Рутан по-быстрому
Быстряк Q1 | |
---|---|
Quickie в Канадском музее авиации и космонавтики . | |
Роль | Одноместный самолет |
Производитель | Рутанский авиационный завод (прототип) Quickie Aircraft (производство) |
Дизайнер | Берт Рутан , Том Джуэтт, Джин Шиэн |
Первый полет | ноябрь 1977 г. |
Статус | производство комплекта закончилось |
Количество построенных | 350+ |
Варианты | QAC по-быстрому Q2 Викинг Стрекоза |
Rutan Model 54 Quickie — легкий одноместный с хвостовым тягачом самолет композитной конструкции, оснащенный тандемными крыльями .
Quickie был первоначально разработан Бертом Рутаном. [ 1 ] как маломощный, высокоэффективный комплект-самолет . Его конструкция тандемного крыла включает одно двугранное переднее крыло и одно двугранное заднее крыло немного большего размера. Переднее крыло имеет полноразмахные рулевые поверхности и таким образом похоже на крыло-утку , но значительно больше. Самолет имеет необычное шасси: основные колеса расположены на законцовках переднего крыла.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Компания Quickie Aircraft Corporation была создана для производства и продажи Quickie в виде комплектов после 1978 года. Два года спустя появился двухместный вариант той же компоновки, что и Q2 . Оригинальный Quickie (Модель 54 в серии проектов Рутана) - один из нескольких нетрадиционных самолетов, созданных Рутаном для рынка авиации общего назначения . [ 2 ]
Quickie последовал за замыслом Джуэтта и Шиэна в 1975 году создать недорогой, маломощный одноместный самолет самодельной сборки. Первым элементом, который обнаружили Джуэтт и Шиэн, был двигатель, который, хотя и был маломощным (они ожидали 12 л.с.), но должен был быть надежным для авиационных работ. С помощью Онана, производителя промышленных четырехтактных двигателей, они смогли приобрести двигатель массой 70 фунтов (32 кг) мощностью 18 л.с. (14 кВт) при 3600 об/мин. [ 3 ]
Затем Рутан участвовал в проектировании; Шиэн и Джуэтт предлагают уменьшенный вариант Vari-Eze . После того, как от предварительной конструкции «утка-толкача» (Rutan Model 49) отказались, [ 2 ] Его решением конструктивных проблем низкого лобового сопротивления без убирающейся ходовой части и работоспособного перемещения центра тяжести стала компоновка двигателя тягача и тандемного крыла . [ 4 ] В отличие от компоновки «утка», традиционное расположение двигателя спереди помещало пилота близко к центру тяжести, что является ключевой точкой для легкого самолета. Колеса были встроены в обтекатели законцовок крыла без особого снижения лобового сопротивления, а тандемная компоновка обеспечивала безопасные характеристики сваливания. [ 3 ] Рутан представил первые чертежи в мае 1977 года, после чего все трое работали над проектными чертежами в течение следующих двух месяцев, а строительство началось в августе. [ 5 ] После первых полетов Рутан уделял больше времени своей конструкции Defiant и другим проектам, и именно Джуэтт и Шихан продолжили разработку конструкции и продавали ее для домашнего использования. [ 6 ] Было достигнуто соглашение, что Рутан профинансирует разработку и испытания, а как только проект будет завершен, они вернут Рутану деньги от будущих продаж конструкций и комплектов. [ 7 ]
Конфигурация
[ редактировать ]Quickie представляет собой хвостовой тягач с тандемным крылом, имеющий одно переднее крыло и одно заднее крыло (вместо более обычных основного крыла и хвостового оперения). По словам Рутана, эта схема не была новой, поскольку ранее она использовалась в таких самолетах, как Mignet «Flying Flea» . [ 2 ]
Как и другие конструкции Rutan, Quickie изготовлен из стекловолокна и смолы на пенопластовой основе. Крылья представляют собой заготовки из пенопласта, которым перед обшивкой вырезают нужную форму с помощью горячей проволоки, а фюзеляж состоит из плит пенопласта толщиной 1 дюйм (25,4 мм).
Переднее крыло обеспечивает около 60% подъемной силы. [ нужна ссылка ] Полноразмахные поверхности управления на переднем крыле выполняют функции комбинированных рулей высоты и закрылков . Элероны расположены внутри на заднем крыле, которое крепится на плече сразу за пилотом. Тандемная компоновка [ 8 ] обеспечивает положительную подъемную силу обеих пар крыльев; тогда как на обычном самолете хвостовое оперение в основном обеспечивает отрицательную подъемную силу.
Quickie имеет фиксированные (неубирающиеся) основные колеса, заключенные в обтекатели, расположенные на концах переднего крыла. Отсутствие раздельного шасси способствует снижению веса и лобового сопротивления . [ 3 ] такая экономия позволяет использовать двигатель меньшего размера и топливный бак меньшего размера. Несмотря на небольшой диаметр винта, клиренс винта остается ограниченным, и Quickie довольно уязвим для ударов о землю. [ нужна ссылка ]
Органы управления пилотом включают боковой рычаг справа и дроссельную заслонку слева. Педали руля направления связаны с управляемым хвостовым колесом. Довольно грубый тросовый тормоз включает в себя рычаг в кабине, приводящий в действие стальные скребки для шин на каждом главном колесе. [ 9 ]
Конструкция и летные испытания
[ редактировать ]Строительство прототипа началось в августе 1977 года на Рутанском авиазаводе ; [ 2 ] Джин выполнил большую часть строительных работ, и прототип был построен примерно за 400 часов. [ 6 ] Прототип Quickie, получивший обозначение N77Q (77 в 1977 году, Q для Quickie), начал программу летных испытаний в ноябре 1977 года. Все трое конструкторов летали на нем в первый день. Прототип был модифицирован в ходе программы испытаний. Размах оперения и основного крыла был увеличен для улучшения грузоподъемности. Это снизило скорость сваливания и сократило взлетную и посадочную дистанции; [ 3 ] его положение на земле также было отрегулировано для оптимального взлета и посадки. [ 10 ] Первоначально спроектированный с фиксированным килем и только хвостовым колесом с обтекателем, выполняющим роль руля направления, был заменен обычный руль направления. Управляемое хвостовое колесо позволяет контролировать направление вплоть до момента отрыва, поскольку Quickie не поднимает хвост во время разбега. Хотя он взлетает со скоростью около 55 миль в час, а его максимальная скорость в 126 миль в час впечатляет для мощности двигателя, скорость набора высоты «скромная». [ 6 ] Программа летных испытаний завершилась в середине апреля 1978 года, через пять месяцев после первого полета. [ 10 ]
Признание и рекорды
[ редактировать ]В июне 1978 года прототип Quickie был доставлен на экспериментальных самолетов ежегодное собрание Ассоциации в EAA AirVenture Oshkosh в Ошкоше, штат Висконсин , где самолет вызвал большой общественный интерес и получил награду за выдающийся новый дизайн. [ 11 ]
Производство
[ редактировать ]В июне 1978 года, всего через два месяца после первого полета прототипа, Джуэтт и Шихан сформировали Quickie Aircraft Corporation для производства и продажи полных комплектов самолетов. Производство началось в июне 1978 года, и к 1980 году корпорация продала 350 комплектов. Другим фирмам были предоставлены права на маркетинг, и в конечном итоге было продано около 1000 наборов Quickie. [ нужна ссылка ] Корпорация закрылась в середине 1980-х годов.
Самолет на выставке
[ редактировать ]- Музей авиации Британской Колумбии [ 12 ]
- Канадский музей авиации и космонавтики [ 13 ]
- Канадский музей авиации [ 14 ]
- Немецкий музей [ 15 ]
- Музей EAA AirVenture [ 16 ]
- Музей авиации Новой Англии [ 17 ]
Технические характеристики (прототип N77Q)
[ редактировать ]Данные Flight International [ 6 ] Толкач-утка № 16
Общие характеристики
- Экипаж: один пилот
- Вместимость: полезная нагрузка 236,5 фунтов (108 кг), рост пилотов до 6 футов 5 дюймов, 210 фунтов, максимальная вместимость багажа 30 фунтов (9,1 кг).
- Длина: 17 футов 4 дюйма (5,28 м)
- Размах верхнего крыла: главное крыло 16 футов 8 дюймов (5,08 м) (заднее)
- Размах нижнего крыла: утка 15 футов 4 дюйма (4,67 м) (вперед)
- Высота: 4 фута 5 дюймов (1,35 м)
- Площадь крыла: 53,8 кв. футов (5,00 м 2 )
- Пустой вес: 243,5 фунта (110 кг)
- Полная масса: 480 фунтов (218 кг)
- Максимальный взлетный вес: 485 фунтов (220 кг)
- Силовая установка: 1 оппозитный четырехтактный поршневой двигатель Onan B48M мощностью 18 л.с. (13 кВт) при 3600 об/мин.
Производительность
- Максимальная скорость: 126 миль в час (203 км/ч, 109 узлов)
- Крейсерская скорость: 121 миль в час (195 км/ч, 105 узлов)
- Скорость сваливания: 47 миль в час (76 км/ч, 41 узел) при включенном питании, 53 мили в час при выключенном питании.
- Никогда не превышайте скорость : 150 миль в час (240 км/ч, 130 узлов).
- Минимальная скорость управления : 58 миль в час (93 км/ч, 50 узлов). Ниже этой скорости происходит «раскачивание по тангажу», элероны остаются эффективными.
- Диапазон: 490–720 миль (790–1160 км, 430–630 миль) 121 миль в час на высоте 6500 футов или 75 миль в час на высоте 10 500 футов
- Скорость набора высоты: 425 футов/мин (2,16 м/с)
См. также
[ редактировать ]- Quickie Aircraft Corporation
- Быстрое бесплатное предприятие
Связанные разработки
- QAC Quickie Q2 , двухместный вариант от Quickie Aircraft Corporation
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Viking Dragonfly , двухместный вариант от Viking Aircraft Company.
- Гонщик Рутана Амсоила , одноместный гонщик
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Том Джуэтт (ноябрь 1981 г.). «Точка-контрапункт». Спортивная авиация .
- ^ Jump up to: а б с д Берт Рутан (октябрь 1981 г.). «Истоки конструкции самолетов быстрого типа». Спортивная авиация .
- ^ Jump up to: а б с д Международный рейс p1161
- ^ в «Истоки конструкции самолетов быстрого типа» Рутан писал: «Хотя модель 49 казалась осуществимой, у нее были потенциальные недостатки: очень низкое число Рейнольдса на килях и крыле-утке и чрезмерный ход центра тяжести при изменении веса пилота».
- ^ Canard Pusher № 15, стр. 11.
- ^ Jump up to: а б с д Международный рейс p1162
- ^ Коробка Спортивная авиация стр. 63
- ^ «Преимущества и недостатки утки» . Рабочий стол.aero. Архивировано из оригинала 22 июля 2012 года . Проверено 13 июня 2012 г.
- ^ Твомбли, Марк, Quickie. Архивировано 10 июня 2015 г. в Wayback Machine , aeroresourcesinc.com.
- ^ Jump up to: а б Канард-толкач № 16
- ^ Canard Pusher № 17, стр. 2
- ^ Музей авиации Британской Колумбии . «Современная эпоха (1970 –)» .
- ^ Канадский музей авиации и космонавтики (30 августа 2016 г.). «Быстрый» . Aviation.technomuses.ca . Проверено 16 октября 2016 г.
- ^ Канадский музей авиации (2023 г.). «Канадский быстрячок 1» . www.canadianflight.org . Архивировано из оригинала 16 мая 2023 года . Проверено 16 мая 2023 г.
- ^ Немецкий музей (январь 2013 г.). «Список самолетов, выставленных на Музейном острове в Мюнхене» (PDF) . Проверено 7 мая 2014 г.
- ^ «Быстрый Рутан-Херрон» . Airventuremuseum.org . Проверено 17 ноября 2013 г.
- ^ «Коллекция самолетов» . НЕМ . Проверено 29 марта 2013 г.
Библиография
[ редактировать ]- Барнетт, Клифф (14 февраля 1979 г.), «Быстрый - экстраординарный легкий вес» , Flight International : 1160–1162.
- «Быстрый» , «Толкатель уток» , нет. 16, Рутанский авиационный завод, апрель 1978 г., заархивировано из оригинала 31 июля 2013 г. , получено 15 мая 2013 г.
- «Действие Королевских ВВС» , The Canard Pusher , вып. 15, Рутанский авиационный завод, январь 1978 г., архивировано из оригинала 31 июля 2013 г. , получено 15 мая 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Оригинальное фото Quickie
- «Отчеты о летных испытаниях» , The Canard Pusher , вып. 17, с. 2, заархивировано из оригинала 31 июля 2013 г. , получено 15 мая 2013 г.
- Берт Рутан (октябрь 1981 г.), «Истоки конструкции самолетов типа Quickie» (PDF) , Sport Aviation , заархивировано из оригинала (PDF) 4 декабря 2010 г.
- Быстрый рутан, модель 54
- Полное руководство по самолетам Рутана - Глава 6