де Хэвилленд Тайгер Мотылек
DH.82 Тигровый мотылек | |
---|---|
Тигровый мотылек в 1989 году. | |
Роль | Тренер |
Производитель | Авиационная компания де Хэвилленд де Хэвилленд Канада |
Дизайнер | Джеффри де Хэвилленд |
Первый полет | 26 октября 1931 г. |
Введение | февраль 1932 г. [1] |
Ушедший на пенсию | 1959 |
Статус | В эксплуатации для гражданского использования |
Основные пользователи | Королевские ВВС Королевские ВВС Канады Королевские ВВС Австралии Королевские ВВС Новой Зеландии |
Произведено | 1931–1944 |
Количество построенных | 8,868 [2] |
Разработано на основе | де Хэвилленд DH.60 Мотылек |
Варианты | Тракстон Джекару |
De Havilland DH.82 Tiger Moth — британский биплан 1930-х годов, разработанный Джеффри де Хэвиллендом и построенный компанией de Havilland Aircraft Company . Он эксплуатировался Королевскими ВВС (RAF) и другими эксплуатантами в качестве основного учебно-тренировочного самолета. Помимо основного использования этого типа для первоначального обучения, во время Второй мировой войны «Тигровые мотыльки» ВВС Великобритании работали и в других целях, включая морское наблюдение и подготовку к обороне против вторжения; некоторые самолеты были даже оборудованы для использования в качестве вооруженных легких бомбардировщиков .
его не заменил De Havilland Chipmunk Tiger Moth оставался на вооружении Королевских ВВС, пока в начале 1950-х годов . Многие из излишков военных самолетов впоследствии поступили в гражданскую эксплуатацию. Многие страны использовали Tiger Moth как в военных, так и в гражданских целях, и он по-прежнему широко используется в качестве самолета для отдыха. Его до сих пор иногда используют в качестве самолета для начальной подготовки, особенно для тех пилотов, которые хотят набраться опыта, прежде чем переходить на другие самолеты с хвостовым колесом. Многие «тигровые мотыльки» сейчас работают в компаниях, предлагающих пробные уроки. Клуб de Havilland Moth, основанный в 1975 году, теперь является ассоциацией владельцев, предлагающей взаимный клуб и техническую поддержку.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Джеффри де Хэвилленд, владелец и основатель компании, стремился создать легкий самолет, превосходящий два его предыдущих проекта: de Havilland Humming Bird и de Havilland DH.51 . [3] Из предыдущего опыта де Хэвилленд знал, насколько сложно и важно правильно подобрать размер такого самолета, чтобы он понравился гражданскому рынку, например, туристическим, тренировочным , аэроклубам и частной авиации клиентам ; Фирма имела большой успех, выпустив уменьшенную версию DH.51 — de Havilland DH.60 Moth . [3]
Отправной точкой для DH.82 Tiger Moth стал самолет de Havilland DH.71 Tiger Moth . [4] Компания de Havilland разработала все более мощные двигатели Gipsy компания выпустила новый низкоплан- моноплан , и для их испытаний . Этот самолет стал первым самолетом, получившим название Tiger Moth . [5] Усовершенствования, внесенные в моноплан Tiger Moth, были включены в военно-тренировочный вариант DH.60 Moth, DH.60T Moth - буква T в дополнение к «Trainer» будет означать «Tiger». [4]
DH.60T Moth имел несколько недостатков, поэтому был подвергнут нескольким изменениям, таким как использование укороченных межплоскостных стоек для поднятия законцовок крыла после того, как во время испытаний в RAF Martlesham Heath был обнаружен недостаточный дорожный просвет . [4] В результате испытаний в Мартлшеме был получен положительный отзыв об этом типе, что, в свою очередь, привело к тому, что этот тип вскоре был официально принят в качестве нового базового учебно-тренировочного самолета Королевских ВВС (RAF). Единственный прототип, получивший обозначение DH.82 Tiger Moth, был заказан Министерством авиации Великобритании в соответствии со спецификацией 15/31, которое искало подходящий самолет для обучения с нуля . [4]
Одним из основных отличий от предыдущей серии Moth был улучшенный доступ к передней кабине , поскольку требования к обучению предусматривали, что пассажир на переднем сиденье должен иметь возможность легко спастись, особенно при использовании парашюта . [6] [4] Доступ в переднюю кабину предшественников «Мотылька» был ограничен близостью топливного бака самолета непосредственно над передней кабиной и задних стоек кабины верхнего крыла. Принятое решение заключалось в том, чтобы сместить верхнее крыло вперед, но отвести крылья назад, чтобы сохранить тот же центр подъемной силы. [7] [4] Другие изменения включали усиленную конструкцию, складывающиеся двери с обеих сторон кабины и переработанную выхлопную систему. [6]
26 октября 1931 года первый «настоящий» Tiger Moth, прототип E6 , совершил свой первый полет на аэродроме Стэг-Лейн в Эджвере , Лондон, под управлением главного летчика-испытателя компании De Havilland Хьюберта Броуда . [8] [4] началось строительство первых 35 серийных самолетов для ВВС Великобритании, получивших обозначение K2567-K2601 Вскоре после этого после выпуска спецификации T.23/31 ; Кроме того, в соответствии со спецификацией T.6/33 были построены два с поплавковым вооружением гидросамолета , S1675 и S1676 . [4]
Дизайн
[ редактировать ]De Havilland DH.82 Tiger Moth — одномоторный с тягачом хвостовым биплан и двумя сиденьями в тандемной конфигурации. Он был разработан в основном для использования частными туристическими клиентами, а также для обучения пилотов как военных, так и гражданских операторов. Обычно он оснащен двигателем de Havilland Gipsy III мощностью 120 л.с.; более поздние модели часто оснащаются более мощными моделями этого двигателя, а некоторые из них были модернизированы сторонними компаниями.
Одной из особенностей конструкции Tiger Moth является дифференциальное элеронами управление . Элероны (только на нижнем крыле) на Tiger Moth приводятся в движение установленным снаружи круглым коленчатым рычагом, который находится заподлицо с тканевой нижней поверхностью нижнего крыла. Этот круглый коленчатый рычаг вращается с помощью металлических тросов и цепей от рулевых колонок кабины и имеет установленный снаружи толкатель элеронов, прикрепленный в точке на 45 ° снаружи и вперед от центра коленчатого рычага, когда оба элерона находятся в нейтральном положении. Это приводит к тому, что система управления элеронами работает практически без движения вниз на крыле за пределами разворота, в то время как элерон на внутренней стороне перемещается на большую величину вверх, чтобы противодействовать неблагоприятному рысканию .
С самого начала Tiger Moth оказался идеальным тренажером, простым и дешевым в эксплуатации и обслуживании, хотя для управления движениями требовалась уверенная и уверенная рука, поскольку существовала медлительность в управлении действиями. Некоторые инструкторы отдавали предпочтение таким летным характеристикам из-за эффекта «отсеивания» неумелого пилота-студента. [9]
Производство
[ редактировать ]Tiger Moth быстро стал коммерческим успехом, и его экземпляры были проданы более чем 25 военно-воздушным силам. [4] Помимо военного спроса, самолеты производились и для гражданского рынка. В какой-то момент поток заказов на Tiger Moth фактически занял почти все мощности De Havilland по производству самолетов, и для обслуживания внутренних клиентов можно было выделить лишь небольшую часть мощностей. [10] В 1932 году де Хэвилленд также разработал доступное воздушное такси на основе Tiger Moth, используя многие основные компоненты первого с новым фанерным фюзеляжем, вмещающим четырех человек в закрытой кабине; он продавался как de Havilland Fox Moth . [11] После прекращения производства третьи стороны иногда перестраивали Tiger Moth до конфигурации, аналогичной Fox Moth, например, Thruxton Jackaroo . [12]
В конце 1934 года 50 Tiger Moths более усовершенствованной конструкции, иногда называемых Tiger Moth II, были доставлены в ВВС Великобритании; на этих самолетах использовался двигатель de Havilland Gipsy Major мощностью 130 л.с., а также фанерный настил в задней части фюзеляжа вместо тканевого. [13] В течение периода 1934–1936 годов производственная деятельность была сосредоточена на удовлетворении спроса на военных инструкторов, включая несколько контрактов, заключенных Королевскими ВВС в соответствии со спецификацией T.7/35, а также экспортные заказы семи зарубежных операторов. [14] В это время также производились гражданские образцы как для частных клиентов из Великобритании, так и для экспортных клиентов в таких странах, как Цейлон , Греция , Литва , Родезия , Перу и Швейцария . [15]
После 1936 года постепенное ускорение производства Tiger Moth достигло точки, когда производственные мощности наконец смогли превысить потребности только военных заказчиков. [16] К началу Второй мировой войны в общей сложности 1424 экземпляра Tiger Moth были изготовлены как внутри страны, так и за рубежом. [17] В 1941 году компания de Havilland передала основную производственную деятельность по производству Tiger Moth со своего Хэтфилде завода в компании Morris Motors Limited на их предприятии в Коули, Оксфорд . [18]
В 1945 году производство British Tiger Moth было прекращено; к этому моменту Morris Motors построила в общей сложности 3433 Tiger Moths. [18]
Зарубежное производство этого типа началось в 1937 году; Первым таким зарубежным строителем была компания de Havilland Canada на своем предприятии в Даунсвью, Онтарио . В дополнение к первоначальной партии из 25 самолетов Tiger Moth, которые были построены для Королевских ВВС Канады (RCAF), канадская фирма начала строительство фюзеляжей, которые были экспортированы в Великобританию для достройки. [17] Построенные в Канаде модели Tiger Moth были модифицированы для лучшего соответствия местному климату, наряду с усиленным хвостовым колесом, ручными тормозами (изготовленными Bendix Corporation ), более короткими стержнями радиуса ходовой части и опорами основных стоек шасси, выдвинутыми вперед. защита от опрокидывания вперед при торможении. Кроме того, в кабине был установлен большой сдвижной фонарь и система отопления выхлопными газами ; Также предлагались различные альтернативные варианты ходовой части. [19] К концу канадского производства компания de Havilland Canada произвела в общей сложности 1548 экземпляров всех версий, включая варианты с двигателем DH.82C и American Menasco Pirate (с противоположным вращением влево «вправо» и «против часовой стрелки»). - вращающийся вручную/по часовой стрелке Gipsy Major), известный как Мотылёк Менаско; Сюда также входили 200 Tiger Moth, которые были построены по ВВС США (USAAF) заказам по ленд-лизу во время войны и которые для целей оформления документов были обозначены как PT-24, а затем были доставлены в RCAF.
Также имела место дополнительная производственная деятельность за рубежом, большая часть которой приходилась на военное время. Компания de Havilland Australia собрала первую партию из 20 самолетов из деталей, присланных из Соединенного Королевства, прежде чем приступить к собственной крупной производственной кампании DH.82A, в результате которой в Австралии было построено в общей сложности 1070 самолетов Tiger Moth. [18] В конце 1940 года первый Tiger Moth австралийской сборки совершил свой первый полет в Бэнкстауне , Сидней . Большая часть австралийских самолетов была поставлена Королевским ВВС Австралии (RAAF), однако несколько партий было экспортировано, в том числе 18 для USAAF и 41 для Королевских ВВС Индии . [18]
построила 132 Tiger Moths В Новой Зеландии новозеландская компания de Havilland Aircraft ; [20] 23 были построены в Швеции как Sk.11 компанией AB Svenska Järnvägsverkstädernas Aeroplanavdelning , 91 был построен в Португалии компанией OGMA и еще 38 в Норвегии компанией Kjeller Flyfabrikk (некоторые источники говорят, что 37, поэтому первый, возможно, был собран из комплекта) в помимо большого количества самолетов, собранных из комплектов, доставленных из Великобритании. [20] [21] [18]
Операционная история
[ редактировать ]Введение
[ редактировать ]ВВС Великобритании заказали 35 самолетов Tiger Moth Is с двойным управлением, которые имели фирменное обозначение DH.82. [22] Последующий заказ был размещен на 50 самолетов с двигателем de Havilland Gipsy Major I (130 л.с.), которым назывался DH.82A, или на RAF Tiger Moth II. Tiger Moth поступил на вооружение Центральной летной школы Королевских ВВС в феврале 1932 года. В предвоенные годы все большее количество Tiger Moth закупалось для Королевских ВВС и зарубежных заказчиков; к 1939 году было создано около 40 летных школ этого типа, девять из которых также эксплуатировали модели гражданской регистрации. [23]
С 1937 года Tiger Moth стал доступен аэроклубам общего назначения, производство которых ранее было занято военными заказчиками. Этот тип использовался для замены старых самолетов в качестве гражданских учебно-тренировочных самолетов, таких как старые самолеты de Havilland Cirrus Moth и Gipsy Moth. [16] К началу Второй мировой войны на вооружении ВВС Великобритании имелось около 500 «Тигровых мотыльков». Кроме того, почти все гражданские «Тигровые мотыльки» по всему Содружеству были быстро внедрены в свои военно-воздушные силы, чтобы удовлетворить спрос военного времени на учебно-тренировочные самолеты. [17]
Обучение
[ редактировать ]Тигровый мотылек стал основным дрессировщиком на территории Содружества и других стран. Это был основной тип самолета, использовавшийся в Плане воздушной подготовки Британского Содружества , где тысячи военных пилотов впервые попробовали полет на Tiger Moth. ВВС Великобритании сочли управляемость Tiger Moth идеальной для обучения летчиков-истребителей. В целом послушный и снисходительный на обычных этапах полета, встречающихся во время первоначального обучения, при использовании для тренировок по высшему пилотажу и построению, Tiger Moth требовал навыков и концентрации для хорошей работы; неудачный маневр может привести к остановке или вращению самолета. Начиная с 1941 года, все военные и многие гражданские Tiger Moth были оснащены противоштопорными планками , расположенными на стыке между фюзеляжем и передней кромкой хвостового оперения, известными как Mod 11'; позже балансы масс элеронов были удалены для улучшения характеристик восстановления при вращении. [17]
Артиллерийский дрон-мишень
[ редактировать ]В 1935 году для использования в обучении зенитчиков появился DH.82 Queen Bee — беспилотный радиоуправляемый вариант Tiger Moth. Использование слова «дрон » в качестве общего термина для обозначения беспилотных летательных аппаратов, по-видимому, произошло от имени и роли пчелиной матки (т.е. слово «дрон» относится к пчеле-самцу, который совершает один полет в поисках пчелиной матки-самки и затем впоследствии умирает). [24] [25] DH.82 имел деревянный фюзеляж, основанный на фюзеляже DH.60 Gipsy Moth (с соответствующими структурными изменениями, связанными с размещением стоек кабана ), и крылья Tiger Moth II. [26] Queen Bees сохранила обычную переднюю кабину для испытательных полетов или перегоночных полетов , но имела систему радиоуправления в задней кабине для управления органами управления с помощью сервоприводов с пневматическим приводом .
Всего 400 самолетов было построено компанией de Havilland в Хэтфилде и еще 70 — компанией Scottish Aviation . [27] В начале Второй мировой войны на вооружении находилось около 300 единиц.
Береговой патруль
[ редактировать ]В декабре 1939 года из-за нехватки морских патрульных самолетов шесть полетов выполнило Береговое командование Королевских ВВС Tiger Moths для наблюдательных полетов над прибрежными водами, известных как «патрули пугала». Самолеты действовали парами и были вооружены только пистолетом «Вери» . Намерение состояло в том, чтобы заставить любую вторгшуюся подводную лодку нырнуть; тогда один самолет останется поблизости, а другой будет искать военно-морской патрульный корабль, который можно будет отвести обратно к месту. [28] Поскольку они не были оборудованы радиосвязью, каждый самолет также нес в плетеной корзине пару почтовых голубей , чтобы позвать на помощь в случае вынужденной посадки в море. Иногда носили с собой бомбу весом 25 фунтов (11,5 кг), но ни одна запись не свидетельствует о том, что она была сброшена в бою. [29]
Противоинвазионные препараты
[ редактировать ]После катастрофической британской кампании во Франции в августе 1940 года было выдвинуто три предложения по системам береговой обороны; 350 Tiger Moths были оснащены бомбодержателями для использования в качестве легких бомбардировщиков в рамках операции «Банкет» . Более радикальная модификация включала в себя «параслэшер» - лезвие, похожее на косу, прикрепленное к Tiger Moth и предназначенное для разрезания куполов парашютистов при их спуске. Летные испытания идею подтвердили, но официально она принята не была. «Тигровый мотылек» также испытывался в качестве дозатора яда парижской зеленой крысы для использования против наземных войск, причем дозаторы пороха располагались под крыльями. [30]
Послевоенный
[ редактировать ]В послевоенном климате впечатленные Tiger Moths были возвращены своим прежним гражданским операциям и владельцам. [31] Соответственно, большое количество Tiger Moths было выставлено на продажу аэроклубам и частным лицам. В то время производилось относительно немного новых легких самолетов, которые могли бы заменить его. [32] Из-за дешевизны эксплуатации этого типа и вышеупомянутых факторов Tiger Moth был встречен с энтузиазмом на гражданском рынке. Кроме того, его использовали для новых ролей, включая воздушную рекламу, воздушную санитарную машину, исполнителя высшего пилотажа, опыление сельскохозяйственных культур и буксировку планеров. [31]
На рынке воздушных гонок Tiger Moths были преобразованы в одноместную конфигурацию, часто временно. [33] Несколько самолетов были существенно модифицированы для увеличения скорости; Эти изменения включали такие изменения, как удаление топливного бака центроплана, альтернативные конфигурации топливных баков, совершенно новые рули высоты, топливные форсунки специальной конструкции и восстановление фюзеляжа с использованием более легкой ткани. [34] Три конкретных самолета, G-APDZ , G-ANZZ и G-ANMZ , были соответственно перестроены и использовались в международных соревнованиях; Изменения в конструкции привели к существенному улучшению характеристик при перевернутом полете. [35]
Экземпляры бывших ВВС Великобритании были импортированы в Нидерланды в послевоенное время и использовались для оснащения Голландской национальной летной школы в Ипенбурге . [36] Власти гражданской авиации Нидерландов потребовали, чтобы эти самолеты были оснащены спинным плавником большего размера с удлиненным передним выступом плавника, чтобы обеспечить дополнительную площадь; это требование было также распространено на частные компании Tiger Moths в Нидерландах. [35]
На первый взгляд Tiger Moth можно спутать с пилотажным самолетом Stampe SV.4 бельгийской разработки , который имел очень похожую компоновку; Оба самолета использовали одинаковую конфигурацию основных стоек шасси, крыло с небольшой стреловидностью и одинаковую конструкцию двигателя и капота. Несколько Tiger Moth были переоборудованы в 1950-х годах в стандарт купе , что включало установку сдвижного фонаря над обоими местами экипажа, мало чем отличаясь от построенных в Канаде учебно- тренировочных бипланов Fleet Finch , которые работали вместе с Tiger Moth на службе RCAF в качестве учебных самолетов в Канаде. в годы войны. [33]
После разработки воздушной надстройки в Новой Зеландии большое количество самолетов Tiger Moth бывших Королевских ВВС Новой Зеландии, построенных в этой стране и в Соединенном Королевстве, было переоборудовано в сельскохозяйственные самолеты ; в то время это было новаторское применение самолетов. [31] В этой роли переднее сиденье обычно заменялось бункером для суперфосфата для воздушной подкормки. также использовалось для распыления Большое количество инсектицидов инсектицидов, для чего использовалось несколько альтернативных схем, включая установку перфорированных труб под основными плоскостями или размещение роторных распылителей на нижней основной плоскости. [31]
«Тигровые мотыльки» Королевского флота, используемые в качестве буксиров-мишеней и машин для «воздушных испытаний», стали последними военными образцами, когда в 1956 году эта служба закупила партию отремонтированных бывших гражданских экземпляров. [37] Один стал последним бипланом, приземлившимся на авианосец ( HMS Eagle ) в Ла-Манше летом 1967 года. При взлете ветер над палубой позволял самолету лететь, но он был медленнее авианосца, который резко развернулся. вправо, чтобы избежать возможного столкновения. [ нужна ссылка ] Эти самолеты оставались на вооружении до начала 1970-х годов. [ нужна ссылка ]
Tiger Moth (и, в меньшей степени, аналогичный бельгийский Stampe-Vertongen SV.4 ) часто использовался в качестве замены более редких самолетов в фильмах, иногда его сильно модифицировали, чтобы он внешне напоминал самолет, который он изображал. [38] Три самолета были переоборудованы базирующейся в Кройдоне компанией Film Aviation Services Ltd для использования в съемках фильма 1962 года «Лоуренс Аравийский» ; один Tiger Moth стал точной копией Fokker D.VII , а два самолета напоминали Rumpler CV, чтобы изобразить эти типы для фильма. [38] Несколько Tiger Moths использовались в сценах крушения в The Great Waldo Pepper , заменяя Curtiss JN-1 . [ нужна ссылка ] Из-за популярности дизайна и растущей стоимости летных экземпляров для домостроителей был разработан ряд копий (масштабных и полноразмерных); к ним относятся Fisher R-80 Tiger Moth и RagWing RW22 Tiger Moth . [ нужна ссылка ]
Летные характеристики
[ редактировать ]Tiger Moth хорошо реагирует на команды управления, и им довольно легко управлять, если тащить хвост. Его большие «парашютные» крылья очень щадящие, и он останавливается на скорости всего в 25 узлов. Его характеристики сваливания и вращения благоприятны. Он имеет некоторое неблагоприятное рыскание и поэтому требует управления рулем направления во время поворотов. [39] Tiger Moth соответствует основным требованиям к учебному самолету: «летать легко, но трудно летать хорошо»; Мягкое управление самолетом, когда он находится в пределах его возможностей, позволяет новичку легко освоить базовые навыки полета. В то же время такие методы, как скоординированный полет, необходимо изучить и эффективно использовать, и наблюдательный инструктор или внимательный ученик поймут, что самолет неправильно управляется. По мере того, как обучение продвигается к более продвинутым областям, особенно к пилотажу , навыки, необходимые от пилота Tiger Moth, возрастают. Самолет не будет, как некоторые учебные самолеты, «улетать из неприятностей», а вместо этого будет глохнуть или вращаться при неправильном обращении. Однако сваливание и штопор остаются безопасными, что снова свидетельствует о недостаточном пилотировании, не подвергая опасности ни самолет, ни экипаж. Эти характеристики были неоценимы для военных операторов, которые должны были определить между пилотами, способными продолжить полеты на истребителях , теми, кто больше подходит для машин с более низкими характеристиками, и теми, кого необходимо перевести на должности непилотных летных экипажей. [ нужна ссылка ]
Поскольку у Tiger Moth нет электрической системы, его необходимо запускать вручную. Будучи бипланом, тянущим хвост, руление также требует осторожности. Пилот не может видеть прямо перед собой, поэтому нижнее крыло может столкнуться с препятствиями, а его наклонное большое верхнее крыло подвержено порывам ветра. [39]
Взлет прошел без происшествий, скорость набора высоты разумная. Однако полную мощность не следует поддерживать более минуты, чтобы не повредить двигатель. [39]
Бипланная конструкция Tiger Moth делает его прочным и полностью пилотажным. Однако элероны у него есть только на нижнем крыле, что делает его скорость крена относительно низкой для биплана; и, как указывалось ранее, элероны на Tiger Moth обычно работают с высокой степенью запрограммированного дифференциального режима (в основном отклоняются вверх и почти не вниз), чтобы избежать нежелательных проблем с рысканием в нормальном полете. Большинство маневров начинаются со скорости от 90 до 110 узлов, а максимальная скорость (VNE) составляет 140 узлов. Важно блокировать автоматические предкрылки (закрылки передней кромки) во время фигур высшего пилотажа. [39]
Есть два способа посадки. Посадка «Уиллера» предполагает выталкивание самолета на взлетно-посадочную полосу на умеренной скорости, при этом на земле остаются только основные колеса, а хвост удерживается вверх до тех пор, пока скорость не уменьшится. Он не имеет склонности к подпрыгиванию. В отличие от большинства хвостовых драггеров, трехточечные приземления на медленной скорости довольно сложны, поскольку не хватает силы руля высоты, чтобы опустить хвост в правильное трехточечное положение. [ оригинальное исследование? ] Это означает, что хвост необходимо резко опустить вниз с нужной скоростью, чтобы получить угловой момент. [ оригинальное исследование? ] чтобы снести его в достаточной степени. [39]
Открытая кабина позволяет пилотам наклонять голову в сторону, чтобы видеть взлетно-посадочную полосу во время захода на посадку и приземления. Поскольку самолет представляет собой хвостовой тягач, важно приземлить его прямо, без бокового движения, чтобы избежать образования контуров заземления. [39]
Одной из часто недокументированных особенностей является то, что противообледенительный механизм карбюратора активируется автоматически при уменьшении дроссельной заслонки. Это означает, что когда двигатель работает плохо из-за льда, пилот должен еще больше снизить мощность, а затем дождаться, пока лед растает. [39]
Варианты
[ редактировать ]- DH.60T Тренер для мотыльков/Тигровый мотылек
- Военно-тренировочная версия De Havilland DH.60 Moth . Первые восемь прототипов самолетов конфигурации DH.82 получили название Tiger Moth. [40]
- DH.82 Tiger Moth (Тигровый мотылек I)
- Двухместный учебно-тренировочный самолет. Оснащен de Havilland Gipsy III поршневым двигателем мощностью 120 л.с. (89 кВт); переименован в Tiger Moth I в RAF.
- DH.82A Tiger Moth (Тигровый мотылек II)
- Двухместный учебно-тренировочный самолет. Оснащен поршневым двигателем de Havilland Gipsy Major мощностью 130 л.с. (97 кВт) и оснащен капотом над задней кабиной для обучения полетам вслепую. В ВВС Великобритании получил название Tiger Moth II .
- DH.82B Тигр Мотылек III
- Усовершенствованный вариант с двигателем de Havilland Gipsy Major III , имел более широкий фюзеляж и оперение большего размера. Первый полет состоялся 1 октября 1939 года. Был построен только один самолет. В некоторых источниках это обозначение ошибочно применяется к пчелиной матке.
- DH.82C Тигровый мотылек
- Версия для эксплуатации в холодную погоду для RCAF . Оснащен раздвижными фонарями из плексигласа, обогревом кабины, тормозами, хвостовыми колесами и металлическими стойками. Колеса были сдвинуты вперед на 9,75 дюйма, чтобы компенсировать установку тормозов за счет изменения угла опор ходовой части. Оснащен поршневым двигателем de Havilland Gipsy Major мощностью 145 л.с. (108 кВт). Построено 1523 экземпляра (включая Menasco Moths и PT-24). .
- DH.82C-2 Менаско Мотылек I
- DH.82C оснащен рядным 4-цилиндровым перевернутым двигателем Menasco D-4 Super Pirate мощностью 125 л.с. из-за нехватки двигателей Gipsy Major. Из-за снижения мощности их использовали преимущественно в качестве радиотренажёров. Внешне отличается от 82С противоположным вращением винта и разворотом отверстий капота. 10 построено.
- DH.82C-4 Менаско Мотылек II
- Как DH.82C-2, но с уменьшенным запасом топлива и дополнительными изменениями в деталях. Один экземпляр сохранился и выставлен в Канадском музее авиации и космонавтики в Оттаве . 125 построено.
- DH.82C-4 Менаско Мотылек III
- Оснащен американской радиостанцией AT-1/AR-2 и с самого начала предназначался для использования в качестве учебно-тренировочного радио, но проект был отменен, когда была решена проблема нехватки британских радиостанций и двигателей. Единственный пример, RCAF 4934, был преобразован из Menasco Moth II. [41]
- ДХ.82 Королева пчел
- Дрон-мишень для тренировок по зенитной стрельбе. Он мог управляться в беспилотном режиме под радиоуправлением, но также имел кабину, позволяющую пилоту управлять им. Использовались крылья Tiger Moth, а для снижения стоимости стоек кабана использовался деревянный фюзеляж на основе фюзеляжа DH.60 Moth (но с конструктивными изменениями, связанными с перемещением в соответствии со стандартным Tiger Moth). С 1935 по 1943 год было построено 412 машин в поплавковом и колесном вариантах. [42] По состоянию на 2008 год единственная оставшаяся годная к полетам Queen Bee проживала в ВВС Великобритании в Хенлоу , Англия.
- ПТ-24 Мотылек
- Военное обозначение США для DH.82C, заказанного по ленд-лизу Королевским ВВС Канады ; 200 из них были построены компанией de Havilland Canada.
- Тракстон Джекару
- Четырехместный биплан с кабиной, модифицированный на основе существующих планеров DH.82A за счет расширения зазора между лонжеронами фюзеляжа. 19 были преобразованы в Соединенном Королевстве.
- DH.83 Лисий мотылек
- Использовано множество компонентов Tiger Moth, включая крылья (переоборудованные для устранения стреловидности), хвостовое оперение и шасси с новым фюзеляжем с закрытой кабиной для пассажиров и открытой кабиной для пилота. Построен как в Соединенном Королевстве перед Второй мировой войной, так и в Канаде после войны.
Операторы
[ редактировать ]Военные операторы
[ редактировать ]- Бельгийские ВВС (31 действовал с 1945 г.)
- ВВС Бразилии , 5 поставлено в 1932 году и 12 в 1935 году.
- Бразильская военно-морская авиация
- Добровольческие ВВС Бирмы
- ВВС Бирмы
- Конголезские ВВС
- Чехословацкие ВВС - один самолет на вооружении с 1945 по 1948 год.
- Имперские ВВС Ирана - 99 импортированы и 10 построены на месте в 1938–39 гг. [44]
- Малайские вспомогательные ВВС
- Добровольческий корпус летчиков [45]
- Польские ВВС (1 куплен для испытаний до 1939 г.) [46]
- Польские ВВС в Великобритании
- Королевские ВВС [47]
- № 24-я эскадрилья RAF
- № 27-я эскадрилья RAF
- № 52-я эскадрилья RAF
- № 81-я эскадрилья RAF
- № 116-й эскадрильи RAF
- № 297-й эскадрильи RAF
- № 510-я эскадрилья RAF
- № 612-й эскадрильи RAF
- № 613-й эскадрильи RAF
- № 652-й эскадрильи RAF
- № 653-й эскадрильи RAF
- № 654-й эскадрильи RAF
- № 656-й эскадрильи RAF
- № 663-й эскадрильи RAF
- № 668-й эскадрильи RAF
- № 669-й эскадрильи RAF
- № 670-й эскадрильи RAF
- № 671-й эскадрильи RAF
- № 672-й эскадрильи RAF
- № 673-й эскадрильи RAF
- Авиация флота
- 18 DH 82 Tiger Moths Уругвая ВВС служили в военной авиации с 1935 по 1949 год.
- СФР Югославских ВВС - 24 самолета [48]
- 2-й учебный авиационный полк (1945–1948).
Гражданские операторы
[ редактировать ]Самолет эксплуатируется многими частными лицами и аэроклубами.
Выживший самолет
[ редактировать ]Многочисленные экземпляры Tiger Moth до сих пор летают (около 250). [9] Количество годных к полетам Tiger Moths увеличилось по мере восстановления ранее заброшенных самолетов (или тех, которые ранее использовались только для статической экспозиции в музеях).
Несколько самолетов сохранились в качестве музейных экспонатов (среди прочего) в:
- Музей авиации Альберты , Эдмонтон, Канада [50]
- Авиодром в аэропорту Лелистад в Нидерландах [ нужна ссылка ]
- Канадский музей авиации и космонавтики , Торонто , Канада [ нужна ссылка ]
- Канадский музей авиации и космонавтики , Оттава , Канада — два экземпляра, один выставлен напоказ, один хранится. [51] [52]
- Канадский музей авиации , Лэнгли , Канада [ нужна ссылка ]
- Музей наследия канадских военных самолетов , Гамильтон , Канада [ нужна ссылка ]
- Музей плана воздушной подготовки Содружества , Брэндон , Манитоба, Канада [ нужна ссылка ]
- Музей EAA AirVenture , Ошкош , США [53]
- Фонд классических самолетов Эденвейл , Эденвейл, Онтарио, Канада. Летающий C-GSTP бывший RAF NM201,
- Музей ВВС Греции , Татои . Греция [54]
- Музей ВВС на авиабазе Мальмен недалеко от Линчёпинга , Швеция. [ нужна ссылка ]
- Музей полетов в ангаре , Калгари , Канада. [55]
- Музей ВВС Индии, Палам - 1 годный к полетам образец старинной летной эскадрильи [56]
- Музей ВВС Израиля , Хацерим , Израиль [ нужна ссылка ]
- Музей авиации Кбелы , Прага , Чехия [57]
- Музей летной авиации Лускинтайр , Лускинтайр , Новый Южный Уэльс, Австралия – реставраторы и строители Tiger Moth [ нужна ссылка ]
- Музей тигровой бабочки Маккея, Маккей , Австралия [ нужна ссылка ]
- Мальтийский музей авиации на Мальте [ нужна ссылка ]
- Музей самолетов де Хэвилленд в лондонском Колни , Англия [ нужна ссылка ]
- Музей воздухоплавания «Коронель (авиатор) Хайме Мерегалли» в Уругвае [ нужна ссылка ]
- Национальный музей аэронавтики и космонавтики в Чили [ нужна ссылка ]
- Аэрокосмический музей , 25 км от Рио-де-Жанейро в Бразилии. [ нужна ссылка ]
- Музей авиации , Синтра , Португалия [ нужна ссылка ]
- Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева в Веллингтоне , Новая Зеландия [ нужна ссылка ]
- Национальный музей авиации RAF East Fortune в Шотландии [ нужна ссылка ]
- Национальный музей ВВС США , Дейтон , Огайо, США [58]
- Палена Коула Старый аэродром Райнбек в Райнбеке / Ред-Хуке , Нью-Йорк, США [59]
- Музей PAF, Карачи , Пакистан [ нужна ссылка ]
- Музей польской авиации в бывшем аэропорту Краков-Раковице-Чижины в Польше. [ нужна ссылка ]
- Музей RAAF , RAAF Williams Point Cook , Австралия [ нужна ссылка ]
- Музей Рейнольдса-Альберты в Ветаскивине , Канада [60]
- Королевский музей вооруженных сил и военной истории , Брюссель , Бельгия [ нужна ссылка ]
- Королевский аэроклуб Западной Австралии, Перт , Австралия — годный к полетам самолет «Ширли Адкинс», VH-CKF, используемый для проката и развлекательных полетов. [61] [62]
- Королевский музей ВВС Новой Зеландии , Вигрэм , Новая Зеландия - 1 годный к полетам самолет для исторического полета. [ нужна ссылка ]
- Королевский аэроклуб Ньюкасла , Резерфорд , Новый Южный Уэльс, Австралия – живописные и пилотажные полеты на VH-RNI [ нужна ссылка ]
- Музей Королевских ВВС Таиланда , Бангкок, Таиланд
- Музей западного развития Саскачевана , Мус-Джо , Канада [ нужна ссылка ]
- Коллекция Шаттлворта в Олд Уорден , Англия [ нужна ссылка ]
- Музей ВВС Шри-Ланки , Шри-Ланка [ нужна ссылка ]
- Музей авиации Темора , Темора , Австралия [ нужна ссылка ]
- Музей самолетов и летного завода Tiger Boys , Гуэлф , Онтарио. Канада [ нужна ссылка ]
- Клуб тигров , Апминстер, Эссекс, Великобритания [63]
- Винтажные крылья Канады , Гатино , Квебек. Канада [ нужна ссылка ]
- Музей авиации Западной Канады в Виннипеге , Канада [ нужна ссылка ]
- Югославский музей авиации , Сербия [ нужна ссылка ]
Частные Tiger Moths, тип, если известен, и любая история планера:
- Уильяму Н. Тибо из Ньюпорт-Бич, Калифорния, принадлежит зарегистрированный Tiger Moth DH82A 1935 года выпуска с двигателем Gypsy Moth. [64] [65] Подтверждены случаи обнаружения самолета в муниципальном аэропорту Уотсонвилля в Калифорнии и на стадионе Гиллеспи Филд в Эль-Кахоне, Калифорния. [66] На последних фотографиях самолет вылетает из аэропорта Санта-Инез, Калифорния. [67] Возможно, ранее он принадлежал Королевским ВВС Великобритании и Fuerza Aerea Uruguaya, ВВС Уругвая. Однако ВВС Уругвая списали его как полную потерю в 1941 году, но он вновь появился в 1971 году, когда через 30 лет ему был выдан сертификат летной годности. [68]
Технические характеристики (ДХ 82А)
[ редактировать ]Данные из «Истории тигрового мотылька», [69] Тигровый мотылёк де Хэвилленд [33]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 23 фута 11 дюймов (7,29 м)
- Размах крыльев: 29 футов 4 дюйма (8,94 м)
- Рост: 8 футов 9 дюймов (2,67 м)
- Площадь крыла: 239 кв. футов (22,2 м 2 )
- Пустой вес: 1115 фунтов (506 кг)
- Полная масса: 1825 фунтов (828 кг)
- Запас топлива: 19 имп галлонов (23 галлона США; 86 л)
- Силовая установка: 1 de Havilland Gipsy Major I с воздушным охлаждением, мощностью 130 л.с. (97 кВт). 4-цилиндровый перевернутый рядный поршневой двигатель
- Гребные винты: 2-лопастной винт фиксированного шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 109 миль в час (175 км/ч, 95 узлов)
- Крейсерская скорость: 67 миль в час (108 км/ч, 58 узлов)
- Диапазон: 302 мили (486 км, 262 миль)
- Практический потолок: 13 600 футов (4 100 м)
- Скорость набора высоты: 673 фута/мин (3,42 м/с).
Вооружение
до 8 бомб по 20 фунтов (9,1 кг)
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Боинг-Стирман Модель 75
- Бюкер Бю 131 Юнгманн
- Флит Финч
- Фокке-Вульф Fw 44
- Гота Го 145
- Леванте II
- Polikarpov Po-2
- Стемпе-Вертонген SV.4
Связанные списки
- Список самолетов Королевских ВВС
- Список самолетов Королевских ВВС Австралии
- Список самолетов Королевских ВВС Новой Зеландии и Королевского ВМС Новой Зеландии
- Список самолетов Республиканских ВВС Испании
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Бонне, Франс. «Тигровый мотылек Де Хэвилленд» . Боевые птицы Второй мировой войны . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 5 мая 2018 г.
- ^ "De Havilland Tiger Moth (DH82)" , британский самолет , 1 июля 2006 г., заархивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. , получено 12 августа 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джексон 1966, с. 3.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Джексон 1966, с. 4.
- ^ Джексон 1966, стр. 3–4.
- ^ Перейти обратно: а б Бейн 1992, с. 43.
- ^ de Havilland Tiger Moth 82A , Collingwood Classic Aircraft Foundation, заархивировано из оригинала 23 октября 2007 г. , получено 12 августа 2010 г.
- ^ Маккей 1988, с. 6.
- ^ Перейти обратно: а б «ДеХэвилленд DH 82 Тайгер Мотылек» . Аллея Боевых Птиц . Архивировано из оригинала 16 сентября 2017 года . Проверено 5 мая 2018 г.
- ^ Джексон 1966, стр. 4–5.
- ^ Джексон 1966, с. 15.
- ^ Джексон 1966, стр. 15–16.
- ^ Джексон 1966, с. 5.
- ^ Джексон 1966, с. 6.
- ^ Джексон 1966, стр. 6–7.
- ^ Перейти обратно: а б Джексон 1966, с. 7.
- ^ Перейти обратно: а б с д Джексон 1966, с. 10.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Джексон 1966, с. 11.
- ^ Джексон 1966, стр. 11–12.
- ^ Перейти обратно: а б Ханна 1982, с. 66.
- ^ Римелл 1992, с. 9.
- ^ Брэнсом 1991, с. 41.
- ^ Джексон 1966, стр. 5–6.
- ^ «Полет дрона от пчел к самолетам». Архивировано 31 августа 2017 г. в Wayback Machine Wall Street Journal , 26 июля 2013 г.
- ^ «Полет дрона от пчел к самолетам». Архивировано 31 августа 2017 года в углу Wayback Machine Fortuna.
- ^ Журналы Hearst (октябрь 1935 г.). «Радиоуправляемый робот-самолет в беспилотном полете» . Популярная механика . Журналы Херста. п. 551.
- ^ "Пчелиная королева G-BLUZ, История самолетов". Архивировано 22 августа 2010 года в Wayback Machine Летающем цирке капитана Невилла . Проверено: 31 августа 2010 г.
- ^ Картер 2004, с. 17.
- ^ Озеро 2010, стр. 7–8.
- ^ "Тайгер Мотылек де Хэвилленд II". Архивировано 18 мая 2013 года на сайте Wayback Machine rafmuseum.org. Проверено: 20 июля 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Джексон 1966, с. 12.
- ^ Джексон 1966, стр. 12–13.
- ^ Перейти обратно: а б с Джексон 1966, с. 13.
- ^ Джексон 1966, стр. 13–14.
- ^ Перейти обратно: а б Джексон 1966, с. 14.
- ^ Джексон 1966, стр. 14–15.
- ^ Маккей 1998, с. 57.
- ^ Перейти обратно: а б Джексон 1966, с. 16.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Заметки пилота самолета Tiger Moth». Публикация RAAF № 416 , февраль 1941 г.
- ^ Брэнсом 1991, с. 33.
- ^ «Эта веб-страница переехала» . ody.ca. Архивировано из оригинала 26 апреля 2012 года.
- ^ «De Havilland DH82B Queen Bee» . Музей самолетов де Хэвилленд . Проверено 6 июня 2021 г.
- ^ Кетли и Рольф 1996, с. 11.
- ^ «Индекс» . Архивировано из оригинала 22 августа 2010 года . Проверено 30 января 2011 г. 26 ноября 2011 г.
- ^ «VVC: Программа ускоренной подготовки военных пилотов Голландской Ост-Индии» . aviahistoria.com (на индонезийском языке). 7 июля 2017 года . Проверено 1 апреля 2021 г.
- ^ Моргала, Анджей Моргала (2003). Военная авиация в Польше 1924–1939 гг . Варшава: Беллона, с. ISBN 83-11-09319-9 (на польском языке)
- ^ Перейти обратно: а б с «Таиланд (THL)» , Исторические списки , ВВС мира, заархивировано из оригинала 25 января 2012 г. , получено 30 августа 2012 г.
- ^ Югославские ВВС 1942–1992, Боян Димитриевич, Белград, 2006 г.
- ^ Маркировка военных самолетов, 1993 г.
- ^ «albertaaviationmuseum.com» .
- ^ «Де Хэвилленд DH82C Тайгер Мотылек» . Канадский музей авиации и космонавтики . Архивировано из оригинала 4 июля 2016 года . Проверено 5 мая 2018 г.
- ^ «Де Хэвилленд DH82C2 Менаско Мотылек» . Канадский музей авиации и космонавтики . Архивировано из оригинала 3 июля 2016 года . Проверено 5 мая 2018 г.
- ^ «1942 de Havilland DH82C Tiger Moth — N667EA (CF-IVO)» . Ассоциация экспериментальной авиации . Проверено 16 ноября 2021 г.
- ^ «Экспонаты внутри приюта ЛЕРОС» .
- ^ «DE HAVILLAND DH82C Tiger MOTH» . Ангарный музей авиации . Проверено 4 ноября 2022 г.
- ^ «Второй полет Тигрового Мотылька» . Пуна Зеркало . 24 января 2013 г. Архивировано из оригинала 7 мая 2021 г. . Проверено 9 мая 2020 г.
- ^ Холь, Мирослав; Райлих, Иржи; Сикора, Январь (2016). Каталог музея авиации VHÚ Praha [ Каталог музея авиации VHÚ Praha ] (на чешском языке). Прага: Министерство обороны Чехии – VHÚ Прага. ISBN 978-80-7278-669-5 .
- ^ "de Havilland DH82A Tiger Moth". Архивировано 22 ноября 2016 года в Wayback Machine Национальном музее ВВС США . Проверено: 23 августа 2015 г.
- ^ «Старый аэродром Коула Палена в Райнбеке = Коллекция – Самолет Золотого века – DeHavilland DH.82 Tiger Moth» . сайт oldrhinebeck.org . Музей аэродрома Райнбек. 2021 . Проверено 29 октября 2021 г.
- ^ «Авиация» . Музей Рейнольдса . Правительство Альберты . Проверено 1 декабря 2019 г.
- ^ «РегоПоиск» . 2024.
- ^ «Королевский аэроклуб» . Королевский аэроклуб Западной Австралии. 2024.
- ^ «Опыт клуба тигров» . Клуб Тигра. 2019.
- ^ «Регистрация воздушного судна N5444» . Flightaware.com. 2024.
- ^ «Реестр ФАУ» . faa.gov. 2024.
- ^ «Регистрация фотобиблиотеки: N5444» . abpic.co.uk. 2024.
- ^ «Фото самолета N5444» . Airport_data.com. 2024.
- ^ «Досье планера N5444 по аэрофотоснимкам» . airvisuals.com. 2024.
- ^ Брэнсом 1991, с. 261.
Библиография
[ редактировать ]- Андерссон, Леннарт (июль 1998 г.). «История персидских ВВС, 1921–1941: Первый самолет шаха Ирана». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке) (76): 2–12. ISSN 1243-8650 .
- Бэйн, Гордон. Де Хэвилленд: иллюстрированная дань . Лондон: ЭйрЛайф, 1992. ISBN 1-85648-243-X .
- Брэнсом, Алан. История тигрового мотылька, четвертое издание . Шрусбери, Великобритания: Airlife Publishing Ltd., 1991. ISBN 0-906393-19-1 .
- Брэнсом, Алан. История тигрового мотылька, пятое издание . Манчестер, Великобритания: Crécy Publishing Ltd., 2005. ISBN 0-85979-103-3 .
- Картер, Ян. Береговое командование 1939–1945: фотографии из Имперского военного музея , Ян Аллан, 2004 г. ISBN 978-0-7110-3018-3 .
- Комас, Матье (сентябрь – октябрь 2020 г.). Такие британцы!: Британские самолеты в ВВС Франции 1939–1940 гг. Авионс (на французском языке) (236): 38–61. ISSN 1243-8650 .
- Ханна, Дональд (1982). полетов Де Хэвилленда Справочная библиотека Линкс, Великобритания: Key Publishing. ISBN 0-946219 00-1 .
- Хотсон, Фред. История Де Хэвилленд Канада . Торонто: Книги CANAV, 1983. ISBN 0-9690703-2-2 .
- Джексон, Эй.Дж. Тигровый мотылёк de Havilland: Профиль самолета № 132 . Лезерхед, Суррей, Великобритания: Profile Publications Ltd., 1966.
- Кетли, Барри и Марк Рольф. Птенцы Люфтваффе 1935–1945: Учебные подразделения Люфтваффе и их самолеты. Олдершот, Великобритания: Hikoki Publications, 1996. ISBN 0-9519899-2-8 .
- Озеро, Дебора, Рычание над океанами: Авро Шеклтон: Люди и миссии, 1951–1991. ООО «Сувенир Пресс», 2010. ISBN 978-0285638761 .
- Лоуренс, Джозеф (1945). Книга самолетов наблюдателя . Лондон и Нью-Йорк: Фредерик Уорн и компания.
- Маккей, Стюарт. Тигровый мотылек . Нью-Йорк: Книги Ориона, 1998. ISBN 0-517-56864-0 .
- Римелл, Рэй (1992). Тигровый мотылек De Havilland DH82 Тигровый мотылек . Aeroguide Classics, номер 6. Эссекс, Великобритания: ISBN Limewrights Ltd. 0-946958-38-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Музей авиации Западной Канады: De Havilland Tiger Moth (DH82c). Архивировано 29 мая 2018 года в Wayback Machine.
- Фотография de Havilland DH.82B Queen Bee.
- Тигровый мотылек в цифровом архиве Международного центра управления бомбардировщиками. В основном в качестве основного учебно-тренировочного самолета Королевских ВВС (RAF).
- История производства Tiger Moth. Это список всех известных историй Tiger Moth, DH.82/A, в формате PDF.