Paul Poberezny
Paul Poberezny | |
---|---|
Рожденный | Округ Ливенворт, Канзас , США | 14 сентября 1921 г.
Умер | 22 августа 2013 г. Ошкош, Висконсин , США | ( 91 год
Место отдыха | Ошкош, Висконсин |
Род занятий | Военный летчик, авиационный предприниматель, авиаконструктор. |
Известный | Основатель Ассоциации экспериментальных самолетов (EAA) и AirVenture , пионер самолетолюбительства и массовой авиации. |
Супруг | Audrey Poberezny |
Дети | Tom Poberezny Bonnie Poberezny |
Родители) | Peter Poberezny Джетти Дауди |
Награды | См. ниже |
Пол Ховард Поберезный (14 сентября 1921 — 22 августа 2013) — американский летчик, предприниматель и авиаконструктор. В 1953 году он основал Ассоциацию экспериментальных самолетов (EAA) и большую часть своей жизни посвятил продвижению самодельных самолетов .
Поберезный считается первым человеком, популяризировавшим традицию домостроения самолетов в Соединенных Штатах. Благодаря своей работе по созданию EAA и ежегодному съезду организации в Ошкоше, штат Висконсин , он имел репутацию человека, который помог вдохновить миллионы людей принять участие в массовой авиации. Многие связывают его наследие с ростом и устойчивым развитием отрасли гражданской авиации США в конце 20-го и начале 21-го века. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] В течение последних двух десятилетий своего пребывания на посту председателя EAA с 1989 по 2009 год он тесно сотрудничал со своим сыном, пилотом-пилотом и президентом EAA Томом Поберезным , над расширением организации и созданием в ее рамках нескольких новых программ, включая программу авиационного образования. для молодежи и Музей ЕАА , среди других инициатив.
В дополнение к своему многолетнему опыту военного летчика (получив все семь типов пилотских крыльев, предлагаемых вооруженными силами), Поберезный также был инструктором , пилотом авиасалонов , воздушными гонщиками и летчиком- испытателем , который часто тестировал свои собственные самодельные конструкции, а также летал-испытатель. различные самолеты, построенные EAA, такие как EAA Biplane . Он летал более 70 лет своей жизни на более чем 500 различных типах самолетов и был занесен в Национальный зал авиационной славы в 1999 году. [ 5 ] Он также получил Мемориальный трофей братьев Райт в 2002 году и занял четвертое место в Flying , занимая самое высокое место среди ныне живущих людей в этом списке на момент его выпуска. списке 51 героя авиации [ 3 ] Поберезный умер от рака в 2013 году в возрасте 91 года.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Paul Poberezny was the oldest of three children born to Peter Poberezny, [ 6 ] [ 7 ] украинский мигрант, родившийся и выросший в Теребовле , [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] и Джетти Дауди, родом из южных Соединенных Штатов. [ 11 ] Пол родился в округе Ливенворт, штат Канзас , и вырос в бедности, в хижине из толяной бумаги в Милуоки, штат Висконсин , и никогда не имел дела с водопроводом, пока не пошел в школу. Он заинтересовался авиацией в раннем возрасте и построил модели самолетов, что стало его первым опытом проектирования самолетов. Затем он научился летать и ремонтировать самолеты в средней школе, начиная с WACO Primary Glider и Porterfield 35 моноплана с биплана American Eagle , а после окончания школы - . Никогда не посещавший колледж, Поберезный однажды описал обучение пилотированию и обслуживанию «Орла» как самое близкое, что он когда-либо имел, к опыту обучения в колледже. [ 12 ]
Ассоциация экспериментальных самолетов
[ редактировать ]Поберезный основал Ассоциацию экспериментальных самолетов в своем доме в Хейлс-Корнерс, штат Висконсин, в 1953 году. Первоначально она начиналась как организация по производству самолетов в его подвале, но позже начала охватывать все аспекты авиации общего назначения на международном уровне. Поберезный ушел с поста президента ЕАА в 1989 году, оставаясь председателем организации до 2009 года. По состоянию на 2017 год в организации насчитывалось около 200 000 членов в более чем 100 странах. [ 13 ] [ 14 ]
В 1953 году EAA выпустило двухстраничный информационный бюллетень под названием «Экспериментатор» (позже переименованный в Sport Aviation ). Информационный бюллетень был впервые опубликован и написан Полом и его женой Одри Поберезны вместе с другими волонтерами. Журнал, выходящий теперь ежемесячно, посвящен экспериментальному домостроению и другим темам авиации общего назначения, включая старинные, военные и классические самолеты. [ нужна ссылка ]
Ежегодный съезд и полет EAA (теперь известный как EAA AirVenture Oshkosh ) в Ошкоше, штат Висконсин, ежегодно привлекает более 600 000 человек, 10 000 самолетов и 1 000 различных форумов и семинаров, что делает его крупнейшим в своем роде в мире. . Впервые он был проведен в 1953 году на территории нынешнего Тиммерман Филд в Милуоки, и собрал лишь несколько самолетов. К концу 50-х годов мероприятие переросло Тиммерман Филд и было перенесено в муниципальный аэропорт Рокфорд, штат Иллинойс (ныне международный аэропорт Чикаго Рокфорд ). [ 15 ] Там посещаемость прилета продолжала расти, пока аэропорт Рокфорда не стал слишком мал, чтобы вместить толпу, и поэтому в 1970 году его перенесли в региональный аэропорт Ошкоша Уиттман .
Сын Пола, по высшему пилотажу чемпион мира Том Поберезный , был председателем ежегодной конвенции EAA AirVenture с 1977 по август 2011 года и президентом EAA с 1989 по сентябрь 2010 года. В марте 2009 года Пол ушел с поста председателя EAA, и его сын занял пост председателя EAA. и по этим обязанностям. Том оказал большое влияние на экспансивный рост организации и конвенций за те более чем два десятилетия, что он руководил ими вместе со своим отцом. [ 16 ]
EAA породило множество авиационных программ и мероприятий внутри организации, в том числе программу технических консультантов, программу консультантов по полетам, программу знакомства молодежи с авиацией (« Молодые орлы» ), программу специальных мероприятий для национальных кадетов в рамках Гражданского воздушного патруля. ( Национальный синий берет ) и многое другое. Кроме того, AirVenture оказывает ежегодное экономическое воздействие почти на 200 миллионов долларов США на окружающий регион Висконсина. [ 17 ] и вдохновил на создание других подобных мероприятий, таких как Tannkosh в Германии и Sun 'n Fun во Флориде, а также подобных организаций, таких как Ассоциация производителей авиационных комплектов, основанная пионером домостроения Ричардом ВанГрунсвеном .
Военная карьера
[ редактировать ]Поберезный прослужил 30 лет в Висконсинской воздушной национальной гвардии и ВВС США , включая действительную военную службу во время Второй мировой войны и Корейской войны . Он вышел в отставку в звании подполковника и получил все семь авиационных крыльев, предлагаемых военными: пилот-планерист , служебный пилот , рейтинговый пилот, пилот связи , старший пилот, армейский летчик и командирский пилот .
Опыт работы с самолетами
[ редактировать ]За свою жизнь Поберезный летал на более чем 500 типах самолетов, в том числе на более чем 170 самолетах отечественной постройки. [ 18 ] [ 5 ] Он познакомился с авиацией в 1936 году в возрасте 16 лет, подарив подаренный поврежденный основной планер WACO , который он восстановил и научился летать. [ 19 ] Планер принадлежал учителю средней школы и предложил Поберезному заплатить за его ремонт. Он оттащил его в гараж своего отца, взял книги по постройке и ремонту самолетов и вскоре после этого завершил реставрацию. Друг на своей машине буксировал планер в воздух под управлением Поберезного; она поднялась примерно до ста футов, когда он отпустил буксирный трос и плавно приземлился на грядке люцерны . [ 20 ] Год спустя Поберезный в возрасте 17 лет сел в одиночку на Porterfield 1935 года и вскоре стал совладельцем биплана American Eagle . [ 21 ]
Вернувшись домой со Второй мировой войны, Поберезный не мог позволить себе купить собственный самолет, поэтому решил построить его самостоятельно. [ 3 ] В 1955 году он написал серию статей для издания Mechanix Illustrated , где описал, как человек может купить набор чертежей и построить самолет дома. В журнале также были фотографии того, как он изготавливает Baby Ace , самолет любительской постройки (и первый, который продается как «самодельный»), права на который он купил за 200 долларов США несколькими годами ранее. Статьи стали чрезвычайно популярными и дали концепции жилищного строительства всемирное признание. [ 2 ] [ 3 ]
Он спроектировал, модифицировал и построил несколько самодельных самолетов и за свою карьеру налетал более 30 000 часов. Среди самолетов, которые он спроектировал и построил:
- Акро Спорт I и II
- «Маленькая Одри»
- Poberezny P-5 Pober Sport
- Побер-младший Эйс
- Побер Пикси
- Побер Супер Эйс
Поберезный совершил первый испытательный полет биплана EAA экземпляра Parkside Eagle в 1971 году, который был построен учениками средней школы Парксайд в Мичигане. [ 22 ]
Его North American F-51D Mustang 1944 года выпуска , получивший название « Павел I» , на котором он летал на авиашоу и воздушных гонках в 1977–2003 годах, выставлен в Музее авиации EAA в Ошкоше. [ 23 ]
Личная жизнь и смерть
[ редактировать ]В 1996 году Поберезный вместе со своей дочерью Бонни, ее мужем Чаком Парналлом и Биллом Блейком написал книгу «Поберезный: история начинается» , рассказывающую о ранних годах Пола и Одри, включая основание EAA. [ 24 ] Пол Поберезный умер от рака 22 августа 2013 года в Ошкоше, штат Висконсин, в возрасте 91 года. [ 25 ] [ 26 ] Его поместье в Ошкоше охраняется компанией Aircraft Spruce & Specialty Co. и было открыто для публичных экскурсий, начиная с лета 2017 года. [ 27 ] Audrey Poberezny died on November 1, 2020, at age 95, [ 28 ] и Том Поберезный умер 25 июля 2022 года в возрасте 75 лет, разорвав последнюю прямую связь между EAA и семьей Поберезных, которая ее основала. [ 29 ]
Награды и наследие
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
Ретроспектива Пола Поберезного из Зала деловой славы США за достижения в области юниоров в 2005 году. |
В 1971 году Поберезный стал первым лауреатом Премии Дуэйна и Джуди Коул , вручаемой лицам, продвигающим спортивную авиацию. [ 30 ] В 1978 году он был удостоен звания почетного члена Общества летчиков-испытателей . [ 31 ] [ 32 ] В 1986 году он был занесен в Зал славы авиации штата Висконсин. [ 33 ] а в 1987 году Национальная ассоциация аэронавтики (NAA) наградила его званием старшего государственного деятеля авиации. В 1997 году он был занесен в Международный зал славы авиации и космонавтики. [ 34 ] а в 1999 году — Национальный зал авиационной славы в Дейтоне, штат Огайо . [ 35 ] В 2001 году он получил награду NBAA «За выдающиеся заслуги перед авиацией» и Мемориальный трофей братьев Райт в 2002 году . В 2008 году Историческое общество штата Висконсин назвало его «творцом истории штата», признав его уникальный вклад в историю штата. [ 36 ] Журнал Flying Magazine поставил Поберезного на 4-е место в своем списке 51 героя авиации за 2013 год , опередив таких фигур, как Боб Гувер , Амелия Эрхарт , Джимми Дулиттл и даже Чак Йегер . [ 3 ] На момент публикации, всего за месяц до своей смерти, Поберезный занимал первое место среди ныне живущих людей в списке.
Многие видные деятели авиации высоко оценили наследие Поберезного как имеющее решающее значение для развития авиационной промышленности общего назначения. Радиоведущий и пилот Пол Харви сказал, что Поберезный «воинственно укомплектовал валы против тех, кто хотел оградить небо», а пилот авиашоу Джули Кларк отметила, что Поберезный вдохновил ее и «бесчисленное множество других людей принять участие в продвижении авиации». [ 4 ] Два брата, основавшие Cirrus Aircraft, также считают, что Поберезный и EAA сыграли важную роль в их успехе:
EAA [было] движущей силой сохранения и развития энтузиазма в авиации. Без энтузиазма и страсти к этой отрасли мы бы не увидели большого развития GA в 60-х и 70-х годах, и, я считаю, GA, возможно, даже не пережила бы конец 80-х и 90-х годов. Пол создал организацию, которая позволяла, поощряла и продвигала творческий подход и настойчивость в авиации. EAA позволила [Алану и мне] мечтать о чем-то другом, а затем показала нам путь к этой мечте.
См. также
[ редактировать ]- Один шесть справа (документальный фильм, 2005 г.)
- Проект «Школьный полет»
- Тимоти Принс
- Берт Рутан
- Стив Уиттман
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дэвид Густавсон (2012). «Как построить самолет» .
- ^ Перейти обратно: а б Дэвид Густавсон (2012). «Три великих достижения Павла Поберезного» . Архивировано из оригинала 21 августа 2014 года . Проверено 24 февраля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «51 герой авиации» . Июль 2013 года . Проверено 23 февраля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «ПАВЕЛ Г. ПОБЕРЕЗНЫЙ: САЛЮТЫ» . Проверено 25 августа 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дань уважения Полу Поберезному. Архивировано 9 февраля 2014 г. на сайте Wayback Machine EAA, по состоянию на 23 августа 2013 г.
- ^ Огродзински, Генри М. (6 ноября 1983 г.). «Новое начало» (PDF) . Винтажный самолет . 11 (11). Ассоциация старинных самолетов EAA : 5–7.
Первые несколько минут церемонии преподнесли трогательный сюрприз, и никто не удивился больше, чем Пол. Когда гвардеец армии США поднял американский флаг на шесте перед Авиационным центром , Боб Коллинз сообщил Полу и собравшимся, что это тот же флаг, которым был задрапирован гроб Питера Поберезного, отца Пола.
- ^ Огродзински, Генри М. (октябрь 1983 г.). «Новое начало» (PDF) . Спортивная авиация . 32 (10). ЕАА : 9–12. ISSN 0038-7835 .
- ^ Холл, Джесси А.; Хэнд, Лерой Т. (1921). «Петр Побережный». История округа Ливенворт, штат Канзас (PDF) . Топика, Канзас: Историческое издательство. стр. 599–600. Архивировано (PDF) из оригинала 3 августа 2021 г. Проверено 28 июля 2023 г.
- ^ Войнаровский, AJ (31 августа 2008 г.). «Пионер экспериментальной авиации Пол Х. Поберезный» (PDF) . Украинский еженедельник . Том. LXXVI, нет. 35. С. 11, 14 . Проверено 28 июля 2023 г.
- ^ «Петр Поберезный 1896-1975 — Ancestry®» . www.ancestry.com . Проверено 27 июля 2023 г.
- ^ «Изобретатель с украинскими корнями, ставший легендой любительской авиации» . 22 ноября 2019 года . Проверено 26 ноября 2019 г.
- ^ Пол Поберезный: Основатель | Сквозь годы | Ранние годы
- ^ eaa.org www.eaa.org
- ^ «EAA превышает 200 000 членов» . www.eaa.org . Архивировано из оригинала 16 ноября 2016 года . Проверено 3 декабря 2019 г.
- ^ «Ранние годы» . Ассоциация экспериментальной авиации . Проверено 9 ноября 2014 г.
- ^ Густафсон, Дэвид. «Том Поберезный и взросление EAA» . Проверено 28 декабря 2018 г.
- ^ AirVenture вносит более 170 миллионов долларов экономической выгоды в зону EAA, сентябрь 2017 г.
- ^ Дон Берлинер (зима 1971 г.). «Полет более чем на 100 различных самодельных машинах». Воздушные тропы .
- ^ Джеффри Л. Этелл. Боевые птицы Америки .
- ^ Скотт, Фил, Мой первый раз , Air & Space/Smithsonian , Vol. 17, № 2 (июнь/июль 2002 г.), с. 47
- ^ «Поберезный уходит». Air Progress : 40 августа 1989 г.
- ^ «Орел Парксайда пикирует и парит». Спортивная авиация : 4 сентября 1971 г.
- ^ «Североамериканский F-51D Mustang 1944 года — N3451D» . Проверено 2 марта 2018 г.
- ^ Poberezny: The Story Begins ISBN 0-9655654-0-8
- ^ «Основатель EAA Пол Поберезный скончался в возрасте 91 года» . ЕАА. 22 августа 2013. Архивировано из оригинала 25 августа 2013 года . Проверено 22 августа 2013 г.
- ^ EEA Founder Paul Poberezny Passes at 91 [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Усадьба Поберезный, которую нужно сохранить» . Летающий . 24 января 2017 года . Проверено 25 января 2016 г.
- ^ "Audrey Poberezny Dies At 95" . Avweb. November 1, 2020 . Retrieved November 3, 2020 .
- ^ «На момент открытия AirVenture в возрасте 75 лет умирает давний президент EAA Том Поберезный» . AVweb . 25 июля 2022 г. . Проверено 25 июля 2022 г.
- ^ «Журнал «Авиапрогресс». Воздушный прогресс : 16 декабря 1971 г.
- ^ «Почетные сотрудники СЭТП» . Общество летчиков-экспериментаторов . Проверено 8 августа 2023 г.
- ^ «Павел Х. Поберезный: Награды» . Ассоциация экспериментальной авиации . Проверено 8 августа 2023 г.
- ^ «Павел Побережный» . Архивировано из оригинала 16 марта 2006 года . Проверено 17 августа 2011 г.
- ^ Шпрекельмейер, Линда, редактор. Их мы чтим: Международный зал аэрокосмической славы . Издательство Donning Co., 2006. ISBN 978-1-57864-397-4 .
- ^ «Журнал «Авиапрогресс». Воздушный прогресс : 17 декабря 1987 г.
- ^ «EAA, Пол Поберезный: старший государственный деятель полета , по состоянию на 23 августа 2013 г.» . Архивировано из оригинала 9 февраля 2014 года . Проверено 23 августа 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- The Spirit of Aviation EAA - Официальный сайт
- Paul Poberezny official EAA biography
- Биография в Национальном зале авиационной славы
- Биография в Зале славы авиации штата Висконсин.
- Биография на FirstFlight.org (проверено 3 марта 2006 г.)
- Объявление о премии Райта (подтверждено 3 марта 2006 г.)
- Poberezny obituary in The New York Times
- 1921 рождений
- смертей в 2013 г.
- Американские аэрокосмические инженеры
- Американские авиационные бизнесмены
- Американцы украинского происхождения
- Авиаторы из Канзаса
- Авиаторы из Висконсина
- Жители округа Ливенворт, штат Канзас.
- Люди из Ошкоша, Висконсин
- Призывники Национального Зала авиационной славы
- Смертность от рака в Висконсине
- Писатели из Канзаса
- Писатели из Висконсина
- Пионеры американской авиации
- Конструкторы самолетов
- Военные из Висконсина
- Пилоты ВВС США времен Второй мировой войны
- Офицеры Национальной гвардии (США)
- Ассоциация экспериментальных самолетов
- Люди из Хейлс Корнерс, Висконсин
- Инженеры из Милуоки