Рутан ВариЭзе
отличаться | |
---|---|
![]() | |
Роль | Самодельный самолет |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты Америки |
Производитель | Рутанский авиационный завод (поставщик планов) |
Дизайнер | Берт Рутан |
Первый полет | 21 мая 1975 г. [ 1 ] |
Количество построенных | 400+ (1982) [ 1 ] |


Rutan VariEze — это композитный , самолет- утка разработанный Бертом Рутаном . Это высокопроизводительный самодельный самолет , таких построено сотни. Позднее эта конструкция превратилась в Long-EZ и другие самолеты с более крупной кабиной «утка». VariEze примечателен популяризацией конфигурации «утка» и композитной конструкции из стеклоткани без форм для самодельных самолетов.
Обзор
[ редактировать ]Работа над конструкцией VariEze, которая возникла на основе опыта Рутана в проектировании и строительстве VariViggen , началась в 1974 году. Первый прототип, получивший обозначение Model 31 и зарегистрированный N7EZ, впервые поднялся в воздух 21 мая 1975 года после четырех месяцев постройки. В этом самолете использовался модернизированный двигатель Volkswagen . Три месяца спустя его показали в Ошкоше , где Дик Рутан установил на нем рекорд дистанции в классе до 500 кг - 1638 миль (2636 км). Рутан считал, что, приняв участие в программе побития классовых рекордов, он сможет еще больше усовершенствовать конструкцию.
Самолет был настолько популярен в Ошкоше, что Рутан перепроектировал его так, чтобы его можно было продавать как набор чертежей. [ 2 ] Второй прототип, Модель 33, N4EZ, построенный с использованием крыла большего размера, двигателя Continental O-200 и многих других изменений в деталях, был показан в Ошкоше в июле 1976 года, и чертежи были выставлены на продажу. К 1980 году строилось около 2000 самолетов, из них около 300 летали к концу 1980 года. В конечном итоге было построено больше VariEze и Long-EZ (производная, немного более крупная конструкция), чем любого другого самодельного типа того времени. Продажа планов прекратилась в 1985 году.
Заявленные цели Рутана при разработке включали снижение склонности к вылету / вращению и эффективный крейсерский полет на большие расстояния; эти цели были достигнуты. Использование конфигурации «утка» позволило создать устойчивую к сваливанию конструкцию за счет некоторого увеличения взлетной и посадочной скорости и расстояний по сравнению с аналогичной традиционной конструкцией с эффективными закрылками . Обладателем приза за эффективность самолетов CAFE Challenge на короткое время был Гэри Герцлер, настроенный с использованием VariEze. [ 3 ]
Первоначально прототипы летали с элевонами на утке для управления как по тангажу, так и по крену, конструкция была изменена на управление по тангажу с помощью рулей высоты и управление по крену с помощью элеронов но после того, как было построено несколько самолетов, среднего размаха крыла.
Хотя самолет был устойчив к отклонениям по тангажу , несколько конструкторов обнаружили потенциал для нового режима бокового отклонения, возникающего в результате срыва одного крыла при больших углах бокового скольжения . спад передней кромки внешнего крыла (а позже и вортилоны Чтобы решить эту проблему, был добавлен на некоторых примерах), а ход руля направления был уменьшен.
Устойчивость конструкции к опрокидыванию, по-видимому, не привела к более низкому уровню аварийности, чем у других самодельных конструкций; обзор базы данных NTSB [ 4 ] с 1976 по 2005 год произошло 130 аварий и 46 аварий со смертельным исходом из парка, насчитывающего около 800 автомобилей (691 зарегистрировано в 2005 году). Однако точные сравнения затруднены из-за бессистемного характера сбора и анализа данных об авариях с самолетами самодельной сборки.
На VariEze распространяется положительное ограничение 2,5g и отрицательное 1,5g, максимальный предел коэффициента нагрузки, применяемый после обнаружения проблем с некоторыми крыльями VariEze. [ 5 ]
Вместо стояночного тормоза носовое колесо убирается, и нос упирается в землю. Это так называемое положение на коленях, которое облегчает доступ к кабине. Упирание носа в землю также предотвращает опрокидывание самолета на заднюю часть, когда кресло пилота пустует.
Технические характеристики
[ редактировать ]Данные Jane's All The World's Aircraft за 1982–83 годы. [ 1 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Вместимость: 1 пассажир
- Длина: 14 футов 2 дюйма (4,27 м)
- Размах крыльев: 22 фута 2,5 дюйма (6,77 м)
- Площадь крыла: 53,6 кв. футов (4,98 м ). 2 )
- Пустой вес: 580 фунтов (263 кг)
- Максимальный взлетный вес: 1050 фунтов (476 кг)
- Запас топлива: 24 галлона США (91 л)
- Силовая установка: 1 двигатель Continental O-200 -B с воздушным охлаждением четырехцилиндровый , мощностью 100 л.с. (75 кВт).
Производительность
- Максимальная скорость: 195 миль в час (314 км/ч, 169 узлов) (максимальный крейсерский режим)
- Крейсерская скорость: 165 миль в час (266 км/ч, 143 узла) (экономичный круиз)
- Скорость сваливания: 55,5 миль в час (89,3 км/ч, 48,2 узла)
- Диапазон: 850 миль (1370 км, 740 миль) в экономичном круизе
- Скорость набора высоты: 1600 футов/мин (8,1 м/с).
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Тейлор 1982, стр. 564–565.
- ^ «Прототип Рутана ВариЭзе» . Музей авиации . Проверено 5 декабря 2010 г.
- ^ CAFE Foundation , заархивировано из оригинала 23 июля 2008 года .
- ^ Авиационный запрос , NTSB .
- ^ Canard Pusher (PDF) (бюллетень инспекционной службы Королевских ВВС), Cosy builders , получено 20 февраля 2010 г.
Ссылки
[ редактировать ]- «Полет на VariEze», Air Progress , апрель 1978 г.
- Национальный музей авиации и космонавтики. История VariEze. Архивировано 2 апреля 2011 года в Wayback Machine.
- Компоненты комплекта VariEze Национального музея авиации и космонавтики. Архивировано 9 апреля 2010 года в Wayback Machine.
- EZ месяца, декабрь 2004 г. Архивировано 7 октября 2011 г. в Wayback Machine.
- Тейлор, Джон В.Р. «Все самолеты мира Джейн», 1982–83 . Лондон: Ежегодники Джейн, 1982. ISBN 0-7106-0748-2 .
- Получение 45 миль на галлон при скорости 207 миль в час
- Rutan Technology в Европе Flight International, 1976 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Рутаном ВариЭзе, на Викискладе?