Jump to content

Андреа Дориа - линкор класса

Андреа Дориа во время Второй мировой войны
Обзор класса
Операторы
Предшественник графа Кавура Класс
Преемник
Построен 1912–1916
В эксплуатации 1915–1953
Завершенный 2
Списано 2
Общие характеристики (в состоянии сборки)
Тип Дредноут- линкор
Смещение 24 729 длинных тонн (25 126 т ) ( глубокая загрузка )
Длина 176 м (577 футов 5 дюймов) ( о/а )
Луч 28 м (91 фут 10 дюймов)
Черновик 9,4 м (30 футов 10 дюймов)
Установленная мощность
Движение
Скорость 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час)
Диапазон 4800 миль (8900 км; 5500 миль) при 10 узлах (19 км / ч; 12 миль в час)
Дополнить
  • 31 офицер
  • 969 военнослужащих
Вооружение
Броня
Общая характеристика (после реконструкции)
Тип Быстрый линкор
Смещение 28 882–29 391 длинных тонн (29 345–29 863 т) (глубокая загрузка)
Длина 186,9 м (613 футов 2 дюйма)
Луч 28,03 м (92 фута 0 дюймов)
Черновик 10,3 м (33 фута 10 дюймов)
Установленная мощность
  • 75 000 л.с. (56 000 кВт)
  • 8 × котлов Тысячелистника
Движение
  • 2 × вала
  • 2 × паровые турбины с редуктором
Скорость 26 узлов (48 км/ч; 30 миль в час)
Диапазон 4000 миль (7400 км; 4600 миль) на скорости 18 узлов (33 км / ч; 21 миль в час)
Дополнить 1,520
Вооружение

Класс Андреа Дориа Дуилио (в итальянских источниках обычно называемый ) классом — пара линкоров-дредноутов, построенных для Королевского флота Италии ( Regia Marina ) в период с 1912 по 1916 год. Два корабля — Андреа Дориа и Дуилио — были построены во время Первой мировой войны . Этот класс представлял собой постепенное улучшение по сравнению с предыдущим Конте ди Кавур классом . Как и более ранние корабли, «Андреа Дориа» и «Дуилио» были вооружены главной батареей из тринадцати 305-миллиметровых (12 дюймов) орудий.

Оба корабля базировались на юге Италии во время Первой мировой войны, чтобы обеспечить австро-венгерского флота сдерживание надводного флота в Адриатике . Ни одно судно не участвовало в боевых действиях во время конфликта. После войны они совершили круиз по Средиземному морю и были вовлечены в несколько международных инцидентов, в том числе на Корфу в 1923 году . В 1933 году оба корабля были выведены в резерв . В 1937 году корабли начали длительную реконструкцию. Модификации включали удаление центральной башни главного калибра и растачивание остальных орудий до 320 мм (12,6 дюйма), усиление их броневой защиты, установку новых котлов и паровых турбин , а также удлинение корпусов. Работы по реконструкции продолжались до 1940 года, когда Италия уже была вовлечена во Вторую мировую войну .

Оба корабля были пришвартованы в Таранто в ночь с 11 на 12 ноября 1940 года, когда британцы нанесли авианосный удар по итальянскому флоту. В результате битвы при Таранто Дуилио был поражен торпедой и был вынужден выйти на берег, чтобы не затонуть. Андреа Дориа в ходе рейда не пострадала; ремонт Дуилио длился до мая 1941 года. Оба корабля сопровождали конвои в Северную Африку в конце 1941 года, включая операцию М42, где Андреа Дориа участвовал в безрезультатной Первой битве при Сирте 17 декабря. Нехватка топлива ограничила дальнейшую деятельность в 1942 и 1943 годах, и оба корабля были интернированы на Мальте после капитуляции Италии в сентябре 1943 года. Италии было разрешено сохранить оба линкора после войны, и они поочередно становились флагманами флота до начала 1950-х годов, когда они были сняты. с действительной службы. Оба корабля были списаны после 1956 года.

Дизайн и описание

[ редактировать ]
Правый фасад и план палубы, как показано в «Военно-морском ежегоднике Брасси» за 1923 год.

Корабли класса «Андреа Дориа» были спроектированы военно-морским архитектором вице-адмиралом ( Generale del Genio navale ) Джузеппе Вальсекки и были заказаны в ответ на планы Франции построить «Бретань» линкоры класса . Конструкция предыдущих «Конте ди Кавур» типа линкоров в целом была удовлетворительной и была принята на вооружение с некоторыми незначительными изменениями. В основном они касались уменьшения надстройки за счет укорочения палубы бака , последующего опускания на миделе орудийной башни и модернизации дополнительного вооружения до шестнадцати 152-миллиметровых (6 дюймов) орудий вместо восемнадцати 120-миллиметровых (4,7 дюйма) орудий. ) орудия старых кораблей. [ 1 ]

Общие характеристики

[ редактировать ]

Корабли класса Андреа Дориа 168,9 метра (554 фута 2 дюйма) имели длину по ватерлинии и общую длину 176 метров (577 футов 5 дюймов) . У них была ширина 28 метров (91 фут 10 дюймов) и осадка 9,4 метра (30 футов 10 дюймов). Их водоизмещение 22 956 длинных тонн (23 324 т) при нормальной нагрузке и 24 729 длинных тонн (25 126 т) при глубокой загрузке . [ 2 ] Они имели полное двойное дно , а корпус разделялся 23 продольными и поперечными переборками . Корабли имели два руля , оба на средней линии. Их экипаж состоял из 31 офицера и 969 рядовых. [ 3 ]

Движение

[ редактировать ]

Корабли были оснащены тремя установками «Парсонс» паротурбинными , расположенными в трех машинных отделениях. В центральном машинном отделении располагался один комплект турбин, приводивших в движение два внутренних гребных вала . По обе стороны от него располагались отсеки, в каждом из которых находилась одна турбинная установка, приводившая в движение внешние валы. Пар для турбин обеспечивали 20 котлов Ярроу , 8 из которых сжигали нефть, а 12 — уголь, распыленный маслом. Разработанный для достижения максимальной скорости 22 узла (41 км/ч; 25 миль в час) при мощности на валу 32 000 лошадиных сил (24 000 кВт), ни один из кораблей не достиг этой цели на ходовых испытаниях , достигнув лишь скорости от 21 до 21,3 узла (от 38,9 до 39,4 км/ч; 24,2–24,5 миль в час). Корабли могли хранить максимум 1488 длинных тонн (1512 т) угля и 886 длинных тонн (900 т) мазута , что давало им дальность действия 4800 морских миль (8900 км; 5500 миль) на скорости 10 узлов (19 км/ч). ч; 12 миль в час). [ 4 ]

Вооружение

[ редактировать ]

кораблей В постройке основное вооружение состояло из тринадцати орудий калибра 46 калибра и калибра 305 мм . [ 5 ] разработанный Армстронгом Уитвортом и Викерсом , [ 6 ] в пяти орудийных башнях. Все башни располагались по центральной линии: двухорудийная башня превосходила трехорудийную башню в носовой и кормовой парах, а третья трехорудийная башня в миделе корабля имела обозначения «A», «B», «Q», «X». и «Y» спереди назад. Башни имели угол возвышения от −5 до +20 градусов, а корабли могли нести по 88 снарядов на каждое орудие. Источники расходятся во мнениях относительно характеристик этих орудий, но военно-морской историк Джорджио Джорджерини утверждает, что они стреляли 452-килограммовыми (996 фунтов) бронебойными (ББ) снарядами со скоростью один выстрел в минуту и ​​что их начальная скорость составляла 840 м/мин. с (2800 футов/с), что давало максимальную дальность действия 24 000 метров (26 000 ярдов). [ 7 ] [ Примечание 1 ]

Вспомогательное вооружение на двух кораблях состояло из шестнадцати орудий калибра 45 калибра и калибра 152 миллиметра (6 дюймов) , также разработанных Армстронгом Уитвортом. [ 9 ] установлены в казематах по бортам корпуса под главными орудиями. Их позиции, как правило, были влажными в условиях сильного волнения, особенно кормовые орудия. Эти орудия могли опускаться до −5 градусов и иметь максимальную высоту +20 градусов; у них была скорострельность шесть выстрелов в минуту. Они могли выстрелить 47-килограммовым (104 фунта) осколочно-фугасным снарядом с начальной скоростью 830 метров в секунду (2700 футов / с) на максимальную дистанцию ​​16 000 метров (17 000 ярдов). Корабли несли к ним 3440 снарядов. Для защиты от торпедных катеров корабли несли девятнадцать орудий калибра 50 калибра 76 мм (3 дюйма) ; их можно было устанавливать в 39 различных положениях, в том числе на крышах башен и верхних палубах. Эти орудия имели тот же диапазон возвышения, что и вспомогательные орудия, а скорострельность у них была выше — 10 выстрелов в минуту. Они выпустили 6-килограммовый (13 фунтов) бронебойный снаряд с начальной скоростью 815 метров в секунду (2670 футов / с) на максимальную дистанцию ​​9100 метров (10 000 ярдов). Корабли также были оснащены тремя подводными 45-сантиметровыми (17,7 дюйма) торпедные аппараты , по одному на каждом борте и третий в корме. [ 10 ]

Корабли класса Андреа Дориа имели полный броневой пояс по ватерлинии максимальной толщиной 250 миллиметров (9,8 дюйма), которая уменьшалась до 130 миллиметров (5,1 дюйма) к корме и 80 миллиметров (3,1 дюйма) к носу. [ 11 ] Над основным поясом находился пояс брони толщиной 220 миллиметров (8,7 дюйма), доходящий до нижнего края главной палубы. Выше этого пояса находился более тонкий пояс толщиной 130 миллиметров, защищавший казематы. Корабли имели две бронепалубы : основная палуба имела толщину 24 мм (0,94 дюйма) в два слоя на плоскости и увеличивалась до 40 миллиметров (1,6 дюйма) на скатах, соединявших ее с основным поясом. Вторая дека имела толщину 29 миллиметров (1,1 дюйма), также была двухслойной. Носовая и кормовая поперечные переборки соединяли пояс с палубами. [ 12 ]

Лобовая защита орудийных башен имела толщину 280 миллиметров (11 дюймов), борта - 240 миллиметров (9,4 дюйма), крыша и корма - 85 миллиметров (3,3 дюйма). Их барбеты имели 230-миллиметровую (9,1 дюйма) броню над палубой, которая уменьшалась до 180 миллиметров (7,1 дюйма) между баком и верхними палубами и 130 миллиметров под верхней палубой. Передняя боевая рубка имела стенки толщиной 320 миллиметров (12,6 дюйма); толщина кормовой боевой рубки составляла 160 миллиметров (6,3 дюйма). [ 12 ]

Модификации и реконструкции

[ редактировать ]
Дуилио в 1943 году

Во время Первой мировой войны пара 76-миллиметровых орудий 50-го калибра на высокоугольных установках устанавливалась в качестве зенитных (зенитных) орудий : одно орудие в носовой части, а другое на вершине башни «X». В 1925 году количество малоугольных 76-миллиметровых орудий 50 калибра было сокращено до 13, все они устанавливались на вершинах башни, а шесть новых 76-миллиметровых орудий 40 калибра были установлены рядом с кормовой трубой . Также были установлены две зенитные пушки лицензионного производства 2-фунтовые . В 1926 году были модернизированы дальномеры установлена ​​стационарная авиационная катапульта и на левом борту бака гидросамолета M.18 Macchi . [ 13 ]

К началу 1930-х годов компания Regia Marina начала проектные работы над новыми «Литторио» линкорами класса , но понимала, что они не будут завершены в течение некоторого времени. В качестве временной меры в ответ на появление новых французских Dunkerque линкоров класса военно-морской флот решил модернизировать свои старые линкоры; Работа над двумя сохранившимися «Конте ди Кавур » началась в 1933 году, а над двумя «Андреа Дориа » последовали в 1937 году. [ 14 ] Работа продолжалась до июля 1940 года у Дуилио и до октября 1940 года у Андреа Дориа . Существующая носовая часть была разобрана и построена новая, более длинная носовая часть, в результате чего их общая длина увеличилась с 10,91 метра (35 футов 10 дюймов) до 186,9 метра (613 футов 2 дюйма) (на классе Cavour новая носовая часть была вместо этого привитый к существующему). Их ширина увеличилась до 28,03 метра (92 фута 0 дюймов). [ 15 ] а их осадка при глубокой нагрузке увеличилась до 10,3 метра (33 футов 10 дюймов). [ 16 ] Изменения, внесенные во время их реконструкции, увеличили их водоизмещение до 28 882 длинных тонн (29 345 т) для Андреа Дориа и 29 391 длинных тонн (29 863 т) для Дуилио при глубокой загрузке. [ 11 ] Экипажи кораблей увеличились до 70 офицеров и 1450 рядовых. [ 16 ]

Два гребных вала были удалены, а существующие турбины были заменены двумя комплектами паровых турбин с редуктором Belluzzo мощностью 75 000 л.с. (56 000 кВт). Котлы были заменены восемью перегретыми котлами Ярроу. На ходовых испытаниях корабли достигли скорости 26,9–27 узлов (49,8–50,0 км/ч; 31,0–31,1 миль в час), хотя в эксплуатации их максимальная скорость составляла около 26 узлов (48 км/ч; 30 миль в час). Корабли теперь перевозили 2530 длинных тонн (2570 т) мазута, что обеспечивало им дальность действия 4000 морских миль (7400 км; 4600 миль) со скоростью 18 узлов (33 км / ч; 21 миля в час). [ 16 ]

Центральная башня и торпедные аппараты были сняты, а все имеющееся дополнительное вооружение и зенитные орудия были заменены дюжиной 135-миллиметровых (5,3 дюйма) орудий в четырех трехорудийных башнях и десятью 90-мм (3,5 дюйма) зенитных орудий в одиночных. башенки. Кроме того, корабли были оснащены пятнадцатью легкими зенитными орудиями Breda 37-миллиметровыми (1,5 дюйма) калибра 54 калибра в шести спаренных и трех одиночных установках, а также шестнадцатью 20-миллиметровыми (0,8 дюйма) Breda Model 35 зенитными орудиями , также в спаренных установках. . 305-миллиметровые орудия были расточены до 320 миллиметров (12,6 дюйма), а их башни были модифицированы для использования электроэнергии. У них был фиксированный угол погрузки +12 градусов, но есть неопределенность в отношении их нового максимального угла возвышения: некоторые источники указывают максимальное значение +27 градусов. [ 17 ] в то время как другие утверждают, что это +30 градусов. [ 18 ] 320-миллиметровые бронебойные снаряды весили 525 кг (1157 фунтов) и имели максимальную дальность стрельбы 28 600 метров (31 300 ярдов) при начальной скорости 830 м/с (2700 футов/с). [ 19 ] В начале 1942 года самые задние 20-миллиметровые установки были заменены спаренными 37-миллиметровыми артустановками, а 20-миллиметровые орудия были перенесены на крышу башни «Б», а двигатели РПК со стабилизированных установок 90-мм орудий были сняты. . [ 20 ] [ 21 ] Носовая надстройка была перестроена с новой передней боевой рубкой, защищенной броней толщиной 260 миллиметров (10,2 дюйма). На вершине боевой рубки располагалась наводка управления огнем с тремя большими дальномерами . [ 16 ]

Броня палубы была увеличена во время реконструкции до 135 миллиметров (5,3 дюйма). Броня, защищающая вспомогательные башни, имела толщину 120 миллиметров (4,7 дюйма). [ 16 ] Существующая подводная защита была заменена системой Пульезе , которая состояла из большого цилиндра, окруженного мазутом или водой и предназначавшегося для поглощения взрыва боеголовки торпеды . [ 22 ]

Эти модернизации подверглись критике со стороны некоторых военно-морских историков, поскольку эти корабли в конечном итоге оказались уступающими британским линкорам, с которыми им предстояло столкнуться (а именно «Куин Элизабет» классу , поскольку к тому времени, когда было принято решение о продолжении, шла война между Италией и Великобритания казалась более вероятной). Кроме того, стоимость реконструкции будет ненамного меньше, чем стоимость строительства совершенно нового «Литторио» линкора типа ; более того, работы по реконструкции вызвали затруднения в поставках стальных листов, что привело к существенным задержкам в строительстве современных линкоров, которые в противном случае могли быть завершены раньше. [ 23 ]

Данные о строительстве
Корабль Тезка Строитель [ 5 ] Заложен [ 5 ] Запущен [ 5 ] Завершенный [ 2 ] Судьба
Андреа Дориа Адмирал Андреа Дориа [ 24 ] Арсенал Специи , Ла Специя 24 марта 1912 г. 30 марта 1913 г. 13 марта 1916 г. Списано , 1961 год. [ 24 ]
Дуилио Гай Дуилий [ 25 ] Королевская верфь Кастелламмаре-ди-Стабия , Кастелламаре-ди-Стабия 24 февраля 1912 г. 24 апреля 1913 г. 10 мая 1915 г. Списано, 1957 год. [ 26 ]

История обслуживания

[ редактировать ]
Андреа Дориа о артиллерийских учениях во время Первой мировой войны

Оба линкора были построены после того, как Италия вступила в Первую мировую войну на стороне Тройственного согласия , хотя ни один из них не участвовал в боевых действиях, поскольку главный военно-морской противник Италии, Австро-Венгерский флот , в основном оставался в порту на протяжении всей войны. [ 20 ] Адмирал Паоло Таон ди Ревель , начальник штаба итальянского военно-морского флота, считал, что австро-венгерские подводные лодки и минные заградители могут эффективно действовать в узких водах Адриатики. [ 27 ] Угроза, исходившая от этого подводного оружия для его крупных кораблей, была слишком серьезной, чтобы он мог активно использовать флот. [ 27 ] Вместо этого Ревель решил осуществить блокаду относительно более безопасного южного конца Адриатики с помощью боевого флота, в то время как суда меньшего размера, такие как торпедные катера МАС , совершали рейды на австро-венгерские корабли и объекты. Тем временем линкоры Ревеля будут сохранены, чтобы противостоять австро-венгерскому боевому флоту в случае, если он попытается вступить в решающий бой. [ 28 ]

Андреа Дориа и Дуилио после войны путешествовали по восточному Средиземноморью и оба были вовлечены в послевоенные споры по поводу контроля над различными городами. Дуилио был послан, чтобы продемонстрировать силу во время спора о контроле над Измиром в апреле 1919 года, а Андреа Дориа помогал в подавлении Д'Аннунцио Габриэле захвата Фиуме в ноябре 1920 года. Дуилио путешествовал по Черному морю после Измирского дела до тех пор, пока его сменил в 1920 году линкор «Джулио Чезаре» . Андреа Дориа и Дуилио присутствовали во время инцидента на Корфу в 1923 году. В январе 1925 года Андреа Дориа посетил Лиссабон , Португалия, чтобы представлять Италию во время празднования 400-летия со дня смерти исследователя Васко да Гамы . Два корабля совершали обычные круизы мирного времени и визиты доброй воли на протяжении 1920-х и начала 1930-х годов; оба были выведены в резерв в 1933 году. [ 29 ]

И Андреа Дориа , и Дуилио вошли в сухой док в конце 1930-х годов для масштабной модернизации; эта работа продолжалась до октября и апреля 1940 г. соответственно. К тому времени Италия вступила во Вторую мировую войну на стороне держав Оси . Оба корабля присоединились к 5-й дивизии, базирующейся в Таранто . Дуилио участвовал в патрулировании, направленном на перехват британского линкора HMS Valiant и конвоя, направлявшегося на Мальту , но ни одна цель не была найдена. Она и Андреа Дориа присутствовали во время нападения британцев на Таранто в ночь с 11 на 12 ноября 1940 года. Группа из двадцати одного Fairey Swordfish торпедоносца , запущенная с HMS Illustrious , атаковала корабли, пришвартованные в гавани. Андреа Дориа не пострадала в результате налета, но Дуилио был поражен торпедой с правого борта. Он был посажен на мель, чтобы не допустить затопления в гавани, и был проведен временный ремонт, позволяющий ему отправиться в Геную для постоянного ремонта, который начался в январе 1941 года. [ 30 ] [ 31 ] В феврале она подверглась нападению британских сил H ; несколько военных кораблей попытались обстрелять Дуилио, пока он находился в доке, но не попали. [ 32 ] Ремонтные работы продолжались до мая 1941 года, когда он вернулся в состав флота в Таранто. [ 33 ]

Дуилио в 1948 году

Тем временем Андреа Дориа участвовал в нескольких операциях по перехвату британских конвоев в Средиземном море, в том числе в операции «Избыточные конвои» в январе 1941 года. К концу года обоим линкорам была поставлена ​​задача сопровождать конвои из Италии в Северную Африку для поддержки Там сражаются итальянские и немецкие войска . Эти конвои включали операцию М41 13 декабря и операцию М42 17–19 декабря. Во время последнего Андреа Дориа и Джулио Чезаре вступили в бой с британскими крейсерами и эсминцами в Первой битве при Сирте в первый день операции. [ 30 ] Главные орудия итальянского линкора едва не промахнулись и повредили британский эсминец HMS Kipling . [ 34 ] Ни итальянцы, ни британцы не продолжили атаки, и битва закончилась безрезультатно. Дуилио был назначен для дальней поддержки операции и находился слишком далеко, чтобы активно участвовать в сражении. Работы по сопровождению конвоев продолжались до начала 1942 года, но после этого флот начал страдать от серьезной нехватки топлива, из-за чего корабли оставались в порту в течение следующих двух лет. [ 30 ] Дуилио отплыл из Таранто 14 февраля с парой легких крейсеров и семью эсминцами, чтобы перехватить британский конвой MW 9, направлявшийся из Александрии на Мальту, но силы не смогли обнаружить британские корабли и вернулись в порт. Однако, узнав об отбытии Дуилио , британские эскорты затопили транспортный замок Роваллан , ранее выведенный из строя немецкой авиацией. [ 35 ]

Оба корабля были интернированы на Мальте после капитуляции Италии 3 сентября 1943 года. Они оставались там до 1944 года, когда союзники разрешили им вернуться в итальянские порты; Андреа Дориа отправилась в Сиракузы, Сицилия , а Дуилио вернулся в Таранто, прежде чем присоединиться к своей сестре в Сиракузах. Италии было разрешено сохранить два корабля после окончания войны, и они попеременно выполняли роль флагмана флота до 1953 года, когда оба были выведены из эксплуатации. Андреа Дориа продолжал работать в качестве учебного артиллерийского корабля, а Дуилио был переведен в резерв. Оба линкора были исключены из военно-морского реестра в сентябре 1956 года и впоследствии разобраны на металлолом. [ 36 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Фридман приводит различные источники, которые показывают, что вес бронебойных снарядов варьируется от 416,92 до 452,32 кг (от 919,16 до 997,2 фунта) и начальная скорость около 861 м / с (2820 футов / с). [ 8 ]
  1. ^ Джорджерини, с. 278
  2. ^ Jump up to: а б Фраккароли, с. 260
  3. ^ Джорджерини, стр. 270, 272
  4. ^ Джорджерини, стр. 272–73, 278
  5. ^ Jump up to: а б с д Престон, с. 179
  6. ^ Фридман, с. 234
  7. ^ Джорджерини, стр. 268, 276, 278
  8. ^ Фридман, стр. 233–34.
  9. ^ Фридман, с. 240
  10. ^ Джорджерини, стр. 268, 277–78
  11. ^ Jump up to: а б Уитли, с. 162
  12. ^ Jump up to: а б Джорджини, с. 271
  13. ^ Уитли, с. 164
  14. ^ Гарцке и Дулин, с. 379
  15. ^ Уитли, стр. 162, 164.
  16. ^ Jump up to: а б с д и Брешия, с. 62
  17. ^ Уитли, стр. 158, 164–65.
  18. ^ Кэмпбелл, с. 324
  19. ^ Кэмпбелл, с. 322
  20. ^ Jump up to: а б Уитли, с. 165
  21. ^ Кэмпбелл, с. 343
  22. ^ Уитли, с. 158
  23. ^ Де Торо, Аугусто. «От «Литторио» до «Имперо» – Линкоры, исследования и военно-морские программы в Италии во второй половине 1930-х годов» (PDF) . Военно-морской . Проверено 6 мая 2015 г.
  24. ^ Jump up to: а б Сильверстоун, с. 294
  25. ^ Сильверстоун, с. 297
  26. ^ Сильверстоун, с. 296
  27. ^ Jump up to: а б Халперн, с. 150
  28. ^ Халперн, стр. 141–142.
  29. ^ Уитли, стр. 165–167.
  30. ^ Jump up to: а б с Уитли, стр. 166–168.
  31. ^ Ровер, стр. 47.
  32. ^ Ирландия, с. 64
  33. ^ Уитли, с. 166
  34. ^ Королевский флот Австралии. «Корабли HM, поврежденные или затонувшие в результате действий противника во Второй мировой войне» . www.navy.gov.au. Архивировано из оригинала 12 февраля 2014 года . Проверено 14 февраля 2016 г.
  35. ^ Вудман, стр. 285–286.
  36. ^ Уитли, стр. 167–168.
  • Баньяско, Эрмино и де Торо, Аугусто (2021). Итальянские линкоры: Конти ди Кавур и Дуилио классы , 1911–1956 гг . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN  978-1-5267-9987-6 .
  • Кэмпбелл, Джон (1985). Морское вооружение Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-459-4 .
  • Фраккароли, Альдо (1985). "Италия". В сером, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. стр. 252–290. ISBN  978-0-87021-907-8 .
  • Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны . Барнсли, Великобритания: Сифорт. ISBN  978-1-84832-100-7 .
  • Гарцке, Уильям Х. и Дулин, Роберт О. (1985). Линкоры: линкоры стран Оси и нейтральных стран во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-101-0 .
  • Джорджерини, Джорджио (1980). « Линкоры класса Кавур и Дуилио ». Робертс, Джон (ред.). Военный корабль IV . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 267–279. ISBN  0-85177-205-6 .
  • Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-352-4 .
  • Ирландия, Бернард (2004). Война в Средиземноморье 1940–1943 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-84415-047-Х .
  • Ордовини, Альдо Ф.; Петронио, Фульвио; и др. (декабрь 2017 г.). «Крупные корабли Королевского флота Италии, 1860–1918: Часть 4: Линкоры-дредноуты». Военный корабль Интернешнл . ЛИВ (4): 307–343. ISSN   0043-0374 .
  • Престон, Энтони (1972). Линкоры Первой мировой войны: Иллюстрированная энциклопедия линкоров всех наций 1914–1918 годов . Нью-Йорк: Книги Галахада. ISBN  0-88365-300-1 .
  • Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-59114-119-2 .
  • Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник крупнейших кораблей мира . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN  0-88254-979-0 .
  • Уитли, MJ (1998). Линкоры Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-184-Х .
  • Вудман, Ричард (2000). Мальтийские конвои 1940–1943 гг . Лондон: Джон Мюррей . ISBN  0-7195-6408-5 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6039ceb4b1b18f7a2af8ab4461d6c292__1717902000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/60/92/6039ceb4b1b18f7a2af8ab4461d6c292.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Andrea Doria-class battleship - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)