Jump to content

1948 год, авиакатастрофа в Гатове.

Координаты : 52 ° 28'26 "N 13 ° 08'17" E  /  52,474 ° N 13,138 ° E  / 52,474; 13.138

1948 год, авиакатастрофа в Гатове.
Несчастный случай
Дата 5 апреля 1948 г.
Краткое содержание Столкновение в воздухе
Сайт возле РАФ Гатов
Берлин , Германия
52 ° 28'26 "N 13 ° 08'17" E  /  52,474 ° N 13,138 ° E  / 52,474; 13.138
Всего погибших 15
Всего выживших 0
Первый самолет

BEA Vickers Viking 1B, похожий на самолет, потерпевший крушение в Манчестере в августе 1952 года.
Тип Викерс 610 Викинг 1Б
Оператор Британские европейские авиалинии
Регистрация Г-АИВП
Начало рейса Великобритания
Место назначения РАФ Гатов
Пассажиры 10
Экипаж 4
Выжившие 0
Второй самолет

Як-3, похожий на погибший самолет
Тип Yakovlev Yak-3
Оператор Советские ВВС
Пассажиры 0
Экипаж 1
Выжившие 0

представляла Авиационная катастрофа в Гатове в 1948 году собой столкновение в воздушном пространстве над Берлином , Германия, которое произошло 5 апреля и спровоцировало международный инцидент . British European Airways (BEA) Vickers VC.1B Viking компании Авиалайнер разбился возле авиабазы ​​британских ВВС Гатов после удара советских ВВС Яковлев Як-3 истребителя . Все десять пассажиров и четыре члена экипажа на борту «Викинга» погибли, как и советский пилот. Катастрофа привела к дипломатическому противостоянию между Соединенным Королевством и Соединенными Штатами, с одной стороны, и Советским Союзом , с другой, а также к усилению недоверия, которое привело к блокаде Берлина в первые годы холодной войны .

Историческая справка

[ редактировать ]

Историческим фоном авиакатастрофы стало обостряющееся столкновение по поводу будущего Берлина и Германии. В конце Второй мировой войны союзные державы согласились разделить и оккупировать Германию , включая столицу Берлин. Посредством ряда соглашений было решено разделить Германию и Берлин на четыре сектора; Американцы, британцы и французы делили западную половину Берлина , а Советы оккупировали Восточный Берлин . Разделение Германии поместило Берлин вглубь советской зоны оккупации , и поставки в Западный Берлин приходилось доставлять либо по суше, либо по воздуху из американских, британских и французских зон в западной половине Германии. Германия управлялась совместно союзниками во время войны через Союзный контрольный совет , который периодически собирался для координации событий и обсуждения будущего Германии; в то время как Берлином совместно управляла Союзная комендатура .

В 1947 году между Соединенными Штатами, Великобританией и Советским Союзом начало разворачиваться напряженное дипломатическое и военное противостояние по поводу будущего Германии. Американцы и западноевропейские союзники хотели включить контролируемые ими секторы Германии в план Маршалла — экономический план по восстановлению Европы после опустошительных войн. Советы воспринимали план Маршалла как основу антисоветского союза и оказывали давление на американцев, британцев и французов, чтобы те отступили. 20 марта 1948 года советский представитель покинул заседание Контрольного совета союзников, а 31 марта 1948 года Конгресс США одобрил финансирование плана Маршалла. Затем советские войска начали блокировать коридор, по которому шли поставки из западных зон Германии в Западный Берлин. В ответ возросшее количество самолетов доставило грузы по воздуху из Западной Германии на аэродром Темпельхоф в американском секторе и аэродром Гатов в британском секторе Берлина. В то же время советские военные самолеты начали нарушать воздушное пространство в Западном Берлине и препятствовать (или, что военные называли «шумом») полетам в Западный Берлин и из него. [1] Несмотря на опасность полетов в таких условиях, гражданские самолеты продолжали прилетать и вылетать из Берлина.

Детали рейса

[ редактировать ]

В инциденте участвовал самолет Vickers 610 Viking 1B с регистрационным номером G-AIVP ; и впервые совершил полет в 1947 году. [2] [3] Экипаж самолета BEA состоял из четырех человек, все из которых были бывшими военнослужащими Королевских ВВС . [4] На борту находились десять пассажиров, большинство из которых были британцами. [4]

Крушение

[ редактировать ]

В дни, предшествовавшие инциденту, советские военные самолеты пролетали мимо американских и британских пассажирских самолетов, проходивших через западные зоны города. [4] «Викинг» выполнял регулярный коммерческий рейс из Лондона через Гамбург в британский сектор ВВС Великобритании Гатов в британском секторе Берлина. [4] Примерно в 14:30, когда «Викинг» находился в зоне безопасности аэропорта и заходил на посадку, сзади подошел советский Як-3. [4] Очевидцы показали, что при развороте налево перед заходом на посадку «Викинг» истребитель нырнул под него, резко набрал высоту и правым бортом задел левое крыло авиалайнера. В результате удара оторвало оба столкнувшихся крыла, и «Викинг» разбился внутри советского сектора, в Ханеберге [ де ] , Штаакен , недалеко от британского сектора (примерно в 2,5 милях (4,0 км) к северо-западу от Гатова), и взорвался. Як-3 разбился возле фермерского дома на Хеерштрассе, прямо в британском секторе. Все пассажиры обоих самолетов погибли при ударе. [5]

Также было установлено, что пилот Яка выполнял фигуры высшего пилотажа перед катастрофой ; Советские ВВС не проинформировали Королевских ВВС авиадиспетчеров в Гатове о своем присутствии. Они утверждали, что истребитель заходил на посадку на близлежащей советской авиабазе Даллгоу (хотя осмотр обломков показал, что шасси все еще было заблокировано, так что это было маловероятно).

Позже следователи союзников пришли к выводу, что «столкновение было вызвано действиями истребителя Як, нарушившими принятые правила полетов и, в частности, четырехсторонние правила полетов, стороной которых были советские власти». [2]

Последствия

[ редактировать ]
Мемориальная доска в Берлин-Вестенде

Первоначально существовало мнение, что крушение могло быть преднамеренным со стороны советского летчика. Генерал сэр Брайан Робертсон , британский военный губернатор Германии, немедленно отправился к своему советскому коллеге, маршалу Василию Соколовскому , чтобы выразить протест. Соколовский выразил сожаление по поводу инцидента и заверил Робертсона, что это не было преднамеренно, во что Робертсон, похоже, верил; во всяком случае, он отменил свой предыдущий приказ обеспечивать истребительную защиту всех британских транспортных самолетов, прибывающих в Гатов или вылетающих из него (американские власти издали аналогичный приказ, и они тоже его отменили).

Министерство иностранных дел Великобритании выступило с заявлением, что «в Лондоне очень серьезно относятся к сегодняшней авиакатастрофе в Берлине». Более того, британские официальные лица посчитали, что советскому летчику было приказано вести себя провокационно. [6]

Были также некоторые разногласия относительно действий Советов сразу после крушения. и машины скорой помощи Королевских Пожарные машины ВВС были отправлены из Гатова к месту крушения «Викинга», и, хотя первоначально им было разрешено въехать в советскую зону, позже им было предложено покинуть территорию. Через несколько минут после крушения советские солдаты вошли в британскую зону и выставили кордон вокруг разбившегося истребителя. Прибыл генерал-майор Герберт, британский комендант Берлина, и попросил их уйти, но командующий офицер отказался. Позже прибыл старший офицер и согласился убрать всех охранников, кроме одного, взамен разрешив разместить британскую охрану над местом крушения «Викинга».

10 апреля была создана англо-советская комиссия по расследованию. Советский представитель генерал-майор Александров отказался заслушать показания немецких или американских свидетелей, заявив, что только британские и советские доказательства имеют значение и в любом случае немцы ненадежны. 13 апреля британцы завершили разбирательство, заявив, что не могут продолжать дело на этом основании.

После этого генерал Робертсон созвал британский следственный суд, который состоялся в Берлине 14–16 апреля. Было установлено, что крушение произошло случайно, что вина в катастрофе полностью лежит на советском пилоте и что капитан Джон Ральф и первый офицер Норман Меррингтон из BEA не были ни в малейшей степени виноваты в катастрофе. Однако Советы заявили, что вина полностью лежит на британском самолете, который вышел из низкой облачности и врезался в истребитель. [7] В ходе британского расследования выяснилось, что «Викинг» летел на высоте 1500 футов (457 м), что значительно ниже нижней границы облаков на высоте 3000 футов (914 м).

  1. ^ Кларкс, Делберт (2 апреля 1948 г.). «Клэй останавливает поезда». Нью-Йорк Таймс . п. 1.
  2. ^ Перейти обратно: а б «Подробности происшествия» . PlaneCrashInfo.com. Архивировано из оригинала 21 июля 2009 года . Проверено 12 декабря 2006 г.
  3. ^ "Несчастный случай" . Архивировано из оригинала 21 июля 2009 года . Проверено 12 декабря 2006 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и Делберт Кларкс. «В результате столкновения советско-британского самолета погибло 15 человек; Россия приносит свои извинения». The New York Times, 6 апреля 1948 г.: стр. 1.
  5. ^ «Крупные авиакатастрофы: с участием коммерческих пассажирских авиакомпаний, 1920–2011 гг.» . Воздушные катастрофы . Проверено 22 февраля 2013 г.
  6. ^ Герберт Л. Мэтью. «Британия взволнована авиационным происшествием». The New York Times, 6 апреля 1948 г., стр. 3.
  7. ^ «Авиакатастрофа в Гатове: британское заявление отклонено СССР», The Times , 21 мая 1948 г.
  • Министерство иностранных дел , Отчет следственной комиссии об обстоятельствах столкновения авиалайнера «Викинг» с советским служебным самолетом 5 апреля 1948 г. , 1948 г.
  • «Британские самолеты падают недалеко от Берлина», The Times , 6 апреля 1948 г.
  • «Воздушная катастрофа в Гатове», The Times , 10 апреля 1948 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a6d7160e2887518395cb5d015a629e75__1707854220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a6/75/a6d7160e2887518395cb5d015a629e75.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
1948 Gatow air disaster - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)