Jump to content

Берт Рутан

Берт Рутан
Коробка 2004 года
Рожденный
Эльберт Леандер Рутан

( 1943-06-17 ) 17 июня 1943 г. (81 год)
Альма-матер Калифорнийский политехнический государственный университет ( BSE )
Род занятий Аэрокосмический инженер и предприниматель
Годы активности 1965–2011, 2015 – настоящее время
Известный Рутан Вояджер , SpaceShipOne , Virgin Atlantic GlobalFlyer , Рутан ВариЭзе и Лонг-ЭЗ , основатель Scaled Composites , The Spaceship Company соучредитель , пионер в области композитных материалов для самодельных самолетов
Супруг Тоня Рутан
Дети 2
Родственники Дик Рутан
Награды См. ниже
Веб-сайт в голове

Элберт Леандер « Берт » Рутан ( / ˈ r t ən / ; родился 17 июня 1943 г.) - американский аэрокосмический инженер и предприниматель на пенсии, известный своей оригинальностью в разработке легких, прочных, необычно выглядящих и энергоэффективных самолетов и космоса. ремесло. Он спроектировал рекордный «Вояджер» , который в 1986 году стал первым самолетом, совершившим кругосветный полет без остановок и дозаправки. Он также спроектировал самолет Virgin Atlantic GlobalFlyer , который в 2006 году установил мировой рекорд по самому быстрому (342 миль в час/551 км/ч за 67 часов) и самому длинному (25 766 миль/41 466 км) беспосадочному кругосветному полету без дозаправки в истории. SpaceShipOne В 2004 году суборбитальный космический самолет Рутана стал первым космическим кораблем, финансируемым из частных источников, вышедшим в космос, выиграв в том же году X-Prize Ансари за достижение этого подвига дважды в течение двухнедельного периода.

Своими моделями VariEze и Long-EZ , которые впервые поднялись в воздух в 1975 и 1979 годах соответственно, Рутан отвечает за популяризацию как конфигурации «утка» , так и использования безформованных композитных конструкций в отечественной авиационной промышленности, причем последняя технология была принята в нескольких серийные и коммерческие самолеты в последующие десятилетия. Он является основателем или соучредителем нескольких аэрокосмических компаний, включая Rutan Aircraft Factory , Scaled Composites , Mojave Aerospace Ventures и The Spaceship Company .

За свою карьеру Рутан сконструировал 46 самолетов, был включен в Time список 100 самых влиятельных людей мира по версии журнала был со-лауреатом премий Collier и Национального музея авиации и космонавтики за 2004 год, дважды (каждый за свою работу). достижения с «Вояджером» в 1986 году и SpaceShipOne в 2004 году), получил шесть почетных докторских степеней и получил более 100 различных наград в области аэрокосмического проектирования и разработки. [1] [2] В 1995 году он был занесен в Национальный зал авиационной славы . У Рутана пять самолетов выставлены в Смитсоновского института : Национальном музее авиации и космонавтики VariEze, Quickie , Voyager, SpaceShipOne и Virgin Atlantic GlobalFlyer. [3] Он младший брат покойного летчика-испытателя и летчика-истребителя ВВС США Дика Рутана , который пилотировал многие из более ранних оригинальных конструкций Берта в рекордных полетах своего класса.

Жизнь и карьера [ править ]

Берт Рутан родился в 1943 году в Эстакаде, штат Орегон , недалеко от Портленда, и вырос в Динубе, штат Калифорния . Он был одним из трех детей, рожденных Джорджем (дантистом) и Ирен Рутан. Его сестра Нелл Рутан — бывшая стюардесса American Airlines . [4] Он рано проявил интерес к проектированию самолетов. К восьми годам Рутан проектировал и строил модели самолетов. Его первый самостоятельный полет на самолете состоялся на Aeronca Champ в 1959 году, когда ему было 16 лет. В 1965 году он окончил Калифорнийский политехнический государственный университет (Cal Poly-San Luis Obispo) третьим в своем классе со степенью бакалавра в области авиационной техники. [5] [6]

С 1965 по 1972 год Рутан был инженером проекта гражданских летных испытаний ВВС США на базе ВВС Эдвардс , работая над девятью проектами, включая транспортные LTV XC-142 VSTOL и штопарные испытания истребителя McDonnell Douglas F-4 Phantom II . [7] Он ушел, чтобы стать директором по разработке самолета BD-5 в компании Bede Aircraft в Ньютоне, штат Канзас , и занимал эту должность до 1974 года. [8]

В июне 1974 года Рутан вернулся в Калифорнию, чтобы основать авиационный завод Рутана . [9] В этом бизнесе он спроектировал и разработал прототипы нескольких самолетов, в основном предназначенных для строителей-любителей. Его первым проектом, реализованным еще в Беде, был VariViggen , двухместный одномоторный корабль -толкач конфигурации «утка» . Утка стала особенностью многих моделей Rutan, особенно очень популярных VariEze и Long-EZ. [10] Он также известен тем, что использует в своих проектах экзотические и нетрадиционные материалы. [11] Он был первым, кто применил безформенную композитную конструкцию. По его словам, свою композиционную работу он начал с копирования концепции, используемой при ремонте литых европейских планеров. [12] Его новаторством было использование метода не ремонта, а постройки самолета с сердечниками крыла из горячей проволоки и вырезанным вручную пенопластом для коробки фюзеляжа. [12] Этот метод позволил Рутану построить самолет без формы. [12]

В апреле 1982 года Рутан основал компанию Scaled Composites , LLC, которая стала одним из выдающихся в мире предприятий по проектированию и прототипированию самолетов. Штаб-квартира Scaled Composites находится в Мохаве, штат Калифорния , в воздушно-космическом порту Мохаве . [13] В том же году Beechcraft заключила контракт с компанией Rutan's Scaled Composites на доработку конструкции и постройку прототипа Beechcraft Starship .

В 1987 году Рутан получил премию «Золотая тарелка» Американской академии достижений . [14] В 1988 году он был занесен в Международный зал славы авиации и космонавтики в Музее авиации и космонавтики Сан-Диего. [15] а в 1995 году — Национальный зал авиационной славы в Национальном музее ВВС США в Дейтоне, штат Огайо . Рутан был избран членом Национальной инженерной академии в 1989 году за руководство проектированием, проектированием, строительством и испытаниями серии самолетов, включая «Вояджер» . [16] В 2004 году, после полета SpaceShipOne, он был включен в список Time . «100 самых влиятельных людей в мире» журнала [17] и как Inc. «Предприниматель года» по версии журнала [18] В 2005 году он получил премию NAS в области авиационной техники от Национальной академии наук . [19] В том же году он был награжден премией Роберта Дж. Коллиера , которую он также получил в 1986 году за дизайн и разработку «Вояджера-15». [16]

В 2007 году Northrop Grumman стала единственным владельцем Rutan's Scaled Composites. [20]

Внешние видео
значок видео Интервью Берта Рутана, опубликованное на Big Think в 2010 году.

В интервью Big Think в 2010 году Рутан сформулировал свою мотивацию для разработки проектов суборбитальных космических полетов с помощью SpaceShipOne и SpaceShipTwo . В нем он сказал: «Мы можем добиться некоторых прорывов», сделав такие полеты «на несколько порядков безопаснее и на порядки более доступными. Я делаю этот шаг, потому что думаю достичь чего-то, чего никогда не существовало в пилотируемых космических полетах – и это большой объем и публичный доступ – я думаю, что важно сделать это и сделать это как можно скорее». [21]

Он ушел из Scaled Composites в апреле 2011 года. В том же году он получил медаль Дэниела Гуггенхайма и стал признанной живой легендой авиации , получив Премию Боба Гувера за свободу полета от воздушной академии Kiddie Hawk. В 2012 году Рутан выступил перед Советом по мировым делам на тему «Инновации и космическая гонка», как было записано на C-Span. [22] Журнал Flying поместил его на 18-е место в своем списке «51 герой авиации» за 2013 год. [17] Рутан также был лауреатом престижного Мемориального трофея братьев Райт в 2015 году. [23] В 2021 году он получил свою вторую одноименную награду Боба Гувера в виде трофея RA «Боб» Гувера AOPA , вручаемого «людям в отрасли, которые на протяжении своей карьеры внесли большой вклад в ключевые области авиации общего назначения ». [24]

В 2022 году воздушно-космическому порту Мохаве было присвоено название «Рутанское поле» в честь вклада братьев Рутан в развитие аэропорта. Его правление заявило, что авиационные достижения Рутанов «сыграли ключевую роль в развитии аэрокосмической отрасли». промышленности и успеху организации Air & Space Port Мохаве». [25]

Берт женат на Тоне Рутан, у них двое детей. [26] [27]

Конструкции самолетов [ править ]

За 45-летнюю карьеру Рутана многие проекты часто сильно отличались от своих предшественников. Газета Los Angeles Times писала о его проектах: «Его самолеты и космические корабли принимают всевозможные изящные формы и размеры, больше похожие на работу скульптора, чем инженера. Всего Рутан придумал 367 отдельных концепций, из которых 45 летали». [28]

Самодельный самолет [ править ]

ВариВигген и ВариВигген СП

1972 Коробка ВариВигген

В 1968 году он приступил к созданию своей первой конструкции, VariViggen , который впервые поднялся в воздух в апреле 1972 года. Он имел заднее крыло, переднее утка и элементы конструкции толкателя , которые стали его торговыми марками. [10] Вместо испытаний в аэродинамической трубе Рутан разработал аэродинамические параметры для VariViggen, используя модель, установленную на его универсале , и измерил силы во время движения по пустым дорогам.

VariViggen представлял собой модель Rutan 27. Новый набор внешних крыльев с винглетами был позже разработан Rutan для VariViggen, производя VariViggen SP, модель Rutan 32. VariViggen был назван в честь Saab 37 Viggen , утки. реактивный истребитель, разработанный в Швеции. Один VariViggen, построенный во Франции и получивший название Micro Star, был оснащен двумя реактивными двигателями Microturbo TRS-18 вместо обычного поршневого двигателя . [29]

VariEze и Long-EZ

1976 Рутан ВариЭзе
1979 Рутан Лонг-ЭЗ

Дизайн VariViggen привел к успешному [28] VariEze (произносится как «очень легко») [28] Самодельные конструкции самолетов, в которых он впервые применил конструкции из безформованного стеклопластика в самодельных постройках. Прототип, получивший обозначение Model 31, публично дебютировал в 1975 году на конференции EAA Convention and Fly-In (теперь называемой AirVenture) в Ошкоше, штат Висконсин . [30] В том же году его брат Дик Рутан установил мировой рекорд на дистанции в категории до 500 кг (1100 фунтов) на VariEze. [31] и эти самолеты установили другие мировые рекорды в этом классе. [32] Они также были первыми самолетами, летавшими с законцовками крыла, разработанными НАСА . [33]

Позже Рутан пересмотрел конструкцию VariEze, обеспечив больший объем для топлива и груза, в результате чего появилась модель Rutan 61 Long-EZ , предназначенная для работы от Lycoming O-235 , хотя некоторые использовали Lycoming O-320 или Lycoming O-360 . У Long-EZ дальность полета составляла 2010 миль (3230 км), что в два раза больше, чем у VariEze. [28] Long-EZ также имеет пересмотренную конструкцию лонжерона крыла, на которую не распространяется ограничение максимального коэффициента нагрузки 2,5 г (положительное) и отрицательное 1,5 г (1,5 г), применяемое к VariEze после обнаружения проблем с некоторыми крыльями VariEze. [34]

Быстрый

Джин Шиэн и Том Джуэтт обратились к Рутану с просьбой разработать одноместный личный спортивный самолет. После предварительного проекта «утка» (модель 49) в конечном итоге была разработана конфигурация тандемного крыла с промышленным двигателем Онан мощностью 18 л.с. Прототип (модель Рутана 54) был построен в 1977 году и зарегистрирован как N77Q. После 5 месяцев испытаний компания Quickie Aircraft в 1978 году продала самолет как Rutan model 54 Quickie . [ нужна ссылка ]

Впоследствии были разработаны две модификации Quickie, обе расширены и теперь включают два сиденья. Компания Quickie Aircraft поручил Гэри Лагару разработать Q2 , а компания Viking Aircraft разработала Viking Dragonfly . [35]

Пасьянс

В 1982 году Ассоциация домостроителей планеров (ныне Ассоциация экспериментальных парящих самолетов) открыла конкурс на самодельный самозапускающийся планер. Рутан разработал модель пасьянса 77 Для этого конкурса , которую он выиграл. Планер имел конфигурацию «утка» с выдвижным двигателем перед кабиной. [36]

Исследовательский самолет [ править ]

Гризли

Рутан разработал модель 72 Grizzly , чтобы исследовать возможность использования самолета «утка» для взлета и посадки. Он был снят с вооружения после испытаний в 1982 году. [37]

Лотос Сверхлегкий

К Рутану обратился Колин Чепмен , основатель Lotus Cars , с просьбой спроектировать одноместный сверхлегкий самолет . И снова была разработана конфигурация «утка» - модель Rutan 91. Смерть Колина Чепмена в 1982 году положила конец этому проекту после того, как самолет уже поднялся в воздух. [38]

Эймс AD-1

В 1980-х годах НАСА заключило контракт с Ames Industrial Company из Богемии, штат Нью-Йорк, на разработку небольшого недорогого самолета для исследования Роберта Т. Джонса (исследователя НАСА в Исследовательском центре Эймса НАСА ) наклонного крыла концепции . Эймс обратился к Рутану, который спроектировал небольшой из стекловолокна планер , оснащенный двумя реактивными двигателями Microturbo TRS-18. Это была модель Рутана 35, Эймс АД-1 . После завершения программы испытаний AD-1 был списан в 1982 году и сейчас выставлен в Музее авиации Хиллера в Сан-Карлосе, Калифорния . [39]

АРЕС

Scaled Composites ARES , также называемый «Mudfighter», представляет собой полноразмерный летающий и стреляющий прототип легкого недорогого самолета с такой же ролью штурмовика и поддержки, что и А-10 . Первый полет самолет совершил в 1990 году.

Бумеранг

Отходом от конструкции «утка» стал «Бумеранг» 1996 года , возможно, один из самых нетрадиционных самолетов этого нетрадиционного конструктора. Самолет Rutan model 202 Boomerang представляет собой асимметричный двухдвигательный самолет тягачей с одним двигателем на фюзеляже , а другим - на гондоле. за ноябрь 1996 года В тематической статье журнала «Популярная механика» говорилось, что он «больше похож на тримотор, потерявший правую стрелу и двигатель». [40]

Сошка

BiPod . , последняя разработка Рутана совместно с его компанией Scaled Composites, представляет собой летающий автомобиль гибридный Анонсированный в июле 2011 года, автомобиль с двумя капсулами имеет размах крыльев 31 фут 10 дюймов; с измененной конфигурацией крыльев (уложенными между капсулами) автомобиль имеет ширину 7 футов 11 дюймов и помещается в гараж на одну машину. Конструкция оснащена двумя четырехтактными двигателями объемом 450 куб.см , по одному в каждой капсуле, которые приводят в действие пару генераторов , которые, в свою очередь, приводят в действие электродвигатели, используемые для движения. « Литий-ионные батареи в носовой части каждой капсулы будут обеспечивать питание во время взлета и резервную копию при приземлении. При крейсерской скорости 100 миль в час (160 км/ч), по словам Scaled, сошки модели 367 будут иметь дальность полета. 760 миль (1220 км)». Самолет может летать со скоростью 200 миль в час (320 км/ч), что сокращает дальность полета до 530 миль (850 км). «Ожидается, что в дороге этот пригодный для эксплуатации самолет, вмещающий 18 галлонов США (68 л; 15 имп галлонов) топлива, будет иметь дальность полета 820 миль. Заявленный запас хода только на электричестве составляет 35 миль». [41] Органы управления полетом находятся в правой капсуле, органы управления дорогой (руль и тормоза) — в левой. [42]

Высокопроизводительный самолет [ править ]

Амсойл Гонщик

Модель Rutan 68 Amsoil Racer — гоночный самолет конфигурации Quickie, построенный в 1981 году. Он установил несколько рекордов скорости, но разбился на гонках Reno Air Races 1983 года и не подлежал восстановлению.

Вояджер

1986 Рутан Вояджер на выставке в Национальном музее авиации и космонавтики.

Модель Rutan 76 Voyager была первым самолетом, совершившим беспосадочный перелет без дозаправки по всему миру. Пилотируемый братом Рутана Диком и Джиной Йегер, самолет совершил кругосветный перелет за 9 дней в декабре 1986 года. [43] Кругосветные полеты совершались военными экипажами с использованием дозаправки в воздухе . [44]

Берт разработал двухмоторную (поршневые двигатели, один толкатель и один тягач) конструкцию «утка». Толкающий двигатель работал непрерывно, двигатель тягача использовался для взлета и набора высоты, затем отключался. [45] [46]

Впервые самолет поднялся в воздух с двумя двигателями Lycoming O-235 . После опытно-конструкторских работ он был модернизирован с использованием Continental O-200 (модифицированного с включением жидкостного охлаждения ) в качестве толкающего двигателя и Continental O-240 в качестве тягача. [47]

В качестве испытательного полета самолет совершил рекордный полет на выносливость. [ нужны разъяснения ] у берегов Калифорнии. В декабре 1986 года они взлетели с базы ВВС Эдвардс в Калифорнии и за девять дней облетели весь мир (в западном направлении), выполнив проектные задачи самолета и установив несколько мировых рекордов абсолютной дальности полета . «Вояджер» был списан и теперь висит на выставке «Вехи полета» в Национального музея авиации и космонавтики (NASM). главном выставочном зале [48] с Wright Flyer , Spirit of St. Louis и Bell X-1 .

Берт и Дик Рутан вместе с Йегером попали в заголовки газет за свои усилия в составе команды «Вояджер» и получили в 1986 году Collier Trophy и Президентскую гражданскую медаль от президента Рональда Рейгана .

кошачья птица

Scaled Composites Model 81 Catbird — пятиместный одномоторный герметичный самолет. Самолет был сконфигурирован как самолет с тремя поверхностями (утка, основное крыло и хвостовое оперение) и впервые поднялся в воздух в 1988 году. После того, как он служил личным самолетом Рутана, он был списан. Catbird примечателен тем, что в 1993 году выиграл приз за эффективность самолетов CAFE Challenge . [49]

Прудовый гонщик

1991 года Pond Racer был гоночным самолетом неограниченного класса. Обеспокоенный сокращением количества самолетов времен Второй мировой войны , многие из которых использовались в качестве гонщиков неограниченного класса на воздушных гонках в Рино, Боб Понд заключил контракт с Rutan и Scaled на проектирование и создание гонщика неограниченного класса. После проектных проработок была выбрана двухмоторная компоновка традиционной компоновки. Самолет был оснащен двумя Electromotive-Nissan VG-30 мощностью 3-литровыми поршневыми двигателями по 1000 л.с. (750 кВт), работающими на метаноле . Самолет был построен и испытан перед сдачей заказчику. Он появлялся на авиагонках в Рино в 1991, 1992 и 1993 годах. Самолет был уничтожен в результате вынужденной посадки 14 сентября 1993 года, в результате чего погиб пилот Рик Брикерт. [50]

Протей

Модель 281 Proteus — это с тандемным крылом высокопроходимый самолет , разработанный Рутаном и построенный компанией Scaled Composites для исследования использования самолетов в качестве высотных телекоммуникационных ретрансляторов. Требования к самолету были разработаны компаниями Angel Technologies и Broadband.com. Его первые полеты состоялись в 1998 году. Ему принадлежит несколько рекордов высоты, установленных в 2000 году. [51]

ГлобалФлаер

Virgin Atlantic GlobalFlyer прибывает в Космический центр Кеннеди в 2006 году, Стив Фоссет. пилотирует

3 марта 2005 года Virgin Atlantic GlobalFlyer, самолет, аналогичный конструкции Voyager, но построенный компанией Scaled с использованием более жестких материалов и с одним реактивным двигателем , совершил первый одиночный беспосадочный кругосветный полет без дозаправки вместе с искателем приключений Стивом Фоссетом. в качестве пилота. Снижение веса имело решающее значение для конструкции, и Рутан, как сообщается, в шутку сказал своим сотрудникам, что, когда они завершат сборку детали, они должны подбросить ее в воздух для весовых испытаний, и «если она упадет, значит, она слишком тяжелая». [52] В период с 7 февраля 2006 г. по 11 февраля 2006 г. Фоссет и GlobalFlyer установили рекорд самого длинного полета в истории: 41 467,53 км (25 766,73 миль), что является третьим абсолютным мировым рекордом, установленным на этом самолете. [53] NASM перед тем, как его переправили в Центр Стивена Ф. Удвар-Хейзи . Global Flyer — шестой аэрокосмический аппарат, разработанный Рутаном в коллекции NASM. [54]

ЛыжиЗолото

SkiGull это самолет-амфибия , о котором было публично объявлено на собрании EAA AirVenture в 2015 году после ухода Рутана на пенсию. Его последняя разработка - двухместный самолет из композита и титана, оснащенный убирающимся лыжным шасси , к которому могут быть прикреплены колеса для операций на воде, снегу или на суше, приземляющийся на поверхность примерно в 400 футов (120 м), но с дальностью полета. пересекать океаны. Он оснащен двумя электродвигателями с реверсивными пропеллерами, складывающимися вперед , что упрощает стыковку и обеспечивает дополнительную взлетную мощность. SkiGull разрабатывается и финансируется из частных источников, а его первый испытательный полет состоялся в ноябре 2015 года.

Контрактный самолет [ править ]

Триумф

1988 года Scaled Composites Triumph представлял собой двухмоторный прототип бизнес-джета, разработанный и построенный для Beechcraft . Самолет представляет собой конструкцию с тремя несущими поверхностями , с небольшим передним крылом и небольшим обычным горизонтальным стабилизатором Т- образного оперения.

Визионерское преимущество

VisionAire VA-10 Vantage — это прототип одномоторного легкого бизнес-джета (или « очень легкого реактивного самолета », также известного как VLJ), разработанный корпорацией VisionAire Jets. В 1996 году Рутан спроектировал первый прототип - экспериментальный самолет, призванный подтвердить работоспособность конструкции, что привело к ряду проблем и модификации самолета в 1998 году.

В-Джет II

Williams V-Jet II , который впервые поднялся в воздух в 1997 году, представлял собой VLJ, спроектированный и построенный в качестве испытательного стенда и самолета-демонстратора Williams International двигателя FJX-1 компании нового турбовентиляторного . Он послужил источником вдохновения для дизайна Eclipse 500 и был снят с производства в 2001 году.

Адам М-309

Adam M-309 CarbonAero — шестиместный гражданский самолет-демонстратор технологий, разработанный Rutan и построенный компанией Scaled Composites в начале 2000-х годов. Он превратился в A500, который производит компания Adam Aircraft Industries .

Стратоланч

В 2011 году Рутан и Microsoft соучредитель Пол Аллен анонсировали Stratolaunch , космический самолет-носитель, построенный Scaled Composites для Stratolaunch Systems Аллена для запуска с воздуха на орбитальные ракеты. [55]

Проекты космических кораблей [ править ]

SpaceShipOne после первого полета в космос 21 июня 2004 г.
(Слева) Мэрион Блейки , Майк Мелвилл , сэр Ричард Брэнсон , Берт Рутан, Брайан Бинни и Пол Аллен размышляют о миссии, выполненной в 2004 году.

КосмическийКорабльОдин

Рутан снова попал в заголовки газет в июне 2004 года с SpaceShipOne, который стал первым пилотируемым кораблем, построенным в частном порядке, управляемым и профинансированным, достигшим космоса. Проект, получивший название « Tier One » (позже известный как Tier 1b), был разработан и осуществлялся компанией Mojave Aerospace Ventures , которая частично принадлежит Scaled Composites и была совместным предприятием Пола Аллена и Рутана, ориентировочная стоимость разработки составила 25 миллионов долларов США (полностью предоставлено Алленом). 4 октября команда SpaceShipOne выиграла премию Ansari X Prize в размере 10 миллионов долларов США, выполнив два полета в течение двух недель с эквивалентным весом трех человек и сделав это при повторном использовании не менее 80% оборудования корабля. Оба полета пилотировали Майк Мелвилл и Брайан Бинни соответственно. Команда проекта была удостоена награды Collier Trophy 2004 года , присуждаемой Национальной ассоциацией аэронавтики за «величайшее достижение в области аэронавтики или астронавтики в Америке». Этот корабль воплощает уникальный стиль Рутана и является еще одним из «символов полета», представленных на выставке NASM. Выставка «Вехи полета» . [56] Будучи первым космическим кораблем, финансируемым из частных источников, он способствовал началу глобальной частной космической гонки .

Космический КорабльДва Проекта

SpaceShipTwo (центральный фюзеляж) находится под двойным фюзеляжем- White носителем Knight Two.

Virgin Galactic — ответвление и инвестора сэра Ричарда Брэнсона бизнесмена Virgin Group и материнская компания стартапа по производству космических кораблей Брэнсона и Рутана The Spaceship Company, созданного в 2005 году , — объявила, что в 2008 году начнет космические туристические полеты с использованием кораблей, созданных на основе конструкций Космический корабль-один. Этот новый корабль, получивший название SpaceShipTwo , также разработанный Рутаном, предназначен для того, чтобы позволить шести «оптимизированным для опыта» пассажирам увидеть планету на высоте от 70 до 80 миль в суборбитальном пространстве. Производство первого из пяти запланированных кораблей SpaceShipTwo уже началось, но коммерческие полеты не начались в 2008 году, как планировалось. взрыв на заводе Scaled Composite в космодроме Мохаве Задержке, возможно, способствовал 26 июля 2007 года, в результате которого погибли три инженера и серьезно пострадали еще трое. Они тестировали компоненты для SpaceShipTwo , но по состоянию на август 2007 г. Scaled Composites по-прежнему занималась совершенствованием конструкции SpaceShipTwo. [57] Virgin продолжает работать над разработкой SpaceShipTwo, но перестала прогнозировать, когда начнутся коммерческие космические полеты. [58] Еще одна авария SpaceshipTwo 31 октября 2014 г. ( бортовой номер VSS Enterprise : N339SS) привела к гибели второго пилота Майкла Олсбери и травмам пилота. [59]

Рутан также работал с t/Space в середине 2000-х годов над разработкой воздушным запуском двухступенчатого пилотируемого космического корабля с . Предполагалось, что он будет иметь вместимость такси для перевозки пассажиров на Международную космическую станцию . В июне 2005 года испытания макетов четвертьмасштаба на падение с воздуха подтвердили практичность выпуска воздуха и поворота в вертикальное положение. [60]

SpaceShipOne теперь висит в NASM в Вашингтоне, округ Колумбия, вместе с Spirit of St. Louis и Bell X-1 Glamorous Glennis.

Белый рыцарь один и два

28 июля 2008 года Ричард Брэнсон представил Scaled Composites White Knight Two Eve на космодроме Мохаве . Грузовой самолет с реактивным двигателем создан на базе успешного базового корабля SpaceShipOne, White Knight One , который был разработан Рутаном и основан на Протее . Летные испытания планировалось начать в сентябре 2008 года. [61] [62] Стартовым заказчиком White Knight Two является компания Virgin Galactic , которая будет владеть первыми двумя аппаратами и эксклюзивными правами на корабль в течение первых нескольких лет. В 2008 году Брэнсон предсказал, что первое космическое путешествие состоится через 18 месяцев: «Оно представляет… шанс для нашей постоянно растущей группы будущих астронавтов и других ученых увидеть наш мир в совершенно новом свете». Virgin Galactic заключила контракт с Рутаном на постройку базового корабля и космического корабля. [63] [64]

Пенсионный и послепенсионный труд [ править ]

Рутан на EAA AirVenture в 2011 году

3 ноября 2010 г. Scaled Composites объявила о закрытии Рутана:

«Берт Рутан, основатель аэрокосмической исследовательской фирмы Scaled Composites в 1982 году, объявил о своих планах выйти на пенсию в апреле 2011 года. В настоящее время он является главным техническим директором Scaled, а после выхода на пенсию Берт примет титул основателя и почетного председателя. Берт работал в Долине Антилоп в Калифорнии более 45 лет, сначала в качестве инженера по летным испытаниям в ВВС, а в 1974 году он основал авиационный завод в Рутане для разработки экспериментальных самолетов для домостроителей». [65]

«Берт известен во всем мире как легендарный гений авиастроения в мире авиации. Мне очень повезло и я горжусь тем, что работал рядом с ним в течение последних 28 лет», — говорит президент Дуглас Б. Шейн . «Мы желаем Берту и его жене Тоне всего наилучшего, что их ждет в будущем». [65]

1 апреля 2011 года Рутан ушел из Scaled Composites в свой дом в Кёр-д'Ален, штат Айдахо . [66]

После выхода на пенсию Рутан продолжал работать дома над различными проектами с тех пор, как ушел из Scaled Composites в 2011 году. В том же году он сказал, что работал над еще одним инновационным дизайном. [28] В июле 2011 года выяснилось, что это гибридный летающий автомобиль Model 367 BiPod . [41]

В 2015 году он начал водные и летные испытания прототипа нового самолета-амфибии Rutan SkiGull , способного летать между Гавайями и Калифорнией со скоростью 200 миль в час (320 км/ч), взлетая и приземляясь на высоте около 400 футов. (120 м) на сложных поверхностях, включая пересеченную местность, море, траву, снег или обычные взлетно-посадочные полосы, заправленные обычным автомобильным или судовым бензином и имеющие небольшие электродвигатели для усиления или аварийной посадки. [67] [1] [68] [69]

Рутан также консультировал по вопросам проектирования Полом Алленом финансируемого космического носителя Stratolaunch, , после выхода на пенсию в 2011 году, который является крупнейшим в мире самолетом по размаху крыльев , а в 2019 году объявил, что работает над новым eVTOL . [70]

Награды и похвалы (неполный список) [ править ]

За свою более чем 50-летнюю карьеру Рутан получил множество наград и наград за аэрокосмический дизайн и разработку. Ниже приводится список некоторых из его наиболее заметных наград и похвал.

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: а б Коллин Крам (24 июля 2015 г.). «SkiGull Берта Рутана может стать его последним и самым универсальным творением на свете» . Летный клуб .
  2. ^ «Награды» . BurtRutan.com .
  3. ^ «эроРутан Быстряк» . си.еду . Архивировано из оригинала 2 апреля 2011 года . Проверено 7 марта 2011 г.
  4. ^ « Наземная команда занята в ангаре Мохаве: для семей пилотов пришло время подождать» . Лос-Анджелес Таймс . 1986 год . Проверено 3 августа 2023 г.
  5. ^ «Берт Рутан, Биографическая справка» . Royce Carlton Inc., апрель 2005 г. Архивировано из оригинала 15 июля 2011 г. Проверено 8 июля 2009 г.
  6. ^ «Наука, технологии и общество, биография резидентской стипендиальной программы 2002–2003 гг.» . Институт науки, техники и государственной политики . Проверено 8 июля 2009 г.
  7. ^ «Берт Рутан получит премию Хайнлайна за выдающиеся достижения в аэрокосмической отрасли» . Национальное космическое общество. 15 апреля 2008 года . Проверено 8 июля 2009 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  8. ^ Отчет о программе летных испытаний BD-5, Лестер Х. Бервен, главный летчик-испытатель - Bede Aircraft, Inc.
  9. ^ Фиск, Питер (2011). Творческий гений: Руководство по инновациям для бизнес-лидеров, тех, кто пересекает границы и меняет правила игры . Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons. ISBN  978-0-85708-023-3 .
  10. ^ Jump up to: а б М.С.Раджамурти. «Рутан – гуру-утка» (PDF) . Национальные аэрокосмические лаборатории, Индия. Архивировано из оригинала (PDF) 9 апреля 2011 года . Проверено 8 июля 2009 г.
  11. ^ ван дер Линден, Ф. Роберт (2011). Ангар нации: авиационные сокровища Смитсоновского института . Смитсоновский институт. п. 173. ИСБН  978-1-58834-316-1 .
  12. ^ Jump up to: а б с Линехан, Дэн (2011). SpaceShipOne: иллюстрированная история . Кенилворт, Нью-Джерси: Zenith Press. п. 16. ISBN  978-1-61673-230-1 .
  13. ^ «Карта масштабированных композитов для печати» . Скейлд Композитс, ООО. Архивировано из оригинала 14 октября 2004 года . Проверено 8 июля 2009 г.
  14. ^ «Обладатели Золотой пластины Американской академии достижений» . www.achievement.org . Американская академия достижений .
  15. ^ Шпрекельмейер, Линда, редактор. Их мы чтим: Международный зал аэрокосмической славы . Издательство Donning Co., 2006. ISBN   978-1-57864-397-4 .
  16. ^ Jump up to: а б Подкомитет по науке Комитета Конгресса США по космосу и аэронавтике (2005 г.). Будущие рынки коммерческих площадей: слушания в Подкомитете по космосу и аэронавтике, Комитет по науке, Палата представителей, Сто девятый Конгресс, первая сессия, 20 апреля 2005 г. Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США. п. 23. ISBN  978-0-16-075511-8 .
  17. ^ Jump up to: а б Полет – 51 герой авиации http://www.flyingmag.com/photo-gallery/photos/51-heroes-aviation?pnid=41836
  18. Фридман, Дэвид Х. (1 января 2005 г.). года» . Inc. Предприниматель
  19. ^ «Премия Дж. К. Хансакера в области авиационной техники» . Национальная академия наук. Архивировано из оригинала 29 декабря 2010 года . Проверено 14 февраля 2011 г.
  20. ^ «Northrop Grumman покупает строителя SpaceShipOne» . SPACE.com. 20 июля 2007 года . Проверено 21 октября 2019 г.
  21. Берт Рутан, аэрокосмический инженер , BigThink , интервью с Бертом Рутаном, 3 марта 2010 г., по состоянию на 6 марта 2010 г. Отрывок видео с 8:40 и далее.
  22. ^ «Инновационная космическая гонка — Видео — C-SPAN.org» . C-SPAN.org .
  23. ^ Меган Эллиот (октябрь 2015 г.). «Берт Рутан выигрывает Трофей Райта 2015» . Flyingmag.com . Проверено 16 января 2015 г.
  24. ^ Джули Ботман (4 февраля 2021 г.). «Берт Рутан выигрывает трофей Боба Гувера» . Летающий . Проверено 5 февраля 2020 г.
  25. ^ «Аэропорт Мохаве чтит имя Рутана» . AINonline . 21 января 2022 г. . Проверено 7 августа 2022 г.
  26. ^ Леонард Дэвид (27 сентября 2004 г.). «На старт: первый призовой полет X на этой неделе» . Space.com . Проверено 8 июля 2009 г.
  27. ^ Питер Гаррисон (20 сентября 2009 г.). «Нетрадиционный Берт Рутан» . Проверено 7 февраля 2021 г.
  28. ^ Jump up to: а б с д и У. Дж. Хенниган (1 апреля 2011 г.). «Легенда аэрокосмической отрасли Берт Рутан готов к приземлению» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 2 апреля 2011 г. Пять его самолетов сейчас висят в Смитсоновском национальном музее авиации и космонавтики, в том числе «Вояджер», который в 1986 году стал первым самолетом, совершившим кругосветный полет без дозаправки, и SpaceShipOne, который в 2004 году стал первым частным ракетным самолетом, когда-либо запускавшим человек в космос. ... Рутан был предметом документальных фильмов, обложек журналов и новостного журнала CBS «60 минут». ...Более 45 лет Рутан работал... над проектированием самолетов, непохожих ни на один другой, который ему предшествовал. Его самолеты и космические корабли принимают всевозможные изящные формы и размеры, больше похожие на работу скульптора, чем инженера. Всего Рутан придумал 367 отдельных концепций, из которых 45 летали.
  29. ^ «Микро Звезда» . Цена страсти – Миниджеты . Проверено 7 декабря 2009 г.
  30. ^ Авиационный центр ЕАА (б. д.). «Прототип Rutan VariEze 1975 года – N7EZ» . Проверено 8 ноября 2014 г.
  31. ^ « Идентификатор рекорда FAI № 1898 – Расстояние по закрытой трассе. Архивировано 22 июля 2015 года в Wayback Machine » Международная авиационная федерация . Проверено: 14 сентября 2014 г.
  32. Список записей, установленных «Rutan VariEze». Архивировано 12 мая 2006 г. в Wayback Machine . По состоянию на 5 января 2006 г.
  33. Винглеты . Архивировано 13 февраля 2007 года в Wayback Machine Гейл С. Ланжевен из НАСА. По состоянию на 5 января 2006 г.
  34. ^ [1] Сервисный бюллетень RAF опубликован на сайте www.cozybuilders.org. По состоянию на 20 февраля 2010 г.
  35. ^ Дэйв Моррис. «Часто задаваемые вопросы по стрекозе» . Страница Дэйва Морриса «Стрекоза» . Проверено 8 июля 2009 г.
  36. ^ «Справочник планеров Алекса» . Архивировано из оригинала 18 мая 2009 года . Проверено 8 июля 2009 г. Запись на сайте Sailplanedirectory.com
  37. ^ «Музей AirVenture: Рутан Гризли 72 – N80RA» . Авиационный центр ЕАА . Проверено 8 июля 2009 г.
  38. ^ «Статья AutoWeek о Берте Рутане и Колине Чепмене» . Lotus Talk (форум). 28 сентября 2004 года . Проверено 8 июля 2009 г.
  39. ^ « Брифинг Музея авиации Хиллера » (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 25 октября 2006 г. Проверено 27 октября 2006 г.
  40. ^ Бумеранг! Архивировано 10 декабря 2006 года в Wayback Machine . По состоянию на 5 января 2006 г.
  41. ^ Jump up to: а б Паур, Джейсон (18 июля 2011 г.). «Берт Рутан проектирует гибридный летающий автомобиль» . Проводной . Проверено 27 июля 2011 г. Бензин-электрический двухцилиндровый автомобиль имеет запас хода 760 миль в воздухе и 820 миль на земле и работает немного как Chevrolet Volt. Электродвигатели обеспечивают движение, а два бензиновых двигателя приводят в действие генераторы, которые поддерживают поток сока. Проект № 367 — корабль назван в соответствии с простой системой нумерации, давно используемой Рутаном — был представлен [в июле 2011 года] после первого короткого прыжка в воздух 30 марта. Это последний проект легендарного аэрокосмического конструктора на Scaled Composites, компания, которую он основал в 1982 году.
  42. ^ Редакция (январь 2012 г.). «Дизайн Рутана: 39 лет, 37 самолетов, 1 космический корабль» . Смитсоновский институт авиации и космонавтики . , стр. 42-51.
  43. ^ «Рутан Вояджер» . си.еду . Архивировано из оригинала 2 апреля 2011 года . Проверено 17 апреля 2010 г.
  44. Например, Lucky Lady II совершила кругосветный перелет с 26 февраля 1949 года по 2 марта 1949 года. «AF.mil – Вехи истории» . Архивировано из оригинала 20 октября 2012 года . Проверено 20 июня 2010 г.
  45. ^ «Берт Рутан» . Мир наблюдения за самолетами. 9 апреля 2008 года . Проверено 8 июля 2009 г.
  46. ^ Джексон, Роберт (2004). Энциклопедия самолетов . Тандер-Бей Пресс. стр. 426–27.
  47. ^ «Рутан Вояджер» . си.еду . Архивировано из оригинала 7 мая 2016 года . Проверено 19 августа 2013 г.
  48. ^ «Рутанские авиационные конструкции» . Комиссия по столетию полетов США. Архивировано из оригинала 27 августа 2009 года . Проверено 8 июля 2009 г.
  49. ^ Фонд CAFE. Архивировано 23 июля 2008 г., в Wayback Machine.
  50. ^ Фицджеральд. «Страница самолета» . Проверено 8 июля 2009 г.
  51. ^ «База данных мировых авиационных рекордов FAI, по состоянию на 30 августа 2008 г.» . Архивировано из оригинала 20 мая 2007 года.
  52. ^ Дэвид Ноланд (февраль 2005 г.). «Берт Рутан и окончательное соло» . Популярная механика . Архивировано из оригинала 11 декабря 2006 года.
  53. Список рекордов, установленных «Scaled Composites M311». Архивировано 2 мая 2006 г. в Wayback Machine . По состоянию на 5 января 2006 г.
  54. ^ Национальный музей авиации и космонавтики приветствует исторический самолет Стива Фоссета для постоянной экспозиции в Центре Стивена Ф. Удвар-Хейзи. Архивировано 7 апреля 2009 года в Wayback Machine . По состоянию на 5 января 2006 г.
  55. ^ Майкл Мечем и Фрэнк Морринг-младший (19 декабря 2011 г.). «Аллен делает большую ставку на воздушные запуски - миллиардер Пол Аллен поддерживает идею Берта Рутана о воздушных запусках» . Неделя авиации и космических технологий .
  56. ^ SpaceShipOne присоединяется к символам полета, выставленным в Национальном музее авиации и космонавтики Смитсоновского института. Архивировано 2 декабря 2006 года в Wayback Machine . По состоянию на 5 января 2006 г.
  57. ^ Долигоса Феликс-младший (27 июля 2007 г.). «Начинается расследование трагического испытания: однако установление причины смертельного взрыва может занять до шести месяцев, говорят чиновники>» . Новости округа Керн . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 29 июля 2007 г.
  58. ^ Саймон, Стефани; Пастор, Энди (1 сентября 2011 г.). «Медленный старт для космических путешествий» . Уолл Стрит Джорнал . Архивировано из оригинала 3 сентября 2011 года.
  59. ^ Малик, Тарик (декабрь 2014 г.). «Крушение Virgin Galactic SpaceShipTwo: полное освещение и расследование» . Space.com . Проверено 1 мая 2015 г.
  60. ^ Дэвид, Леонард (15 июня 2005 г.). «Концепция пассажирской ракеты воздушного старта t/Space Tests» . Space.com . Проверено 17 октября 2010 г.
  61. ^ «Расписание AirVenture Oshkosh на 2008 год» . Проверено 19 июля 2008 г.
  62. ^ Леонард Дэвид (6 июня 2008 г.). «Virgin Galactic Spaceline: дебют мега-материнского корабля» . SPACE.com . Проверено 10 июня 2008 г.
  63. ^ «Брэнсон представляет самолет для космического туризма» . Би-би-си . Июль 2008 года.
  64. ^ Рэйчел Кортленд, Ошкош. «Virgin Galactic запускает «материнский корабль» SpaceShipTwo – New Scientist» . Новый учёный .
  65. ^ Jump up to: а б «Берт Рутан объявляет о пенсионных планах» (PDF) (пресс-релиз). Масштабированные композиты . 3 ноября 2010 г.
  66. ^ «Легенда аэрокосмической отрасли Берт Рутан готов к приземлению» . Лос-Анджелес Таймс . 1 апреля 2011 года . Проверено 4 ноября 2020 г.
  67. ^ «Раскрыты детали SkiGull» . www.aopa.org . 22 июля 2015 г.
  68. ^ «Чайка Рутана — первый полет» . eaa.org . Архивировано из оригинала 26 ноября 2015 года . Проверено 26 ноября 2015 г.
  69. ^ Рос, Микель (22 февраля 2016 г.). «Пионеры неба: революция в области легких самолетов набирает обороты» . CNN .
  70. ^ Расс Найлз (28 октября 2019 г.). «Рутан работает над EVTOL» . AVweb .

Внешние ссылки [ править ]

Статьи [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 48fc4c696b66cb6124da2d45678a588f__1720185000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/48/8f/48fc4c696b66cb6124da2d45678a588f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Burt Rutan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)