ОТРАГ
![]() | |
Промышленность | Альтернативная двигательная установка для ракет |
---|---|
Основан | 1974 Ной-Изенбурге , Западная Германия | в
Основатель | Лутц Кайзер |
Несуществующий | 1987 |
Судьба | Национализирован Ливией |
Штаб-квартира | Штутгарт , Западная Германия |
Обслуживаемая территория | Западная Германия, Заир , Ливия |
Ключевые люди | Лутц Кайзер Курт Х. Дебус Фрэнк Вукаш Гриб Вольфганга Вернер фон Браун |
OTRAG (нем. Orbital Transport-und Rocket-Aktiengesellschaft , [1] [2] или Orbital Transport and Rockets, Inc. ) — западногерманская компания, базирующаяся в Штутгарте , которая в конце 1970-х — начале 1980-х годов планировала разработать альтернативную двигательную установку для ракет . ОТРАГ был первым коммерческим разработчиком и производителем космических ракет-носителей . Компания OTRAG Rocket заявила, что представляет собой недорогую альтернативу существующим пусковым системам за счет массового производства общих ракетных двигательных установок (CRPU).
История [ править ]
ОТРАГ основан 17 октября 1974 года. [3] немецкий аэрокосмический инженер Лутц Кайзер . Целью OTRAG была разработка, производство и эксплуатация недорогой ракеты-носителя для спутников. Это была первая частная компания, предпринявшая попытку запустить частный космический корабль. [4] Ракета OTRAG задумывалась как недорогая альтернатива европейской ракете Ariane НАСА и космическому шаттлу . [5] Кайзер и частный консорциум из шестисот европейских инвесторов профинансировали разработку и производство ракеты-носителя спутника OTRAG. Доктор Курт Х. Дебус занимал пост председателя правления OTRAG (1974–1980) после выхода на пенсию с поста директора Космического центра Кеннеди НАСА . [6] [7] а доктор Вернер фон Браун был научным консультантом Кайзера.
Несмотря на сомнения Дебуса и фон Брауна, Кайзер решил в 1975 году создать испытательный и запусковой центр в Шабе, Заир (ныне провинция Катанга , Демократическая Республика Конго ). Дебус и фон Браун были обеспокоены возможностью приобретения Заиром ракетных технологий на этих объектах. Кайзер решил продолжить, несмотря на их сопротивление.
Первое испытание «Отрага» состоялось 17 мая 1977 года, второй успешный запуск - 20 мая 1978 года. Третье испытание, проведенное 16 дней спустя, провалилось 5 июня 1978 года, когда за президент Заира Мобуту Сесе Секо . запуском наблюдал [8]
Политическое давление с целью остановить деятельность компании быстро нарастало. Франция и Советский Союз исторически выступали против разработки в Германии ракет дальнего действия и в 1979 году вынудили правительство Заира закрыть исследовательский центр. Сразу после этого президенты Жискар д'Эстен Франции Леонид Брежнев и Советский Союз убедили Западногерманский правительство отменить проект OTRAG и закрыть свои операции в Германии. В 1980 году OTRAG перенесла свои производственные и испытательные мощности в пустыню в Ливии. Начиная с 1981 года на этом полигоне была проведена серия успешных испытаний. [9]
ОТРАГ закрылся в 1987 году. [8] Когда компания покинула Ливию, Муаммар Каддафи конфисковал все оборудование и установки, надеясь впоследствии использовать технологию, а немецкие инвесторы потеряли свои деньги. [10]
Конструкция ракеты [ править ]


Конструкция OTRAG сильно отличалась от конструкции обычных многоступенчатых ракет . В конструкции ОТРАГ использовались параллельные ступени, собранные из параллельных труб-цистерн с плоскими перегородками. грузов массой до двух тонн (обычный тогда вес спутника связи) Ракеты были предназначены для выведения на геостационарную орбиту . Позже планировалось увеличить грузоподъемность до десяти и более тонн с помощью нескольких идентичных модулей. [11]
Ракета должна была состоять из отдельных труб диаметром 27 см и длиной шесть метров каждая. Четыре из этих труб будут установлены одна над другой, в результате чего образуется бак топлива и окислителя длиной 24 метра с ракетным двигателем на нижнем конце, образующий CRPU. Топливом должен был быть керосин со смесью азотной кислоты и четырехокиси азота в соотношении 50/50 в качестве окислителя. Зажигание обеспечивалось небольшим количеством фурфурилового спирта, впрыскиваемого перед топливом, который воспламеняется гиперголически (мгновенно и энергично) при контакте с азотной кислотой. Чтобы упростить конструкцию, насосы для подачи топлива к двигателям не использовались, вместо этого топливные баки были заполнены только на 66%, а в оставшемся пространстве находился сжатый воздух для подачи топлива в камеру сгорания с абляционным охлаждением. Управление тягой осуществляется частичным закрытием электромеханических топливных клапанов. Таким образом, управление тангажем и рысканьем может быть достигнуто за счет дифференциального дросселирования. В принципе это чрезвычайно надежно и дешево при массовом производстве.
Модульная конструкция должна была привести к значительному снижению затрат за счет эффекта масштаба . Стоимость ракеты-носителя спутника на базе CRPU оценивалась примерно в одну десятую от стоимости обычных конструкций. Автоматизация производственных процессов всех компонентов снизит трудозатраты с 80% до 20% и устранит необходимость повторного использования отработанных ступеней.
Одна большая 4-ступенчатая конфигурация OTRAG 10K. [11] должен был вывести полезную нагрузку массой 10 000 кг на орбиту высотой 185 км. Планируемая стартовая тяга составляла около 26 МН при полной массе 2300 тонн:
- 1 этап: 456 ЦРПУ
- 2 этап: 114 ЦРПУ
- 3 этап: 48 ЦРПУ
- 4 этап: 7 ЦРПУ
Споры и будущее на перспективы
В отношении OTRAG известно лишь несколько политических разногласий, которые связаны с обеспокоенностью соседей в Заире и Ливии по поводу потенциала двойного использования ракет . Полноценная орбитальная ракета-носитель так и не была собрана. Модули прошли летные испытания в Заире и Ливии . Для подтверждения возможности реализации концепции было проведено 6000 статических испытаний ракетных двигателей и 16 одноступенчатых квалификационных испытаний. [ нужна ссылка ] .
Говорят, что Ганс Дитрих Геншер , тогдашний министр иностранных дел Германии, наконец остановил проект под давлением Франции и Советского Союза. [ нужна ссылка ] и Западная Германия присоединилась к совместно финансируемому проекту «европейской ракеты» Ariane , что сделало проект OTRAG ненужным и устранило политические затруднения все еще разделенной Германии в начале 1980-х годов.
Примерно в 2009 году Лутц Кайзер консультировал Interorbital Systems , в результате чего была разработана аналогичная модульная конструкция ракеты для их серии Neptune. [12]
Джон Кармак, основатель и ведущий инженер Armadillo Aerospace, заявил в своих ежемесячных отчетах и сообщениях на форумах, что он ожидает, что его путь к орбитальному аппарату будет включать модульные ракеты, аналогичные технологии OTRAG. Кайзер, инженер-основатель OTRAG, посетил Armadillo в мае 2006 года и одолжил Кармаку часть их оригинального исследовательского оборудования.
«Я переписываюсь с Лутцем [Кайзером] уже несколько месяцев и узнал немало вещей. Я серьезно рассматривал орбитальную конструкцию массивного кластера дешевых модулей в стиле OTRAG еще тогда, когда у нас была 98% перекись ( Предполагается, что это двухвинтовой двигатель с керосином), и я всегда считал это одним из жизнеспособных путей к значительному сокращению затрат на орбитальный запуск. После тщательного обсуждения сделок и деталей с Лутцем я вполне убежден, что это самая низкая стоимость разработки. путь к значительным орбитальным возможностям. В конце концов, многоразовые ступени возьмут верх, но я действительно думаю, что мы сможем выйти на орбиту с нашим текущим бюджетом, следуя по этому пути. Отдельные модули менее сложны, чем наши нынешние аппараты, и я. мне все больше и больше нравятся высокие методы производства, а не прототипы, изготовленные вручную». -- Кармак, июнь 2006 г. Обновление Armadillo Aerospace. [13]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Миллер, Джудит (12 сентября 1981 г.). «США обеспокоены военным потенциалом серийно производимых ракет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 20 декабря 2022 г.
- ^ Шнайкер, Конрад (февраль 1978 г.). «OTRAG: Смелый пионер сталкивается с враждебным миром» (PDF) . Новости Л-5 . Том. 3, нет. 2. Общество Л-5 . стр. 5–7. Архивировано из оригинала (PDF) 20 декабря 2022 года . Получено 20 декабря 2022 г. - через Национальное космическое общество .
- ^ Лейтенбургер, Бернд. «ОТРАГ Ракета» . Проверено 20 декабря 2022 г.
- ^ Торчинский, Джейсон (29 мая 2012 г.). «SpaceX не была первой частной ракетной компанией» . www.jalopnik.com .
- ^ «Космический транспорт — критическая газетная статья о программе шаттлов» . Государственный департамент США . 6 июля 1976 г. Проверено 26 апреля 2010 г.
- ^ «Запрос на проверку экспортной операции PL» . Государственный департамент США . 10 августа 1976 г. Проверено 26 апреля 2010 г.
- ^ Кон, Стэнли (апрель 1979 г.). «Что происходит в Заире? Ракетная база OTRAG в Шабе» (PDF) . Библиотечные заметки Мангера Африкана (49). Пасадена, Калифорния : Калифорнийский технологический институт . ISSN 0047-8350 . Проверено 20 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Цукерман, Эд (19 октября 1978 г.). «Фермы на астероидах: Отели на Луне» . www.rollingstone.com .
- ^ Джон Винокур (11 марта 1981 г.). «Загадочный западногерманский ракетный концерн нашел дом в ливийской пустыне» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 февраля 2016 г.
- ^ Уолл, Ким (13 июня 2015 г.). «Обнаженные в островной идиллии: эксцентричная парочка вспоминает жизнь ракет и диктаторов» . www.theguardian.com .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Изображения Astronautix.com OTRAG 2001 Inc.
- ^ «Центральная управленческая группа» . Архивировано из оригинала 13 августа 2009 года . Проверено 9 августа 2009 г.
- ^ «Архив новостей» . Армадилло Аэроспейс . 05.06.2006. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 24 февраля 2016 г.
Внешние ссылки [ править ]

- B14643.de
- Статья об истории ОТРАГ (де)
- Astronautix.com OTRAG 2001 Inc.
- Документальный фильм «Fly Rocket Fly» (B/D, 90 мин, 2018): http://www.otrag.com/
- Свен Гран: запуск OTRAG