его ведомый Стивен Томас осуществляли боевое воздушное патрулирование на малых высотах к западу от Сан-Карлоса над сушей. Во время своего поворота Уорд заметил два ВВС Аргентины, «Кинжала» Мираж V приближавшихся с запада на очень низкой высоте. Они собирались атаковать десант в Сан-Карлос-Уотер. Он пролетел между ними лицом к лицу, а затем резко развернулся, чтобы вступить с ними в бой. «Кинжалы» также резко повернули, но не в сторону своей цели. Они бежали домой. В результате они оказались перед «Си Харриером» Стива, и он сбил их двумя ракетами AIM-9L Sidewinder . Тем временем третий невидимый «Кинжал» стрелял в него из пушки позади самолета Уорда, но промахнулся. Уорд включил Кинжал и сбил его из Сайдвиндера. Пока шла эта собачья драка, четвертый «Даггер» уклонился от перехвата и атаковал корабль управления ПВО «Бриллиант» : к счастью, с небольшими повреждениями. Трое пилотов «Даггера» — майор Пиума, капитан Донадилл и лейтенант Сенн — благополучно катапультировались. [ нужна ссылка ]
1 июня 1982 г.
[ редактировать ]Уорд на Sea Harrier XZ451 и Стив Томас возвращались на «Инвинсибл» после боевого воздушного патрулирования, когда они были предупреждены HMS Minerva о прерывистом радиолокационном контакте в 40 милях к северо-западу. Уорд немедленно повел своего ведомого в крутой разворот к сообщенной позиции контакта и обнаружил на своем Blue Fox радаре крупную авиационную цель на высоте 38 миль и 4000 футов ниже. Он немедленно взял на себя ответственность за перехват и проследил за тем, как цель поворачивала в сторону Аргентины и снижалась. На высокой скорости два «Си Харриера» приблизились к цели, и, когда он появился из низкой облачности, Уорд стал видимым с четырехмоторным транспортным самолетом Lockheed C-130 Hercules на высоте 200 футов над морем. Не имея топлива для возвращения на «Инвинсибл», требовались немедленные действия. Первая ракета Уорда «Сайдвиндер» не дотянула до С-130, но вторая вызвала возгорание между внутренним и внешним двигателями правого борта. своего Харриера Затем Уорд произвел 240 выстрелов из двух пушек ADEN , и это привело к тому, что вражеский самолет потерял управление, в результате чего он рухнул в море и погибли семь членов экипажа. [ нужна ссылка ]
Уорд совершил более шестидесяти боевых вылетов, совершил три убийства в воздухе и в общей сложности принял участие или стал свидетелем десяти убийств; он также был ведущим ночным пилотом и был награжден Крестом за выдающиеся заслуги за храбрость. [ нужна ссылка ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]После ухода из Королевского флота в 1985 году Уорд написал книгу « Морской лунь над Фолклендами: Индивидуалист на войне» , впервые опубликованную в 1992 году. В 2001 году он вернулся в RNAS Йовилтон, чтобы летать со своим сыном Крисом, после того как младший Уорд получил квалификацию летать на Sea Harrier FA2. [ 9 ] [ 10 ] Его сын умер 15 ноября 2018 года в возрасте 45 лет. [ 11 ]
В 2011 году, проживая в Гренаде , он дал радиоинтервью с Эсекьелем Мартелем, сыном пилота C-130 Hercules, сбитого Уордом во время конфликта. [ 12 ]
Уорд умер от подозрения на сердечный приступ в своем доме на Гренаде 17 мая 2024 года в возрасте 80 лет. [ 2 ]
Почести и награды
[ редактировать ]- 12 июня 1982 г. - Крест ВВС за заслуги перед авиацией вертикального взлета и посадки в честь Дня Рождения Королевы . [ 13 ]
- 8 октября 1982 г. - Крест «За выдающиеся заслуги» за доблестную и выдающуюся службу в Южной Атлантике: [ нужна ссылка ]
- Ноябрь 1982 г. Награжден Свободой лондонского Сити. [ нужна ссылка ]
Работает
[ редактировать ]- Уорд, командир Шарки (1992). Морской лунь над Фолклендскими островами: индивидуалист на войне . Лео Купер . стр. 299 страниц. ISBN 978-0-85052-305-8 .
- Уорд, Шарки (2020). Лучший стрелок Ее Величества: и упадок Королевского флота . Милл Сити Пресс. стр. 516 страниц. ISBN 978-1-6312-9867-7 .
- Уорд, командир Шарки; Доктор Энтони Уэллс (2024 г.). Как стратегическая авиация изменила мировой порядок . Книги «Перо и меч» . стр. 192 страницы. ISBN 978-1-0361-0656-0 .
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Робсон, Мартин (2008), «Недостаточно места, чтобы размахивать кошкой: военно-морской сленг и его повседневное использование» , Конвей, стр. 144, ISBN 978-1-84486-073-9
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Командир Шарки Уорд» , The Times , стр. 41–2, 20 мая 2024 г., заархивировано из оригинала 20 мая 2024 г. , получено 20 мая 2024 г.
- ^ Шарки Уорд , Хачетт, 12 июля 2018 г., заархивировано из оригинала 21 мая 2024 г. , получено 21 мая 2024 г.
- ^ «www.phoenixthinktank.org/the-team» . Архивировано из оригинала 11 декабря 2013 года . Проверено 9 июля 2013 г.
- ^ "www.youtube.com - Морской лунь на галечной мельнице в час дня, 1979" . Ютуб . 9 апреля 2012 г. Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г. Проверено 24 июля 2013 г.
- ^ Авиация флота, Фолклендская война 1982 г.
- ^ Перейти обратно: а б Берден и др., 1986, стр. 208–223.
- ^ «Пукара майора Карлоса Томбы» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 2 сентября 2007 года . Проверено 24 июня 2009 г.
- ^ «Новости ВМФ – Служба новостей – Новости – Пилот Харриера идет по стопам отца» . Архивировано из оригинала 31 декабря 2005 года . Проверено 26 июня 2006 г.
- ^ «Уникальный двойник отца и сына Navy Harrier» . Дейли Телеграф . 30 марта 2001 г. Архивировано из оригинала 14 ноября 2012 г. Проверено 31 мая 2010 г.
- ^ «Кристиан Уорд, пилот ВМФ «Харриер», спасший жизни американских солдат, скованных талибами – некролог» . Дейли Телеграф . 30 декабря 2018 года. Архивировано из оригинала 23 июля 2019 года . Проверено 23 июля 2019 г.
- ^ (на испанском языке) Интервью на аргентинском радио. Архивировано 29 апреля 2011 г. на Wayback Machine.
- ^ «№49008» . Лондонская газета (1-е приложение). 12 июня 1982 г. с. 26.
Библиография
[ редактировать ]- Бэрден/Дрейпер/Раф/Смит и Уилтон, Фолклендские острова – Воздушная война . Лондон: Arms & Armor Press. 1986. ISBN 0-85368-842-7
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Уорд, Найджел (1982). «Интервью IWM [Аудиодневник, записанный Уордом]» . Поиск коллекций IWM . Проверено 27 апреля 2013 г.
- IWM (30 октября 1992 г.). «Интервью IWM [с Уордом]» . Поиск коллекций IWM . Проверено 27 апреля 2013 г.
- ИВМ (2002). «Стенограмма: командир Найджел «Шарки» Уорд [о сбитии аргентинского самолета «Мираж»]» . Фолклендский конфликт (archive.iwm.org.uk) . Проверено 27 апреля 2013 г.