Берт Рутан
Берт Рутан | |
---|---|
![]() Коробка 2004 года | |
Рожденный | Эльберт Леандер Рутан 17 июня 1943 г. Эстада, Орегон , США |
Альма-матер | Калифорнийский политехнический государственный университет ( BSE ) |
Род занятий | Аэрокосмический инженер и предприниматель |
Годы активности | 1965–2011, 2015 – настоящее время |
Известный | Рутан Вояджер , SpaceShipOne , Virgin Atlantic GlobalFlyer , Рутан ВариЭзе и Лонг-ЭЗ , основатель Scaled Composites , The Spaceship Company соучредитель , пионер в области композитных материалов для самодельных самолетов |
Супруг | Тоня Рутан |
Дети | 2 |
Родственники | Дик Рутан |
Награды | См. ниже |
Веб-сайт | в голове |
Элберт Леандер « Берт » Рутан ( / ˈ r uː t ən / ; родился 17 июня 1943 г.) - американский аэрокосмический инженер и предприниматель на пенсии, известный своей оригинальностью в разработке легких, прочных, необычно выглядящих и энергоэффективных самолетов и космоса. ремесло. Он спроектировал рекордный «Вояджер» , который в 1986 году стал первым самолетом, совершившим кругосветный полет без остановок и дозаправки. Он также спроектировал самолет Virgin Atlantic GlobalFlyer , который в 2006 году установил мировой рекорд по самому быстрому (342 миль в час/551 км/ч за 67 часов) и самому длинному (25 766 миль/41 466 км) беспосадочному кругосветному полету без дозаправки в истории. SpaceShipOne В 2004 году суборбитальный космический самолет Рутана стал первым космическим кораблем, финансируемым из частных источников, вышедшим в космос, выиграв в том же году X-Prize Ансари за достижение этого подвига дважды в течение двухнедельного периода.
Своими моделями VariEze и Long-EZ , которые впервые поднялись в воздух в 1975 и 1979 годах соответственно, Рутан отвечает за популяризацию как конфигурации «утка» , так и использования безформованных композитных конструкций в отечественной авиационной промышленности, причем последняя технология была принята в нескольких серийные и коммерческие самолеты в последующие десятилетия. Он является основателем или соучредителем нескольких аэрокосмических компаний, включая Rutan Aircraft Factory , Scaled Composites , Mojave Aerospace Ventures и The Spaceship Company .
За свою карьеру Рутан сконструировал 46 самолетов, был включен в Time список 100 самых влиятельных людей мира по версии журнала был со-лауреатом премий Collier и Национального музея авиации и космонавтики за 2004 год, дважды (каждый за свою работу). достижения с «Вояджером» в 1986 году и SpaceShipOne в 2004 году), получил шесть почетных докторских степеней и получил более 100 различных наград в области аэрокосмического проектирования и разработки. [1] [2] В 1995 году он был занесен в Национальный зал авиационной славы . У Рутана пять самолетов выставлены в Смитсоновского института : Национальном музее авиации и космонавтики VariEze, Quickie , Voyager, SpaceShipOne и Virgin Atlantic GlobalFlyer. [3] Он младший брат покойного летчика-испытателя и летчика-истребителя ВВС США Дика Рутана , который пилотировал многие из более ранних оригинальных конструкций Берта в рекордных полетах своего класса.
Жизнь и карьера [ править ]
Берт Рутан родился в 1943 году в Эстакаде, штат Орегон , недалеко от Портленда, и вырос в Динубе, штат Калифорния . Он был одним из трех детей, рожденных Джорджем (дантистом) и Ирен Рутан. Его сестра Нелл Рутан — бывшая стюардесса American Airlines . [4] Он рано проявил интерес к проектированию самолетов. К восьми годам Рутан проектировал и строил модели самолетов. Его первый самостоятельный полет на самолете состоялся на Aeronca Champ в 1959 году, когда ему было 16 лет. В 1965 году он окончил Калифорнийский политехнический государственный университет (Cal Poly-San Luis Obispo) третьим в своем классе со степенью бакалавра в области авиационной техники. [5] [6]
С 1965 по 1972 год Рутан был инженером проекта гражданских летных испытаний ВВС США на базе ВВС Эдвардс , работая над девятью проектами, включая транспортные LTV XC-142 VSTOL и штопарные испытания истребителя McDonnell Douglas F-4 Phantom II . [7] Он ушел, чтобы стать директором по разработке самолета BD-5 в компании Bede Aircraft в Ньютоне, штат Канзас , и занимал эту должность до 1974 года. [8]
В июне 1974 года Рутан вернулся в Калифорнию, чтобы основать авиационный завод Рутана . [9] В этом бизнесе он спроектировал и разработал прототипы нескольких самолетов, в основном предназначенных для строителей-любителей. Его первым проектом, реализованным еще в Беде, был VariViggen , двухместный одномоторный корабль -толкач конфигурации «утка» . Утка стала особенностью многих моделей Rutan, особенно очень популярных VariEze и Long-EZ. [10] Он также известен тем, что использует в своих проектах экзотические и нетрадиционные материалы. [11] Он был первым, кто применил безформенную композитную конструкцию. По его словам, свою композиционную работу он начал с копирования концепции, используемой при ремонте литых европейских планеров. [12] Его новаторством было использование метода не ремонта, а постройки самолета с сердечниками крыла из горячей проволоки и вырезанным вручную пенопластом для коробки фюзеляжа. [12] Этот метод позволил Рутану построить самолет без формы. [12]
В апреле 1982 года Рутан основал компанию Scaled Composites , LLC, которая стала одним из выдающихся в мире предприятий по проектированию и прототипированию самолетов. Штаб-квартира Scaled Composites находится в Мохаве, штат Калифорния , в воздушно-космическом порту Мохаве . [13] В том же году Beechcraft заключила контракт с компанией Rutan's Scaled Composites на доработку конструкции и постройку прототипа Beechcraft Starship .
В 1987 году Рутан получил премию «Золотая тарелка» Американской академии достижений . [14] В 1988 году он был занесен в Международный зал славы авиации и космонавтики в Музее авиации и космонавтики Сан-Диего. [15] а в 1995 году — Национальный зал авиационной славы в Национальном музее ВВС США в Дейтоне, штат Огайо . Рутан был избран членом Национальной инженерной академии в 1989 году за руководство проектированием, проектированием, строительством и испытаниями серии самолетов, включая «Вояджер» . [16] В 2004 году, после полета SpaceShipOne, он был включен в список Time . «100 самых влиятельных людей в мире» журнала [17] и как Inc. «Предприниматель года» по версии журнала [18] В 2005 году он получил премию NAS в области авиационной техники от Национальной академии наук . [19] В том же году он был награжден премией Роберта Дж. Коллиера , которую он также получил в 1986 году за дизайн и разработку «Вояджера-15». [16]
В 2007 году Northrop Grumman стала единственным владельцем Rutan's Scaled Composites. [20]
Внешние видео | |
---|---|
![]() |
В интервью Big Think в 2010 году Рутан сформулировал свою мотивацию для разработки проектов суборбитальных космических полетов с помощью SpaceShipOne и SpaceShipTwo . В нем он сказал: «Мы можем добиться некоторых прорывов», сделав такие полеты «на несколько порядков безопаснее и на порядки более доступными. Я делаю этот шаг, потому что думаю достичь чего-то, чего никогда не существовало в пилотируемых космических полетах – и это большой объем и публичный доступ – я думаю, что важно сделать это и сделать это как можно скорее». [21]
Он ушел из Scaled Composites в апреле 2011 года. В том же году он получил медаль Дэниела Гуггенхайма и стал признанной живой легендой авиации , получив Премию Боба Гувера за свободу полета от воздушной академии Kiddie Hawk. В 2012 году Рутан выступил перед Советом по мировым делам на тему «Инновации и космическая гонка», как было записано на C-Span. [22] Журнал Flying поместил его на 18-е место в своем списке «51 герой авиации» за 2013 год. [17] Рутан также был лауреатом престижного Мемориального трофея братьев Райт в 2015 году. [23] В 2021 году он получил свою вторую одноименную награду Боба Гувера в виде трофея RA «Боб» Гувера AOPA , вручаемого «людям в отрасли, которые на протяжении своей карьеры внесли большой вклад в ключевые области авиации общего назначения ». [24]
В 2022 году воздушно-космическому порту Мохаве было присвоено название «Рутанское поле» в честь вклада братьев Рутан в развитие аэропорта. Его правление заявило, что авиационные достижения Рутанов «сыграли ключевую роль в развитии аэрокосмической отрасли». промышленности и успеху организации Air & Space Port Мохаве». [25]
Берт женат на Тоне Рутан, у них двое детей. [26] [27]
Конструкции самолетов [ править ]
За 45-летнюю карьеру Рутана многие проекты часто сильно отличались от своих предшественников. Газета Los Angeles Times писала о его проектах: «Его самолеты и космические корабли принимают всевозможные изящные формы и размеры, больше похожие на работу скульптора, чем инженера. Всего Рутан придумал 367 отдельных концепций, из которых 45 летали». [28]
Самодельный самолет [ править ]
ВариВигген и ВариВигген СП

В 1968 году он приступил к созданию своей первой конструкции, VariViggen , который впервые поднялся в воздух в апреле 1972 года. Он имел заднее крыло, переднее утка и элементы конструкции толкателя , которые стали его торговыми марками. [10] Вместо испытаний в аэродинамической трубе Рутан разработал аэродинамические параметры для VariViggen, используя модель, установленную на его универсале , и измерил силы во время движения по пустым дорогам.
VariViggen представлял собой модель Rutan 27. Новый набор внешних крыльев с винглетами был позже разработан Rutan для VariViggen, производя VariViggen SP, модель Rutan 32. VariViggen был назван в честь Saab 37 Viggen , утки. реактивный истребитель, разработанный в Швеции. Один VariViggen, построенный во Франции и получивший название Micro Star, был оснащен двумя реактивными двигателями Microturbo TRS-18 вместо обычного поршневого двигателя . [29]
VariEze и Long-EZ


Дизайн VariViggen привел к успешному [28] VariEze (произносится как «очень легко») [28] Самодельные конструкции самолетов, в которых он впервые применил конструкции из безформованного стеклопластика в самодельных постройках. Прототип, получивший обозначение Model 31, публично дебютировал в 1975 году на конференции EAA Convention and Fly-In (теперь называемой AirVenture) в Ошкоше, штат Висконсин . [30] В том же году его брат Дик Рутан установил мировой рекорд на дистанции в категории до 500 кг (1100 фунтов) на VariEze. [31] и эти самолеты установили другие мировые рекорды в этом классе. [32] Они также были первыми самолетами, летавшими с законцовками крыла, разработанными НАСА . [33]
Позже Рутан пересмотрел конструкцию VariEze, обеспечив больший объем для топлива и груза, в результате чего появилась модель Rutan 61 Long-EZ , предназначенная для работы от Lycoming O-235 , хотя некоторые использовали Lycoming O-320 или Lycoming O-360 . У Long-EZ дальность полета составляла 2010 миль (3230 км), что в два раза больше, чем у VariEze. [28] Long-EZ также имеет пересмотренную конструкцию лонжерона крыла, на которую не распространяется ограничение максимального коэффициента нагрузки 2,5 г (положительное) и отрицательное 1,5 г (1,5 г), применяемое к VariEze после обнаружения проблем с некоторыми крыльями VariEze. [34]
Быстрый
Джин Шиэн и Том Джуэтт обратились к Рутану с просьбой разработать одноместный личный спортивный самолет. После предварительного проекта «утка» (модель 49) в конечном итоге была разработана конфигурация тандемного крыла с промышленным двигателем Онан мощностью 18 л.с. Прототип (модель Рутана 54) был построен в 1977 году и зарегистрирован как N77Q. После 5 месяцев испытаний компания Quickie Aircraft в 1978 году продала самолет как Rutan model 54 Quickie . [ нужна ссылка ]
Впоследствии были разработаны две модификации Quickie, обе расширены и теперь включают два сиденья. Компания Quickie Aircraft поручил Гэри Лагару разработать Q2 , а компания Viking Aircraft разработала Viking Dragonfly . [35]
Пасьянс
В 1982 году Ассоциация домостроителей планеров (ныне Ассоциация экспериментальных парящих самолетов) открыла конкурс на самодельный самозапускающийся планер. Рутан разработал модель пасьянса 77 Для этого конкурса , которую он выиграл. Планер имел конфигурацию «утка» с выдвижным двигателем перед кабиной. [36]
Исследовательский самолет [ править ]
Гризли
Рутан разработал модель 72 Grizzly , чтобы исследовать возможность использования самолета «утка» для взлета и посадки. Он был снят с вооружения после испытаний в 1982 году. [37]
Лотос Сверхлегкий
К Рутану обратился Колин Чепмен , основатель Lotus Cars , с просьбой спроектировать одноместный сверхлегкий самолет . И снова была разработана конфигурация «утка» - модель Rutan 91. Смерть Колина Чепмена в 1982 году положила конец этому проекту после того, как самолет уже поднялся в воздух. [38]
Эймс AD-1
В 1980-х годах НАСА заключило контракт с Ames Industrial Company из Богемии, штат Нью-Йорк, на разработку небольшого недорогого самолета для исследования Роберта Т. Джонса (исследователя НАСА в Исследовательском центре Эймса НАСА ) наклонного крыла концепции . Эймс обратился к Рутану, который спроектировал небольшой из стекловолокна планер , оснащенный двумя реактивными двигателями Microturbo TRS-18. Это была модель Рутана 35, Эймс АД-1 . После завершения программы испытаний AD-1 был списан в 1982 году и сейчас выставлен в Музее авиации Хиллера в Сан-Карлосе, Калифорния . [39]
АРЕС
Scaled Composites ARES , также называемый «Mudfighter», представляет собой полноразмерный летающий и стреляющий прототип легкого недорогого самолета с такой же ролью штурмовика и поддержки, что и А-10 . Первый полет самолет совершил в 1990 году.
Бумеранг
Отходом от конструкции «утка» стал «Бумеранг» 1996 года , возможно, один из самых нетрадиционных самолетов этого нетрадиционного конструктора. Самолет Rutan model 202 Boomerang представляет собой асимметричный двухдвигательный самолет тягачей с одним двигателем на фюзеляже , а другим - на гондоле. за ноябрь 1996 года В тематической статье журнала «Популярная механика» говорилось, что он «больше похож на тримотор, потерявший правую стрелу и двигатель». [40]
Сошка
BiPod . , последняя разработка Рутана совместно с его компанией Scaled Composites, представляет собой летающий автомобиль гибридный Анонсированный в июле 2011 года, автомобиль с двумя капсулами имеет размах крыльев 31 фут 10 дюймов; с измененной конфигурацией крыльев (уложенными между капсулами) автомобиль имеет ширину 7 футов 11 дюймов и помещается в гараж на одну машину. Конструкция оснащена двумя четырехтактными двигателями объемом 450 куб.см , по одному в каждой капсуле, которые приводят в действие пару генераторов , которые, в свою очередь, приводят в действие электродвигатели, используемые для движения. « Литий-ионные батареи в носовой части каждой капсулы будут обеспечивать питание во время взлета и резервную копию при приземлении. При крейсерской скорости 100 миль в час (160 км/ч), по словам Scaled, сошки модели 367 будут иметь дальность полета. 760 миль (1220 км)». Самолет может летать со скоростью 200 миль в час (320 км/ч), что сокращает дальность полета до 530 миль (850 км). «Ожидается, что в дороге этот пригодный для эксплуатации самолет, вмещающий 18 галлонов США (68 л; 15 имп галлонов) топлива, будет иметь дальность полета 820 миль. Заявленный запас хода только на электричестве составляет 35 миль». [41] Органы управления полетом находятся в правой капсуле, органы управления дорогой (руль и тормоза) — в левой. [42]
Высокопроизводительный самолет [ править ]
Амсойл Гонщик
Модель Rutan 68 Amsoil Racer — гоночный самолет конфигурации Quickie, построенный в 1981 году. Он установил несколько рекордов скорости, но разбился на гонках Reno Air Races 1983 года и не подлежал восстановлению.
Вояджер

Модель Rutan 76 Voyager была первым самолетом, совершившим беспосадочный перелет без дозаправки по всему миру. Пилотируемый братом Рутана Диком и Джиной Йегер, самолет совершил кругосветный перелет за 9 дней в декабре 1986 года. [43] Кругосветные полеты совершались военными экипажами с использованием дозаправки в воздухе . [44]
Берт разработал двухмоторную (поршневые двигатели, один толкатель и один тягач) конструкцию «утка». Толкающий двигатель работал непрерывно, двигатель тягача использовался для взлета и набора высоты, затем отключался. [45] [46]
Впервые самолет поднялся в воздух с двумя двигателями Lycoming O-235 . После опытно-конструкторских работ он был модернизирован с использованием Continental O-200 (модифицированного с включением жидкостного охлаждения ) в качестве толкающего двигателя и Continental O-240 в качестве тягача. [47]
В качестве испытательного полета самолет совершил рекордный полет на выносливость. [ нужны разъяснения ] у берегов Калифорнии. В декабре 1986 года они взлетели с базы ВВС Эдвардс в Калифорнии и за девять дней облетели весь мир (в западном направлении), выполнив проектные задачи самолета и установив несколько мировых рекордов абсолютной дальности полета . «Вояджер» был списан и теперь висит на выставке «Вехи полета» в Национального музея авиации и космонавтики (NASM). главном выставочном зале [48] с Wright Flyer , Spirit of St. Louis и Bell X-1 .
Берт и Дик Рутан вместе с Йегером попали в заголовки газет за свои усилия в составе команды «Вояджер» и получили в 1986 году Collier Trophy и Президентскую гражданскую медаль от президента Рональда Рейгана .
кошачья птица
Scaled Composites Model 81 Catbird — пятиместный одномоторный герметичный самолет. Самолет был сконфигурирован как самолет с тремя поверхностями (утка, основное крыло и хвостовое оперение) и впервые поднялся в воздух в 1988 году. После того, как он служил личным самолетом Рутана, он был списан. Catbird примечателен тем, что в 1993 году выиграл приз за эффективность самолетов CAFE Challenge . [49]
Прудовый гонщик
1991 года Pond Racer был гоночным самолетом неограниченного класса. Обеспокоенный сокращением количества самолетов времен Второй мировой войны , многие из которых использовались в качестве гонщиков неограниченного класса на воздушных гонках в Рино, Боб Понд заключил контракт с Rutan и Scaled на проектирование и создание гонщика неограниченного класса. После проектных проработок была выбрана двухмоторная компоновка традиционной компоновки. Самолет был оснащен двумя Electromotive-Nissan VG-30 мощностью 3-литровыми поршневыми двигателями по 1000 л.с. (750 кВт), работающими на метаноле . Самолет был построен и испытан перед сдачей заказчику. Он появлялся на авиагонках в Рино в 1991, 1992 и 1993 годах. Самолет был уничтожен в результате вынужденной посадки 14 сентября 1993 года, в результате чего погиб пилот Рик Брикерт. [50]
Протей
Модель 281 Proteus — это с тандемным крылом высокопроходимый самолет , разработанный Рутаном и построенный компанией Scaled Composites для исследования использования самолетов в качестве высотных телекоммуникационных ретрансляторов. Требования к самолету были разработаны компаниями Angel Technologies и Broadband.com. Его первые полеты состоялись в 1998 году. Ему принадлежит несколько рекордов высоты, установленных в 2000 году. [51]
ГлобалФлаер

3 марта 2005 года Virgin Atlantic GlobalFlyer, самолет, аналогичный конструкции Voyager, но построенный компанией Scaled с использованием более жестких материалов и с одним реактивным двигателем , совершил первый одиночный беспосадочный кругосветный полет без дозаправки вместе с искателем приключений Стивом Фоссетом. в качестве пилота. Снижение веса имело решающее значение для конструкции, и Рутан, как сообщается, в шутку сказал своим сотрудникам, что, когда они завершат сборку детали, они должны подбросить ее в воздух для весовых испытаний, и «если она упадет, значит, она слишком тяжелая». [52] В период с 7 февраля 2006 г. по 11 февраля 2006 г. Фоссет и GlobalFlyer установили рекорд самого длинного полета в истории: 41 467,53 км (25 766,73 миль), что является третьим абсолютным мировым рекордом, установленным на этом самолете. [53] NASM перед тем, как его переправили в Центр Стивена Ф. Удвар-Хейзи . Global Flyer — шестой аэрокосмический аппарат, разработанный Рутаном в коллекции NASM. [54]
ЛыжиЗолото
SkiGull — это самолет-амфибия , о котором было публично объявлено на собрании EAA AirVenture в 2015 году после ухода Рутана на пенсию. Его последняя разработка - двухместный самолет из композита и титана, оснащенный убирающимся лыжным шасси , к которому могут быть прикреплены колеса для операций на воде, снегу или на суше, приземляющийся на поверхность примерно в 400 футов (120 м), но с дальностью полета. пересекать океаны. Он оснащен двумя электродвигателями с реверсивными пропеллерами, складывающимися вперед , что упрощает стыковку и обеспечивает дополнительную взлетную мощность. SkiGull разрабатывается и финансируется из частных источников, а его первый испытательный полет состоялся в ноябре 2015 года.
Контрактный самолет [ править ]
Триумф
1988 года Scaled Composites Triumph представлял собой двухмоторный прототип бизнес-джета, разработанный и построенный для Beechcraft . Самолет представляет собой конструкцию с тремя несущими поверхностями , с небольшим передним крылом и небольшим обычным горизонтальным стабилизатором Т- образного оперения.
Визионерское преимущество
VisionAire VA-10 Vantage — это прототип одномоторного легкого бизнес-джета (или « очень легкого реактивного самолета », также известного как VLJ), разработанный корпорацией VisionAire Jets. В 1996 году Рутан спроектировал первый прототип - экспериментальный самолет, призванный подтвердить работоспособность конструкции, что привело к ряду проблем и модификации самолета в 1998 году.
В-Джет II
Williams V-Jet II , который впервые поднялся в воздух в 1997 году, представлял собой VLJ, спроектированный и построенный в качестве испытательного стенда и самолета-демонстратора Williams International двигателя FJX-1 компании нового турбовентиляторного . Он послужил источником вдохновения для дизайна Eclipse 500 и был снят с производства в 2001 году.
Адам М-309
Adam M-309 CarbonAero — шестиместный гражданский самолет-демонстратор технологий, разработанный Rutan и построенный компанией Scaled Composites в начале 2000-х годов. Он превратился в A500, который производит компания Adam Aircraft Industries .
Стратоланч
В 2011 году Рутан и Microsoft соучредитель Пол Аллен анонсировали Stratolaunch , космический самолет-носитель, построенный Scaled Composites для Stratolaunch Systems Аллена для запуска с воздуха на орбитальные ракеты. [55]
Проекты космических кораблей [ править ]


КосмическийКорабльОдин
Рутан снова попал в заголовки газет в июне 2004 года с SpaceShipOne, который стал первым пилотируемым кораблем, построенным в частном порядке, управляемым и профинансированным, достигшим космоса. Проект, получивший название « Tier One » (позже известный как Tier 1b), был разработан и осуществлялся компанией Mojave Aerospace Ventures , которая частично принадлежит Scaled Composites и была совместным предприятием Пола Аллена и Рутана, ориентировочная стоимость разработки составила 25 миллионов долларов США (полностью предоставлено Алленом). 4 октября команда SpaceShipOne выиграла премию Ansari X Prize в размере 10 миллионов долларов США, выполнив два полета в течение двух недель с эквивалентным весом трех человек и сделав это при повторном использовании не менее 80% оборудования корабля. Оба полета пилотировали Майк Мелвилл и Брайан Бинни соответственно. Команда проекта была удостоена награды Collier Trophy 2004 года , присуждаемой Национальной ассоциацией аэронавтики за «величайшее достижение в области аэронавтики или астронавтики в Америке». Этот корабль воплощает уникальный стиль Рутана и является еще одним из «символов полета», представленных на выставке NASM. Выставка «Вехи полета» . [56] Будучи первым космическим кораблем, финансируемым из частных источников, он способствовал началу глобальной частной космической гонки .
Космический КорабльДва Проекта

Virgin Galactic — ответвление и инвестора сэра Ричарда Брэнсона бизнесмена Virgin Group и материнская компания стартапа по производству космических кораблей Брэнсона и Рутана The Spaceship Company, созданного в 2005 году , — объявила, что в 2008 году начнет космические туристические полеты с использованием кораблей, созданных на основе конструкций Космический корабль-один. Этот новый корабль, получивший название SpaceShipTwo , также разработанный Рутаном, предназначен для того, чтобы позволить шести «оптимизированным для опыта» пассажирам увидеть планету на высоте от 70 до 80 миль в суборбитальном пространстве. Производство первого из пяти запланированных кораблей SpaceShipTwo уже началось, но коммерческие полеты не начались в 2008 году, как планировалось. взрыв на заводе Scaled Composite в космодроме Мохаве Задержке, возможно, способствовал 26 июля 2007 года, в результате которого погибли три инженера и серьезно пострадали еще трое. Они тестировали компоненты для SpaceShipTwo , но по состоянию на август 2007 г. [update] Scaled Composites по-прежнему занималась совершенствованием конструкции SpaceShipTwo. [57] Virgin продолжает работать над разработкой SpaceShipTwo, но перестала прогнозировать, когда начнутся коммерческие космические полеты. [58] Еще одна авария SpaceshipTwo 31 октября 2014 г. ( бортовой номер VSS Enterprise : N339SS) привела к гибели второго пилота Майкла Олсбери и травмам пилота. [59]
Рутан также работал с t/Space в середине 2000-х годов над разработкой воздушным запуском двухступенчатого пилотируемого космического корабля с . Предполагалось, что он будет иметь вместимость такси для перевозки пассажиров на Международную космическую станцию . В июне 2005 года испытания макетов четвертьмасштаба на падение с воздуха подтвердили практичность выпуска воздуха и поворота в вертикальное положение. [60]

Белый рыцарь один и два
28 июля 2008 года Ричард Брэнсон представил Scaled Composites White Knight Two Eve на космодроме Мохаве . Грузовой самолет с реактивным двигателем создан на базе успешного базового корабля SpaceShipOne, White Knight One , который был разработан Рутаном и основан на Протее . Летные испытания планировалось начать в сентябре 2008 года. [61] [62] Стартовым заказчиком White Knight Two является компания Virgin Galactic , которая будет владеть первыми двумя аппаратами и эксклюзивными правами на корабль в течение первых нескольких лет. В 2008 году Брэнсон предсказал, что первое космическое путешествие состоится через 18 месяцев: «Оно представляет… шанс для нашей постоянно растущей группы будущих астронавтов и других ученых увидеть наш мир в совершенно новом свете». Virgin Galactic заключила контракт с Рутаном на постройку базового корабля и космического корабля. [63] [64]
Пенсионный и послепенсионный труд [ править ]
3 ноября 2010 г. Scaled Composites объявила о закрытии Рутана:
«Берт Рутан, основатель аэрокосмической исследовательской фирмы Scaled Composites в 1982 году, объявил о своих планах выйти на пенсию в апреле 2011 года. В настоящее время он является главным техническим директором Scaled, а после выхода на пенсию Берт примет титул основателя и почетного председателя. Берт работал в Долине Антилоп в Калифорнии более 45 лет, сначала в качестве инженера по летным испытаниям в ВВС, а в 1974 году он основал авиационный завод в Рутане для разработки экспериментальных самолетов для домостроителей». [65]
«Берт известен во всем мире как легендарный гений авиастроения в мире авиации. Мне очень повезло и я горжусь тем, что работал рядом с ним в течение последних 28 лет», — говорит президент Дуглас Б. Шейн . «Мы желаем Берту и его жене Тоне всего наилучшего, что их ждет в будущем». [65]
1 апреля 2011 года Рутан ушел из Scaled Composites в свой дом в Кёр-д'Ален, штат Айдахо . [66]
После выхода на пенсию Рутан продолжал работать дома над различными проектами с тех пор, как ушел из Scaled Composites в 2011 году. В том же году он сказал, что работал над еще одним инновационным дизайном. [28] В июле 2011 года выяснилось, что это гибридный летающий автомобиль Model 367 BiPod . [41]
В 2015 году он начал водные и летные испытания прототипа нового самолета-амфибии Rutan SkiGull , способного летать между Гавайями и Калифорнией со скоростью 200 миль в час (320 км/ч), взлетая и приземляясь на высоте около 400 футов. (120 м) на сложных поверхностях, включая пересеченную местность, море, траву, снег или обычные взлетно-посадочные полосы, заправленные обычным автомобильным или судовым бензином и имеющие небольшие электродвигатели для усиления или аварийной посадки. [67] [1] [68] [69]
Рутан также консультировал по вопросам проектирования Полом Алленом финансируемого космического носителя Stratolaunch, , после выхода на пенсию в 2011 году, который является крупнейшим в мире самолетом по размаху крыльев , а в 2019 году объявил, что работает над новым eVTOL . [70]
Награды и похвалы (неполный список) [ править ]
За свою более чем 50-летнюю карьеру Рутан получил множество наград и наград за аэрокосмический дизайн и разработку. Ниже приводится список некоторых из его наиболее заметных наград и похвал.
- Ассоциации экспериментальных самолетов (EAA) Премия Мемориала доктора Августа Распета (1976)
- Президентская гражданская медаль (с Диком Рутаном и Джиной Йегер , 1986 г.)
- Национальной аэронавтической ассоциации (NAA) Collier Trophy (с экипажами Voyager и SpaceShipOne , 1986 и 2004 гг.)
- Общества летчиков-экспериментаторов (SETP) Премия Джеймса Х. Дулитла (с командой Scaled Composites , 1987 и 2004 гг.)
- Призывник Национального Зала авиационной славы (1995)
- Премия EAA за свободу полета (1996 г.)
- SETP Премия Рэя Э. Тенхоффа (совместно с Дугом Шейном , 2003 г.)
- Входит в список Time 100 (2004).
- журнала Inc. (2004). по версии «Предприниматель года»
- Медаль Клуба исследователей (2005 г.)
- Национального космического общества (NSS) Премия фон Брауна (2005 г.)
- Национального музея авиации и космонавтики Трофей (NASM) за текущие достижения (с Полом Алленом и командой SpaceShipOne, 2005 г.)
- NSS Премия Мемориала Роберта А. Хайнлайна (2008 г.)
- Kiddie Hawk Air Academy живых легенд авиации Премия Боба Гувера за свободу полета (2011)
- Медаль Дэниела Гуггенхайма (2011)
- Трофей NASM за заслуги перед жизнью (2012)
- Занял 18-е место в рейтинге . ) «51 герой авиации» журнала Flying Magazine (2013
- NAA Мемориальный трофей братьев Райт (2015)
- Ассоциации владельцев самолетов и пилотов RA Трофей Боба Гувера (AOPA) (2021)
- Воздушно-космический порт Мохаве переименован в «Рутан Филд» (с Диком Рутаном, 2022 г.)
См. также [ править ]
- Rutan Defiant , самодельная сборка, с двумя двухтактными двигателями и 4 сиденьями.
- Хьюго Юнкерс , немецкий инженер и авиаконструктор, считается первым новатором в материалах для аэрокосмических планеров, создавший цельнометаллический J 1 в 1915 году.
- Братья Клапмайер , основатели Cirrus Aircraft полностью композитный самолет SR20. , положили начало серьезным изменениям в производстве планеров, выпустив в 1999 году
- Пол Поберезный , основатель Ассоциации экспериментальных самолетов и Ежегодной конференции и полетов EAA , спроектировал и построил несколько самодельных самолетов.
- Черное небо: Гонка за космос , документальный фильм 2005 года о Рутане, SpaceShipOne и премии Ансари X.
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: а б Коллин Крам (24 июля 2015 г.). «SkiGull Берта Рутана может стать его последним и самым универсальным творением на свете» . Летный клуб .
- ^ «Награды» . BurtRutan.com .
- ^ «эроРутан Быстряк» . си.еду . Архивировано из оригинала 2 апреля 2011 года . Проверено 7 марта 2011 г.
- ^ « Наземная команда занята в ангаре Мохаве: для семей пилотов пришло время подождать» . Лос-Анджелес Таймс . 1986 год . Проверено 3 августа 2023 г.
- ^ «Берт Рутан, Биографическая справка» . Royce Carlton Inc., апрель 2005 г. Архивировано из оригинала 15 июля 2011 г. Проверено 8 июля 2009 г.
- ^ «Наука, технологии и общество, биография резидентской стипендиальной программы 2002–2003 гг.» . Институт науки, техники и государственной политики . Проверено 8 июля 2009 г.
- ^ «Берт Рутан получит премию Хайнлайна за выдающиеся достижения в аэрокосмической отрасли» . Национальное космическое общество. 15 апреля 2008 года . Проверено 8 июля 2009 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Отчет о программе летных испытаний BD-5, Лестер Х. Бервен, главный летчик-испытатель - Bede Aircraft, Inc.
- ^ Фиск, Питер (2011). Творческий гений: Руководство по инновациям для бизнес-лидеров, тех, кто пересекает границы и меняет правила игры . Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons. ISBN 978-0-85708-023-3 .
- ^ Jump up to: а б М.С.Раджамурти. «Рутан – гуру-утка» (PDF) . Национальные аэрокосмические лаборатории, Индия. Архивировано из оригинала (PDF) 9 апреля 2011 года . Проверено 8 июля 2009 г.
- ^ ван дер Линден, Ф. Роберт (2011). Ангар нации: авиационные сокровища Смитсоновского института . Смитсоновский институт. п. 173. ИСБН 978-1-58834-316-1 .
- ^ Jump up to: а б с Линехан, Дэн (2011). SpaceShipOne: иллюстрированная история . Кенилворт, Нью-Джерси: Zenith Press. п. 16. ISBN 978-1-61673-230-1 .
- ^ «Карта масштабированных композитов для печати» . Скейлд Композитс, ООО. Архивировано из оригинала 14 октября 2004 года . Проверено 8 июля 2009 г.
- ^ «Обладатели Золотой пластины Американской академии достижений» . www.achievement.org . Американская академия достижений .
- ^ Шпрекельмейер, Линда, редактор. Их мы чтим: Международный зал аэрокосмической славы . Издательство Donning Co., 2006. ISBN 978-1-57864-397-4 .
- ^ Jump up to: а б Подкомитет по науке Комитета Конгресса США по космосу и аэронавтике (2005 г.). Будущие рынки коммерческих площадей: слушания в Подкомитете по космосу и аэронавтике, Комитет по науке, Палата представителей, Сто девятый Конгресс, первая сессия, 20 апреля 2005 г. Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США. п. 23. ISBN 978-0-16-075511-8 .
- ^ Jump up to: а б Полет – 51 герой авиации http://www.flyingmag.com/photo-gallery/photos/51-heroes-aviation?pnid=41836
- ↑ Фридман, Дэвид Х. (1 января 2005 г.). года» . Inc. Предприниматель
- ^ «Премия Дж. К. Хансакера в области авиационной техники» . Национальная академия наук. Архивировано из оригинала 29 декабря 2010 года . Проверено 14 февраля 2011 г.
- ^ «Northrop Grumman покупает строителя SpaceShipOne» . SPACE.com. 20 июля 2007 года . Проверено 21 октября 2019 г.
- ↑ Берт Рутан, аэрокосмический инженер , BigThink , интервью с Бертом Рутаном, 3 марта 2010 г., по состоянию на 6 марта 2010 г. Отрывок видео с 8:40 и далее.
- ^ «Инновационная космическая гонка — Видео — C-SPAN.org» . C-SPAN.org .
- ^ Меган Эллиот (октябрь 2015 г.). «Берт Рутан выигрывает Трофей Райта 2015» . Flyingmag.com . Проверено 16 января 2015 г.
- ^ Джули Ботман (4 февраля 2021 г.). «Берт Рутан выигрывает трофей Боба Гувера» . Летающий . Проверено 5 февраля 2020 г.
- ^ «Аэропорт Мохаве чтит имя Рутана» . AINonline . 21 января 2022 г. . Проверено 7 августа 2022 г.
- ^ Леонард Дэвид (27 сентября 2004 г.). «На старт: первый призовой полет X на этой неделе» . Space.com . Проверено 8 июля 2009 г.
- ^ Питер Гаррисон (20 сентября 2009 г.). «Нетрадиционный Берт Рутан» . Проверено 7 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и У. Дж. Хенниган (1 апреля 2011 г.). «Легенда аэрокосмической отрасли Берт Рутан готов к приземлению» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 2 апреля 2011 г.
Пять его самолетов сейчас висят в Смитсоновском национальном музее авиации и космонавтики, в том числе «Вояджер», который в 1986 году стал первым самолетом, совершившим кругосветный полет без дозаправки, и SpaceShipOne, который в 2004 году стал первым частным ракетным самолетом, когда-либо запускавшим человек в космос. ... Рутан был предметом документальных фильмов, обложек журналов и новостного журнала CBS «60 минут». ...Более 45 лет Рутан работал... над проектированием самолетов, непохожих ни на один другой, который ему предшествовал. Его самолеты и космические корабли принимают всевозможные изящные формы и размеры, больше похожие на работу скульптора, чем инженера. Всего Рутан придумал 367 отдельных концепций, из которых 45 летали.
- ^ «Микро Звезда» . Цена страсти – Миниджеты . Проверено 7 декабря 2009 г.
- ^ Авиационный центр ЕАА (б. д.). «Прототип Rutan VariEze 1975 года – N7EZ» . Проверено 8 ноября 2014 г.
- ^ « Идентификатор рекорда FAI № 1898 – Расстояние по закрытой трассе. Архивировано 22 июля 2015 года в Wayback Machine » Международная авиационная федерация . Проверено: 14 сентября 2014 г.
- ↑ Список записей, установленных «Rutan VariEze». Архивировано 12 мая 2006 г. в Wayback Machine . По состоянию на 5 января 2006 г.
- ↑ Винглеты . Архивировано 13 февраля 2007 года в Wayback Machine Гейл С. Ланжевен из НАСА. По состоянию на 5 января 2006 г.
- ^ [1] Сервисный бюллетень RAF опубликован на сайте www.cozybuilders.org. По состоянию на 20 февраля 2010 г.
- ^ Дэйв Моррис. «Часто задаваемые вопросы по стрекозе» . Страница Дэйва Морриса «Стрекоза» . Проверено 8 июля 2009 г.
- ^ «Справочник планеров Алекса» . Архивировано из оригинала 18 мая 2009 года . Проверено 8 июля 2009 г. Запись на сайте Sailplanedirectory.com
- ^ «Музей AirVenture: Рутан Гризли 72 – N80RA» . Авиационный центр ЕАА . Проверено 8 июля 2009 г.
- ^ «Статья AutoWeek о Берте Рутане и Колине Чепмене» . Lotus Talk (форум). 28 сентября 2004 года . Проверено 8 июля 2009 г.
- ^ « Брифинг Музея авиации Хиллера » (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 25 октября 2006 г. Проверено 27 октября 2006 г.
- ^ Бумеранг! Архивировано 10 декабря 2006 года в Wayback Machine . По состоянию на 5 января 2006 г.
- ^ Jump up to: а б Паур, Джейсон (18 июля 2011 г.). «Берт Рутан проектирует гибридный летающий автомобиль» . Проводной . Проверено 27 июля 2011 г.
Бензин-электрический двухцилиндровый автомобиль имеет запас хода 760 миль в воздухе и 820 миль на земле и работает немного как Chevrolet Volt. Электродвигатели обеспечивают движение, а два бензиновых двигателя приводят в действие генераторы, которые поддерживают поток сока. Проект № 367 — корабль назван в соответствии с простой системой нумерации, давно используемой Рутаном — был представлен [в июле 2011 года] после первого короткого прыжка в воздух 30 марта. Это последний проект легендарного аэрокосмического конструктора на Scaled Composites, компания, которую он основал в 1982 году.
- ^ Редакция (январь 2012 г.). «Дизайн Рутана: 39 лет, 37 самолетов, 1 космический корабль» . Смитсоновский институт авиации и космонавтики . , стр. 42-51.
- ^ «Рутан Вояджер» . си.еду . Архивировано из оригинала 2 апреля 2011 года . Проверено 17 апреля 2010 г.
- ↑ Например, Lucky Lady II совершила кругосветный перелет с 26 февраля 1949 года по 2 марта 1949 года. «AF.mil – Вехи истории» . Архивировано из оригинала 20 октября 2012 года . Проверено 20 июня 2010 г.
- ^ «Берт Рутан» . Мир наблюдения за самолетами. 9 апреля 2008 года . Проверено 8 июля 2009 г.
- ^ Джексон, Роберт (2004). Энциклопедия самолетов . Тандер-Бей Пресс. стр. 426–27.
- ^ «Рутан Вояджер» . си.еду . Архивировано из оригинала 7 мая 2016 года . Проверено 19 августа 2013 г.
- ^ «Рутанские авиационные конструкции» . Комиссия по столетию полетов США. Архивировано из оригинала 27 августа 2009 года . Проверено 8 июля 2009 г.
- ^ Фонд CAFE. Архивировано 23 июля 2008 г., в Wayback Machine.
- ^ Фицджеральд. «Страница самолета» . Проверено 8 июля 2009 г.
- ^ «База данных мировых авиационных рекордов FAI, по состоянию на 30 августа 2008 г.» . Архивировано из оригинала 20 мая 2007 года.
- ^ Дэвид Ноланд (февраль 2005 г.). «Берт Рутан и окончательное соло» . Популярная механика . Архивировано из оригинала 11 декабря 2006 года.
- ↑ Список рекордов, установленных «Scaled Composites M311». Архивировано 2 мая 2006 г. в Wayback Machine . По состоянию на 5 января 2006 г.
- ^ Национальный музей авиации и космонавтики приветствует исторический самолет Стива Фоссета для постоянной экспозиции в Центре Стивена Ф. Удвар-Хейзи. Архивировано 7 апреля 2009 года в Wayback Machine . По состоянию на 5 января 2006 г.
- ^ Майкл Мечем и Фрэнк Морринг-младший (19 декабря 2011 г.). «Аллен делает большую ставку на воздушные запуски - миллиардер Пол Аллен поддерживает идею Берта Рутана о воздушных запусках» . Неделя авиации и космических технологий .
- ^ SpaceShipOne присоединяется к символам полета, выставленным в Национальном музее авиации и космонавтики Смитсоновского института. Архивировано 2 декабря 2006 года в Wayback Machine . По состоянию на 5 января 2006 г.
- ^ Долигоса Феликс-младший (27 июля 2007 г.). «Начинается расследование трагического испытания: однако установление причины смертельного взрыва может занять до шести месяцев, говорят чиновники>» . Новости округа Керн . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 29 июля 2007 г.
- ^ Саймон, Стефани; Пастор, Энди (1 сентября 2011 г.). «Медленный старт для космических путешествий» . Уолл Стрит Джорнал . Архивировано из оригинала 3 сентября 2011 года.
- ^ Малик, Тарик (декабрь 2014 г.). «Крушение Virgin Galactic SpaceShipTwo: полное освещение и расследование» . Space.com . Проверено 1 мая 2015 г.
- ^ Дэвид, Леонард (15 июня 2005 г.). «Концепция пассажирской ракеты воздушного старта t/Space Tests» . Space.com . Проверено 17 октября 2010 г.
- ^ «Расписание AirVenture Oshkosh на 2008 год» . Проверено 19 июля 2008 г.
- ^ Леонард Дэвид (6 июня 2008 г.). «Virgin Galactic Spaceline: дебют мега-материнского корабля» . SPACE.com . Проверено 10 июня 2008 г.
- ^ «Брэнсон представляет самолет для космического туризма» . Би-би-си . Июль 2008 года.
- ^ Рэйчел Кортленд, Ошкош. «Virgin Galactic запускает «материнский корабль» SpaceShipTwo – New Scientist» . Новый учёный .
- ^ Jump up to: а б «Берт Рутан объявляет о пенсионных планах» (PDF) (пресс-релиз). Масштабированные композиты . 3 ноября 2010 г.
- ^ «Легенда аэрокосмической отрасли Берт Рутан готов к приземлению» . Лос-Анджелес Таймс . 1 апреля 2011 года . Проверено 4 ноября 2020 г.
- ^ «Раскрыты детали SkiGull» . www.aopa.org . 22 июля 2015 г.
- ^ «Чайка Рутана — первый полет» . eaa.org . Архивировано из оригинала 26 ноября 2015 года . Проверено 26 ноября 2015 г.
- ^ Рос, Микель (22 февраля 2016 г.). «Пионеры неба: революция в области легких самолетов набирает обороты» . CNN .
- ^ Расс Найлз (28 октября 2019 г.). «Рутан работает над EVTOL» . AVweb .
Внешние ссылки [ править ]


- Официальный сайт
- Stargazer - онлайн-ресурс по всем известным проектам Рутана.
- Рутан онлайн-биография
- Профиль Национального Зала авиационной славы
- Берт Рутан на TED
- Выступление Рутана «Реальное будущее освоения космоса» (TED, февраль 2006 г.)
Статьи [ править ]
- Дизайнер: Берт Рутан - Журналы аэропорта (2005)
- Остроумие и мудрость Берта Рутана - The Space Review (2011)
- Берт Рутан: икона домостроения и космических путешествий - Aircraft Spruce (2012)
- 1943 года рождения
- Живые люди
- Конструкторы самолетов
- Американские аэрокосмические инженеры
- Американские аэрокосмические бизнесмены
- Изобретатели авиации
- Пионеры американской авиации
- Выпускники Калифорнийского политехнического государственного университета
- Обладатели Collier Trophy
- Инженеры из Калифорнии
- Инженеры из Орегона
- Призывники Национального Зала авиационной славы
- Люди из Динубы, Калифорния
- Люди из Эстакады, штат Орегон
- Обладатели Президентской гражданской медали
- Защитники космоса