Автомобиль расширения миссии
Транспортное средство расширения миссии ( MEV ) [1] , космический корабль который продлевает срок службы другого космического корабля за счет обслуживания спутников на орбите . Это небольшие космические корабли-дозаправщики для спутников, разработанные в 2010-х годах и впервые запущенные в 2019 году. Космический корабль MEV вырос из концепции, предложенной в 2011 году ViviSat, совместным предприятием аэрокосмических компаний US Space и Alliant Techsystems (ATK) с долевым участием 50/50. ). Совместное предприятие было создано в 2010 году с целью проектирования, производства и эксплуатации программы MEV. [2]
С момента первоначальной концепции программы MEV компанией ViviSat, предприятие Vivisat было на время закрыто, а компания была распущена Orbital ATK в апреле 2016 года. [3] Программа MEV продолжалась как сольный проект Orbital ATK, который впоследствии был куплен Northrop Grumman в 2018 году. Программа MEV продолжалась под управлением Northrop Grumman. [3] а в 2019 году запустил MEV-1 для стыковки и перемещения Intelsat 901 , цель была достигнута в апреле 2020 года. Такое обслуживание орбитального спутника было первым в космической отрасли космическим кораблем с телероботным управлением , поскольку ранее обслуживание спутников осуществлялось только с помощью человека на орбите в нескольких миссиях по обслуживанию космического телескопа Хаббл . [4]
История
[ редактировать ]ViviSat предложила концепцию корабля расширения миссии (MEV) в 2011 году. [1] В то время планировалось, что проект будет совместным предприятием аэрокосмических компаний US Space и Alliant Techsystems (ATK) с долями 50/50 и будет работать как небольшой космический корабль-дозаправщик спутников . [2] В совместном предприятии ATK должна была отвечать за техническое проектирование, производство и эксплуатацию спутника, а US Space будет отвечать за финансирование и коммерческую часть операций.
К марту 2012 года ViviSat завершил проект и был «готов построить» обслуживающий космический корабль. [5] но не объявил об отсутствии клиентов на услуги Mission Extension Vehicle. [5]
В апреле 2014 года ATK объявила о слиянии своих аэрокосмических и оборонных групп с Orbital Sciences Corporation . [6]
В период 2013–2016 годов партнеры ATK и US Space разошлись по поводу совместного предприятия ViviSat. Ситуация закончилась тем, что ATK (которая тем временем в 2015 году объединилась с Orbital Sciences Corporation и стала Orbital ATK ) взяла под свой контроль и распустила компанию ViviSat 5 апреля 2016 года. Программа MEV продолжилась как единственный проект Orbital-ATK. [3]
В декабре 2017 года регулятор телекоммуникаций США утвердил представленный Orbital ATK план использования MEV для обслуживания Intelsat спутника Intelsat 901 , который первоначально был запущен на геостационарную орбиту в июне 2001 года с запланированным сроком эксплуатации 13 лет. Этот спутник уже был заменен на орбите. Первый MEV, MEV-1 , планировалось запустить с помощью спутника Eutelsat commsat компании Eutelsat 5 West B не ранее 2019 года. [7] [8] MEV-1 также требовалась лицензия Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA). Требуется лицензия NOAA, поскольку у MEV-1 есть камеры для стыковки, которые также могут отображать Землю, что требует лицензии на дистанционное зондирование. [8]
В 2018 году компания Orbital ATK была приобретена Northrop Grumman и стала Northrop Grumman Innovation Systems . Программа MEV продолжается в рамках этой новой компании.
Запуск MEV-1 должен был состояться на российской ракете "Протон-М" вместе со спутником Eutelsat 5 West B 30 сентября 2019 года, но запуск был перенесен на 9 октября 2019 года из-за проблем с интеграцией систем управления "Бриз-М". выведением на орбиту сцена и сателлиты. [9] MEV-1 был запущен 9 октября 2019 года. [10]
MEV-1 встретился со спутником Intelsat 901 25 февраля 2020 года в 07:15 UTC, [11] [12] и к апрелю 2020 года переместил спутник связи так, чтобы он мог снова подключиться к заданной геосинхронной точке, [13] впервые в космической отрасли появился космический корабль -телеробот , и то, что ранее делалось только в ходе космического телескопа Хаббл миссий по обслуживанию с прямой помощью человека. [4] Цель состоит в том, чтобы продлить срок его эксплуатации на пять лет за счет пребывания на орбите. [14] [15] После завершения миссии Intelsat 901 MEV-1 сможет стыковаться и отстыковываться еще несколько раз, что потенциально позволит ему обслуживать дополнительные спутники. [16]
Миссии
[ редактировать ]- MEV-1 — запущен 9 октября 2019 года на ракете «Протон» ; встреча со спутником Intelsat 901 25 февраля 2020 г.; [13] первоначальное обслуживание и перемещение спутника завершено: Intelsat-901 вернулся в эксплуатацию 2 апреля 2020 года; ожидаемое завершение миссии Intelsat-901 в 2025 году. [4] [17]
- MEV-2 — запущен 15 августа 2020 года на корабле Ariane 5 для обслуживания Intelsat 10-02 . [18] 12 апреля 2021 года аппарат MEV-2 успешно прикрепился к целевому спутнику Intelsat 10-02. [19]
Технические возможности и конкуренция
[ редактировать ]ViviSat увидела конкуренцию в бизнесе по космическому обслуживанию, анонсировав в 2011 году автомобиль для обслуживания космической инфраструктуры (SIS) от MacDonald, Dettwiler and Associates (MDA). Однако обе машины предназначены для работы с разными технологическими подходами. В то время как конструкция ViviSat подключается к целевому спутнику и использует «собственные двигатели для управления ориентацией цели». [2] SIS MDA откроет топливопроводы спутника, заправит его и улетит.
В статье в журнале The Space Review за июнь 2012 года обсуждался ряд подходов к обслуживанию спутников. Сообщается, что транспортное средство расширения миссии ViviSat работает на «менее сложном» конце технологического спектра. [5] что могло бы обеспечить более высокую надежность и снизить риск для владельцев спутников.
ViviSat считала, что их подход проще и может работать с меньшими затратами, чем MDA, при этом имея техническую возможность стыковаться с «90% из 450 или около того геостационарных спутников на орбите». [2] тогда как MDA SIS смогла открыть и заправить только 75%. [20]
«Помимо продления срока службы спутника, у которого закончилось топливо, компания могла бы также спасти заправленный топливом космический корабль, такой как AEHF-1, состыковавшись с ним на низкой орбите, используя собственный двигатель и топливо для вывода его на правильную орбиту. а затем переход к другой цели». [2]
По состоянию на 2012 год [update]ViviSat планировала использовать спутниковую шину ATK A700 . [21]
См. также
[ редактировать ]- ConeXpress — концептуальный автомобиль ЕКА для выполнения той же миссии.
- Orbital Express - миссия, спонсируемая федеральным правительством США в 2007 году и DARPA , по тестированию технологий обслуживания спутников в космосе с использованием двух аппаратов, изначально предназначенных для дозаправки на орбите и замены подсистем.
- Склад топлива
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Корпоративный обзор ViviSat» . сайт компании . ВивиСат. 2009. Архивировано из оригинала 24 января 2018 года . Проверено 28 марта 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Морринг, Фрэнк младший (22 марта 2011 г.). «Конец космическому мусору?» . Авиационная неделя . Проверено 21 марта 2011 г.
ViviSat, новое совместное предприятие US Space и ATK (50 на 50), продает космический корабль-заправщик, который соединяется с целевым космическим кораблем, используя тот же подход «зонд в двигателе», что и MDA, но не передает топливо. . Вместо этого аппарат становится новым топливным баком, использующим собственные двигатели для управления ориентацией цели... Концепция [ViviSat] не так далеко продвинулась, как MDA .
- ^ Перейти обратно: а б с «US Space подает в суд на Orbital ATK из-за предприятия ViviSat» . Космические новости . 3 мая 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Шитц, Майкл (17 апреля 2020 г.). «Впервые роботизированный космический корабль поймал старый спутник и продлил ему жизнь» . CNBC .
- ^ Перейти обратно: а б с Фауст, Джефф (25 июня 2012 г.). «Космическая отрасль борется с обслуживанием спутников» . Космический обзор . Проверено 4 июля 2012 г.
- ^ «Пресс-релиз АТК» . АТК объявляет о плане создания двух независимых публичных компаний, стремящихся стать лидерами в области спорта на открытом воздухе, а также аэрокосмической и оборонной промышленности . 29 апреля 2014 г. Архивировано из оригинала 20 февраля 2015 г. Проверено 20 февраля 2015 г.
- ^ «Спутниковый «космический буксир» получил одобрение» . Advanced-TV.com . 18 декабря 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «FCC начинает утверждение миссии Orbital ATK по спутниковому обслуживанию Intelsat-901» . 5 декабря 2017 г.
- ^ Ракету "Протон-М" со спутниками установили на стартовый стол [Ракета «Протон-М» со спутниками, установленными на стартовой площадке]. РИА Новости РИА Новости (на русском языке). 5 октября 2019 г.
- ^ Уолл, Майк (9 октября 2019 г.). «Первый в своем роде космический корабль обслуживания спутников запускается на российской ракете» . Space.com .
- ^ Кларк, Стивен. «Два коммерческих спутника впервые соединились в космосе – Spaceflight Now» .
- ^ «Встреча на орбите демонстрирует решение проблемы космического мусора» . Нью-Йорк Таймс . 26 февраля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Сервисная стыковка Northrop Grumman MEV-1 со спутником Intelsat» . 26 февраля 2020 г.
- ^ «Почему Intelsat предпочитает продление срока службы дозаправке» . Космические новости . 11 июля 2018 г.
- ^ @northropgrumman (10 сентября 2019 г.). «MEV-1, запуск которого намечен на 30 сентября, продлит срок службы спутника INTELSAT 901 на пять лет. Узнайте больше о MEV: http://ms.spr.ly/6012TPE0C #NorthropGrumman #WSBW» ( твит ) – через Твиттер .
- ^ «EUTELSAT 5 West B / Транспортное средство расширения миссии-1» . Международные пусковые услуги (ILS) . 9 октября 2019 года . Проверено 30 января 2020 г.
MEV‑1 имеет возможность стыковаться и расстыковываться несколько раз в течение 15-летнего проектного срока службы, что позволяет обслуживать множество клиентов. Первоначальное обслуживание SpaceLogistics с использованием MEV-1 продлит срок службы спутника Intelsat 901 на пять лет.
- ^ «Спутник Intelsat-901 с подключенным сервисером MEV-1 возобновляет работу» . Космические новости . 17 апреля 2020 г.
- ^ «Ариан-5 выводит на орбиту корабль расширения миссии — два спутника связи» . 14 августа 2020 г. Проверено 17 августа 2020 г. .
- ^ «Коммерческие спутники стыкуются высоко над Землей» . Новости Би-би-си. 13 апреля 2021 г.
- ^ де Сельдинг, Питер Б. (18 марта 2011 г.). «Intelsat подписывается на услугу спутниковой дозаправки MDA» . Космические новости . Архивировано из оригинала 21 марта 2012 года . Проверено 20 марта 2011 г.
более 40 различных типов систем заправки... SIS будет иметь на борту достаточно инструментов, чтобы открыть 75% систем заправки на борту спутников, находящихся сейчас на геостационарной орбите... космический корабль SIS рассчитан на работу на орбите в течение семи лет, но это вероятно, сможет работать гораздо дольше. Ключом к бизнес-модели является способность MDA запускать запасные канистры с топливом, которые будут захватываться SIS и использоваться для дозаправки десятков спутников в течение нескольких лет. Эти контейнеры будут намного легче, чем транспортные средства SIS, и, следовательно, их запуск будет намного дешевле .
- ^ «АТК: Представляем расширенную линейку маневренных автобусов для космических кораблей». Космические новости . 13 августа 2012 г. стр. 16–17.
АТК А100 ТЕМИС ; ATK A200 ORS-1 , TacSat-3 и Earth Observing-1 ; АТК А500 DARPA Феникс ; АТК А700 ВивиСат