Инцидент со сбитием Jaguar Королевских ВВС 1982 года.
![]() Jaguar GR1, идентичный потерянному самолету | |
Перестрелка | |
---|---|
Дата | 25 мая 1982 г. |
Краткое содержание | Сбит в результате с дружественным огнем инцидента |
Сайт | 35 миль к северо-востоку от RAF Брюгген |
Самолет | |
Тип самолета | СЕПЕКАТ Ягуар GR1 |
Оператор | Королевские ВВС |
Регистрация | XX963 |
Начало рейса | РАФ Брюгген |
Экипаж | 1 |
Выжившие | 1 |
25 мая 1982 года самолет Королевских ВВС SEPECAT Jaguar 14- й эскадрильи , возвращавшийся на свою базу в ВВС Брюгген в Германии после тренировочного задания, был случайно поражен ракетой класса «воздух-воздух», выпущенной другим самолетом Королевских ВВС, Макдоннелл Дуглас Фантом . В результате «Ягуар» разбился на сельскохозяйственных угодьях примерно в 35 милях от своей базы, хотя пилот смог благополучно катапультироваться.
Фон
[ редактировать ]В 1982 году Королевские ВВС (RAF) сохраняли значительное присутствие в Западной Германии под командованием формирования под названием RAF Germany . Основным направлением деятельности Королевских ВВС Германии было предоставление боевых самолетов Вторым союзным тактическим воздушным силам , формированию НАТО, которому поручена воздушная оборона Западной Европы. [ 1 ] Это общее командование включало в общей сложности 14 отдельных эскадрилий на четырех базах. [ 2 ] В этот список были включены пять эскадрилий, эксплуатирующих SEPECAT Jaguar, одноместный самолет, используемый как в ударных , так и в тактических разведывательных целях, и две эскадрильи, использующие McDonnell Douglas Phantom, который в то время был основным перехватчиком ПВО британских ВВС . [ 2 ]
Инцидент
[ редактировать ]

25 мая 1982 года пара Jaguar GR1 из 14-й эскадрильи, выполнив тренировочную миссию, возвращалась на свою базу в британских ВВС Брюгген. В то же время ВВС Великобритании Вильденрат находились в середине учений противовоздушной обороны станции, в ходе которых силы станции «Фантомы», вооруженные инертными учебными ракетами, поднялись в воздух диспетчерами истребителей, чтобы «перехватить» другие самолеты ВВС Германии, действующие в этом районе. [ 4 ] Примерно в 12:40 Phantom FGR2 XV422, находившийся в ведении 92-й эскадрильи и управляемый флайт-лейтенантом Роем Лоуренсом (пилот) и флайт-лейтенантом Алистером Инверэрити (штурман), был поднят в воздух для перехвата приближающейся пары «Ягуаров». [ 4 ] [ 5 ] Обнаружив пару «Ягуаров», «Фантом» приступил к перехвату; Однако «Ягуары» не предприняли никаких оборонительных маневров из-за нехватки топлива. [ 6 ] Итак, экипаж «Фантома» приступил к стандартной процедуре такого тренировочного полета, готовясь к имитации атаки с использованием своего тренировочного снаряда. Но после того, как пилот нажал на выпуск ракеты, была запущена ракета AIM-9G Sidewinder , поразившая Jaguar XX963, пилотируемый флайт-лейтенантом Стивом Григгсом. Хвостовая часть «Ягуара» была разрушена, а оставшаяся часть самолета вошла в плоский штопор . «Ягуар» разбился на открытой сельскохозяйственной территории. Григгс смог успешно катапультироваться и приземлился в поле примерно в 35 милях от Брюггена. [ 6 ] где ему помогали владелец фермы и его дочь. [ 7 ]
Расследование
[ редактировать ]Инцидент привел к созданию комиссии по расследованию для расследования. Было установлено, что в Вильденрате произошла цепочка событий, приведшая к тому, что экипаж «Фантома» выпустил боевую ракету по «Ягуару». Экипаж пропустил начало учений ПВО, из-за чего их инструктаж был поспешным, а самолет, который им был выделен, хотя и якобы был назначен на учения, из-за этого также был оснащен боевыми ракетами. в тот день был одним из назначенных самолетов быстрого реагирования . [ 4 ] Кроме того, главный переключатель в кабине «Фантома», переключатель, предназначенный для обеспечения безопасности боевого оружия, должен был быть закреплен в безопасном положении, чтобы предотвратить любой случайный запуск оружия самолета. Это также указывало бы на то, что самолет был вооружен. [ 8 ] Резервирование должно было быть обеспечено путем вытягивания автоматического выключателя, расположенного в задней кабине «Фантома», что сделало бы оружие безопасным, и флайт-лейтенант Инверэрити, штурман «Фантома», настоял на том, чтобы он выдернул его. Но в ходе расследования самолета после инцидента было обнаружено, что требовалось лишь небольшое давление на выключатель выключателя внутрь, чтобы установить контакт, в результате чего оружие оказалось под напряжением. Высказывалась версия, что во время полета самолета в условиях большой перегрузки штурман случайно задел ногой выключатель. [ 6 ] Наконец, ни оперативный офицер в Вильденрате, ни диспетчер истребителя, ответственный за «Фантом» во время его миссии, не были проинформированы о том, что «Фантом» вооружен; Если бы диспетчер истребителя знал, одна из проверок, которая была бы передана экипажу, была «проверка безопасности переключателей». [ 4 ]
Последствия
[ редактировать ]Несмотря на доказательства разрыва цепочки между установкой «Фантома» и запуском ракеты экипажем, Комиссия по расследованию возложила вину за инцидент исключительно на плечи экипажа «Фантома», учитывая, что они, казалось бы, забыли, что их самолет был вооружен боевым оружием. [ 6 ] В результате экипаж был отправлен под военный трибунал . Хотя они были признаны виновными в халатности, двум офицерам был объявлен строгий выговор - самое легкое наказание, какое только могло быть вынесено. [ 4 ] [ 9 ]
Через пять месяцев после того, как он катапультировался из поврежденного «Ягуара» в результате инцидента со сбитием, лейтенант Стив Григгс был вынужден катапультироваться во второй раз, когда 10 сентября, возглавляя тренировочный вылет с британских ВВС Лоссимаут , он пострадал от сильного возгорания фюзеляжа своего «Ягуара». разбился в торфянике . [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Персик, Стюарт (1999). «Континентальное обязательство». В Уилсоне, Эндрю (ред.). Королевские ВВС в Германии, 1945–1993 гг. (PDF) . Историческое общество Королевских ВВС. стр. 17–35.
- ^ Jump up to: а б Джексон, Пол (1981). «Королевские ВВС Германии». Ежегодник Королевских ВВС . Лондон: Благотворительный фонд Королевских ВВС. стр. 3–14.
- ^ Копп, Карло (апрель 1994 г.). «История Сайдвиндера: эволюция ракеты AIM-9» . Австралийская авиация . 1994 год (апрель) . Проверено 31 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Леоне, Дарио (12 октября 2018 г.). «Бывший пилот RAF Jaguar рассказывает историю о том, как его сбил перехватчик RAF Phantom» . Клуб любителей авиации . Проверено 29 января 2022 г.
- ^ Робинсон, Блэк (2020). Истребители в крови: история пилота «Спитфайра» — и сына, который пошел по его стопам . Барнсли: Перо и меч. п. 152. ИСБН 978-1-52678-486-5 .
- ^ Jump up to: а б с д «Когда RAF Phantom сбил RAF Jaguar» . Мир истребителей . 27 апреля 2018 года . Проверено 29 января 2022 г.
- ^ Напье, Майкл (15 января 2015 г.). Голубые бриллианты: подвиги 14-й эскадрильи Королевских ВВС в 1945–2015 гг . Перо и меч. п. 173. ИСБН 978-1-4738-2327-3 .
- ^ Фергюсон, Норман (2013). Маленькая книга авиации . Страуд: Историческая пресса. п. 15. ISBN 978-0-75249-285-8 .
- ^ «Британским пилотам объявлен выговор» . upi.com . Юнайтед Пресс Интернешнл. 15 января 1983 года . Проверено 29 января 2022 г.
- ^ « Извините, босс, это мы не смогли исправить» « . Музей военной авиации Тангмера . Май 2014 года . Проверено 29 января 2022 г.
- Инциденты, связанные со сбитием самолетов 20-го века
- 1982 год в Германии
- Аварии и инциденты с участием военной авиации
- Аварии и инциденты с участием самолетов Королевских ВВС
- Авиационные происшествия и происшествия в 1982 г.
- Авиационные происшествия и происшествия в Германии
- Инциденты с дружественным огнем
- История Королевских ВВС
- Катастрофы 1982 года в Германии