Jump to content

Мюнхенская авиакатастрофа

Координаты : 48 ° 07'34 "N 11 ° 40'40" E  /  48,12611 ° N 11,67778 ° E  / 48,12611; 11,67778

Мюнхенская авиакатастрофа
Двухмоторный авиалайнер с тремя плавниками, припаркованный на рампе во время обслуживания, рядом с передвижными лестницами.
Посол воздушной скорости, похожий на того, кто участвовал в катастрофе.
Несчастный случай
Дата 6 февраля 1958 г .; 66 лет назад ( 1958-02-06 )
Краткое содержание Выход за пределы взлетно-посадочной полосы из-за слякоти на взлетно-посадочной полосе
Сайт Аэропорт Мюнхен-Рим , Мюнхен , Западная Германия
48 ° 07'34 "N 11 ° 40'40" E  /  48,12611 ° N 11,67778 ° E  / 48,12611; 11,67778
Самолет
Тип самолета Скорость полета AS-57 Амбассадор
Название самолета Лорд Берли
Оператор Британские европейские авиалинии
Регистрация Г-УП
Начало рейса Аэропорт Белграда , Белград , СФР Югославия
Остановка в пути Аэропорт Мюнхен-Рим, Мюнхен, Западная Германия
Место назначения Аэропорт Манчестера , Манчестер , Англия, Великобритания
Оккупанты 44
Пассажиры 38
Экипаж 6
Погибшие 23
Травмы 19
Выжившие 21

Авиакатастрофа в Мюнхене произошла 6 февраля 1958 года, когда рейс 609 авиакомпании British European Airways разбился при третьей попытке взлета в аэропорту Мюнхен-Рим в Мюнхене , Западная Германия . На борту самолета находилась команда «Манчестер Юнайтед» футбольная , прозванная « Малыши Басби », а также болельщики и журналисты. [1] На борту находились 44 человека, 20 из них погибли на месте. Раненые, некоторые без сознания, были доставлены в мюнхенскую больницу Рехтс дер Изар , где еще трое скончались, в результате чего 23 человека погибли, 21 выжил.

Команда «Манчестер Юнайтед» возвращалась с матча Кубка европейских чемпионов в Белграде , Югославия (ныне Сербия ), выбив «Црвену Звезду» из Белграда и вышла в полуфинал турнира. Рейс остановился для дозаправки в Мюнхене, поскольку беспосадочный рейс из Белграда в Манчестер был за пределами досягаемости Airspeed Ambassador класса «Елизавета» . После дозаправки пилоты Джеймс Тейн и Кеннет Рэймент дважды отказывались от взлета из-за скачка наддува в левом двигателе. Опасаясь, что они слишком сильно отстанут от графика, Тейн отказался от ночевки в Мюнхене в пользу третьей попытки взлета. К этому времени пошел снег, в результате чего в конце взлетно-посадочной полосы образовался слой слякоти. После удара о слякоть самолет пробил ограждение за концом взлетно-посадочной полосы, а при ударе о дом оторвало левое крыло. Хвостовая часть оторвалась и ударилась о сарай с припаркованным в нем бензовозом, который загорелся и взорвался. Опасаясь, что самолет может взорваться, Тейн начал эвакуацию пассажиров. вратарь Гарри Грегг помог вытащить выживших из-под обломков.

В ходе расследования, проведенного властями аэропорта Западной Германии, первоначально Тейн обвинил Тейна, заявив, что он не удалил лед с крыльев самолета, несмотря на показания очевидцев, указывающие на то, что в удалении льда нет необходимости. [2] Последнее расследование Министерства торговли Великобритании, опубликованное в 1969 году, показало, что авария была вызвана снежной слякотью на взлетно-посадочной полосе, которая слишком сильно замедлила самолет, чтобы он мог взлететь, и что капитан Тейн не виноват. [3]

«Юнайтед» стремился стать третьим клубом, выигравшим три титула Футбольной лиги подряд . Они отставали от лидера лиги «Вулверхэмптон Уондерерс» на шесть очков , и им осталось сыграть 14 игр. Они владели Благотворительным щитом Англии и только что вышли во второй подряд Кубка европейских чемпионов полуфинал . Команда не проигрывала на протяжении 11 матчей. Катастрофа не только подорвала амбиции команды по завоеванию титула в том году, но и разрушила ядро ​​того, что обещало стать одним из величайших поколений игроков в истории английского футбола. Клубу понадобилось десять лет, чтобы восстановиться после трагедии. Басби восстановил команду и выиграл Кубок европейских чемпионов в 1968 году с новым поколением «Малышек».

Фотография двухмоторного турбовинтового самолета с тремя вертикальными стабилизаторами, припаркованного на заснеженной рампе.
Посол воздушной скорости G-ALZU в аэропорту Рим , незадолго до катастрофы.

В апреле 1955 года Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) учредил Кубок европейских чемпионов , футбольное соревнование для клубов-чемпионов стран, входящих в УЕФА, предшественник нынешней Лиги чемпионов УЕФА, который начнется в 1955–56 сезоне . . [4] Победителю английской лиги «Челси » было отказано во въезде Футбольной лиги секретарем Аланом Хардакером , который считал, что отказ от участия будет лучшим вариантом для английского футбола. [5] В следующем сезоне английскую лигу выиграл «Манчестер Юнайтед» , которым руководил Мэтт Басби . Футбольная лига снова отказала своим чемпионам в участии, но Басби и его председатель Гарольд Хардман с помощью председателя Футбольной ассоциации (ФА) Стэнли Роуса бросили вызов лиге, и «Юнайтед» стал первой английской командой, сыгравшей в Европе. [6]

Команда, известная в молодости как « Малыши Басби », дошла до полуфинала, уступив там будущему победителю « Реалу Мадриду» . Снова завоевание титула Первого дивизиона в том сезоне означало квалификацию на турнир 1957–58 , а их полуфинальная серия в 1956–57 означала, что они были одними из фаворитов на победу. Матчи национальных лиг проводились по субботам, а европейские — в середине недели, поэтому, хотя авиаперелеты были рискованными, это был единственный вариант, если «Юнайтед» собирался выполнить свои матчи в лиге. [7] что им пришлось бы сделать, если бы они не хотели доказать правоту Хардакера. [6]

После победы над «Шэмрок Роверс» и «Дукла Прага» в предварительном и первом раунде соответственно, «Юнайтед» сыграл вничью с «Црвеной Звездой» из Белграда из Югославии, ныне Сербии, в четвертьфинале. После победы со счетом 2:1 на «Олд Траффорд» 14 января 1958 года клуб должен был отправиться в Югославию на ответный матч 5 февраля. На обратном пути из Праги в предыдущем туре туман над Англией не позволил команде вылететь обратно в Манчестер , поэтому они вылетели в Амстердам. Они сели на паром от Хук-оф-Холланд до Харвича , а затем на поезде до Манчестера. Поездка сказалась на игроках, и три дня спустя они сыграли вничью 3–3 с «Бирмингем Сити» на «Сент-Эндрюс» . [8]

Стремясь не пропустить матчи Футбольной лиги и не попасть в трудную поездку снова, клуб зафрахтовал самолет British European Airways (BEA) из Манчестера в Белград для выездного матча против «Црвены Звезды». [9] Матч завершился вничью со счетом 3–3, но этого оказалось достаточно, чтобы отправить «Юнайтед» в полуфинал. [10] Вылет Джонни из Белграда был задержан на час после того, как снаружи Берри потерял паспорт. [11] Самолет приземлился в Мюнхене ( Западная Германия ) для дозаправки в 13:15 по Гринвичу . [12] [13]

Самолет и экипаж

[ редактировать ]

Это был шестилетний Airspeed Ambassador 2 , построенный в 1952 году и доставленный BEA в том же году. [14]

Пилот, капитан Джеймс Тейн , был бывшим лейтенантом Королевских ВВС (RAF). Первоначально сержант , позже прапорщик , в апреле 1944 года он был назначен в комиссию по чрезвычайным ситуациям в Королевских ВВС в качестве исполняющего обязанности пилота-офицера . [15] ему было присвоено звание летчика с испытательным сроком. В сентябре 1944 года [16] В мае 1948 года ему было присвоено звание летного лейтенанта. [17] и получил постоянную комиссию в том же звании в 1952 году. [18] Он ушел из Королевских ВВС, чтобы присоединиться к BEA.

Второй пилот, капитан Кеннет Рэймент , также был бывшим лейтенантом британских ВВС и Второй мировой войны летным асом . После вступления в ряды Королевских ВВС в 1940 году он получил звание сержанта в сентябре 1941 года. [19] Год спустя он был назначен военным летчиком-офицером. [20] и в мае 1943 года произведен в военный летный офицер . [21] Он сбил пять немецких истребителей, один итальянский самолет и летающую бомбу Фау-1 . он был награжден Крестом за выдающиеся заслуги перед летчиками . В июле 1943 года [22] и в сентябре 1943 года произведен в летные лейтенанты. [23] Покинув ВВС Великобритании в 1945 году, он присоединился к корпорации British Overseas Airways в Каире, а затем присоединился к BEA в 1947 году. У него был опыт работы с классами Vikings , Dakotas и Ambassador «Elizabethan». [24]

Крушение

[ редактировать ]
самолет Airspeed Ambassador G-ALZU В Мюнхене горит

Тейн доставил в Белград самолет Airspeed Ambassador класса «Елизавета» с регистрацией G-ALZU, но передал управление Рэйменту для возвращения. [25] В 14:19 по Гринвичу диспетчерская вышка в Мюнхене сообщила, что самолет готов к взлету, и дала разрешение на взлет, срок действия которого истекает в 14:31. [26] Рэймент отказался от взлета после того, как Тейн заметил, что левого борта манометр давления наддува колеблется, когда самолет достигает полной мощности, а двигатель странно звучит при ускорении. [27] Вторая попытка была предпринята через три минуты, но отменена через 40 секунд после начала попытки. [28] потому что двигатели работали на перебогатой смеси , что приводило к чрезмерному ускорению, что является обычной проблемой для «Елизаветы». [27]

После второй аварии пассажиры удалились в зал ожидания аэропорта. [29] К тому времени пошел сильный снегопад, и казалось маловероятным, что самолет отправится в обратный путь в этот день. Полузащитник Дункан Эдвардс отправил телеграмму своей хозяйке в Манчестере, в которой говорилось: «Все рейсы отменены, вылет завтра. Дункан». [30]

Тейн рассказал инженеру станции Биллу Блэку о проблеме с повышением наддува в левом двигателе. Блэк предположил, что, поскольку более медленное открытие дроссельной заслонки не помогло, единственным вариантом было задержать самолет на ночь для перенастройки. Тейн стремился придерживаться графика и предположил, что будет достаточно открытия дроссельной заслонки еще медленнее. Это означало бы, что самолет не достигнет взлетной скорости, пока не пройдет дальше по взлетно-посадочной полосе, но, учитывая длину взлетно-посадочной полосы почти 2 километра (1,2 мили), он полагал, что это не будет проблемой. Пассажиров вызвали обратно в самолет через 15 минут после выхода из него. [31]

Некоторые игроки не были уверенными в себе летчиками, особенно Билли Уилан , который сказал: «Это может быть смерть, но я готов». Другие, в том числе Эдвардс, Томми Тейлор , Марк Джонс , Эдди Колман и журналист Фрэнк Свифт , перебрались в хвостовую часть самолета, полагая, что так безопаснее. [13] Когда все оказались на борту, Тейн и Рэймент снова отправили самолет в движение в 14:56. [32] В 14:59 они достигли точки ожидания на взлетно-посадочной полосе, где получили разрешение выстроиться в очередь для взлета. [33] На взлетно-посадочной полосе провели финальную проверку кабины. В 15:02 им сказали, что разрешение на взлет истечет в 15:04. [34] Пилоты согласились попытаться взлететь, но при этом будут следить по приборам за помпажностью двигателей. В 15:03 они сообщили диспетчерской вышке о своем решении. [34]

Duration: 1 minute and 14 seconds.Subtitles available.
Кадры американской кинохроники, сообщающие о катастрофе

Рэймент медленно нажал на газ вперед и отпустил тормоза. Самолет начал ускоряться, и радист Билл Роджерс передал по рации на диспетчерскую вышку сообщение «Зулусская униформа катится». [35] Набирая скорость, самолет выбрасывал слякоть , и Тейн называл скорость самолета с шагом в 10 узлов. [35] На скорости 85 узлов (157 км/ч) левый двигатель снова начал работать, и он немного оттянул левый дроссель, прежде чем снова толкнуть его вперед. [35]

Как только самолет достиг скорости 117 узлов (217 км/ч), он объявил « V1 », после чего прерывать взлет уже было небезопасно, и Реймент прислушался к сигналу « V2 » (119 узлов (220 км/ч). )), минимум, необходимый для отрыва от земли. [36] Тейн ожидал, что скорость увеличится, но она колебалась в районе 117 узлов (217 км/ч), а затем внезапно упала до 112 узлов (207 км/ч), а затем до 105 узлов (194 км/ч). [37] Рэймент кричал: «Господи, мы не успеем!», [37] когда Тейн поднял голову, чтобы увидеть, что ждет впереди. [38]

Самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, врезался в ограждение, окружающее аэропорт, и пересек дорогу. Его левое крыло было оторвано, когда он задел дом, в котором проживала семья из шести человек. [39] Отец и старшая дочь отсутствовали, а мать и трое других детей скрылись, поскольку дом загорелся. [40] Часть хвоста самолета была оторвана, прежде чем левая часть кабины ударилась о дерево. [40] Правая часть фюзеляжа ударилась о деревянную хижину, внутри которой находился грузовик с шинами и топливом, который взорвался. [41]

Увидев пламя вокруг кабины, Тейн испугался, что самолет взорвется, и приказал своей команде покинуть это место. Стюардессы Розмари Чевертон и Маргарет Беллис первыми покинули самолет через выбитое аварийное окно на камбузе , за ними следовал радист Роджерс. [42] Рэймент застрял на своем сиденье из-за смятого фюзеляжа и велел Тейну идти без него. Тейн вылез из окна камбуза. [42] Достигнув земли, он увидел пламя, растущее под правым крылом, в котором было 500 британских галлонов (2300 л) топлива. Он крикнул своей команде, чтобы они уходили, и снова забрался в самолет, чтобы забрать два ручных огнетушителя, остановившись, чтобы сказать Рэйменту, что вернется, когда пожар будет потушен. [42]

Тем временем в салоне вратарь Гарри Грегг приходил в сознание, думая, что он мертв. [43] Он почувствовал кровь на своем лице и «не осмелился поднять [свою] руку. [Он] думал, что макушку [его] головы оторвали, как яйцо, сваренное вкрутую». [44] Прямо над ним в хижину падал свет, поэтому Грегг пробил дыру достаточно широко, чтобы он смог убежать. Ему удалось спасти некоторых пассажиров, в том числе товарищей по команде Бобби Чарльтона и Денниса Вайолле, которые были привязаны к своим сиденьям вдали от обломков. [45]

Двадцать пассажиров погибли на месте происшествия, еще один скончался по дороге в больницу, а еще двое скончались позже в том же месяце, находясь в больнице.

Погибшие

[ редактировать ]

Члены экипажа

[ редактировать ]
  • Капитан Кеннет «Кен» Рэймент . Второй пилот этого рейса. Выжил, но получил множественные травмы. Умер в больнице пять недель спустя в результате повреждения головного мозга.

Пассажиры

[ редактировать ]
Мемориальная доска на «Олд Траффорд» в память о авиакатастрофе в Мюнхене.
Мюнхенские часы на юго-восточном углу Олд Траффорд.

Игроки Манчестер Юнайтед

Персонал Манчестер Юнайтед

Журналисты

Выжившие

[ редактировать ]

Пассажиры

[ редактировать ]

Игроки Манчестер Юнайтед

Персонал Манчестер Юнайтед

Журналисты и фотографы

Расследование

[ редактировать ]

Первоначально в катастрофе обвиняли ошибку пилота , но позже выяснилось, что она была вызвана слякотью в конце взлетно-посадочной полосы, замедляющей самолет и препятствующей безопасной скорости полета. [58] Во время взлета самолет достиг скорости 117 узлов (217 км/ч), но, войдя в слякоть, упал до 105 узлов (194 км/ч), слишком медленно, чтобы оторваться от земли, и не имея достаточной взлетно-посадочной полосы для прерывания полета. взлет. Самолеты с с хвостовым колесом шасси не сильно пострадали от слякоти из-за геометрии этих шасси относительно центра тяжести самолета . [а] но более новые типы, такие как «Амбассадор» с носовым шасси и основными колесами позади центра тяжести, оказались уязвимыми.

Несмотря на этот вывод, власти немецкого аэропорта подали в суд на Тейна, как на единственного пилота, выжившего в катастрофе. Они утверждали, что он взлетел, не очистив крылья ото льда , что и стало причиной крушения, несмотря на то, что несколько свидетелей заявили, что льда не было видно. [59] За удаление обледенения самолета отвечал капитан, а за состояние взлетно-посадочных полос отвечали власти аэропорта, среди которых широко распространено незнание опасности слякоти на взлетно-посадочных полосах для таких самолетов, как «Амбассадор».

В основу версии немецких властей легли обледенение крыльев через несколько часов после крушения и фотография самолета (опубликованная в нескольких газетах), сделанная незадолго до взлета, на которой, казалось, был виден снег на верхних поверхностях крыла. При рассмотрении оригинального негатива не было видно ни снега, ни льда, а «снег» в оригинале возник из-за отражения солнца от крыльев, что выяснилось при изучении негатива, а не опубликованных фотографий, сделанных с копия негатива. [59]

Свидетели не были вызваны на немецкое расследование, и судебное разбирательство против Тейна затянулось до 1969 года, когда с него наконец сняли какую-либо ответственность за катастрофу. [60] В качестве официальной причины британские власти зафиксировали скопление тающего снега на взлетно-посадочной полосе, из-за которого самолет не смог достичь необходимой взлетной скорости. Тейн, который был уволен из BEA вскоре после аварии и больше никогда не работал, вышел на пенсию и вернулся, чтобы управлять своей птицефермой в Беркшире . Он умер от сердечного приступа в возрасте 53 лет в августе 1975 года. [61]

Последствия

[ редактировать ]

На месте крушения погибли двадцать человек, в том числе семь игроков «Манчестер Юнайтед». 21-й жертвой стал Фрэнк Свифт , журналист и бывший вратарь, игравший с Басби в «Манчестер Сити» ; он умер по дороге в больницу. Дункан Эдвардс скончался от полученных травм 21 февраля в больнице Рехтс дер Изар в Мюнхене. Окончательное число погибших достигло 23 через несколько дней, когда второй пилот Рэймент скончался в результате серьезных травм головы. [30] Джонни Берри и Джеки Бланчфлауэр были настолько серьезно травмированы, что больше никогда не играли. [62]

Басби был серьезно ранен, и после крушения ему пришлось оставаться в больнице более двух месяцев, и ему дважды проводили последний обряд . [63] После выписки из больницы он отправился в Швейцарию, чтобы восстановить силы в Интерлакене . Временами ему хотелось полностью бросить футбол, пока его жена Джин не сказала ему: «Знаешь, Мэтт, ребята хотели бы, чтобы ты продолжал». [64] Это заявление вывело Басби из депрессии , и он вернулся по суше и по морю в Манчестер, прежде чем посмотреть игру своей команды в финале Кубка Англии 1958 года . [64]

Тем временем ходили слухи, что клуб распадется, но потертая команда «Юнайтед» завершила сезон 1957–58, а помощник Басби Джимми Мерфи тренером стал ; он не ездил в Белград, так как находился в Кардиффе, управляя сборной Уэльса в то время . Команда, состоящая в основном из резервных и молодежных игроков, обыграла «Шеффилд Уэнсдей» со счетом 3–0 в первом матче после катастрофы. В программе того матча было просто пустое место там, где должно было быть имя каждого игрока «Юнайтед». Поскольку семь игроков погибли (Эдвардс умер чуть более чем через 24 часа), а из выживших игроков только Грегг и Фоулкс были готовы играть, «Юнайтед» отчаянно пытался найти опытную замену, поэтому Мерфи подписал Эрни Тейлора из «Блэкпула». [65] и Стэн Кроутер из «Астон Виллы» . [66]

Три игрока, Дерек Левин , Боб Хардисти и Уоррен Брэдли , были переведены в «Юнайтед» по краткосрочным контрактам , не входящим в лигу клубом «Бишоп Окленд» . Брэдли был единственным из трех игроков, игравших за основную команду, и единственным, кто подписал постоянный контракт. Остальные места в команде заняли резервные игроки, в том числе Шэй Бреннан и Марк Пирсон . [67] Яростные соперники «Юнайтед» — «Ливерпуль» — предложили им в аренду пять игроков, чтобы они помогли собрать команду. [68]

В штабе «Юнайтед» также произошли изменения после смерти секретаря Уолтера Крикмера и тренеров Тома Карри и Берта Уолли . [69] Вратарь Лес Олив , все еще зарегистрированный в качестве игрока на момент катастрофы, ушел из игры и сменил Крикмера на посту секретаря клуба. [69] Другой бывший вратарь «Юнайтед», Джек Кромптон , взял на себя обязанности тренера после того, как председатель «Юнайтед» Гарольд Хардман провел переговоры с тогдашним работодателем Кромптона «Лутон Таун» о его освобождении. [69]

После аварии «Юнайтед» выиграл только одну игру в лиге в сезоне 1957–58, в результате чего их борьба за титул рухнула, и они опустились на девятое место. [70] Им удалось выйти в финал Кубка Англии , но они проиграли «Болтону Уондерерс» со счётом 2:0 . [70] и обыграл «Милан» на «Олд Траффорд» в полуфинале Кубка европейских чемпионов, но проиграл на « Сан-Сиро» со счетом 4–0 . [70] «Реал Мадрид», который выигрывал этот трофей третий год подряд, предложил, чтобы «Манчестер Юнайтед» получил трофей в этом году – предложение поддержала белградская «Црвена Звезда» – но этого не произошло. [71] После трагедии УЕФА выдвинул идею о том, что «Манчестер Сити» займет место «Юнайтед» в Кубке европейских чемпионов, если «Юнайтед» не сможет провести свои матчи, но это было отвергнуто всеми вовлеченными сторонами, в частности «Сити». [72]

Басби возобновил управленческие обязанности в следующем сезоне ( 1958–59 ). «Реал Мадрид» предложил отдать Альфредо Ди Стефано в аренду до конца сезона 58–59 за половину его зарплаты, но ФА заблокировала трансфер, поскольку он не позволял британскому игроку занять это место в команде. [73] Вместо этого Мадрид собрал средства и организовал благотворительные товарищеские матчи с Манчестером. [73] В конце концов, Басби создал второе поколение «Малышек Басби», в том числе Джорджа Беста и Дениса Лоу , которые десять лет спустя выиграли Кубок европейских чемпионов, победив двукратного победителя «Бенфику» . Чарльтон и Фоулкс были единственными двумя выжившими в катастрофе, вошедшими в эту команду. [74]

Фонд помощи иждивенцам жертв авиакатастрофы был создан в марте 1958 года под председательством председателя ФА Артура Дрюри . [75] фонд собрал 52 000 фунтов стерлингов (что эквивалентно 1,53 миллиона фунтов стерлингов по состоянию на 2023 год). К моменту выплаты в октябре 1958 года [76] [77]

8 января 1963 года «Манчестер Юнайтед» объявил, что судебный иск против BEA, связанный с авиакатастрофой, был урегулирован во внесудебном порядке. Секретарь клуба Лес Олив заявил, что сумма сделки не разглашается. В заявлении BEA говорится: «Урегулирование было достигнуто, и в пятницу, 11 января, в суд будет подано заявление о приостановлении разбирательства». [78]

Мемориалы

[ редактировать ]

Олд Траффорд

[ редактировать ]
Табличка со словами заключена в квадратную рамку, под которой находится квадратный металл внутри круга.
Мемориальная доска в Мюнхенском туннеле на Олд Траффорд

Первые мемориалы погибшим игрокам и персоналу «Олд Траффорд» были открыты 25 февраля 1960 года. Первый - мемориальная доска в форме стадиона с изображением зеленого поля, на котором из черного и золотого стекла написаны имена жертв. , разместили над входом в директорскую ложу. Над мемориальной доской было вырезано из тикового дерева игрок и болельщик со склоненными головами по обе стороны от венка и футбольный мяч с датой «1958». Мемориальная доска была спроектирована манчестерским архитектором Дж. Випондом и построена компанией Messrs Jaconello (Manchester) Ltd. по цене 2100 фунтов стерлингов. [79] и представлен Мэттом Басби. [80]

В тот же день был открыт мемориал представителям прессы, погибшим в Мюнхене, который представлял собой бронзовую доску с именами восьми погибших журналистов. Его представил выживший в авиакатастрофе Фрэнк Тейлор от имени Ассоциации футбольных писателей . Оригинальная мемориальная доска была украдена в 1980-х годах и заменена точной копией, которая сейчас стоит за прилавком у входа в прессу. [79] Последним памятником стали мюнхенские часы, простые двуциферблатные часы, оплаченные Земельным комитетом и прикрепленные к юго-восточному углу стадиона, с датой «6 февраля 1958 года» вверху обеих циферблатов и «Мюнхен» наверху. нижний. Часы остались в том же положении с момента их первой установки. [79] Часы были открыты 25 февраля 1960 года Дэном Марсденом, председателем Земельного комитета. [80]

Когда в середине 1970-х годов стадион был отремонтирован, мемориальную доску пришлось перенести от входа для директоров, чтобы можно было внести необходимые изменения. Мемориальную доску нельзя было снять, не повредив ее, поэтому старый мемориал был замурован внутри Главной трибуны, а новый мемориал был построен, более простой, чем первоначальный, теперь состоящий просто из грифельной доски с написанными на ней именами и установленный в 1976. [79]

Третья версия мемориала, больше похожая на оригинал, чем вторая, поскольку она включала трибуны вокруг сланцевой площадки и фигуры над ней, была установлена ​​в 1996 году, что совпало с возведением статуи Мэтта Басби, открывшего оригинальный мемориал. [79] Эта третья версия была построена каменщиками Мэзером и Эллисом из Траффорд-парка, а вторая была сдана на хранение. В настоящее время он ожидает новых витрин, прежде чем его поместят в экспозицию клубного музея в Мюнхене. [79] Третья мемориальная доска и статуя Басби изначально находились на северной стороне Восточной трибуны, но после расширения трибуны в 2000 году статуя была перенесена в переднюю часть Восточной трибуны, а мемориальная доска - на южную сторону трибуны. [79]

Рядом с обочиной дороги установлен памятный камень. Рядом находится металлический столб, увенчанный письменной табличкой.
Мемориальный крест на Эмплштрассе в Мюнхене

В Германии также есть два мемориала. Во-первых, в пригороде Мюнхена Трудеринге , на углу улиц Карочштрассе и Эмплштрассе, стоит небольшой деревянный мемориал с изображением Распятия , украшенный каменным корытом, наполненным цветами. На корыте установлена ​​мемориальная доска с надписью: «Im Gedenken an die Opfer der Flugzeugkatastrophe am 6.2.1958 unter denen sich auch ein Teil der Fußballmannschaft von Manchester United befand, sowie allen Verkehrstoten der Gemeinde Trudering» ( В память о жертвах воздушного боя). катастрофа 6 февраля 1958 года, включая членов футбольной команды «Манчестер Юнайтед», а также всех жертв дорожно-транспортного происшествия из муниципалитета Трудеринг ). [81]

Мемориальный камень

22 сентября 2004 года темно-синяя гранитная мемориальная доска в бордюре из песчаника была открыта недалеко от старого аэропорта Мюнхена, на углу улиц Раппенвег и Эмплштрассе, всего в нескольких метрах от деревянного мемориала. [82] На немецком и английском языках написано в форме футбольного поля: «В память обо всех тех, кто погиб здесь во время авиакатастрофы в Мюнхене 6 февраля 1958 года». [83]

Внизу находится мемориальная доска, выражающая благодарность «Юнайтед» муниципалитету Мюнхена и его жителям. Новый мемориал был профинансирован самим «Манчестер Юнайтед», и на открытии присутствовали официальные лица клуба, в том числе генеральный директор Дэвид Гилл , менеджер сэр Алекс Фергюсон и директор сэр Бобби Чарльтон, который сам пережил катастрофу. [82] 24 апреля 2008 года городской совет Мюнхена решил назвать место, где установлен мемориальный камень, «Манчестерплац» ( Манчестерская площадь ). [84]

В 57-ю годовщину катастрофы, 6 февраля 2015 года, Чарльтон и мюнхенской «Баварии» председатель Карл-Хайнц Румменигге открыли новую музейную экспозицию, посвященную катастрофе, на стадионе немецкого клуба « Альянц Арена» . [85]

В отеле Majestic, где команда остановилась после матча, есть небольшая выставка артефактов. В их число входят карточка-меню, подписанная 14 игроками, в том числе восемью погибшими, фотография, сделанная во время еды, и билет на матч. Карточка-меню была приобретена тогдашним послом Великобритании в Югославии и продана на аукционе его сыном в 2006 году. [86] Также в отеле есть пианино, на котором в ночь перед аварией играл игрок «Манчестер Юнайтед» Марк Джонс. [87]

В конце 1997 года Джон Доэрти (бывший игрок «Юнайтед», покинувший клуб незадолго до катастрофы) [88] обратился к председателю клуба Мартину Эдвардсу от имени Ассоциации бывших игроков «Манчестер Юнайтед» с просьбой предоставить свидетельские показания для тех, кто стал жертвой мюнхенской катастрофы – как выживших, так и иждивенцев тех, кто погиб. [89] Эдвардс колебался, но в конечном итоге благотворительный матч был назначен на дату, максимально приближенную к 40-летию катастрофы. Белградская «Црвена звезда» и мюнхенская «Бавария» рекламировались как возможные соперники на матч, и болельщики покупали билеты, даже не определив соперников. [90]

В разгар подготовки бывший игрок «Юнайтед» Эрик Кантона , который в 1997 году ушел из футбола, чтобы продолжить карьеру в кино, выразил желание вернуться в клуб на прощальный матч. Эдвардс воспользовался возможностью объединить два события в одно. [91] Из-за актерской карьеры Кантона его график означал, что он не будет доступен в феврале 1998 года, и матч был перенесен на 18 августа, а соперником был европейский состав, выбранный Кантоной; в состав команды, выбранной Кантоной, входили игроки сборной Франции Лоран Блан , Паскаль Вахируа и Жан-Пьер Папен ; англичанин Пол Гаскойн ; бывшие игроки «Юнайтед» Брайан Робсон и Марк Хьюз ; и брат Кантона Жоэль . Сам Кантона провел первую половину матча за состав европейского состава, а затем сменил сторону в перерыве. [92] В конечном итоге «Юнайтед» выиграл матч со счетом 8–4, забив голы Райана Гиггза , Пола Скоулза , Хорди Кройфа , Фила Невилла , Ники Батта , Алекса Нотмана (2) и Кантона; в то время как Папен, Блан, Мартин Далин и игрок «Юнайтед» Марк Уилсон забили голы в составе европейского состава. [93]

Эдвардса раскритиковали за то, что он превратил матч в рекламный ход, а Элизабет Вуд, разведенная жена выжившего Рэя Вуда , сравнила обращение с жертвами Мюнхена с обращением с «танцующими медведями в цирке». Тем не менее, матч принес каждой семье жертв по 47 000 фунтов стерлингов, а Кантона возместил более 90 000 фунтов стерлингов непосредственно из фонда свидетельств, а не из клуба. [94] Клуб также подвергся критике со стороны некоторых кругов за плохое обращение с выжившими: Берри и Бланчфлауэр были вынуждены покинуть квартиры, которые они арендовали у клуба, чтобы освободить место для новых игроков. [95] Берри также был уведомлен по почте о прекращении его работы в клубе. Другой выживший, Рэй Вуд, жаловался на отсутствие признания со стороны клуба: «Мы чувствуем, что помогли построить «Манчестер Юнайтед»… Они получили огромную международную поддержку после катастрофы, но тогда они не относились к людям должным образом, ничего не сделали для помощи». нас все эти годы, и они до сих пор зарабатывают на этом деньги». [96]

7 февраля 1998 года «Юнайтед» играл с «Болтоном Уондерерс» на «Олд Траффорд» в Премьер-лиге, на следующий день после 40-летия катастрофы. Матч начался в 15:15, чтобы можно было соблюсти минуту молчания . В 15:04 Представители обеих команд возложили цветы в память о погибших. Выживший в катастрофе и директор «Юнайтед» Бобби Чарльтон, к которому присоединился президент «Болтона» Нэт Лофтхаус , возглавил матч. вышли из двух команд. [97]

Мюнхенский туннель «Олд Траффорд», переименованный в честь 50-летия катастрофы

6 февраля 2008 года на «Олд Траффорд» прошла поминальная служба по случаю 50-летия катастрофы. По завершении службы выжившие члены команды 1958 года стали почетными гостями на церемонии переименования туннеля под Южной трибуной стадиона в «Мюнхенский туннель», где представлена ​​выставка о детях Басби. [98] Мемориальный рекламный щит был открыт возле «Олд Траффорд», но некоторые фанаты раскритиковали его за то, что на нем был размещен логотип тогдашнего спонсора клуба, американской страховой компании AIG . Позже плакат был испорчен бомбами с краской. [99]

В тот же день национальная сборная Англии по футболу встретилась со Швейцарией на стадионе «Уэмбли» . Перед игрой на больших экранах были показаны фотографии игроков, погибших в Мюнхене, а игроки сборной Англии носили черные повязки. В программе матча также была дань уважения «Басби Бэбс». [100] Первоначально не планировалось соблюдать минуту молчания в этот день, поскольку ФА опасалась, что молчание не будет соблюдаться болельщиками соперников «Юнайтед». [101] В конце концов они согласились, что следует провести минуту молчания, и в целом она соблюдалась хорошо; однако небольшое количество болельщиков свистело и кричало, и рефери прервал молчание менее чем через 30 секунд. [102] Минутное молчание также наблюдалось на играх Северной Ирландии , Уэльса и Ирландии . [98] [103]

Красные сиденья на стадионе с белыми шарфами сверху.
Памятные шарфы, разложенные на спинках сидений перед матчем в честь 50-летия на «Олд Траффорд».

В матче дерби между «Юнайтед» и «Сити» на «Олд Траффорд» 10 февраля 2008 года обе команды были выведены на поле одиноким волынщиком , игравшим « Красный флаг », а тренеры – сэр Алекс Фергюсон и Свен-Йоран Эрикссон – каждый заложил по венок в центральном круге. После этого последовала минута молчания, которую, несмотря на предыдущие опасения, соблюдали все болельщики. [104] Кевин Паркер, секретарь клуба болельщиков «Сити», предложил минуту аплодисментов вместо минуты молчания, чтобы заглушить любого, кто нарушит тишину. [105] но это было отклонено руководством «Юнайтед» как неуместное. [106]

«Юнайтед» играл в полосках, напоминающих те, которые носил команда 1958 года, под номерами от 1 до 11, без рекламы на лицевой стороне и имен игроков на оборотной стороне, в то время как «Сити» убрал логотипы спонсоров со своей формы, и на ней появилось изображение маленькой черной ленточки. жар прижался к правому плечу. [107] Обе команды носили черные повязки в память о жертвах мюнхенской катастрофы. «Манчестер Сити» выиграл со счетом 2–1 благодаря голам Дариуса Васселла и дебютанта Бенджани в первом тайме . [108] Присутствовавшим болельщикам были вручены памятные шарфы – красно-белые для болельщиков «Юнайтед» и небесно-голубые и белые для болельщиков «Сити», – которые держали в руках во время молчания. [109]

Дань уважения

[ редактировать ]
Экспозиция в Национальном музее футбола

Было записано несколько музыкальных композиций, посвященных авиакатастрофе в Мюнхене, самой ранней из которых является песня «Цветы Манчестера». Написано анонимным автором, позже выяснилось, что это Эрик Винтер, редактор журнала Sing . [110] Песня была записана и выпущена ливерпульской фолк-группой The Spinners на их дебютном альбоме 1962 года Quayside Songs Old and New . [111] родившийся в Манчестере, Певец Моррисси, также выпустил песню под названием «Munich Air Disaster, 1958» как сторону B к « Irish Blood, English Heart » в 2004 году. [112] Позже песня появилась на его концертном альбоме Live at Earls Court в 2005 году. [113] и его сборник би-сайдов 2009 года Swords .

Совсем недавно английская группа The Futureheads назвала свой альбом News and Tributes в честь катастрофы. Заглавный трек отдает дань уважения тем, кто погиб. [114] и включает в себя стих:

Вырублены в расцвете сил,
В тишине в тот день
58 февраля они получили то, что им нужно,
Из Белграда и обратно домой спать

Сообщается, что Барри Навиди, продюсер фильма 2004 года «Венецианский купец» , работает над сценарием голливудского фильма об авиакатастрофе в Мюнхене. 22 апреля 2005 года газета Manchester Evening News сообщила, что с выжившими не проконсультировались, и они были обеспокоены тем, насколько точным будет фильм. [115]

Фоулкс сказал, что, если все сделать правильно, фильм может стать «данью памяти «Малышкам Басби», которую можно будет увидеть будущими поколениями»; однако он выразил обеспокоенность по поводу точности фильма, учитывая отсутствие у создателей фильма источников из первых рук о том, что на самом деле произошло в Мюнхене. [115] Другой выживший Гарри Грегг больше беспокоился об изображении игроков, особенно тех, кто погиб, и о том, будут ли уважаться чувства их семей. [115] Джон Доэрти, игрок, покинувший «Юнайтед» всего за несколько месяцев до катастрофы, был менее сдержан, заявив, что «единственная причина, по которой кто-то захочет снять такой фильм, — это заработать деньги» и что «хотя может быть небольшая намек на правду в фильме, в основном это будет неправда... Если бы вы не были там, как бы вы могли знать, какие разговоры происходили?». [115]

Телевидение

[ редактировать ]

10 января 2006 года BBC показала драматический/документальный фильм, пересказывающий историю сериала «Выжившая катастрофа» . Программа была встречена критикой со стороны бывшего нападающего «Юнайтед» Альберта Скэнлона, который утверждал, что она полна неточностей, несмотря на то, что продюсеры консультировались с ним по поводу содержания документального фильма. Ошибки в программе включали изображение Джимми Мерфи, выступающего с командной речью перед матчем в Белграде, несмотря на то, что он в то время находился в Кардиффе, а также то, что самолет был показан наполовину полным, хотя почти все места были заняты. [116]

6 февраля 2008 года, в 50-летие катастрофы, несколько телеканалов показали программы о ней:

  • UKTV History показало документальный драматический фильм, снятый совместно с BBC, «Выжить в катастрофе», приуроченный к 50-летию трагедии. [117]
  • MUTV показал сегментированный документальный фильм под названием «Воспоминания о Мюнхене» , который транслировался в течение дня с воспоминаниями игроков, персонала и болельщиков. [118]
  • BBC в рамках сериала «Одна жизнь» показала документальный фильм о вратаре «Юнайтед» Гарри Грегге, который проследовал свой путь из Англии в Белград и Мюнхен. Он встретился и поговорил с некоторыми из первых спасателей, прибывших на место происшествия. Он также встретил Веру Лукич, беременную мать, которую он спас, и Зорана, сына, которого она родила два месяца спустя. [119]

С юбилея о катастрофе были сняты две телепередачи:

  • Телевизионный фильм 2011 года «Юнайтед» , написанный Крисом Чибналлом и снятый Джеймсом Стронгом для BBC, рассказывает историю крушения и последующего восстановления «Манчестер Юнайтед» как футбольной силы. Эта история рассматривалась в основном глазами тренера Джимми Мерфи, который стал фактическим менеджером команды, пока Басби восстанавливался после аварии. Роль Мерфи исполнил Дэвид Теннант . Фильм получил в целом хорошие отзывы, особенно за воспроизведение того периода и игру Теннанта. [120] [121] и был номинирован на премию Prix Europa Awards 2011 как «Лучшая европейская телепродукция». [122] Однако его осудил Сэнди Басби, сын Мэтта Басби, который сказал, что, по его мнению, фильм «очень плохо сделан», и резко раскритиковал изображение его отца в фильме. [123]
  • Канадский сериал Mayday / Air Crash Investigation освещал катастрофу в 77 серии (11 сезон, № 5) , впервые вышедшей в эфир в декабре 2011 года. [59] В этом эпизоде ​​рассказывается предыстория полета, а затем выясняется, что стало причиной фатальной катастрофы.

Университет Солфорда почтил память жертвы мюнхенского процесса Эдди Колмана, назвав в его честь одно из своих общежитий. [124] Колман родился в Солфорде есть сеть небольших дорог, в 1936 году. В Ньютон-Хит названных в честь игроков, погибших в Мюнхене, в том числе Роджера Бирна Клоуза, Дэвида Пегга Уока, Джеффа Бента Уока, Эдди Колмана Клоуза, Билли Уилана Уока, Томми Тейлор Клоуз и Марк Джонс Уок. Среди этих дорог находится дом престарелых имени Дункана Эдвардса. [125]

Эдвардс был удостоен чести названий улиц в своем родном городе Дадли . Рядом со Стоурбридж-роуд есть небольшой переулок под названием Дункан Эдвардс Клоуз. [126] В 2008 году южный обход Дадли был переименован в Путь Дункана Эдвардса. [127] [128] Автомобильный мост через трамвайную линию Луас на Фассау-роуд, Кабра, Дублин 7, назван в честь Билли Уилана.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Самолеты с шасси с хвостовым колесом имеют основное шасси, вокруг которого самолет вращается при взлете , расположенное впереди центра тяжести самолета, что позволяет взлетать самолету с помощью подъемного руля высоты, если к основным колесам применяется замедление. взлет, когда скорость близка к полету. (силы) пикирования На самолетах с носовым колесом основные колеса расположены позади центра тяжести, что приводит к возникновению момента , если на основных колесах возникает чрезмерное сопротивление, даже если носовое колесо уже оторвано от земли. Эта сила опускания снижает силу руля высоты и затрудняет удержание носового колеса над землей, тогда как у самолета с шасси с хвостовым колесом хвостовое колесо в этот момент уже оторвано от земли, и подъем руля высоты обычно приводит к опусканию хвоста достаточно для самолет на взлет. На самолетах, оборудованных носовым колесом, дополнительное сопротивление носового колеса в слякоти еще больше снижает скорость, поскольку, как только основные колеса входят в слякоть и создают направленную вниз силу на нос, у самолета со слякотью соприкасаются три колеса, а не всего два. Самолет с хвостовым колесом при входе в слякоть может быть «оттянут» на скорости, близкой к безопасной, тогда как самолет с носовым колесом может не дойти до него или его скорость может быть снижена за счет дополнительного сопротивления носового колеса. Поскольку сопротивление слякоти еще больше замедляет самолет, это может сделать невозможным подъем носового колеса за пределы взлетно-посадочной полосы, поэтому самолет не сможет вращаться. На самолете с хвостовым колесом сила сопротивления слякоти обычно недостаточна для предотвращения вращения при условии достижения достаточной воздушной скорости, тогда как на самолете с носовым колесом она может заставить носовое колесо вернуться на взлетно-посадочную полосу или, в зависимости от достигнутой воздушной скорости, даже помешать ему вообще воспитывают. В случае с Мюнхеном сопротивление слякоти замедлило «Амбассадор», имевший двухколесную носовую часть и шасси главного колеса, настолько, что взлет стал невозможным, в то время как взлетно-посадочная полоса оставалась недостаточной для безопасной остановки самолета. [ нужна ссылка ]
  1. ^ Видео: Британия скорбит. Чемпионы по футболу погибли в авиакатастрофе, 10 февраля 1958 г. (1958) . Универсальная кинохроника . 1958 год . Проверено 20 февраля 2012 г.
  2. ^ Отчет Федеративной Республики Германия о расследовании аварии G-ALZU AS-57 Ambassador (Елизаветинская) 6 февраля 1958 г. в аэропорту Мюнхен-Рим (PDF) (Отчет). Министерство транспорта и гражданской авиации Великобритании. 1959. Архивировано из оригинала (PDF) 24 октября 2023 года.
  3. ^ Отчет второй независимой проверки, назначенной для рассмотрения происшествия с елизаветинским самолетом G-ALZU 6 февраля 1958 года в аэропорту Мюнхена и определения того, следует ли возлагать вину за происшествие на капитана Тейна (PDF) (Отчет). Совет по торговле Великобритании. 1969. Архивировано из оригинала (PDF) 24 октября 2023 года.
  4. ^ «Лига чемпионов УЕФА – История» . УЕФА . Проверено 24 апреля 2011 г.
  5. ^ Белый 2008 , с. 103.
  6. ^ Jump up to: а б Уайт 2008 , с. 105.
  7. ^ Крик и Смит 1990 , с. 39.
  8. ^ Моррин 2007 , стр. 67–68.
  9. ^ Моррин 2007 , с. 77.
  10. ^ Моррин 2007 , с. 86.
  11. ^ Крик и Смит 1990 , с. 46.
  12. ^ Моррин 2007 , с. 93.
  13. ^ Jump up to: а б Уайт 2008 , с. 119.
  14. ^ Вудли, Чарльз (2006). История British European Airways 1946–1974 гг . Барнсли: Pen & Sword Aviation. п. 182. ИСБН  1-84415-186-7 .
  15. ^ «№36534» . Лондонская газета (Приложение). 30 мая 1944 г. с. 2479.
  16. ^ «№36830» . Лондонская газета (Приложение). 8 декабря 1944 г. с. 5627.
  17. ^ «№38323» . Лондонская газета (Приложение). 15 июня 1948 г. с. 3514.
  18. ^ «№39669» . Лондонская газета (Приложение). 14 октября 1952 г. с. 5392.
  19. ^ «№35343» . Лондонская газета . 11 ноября 1941 г. с. 6507.
  20. ^ «№35747» . Лондонская газета (Приложение). 16 октября 1942 г. с. 4489.
  21. ^ «№36033» . Лондонская газета (Приложение). 2 июня 1943 г. с. 2460.
  22. ^ «№36108» . Лондонская газета (Приложение). 27 июля 1943 г. с. 3384.
  23. ^ «№36165» . Лондонская газета (Приложение). 10 сентября 1943 г. с. 4018.
  24. ^ «Мюнхенская авиакатастрофа 1958 года» . www.mikekemble.com . Архивировано из оригинала 7 января 2009 года . Проверено 17 января 2022 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  25. ^ Моррин 2007 , с. 79.
  26. ^ Моррин 2007 , с. 97.
  27. ^ Jump up to: а б Моррин 2007 , с. 98.
  28. ^ Моррин 2007 , стр. 99–100.
  29. ^ Моррин 2007 , с. 101.
  30. ^ Jump up to: а б Барнс и др. 2001 , стр. 16.
  31. ^ Моррин 2007 , с. 103.
  32. ^ Моррин 2007 , с. 107.
  33. ^ Моррин 2007 , стр. 107–108.
  34. ^ Jump up to: а б Моррин 2007 , с. 108.
  35. ^ Jump up to: а б с Моррин 2007 , с. 109.
  36. ^ Моррин 2007 , стр. 109–110.
  37. ^ Jump up to: а б Моррин 2007 , с. 110.
  38. ^ Моррин 2007 , с. 112.
  39. ^ Моррин 2007 , стр. 112–113.
  40. ^ Jump up to: а б Моррин 2007 , с. 113.
  41. ^ «Мюнхенская авиакатастрофа: хронология» . Би-би-си Манчестер. 19 марта 2008 года . Проверено 12 октября 2008 г.
  42. ^ Jump up to: а б с Моррин 2007 , с. 115.
  43. ^ Моррин 2007 , с. 116.
  44. ^ Белый 2008 , с. 118.
  45. ^ Уокер, Майкл. «Храбрость и доброта: Гарри Грегг, упорный герой Мюнхена» . Ирландские Таймс . Проверено 21 июля 2020 г.
  46. ^ Леру, Маркус (30 января 2008 г.). «После прекращения боевых действий с капитана Джеймса Тейна сняли вину» . Таймс . Лондон . Проверено 11 января 2009 г.
  47. ^ Барнс и др. 2001 , стр. 66.
  48. ^ «Басби Бэйб проигрывает битву с раком» . Новости Би-би-си . 2 сентября 1998 года . Проверено 10 января 2009 г.
  49. ^ МакОуэн, Гэвин (21 октября 2023 г.). «Некролог сэра Бобби Чарльтона» . Хранитель . Новости Гардиан и СМИ . Проверено 24 октября 2023 г.
  50. ^ «Басби Бэйб Билл Фаулкс умирает в возрасте 81 года» . Новости Би-би-си . 25 ноября 2013 года . Проверено 25 ноября 2013 г.
  51. ^ «Гарри Грегг: герой мюнхенской авиакатастрофы и великий вратарь Северной Ирландии умер» . Би-би-си Спорт . 17 февраля 2020 г. Проверено 17 февраля 2020 г.
  52. ^ «Кенни Морганс: умер бывший игрок «Манчестер Юнайтед» и выживший в Мюнхене» . Би-би-си Спорт . 18 ноября 2012 года . Проверено 18 ноября 2012 г.
  53. ^ «Умер Басби Бэйб Альберт Скэнлон» . Манчестерские вечерние новости . 22 декабря 2009 г. Архивировано из оригинала 12 ноября 2012 г. . Проверено 23 декабря 2009 г.
  54. ^ «Басби Бэйб умирает» . Новости Би-би-си . 7 марта 1999 года . Проверено 10 января 2009 г.
  55. ^ Уилсон, Билл (4 февраля 2008 г.). «Жду вестей из Мюнхена» . Новости Би-би-си . Проверено 10 января 2009 г.
  56. ^ «1969: Мэтт Басби уходит из «Манчестер Юнайтед»» . Новости Би-би-си . 14 января 2008 года . Проверено 11 января 2009 г.
  57. ^ Гланвилл, Брайан (22 июля 2002 г.). «Некролог: Фрэнк Тейлор» . Хранитель . Лондон . Проверено 11 января 2009 г.
  58. ^ Стюарт 1987 , с. 86.
  59. ^ Jump up to: а б с MAYDAY: SEASON 11. Архивировано 19 февраля 2012 г. в Wayback Machine.
  60. ^ ДРЕЙПЕР, ФРАНК (10 июня 1969 г.). «Пилот, разбившийся в Мюнхене, очищен» . Вечерний стандарт . Лондон . п. 21 . Проверено 5 марта 2023 г.
  61. ^ уведомление о смерти в Flight International . 14 августа 1975 г., с. 210. Проверено 4 июля 2015 г.
  62. ^ Холл 2008 , с. 340.
  63. ^ Барнс и др. 2001 , стр. 17.
  64. ^ Jump up to: а б Моррин 2007 , с. 155.
  65. ^ Моррин 2007 , с. 147.
  66. ^ Моррин 2007 , с. 150.
  67. 125-летняя история Маркинг-клуба The Advertiser, 12 марта 2012 г.
  68. ^ Грейвс, Стив (17 октября 2016 г.). «Ливерпуль» и «Манчестер Юнайтед»: времена, когда команды и болельщики откладывали соперничество в сторону» . Ливерпульское Эхо . Зеркало Тринити Мерсисайд . Проверено 7 февраля 2018 г.
  69. ^ Jump up to: а б с Моррин 2007 , с. 146.
  70. ^ Jump up to: а б с Эндлар, Эндрю. «1957/58» . StretfordEnd.co.uk . Проверено 10 января 2009 г.
  71. ^ Ричардс, Джек (7 февраля 1958 г.). «Мир оплакивает поражение Манчестера» . Ванкувер Сан . п. 22 . Проверено 23 апреля 2011 г.
  72. ^ «Манчестер – годы города: прослеживая историю Манчестер Сити с 1860-х годов до наших дней», Джеймс, Г.
  73. ^ Jump up to: а б «Как «Реал Мадрид» помог восстановить «Манчестер Юнайтед» после мюнхенского авиакатастрофы» . Независимый . 12 февраля 2013 года . Проверено 4 сентября 2022 г.
  74. ^ «1968: «Манчестер Юнайтед» выиграл Кубок европейских чемпионов» . Новости Би-би-си . 29 мая 1968 года . Проверено 10 января 2009 г.
  75. The Manchester Guardian , Манчестер, 1 апреля 1958 г., стр. 12
  76. ^ Наш собственный репортер, The Manchester Guardian , Манчестер, 11 октября 1958 г., 1
  77. ^ Великобритании Данные по инфляции индекса розничных цен основаны на данных Кларк, Грегори (2017). «Годовой ИРЦ и средний заработок в Великобритании с 1209 года по настоящее время (новая серия)» . Измерительная ценность . Проверено 7 мая 2024 г.
  78. ^ «Действие по авиакатастрофе в Мюнхене урегулировано» . Белфастский телеграф. 8 января 1963 года . Проверено 12 января 2021 г.
  79. ^ Jump up to: а б с д и ж г «Мюнхенская мемориальная доска на Олд Траффорд» . Мюнхен58.co.uk . 2005. Архивировано из оригинала 24 марта 2007 года . Проверено 12 октября 2008 г.
    Транскрипция из журнала Red News для болельщиков «Манчестер Юнайтед» за 2005 год .
  80. ^ Jump up to: а б Уайт 2007 , с. 14.
  81. ^ «Мемориал в аэропорту Мюнхена» . Мюнхен58.co.uk . Архивировано из оригинала 27 ноября 2002 года . Проверено 12 октября 2008 г.
  82. ^ Jump up to: а б «Новый мемориал будет открыт в аэропорту Мюнхена» . Мюнхен58.co.uk . 2004. Архивировано из оригинала 20 марта 2005 года . Проверено 12 октября 2008 г.
  83. ^ «Фото 3 из 13» . Мюнхен58.co.uk . Сентябрь 2004 г. Архивировано из оригинала 9 ноября 2007 г. Проверено 12 октября 2008 г.
  84. ^ «Переименование улицы Манчестерплац» . Muenchen.de . Город Мюнхен . Проверено 1 июня 2009 г.
  85. ^ Томас, Натан (6 февраля 2015 г.). «Сэр Бобби открывает выставку Баварии в Мюнхене» . Манчестер Юнайтед.com . Архивировано из оригинала 12 февраля 2015 года . Проверено 8 февраля 2015 г.
  86. ^ «Автографы малышек стоят 12 000 фунтов стерлингов» . Новости Би-би-си . 4 октября 2006 г. Проверено 31 июля 2013 г.
  87. ^ «Сохраняем память о «малышах Басби» Манчестер Юнайтед » . УЕФА.com . Союз европейских футбольных ассоциаций. 5 февраля 2021 г. Проверено 1 апреля 2022 г.
  88. ^ «Джон Доэрти» . Независимый . Независимая печать. 15 ноября 2007 года . Проверено 13 ноября 2011 г.
  89. ^ Моррин 2007 , стр. 201–202.
  90. ^ Моррин 2007 , с. 203.
  91. ^ Моррин 2007 , стр. 203–204.
  92. ^ Наша Салфордская девушка (19 августа 1998 г.). «Слёзное прощание» . RED11.org . РедЭлевен . Проверено 29 мая 2020 г.
  93. ^ «Красный дьявол возвращается» . Новости Би-би-си . 18 августа 1998 года . Проверено 29 мая 2020 г.
  94. ^ Моррин 2007 , с. 205.
  95. ^ Сайед, Мэтью (4 февраля 2008 г.). «Выжившие, которые чувствовали себя брошенными после восстания клуба из пепла» . Таймс . Лондон . Проверено 29 августа 2011 г.
  96. ^ «Катастрофа оставляет горькое наследие» . Айриш Таймс . 2 февраля 2008 года . Проверено 11 декабря 2021 г.
  97. ^ Ходжсон, Гай (7 февраля 1998 г.). «Футбол: «Болтон» добавил торжественности событию на «Олд Траффорд» . Независимый . Лондон: Независимая печать . Проверено 1 апреля 2015 г.
  98. ^ Jump up to: а б «Футбол чтит жертв Мюнхена» . Би-би-си Спорт . 6 февраля 2008 года . Проверено 11 октября 2008 г.
  99. ^ «Плакат о трагедии в Мюнхене подвергся вандализму» . Би-би-си . 30 января 2008 года . Проверено 11 декабря 2021 г.
  100. ^ «Минута молчания в связи с мюнхенской катастрофой» . Би-би-си Спорт . 28 января 2008 года . Проверено 12 октября 2008 г.
  101. ^ «Нет молчания в честь мюнхенской катастрофы» . Би-би-си Спорт . 16 января 2008 года . Проверено 18 января 2008 г.
  102. ^ Радд, Элисон (7 февраля 2008 г.). «Молчаливое большинство утонуло, когда дань прекратилась» . Таймс . Лондон . Проверено 8 февраля 2008 г.
  103. ^ Гленденнинг, Барри (6 февраля 2008 г.). «Поминута за минутой: Ирландия – Бразилия – в прямом эфире!» . Хранитель . Проверено 12 декабря 2011 г.
  104. ^ «Болельщики уважают молчание Мюнхена» . Би-би-си Спорт . 10 февраля 2008 года . Проверено 12 октября 2008 г.
  105. ^ Белый 2008 , с. 116.
  106. ^ Босток, Адам (22 января 2008 г.). «Объединенные отвергают идею аплодисментов» . Манчестер Юнайтед.com . Архивировано из оригинала 5 октября 2012 года . Проверено 12 октября 2008 г.
  107. ^ Бартрам, Стив (8 февраля 2008 г.). «Представлена ​​форма для дерби» . Манчестер Юнайтед.com . Архивировано из оригинала 5 октября 2012 года . Проверено 12 октября 2008 г.
  108. ^ Сангера, Мандип (10 февраля 2008 г.). «Манчестер Юнайтед» – «Манчестер Сити» 1–2 . Би-би-си Спорт . Проверено 12 октября 2008 г.
  109. ^ Хиббс, Бен (10 февраля 2008 г.). «Трогательная тишина в ОТ» . Манчестер Юнайтед.com . Архивировано из оригинала 5 октября 2012 года . Проверено 12 октября 2008 г.
  110. ^ «История» . theflowersofmanchester.co.uk . Проверено 26 апреля 2011 г.
  111. ^ Холл 2008 , стр. 4–5.
  112. ^ "Ирландская кровь, английское сердце (CD2) (Сингл)" . Амазонка Великобритания . Проверено 11 октября 2008 г.
  113. ^ «Live at Earls Court (специальная упаковка) (ограниченное издание)» . Амазонка Великобритания . Проверено 11 октября 2008 г.
  114. ^ Кларк, Бетти (26 мая 2006 г.). «Главы будущего, новости и дань уважения» . Хранитель . Лондон . Проверено 11 октября 2008 г.
  115. ^ Jump up to: а б с д Хинс, Пол (22 апреля 2005 г.). «Мюнхенский киносканд» . Манчестерские вечерние новости . Манчестер. Архивировано из оригинала 12 ноября 2012 года . Проверено 10 октября 2008 г.
  116. ^ «Гнев выжившего из-за фильма о мюнхенской катастрофе» . Манчестерские вечерние новости . 7 января 2006 г. Архивировано из оригинала 12 ноября 2012 г. . Проверено 11 октября 2008 г.
  117. ^ «Авиакатастрофа в Мюнхене: Сезон катастроф» . Вчера . УКТВ . Проверено 24 апреля 2011 г.
  118. ^ «Расписание MUTV: 6 февраля» . Манчестер Юнайтед.com . 5 февраля 2008 года. Архивировано из оригинала 6 октября 2012 года . Проверено 11 октября 2008 г.
  119. ^ «Величайший сейв Грегга – вспоминает Мюнхен» . Новости Би-би-си . 4 февраля 2008 г. Проверено 7 октября 2008 г.
  120. ^ «Телеобзор: Доктор Кто ; Юнайтед » . Хранитель . 24 апреля 2011 года . Проверено 24 апреля 2011 г.
  121. ^ «Джим Уайт: Центральная роль Джимми Мерфи в возрождении «Манчестер Юнайтед» — главная причина смотреть «Юнайтед » . «Дейли телеграф» . 22 апреля 2011 г. Архивировано из оригинала 12 января 2022 г. . Проверено 22 апреля 2011 г.
  122. ^ «Приз Европы 2011: Номинанты» . Приз Европы. Архивировано из оригинала 29 октября 2011 года . Проверено 16 сентября 2011 г.
  123. ^ «Сын сэра Мэтта Басби испытал отвращение к фильму United TV» . Новости Би-би-си . 24 апреля 2011 года . Проверено 25 апреля 2011 г.
  124. ^ «Эдди Колман и Джон Лестер Кортс» . Университет Солфорда . Проверено 13 октября 2008 г.
  125. ^ Конн, Дэвид (21 апреля 2010 г.). «ФК «Юнайтед» отдает дань истории и готовится к будущему в Ньютон-Хит» . Хранитель . Проверено 4 января 2011 г.
  126. ^ «Дункан Эдвардс – 50 лет спустя» . Дадли Ньюс . 30 января 2008 года . Проверено 3 июля 2011 г.
  127. ^ «Дункан Эдвардс Уэй дал добро» . dudley.gov.uk. 24 октября 2008 г. Архивировано из оригинала 10 ноября 2010 г. Проверено 3 июля 2011 г.
  128. ^ Брэдли, Стив (29 декабря 2008 г.). «Новые дорожные знаки были установлены в честь родившегося в Дадли футбольного героя Дункана Эдвардса» . Бирмингемская почта . Тринити Зеркало Мидлендс. Архивировано из оригинала 26 сентября 2012 года . Проверено 3 июля 2011 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Барнс, Джастин; Босток, Адам; Батлер, Клифф; Фергюсон, Джим; Мик, Дэвид; Миттен, Энди; Пилджер, Сэм; Тейлор, Фрэнк ОБЕ; Тиррелл, Том (2001). Официальная иллюстрированная энциклопедия «Манчестер Юнайтед» . Лондон: Книги Манчестер Юнайтед. ISBN  0-233-99964-7 .
  • Коннор, Джефф (2007). Потерянные малышки . Лондон: ХарперСпорт. ISBN  978-0-00-720808-1 .
  • Крик, Майкл; Смит, Дэвид (1990). «Манчестер Юнайтед» – предательство легенды . Лондон: Пан Книги. ISBN  0-330-31440-8 .
  • Холл, Дэвид (2008). Лучшее в Манчестере . Лондон: Бантам Пресс. ISBN  978-0-593-05922-7 .
  • Миддлтон, Дон (апрель 1982 г.). «Элегантный посол Airspeed - Часть 3». Самолет ежемесячно .
  • Моррин, Стивен Р. (2007). Мюнхенская авиакатастрофа . Дублин: Гилл и Макмиллан. ISBN  978-0-7171-4110-4 .
  • Стюарт, Стэнли (1987). Воздушные катастрофы . Лондон: Издательство Гильдии. ISBN  0-09-956200-6 .
  • Уайт, Джим (2008). Манчестер Юнайтед: Биография . Лондон: Сфера. ISBN  978-1-84744-088-4 .
  • Уайт, Джон (2007). Объединенный сборник . Лондон: Книги Карлтона. ISBN  978-1-84442-745-1 .
[ редактировать ]
Внешние видео
значок видео Кадры кинохроники британской «Пате»:
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9a47387449f865987f9a2c9edcc9cc1e__1722798780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9a/1e/9a47387449f865987f9a2c9edcc9cc1e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Munich air disaster - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)