Самолеты Крайова
![]() | |
Тип компании | Общественный |
---|---|
Промышленность | Аэрокосмическая промышленность |
Основан | 1972 |
Штаб-квартира | , |
Веб-сайт | www.acv.ro |
Avioane Craiova SA («Craiova Airplanes» на английском языке ) — авиационная компания, базирующаяся в Герчештах , недалеко от Крайовы , Румыния . Компания участвовала в производстве различных военных самолетов, в том числе IAR-93 Vultur штурмовика IAR-99 , усовершенствованного учебно-тренировочного/легкого штурмовика и снятого с производства истребителя IAR-95 Spey .
Компания Avioane Craiova была основана в 1972 году для разработки, производства и поддержки нескольких военных самолетов. Ее услугами в основном пользовались ВВС Румынии , хотя компания также занималась экспортными продажами. С начала 2000-х годов правительство Румынии предпринимало настойчивые усилия по приватизации Avioane Craiova.
История
[ редактировать ]
Сразу после своего создания в 1972 году компания Avioane Craiova стала участвовать в программе многонациональных самолетов, в рамках которой Румыния сотрудничала с соседней страной Югославией для совместной разработки и производства военного двухмоторного штурмовика и тактического разведывательного самолета IAR-93 Vultur. . [ 1 ] [ 2 ] Помимо Avioane Craiova, над программой IAR-93 вместе работали две другие румынские компании, Aerostar Bacău и IAR Brasov , а также югославский производитель самолетов SOKO . Первый полет состоялся в 1985 году, около 200 самолетов были построены и поступили на вооружение ВВС Румынии до окончания производства в 1992 году. В 1990-х годах компания Avioane Craiova независимо предлагала различные модернизации и модификации парка IAR-93. [ 1 ]
В конце 1970-х годов Авиоане Крайова начала работу над предполагаемым отечественным сверхзвуковым истребителем , обычно называемым IAR-95 , который должен был быть принят на вооружение ВВС Румынии. Однако работы над проектом были прекращены в 1981 году, но вскоре после этого возобновились. В 1988 году программа IAR-95 была отменена во второй и последний раз, предположительно из-за нехватки средств. Работы были остановлены до завершения создания единственного прототипа ; как сообщается, полномасштабный макет был построен частично. [ 3 ]
В 1980-х годах компания запустила еще одну программу самолетов. Результатом этих усилий стала разработка усовершенствованного учебно-тренировочного и легкого штурмовика IAR-99 . [ 1 ] Несмотря на то, что поставки начались в 1987 году, реализации программы препятствовало ухудшение экономических условий в Румынии в начале 1990-х годов. В сентябре 1998 года румынское правительство санкционировало модернизацию имеющихся 24 самолетов IAR-99 румынских ВВС новым комплексом авионики, разработанным в сотрудничестве с израильской аэрокосмической компанией Elbit Systems . [ 4 ] К 2009 году Авиоан Крайова утверждала, что IAR-99 продолжал активно производиться, в частности, как модернизированный вариант IAR-99 şoim ( «Ястреб» ). [ 5 ] [ 6 ] К 2017 году всего 19 экземпляров использовались в ВВС Румынии, единственном эксплуатанте этого типа на сегодняшний день. Avioane Craiova продолжала заниматься модернизацией и партнерством, а также продвижением IAR-99 в обновленных формах вплоть до сентября 2017 года. [ 7 ]
В 2000-х годах румынское правительство предприняло усилия по приватизации многих своих государственных активов, в том числе Avioane Craiova. В мае 2008 года аэрокосмическое издание Flight International сообщило, что в общей сложности три претендента выдвинули предложения о приобретении до 81 процента компании: итальянский производитель аэрокосмической продукции Alenia Aeronautica , базирующаяся в Чехии авиастроительная компания Aero Vodochody и местное агентство. ИНАВ Бухарест . [ 8 ] На каком-то этапе лидером оказалась компания Aero Vodochody, которая продвигала свои планы по развитию возможностей Avioane Craiova в области авиастроения. Однако к октябрю 2008 года ни один из участников торгов не пожелал согласиться с представленными контрактными условиями и поэтому вышел из процесса приватизации, вынудив его возобновить. [ 9 ]
В 2020 году с компанией был заключен контракт на модернизацию десяти IAR 99 Standard до варианта IAR 99 SM. Все самолеты должны были быть поставлены к 2024 году, однако после задержек, которые, как утверждается, были вызваны пандемией COVID-19 и вторжением России в Украину , первый самолет завершил модернизацию в декабре 2023 года. [ 10 ]
Проекты Warbird
[ редактировать ]
Реплики Як-3У производились на заводе «Авиоане Крайова». Проект стартовал в 1992 году, когда французская компания заказала 10 самолетов. Як -11 нет. самолет 47, находящийся в Национальном военном музее , переоборудованный в 1950-е годы в одноместный пилотажный В качестве модели использовался самолет. Первый экземпляр Як-3У поднялся в воздух в 1994 году, через два года после подписания контракта. [ 11 ]
Было выпущено девять реплик с двигателями Pratt & Whitney R-1830-92 . В 2005 году был изготовлен вариант с более мощным двигателем Р-2000 . [ 11 ] Этот самолет был куплен Уиллом Уайтсайдом , который назвал его «Стойкий» и оснастил его для участия в воздушных гонках в Рино . [ 12 ] В 2011 году он установил мировой рекорд скорости до 3000 кг (6600 фунтов) в Вендовере , штат Юта , США, двигаясь со скоростью 670 км/ч (416 миль в час). [ 13 ] [ 14 ] С тех пор рекорд был побит Стивеном Хинтоном-младшим с Voodoo в 2017 году. [ 15 ]
В 2013 году он был перевезен в Австралию, где 24 декабря 2013 года был зарегистрирован как VH-YOV. [ 13 ] Он был приобретен Центром авиационного наследия Омаки в сентябре 2019 года. [ 14 ]
Продукты
[ редактировать ]Название модели | Первый полет | Количество построенных | Тип |
---|---|---|---|
IAR 93 Орел | 1974 | 88 | Двухмоторный штурмовик-моноплан |
СНОВА 99 | 1985 | 28 | Усовершенствованный учебно-тренировочный одномоторный моноплан |
Yakovlev Yak-3 | 1994 | 10 | Точная копия одномоторного истребителя-моноплана. |
Проекты
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Справочник военных самолетов: Avioane» . Рейс Интернешнл. 29 сентября 1998 г.
- ^ Фредриксен 2001, с. 301.
- ^ «Сверхзвуковые проекты» . ИНКАС . Проверено 29 марта 2022 г.
- ^ «Румыния одобрила финансирование модернизации Сойма» . Рейс Интернешнл. 16 сентября 1998 г.
- ^ «История» . Архивировано из оригинала 11 февраля 2011 года . Проверено 28 сентября 2009 г.
- ^ «Румыния показывает обновления» . Рейс Интернешнл. 18 июня 1997 г.
- ^ Хойл, Крейг (7 сентября 2017 г.). «Радар Vixen выбран для румынского учебно-тренировочного проекта» . Рейс Интернешнл.
- ^ «Деловые брифинги» . Рейс Интернешнл. 28 мая 2008 г.
- ^ «Деловые брифинги» . Рейс Интернешнл. 6 октября 2008 г.
- ^ «После долгой задержки в Крайове начались испытания первого модернизированного самолета IAR 99 SM» . G4Media (на румынском языке). 22 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Реплика и оригинал Як 3У» . IAR 80 Fly Again (на румынском языке) . Проверено 29 марта 2022 г.
- ^ Льюис, Оливер (27 марта 2017 г.). «Самолет, установивший мировой рекорд, примет участие в гонках на авиашоу Classic Fighters в Йилэнде» . Вещи . Проверено 29 марта 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Як высотой 3U, построенный в Авиоане Крайова, в 2011 году побил мировые рекорды скорости в своем классе» . Румынские военные (на румынском языке). 18 мая 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Як-3У Стойкий» . Классические бойцы Омака . Проверено 29 марта 2022 г.
- ^ «Стив Хинтон-младший побил абсолютный рекорд скорости на 3 км с винтовым поршневым двигателем» . Винтажное эхо авиации. 3 сентября 2017 г. Проверено 6 сентября 2017 г.
Библиография
[ редактировать ]- Фредриксен, Джон К. (2001). Международные военные птицы: Иллюстрированный справочник по мировым военным самолетам, 1914–2000 гг . АВС-КЛИО. ISBN 1-57607-364-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]