Jump to content

Североамериканский Х-15

(Перенаправлено с X-15 )

Х-15
Черный ракетный самолет с короткими крыльями и короткими вертикальными стабилизаторами над и под хвостовым оперением.
X-15 отрывается от десантируемого самолета
Роль Экспериментальный высокоскоростной с ракетным двигателем . исследовательский самолет
Производитель Североамериканская авиация
Первый полет 8 июня 1959 г. [1]
Введение 17 сентября 1959 г.
Ушедший на пенсию декабрь 1968 г. [1]
Основные пользователи ВВС США
НАСА
Количество построенных 3

North American X-15 гиперзвуковой самолет с ракетным двигателем, эксплуатируемый ВВС США и Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) в рамках X-plane серии экспериментальных самолетов . X-15 установил рекорды скорости и высоты в 1960-х годах, пересек границу космического пространства и вернулся с ценными данными, использованными при проектировании самолетов и космических кораблей . Максимальная скорость X-15 - 4520 миль в час (7274 км/ч; 2021 м/с). [1] было достигнуто 3   октября 1967 года, [2] когда Уильям Дж. Найт летел со скоростью 6,7 Маха   на высоте 102 100 футов (31 120 м), или 19,34   мили. Это установило официальный мировой рекорд самой высокой скорости, когда-либо зарегистрированной для пилотируемого самолета с двигателем, который до сих пор не побит. [3] [4]

В ходе программы X-15 12   пилотов совершили в общей сложности 199   полетов. [1] Из них 8   пилотов совершили в общей сложности 13   ВВС полетов, которые соответствовали критерию космических полетов , превысив высоту 50 миль (80 км), что квалифицировало этих пилотов как космонавтов ; из этих 13   полетов два (выполняемые одним и тем же гражданским пилотом) соответствовали FAI (100 километров (62 мили)) определению космического пространства . Пять   пилотов ВВС сразу же получили квалификацию военных астронавтов , а трое   гражданских пилотов в конечном итоге получили крылья астронавтов НАСА в 2005 году, через 35   лет после последнего полета X-15. [5] [6]

Проектирование и разработка

[ редактировать ]
Х-15 после зажигания ракетного двигателя
Х-15А-2, с герметичным абляционным покрытием, внешними топливными баками и испытательным манекеном ПВРД.

X-15 был основан на концептуальном исследовании исследовательского самолета, проведенном Уолтером Дорнбергером для Национального консультативного комитета по аэронавтике (NACA) гиперзвукового . [7] Запросы предложений (RFP) были опубликованы 30   декабря 1954 года по планеру и 4   февраля 1955 года по ракетному двигателю . X-15 был построен двумя производителями: North American Aviation получила контракт на поставку планера в ноябре 1955 года, а Reaction Motors получила контракт на производство двигателей в 1956 году.

Как и многие самолеты серии X , X-15 был спроектирован для подъема в воздух и десантирования из-под крыла B-52 базового корабля . ВВС NB-52A, «Великий и Могучий» (серийный номер 52-0003), и NB-52B, «Челленджер» (серийный номер 52-0008, также известный как Balls 8 ) служили самолетами-носителями для всех X-15. полеты. Выпуск Х-15 из НБ-52А происходил на высоте около 8,5 миль (13,7 км) (45 000 футов) и скорости около 500 миль в час (805 км/ч). [8] Фюзеляж Х-15 был длинным и цилиндрическим, с задними обтекателями , уплощавшими его внешний вид, и толстыми спинным и подфюзеляжным клиновым стабилизатором. Части фюзеляжа (внешняя обшивка [9] ) представляли собой жаропрочный никелевый сплав ( Инконель   750). [7] Убирающееся шасси состояло из лафета носового колеса и двух задних полозьев. Полозья не выходили за пределы подфюзеляжного киля , что требовало от пилота отбросить нижний плавник непосредственно перед приземлением. Нижний плавник был поднят с помощью парашюта.

Кабина и пилотные системы

[ редактировать ]
Кабина Х-15

X-15 был продуктом опытно-конструкторских исследований, и в ходе программы и между различными моделями в различные системы вносились изменения. X-15 эксплуатировался по нескольким различным сценариям, включая прикрепление к самолету-носителю, падение, запуск и ускорение основного двигателя, баллистический полет в разреженный воздух/космос, повторный вход в более плотный воздух, планирование без двигателя для посадки и прямую посадку без запуск главного двигателя. Главный ракетный двигатель проработал лишь относительно короткую часть полета, но разогнал Х-15 до высоких скоростей и высот. Без тяги маршевого ракетного двигателя приборы и рули Х-15 оставались работоспособными, но самолет не мог поддерживать высоту.

Поскольку Х-15 также приходилось управлять в условиях, когда воздуха для аэродинамических поверхностей управления полетом было слишком мало , у него была система управления реакцией (RCS), в которой использовались ракетные двигатели. [10] Существовало две разные схемы управления пилотом Х-15: в одной использовались три джойстика, в другой — один джойстик. [11]

Тип X-15 с несколькими джойстиками управления для пилота располагал традиционный центральный джойстик между левым 3-осевым джойстиком, который отправлял команды в систему управления реакцией. [12] и третий джойстик справа, используемый во время маневров с большой перегрузкой для дополнения центрального джойстика. [12] » (SAS) X-15 В дополнение к данным пилота, « Система повышения устойчивости отправляла данные на аэродинамические элементы управления, чтобы помочь пилоту поддерживать ориентацию . [12] Система управления реакцией (СДУ) могла работать в двух режимах – ручном и автоматическом. [11] В автоматическом режиме использовалась функция под названием «Система усиления реакции» (RAS), которая помогала стабилизировать машину на большой высоте. [11] RAS обычно использовалась примерно в течение трех минут полета X-15 перед автоматическим отключением питания. [11]

В альтернативной схеме управления использовалась система управления полетом MH-96, которая позволяла использовать один джойстик вместо трех и упрощала действия пилота. [13] MH-96 мог автоматически сочетать аэродинамическое и ракетное управление, в зависимости от того, насколько эффективна каждая система при управлении самолетом. [13]

Среди множества органов управления были дроссельная заслонка ракетного двигателя и рычаг сброса подфюзеляжного хвостового киля. [12] Другие особенности кабины включали окна с подогревом для предотвращения обледенения и передний подголовник на случай резкого замедления. [12]

У X-15 было катапультное кресло, рассчитанное на работу на скорости до 4 Маха (4500 км/ч; 2800 миль в час) и/или на высоте 120 000 футов (37 км) (23 мили), хотя оно никогда не использовалось во время программы. [12] В случае катапультирования сиденье было спроектировано так, чтобы раскрывать плавники, которые использовались до тех пор, пока оно не достигало более безопасной скорости/высоты, на которой можно раскрыть основной парашют. [12] Пилоты носили скафандры, в которых можно было герметизировать газообразный азот. [12] На высоте 35 000 футов (11 км) в кабине создавалось давление газообразного азота до 3,5 фунтов на квадратный дюйм (24 кПа; 0,24 атм), а кислород для дыхания подавался пилоту отдельно. [12]

Движение

[ редактировать ]
Хвост Х-15 с XLR-99

В первых 24 полетах с двигателем использовались два двигателя Reaction Motors XLR11 жидкостных ракетных , улучшенные для обеспечения общей тяги в 16 000 фунтов силы (71 кН) по сравнению с 6 000 фунтов силы (27 кН), которые обеспечивал один XLR11 в первом полете. стал В 1947 году Bell X-1 первым самолетом, летающим быстрее скорости звука . В XLR11 использовался этиловый спирт и жидкий кислород .

К ноябрю 1960 года Reaction Motors поставила ракетный двигатель XLR99 , создающий тягу 57 000 фунтов силы (250 кН). В остальных 175   полетах Х-15 использовались двигатели XLR99 в одномоторной конфигурации. В XLR99 в качестве топлива использовался безводный аммиак и жидкий кислород, а для привода высокоскоростного турбонасоса , подававшего топливо в двигатель, использовалась перекись водорода. [10] Он мог сжечь 15 000 фунтов (6 804 кг) топлива за 80   секунд; [10] Жюль Бергман назвал свою книгу по программе « Девяносто секунд до космоса», чтобы описать общее время полета самолета с двигателем. [14]

(СУР) Х-15 В системе управления реакцией для маневрирования в среде низкого давления/плотности использовался высокопрочный пероксид (HTP), который в присутствии катализатора разлагается на воду и кислород и может обеспечить специфический импульс 140 с (1,4 км/с). [11] [15] ПВТ также заправлял турбонасос для главных двигателей и вспомогательных силовых установок (ВСУ). [10] Дополнительные баки для гелия и жидкого азота выполняли другие функции; Внутренняя часть фюзеляжа продувалась газообразным гелием, а в качестве охлаждающей жидкости для различных систем использовался жидкий азот. [10]

Клиновидное оперение и гиперзвуковая устойчивость

[ редактировать ]
Х-15 прикреплен к базовому кораблю Б-52, Т-38. рядом летит

У Х-15 было толстое клинообразное хвостовое оперение, позволяющее ему устойчиво летать на гиперзвуковых скоростях. [16] Это приводило к значительному базовому сопротивлению на более низких скоростях; [16] тупой конец в задней части X-15 мог создавать такое же сопротивление, как целый истребитель F-104 . [16]

Была использована форма клина, поскольку она более эффективна, чем обычное хвостовое оперение, в качестве стабилизирующей поверхности на гиперзвуковых скоростях. Для обеспечения адекватной курсовой устойчивости Х-15 требовалась площадь вертикального оперения, равная 60 процентам площади крыла.

- Венделл Х. Стиллвелл, Результаты исследований X-15 (SP-60)

Стабильности на гиперзвуковых скоростях способствовали боковые панели, которые можно было выдвигать от хвоста для увеличения общей площади поверхности, и эти панели выполняли функцию пневматических тормозов. [16]

Операционная история

[ редактировать ]
Duration: 58 seconds.Subtitles available.
Кинохроника испытательного полета Х-15 в 1959 году.

До 1958 года представители ВВС США (USAF) и NACA обсуждали орбитальный космический самолет X-15 , X-15B , который будет запускаться в космическое пространство с помощью ракеты SM-64 Navaho . Это было отменено, когда NACA стало НАСА и вместо этого приняло проект «Меркурий» .

К 1959 году Boeing X-20 Dyna-Soar программа космических планеров должна была стать предпочтительным средством ВВС США для вывода на орбиту военных пилотируемых космических кораблей. Эта программа была отменена в начале 1960-х годов, прежде чем удалось построить действующую машину. [5] Рассматривались различные конфигурации «Навахо», и еще одно предложение касалось ступени «Титан I». [17]

Было построено три Х-15, совершивших 199   испытательных полетов, последний из которых состоялся 24   октября 1968 года.

Первым полетом X-15 был планирующий полет без двигателя Скотта Кроссфилда 8   июня 1959 года. Кроссфилд также пилотировал первый полет с двигателем 17   сентября 1959 года и свой первый полет с ракетным двигателем XLR-99 15   ноября 1960 года. Двенадцать испытаний пилоты летали на Х-15. Среди них были Нил Армстронг НАСА , позже астронавт и первый человек, ступивший на Луну, и Джо Энгл , позже командир миссии космического корабля НАСА .

В предложении 1962 года НАСА рассматривало возможность использования B-52/X-15 в качестве стартовой платформы для ракеты Blue Scout для вывода на орбиту спутников весом до 150 фунтов (68 кг). [17] [18]

В июле и августе 1963 года пилот Джо Уокер преодолел 100 км высоту , присоединившись к астронавтам НАСА и советским космонавтам и став первым человеком, пересекшим эту черту на пути в космическое пространство . ВВС США вручили крылья космонавта любому, кто достигнет высоты 50 миль (80 км), в то время как ФАИ установило предел космоса на уровне 100 километров (62,1 мили).

15   ноября 1967 года летчик-испытатель ВВС США майор Майкл Дж. Адамс погиб во время рейса 191 X-15, когда X-15-3, AF Ser. № 56-6672 , во время снижения вошел в гиперзвуковое вращение, а затем сильно колебался, поскольку после входа в атмосферу аэродинамические силы увеличились. Поскольку система управления полетом его самолета использовала поверхности управления на пределе своих возможностей, ускорение достигло 15 g 0 (150 м/с). 2 ) вертикально и 8,0 g 0 (78 м/с 2 ) боковой. Планер развалился на высоте 60 000 футов (18 км), разбросав обломки X-15 на площади 50 квадратных миль (130 км). 2 ). 8   , был установлен памятник мая 2004 года на месте кабины пилотов, недалеко от Йоханнесбурга, Калифорния . [19] Майор Адамс был посмертно награжден крыльями астронавта ВВС за свой последний полет на Х-15-3, который достиг высоты 50,4 мили (81,1 км). В 1991 году его имя было внесено в Мемориал космонавта . [19]

Крушение X-15-2 у Мад-Лейк, Невада

Второй самолет, Х-15-2, был перестроен. [20] после аварии при приземлении 9   ноября 1962 года, в результате которой корабль был поврежден, а его пилот Джон Маккей ранен . [21] Новый самолет, переименованный в Х-15А-2 , имел новый 28-дюймовый двигатель. удлинение фюзеляжа для перевозки жидкого водорода. [1] Он был удлинен на 2,4 фута (73 см), имел пару вспомогательных топливных баков, прикрепленных под фюзеляжем и полное термостойкое абляционное крыльями, а также было добавлено покрытие. Впервые он поднялся в воздух 25   июня 1964 года. Максимальной скорости в 4520 миль в час (7274 км/ч) он достиг в октябре 1967 года пилота Уильяма «Пита» Найта из ВВС США под управлением .

В программе Х-15 использовались пять основных самолетов: три самолета Х-15 и два модифицированных «нестандартных» бомбардировщика НБ-52 :

  • Х-15-1 56-6670 , 81 бесплатный полет
  • Х-15-2 (позже Х-15А-2 ) — 56-6671 , 31 свободный полет как Х-15-2, 22 свободных полета как Х-15А-2; всего 53
  • X-15-3 56-6672 , 65 бесплатных полетов, включая рейса 191. катастрофу
  • НБ-52А - 52-003 по прозвищу Великий и Могучий (выведен из эксплуатации в октябре 1969 г.)
  • NB-52B 52-008 по прозвищу The Challenger , позже Balls 8 (выведен из эксплуатации в ноябре 2004 г.)

Кроме того, F-100 , F-104 и F5D, преследователи самолеты- а также транспортные самолеты C-130 и C-47 . программу поддерживали [22]

200-й полет над Невадой впервые был запланирован на 21   ноября 1968 года, его пилотировал Уильям «Пит» Найт. Из-за многочисленных технических проблем и плохих погодных условий этот предполагаемый рейс задерживался шесть раз, и он был окончательно отменен 20   декабря 1968 года. Этот X-15 (56-6670) был отсоединен от B-52 и затем помещен на неопределенное хранение. Позже самолет был передан в дар Смитсоновскому музею авиации и космонавтики для экспонирования.

Самолет на выставке

[ редактировать ]
X-15-1 56-6670 в реставрационном ангаре Мэри Бейкер Энген.
X-15 в музее ВВС США

Оба уцелевших X-15 в настоящее время выставлены в музеях США. Кроме того, три макета и оба B-52 Stratofortress, на выставке представлены используемые в качестве базовых кораблей.

Базовые корабли Stratofortress

[ редактировать ]
NB-52B Balls 8 взлетает с Х-15

Рекордные полеты

[ редактировать ]
Ключевые показатели скорости и высоты X-15

Самые высокие полеты

[ редактировать ]

Во время 13 из 199 полетов X-15 восемь пилотов пролетели на высоте более 264 000 футов (50,0 миль; 80 км), тем самым получив квалификацию астронавтов в соответствии с Вооруженных сил США определением космической границы . Все пять пилотов ВВС пролетели более 50   миль и были награждены крыльями военного астронавта одновременно со своими достижениями, включая Адамса, который получил эту награду посмертно после катастрофы рейса   191. [24] Однако трое других были сотрудниками НАСА и в то время не получили сопоставимой награды. В 2004 году Федеральное управление гражданской авиации вручило свои первые в истории крылья коммерческого астронавта Майку Мелвиллу и Брайану Бинни , пилотам коммерческого корабля SpaceShipOne , еще одного космического самолета с профилем полета, сравнимым с профилем полета X-15. После этого в 2005 году НАСА задним числом вручило свои крылья гражданского астронавта Дане (тогда еще жившей), а также Маккею и Уокеру (посмертно). [25] [26] Форрест С. Петерсен, единственный пилот ВМФ, участвовавший в программе X-15, никогда не поднимал самолет выше необходимой высоты и, следовательно, так и не получил крыльев космонавта.

Из тринадцати полетов только два рейсы 90 и 91, пилотируемые Уокером , — превысили высоту 100 км (62 мили), используемую FAI для обозначения линии Кармана .

Полеты Х-15 на высоту более 50 миль [27] [28]
Полет Дата Максимальная скорость [а] Высота Пилот
Рейс 91 22 августа 1963 г. 3794 миль в час (6106 км / ч) (5,58 Маха) 67,1 миль (108,0 км) Джозеф А. Уокер
Рейс 90 19 июля 1963 г. 3710 миль в час (5971 км / ч) (5,50 Маха) 65,9 миль (106,1 км) Джозеф А. Уокер
Рейс 62 17 июля 1962 г. 3832 миль в час (6167 км / ч) (5,45 Маха) 59,6 миль (95,9 км) Роберт М. Уайт
Рейс 174 1 ноября 1966 г. 3750 миль в час (6035 км / ч) (5,46 Маха) 58,1 миль (93,5 км) Уильям Х. «Билл» Дана
Рейс 150 28 сентября 1965 г. 3732 миль в час (6006 км / ч) (5,33 Маха) 56,0 миль (90,1 км) Джон Б. Маккей
Рейс 87 27 июня 1963 г. 3425 миль в час (5512 км / ч) (4,89 Маха) 54,0 миль (86,9 км) Роберт А. Рашворт
Рейс 138 29 июня 1965 г. 3432 миль в час (5523 км / ч) (4,94 Маха) 53,1 миль (85,5 км) Джо Х. Энгл
Рейс 190 17 октября 1967 г. 3856 миль в час (6206 км / ч) (5,53 Маха) 53,1 миль (85,5 км) Уильям Дж. «Пит» Найт
Рейс 77 17 января 1963 г. 3677 миль в час (5918 км / ч) (5,47 Маха) 51,5 миль (82,9 км) Джозеф А. Уокер
Рейс 143 10 августа 1965 г. 3550 миль в час (5713 км / ч) (5,20 Маха) 51,3 миль (82,6 км) Джо Х. Энгл
Рейс 197 21 августа 1968 г. 3443 миль в час (5541 км / ч) (5,01 Маха) 50,7 миль (81,6 км) Уильям Х. Дана
Рейс 153 14 октября 1965 г. 3554 миль в час (5720 км / ч) (5,08 Маха) 50,5 миль (81,3 км) Джо Х. Энгл
Рейс 191 15 ноября 1967 г. 3570 миль в час (5745 км / ч) (5,20 Маха) 50,4 миль (81,1 км) Майкл Дж. Адамс

смертельный

Самые быстрые зарегистрированные полеты

[ редактировать ]
X-15 десять самых быстрых полетов [29] [28]
Полет Дата Максимальная скорость [а] Высота Пилот
Рейс 188 3 октября 1967 г. 4520 миль в час (7274 км / ч) (6,70 Маха) 19,3 миль (31,1 км) Уильям Дж. «Пит» Найт
Рейс 175 18 ноября 1966 г. 4250 миль в час (6840 км / ч) (6,33 Маха) 18,7 миль (30,1 км) Уильям Дж. «Пит» Найт
Рейс 59 27 июня 1962 г. 4104 миль в час (6605 км / ч) (5,92 Маха) 23,4 миль (37,7 км) Джозеф А. Уокер
Рейс 45 9 ноября 1961 г. 4093 миль в час (6587 км / ч) (6,04 Маха) 19,2 миль (30,9 км) Роберт М. Уайт
Рейс 97 5 декабря 1963 г. 4018 миль в час (6466 км / ч) (6,06 Маха) 19,1 миль (30,7 км) Роберт А. Рашворт
Рейс 64 26 июля 1962 г. 3989 миль в час (6420 км / ч) (5,74 Маха) 18,7 миль (30,1 км) Нил А. Армстронг
Рейс 137 22 июня 1965 г. 3938 миль в час (6338 км / ч) (5,64 Маха) 29,5 миль (47,5 км) Джон Б. Маккей
Рейс 89 18 июля 1963 г. 3925 миль в час (6317 км / ч) (5,63 Маха) 19,8 миль (31,9 км) Роберт А. Рашворт
Рейс 86 25 июня 1963 г. 3911 миль в час (6294 км / ч) (5,51 Маха) 21,2 миль (34,1 км) Джозеф А. Уокер
Рейс 105 29 апреля 1964 г. 3906 миль в час (6286 км / ч) (5,72 Маха) 19,2 миль (30,9 км) Роберт А. Рашворт
Пилоты Х-15 и их достижения во время программы
Пилот Организация Год назначения
к Х-15 [30] [31]
Общий
полеты
ВВС США
космос
полеты
ВЕРА
космос
полеты
Макс
Мах
Макс
скорость
(миль в час)
Макс
высота
(миль)
Майкл Дж. Адамс ВВС США 1966 7 1 0 5.59 3,822 50.3
Нил А. Армстронг НАСА 1960 [32] 7 0 0 5.74 3,989 39.2
Скотт Кроссфилд Североамериканская авиация 1959 14 0 0 2.97 1,959 15.3
Уильям Х. Дана НАСА 1965 16 2 0 5.53 3,897 58.1
Джо Х. Энгл ВВС США 1963 16 3 0 5.71 3,887 53.1
Уильям Дж. Найт ВВС США 1964 16 1 0 6.7 4,519 53.1
Джон Б. Маккей НАСА 1960 29 1 0 5.65 3,863 55.9
Форрест С. Петерсен ВМС США 1958 5 0 0 5.3 3,600 19.2
Роберт А. Рашворт ВВС США 1958 34 1 0 6.06 4,017 53.9
Милтон О. Томпсон НАСА 1963 14 0 0 5.48 3,723 40.5
Джозеф А. Уоке𠆆 НАСА 1960 [33] 25 3 2 5.92 4,104 67.0
Роберт М. Уайт ВВС США 1957 16 1 0 6.04 4,092 59.6

Погиб при крушении X-15-3.
†† Погиб в результате несчастного случая при формировании группы 8 июня 1966 года.

Технические характеристики

[ редактировать ]
Рисунок в трех ракурсах
Чертеж X-15

Другие конфигурации включают X-15, оснащенный Reaction Motors XLR11 , и длинную версию.

Данные из [31]

Общие характеристики

  • Экипаж: Один
  • Длина: 49 футов 2 дюйма (14,99 м) [б]
  • Размах крыльев: 22 фута 4 дюйма (6,81 м) [с]
  • Высота: 13 футов 1 дюйм (3,99 м) [д]
  • Площадь крыла: 200 кв. футов (19 м 2 )
  • Пустой вес: 14 600 фунтов (6622 кг) [и]
  • Полная масса: 33 500 фунтов (15 195 кг)
  • Силовая установка: 1 Reaction Motors XLR99 -RM-2 жидкостный ракетный двигатель , тяга 70 400 фунтов силы (313 кН).

Производительность

  • Максимальная скорость: 4520 миль в час (7270 км/ч, 3930 узлов)
  • Диапазон: 280 миль (450 км, 240 миль)
  • Практический потолок: 354 330 футов (108 000 м)
  • Скорость набора высоты: 60 000 футов/мин (300 м/с).
  • Тяга/вес : 2,07
[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Скорость звука в атмосфере меняется в зависимости от высоты, поэтому сравнительно более низкая скорость полета (измеренная в милях в час или км/ч) может соответствовать более высокому числу Маха . [27]
  2. ^
    • 56 футов 1,5 дюйма с носовой балкой и ракетным двигателем XLR-11.
    • 55 футов 2,5 дюйма С носовой балкой и ракетным двигателем XLR-99.
    • 50 футов 1 дюйм, с носовой частью Q-Ball и ракетным двигателем XLR-11.
    • 49 футов 2 дюйма, с носовой частью Q-Ball и ракетным двигателем XLR-99.
    • 51 фут 11 дюймов Модифицированный самолет 66671 (X-15A-2)
  3. ^
    • Стандартный самолет 22 фута 4 дюйма
    • 23 фута 8 дюймов с гондолами на законцовках крыльев
  4. ^
    • Стандартный самолет длиной 13 футов 1 дюйм
    • 11 футов 6 дюймов Без нижнего подфюзеляжного киля и с выпущенным шасси.
  5. ^
    • Сгоревшая масса: 14 500 фунтов Стандартный самолет.
    • Посадочная масса: 13 800 фунтов Стандартный самолет.
  1. ^ Jump up to: а б с д и Гиббс, Ивонн, изд. (28 февраля 2014 г.). «Информационный бюллетень НАСА Армстронг: Программа гиперзвуковых исследований X-15» . НАСА . Проверено 4 октября 2015 г. 4520 миль в час (6,7 Маха 3 октября 1967 г.,
  2. ^ Хаскинс, Кэролайн; Андерсон, Брайан; Кеблер, Джейсон (6 октября 2017 г.). «Почему рекорд скорости пилотируемого полета не побит за 50 лет» . Проверено 5 февраля 2019 г.
  3. ^ «Североамериканский высокоскоростной исследовательский самолет X-15» . Aerospaceweb.org . 2010 . Проверено 24 ноября 2008 г.
  4. ^ Якопо Приско (28 июля 2020 г.). «X-15: Самый быстрый пилотируемый ракетный самолет в истории» . CNN . Проверено 12 ноября 2020 г.
  5. ^ Jump up to: а б Дженкинс 2001 , с. 10.
  6. ^ Томпсон, Эльвия Х.; Джонсен, Фредерик А. (23 августа 2005 г.). «НАСА чествует пионеров космоса» (пресс-релиз). НАСА. Выпуск 05-233. Архивировано из оригинала 13 апреля 2018 года . Проверено 15 сентября 2007 г.
  7. ^ Jump up to: а б Кесманн 1999 , с. 105.
  8. ^ «Запуск Х-15 с базового корабля Б-52» . Центр летных исследований Армстронга. 6 февраля 2002 г. Фото Е-4942.
  9. ^ Гиббс, Ивонн (13 августа 2015 г.). «Информационные бюллетени НАСА Драйдена - Программа гиперзвуковых исследований X-15» . НАСА .
  10. ^ Jump up to: а б с д и Рэвелинг, Пол. «Отчет пилота X-15, Часть 1: Общее описание и обход X-15» . SierraFoot.org . Проверено 30 сентября 2011 г.
  11. ^ Jump up to: а б с д и Джарвис, Кэлвин Р.; Лок, Уилтон П. (1965). Опыт эксплуатации систем управления и усиления реакции X-15 (PDF) . НАСА. OCLC   703664750 . ТН Д-2864. Архивировано из оригинала (PDF) 4 декабря 2011 года . Проверено 1 октября 2011 г.
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Рэвелинг, Пол. «Отчет пилота X-15, часть 2: Проверка кабины X-15» . SierraFoot.org . Проверено 1 октября 2011 г.
  13. ^ Jump up to: а б «Сорок лет назад в программе летных испытаний X-15, ноябрь 1961 г. – март 1962 г.» . Музей авиации и космонавтики Голета . Проверено 3 октября 2011 г.
  14. ^ Гейл, Флойд К. (октябрь 1961 г.). «5-звездочная полка Галактики» . Журнал «Галактика» . Том. 20, нет. 1. п. 174.
  15. ^ Дэвис 2003 , с. 8.28.
  16. ^ Jump up to: а б с д Стиллвелл, Венделл Х. (1965). Результаты исследования X-15: с избранной библиографией . НАСА. OCLC   44275779 . НАСА СП-60. Архивировано из оригинала 13 апреля 2022 года . Проверено 4 мая 2003 г.
  17. ^ Jump up to: а б Уэйд, Марк. «Х-15/Синий разведчик» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 11 октября 2011 года . Проверено 30 сентября 2011 г.
  18. ^ «Историческая справка: Blue Scout/X-15» . Citizensinspace.org . 21 марта 2012 г.
  19. ^ Jump up to: а б Мерлин, Питер В. (30 июля 2004 г.). «Майкл Адамс: Вспоминая павшего героя» . Экс-Пресс . 46 (6).
  20. ^ Эванс 2013a , с. 183
  21. ^ Эванс 2013a , с. 143
  22. ^ Дженкинс, Деннис Р. (2010). X-15: Расширяя границы полета . НАСА. ISBN  978-1-4700-2585-4 .
  23. ^ Путеводитель по музею ВВС США, 1975 г. , стр. 73.
  24. ^ Дженкинс (2000), Приложение 8, с. 117.
  25. ^ Джонсен, Фредерик А. (23 августа 2005 г.). «Пионеры X-15 удостоены звания космонавтов» . НАСА . Архивировано из оригинала 21 сентября 2022 года . Проверено 16 января 2019 г.
  26. ^ Перлман, Роберт З. (23 августа 2005 г.). «Бывшие пилоты НАСА X-15 награждены крыльями астронавта» . space.com .
  27. ^ Jump up to: а б Эванс 2013b , с. 12
  28. ^ Jump up to: а б Первый полет X-15, 1991 г. , Приложение А.
  29. ^ Эванс 2013б
  30. ^ Кассатт, Майкл (ноябрь 1998 г.). Кто есть кто в космосе (последующее изд.). Нью-Йорк: Справочник библиотеки Макмиллана. ISBN  9780028649658 .
  31. ^ Jump up to: а б Эванс, Мишель (2013). «Ракетный самолет X-15: полет первых крыльев в журнал космических полетов» (PDF) . 25 марта СМИ . стр. 5, 32, 33.
  32. ^ Гиббс, Ивонн (2 июня 2015 г.). «Нил Армстронг с X-15 #1 после полета» . НАСА . Проверено 10 сентября 2023 г. Армстронг активно участвовал как в пилотировании, так и в инженерных аспектах программы X-15 с самого начала. Он совершил первый полет на самолете, оснащенном новым датчиком направления потока (сферическим носом), и первый полет на Х-15, оснащенном самоадаптирующейся системой управления полетом. Он тесно сотрудничал с конструкторами и инженерами при разработке адаптивной системы и с декабря 1960 по июль 1962 года совершил семь полетов на ракетоплане.
  33. ^ Коннер, Монро (23 июня 2020 г.). «Джозеф А. Уокер» . НАСА . Архивировано из оригинала 6 декабря 2021 года . Проверено 10 сентября 2023 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
НАСА
Не НАСА
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d4e512569cf15f1ab253d7a82ab087e7__1721780400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d4/e7/d4e512569cf15f1ab253d7a82ab087e7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
North American X-15 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)