Космический корабльОдин полет 15P
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2016 г. ) |
![]() Пилот Майк Мелвилл через несколько мгновений после того, как покинул SpaceShipOne и стал первым частным астронавтом в истории, дизайнер Берт Рутан слева | |
Тип миссии | Тестовый полет |
---|---|
Оператор | Масштабированные композиты |
Продолжительность миссии | 24 минуты |
Пройденное расстояние | 35 километров (22 миль) |
Апогей | 100,124 км (62,214 миль) |
Свойства космического корабля | |
Космический корабль | КосмическийКорабльОдин |
Производитель | Масштабированные композиты |
Стартовая масса | 3600 кг (7900 фунтов) |
Сухая масса | 1200 кг (2600 фунтов) |
Экипаж | |
Размер экипажа | 1 |
Члены | Майк Мелвилл |
Позывной | КосмическийКорабльОдин |
Начало миссии | |
Дата запуска | 21 июня 2004 г., 14:50 | UTC
Запуск сайта | Белый Рыцарь , Мохаве |
Конец миссии | |
Дата посадки | 21 июня 2004 г., 15:14 | UTC
Посадочная площадка | Мохаве |
Полет 15P космического корабля SpaceShipOne (X0) был первым полетом человека в космос, финансируемым из частных источников . Он состоялся 21 июня 2004 года. Это был четвертый испытательный полет с двигателем в рамках программы Tier One , при этом предыдущие три испытательных полета выполнялись на гораздо меньших высотах. В полете находился только пилот , который , Майк Мелвилл -неправительственным организацией таким образом, стал первым астронавтом .
Этот полет был испытанием на полной высоте, но сам по себе не был конкурсным полетом на премию Ansari X Prize , приз за первый негосударственный многоразовый космический корабль с экипажем. Проблемы возникли во время полета, но позже были исправлены, что позволило SpaceShipOne совершить конкурентные полеты позже в 2004 году.
Экипаж
[ редактировать ]Позиция | Астронавт | |
---|---|---|
Пилот | Майк Мелвилл Первый космический полет |
Профиль полета
[ редактировать ]Все время указано по тихоокеанскому времени , что на семь часов отстает от UTC . В день полета на космодроме было местное гражданское время. Все измерения сначала приводятся в обычных единицах измерения США, в которых они были первоначально представлены, а СИ также приводятся преобразования в единицы .
Выруливание на взлет с космодрома Мохаве изначально планировалось на 06:30, поскольку ветровые условия в этом районе наиболее благоприятны ранним утром. Руление фактически началось в 06:37, а рейс вылетел в 06:47. После подъема на высоту 47 000 футов (14,3 км) вместе с самолетом «Белый рыцарь» корабль SpaceShipOne отделился в 07:50 и сразу же зажег свою ракету .




Вскоре после возгорания, на высоте около 60 000 футов (18 км), корабль неожиданно перевернулся на 90 градусов влево из-за сдвига ветра. Когда пилот попытался его исправить, он перевернулся на 90 градусов вправо. Пилот выровнял корабль и продолжил набор высоты. Коррекция отклонения по крену с использованием полного дифферента привела к тому, что триммер по тангажу остановился. Это привело к тому, что исполнительный механизм триммера, как и было задумано, прекратил работу на время ожидания 3 секунды. Не поняв, что произошло, пилот и диспетчеры интерпретировали это как отказ триммерного привода и переключились на резервную систему. космического корабля Положение было проблематичным на протяжении всего набора высоты и не исправлялось до начала входа в атмосферу.
Во время горения новый аэродинамический обтекатель, установленный вокруг сопла ракеты, перегрелся, стал слишком мягким и смялся внутрь. Это вызвало громкий хлопок, о котором сообщил пилот, но проблем в полете не возникло.
Горение ракеты длилось 76 секунд. При сгорании высота составляла 180 000 футов (54,9 км), число Маха — 2,9, а скорость — 2150 миль в час (3460 км/ч; 961 м/с ).
Запланированная высота апогея составляла 360 000 футов (110 км), но из-за проблем с ориентацией, возникших во время набора высоты, корабль фактически достиг только 328 491 футов (100 124 м). При этом он преодолел границу космоса на высоте 100 км, что сделало полет, как и планировалось, официально космическим . Можно подсчитать, что высота превышала 100 км примерно за 10,23 с.
Около апогея корабль пережил около 3 1/2 минуты невесомости . Пилот Майк Мелвилл открыл пакетик с конфетами M&M и наблюдал, как они плавают вокруг капсулы в свободном падении.
Корабль снова вошел в атмосферу в 22 милях (35 км) к югу от запланированной зоны входа размером 5 на 5 миль (8 на 8 км). В этот момент пилот, наконец, скорректировал положение космического корабля, используя резервную систему балансировки. Корабль достиг скорости 2,9 Маха и во время снижения испытал замедление 5,0 g (49 м/с²). Корабль перешел в режим планирования на высоте 57 000 футов (17,4 км), затем вернулся в космодром и благополучно приземлился в 08:14.
Зрелище
[ редактировать ]Scaled Composites , создатели SpaceShipOne, объявили о запланированном космическом полете 2 июня 2004 года и пригласили публику посмотреть. По оценкам, 11 000 человек отправились на космодром Мохаве, чтобы посмотреть полет, и еще миллионы смотрели его по телевидению. Среди почетных гостей были бывший астронавт Базз Олдрин и командир базы ВВС Эдвардс .

Поскольку SpaceShipOne стартует к востоку от космодрома Мохаве рано утром, толпа на космодроме, наблюдая смотрела на солнце за самолетом, . Тем не менее, толпа была бурной, приветствуя каждую веху полета, включая двойной звуковой удар после фазы толчка. После приземления SpaceShipOne Белый Рыцарь и самолеты-преследователи совершили праздничный пролет над взлетно-посадочной полосой. Майк Мелвилл проявил большое волнение, помахав толпе, стоя на вершине SpaceShipOne. Он также поднял табличку с надписью «SpaceShipOne, GovernmentZero», подаренную ему зрителем – очевидная отсылка к продолжавшейся тогда приостановке полетов космических кораблей после гибели космического корабля «Колумбия» во время STS-107 . Мелвилла приветствовал Базз Олдрин, второй человек, ступивший на Луну .
Реакции
[ редактировать ]НАСА Администратор Шон О'Киф опубликовал заявление по поводу полета, в котором говорится:
Мы приветствуем выдающиеся достижения Берта Рутана , Пола Аллена и летчика-испытателя Майка Мелвилла после первого успешного суборбитального полета SpaceShipOne.
В отличие от первых американских и советских космических путешественников в 1961 году и первого успешного космического полета Китая в октябре прошлого года, эти частные лица сами по себе являются пионерами. опыт невесомости и суборбитальных Они делают многое, чтобы открыть дверь на новый рынок, предлагающий публике космических полетов.
Мы поздравляем команду SpaceShipOne и желаем всем, кто сможет следить за безопасными полетами. [1]
Фонд X Prize выпустил пресс-релиз о полете:
Мы поздравляем всю команду Scaled Composites, в частности Берта Рутана и Майка Мелвилла, с достижением этой важной вехи. Мы также благодарим Пола Аллена за его готовность помочь открыть этот критический, но рискованный рубеж. Вся организация X PRIZE с нетерпением ожидает получения 60-дневного уведомления от Scaled Composites о том, что они готовы предпринять попытку выиграть кошелек в 10 миллионов долларов. Как только такое уведомление будет получено, мы сделаем информацию общедоступной.
Федеральное управление гражданской авиации подарило Мелвиллу крылья астронавта на церемонии в 10:22, через два часа после приземления.
Связь с премией Ансари X
[ редактировать ]Как и предполагалось, полет превысил порог в 100 км, необходимый для получения X PRIZE. Однако этот полет не был задуман как соревновательный полет X PRIZE и не был зарегистрирован как таковой.
На борту рейса не было пассажиров или эквивалентного балласта, как это требуется для полета X PRIZE, и поэтому он не мог квалифицироваться как соревновательный рейс. Более того, правила X PRIZE требуют повторного полета в течение двух недель, чего команда Scaled Composites делать не собиралась.
Рейс 15P должен был стать последним испытательным полетом перед выполнением двух полетов X PRIZE позднее в 2004 году. Из-за проблем, возникших в этом полете, может потребоваться дополнительный испытательный полет. Однако к 7 июля 2004 года Берт Рутан сообщил, что неисправности устранены и следующие полеты будут конкурентоспособными.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Махоуни, Гленн; Джейкобс, Боб (21 июня 2004 г.). «Администратор НАСА хвалит успешный полет человека в космос» . НАСА.gov . НАСА . Проверено 21 июня 2016 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «SpaceShipOne творит историю: первая частная пилотируемая миссия в космос» (пресс-релиз). Масштабированные композиты. Архивировано из оригинала 14 сентября 2007 года . Проверено 22 марта 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Обнаружены «аномалии» первого частного космического полета , New Scientist
- Еще больше новостей X-Prize из модельного блога Starfighter
- Часто задаваемые вопросы по масштабируемым композитам, запуск 21 июня. Архивировано 22 июня 2004 г. на Wayback Machine.
- Публичный журнал полетов Scaled Composites. Архивировано 24 июня 2004 г. в Wayback Machine.
- Первый полет космического корабля в космос - изображения полета из журнала Fred's Air Show Journal.
- Современный отчет Spaceflight Now
- Полный отчет «Космический полет сейчас»