ARCAspace
![]() | |
Тип компании | Частный |
---|---|
Промышленность | Аэрокосмическая промышленность и добыча полезных ископаемых на астероидах |
Основан | 1999 год |
Штаб-квартира | , Румыния |
Ключевые люди | Думитру Попеску |
Веб-сайт | аркапространство |
, также Румынская , — аэрокосмическая ассоциация космонавтики и аэронавтики известная как ARCAspace компания, базирующаяся в Рымнику-Вылча , Румыния. [ 1 ] Здесь строят ракеты, высотные аэростаты и беспилотные летательные аппараты . Она была основана в 1999 году как неправительственная организация в Румынии румынским инженером и предпринимателем Думитру Попеску и другими энтузиастами ракетной и аэронавтической техники. С тех пор ARCA запустила две стратосферные ракеты и четыре крупномасштабных стратосферных шара, включая кластерный аэростат. Он получил два правительственных контракта с правительством Румынии и один контракт с Европейским космическим агентством . В настоящее время ARCASpace в рамках программы EcoRocket разрабатывает несколько ракетных систем, как орбитальных, так и суборбитальных. В число этих транспортных средств входят ракетные системы CER, EcoRocket Demonstrator, Nano, 5 & Heavy и стратегический противоракетный перехватчик A1. ARCA еще предстоит запустить аппарат над линией Кармана или отправить полезную нагрузку на орбиту, при этом большинство их проектов было заброшено по разным причинам, часто включая финансовые или нормативные ограничения.
История
[ редактировать ]1999–2004: Семейство ракет-демонстраторов.
[ редактировать ]
ARCA была основана как Румынская ассоциация космонавтики и аэронавтики ( румынский : Asociazia Română pentru Cosmonautică şi Aeronautică ), неправительственная организация в 1999 году группой энтузиастов ракеты и воздухоплавания. Их целью было создание и запуск космических ракет. Поэкспериментировав с конструкциями различных видов топлива и типов ракетных двигателей, в том числе твердотопливных, они решили использовать стекловолокно для изготовления двигателей и баков, а в качестве топлива — перекись водорода . Их первая машина называлась «Демонстратор» и представляла собой неуправляемую самостабилизирующуюся ракету длиной 10 метров (33 фута). Он никогда не летал, а использовался на различных публичных выставках для привлечения средств и спонсорства. [ 2 ] Их вторая ракета, «Демонстратор-2», была построена в 2003 году. Для этого ARCA создала свою первую установку для испытаний ракетных двигателей, где они испытали свой двигатель на перекиси водорода. После успешных испытаний они построили Демонстратор 2Б, который представлял собой улучшенную версию их предыдущей ракеты. Он имел длину 4,5 м (15 футов) и диаметр 0,77 м (2 фута 6 дюймов) и имел стартовую площадку высотой 18 м (59 футов). [ 3 ]
В 2003 году ARCA также приняла участие в международном конкурсе Ansari X Prize и приступила к разработке суборбитального корабля «Оризонт», способного перевозить экипаж из двух человек на высоту 100 км (62 мили). Orizont должен был стать конкурентом ARCA на премию Ansari X Prize. Он был спроектирован так, чтобы использовать одноразовый реактивный двигатель на высоте до 15 км (9,3 мили), а затем запускать основной ракетный двигатель на перекиси водорода, чтобы поднять его на высоту 100 км (62 мили).
9 сентября 2004 года ARCA успешно запустила ракету Demonstrator 2B с базы ВВС на мысе Мидия. Из-за мощных порывов ветра до 60 км/ч (37 миль в час) они были вынуждены использовать только 20 процентов от запланированного количества топлива, чтобы соблюдать выделенную ВВС зону безопасности. Достигнутая высота составила 1200 м (3900 футов). На презентации присутствовали 90 журналистов из Румынии, Германии и Австрии. [ 4 ] После запуска ARCA приступила к строительству космического самолета «Оризонт» и завершила конструкцию самолета к 2005 году. [ 5 ]
2005–2010: ракеты Стабило и Хелен.
[ редактировать ]
ARCA организовала публичную презентацию своего космического самолета «Оризонт» перед Дворцом Парламента в Бухаресте. Из-за финансовых проблем, возникших при строительстве «Оризонта», ARCA решила приостановить его разработку и вместо этого разработать новую, гораздо меньшую ракету под названием Stabilo. Он был спроектирован так, чтобы запускаться со стратосферного солнечного шара и доставлять в космос одного человека. [ 6 ] Началось проектирование и изготовление крупногабаритных полиэтиленовых шаров, и 2 декабря 2006 года в Онешти , Бакэу, капсула экипажа ракеты Stabilo была поднята на высоту 14 700 м. Капсула была благополучно обнаружена в тот же вечер. Мероприятие транслировалось в прямом эфире на нескольких румынских телеканалах. [ 7 ]
27 сентября 2007 года вся ракета Stabilo (капсула экипажа + ракетный ускоритель) была поднята на высоту 12 000 м с помощью самого большого солнечного шара, построенного до этой даты. Миссия была запущена с базы ВВС на мысе Мидия, а ракета была поднята с Черного моря поверхности водолазами ВМС Румынии . В этот момент ARCA доказала свою способность проводить крупномасштабные операции и координировать военные институты, такие как ВМС Румынии и ВВС Румынии . [ 8 ]
В 2007 году ARCA выиграла два государственных контракта с Министерством исследований на суборбитальную ракету и солнечный шар. Румынское космическое агентство , Бухарестский университет и другие румынские учреждения были субподрядчиками ARCA по этим проектам.
В начале 2008 года ARCA присоединилась к конкурсу Google Lunar X Prize и разработала орбитальную ракету-носитель Haas. [ 9 ] Их луноход назывался European Lunar Lander и использовал монотопливный ракетный двигатель для посадки и зависания. Хаас представлял собой трехступенчатую орбитальную ракету с гибридными двигателями, использующими топливо на основе битума и перекись водорода в качестве окислителя. Его предполагалось запустить с высоты 18 000 м на самом большом из когда-либо построенных солнечных шаров объемом 2 миллиона кубических метров. [ 10 ] Для ракеты Haas создали трехступенчатый демонстратор гораздо меньшего размера под названием Helen, предназначенный для проверки технологий и работы. Ракета «Хелен» намеренно не имела аэродинамической стабилизации, поскольку предполагалось использовать метод, основанный на ошибке маятниковой ракеты. [ 11 ] Румынский банк BRD – Groupe Société Générale предоставил ARCA спонсорскую поддержку в размере 300 000 евро на свою деятельность. Румынский космонавт Думитру Прунариу высоко оценил достижения ARCA и отметил их способность эффективно использовать частные средства. [ 12 ] В 2009 году ARCA провела серию испытаний двигателя с использованием ракетного двигателя Stabilo, чтобы утвердить конструкцию ракеты Helen.
Первая попытка запуска ракеты Helen состоялась 14 ноября 2009 года. ВМС Румынии участвовали с кораблем NSSL 281 Constanta, водолазным кораблем Venus, быстроходным катером Fulgerul и двумя другими быстроходными катерами. Для этой миссии ARCA построила огромный солнечный воздушный шар объемом 150 000 кубических метров, что примерно в пять раз больше, чем их предыдущий воздушный шар. После того, как воздушный шар начал надуваться, экипаж миссии обнаружил, что рычаги надувания воздушного шара были обернуты вокруг нижней части воздушного шара. Инфляция была остановлена, и экипаж попытался развернуть оружие. Через три часа руки были переставлены, и надувание было готово возобновиться, но солнце уже приближалось к горизонту, и нагрев солнечного шара был уже невозможен. Было принято решение отменить миссию. [ 13 ]
ARCA решила перепроектировать ракету «Хелен», чтобы вместо нее использовать две ступени и гелиевый шар. Они назвали ракету Хелен 2. 27 апреля 2010 года они провели испытания авионики для полезной нагрузки европейского лунного модуля, который будет подниматься ракетой Хелен 2 с использованием воздушного шара, который поднял трех членов ARCA на высоту 5200 м. 4 августа 2010 года была предпринята новая попытка запуска ракеты, однако из-за конструктивной ошибки гелиевого шара он разорвался, и миссия была прервана. [ 14 ] Был изготовлен новый гелиевый шар, предназначенный для перевозки только второй ступени ракеты Хелен-2. 1 октября 2010 года ракета совершила успешный полет на высоту 38700 м, достигнув максимальной скорости 2320 км/ч. При входе в атмосферу парашют капсулы ракеты не раскрылся, и капсула была потеряна в море, но данные были переданы в центр управления полетами на корабле 281 Констанца и в Управление обслуживания воздушного движения Румынии. [ 15 ]
2011–2013: самолет IAR-111, двигатель Executor и семейство ракет Haas.
[ редактировать ]
После трудностей, возникших со стратосферными шарами, ARCA решила изменить свой подход к орбитальному запуску для Google Lunar X Prize. Они разработали сверхзвуковой ракетный самолет с жидкостным ракетным двигателем, использующим керосин в качестве топлива и жидкий кислород в качестве окислителя. [ 16 ] Самолет, первоначально называвшийся E-111, был переименован в IAR-111 после того, как ARCA получила разрешение от IAR SA Brasov на использование традиционного обозначения IAR для военных и гражданских самолетов, построенных с 1925 года. Самолет предназначался для полетов на высоту 17 000 м и запустить сильно модифицированную версию ракеты Haas, получившую название Haas 2. Haas 2 представляла собой трехступенчатую орбитальную ракету воздушного базирования, предназначенную для вывода на орбиту полезной нагрузки массой 200 кг. Работы над конструкцией самолета начались в конце 2010 года.
К 2011 году были готовы все формы из стекловолокна для самолета и завершена одна треть конструкции самолета. Система спасения капсулы экипажа была испытана 26 сентября 2011 года, когда вертолет Ми-17, принадлежащий Отряду специальной авиации, сбросил капсулу с высоты 700 м над Черным морем. Аварийный парашют успешно раскрылся, и румынская береговая охрана подняла капсулу с поверхности моря.
В 2012 году ARCA решила сосредоточиться на создании ракетного двигателя для самолета IAR-111. Двигатель, получивший название «Executor», изготовлен из композитных материалов, имеет тягу 24 тонны силы (52 000 фунтов силы) и питается турбонасосом. Он использует абляционное охлаждение основной камеры и сопла, при котором внешние слои композитного материала испаряются при контакте с высокотемпературной выхлопной смесью и предотвращают перегрев. ARCA также представила долгосрочную космическую программу до 2025 года, которая, помимо IAR-111, предусматривала малую орбитальную ракету (Haas 2C), суборбитальную ракету с экипажем (Haas 2B) и среднюю орбитальную ракету с экипажем (Super Haas). [ 17 ] В марте 2012 года ARCA испытала чрезвычайно легкий керосиновый бак из композитных материалов, который предназначен для использования в ракете Haas 2C. [ 18 ]
После того, как критика со стороны Румынского космического агентства (ROSA) усилилась в печатных СМИ и на телевидении, ARCA решила направить публичное письмо премьер-министру Румынии с просьбой вмешаться в этот вопрос. ARCA отметило, что Румынское космическое агентство не в состоянии критиковать после неудачи своего куб-спутника « Голиат», недавно запущенного с помощью ракеты «Вега» . Кроме того, ARCA финансировалась из частных источников по сравнению с ROSA, которая использует государственное финансирование. [ 19 ]
В июне 2012 года ARCA представила свою ракету Haas 2C на площади Виктории в Бухаресте перед дворцом правительства Румынии. [ 20 ] В том же году ARCA выиграла контракт с Европейским космическим агентством на сумму 1 200 000 долларов на участие в программе ExoMars . Контракт, получивший название «Испытание на падение на большой высоте», состоял из серии испытаний на падение с стратосферного шара с целью проверки структурной целостности парашютов EDM, используемых при торможении марсианской атмосферы. [ 21 ]
16 сентября 2013 года ARCA выполнила первый успешный полет по программе ExoMars, подняв над Черным морем три герметичных контейнера с авионикой на высоту 24 400 м. [ 22 ] В ноябре было завершено строительство бетонного испытательного стенда двигателя Executor.
2014–2019: AirStrato запускает систему помощи
[ редактировать ]10 февраля ARCA представила высотный беспилотный летательный аппарат AirStrato , который должен был заменить использование стратосферных аэростатов для испытаний оборудования и других миссий в ближнем космосе. Он должен был работать на солнечной энергии для увеличения автономности, имел длину 7 м, размах крыла 16 м и взлетную массу 230 кг. Самолет совершил первый полет 28 февраля. ARCA объявила, что, если разработка окажется успешной, они рассмотрят возможность разработки коммерческой версии, доступной для продажи клиентам. [ 23 ]
17 октября 2014 года ARCA объявила, что перенесла свою штаб-квартиру в США, в Лас-Крусес, штат Нью-Мексико. В пресс-релизе они объявили, что в Румынии продолжится деятельность, связанная с разработкой программного обеспечения и ракетных двигателей. Они также объявили, что БПЛА Air Strato будет доступен для покупки клиентам и что Лас-Крусес также будет служить центром производства самолетов. [ 24 ] 25 ноября они опубликовали веб-сайт БПЛА, на котором были представлены две модели, доступные для покупки: AirStrato Explorer, который может достигать высоты до 18 000 м с запасом хода 20 часов, и AirStrato Pioneer с ограничением высоты 8 000 м и сроком службы 12 часов.
13 июля 2015 года ARCA объявила о начале деятельности в Нью-Мексико, включая производство и летные испытания БПЛА AirStrato и ракет Haas, инвестировав 1,2 миллиона долларов США . [ 25 ]
В ноябре 2017 года генеральный директор Димитру Попеску был арестован и обвинен в мошенничестве по 12 пунктам. [ 26 ] В результате он покинул страну и возобновил деятельность в Румынии. Позже обвинения были сняты. [ 27 ]
В начале 2019 года ARCA объявила о разработке паровой системы помощи при запуске и начала испытания аэроспайкового двигателя. [ 28 ]
2020 – настоящее время: EcoRocket, AMi и Pivot to Asteroid Mining.
[ редактировать ]В 2020 году испытания парового аэроспайка продолжились, и ARCA анонсировала новую ракету-носитель EcoRocket, созданную на основе технологии LAS.
В 2021 году конструкция EcoRocket была немного изменена и стала трехступенчатой, поскольку испытания парового аэроспайка продолжались.
В 2022 году ARCA объявила об инициативе AMi Exploration Initiative, эффективно переведя свою бизнес-модель с сектора коммерческих запусков на криптовалюту и добычу полезных ископаемых на астероидах. Программа AMi будет использовать автомобиль AMi Cargo и EcoRocket Heavy для добычи ценных материалов с астероидов. Начиная с конца 2020-х годов компания планирует начать серию миссий по добыче полезных ископаемых на астероидах, чтобы вернуть на Землю для продажи ценные металлы (в основном платину ). Он намерен финансировать это предприятие в первую очередь за счет продажи токена AMi, будущей криптовалюты на блокчейне Ethereum . [ 29 ] С тех пор, похоже, ARCA смещает свое основное внимание с AMi на CER/программы, связанные с военными.
Транспортные средства
[ редактировать ]Семейство ракет Haas
[ редактировать ]Семейство ракет Haas должно было представлять собой серию ракет различных размеров и конфигураций, призванных заменить первоначальную ракету Haas, запускаемую с воздушного шара. После трудностей, возникших при эксплуатации воздушного шара в Миссиях 3 и 4, ARCA решила перепроектировать ракету для наземного запуска. Хотя ракеты наземного базирования тяжелее и дороже, они более надежны, просты в эксплуатации и могут выводить на орбиту более тяжелые полезные нагрузки.
Заячья 2Б
[ редактировать ]Haas 2B должен был стать одноступенчатой суборбитальной ракетой, предназначенной для космического туризма. Он был предназначен для транспортировки капсулы экипажа и служебного модуля на суборбитальную траекторию. Капсула экипажа и служебный модуль должны были быть такими же, как и в более крупной многоступенчатой орбитальной ракете Super Haas. [ 30 ] На конференции NASA DC-X в Аламогордо, штат Нью-Мексико, в августе 2013 года ARCA представила обновленную версию ракеты Haas 2B с капсулой, способной доставить в космос экипаж из пяти человек. велись переговоры С представителями Spaceport America об эксплуатации ракеты Haas 2B из Нью-Мексико. [ 31 ]
Заяц 2С
[ редактировать ]Haas 2C должна была стать орбитальной ракетой, предназначенной для коммерческих запусков полезной нагрузки. Планировалось два варианта ракеты: одноступенчатый вариант для вывода на орбиту , способный вывести на орбиту полезную нагрузку массой 50 кг (110 фунтов), и двухступенчатый вариант, способный поднять на орбиту полезную нагрузку массой 400 кг (880 фунтов). После испытаний чрезвычайно легкого композитного бака компания ARCA разработала одноступенчатую ракету длиной 18 м (59 футов 1 дюйм) и общим весом 510 кг (1120 фунтов), имеющую тяговооруженность 26:1 и 50 кг (110 фунтов) полезной нагрузки. [ 18 ] Компания продемонстрировала ракету на площади Виктории в Бухаресте перед зданием правительства Румынии. [ 20 ] Версия второй ступени должна была оснащаться двигателем «Палач» для нижней ступени, а верхняя ступень должна была использовать двигатель меньшего размера, адаптированный для работы в вакууме, под названием «Венатор». [ 32 ] [ 33 ]
Хаас 2CA
[ редактировать ]Haas 2CA должна была стать ракетой, способной выводить 100 кг на низкую околоземную орбиту по цене 1 миллион долларов США за запуск. Первый полет планировалось запустить с полигона Уоллопса в 2018 году. Ракета была спроектирована как одноступенчатая на орбиту (SSTO) и оснащена двигателем Aerospike . [ 34 ] создавая тягу 50 500 фунтов силы (225 кН) на уровне моря и тягу 73 800 фунтов силы (328 кН) в вакууме. [ 35 ]
Ракетный самолет ИАР-111
[ редактировать ]Румынская авиационная промышленность Брашов ( румынский : Industria Aeronautica Romana Braşov ), также известный как IAR-111, представлял собой суборбитальный ракетный самолет морского базирования. Он использовал тот же двигатель Executor, что и ракеты Haas 2B и 2C. Он должен был иметь длину 24 м (78 футов 9 дюймов), размах крыла 12 м (39 футов 4 дюйма) и взлетную массу 19 тонн (42 000 фунтов). Он может перевозить экипаж из двух человек: пилота и пассажира. Последовательность полета состоит из взлета с поверхности моря, горизонтального полета на дозвуковой скорости с последующим быстрым набором высоты на высоту 16 000 м (52 000 футов) примерно за две минуты. В качестве платформы для развития космического туризма он может достигать скорости 2,6 Маха (3190 км / ч; 1980 миль в час) на высоте 30 000 м (98 000 футов). После выработки топлива IAR-111 должен был снизиться в планирующем полете и приземлиться на поверхность моря. В случае возникновения чрезвычайной ситуации капсула экипажа должна была быть отделяемой и оснащаться двумя ракетными парашютами. [ 36 ]
Капсула IAR-111 прошла летные испытания в ходе шестой миссии. Миссия проходила совместно с подразделением специальной авиации и береговой охраной Министерства внутренних дел и управления.
Беспилотный летательный аппарат AirStrato
[ редактировать ]
среднего размера с электрическим приводом AirStrato — беспилотный летательный аппарат , разрабатываемый ARCA. Планировалось два варианта: AirStrato Explorer с целевым потолком полета 18 000 м и AirStrato Pioneer с целевым потолком полета 8 000 м. Предполагалось, что он будет нести полезную нагрузку массой 45 кг, состоящую из оборудования наблюдения, научных инструментов или дополнительных аккумуляторных блоков для продления автономности. [ 37 ] Первый полет первого прототипа состоялся 28 февраля 2014 года. Он был оснащен неубирающимся шасси. Были построены еще два прототипа без шасси. Вместо этого ARCA выбрала пневматическую катапульту в качестве пусковой установки и посадочных полозьев, а также спасательный парашют для приземления. Оба прототипа выполняли только взлетно-посадочные испытания и короткие полеты на малой высоте.
Автомобиль ЕКА для испытаний на падение с высоты
[ редактировать ]ARCA построила для Европейского космического агентства корабль для испытаний на падение, предназначенный для испытания парашютов атмосферного торможения для посадочного модуля ExoMars EDM. Он имеет тот же вес и системы раскрытия парашюта, что и модуль ЕКА. ДТВ предназначен для подъема на высоту 24 км с помощью стратосферного гелиевого шара. С этой высоты он будет свободно падать, достигая динамического давления, подобного тому, с которым сталкивается ExoMars EDM при входе в атмосферу Марса. При таком динамическом давлении парашют раскроется, модуль приземлится на поверхность Черного моря и будет поднят румынскими военно-морскими силами .
Демонстратор EcoRocket
[ редактировать ]EcoRocket Demonstrator (ранее просто EcoRocket) — это трехступенчатая орбитальная ракета-носитель частично многоразового использования, которая в настоящее время находится в стадии разработки. Демонстратор EcoRocket планировалось запустить в 2022 году, однако в этом году запуск не состоялся. Многоразовая первая ступень корабля будет использовать паровую ракету с батарейным питанием , чтобы поднять небольшую вторую ступень на высоту 7 километров. Затем вторая ступень поднимется на большую высоту, чтобы развернуть третью ступень меньшего размера, несущую полезную нагрузку. На третьей ступени используется RP-1 и высокопрочная перекись для вывода на орбиту полезного груза массой до 10 килограммов. Ракета получила свое название от заявленных экологических преимуществ, связанных с меньшим сжиганием керосина (несмотря на то, что керосин используется для достижения большей части орбитальной скорости). [ 38 ] EcoRocket будет запущен частично погруженным в Черное море , аналогично Sea Dragon . [ 39 ] И первая, и вторая ступени предназначены для многоразового использования и прыжка с парашютом обратно в океан для восстановления. Автомобиль предназначен для демонстрации технологий будущего EcoRocket Heavy. По состоянию на середину 2024 года ARCA объявила о возобновлении программы «Демонстратор» и начала работы по модернизации танка первой ступени для поддержки хотя бы одного летного испытания.
ЭкоРокет Тяжелый
[ редактировать ]EcoRocket Heavy — это запланированный вариант EcoRocket, разработанный для поддержки инициативы ARCA по добыче полезных ископаемых на астероидах AMi. Тяжелая ракета EcoRocket будет трехступенчатой ракетой-носителем, созданной на основе технологии EcoRocket. Ступени будут расположены концентрически вокруг полезной нагрузки в центре (по схеме, иногда называемой «луковичной ступенью»), при этом крайняя ступень сработает, затем отсоединится и позволит воспламениться следующей крайней ступени и так далее. Тяжелая ракета EcoRocket, как и EcoRocket, будет иметь трехступенчатую конструкцию: первые две ступени будут использовать энергию пара, а последняя ступень будет использовать смесь керосина и жидкого кислорода для вывода на орбиту. Каждая ступень будет состоять из нескольких соединенных вместе «двигательных модулей», которые, по словам генерального директора Попеску, вдохновлены ныне несуществующей немецкой стартовой компанией OTRAG . [ 40 ] Аппарат будет иметь диаметр тридцать метров и, как и EcoRocket Demonstrator, будет запускаться из океана и будет частично многоразовым, восстанавливая первые две ступени. EcoRocket Heavy отказывается от аэродинамических двигателей и использует только традиционные ракетные сопла. [ 29 ]
АМИ Карго
[ редактировать ]Транспортное средство AMi Cargo — это транспортное средство, предназначенное для поддержки операций ARCA по добыче полезных ископаемых на астероидах, а также в качестве основной полезной нагрузки для EcoRocket Heavy. Транспортное средство AMi Cargo приблизится к астероиду, а затем выпустит капсулу восстановления с батарейным питанием (которая в первой версии, по-видимому, была заимствована из более ранней суборбитальной капсулы для Haas 2B). [ 41 ] ), который будет использовать двигатель своего служебного модуля для приближения к целевому астероиду. Затем космический корабль загарпунит астероид, а затем приступит к добыче полезных ископаемых. По завершении добычи он вернется на корабль AMi Cargo, который доставит его обратно на Землю. Достигнув Земли, капсула отсоединится и сбросит служебный модуль перед повторным входом в атмосферу. Затем капсула совершит высокоскоростную посадку в море без использования парашюта, полагаясь на структурную целостность теплового экрана диаметром 7 метров на передней части возвращаемой капсулы для безопасного извлечения материала внутри. Подмасштабная демонстрация этой техники была проведена в октябре 2023 года с использованием пилотируемого воздушного шара во время Миссии 12, выполняемой одновременно с Миссией 16 RTV. ARCA намерена в конечном итоге модернизировать космический корабль для беспилотных миссий на другие планеты. Для поддержки операций в дальнем космосе ARCA намерена построить собственную сеть дальнего космоса, подобную системе НАСА . [ 29 ]
Перехватчик А1
[ редактировать ]A1 — это стратегическая система противоракетной обороны, основанная на технологии EcoRocket, анонсированная в декабре 2023 года. Коммерчески доступная машина выпускается в двух версиях; А1А и А1В. Базовая установка и метод перехвата транспортного средства состоит из устройства массой 6–10 метрических тонн (называемого «боеголовкой»), несущего от 200 000 до 2 000 000 металлических гранул, соломы и сигнальных ракет, все из которых развертываются «электромеханически». После развертывания боеголовки вражеская МБР, БРСД, КМ, ТМ или другая форма обычного или ядерного оружия поражает купол, облако или сектор купола, созданный боеголовкой. Удар либо скомпрометирует планер орудия противника, обманет и отклонит его от цели, либо разрушит его до достижения цели. По состоянию на май 2024 года ARCA построила один аппарат А1 и планирует запустить его в демонстрационный полет в августе 2024 года. ARCA заявила, что метод перехвата был протестирован и/или продемонстрирован правительством США в рамках программы «Звездные войны». в 1980-е годы.
Коммерческий ЭкоРокет
[ редактировать ]Хотя основное внимание организации по-прежнему сосредоточено на разработке орбитальных ракет-носителей EcoRocket, они начали работу над несколькими другими системами, чтобы получать технические данные и доходы от аппаратного обеспечения программы AMi. Коммерческая EcoRocket, или CER, представляет собой серию из 10 суборбитальных ракет, включая два варианта перехватчика А1. В серию входят версии CER-160, CER-500, CER-1200, RTV и MIRTV, а также версии Target Rocket («TR») всех трех машин. CER-160 — самый маленький автомобиль в серии, а модель 1200 — самый большой. Гражданский CER-160 способен достигать высоты 20 километров с максимальной скоростью 1,9 Маха и при этом нести полезную нагрузку до 3 килограммов. Ракета CER-500 достигает 30 км и скорости 2,1 Маха при полезной нагрузке 100 кг. Наконец, CER-1200 способен достигать 40 км и скорости 2,6 Маха с полезной нагрузкой 1000 кг. Все гражданские ракеты CER запускаются из «контейнеров» (похожих на шахты), пропорциональных размеру ракеты. Версии Target Rocket всех трех машин доступны только военным заказчикам и имеют поддержку угла наклона контейнера, позволяющую использовать различные углы обстрела для изменения параметров полета машины. RTV (Reentry Target Vehicle) и MIRTV (Multiple Independent Reentry Target Vehicle) — это продукты, предназначенные для моделирования конечного полета баллистических ракет, что позволяет вооруженным силам тренировать свои противоракетные системы с минимальными затратами. И RTV, и MIRTV запускаются ракетой CER-1200, хотя и модифицированной для включения верхней «разгонной» ступени. ARCA предлагает эти продукты в качестве альтернативы дорогостоящему варианту запуска настоящей, но инертной ракеты/оружия для тренировки сил перехвата. A1 разрабатывается и продается по программе CER.
Ракетные двигатели
[ редактировать ]
Исполнитель
[ редактировать ]«Палач» — жидкостный ракетный двигатель, предназначенный для сверхзвукового самолета IAR-111 Excelsior и ракет Haas 2B и 2C. «Исполнитель» представлял собой газогенераторный ракетный двигатель открытого цикла, работающий на жидком кислороде и керосине и имеющий максимальную тягу 24 тонны силы. ARCA решила широко использовать композитные материалы и алюминиевые сплавы. Композитные материалы обеспечивают низкую стоимость строительства и уменьшенный вес компонентов. Они использовались в конструкции камеры сгорания и сопла, а также газогенератора и некоторых элементов турбонасосов. Камера сгорания и сопло построены из двух слоев. Внутренний слой изготовлен из кварцевого волокна и фенольной смолы, внешний – из углеродного волокна и эпоксидной смолы. Фенольная смола, армированная кварцевым волокном, эндотермически пиролизуется в стенках камеры сгорания, выделяя такие газы, как кислород и водород, оставляя локальную углеродную матрицу. Газы распространяются через углеродную матрицу и достигают внутренней поверхности стенки, где встречаются с горячими дымовыми газами и действуют как охлаждающий агент. Кроме того, двигатель оснащен системой охлаждения, которая впрыскивает 10 процентов общей массы керосина на внутренние стенки.
Спирали насоса изготовлены из алюминиевого сплава типа 6062. Роторы насоса изготовлены методом токарной и фрезерной обработки из стали марки 304. Сверхзвуковая турбина, как сердцевина, так и лопатки, была изготовлена из тугоплавкой стали. Скорость вращения турбины составляла 20 000 об/мин, мощность 1,5 МВт. Температура впускных газов составляла 620°С. Главные клапаны двигателя изготавливались из алюминия марки 6060 и имели пневматический привод, без регулировки. Инжектор двигателя и патрубки забора жидкого кислорода изготавливались из стали марки 304 Л, патрубок забора керосина — из композиционных материалов. Двигатель имел возможность смещения тяги на 5 градусов по двум осям. Сочлененная система изготовлена из композиционных материалов и высококачественного стального сплава. Двигатель вращается с помощью двух гидравлических поршней, которые используют керосин из выхлопной системы насоса.
ARCA объявила, что двигатель Executor имеет соотношение тяги к массе 110. [ 42 ]
Охотник
[ редактировать ]«Венатор» представлял собой ракетный двигатель с жидкостным питанием под давлением, который будет использоваться для привода второй ступени ракеты Haas 2C. Он сжигал жидкий кислород и керосин. [ нужны разъяснения ] и имел максимальную тягу 2,5 тонны силы (25 кН; 5500 фунтов силы). Двигатель не имел клапанов на главных трубах. Вместо этого использовались разрывные диски на главных трубах, между баками и двигателем. Во второй ступени давление при старте составляло 2 атм (200 кПа), а после выгорания первой ступени давление во второй ступени должно было находиться под давлением 16 атм. При таком давлении диски лопнут, и топливо потечет через двигатель. [ 43 ]
ТО
[ редактировать ]Система помощи при запуске представляла собой аэродинамический двигатель, который должен был использовать электрически нагретую воду для производства пара, который затем создавал бы тягу. Целью LAS было снижение стоимости ракет за счет снижения связанной с ними сложности, поскольку ракеты с паровым двигателем гораздо менее сложны, чем даже самые простые двигатели на жидком топливе. Это должен был быть автономный агрегат, включающий двигатель и топливный бак. Теоретически он мог достичь удельного импульса в 67 секунд. LAS предлагалось использовать в качестве первой ступени ракеты Haas 2CA или в качестве дополнительного ускорителя для существующих транспортных средств, включая Atlas V , Falcon 9 , Delta IV и Ariane 6 . [ 44 ] EcoRocket Demonstrator и Heavy будут использовать переработанную версию этой системы с двумя соплами (одно для запуска и одно для посадки) под названием LAS 25D. [ 45 ]
Грузовая система AMi
[ редактировать ]Транспортное средство AMi Cargo будет использовать новую двигательную установку, описанную ARCA как «электродуговая тяга». Реакционной массой будет вода, а импульс будет обеспечиваться электрически с использованием электричества от больших солнечных батарей. Помимо этого, о природе этой системы известно немногое, однако ARCA рассчитывает, что она сможет работать в течение нескольких дней подряд. [ 29 ]
Двигательный модуль
[ редактировать ]Двигательный модуль (PM) — это особый ракетный двигатель, используемый на первой и второй ступенях EcoRocket Heavy. В качестве топлива используется вода, которая нагревается и выходит из сопла в виде пара. Двигатель имеет тягу ~30 тонн, на первых двух ступенях используется около 500 модулей.
Универсальный двигательный модуль
[ редактировать ]UPM немного отличается от обычного PM по способу его использования. UPM является производным от PM и служит для создания CER1200/TR/RTV/MIRTV, противоракетного перехватчика A1 и других гражданских ракет. Это самый мощный двигатель, разработанный ARCA.
Миссии
[ редактировать ]Полет | Программа | Категория | Высота/пункт назначения | Конфигурация корабля | Запуск двигателя | Статус |
---|---|---|---|---|---|---|
Первый полет | Демонстратор 2Б | безвинтовой | 1.000 м | Ракета наземного базирования | Да | Завершенный |
Миссия 1 | Хайлайтер | безвинтовой | 22.000 м | Аэростат-носитель + каюта экипажа | Нет | Завершенный |
Миссия 2 | Хайлайтер | безвинтовой | 22.000 м | Воздушный шар-носитель + корабль в сборе | Нет | Завершенный |
Миссия 3 | Лунный проект (Испытательная ракета Хелен) | безвинтовой | 100.000 м | Воздушный шар + Хелен (3 этапа) | Да | Неудачный |
Миссия 4 | Лунный проект (испытательная ракета Хелен-2) | безвинтовой | 100.000 м | Воздушный шар-носитель + Хелен 2 (2 этапа) | Да | Неудачный |
Миссия 4Б | Лунный проект (Испытательная ракета Хелен 2 - одноступенчатая) | безвинтовой | 40.000 м | Аэростат-носитель + Хелен 2 (1 этап) | Да | Завершенный |
Миссия 5 | Тест авионики и телепередачи | С экипажем | 5.000 м | Воздушный шар + Этап 1 (Хелен 2) + ELL | Нет | Завершенный |
Миссия 6 | Испытание на безопасность падения из кабины | безвинтовой | 700 м | Кабина ИАР-111 (сбрасывается с вертолета) | Нет | Завершенный |
Миссия 8 | Испытание оборудования (движение и передача данных) | безвинтовой | Стратосферный | Полезная нагрузка с неизвестной ракетой | Да | Завершенный |
WP3 | Квалификационные испытания авионики ExoMars HADT | безвинтовой | 24 000 м | Герметичная гондола | Нет | Завершенный [ 46 ] |
CubeMessenger (БОРЕАС) | Космический запуск | безвинтовой | орбитальный | Заяц 2С | Нет | Программа отменена |
Миссия 7 | Испытание суборбитального самолета | С экипажем | 16.000 м (?) | ИАР-111 | Да | Программа отменена |
Миссия 9 | Испытание вертикального взлета и посадки EcoRocket | безвинтовой | <100 м | ЭкоРокет | Н/Д | Отменено |
Миссия 10 | Первые орбитальные летные испытания EcoRocket | безвинтовой | >100 КМ | ЭкоРокет | Н/Д | Планируется [ 47 ] |
Миссия 11 | Испытание последовательности запусков CER-160TR | безвинтовой | <100 м | ЭкоРокет Нано/CER-160TR | Да | Успешный |
Миссия 12 | Испытание капсулы AMi на падение | безвинтовой | ~600м | Демонстратор капсулы Subscale AMi | Н/Д | Успешный |
Миссия 13 | Испытание подводного двигателя | безвинтовой | <300 м | ЛАС-1 | Да | Успешный |
Миссия 15 | Космический запуск EcoRocket | безвинтовой | 180 км | ЭкоРокет 5 + Нано | Н/Д | Планируется |
Миссия 16 | Испытание на падение РТВ | безвинтовой | ~600м | РТВ | Н/Д | Успешный |
Миссия 17 | Военный омологационный полет | безвинтовой | Неизвестный | ЦЭР-160ТР | Да | Успешный |
Миссия 18 | Военный омологационный полет | безвинтовой | Неизвестный | ЦЭР-160ТР | Да | Успешный |
Миссия 19 | Летные испытания перехватчика | безвинтовой | <200 м | Перехватчик А1А | Планируется | Планируется |
Миссия 1
[ редактировать ]
Миссия 1 состоялась 2 декабря 2006 года, когда солнечный воздушный шар доставил капсулу системы STABILO на высоту 14 700 м (48 200 футов). Высота была немного ниже запланированной из-за сильной турбулентности, возникшей на последнем этапе полета. В свете этого было решено не рисковать повредить систему.
Полет планировался с августа 2006 года, когда на малой высоте в управляемом полете был запущен еще один большой солнечный шар. За это время были испытаны специально сконструированный парашют. Это был первый полет в стратосферу, выполненный ARCA, и событие транслировалось в прямом эфире; присутствовало более 20 журналистов. [ 48 ]
Миссия 2
[ редактировать ]Миссия 2 STABILO 1B была запущена 27 сентября 2007 года с базы ВВС Кейп-Мидия. Румынские ВВС участвовали с двумя радиолокационными станциями. Также участвовали гражданская авиация и ВМС Румынии, последний с одним водолазным кораблем. Первая и вторая ступени аппарата достигли высоты 12 000 м (39 000 футов). Через час и 30 минут, пройдя 30 км (19 миль) от места запуска, STABILO приземлился на поверхности моря, был перехвачен кораблем ВМФ «Сатурн» и поднят водолазами. Спасательный корабль управлялся системой спутниковой передачи и радаром ВВС. Машину перевезли на верфь ВМФ. Электронное оборудование продолжало передавать данные в командный центр даже через 8 часов после окончания полета. [ 49 ]
Миссии 3, 4 и 4B
[ редактировать ]Хелен была ракетой-демонстратором орбитальной ракеты Haas, запускаемой с воздушного шара. Он предназначался для проверки в полете авионики и метода гравитационной стабилизации, предложенного для гораздо более крупной ракеты Haas. Хелен должна была достичь высоты 80 км (50 миль). Были созданы две версии: трехступенчатая ракета с цилиндрическими баками, использующая в качестве монотоплива перекись водорода, и двухступенчатая ракета со сферическим баком, имевшая тот же тип двигательной установки. В ракете использовалась физически ошибочная техника стабилизации, основанная на ошибке маятниковой ракеты. [ 11 ]
Миссия 3 состоялась 14 ноября 2009 года на Черном море. Румынские военно-морские силы участвовали в миссии с одним кораблем материально-технического снабжения, одним водолазным кораблем и еще одним быстроходным судном. Для этой миссии ARCA построила самый большой на сегодняшний день стратосферный гелиевый шар. Из-за ошибки в конструкции надувные рычаги воздушного шара завернулись вокруг основания воздушного шара, когда он был надут. Команде удалось развернуть оружие и возобновить надувание, но приближался закат, и солнечный шар больше нельзя было использовать. Миссия была отменена. [ 13 ]
Для Миссии 4 ARCAspace решила использовать вместо этого гелиевый шар и модернизировать ракету Хелен. Новая версия, получившая название «Хелен-2», была подготовлена к полету 4 августа 2010 года. Когда началось надувание воздушного шара, воздушный шар разорвался из-за конструктивной ошибки, и миссия была отменена. [ 14 ]
Новая попытка была предпринята 1 октября 2010 года с использованием только последней ступени ракеты «Хелен-2» и меньшего по размеру гелиевого шара. Полет, получивший название «Миссия 4B», прошел успешно: «Хелен-2» стартовала на высоте 14 000 м (46 000 футов), а ракета достигла высоты 38,7 км (24,0 мили). [ 50 ] После возникших трудностей со стратостатами ARCA приняло решение прекратить работы над ракетой Haas и спроектировать новое семейство орбитальных и суборбитальных ракет наземного базирования.
Миссия 5
[ редактировать ]Миссия 5 была выполнена в сотрудничестве с Румынским авиаклубом и Румынской федерацией воздухоплавания. Это произошло перед запуском ракеты Helen 2. Полет состоялся 27 апреля 2010 г. с 07:45 до 08:45 из Хогиза, Брашов. Пилотируемый воздушный шар поднял герметичную капсулу ракеты Helen 2 на высоту 5200 м (17 100 футов). Максимальное расстояние между аэростатом-носителем и командным центром на аэродроме Санпетру составляло 42 км (26 миль), что соответствовало моделируемой зоне безопасности ракеты Helen 2. В состав экипажа воздушного шара входили Михай Илие – пилот, Мугурел Ионеску – второй пилот и Думитру Попеску – оператор оборудования ELL. Целью полета была проверка телеметрии, управления и прямой телетрансляции ракеты Helen 2. [ 51 ]
Миссия 6
[ редактировать ]Шестая миссия провела испытания системы восстановления капсулы экипажа сверхзвукового самолета IAR-111. 26 сентября 2011 года вертолет Ми-17 отряда специальной авиации поднял капсулу на высоту 700 м (2300 футов) над средним уровнем моря . На этой высоте вертолет выпустил капсулу. Парашют раскрылся, и капсула приземлилась на поверхность моря. Его подняли на том же вертолете с помощью румынской береговой охраны. [ 52 ]
WP3
[ редактировать ]WP3 представлял собой проверочный испытательный полет для испытаний на падение с большой высоты (HADT) программы ExoMars, выполненных в сотрудничестве с Европейским космическим агентством. Запуск состоялся с побережья Черного моря 16 сентября 2013 года, а оборудование включало в себя три герметичных контейнера с оборудованием авионики, которое будет необходимо для испытания парашюта космического корабля «ЭкзоМарс» во время будущих полетов. Герметичные контейнеры, перевозимые кластерным аэростатом, были запущены в 7:15 утра, а подъем занял 90 минут. Когда контейнеры достигли высоты 24,4 км (15,2 мили), они были выпущены на специальном спасательном парашюте и через двадцать минут приземлились на море. Контейнеры и спасательный парашют были подняты ВМФ в 92 км (57 миль) от точки запуска.
Задачами были летные испытания авионики и систем связи, демонстрация герметизации контейнера после приземления на море, а также способности идентифицировать и поднимать оборудование с морской поверхности. [ 46 ]
Миссия 9
[ редактировать ]Миссия 9 должна была представлять собой короткий вертикальный прыжок первой ступени EcoRocket, проверяя систему посадки ракеты-носителя почти так же, как и Starhopper компании SpaceX . Эта миссия, по-видимому, была отменена, однако осенью 2021 года ARCA завершила короткий полет второй ступени EcoRocket Demonstrator на малой высоте без попытки приземления для проверки систем RCS на борту ракеты. Во время полета ступень была прикреплена к шлангокабелю. [ 53 ]
Миссия 10
[ редактировать ]Миссия 10 станет первым орбитальным полетом демонстратора EcoRocket. [ 47 ] [ 39 ]
Миссия 11
[ редактировать ]Миссия 11 была первой миссией в рамках новой программы Commercial EcoRocket (CER). Испытание подтвердило последовательность существования контейнера артиллерийской ракеты-мишени CER-160TR аналогично выходу из шахты ракеты или перехватчика. Испытание состоялось в ноябре 2023 года.
Миссия 12
[ редактировать ]В октябре 2023 года в ходе миссии 12 были испытаны новая конструкция и техника посадки капсулы AMi. Поскольку полный диаметр капсулы составляет ~ 7 метров, ARCA построила для испытаний субмасштабный аппарат. Демонстратор был доставлен на высоту ~600 м на пилотируемом воздушном шаре и отпущен. Транспортному средству потребовалось примерно 15 секунд, чтобы удариться о землю, при этом метод высокоскоростного приземления без парашюта был подтвержден приемлемыми повреждениями, полученными транспортным средством.
Миссия 13
[ редактировать ]Миссия 13 представляла собой запуск ракеты LAS-1 с водонапорной башни, построенной ARCA, для проверки и оценки характеристик запуска и тяги двигателя в подводном положении. Так будет в случае с EcoRocket Demonstrator, 5 и процедурой морского запуска Heavy. В марте 2023 года, после некоторых задержек, LAS-1 был запущен, и испытания прошли успешно.
Миссия 15
[ редактировать ]Серия полетов EcoRocket Миссия 15 в конечном итоге приведет к первому орбитальному космическому полету ARCA. Миссия 15 описана как использование ракеты EcoRocket 5 с неизвестной экологической третьей ступенью. Миссия 15А направлена на достижение орбитальной высоты 180 км во время суборбитального/вертикального полета. 15B намерен вывести на орбиту первый спутник компании. Сроки неизвестны.
Миссия 16
[ редактировать ]Миссия 16 была выполнена с использованием транспортного средства RTV программы CER - полезной нагрузки, запускаемой ракетой CER для имитации атаки противника и тренировки противоракетных сил. Это было выполнено за несколько минут до миссии 12, поскольку обе машины находились на одном пилотируемом воздушном шаре. В ходе дроп-теста были собраны данные об устойчивости машины и параметрах полета на малых скоростях и высотах без использования системы стабилизации вращения.
Миссия 17
[ редактировать ]Миссия 17 представляла собой запуск ракеты CER-160TR с авиабазы мыс Мидия в Румынии с целью военной сертификации. Это был один из как минимум трех полетов, запланированных для процесса омологации, который позволит румынским вооруженным силам использовать пусковую систему для тренировки противоракетных сил против ракетных атак противника. Это был первый пуск конфигурации CER-160TR, первой серийно используемой машины и первого из контейнера с «угловой опорой» (возможностью изменения угла стрельбы системы для достижения различных траекторий полета). Миссия 17 прошла успешно, а всего через 2 часа последовал следующий очередной полет, Миссия 18.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ https://www.facebook.com/arcaspace/ [ источник, созданный пользователем ]
- ^ «Демонстратор 1» . www.arcaspace.com . Архивировано из оригинала 31 марта 2014 года . Проверено 22 мая 2022 г.
- ^ «ДЕМОНСТРАТОР 2Б – АРКА» . www.arcaspace.com . Архивировано из оригинала 21 августа 2017 года . Проверено 11 августа 2017 г.
- ^ «Демонстратор» . Архивировано из оригинала 4 марта 2014 г. Проверено 4 декабря 2014 г.
- ^ «Арка_Оризонт» . Архивировано из оригинала 17 ноября 2009 г. Проверено 4 декабря 2014 г.
- ^ «СТАБИЛО – АРКА» . www.arcaspace.com . Архивировано из оригинала 12 августа 2017 года . Проверено 11 августа 2017 г.
- ^ Самый большой солнечный воздушный шар в мире, запущенный в Онешть , Curierul National, архивирован с оригинала 6 декабря 2014 г. , извлечен 31 марта 2014 г.
- ^ Ракета успешно запущена на мысе Мидия , Amos News , получено 31 марта 2014 г.
- ^ «Команды стреляют на Луну» , NBC News , заархивировано из оригинала 25 февраля 2013 г. , получено 31 марта 2014 г.
- ^ «ХААС» . Архивировано из оригинала 31 марта 2014 г. Проверено 4 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Хелен – АРКА» . www.arcaspace.com . Архивировано из оригинала 12 августа 2017 года . Проверено 11 августа 2017 г.
- ^ Прунариу о первой румынской ракете в космосе: «Оригинальный и реализуемый проект» , Mediafax
- ^ Jump up to: а б «Миссия 3» . Архивировано из оригинала 24 августа 2014 г. Проверено 4 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Миссия 4» . Архивировано из оригинала 4 марта 2014 г. Проверено 4 декабря 2014 г.
- ^ Хелен, первая румынская ракета на высоте 40 000 м: «Нам нужен был успех» , Evenimentul Zilei
- ^ E-111: первый румынский сверхзвуковой самолет, построенный ARCA , Румыния Либера, заархивировано из оригинала 7 января 2014 г. , получено 31 марта 2014 г.
- ^ Узнайте все о румынской космической программе «Антена-3» , получено 31 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Лучший в мире керосиновый композитный ракетный бак , Realitatea, архивировано из оригинала 18 октября 2013 г. , получено 31 марта 2014 г.
- ^ Космическая война: ARCA отвечает на атаки Румынского космического агентства , Jurnalul National, заархивировано из оригинала 13 декабря 2014 г. , получено 31 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Ракета Haas 2C представлена на площади Виктории в Бухаресте , Mediafax
- ^ ARCA участвует в испытаниях программы ЕКА ExoMars , Antena 3 , получено 31 марта 2014 г.
- ^ Первый полет ARCA в рамках программы ExoMars завершился успешно , Mars Daily , получено 31 марта 2014 г.
- ^ Румыны испытывают беспилотный летательный аппарат с потрясающими характеристиками , Jurnalul National, заархивировано из оригинала 10 марта 2014 г. , получено 31 марта 2014 г.
- ^ ARCA переносит свою деятельность в США , HotNews, 28 октября 2014 г. , получено 2 декабря 2014 г.
- ^ «Воздушный робот AirStrato начнет летные испытания в Нью-Мексико» (PDF) (Пресс-релиз). Космическая корпорация АРКА. 13 июля 2015 года . Проверено 20 июля 2015 г.
- ^ Гиббс, Джейсон (13 ноября 2020 г.). «Генеральный директор аэрокосмической компании Лас-Крусес обвинен в мошенничестве и растрате» . Новости Лас-Крусес Сан . Проверено 4 января 2021 г.
- ^ Соулар, Диана (16 мая 2018 г.). «Уголовные обвинения против генерального директора ARCA сняты» . Перекрестка Солнца Новости Получено 4 января.
- ^ Попеску, Дмитрий. «ЛАС, Электрическая Ракета» . Ютуб . Архивировано из оригинала 19 декабря 2021 г. Проверено 4 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Попеску, Дмитрий (18 июля 2022 г.). «Белая книга по исследованию AMi» (PDF) . АМИ Разведка . Архивировано (PDF) из оригинала 21 июля 2022 года . Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ «Хаас 2Б – АРКА» . www.arcaspace.com . Архивировано из оригинала 5 апреля 2017 года . Проверено 11 августа 2017 г.
- ^ Воссоединение DC-X: ARCA ведет переговоры о доставке ракеты HAAS 2 на космодром Америка , Параболическая дуга, 17 августа 2013 г. , получено 31 марта 2014 г.
- ^ «Хаас 2СА – АРКА» . www.arcaspace.com . Архивировано из оригинала 17 июля 2013 года . Проверено 11 августа 2017 г.
- ^ «Генеральному директору аэрокосмической компании las Cruces предъявлено обвинение в мошенничестве и растрате» .
- ^ «Хаас 2СА» . АРКА Спейс . Архивировано из оригинала 17 июля 2013 года . Проверено 30 мая 2018 г.
- ^ «Спецификации Haas 2CA» . АРКА Спейс . Архивировано из оригинала 30 мая 2018 года . Проверено 30 мая 2018 г.
- ^ «IAR 111 Excelsior – ARCA» . www.arcaspace.com . Архивировано из оригинала 28 сентября 2013 года . Проверено 11 августа 2017 г.
- ^ РУМЫНЫ тестируют дрон с УДИВИТЕЛЬНЫМИ характеристиками. Посмотрите, на что способен Air Strato — последнее творение ARCA [ румыны испытывают беспилотный летательный аппарат с потрясающими характеристиками ], Jurnalul National, заархивировано из оригинала 5 декабря 2014 г. , получено 4 декабря 2014 г.
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «Будущее ракет – Основной доклад» . Ютуб .
- ^ Jump up to: а б Попеску, Дмитрий. «🟢 #LaunchGreen — Миссия 10 — Тизер-трейлер» . Ютуб . Google. Архивировано из оригинала 19 декабря 2021 г. Проверено 7 марта 2021 г.
- ^ Попеску, Думитру (07.06.2023). «Да, OTRAG повлиял на конструкцию EcoRocket Heavy — AMi, часть XXI» . АМИ Разведка . Проверено 26 ноября 2023 г.
- ^ Моррисон, Патрик (20 июля 2022 г.). «Твиттер» . Твиттер . Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ «Исполнитель» . Архивировано из оригинала 9 октября 2014 г. Проверено 22 сентября 2014 г.
- ^ «Венатор» . Архивировано из оригинала 9 октября 2014 г. Проверено 4 декабря 2014 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 29 ноября 2020 г. Проверено 4 января 2021 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Попеску, Дмитрий. «Будущее ракет: основной доклад» . Ютуб . АРКАСпространство . Проверено 4 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Вп3» . Архивировано из оригинала 9 октября 2014 г. Проверено 4 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Попеску, Дмитрий. «ЭкоРакета. Эпизод 3» . Фейсбук . Проверено 22 января 2021 г.
- ^ «Миссия 1» . Архивировано из оригинала 24 августа 2014 г. Проверено 4 декабря 2014 г.
- ^ «Миссия 2» . Архивировано из оригинала 22 августа 2014 г. Проверено 4 декабря 2014 г.
- ^ «Миссия 4Б» . Архивировано из оригинала 19 мая 2014 г. Проверено 4 декабря 2014 г.
- ^ «Миссия 5» . Архивировано из оригинала 24 августа 2014 г. Проверено 4 декабря 2014 г.
- ^ «Миссия 6» . Архивировано из оригинала 22 августа 2014 г. Проверено 4 декабря 2014 г.
- ^ Попеску, Дмитрий (17 ноября 2021 г.). «ЭкоРокет: Эпизод 15 — Испытания системы управления реакцией» . Ютуб . Проверено 20 июля 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]