РАФ Ист Форчун
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2017 г. ) |
РАФ Ист Форчун | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ист-Форчун , Восточный Лотиан в Шотландии. | |||||||||||
![]() Здания времен британских ВВС до сих пор стоят на аэродроме, сейчас это Национальный музей авиации. | |||||||||||
Координаты | 55 ° 59'56 "N 002 ° 43'01" W / 55,99889 ° N 2,71694 ° W | ||||||||||
Тип | Спутниковая станция | ||||||||||
Код | ЕСЛИ [1] | ||||||||||
Информация о сайте | |||||||||||
Владелец | Министерство авиации | ||||||||||
Оператор | Королевская военно-морская авиационная служба Королевские ВВС | ||||||||||
Контролируется | Истребительное командование Королевских ВВС 1940–42 гг. * №81 (ОТУ) Группа РАФ Береговое командование Королевских ВВС 1942– * №17 Группа РАФ [1] | ||||||||||
История сайта | |||||||||||
Построен | 1915 | и 1940||||||||||
В использовании | 1915–1920 1940–1946 [2] | ||||||||||
Битвы/войны | Европейский театр Второй мировой войны | ||||||||||
Информация об аэродроме | |||||||||||
Высота | 29 метров (95 футов) [1] АМСЛ | ||||||||||
|
Королевские ВВС Ист-Форчун , или проще RAF East Fortune , — бывшая база Королевских ВВС, расположенная к югу от деревни Ист-Форчун . Это небольшое расстояние к востоку от Эдинбурга , в Шотландии . RAF East Fortune использовался в качестве истребительной станции во время Первой мировой войны , а затем использовался в учебном подразделении ночных истребителей во время Второй мировой войны . Девиз станции: « Фортуна любит смелых ». [3]
После Второй мировой войны взлетно-посадочные полосы были переданы в пользование местной частной авиации. Бывшие здания Королевских ВВС с 1976 года использовались под Национальный музей авиации. Аэродром является памятником архитектуры . [4]
История
[ редактировать ]
Создание Ист-Форчун как летающей станции предшествовало формированию Королевских ВВС. RAF East Fortune впервые был обозначен как аэродром для истребителей и дирижаблей в 1915 году, а в августе 1916 года стал базой воздушной службы Королевского военно-морского флота . [5] К началу 1918 года East Fortune была одной из 66 тренировочных баз (TDS). Целью TDS была подготовка пилотов для оперативных эскадрилий, которые часто группировались по три. East Fortune была станцией TDS № 208. [6]
В июле 1918 года, после открытия Королевских ВВС, 22-я (учебная) группа RAF была активирована в Ист-Фортуне, а затем переведена в Стерлинг. [7] Группа № 22 (учебная) RAF - одна из немногих активных групп, все еще действующих в составе RAF.
В 1918 году прототип Sopwith Snipe прошел испытания в East Fortune. После приемки этот самолет был передан в Торпедное авиационное училище на базе, которое было открыто в августе 1918 года. [8]
Британский дирижабль R34 совершил первый в истории обратный перелет через Атлантику и первое воздушное пересечение восток-запад, перелетев из Ист-Форчун в Минеолу, штат Нью-Йорк, в 1919 году. [9] Полет занял 108 часов 12 минут. [5]
В феврале 1920 года аэродром и прилегающие к нему постройки были закрыты и сданы под списание. [10] В межвоенный период ангары и здания аэродрома были снесены, а территория дома была продана Объединенному совету санаториев юго-восточных графств Шотландии для использования в качестве противотуберкулезного санатория.
Аэродром был восстановлен во время Второй мировой войны, а в июне 1940 года земля была реквизирована для использования в качестве аэродрома-спутника для близлежащих ВВС Дрем . Однако впоследствии было решено развивать RAF East Fortune как подразделение оперативной подготовки ночных истребителей (OTU), поэтому 4 июня 1941 года OTU № 60 прибыло из RAF Leconfield . Это было подразделение истребительного командования Королевских ВВС экипажам (радиооператорам/воздушным стрелкам или штурманам), только что прошедшим , которое давало недавно получившим квалификацию пилотам и другим летным специальную подготовку и опыт ведения боевых действий в ночных боях, перед назначением в оперативные эскадрильи в составе двух человек (пилот и штурман/оператор радиолокационной станции) экипажей. Для этой цели OTU использовало как учебно-тренировочные, так и боевые самолеты; Первоначально экипажи обучались на одномоторном ночном истребителе Boulton Paul Defiant , а Miles Master для некоторых учений пилотов использовались тренажеры с двойным управлением . Поскольку Defiant устарел как ночной истребитель, OTU перешла на двухмоторный истребитель. Бристоль Бленхейм и Бристоль Бофайтер . К 1942 году «Бленхейм» также все больше устаревал как ночной истребитель, но, поскольку они имели двойное управление и ими было легче управлять, чем более новым «Бофайтером», они оставались полезными в качестве учебно-тренировочных самолетов. Таким образом, обучающиеся экипажи будут выполнять большую часть своих полетов в Бленхеймах, а затем к концу курса OTU перейдут в Beaufighter.
По ходу войны большая часть бомбардировщиков Люфтваффе была направлена на Русский фронт и на Средиземноморский театр военных действий . В результате угроза ночных атак на Великобританию уменьшилась, а потребность в дополнительных экипажах ночных истребителей сократилась, поэтому с июня 1942 года часть ОТУ № 60 была переведена в берегового командования Королевских ВВС дневную ударную подготовку с использованием истребителей Beaufighter. 24 ноября 1942 года 60 ОТУ были расформированы, а часть их имущества и личного состава передана Береговому командованию в качестве ядра недавно сформированного № 132 ОТУ , специального подразделения береговой ударной подготовки. Первоначально это подразделение продолжало использовать самолеты Blenheim и Beaufighter, но впоследствии использование устаревших Blenheims сократилось, и в конечном итоге их заменили Bristol Beauforts в качестве учебно-тренировочных самолетов с двойным управлением. В конце 1944 года ОТУ начало получать самолеты De Havilland Mosquito , и к концу войны этот тип стал основным.
В дополнение к своей основной учебной роли RAF East Fortune был назначен аэродромом аварийной диверсии для бомбардировочного командования RAF и был доступен для тяжелых бомбардировщиков, возвращающихся после налетов на Германию, если неблагоприятная погода над Англией не позволяла им приземлиться на своих базовых аэродромах. [11]
Помимо ОТУ №60 и ОТУ №132 здесь действовали следующие подразделения: [5]
- № 1 учебная торпедная эскадрилья RAF (июль - август 1918 г.) [12] стал ТДС № 201 (август 1918 г. - апрель 1919 г.) [13] стал Школой подготовки торпед, Ист Форчун (апрель 1919–1920). [12]
- Планерная школа № 2 РАФ (октябрь 1942 г.) [14]
- № 185-й эскадрильи RAF
- Отряд № 1489 (Истребительный) артиллерийского звена Королевских ВВС (сентябрь 1942 г. - ?) [15]
- Береговая командно-сухопутная школа инструкторов Королевских ВВС (1944 - октябрь 1945 г.) [16]
- Флотская авиационная артиллерийская школа RAF (июль - ноябрь 1918 г.) [17]
Послевоенное использование
[ редактировать ]ОТУ № 132 расформировано 15 мая 1946 года, а отечественный объект был возвращен Совету санатория. После этого аэродром практически не использовался ВВС Великобритании, хотя в 1950 году он был передан ВВС США в качестве базы рассредоточения стратегических бомбардировщиков во время холодной войны. Для размещения таких самолетов основная взлетно-посадочная полоса была расширена до пересечения с дорогой B1347, но в этом случае Ист-Форчун никогда не использовался ВВС США, и в 1960 году это место было продано Министерством авиации. Ист-Форчун пережил кратковременное возрождение в качестве аэродрома. летом 1961 года, когда аэропорт Тернхаус был закрыт на строительные работы. В результате все гражданские и военно-воздушные перевозки были перенаправлены через Ист-Форчун, и аэропорт принял почти 100 000 пассажиров. [9] Расширенная взлетно-посадочная полоса в Ист-Фортуне использовалась для этой цели все лето 1961 года.
После ремонта больница Ист-Фортюн вновь открылась в 1949 году как туберкулезный санаторий. Поскольку число больных туберкулезом сокращалось, начиная с середины 1950-х годов, свободные мощности больницы использовались для долгосрочного ухода за пациентами с ограниченными возможностями обучения и в качестве реабилитационный центр для обычных больных. Впоследствии больница в основном оказывала долгосрочную гериатрическую помощь, которая стала единственной в 1985 году, когда ушли последние пациенты с психическим здоровьем. Больница постепенно приходила в упадок в течение 1990-х годов и окончательно закрылась в 1997 году.
Аварии и происшествия
[ редактировать ]Во время обеих мировых войн летные происшествия во время тренировок были обычным явлением, и многие летчики погибли или получили ранения во время неоперативных полетов. Одна из первых катастроф со смертельным исходом с участием East Fortune произошла 17 марта 1916 года, когда самолет Farman HF.20 из East Fortune упал в Ферт-оф-Форт, потеряв экипаж. [18]
Неудивительно, что относительно неопытные экипажи, летающие на высокопроизводительных, уставших от войны самолетах, часто страдают от аварий. Существовали особые риски, связанные с типами обучения, проводившимися в Ист-Форчун во время Второй мировой войны, а именно с обучением ночных истребителей, включавшим обширные полеты во время отключения электроэнергии, и обучением нанесению ударов по берегу, включающим обширные полеты на малых высотах, что влекло за собой риск несчастных CFIT случаев . с недостаточной высотой для катапультирования в случае механической неисправности. Ни из Beaufighter, ни из Mosquito не было особенно легко совершить аварийное побег, а Beaufighter был общеизвестно трудным для управления самолетом, если один из двигателей вышел из строя. Соответственно, произошло много серьезных происшествий с участием самолетов, летавших из East Fortune. К несчастным случаям во время Второй мировой войны относятся:
- 1941, 15 августа, Defiant Mk I N1692 из 60 OTU врезался в здание фермы во время попытки вынужденной посадки на ферме Вест-Мэйнс, в 5 км к юго-востоку от Хаддингтона, в результате чего погиб пилот.
- 1941, 29 августа, Defiant Mk I T4042 из 60 OTU разбился на острове Хант-Лоу в Ламмермюр-Хиллз во время тренировочного полета из Ист-Форчун, в результате чего погиб пилот. [19]
- 1941, 30 августа, Master T8627 из 60 OTU разбился возле Скремерстона, Нортумберленд, в результате чего погибли оба экипажа. [20]
- 1941 г., 5 сентября, Defiant Mk I R1679 из 60 OTU разбился возле Эдлингтон-холла, Нортумберленд, в результате чего погибли оба экипажа.
- 1941, 26 сентября, Defiant Mk I V1138 из 60 OTU разбился при заходе на посадку в 2 милях к северо-востоку от британских ВВС Ист Форчун, в результате чего погиб наблюдатель.
- 1941 г., 16 ноября, Master Mk III W8528 из 60 OTU разбился в Норт-Бервике, в результате чего погиб пилот. [21]
- 1941 г., 8 декабря, Defiant Mk I N1570 из 60 OTU врезался в залив Ферт-оф-Форт. Оба экипажа пропали без вести, предположительно погибли.
- 1941 г., 30 декабря, Defiant Mk I N1680 из 60 ОТУ разбился на железной дороге возле станции Дрем, в результате чего погиб пилот.
- 1942, 1 января, Defiant Mk I N3432 разбился в Траутбеке, Уэстморленд, во время доставки рейсом в 60 OTU East Fortune, в результате чего погиб пилот парома (который служил в 96-й эскадрилье). Самолет вылетел на возвышенность в плохую погоду. [22]
- 1942, 4 января, Defiant Mk I N3495 из 60 OTU разбился в 1/4 мили к северо-востоку от Ист-Линтона при подходе к авиабазе RAF East Fortune, в результате чего погибли оба экипажа. Внезапно разразился сильный ливень, и всем находившимся в воздухе ученикам было приказано приземлиться, но предположительно неопытный пилот был сбит с толку погодными условиями и врезался в землю. [23]
- 1942, 15 января, Defiant Mk I N3422 из 60 OTU разбился в Бервик-Лоу , Северный Бервик, после сваливания на высокой скорости во время тренировок в воздушном бою. Оба экипажа погибли. [24]
- 1942 г., 15 января, Defiant Mk I V1182 из 60 OTU не вернулся с учений и, предположительно, упал в воду или врезался в Ферт-оф-Форт. Оба экипажа пропали без вести, предположительно погибли. [25]
- 1942, 8 февраля, Defiant Mk I N1705 из 60 OTU разбился на ферме Кингстон, Норт-Бервик, погибли оба экипажа. Непосредственно перед катастрофой пилот сообщил по рации, что столкнулся с чем-то в облаке и пытается вернуться в Ист-Форчун. Впоследствии на возвышенности Бервик-Лоу были обнаружены следы, свидетельствующие о скользящем столкновении с местностью. [26]
- 1942, 24 февраля, Miles Master Mk III W8623 из 60 OTU разбился в Ист-Фортуне, погиб пилот. [27]
- 1942 г., 18 марта, Defiant Mk I N1629 из 60 OTU нырнул на землю недалеко от Ательстанфорда, убив пилота. [28]
- 1942, 23 марта, шасси 60 OTU Blenheim обрушилось на авиабазе RAF East Fortune, в результате чего погиб летчик, работавший под ним. [29]
- 1942, 8 апреля, Blenheim Mk IV Z5871 из 60 OTU разбился в 1/2 мили к югу от Лонг-Йестера, Восточный Лотиан, погибли оба экипажа.
- 1942, 29 сентября, Blenheim Mk V BA142 из 60 OTU разбился на ферме Хоумюр, Ист-Линтон, в результате чего погиб пилот.
- 1942, 28 октября, Blenheim Mk I L6752 из 60 OTU разбился возле Ормистона в условиях плохой видимости, в результате чего погиб пилот. [30]
- 1942 г., 8 декабря, Blenheim Mk IV Z7443 из 132 OTU разбился возле Лаудера, в результате чего погиб пилот.
- 1943, 3 января, Blenheim Mk V BA235 из 132 OTU разбился на ферме Вудхолл, Иннервик, в результате чего погиб пилот.
- 1943, 14 марта, Blenheim Mk V BA107 из 132 OTU разбился при ночной вынужденной посадке к юго-западу от Ательстанфорда, в результате чего погиб пилот.
- 1943, 28 марта, Blenheim Mk V BA201 из 132 OTU ночью влетел на возвышенность возле Хаддингтона, погиб пилот.
- 1943, 29 марта, Blenheim Mk I L6691 из 132 OTU разбился возле Ательстанефорда после ночного взлета из Ист-Фортьюна, в результате чего погиб пилот. [31]
- 1943, 2 апреля, Blenheim Mk I L1119 из 132 OTU разбился в 2 милях к северо-западу от аэродрома после взлета, в результате чего погиб пилот. [32]
- 1943, 12 мая, Beaufighter Mk IIF R2340 из 132 OTU разбился на ферме Краучи на подходе к авиабазе RAF East Fortune, в результате чего погиб пилот.
- 1943, 28 мая, Beaufighter Mk IIF R2283 из 132 OTU разбился из-за отказа двигателя из-за перенапряжения на авиабазе RAF Drem, в результате чего погиб пилот.
- 1943, 14 июня, Beaufighter Mk IIF R2278 из 132 OTU разбился возле Гилмертон-Хаус к югу от аэродрома после столкновения с верхушками деревьев при пролете, в результате чего погиб пилот. [33]
- 1943, 17 июня, Blenheim Mk IV V5492 из 132 OTU разбился при вынужденной посадке, в результате чего погиб пилот.
- 1943, 19 сентября, истребитель Beaufighter Mk VIC JL852 из 132 OTU затонул в Северном море у Нортумберленда из-за отказа двигателя. Пилот был спасен проходящим кораблем, но наблюдателя так и не нашли. [34]
- 1943 г., 2 декабря, истребитель Beaufighter Mk VIC EL433 из 132 OTU разбился на авиабазе RAF East Fortune после того, как пилот в последнюю минуту попытался прервать одномоторную посадку. Самолет врезался в автостоянку аэродрома и взорвался, в результате чего погибли оба экипажа. [35]
- 1943 г., 21 декабря, истребитель Beaufighter Mk VIC JL873 из 132 OTU разбился в 3 милях к северо-западу от Крейла при попытке совершить вынужденную ночную посадку. Пилот выжил, но штурман погиб.
- 1944 г., 5 января, истребитель Beaufighter Mk VIC JL425 из 132 OTU врезался в залив Ферт-оф-Форт в 2 м к востоку от острова Мэй. Никто из членов экипажа не был найден. [36]
- 1944 г., 27 февраля, истребитель Beaufighter Mk VIC JL449 из 132 OTU разбился на авиабазе RAF East Fortune при попытке приземления во время метели. Оба экипажа погибли. [37]
- 1944 г., 19 марта. Beaufighter Mk VIC JL652 из 132 OTU не вернулся из тренировочного полета и предположительно разбился или упал в море. Оба члена экипажа пропали без вести и предположительно погибли.
- 1944, 5 мая, истребитель Beaufighter Mk VIC JL581 из 132 OTU разбился возле Гиффорда из-за отказа двигателя вскоре после взлета из Ист-Фортьюна. Оба экипажа погибли. [38]
- 15 мая 1944 г., Beaufighter Mk VIC EL457 из 132 OTU разбился в Хеджхоупхилле, в 7 милях к югу от Вуллера, Нортумберленд, в результате чего погибли оба экипажа.
- 1944 г., 29 мая, истребитель Beaufighter Mk VIC EL240 из 132 OTU разбился недалеко от Хаддингтона из-за отказа двигателя вскоре после взлета из Ист-Форчун, в результате чего оба экипажа погибли.
- 1944 г., 15 июня, истребитель Beaufighter Mk VIC JL855 из 132 OTU упал в море недалеко от Норт-Бервика во время артиллерийских учений. Никто из членов экипажа не был найден. [39]
- 1944 г., 27 июля, истребитель Beaufighter Mk VIC JL776 из 132 OTU врезался в песчаные дюны на артиллерийском полигоне Дирлетон во время тренировочной атаки, в результате чего оба экипажа погибли.
- 1944, 8 августа, истребитель Beaufighter Mk VIC JL824 из 132 OTU затонул в Северном море в 10 милях от Карнусти из-за отказа двигателя. Пилота удалось спасти, но наблюдателя так и не нашли. [40]
- 1944 г., 12 августа, истребитель Beaufighter Mk VIC T5216 из 132 OTU разбился в Белхейвен-Сэндс из-за отказа двигателя, в результате чего погиб пилот.
- 1944 г., 12 августа, истребитель Beaufighter Mk VIC X8096 из 132 OTU врезался в залив Ферт-оф-Форт в 3 милях к западу от Басс-Рок во время ночных учений, в результате чего погибли оба экипажа.
- 1944 г., 14 августа, истребитель Beaufighter Mk VIC JL813 из 132 OTU упал в Северное море в 9 милях от Питерхеда. Оба члена экипажа пропали без вести, предположительно погибли. [41]
- 1944 г., 20 августа, истребитель Beaufighter Mk VIC T5219 из 132 OTU разбился возле британских ВВС Милфилд (Нортумберленд) из-за отказа двигателя. Пилот выжил, но штурман погиб. [42]
- 1944 г., 23 сентября, истребитель Beaufighter Mk VIC JL423 из 132 OTU не вернулся из ночного тренировочного полета и предположительно пропал в море вместе с обоими экипажами.
- 1944, 8 октября, истребитель Beaufighter Mk VIC EL338 из 132 OTU разбился на авиабазе RAF East Fortune после того, как во время попытки взлета врезался в стену, в результате чего пилот погиб, а штурман был ранен.
- 1944, 22 октября, Mosquito T. Mk III LR559 из 132 OTU врезался в Бич-Хилл-Хаус, загородный дом недалеко от Хаддингтона, после того, как вскоре после взлета взорвался топливный бак. В результате аварии погиб экипаж и четыре человека, находившиеся в доме, в том числе племянница и племянник фельдмаршала Хейга . [43] [44]
- 1944, 27 октября, истребитель Beaufighter Mk VIC JL427 из 132 OTU врезался в Северное море возле маяка Барнс-Несс, в результате чего погиб пилот. [45]
- врезался в Северное море в 5 милях к северо-востоку от Сент-Аббс-Хед 1944 г., 11 ноября, Beaufighter TF Mk X LX944 из 132 OTU в плохую погоду . Ни один из летчиков так и не был найден.
- 1945, 22 марта, Beaufort T Mk IIA ML564 из 132 OTU разбился во время попытки пролета над Ист-Фортуном, в результате чего погиб пилот.
- 1945 г., 15 апреля, истребитель Beaufighter TF Mk X JM220 из 132 OTU врезался в залив Ферт-оф-Форт недалеко от Фидры во время учений на артиллерийском полигоне Дирлтон. Оба экипажа погибли.
- 1945, 3 мая, Beaufighter TF Mk X NE813 из 132 OTU врезался в возвышенность в Вестер-Доде, ферма Стоттенклю, Олдхэмсток, в результате чего погибли оба экипажа.
- 1945, 21 июня, Mosquito FB Mk VI NT201 из 132 OTU промахнулся при приземлении в Ист-Фортуне после отсоединения обтекателя радиатора. Самолет столкнулся с хижиной, оба экипажа погибли. [46]
- 1945, 20 августа, Beaufighter TF Mk X RD714 из 132 OTU разбился на авиабазе RAF East Fortune, в результате чего погиб пилот. Летчик был награжден Медалью Британской Империи за спасение штурмана из горящего самолета.
Многие из летчиков, погибших во время полета из RAF East Fortune, похоронены на Новом кладбище Святого Мартина в Хаддингтоне.
Во время непродолжительного пребывания East Fortune в качестве временного аэропорта Эдинбурга в 1961 году произошли две заметные аварии. В очень дождливое воскресенье апреля 1961 года авиалайнер BEA Viscount, приземлившийся на рейс из Хитроу, пролетел мимо взлетно-посадочной полосы и после разворота на 180 градусов оказался в траве в конце взлетно-посадочной полосы. Хотя самолет был полностью загружен, пострадавших не было. Несколько недель спустя, 26 мая 1961 года, самолет связи Королевских ВВС «Персиваль Пембрук» (серийный номер WV737) зашел в Ист-Форчун, чтобы высадить двух вице-маршалов авиации , возвращающихся со встречи НАТО в Париже. Сделав это, экипаж отправился на короткий перелет в Королевские ВВС Лейчарс , но почти сразу же у самолета загорелся двигатель, и ему пришлось совершить аварийную посадку недалеко от Норт-Бервика. Оба члена экипажа спаслись после крушения живыми, хотя самолет сгорел. Расследование установило, что в левом двигателе произошла гидравлическая блокировка из-за того, что пилот не выполнил необходимые процедуры перед взлетом. [47]
Текущее использование
[ редактировать ]Шотландский национальный музей авиации . В 1976 году на месте бывшей технической базы Королевских ВВС был открыт [5] [9] Каждое лето в музее проводится авиашоу. [48] Это одно из немногих авиашоу в Великобритании , где самолеты не могут приземлиться на аэродроме. [49]
Аэродром преимущественно используется в сельском хозяйстве, но взлетно-посадочные полосы и рулежные дорожки практически не повреждены. Каждое воскресенье часть взлетно-посадочных полос используется для распродажи автомобильных багажников . Восточная часть аэродрома сейчас используется как трасса для гонок на мотоциклах и является домом для автоклуба Мелвилла. Бетонное продолжение главной взлетно-посадочной полосы к западу от дороги B1347 теперь используется как взлетно-посадочная полоса для сверхлегких самолетов и как свалка. Это единственная часть аэродрома Ист-Форчун, которая теперь может принимать самолеты размером не больше сверхлегкого самолета.
Бывшее здание больницы East Fortune Hospital остается в основном пустующим. В мае 2016 года стало известно, что часть участка планируется перестроить под деревню. [50]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Фальконер 2012 , с. 87.
- ^ «Аэродром RAF East Fortune» . www.controltowers.co.uk . Проверено 5 февраля 2017 г.
- ^ Пайн, LG (1983). Словарь девизов (1-е изд. изд.). Лондон [ua]: Рутледж и Кеган Пол. п. 86 . ISBN 0-7100-9339-Х .
- ^ «Ист Форчун, аэродром» . Историческая среда Шотландии . Проверено 16 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Ист Форчун – Британский фонд охраны природы аэродромов Великобритании» . abct.org.uk. Проверено 5 февраля 2017 г.
- ^ Робертсон, Брюс (1978). RAF: иллюстрированная история . Лондон: Хейл. п. 15. ISBN 0-7091-6607-9 .
- ^ «РАФ – История группы номер 22 (тренировочная)» . raf.mod.uk. Архивировано из оригинала 26 июня 2015 года . Проверено 5 февраля 2017 г.
- ^ Эдвардс, Ричард (2012). «Томас Сопвит и верблюды Кингстона». Герои и достопримечательности британской военной авиации: от дирижаблей до реактивной эпохи (1-е изд.). Барнсли, Южный Йоркшир: Pen & Sword Aviation. п. 75. ИСБН 978-1-84884-645-6 .
- ^ Jump up to: а б с «Национальный музей авиации – откройте для себя музей» . Национальные музеи Шотландии . Проверено 5 февраля 2017 г.
- ^ Филпотт, Ян (2013). «9: Аэродромы, посадочные площадки и базы гидросамолетов». Рождение Королевских ВВС . Барнсли: Pen & Sword Books Ltd., с. 273. ИСБН 978-1-78159-333-2 .
- ^ «Аэродром Ист-Фортун» . Eastlothianatwar.co.uk . Проверено 5 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Стертивант, Хэмлин и Галли, 1997 , с. 292.
- ^ Стертивант, Хэмлин и Галли 1997 , стр. 296.
- ^ Стертивант, Хэмлин и Галли 1997 , стр. 163.
- ^ Стертивант, Хэмлин и Галли 1997 , стр. 136.
- ^ Стертивант, Хэмлин и Галли 1997 , стр. 93.
- ^ Стертивант, Хэмлин и Галли 1997 , стр. 121.
- ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 218870» . Aviation-safety.net . Проверено 26 марта 2019 г.
- ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 154769» . Aviation-safety.net . Проверено 26 марта 2019 г.
- ^ «База данных команд RAF № T8627» . www.rafcommands.com . Проверено 18 октября 2020 г.
- ^ «База данных команд RAF № W8528» . www.rafcommands.com . Проверено 18 октября 2020 г.
- ^ «Дефаент N3432 на Саллоусе, Траутбек» . Yorkshire-Aircraft.co.uk . Проверено 20 января 2022 г.
- ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 1593» . Aviation-safety.net . Проверено 26 марта 2019 г.
- ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 1572» . Aviation-safety.net . Проверено 26 марта 2019 г.
- ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 1665» . Aviation-safety.net . Проверено 27 марта 2019 г.
- ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 1512» . Aviation-safety.net . Проверено 26 марта 2019 г.
- ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 157487» . Aviation-safety.net . Проверено 27 марта 2019 г.
- ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 1489» . Aviation-safety.net . Проверено 26 марта 2019 г.
- ^ «База данных командования Королевских ВВС № 120135» . www.rafcommands.com . Проверено 18 октября 2020 г.
- ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 19915» . Aviation-safety.net . Проверено 26 марта 2019 г.
- ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 19874» . Aviation-safety.net . Проверено 26 марта 2019 г.
- ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 2636» . Aviation-safety.net . Проверено 1 августа 2021 г.
- ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 158274» . Aviation-safety.net . Проверено 27 марта 2019 г.
- ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 173209» . Aviation-safety.net . Проверено 27 марта 2019 г.
- ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 161240» . Aviation-safety.net . Проверено 26 марта 2019 г.
- ^ «Тейн и районный музей - Джеймс Дэвидсон» . tainmuseum.org.uk . Проверено 1 августа 2021 г.
- ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 162758» . Aviation-safety.net . Проверено 26 марта 2019 г.
- ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 89326» . Aviation-safety.net . Проверено 26 марта 2019 г.
- ^ «Ассоциация RCAF - Потери RCAF во Второй мировой войне» . rcafassociation.ca . Проверено 1 августа 2021 г.
- ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 300653» . Aviation-safety.net . Проверено 3 декабря 2022 г.
- ^ «Кенмор – Бристоль Бофайтер Ви: Северное море» . canmore.org.uk . Проверено 1 августа 2021 г.
- ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 173208» . Aviation-safety.net . Проверено 27 марта 2019 г.
- ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 146161» . Aviation-safety.net . Проверено 26 марта 2019 г.
- ^ «Восточный Лотиан в войне – страница 2» . Eastlothianatwar.co.uk . Проверено 1 августа 2021 г.
- ^ «Кенмор – Бристоль Бофайтер: Барнс-Несс, Ферт-оф-Форт» . canmore.org.uk . Проверено 1 августа 2021 г.
- ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 165490» . Aviation-safety.net . Проверено 26 марта 2019 г.
- ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 145236» . Aviation-safety.net . Проверено 5 февраля 2017 г.
- ^ «Музей авиации Восточного Лотиана отмечает авиашоу» . edinburghnews.scotsman.com . 8 июля 2015 года . Проверено 5 февраля 2017 г.
- ^ «Flightline UK – Авиашоу East Fortune 2008» . airshows.org.uk . Проверено 5 февраля 2017 г.
- ^ Ричи, Кэмерон (20 мая 2016 г.). «Планируется создать новую деревню на месте бывшей больницы» . Восточный Лотианский курьер . Проверено 5 февраля 2017 г.
Библиография
[ редактировать ]- Фальконер, Дж (2012). Аэродромы ВВС Великобритании во Второй мировой войне . Великобритания: Издательство Ian Allan Publishing. ISBN 978-1-85780-349-5 .
- Стертивант, Р; Хэмлин, Дж; Хэлли, Дж (1997). Подразделения летной подготовки и поддержки Королевских ВВС . Великобритания: Air-Britain (Историки). ISBN 0-85130-252-1 .