Jump to content

СМС Кайзер Вильгельм Великий

СМС Кайзер Вильгельм Великий , ок. 1903 год
История
Германская империя
Имя Император Вильгельм Великий
Тезка Вильгельм I
Строитель Германияверфт , Киль
Заложен 22 января 1898 г.
Запущен 1 июня 1899 г.
Введен в эксплуатацию 5 мая 1901 г.
пораженный 6 декабря 1919 г.
Судьба Списан в 1920 году.
Общие характеристики
Класс и тип «Кайзер Фридрих III» класса линкор до дредноута
Смещение
Длина 125,3 м (411 футов 1 дюйм) ( оа )
Луч 20,4 м (66 футов 11 дюймов)
Черновик 7,89 м (25 футов 11 дюймов)
Установленная мощность
Движение
Скорость 17,5 узлов (32,4 км/ч; 20,1 миль в час)
Диапазон 3420 миль (6330 км; 3940 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час)
Дополнить 651
Вооружение
Броня

SMS Kaiser Wilhelm der Grosse («HMS Emperor William the Great ») [ а ] — немецкий линкор « класса Кайзер Фридрих III» , построенный примерно на рубеже 20-го века. Корабль был одним из первых линкоров, построенных Императорским флотом Германии (Kaiserliche Marine) в рамках программы расширения военно-морского флота при кайзере Вильгельме II . Кайзер Вильгельм дер Гроссе [ б ] был построен в Киле на верфи Germaniawerft . Заложен в июне 1899 года и завершен в мае 1901 года . в январе 1898 года, спущен на воду Корабль был вооружен главной батареей из четырех 24-сантиметровых (9,4 дюйма) орудий в двух спаренных башнях .

Кайзер Вильгельм дер Гроссе служила в главном флоте - Heimatflotte (Флот метрополии), а затем в Hochseeflotte (Флот открытого моря) - в течение первых семи лет своей карьеры. Участвовала в ряде учебных походов и маневров флота, прежде всего в Северном и Балтийском морях . Ее карьера в мирное время была относительно спокойной, и с ней не произошло ни одного несчастного случая. Он был выведен из эксплуатации для капитальной реконструкции в 1908–10, после чего был направлен в Резервный дивизион со своими четырьмя однотипными кораблями , все из которых к тому времени были по существу устаревшими.

С началом Первой мировой войны в 1914 году линкор и его сестры были снова приняты на действительную службу в качестве V боевой эскадры Флота открытого моря и направлены для береговой обороны в Северном море. Их также ненадолго перебросили в Прибалтику, но никаких действий не последовало. В 1915 году корабли снова были выведены из эксплуатации и переведены на второстепенные задачи. Kaiser Wilhelm der Grosse использовался в качестве корабля-базы в Киле, а затем и как корабль-мишень для торпед . После войны Версальский договор значительно сократил размер немецкого флота. Судно было продано на слом немецкой компании и разобрано в 1920 году.

План и профиль Кайзера Фридриха III. класса

После того, как немецкий Kaiserliche Marine (Императорский флот) заказал четыре «Бранденбург» класса линкора в 1889 году, сочетание бюджетных ограничений, оппозиции в Рейхстаге (Императорском сейме) и отсутствия последовательного плана флота задержало приобретение дальнейших линкоров. Бывший секретарь Reichsmarineamt ( Управления Имперского военно-морского флота) Лео фон Каприви стал канцлером Германии в 1890 году, а -адмирал (вице-адмирал) Фридрих фон Гольманн новым секретарем Reichsmarineamt стал вице . Холлманн запросил первый «Кайзер Фридрих III» класса линкор до дредноута в 1892 году, но франко-российский союз , подписанный годом ранее, обратил внимание правительства на расширение бюджета армии. Парламентская оппозиция вынудила Холлмана отложить проект до следующего года, когда Каприви высказался в пользу проекта, отметив, что недавняя военно-морская экспансия России поставила под угрозу побережье Германии в Балтийском море . В конце 1893 года Холлманн представил смету военно-морского флота на 1894–1895 бюджетный год, и теперь Рейхстаг одобрил новый корабль; второй член этого класса последовал за ним в начале 1896 года, а третий корабль, Kaiser Wilhelm der Grosse , был утвержден для бюджета следующего года. [ 1 ]

Кайзер Вильгельм дер Гроссе 125,3 м (411 футов 1 дюйм) имел общую длину , ширину 20,4 м (66 футов 11 дюймов) и осадку 7,89 м (25 футов 11 дюймов) вперед и 8,25 м (27 футов 1 дюйм). кормовой. Водоизмещение полной 11 097 т (10 922 длинных тонны ) по проекту и до 11 785 т (11 599 длинных тонн) при нагрузке . Корабль был оснащен тремя 3-цилиндровыми вертикальными тройного расширения, паровыми машинами приводившими в движение три гребных винта . Пар вырабатывался четырьмя котлами морского типа и восемью цилиндрическими котлами , все из которых сжигали уголь и выпускались через пару высоких воронок . Силовая установка кайзера Вильгельма дер Гроссе имела мощность 13 000 лошадиных сил (12 820 л.с.; 9 560 кВт ), что обеспечивало максимальную скорость 17,5 узлов (32,4 км/ч; 20,1 миль в час). Радиус плавания составлял 3420 морских миль (6330 км; 3940 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). У нее был обычный экипаж из 39 офицеров и 612 рядовых. [ 2 ]

Вооружение корабля состояло из четырех 24-см (9,4 дюйма) орудий SK L/40 в двухорудийных башнях . [ с ] одна носовая и одна кормовая части центральной надстройки по осевой линии . Ее вторичное вооружение состояло из восемнадцати 15-см (5,9-дюймовых) орудий SK L/40, установленных в башнях и казематах . Ближнюю защиту от торпедных катеров обеспечивала батарея из двенадцати скорострельных орудий SK L/30 калибра 8,8 см (3,5 дюйма), установленных в казематах. Она также несла двенадцать пулеметов калибра 3,7 см (1,5 дюйма) . диаметром 45 см (17,7 дюйма) Шесть торпедных аппаратов устанавливались в надводных вертлюжных установках. корабля Поясная броня имела толщину 300 мм (12 дюймов), а толщина основной броневой палубы - 65 мм (2,6 дюйма). и Боевая рубка башни ГК были защищены бронёй толщиной 250 мм (9,8 дюйма), а вспомогательные казематы получили защиту 150 мм (5,9 дюйма). [ 2 ]

История обслуживания

[ редактировать ]

Строительство и раннее обслуживание

[ редактировать ]
Кайзер Вильгельм Великий на ее спуске на воду

Кайзер Вильгельм II , император Германии, считал, что сильный флот необходим стране для расширения своего влияния за пределы континентальной Европы. Он инициировал программу расширения военно-морского флота в конце 1880-х годов; Первыми линкорами, построенными по этой программе, были четыре корабля типа «Бранденбург» . Сразу за ними последовали пять линкоров типа «Кайзер Фридрих III» , из которых «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» был третьим. [ 4 ] Ее киль был заложен 22 января 1898 года на верфи Germaniawerft в Киле . [ 5 ] как строительный номер 22. Она была заказана под контрактным названием Ersatz König Wilhelm , [ д ] на замену устаревшего броненосного фрегата «Кёниг Вильгельм» . [ 2 ] Ее запланированный спуск на воду 29 апреля 1899 года был отложен до 1   июня после того, как сильный пожар на верфи повредил стапель . Луиза , великая герцогиня Баденская, окрестила корабль в честь своего отца Вильгельма I Германского , тезки корабля. Вильгельм II произнес пусковую речь на корабле в честь своего деда. После завершения достроечных работ 19 февраля 1901 года начались ходовые испытания на верфи, а 18 марта последовали приемочные испытания. Они были завершены к маю, и мая она была официально введена в эксплуатацию 5   . [ 5 ] В том же году Эрих Редер , который впоследствии командовал Кригсмарине во время Второй мировой войны , был назначен вахтенным офицером на ее борту. [ 6 ]

После ввода в строй в 1901 году «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» присоединился к своим родственным кораблям в I эскадре Heimatflotte ( Флот Метрополии). [ 7 ] После того, как ее сестра «Кайзер Фридрих III» села на мель и ее пришлось поставить в док для ремонта, кайзер Вильгельм дер Гроссе I эскадры сменил ее на посту флагмана , которой командовал принц Генрих , брат Вильгельма II. Она занимала этот пост до 24 октября, когда кайзер Фридрих III вернулся на службу. Тем временем кайзер Вильгельм дер Гроссе присутствовал на «Кильская неделя» парусной регате в июне и на открытии памятника в Морской академии (Военно-морской академии) в Киле. [ 5 ] В конце июля он возглавил эскадру в круизе к испанским водам, и, стоя в доке в Кадисе , они встретились с линкорами класса «Бранденбург», возвращавшимися из вод Восточной Азии. 1-я эскадрилья вернулась в Киль к 11 августа, хотя позднее прибытие «Бранденбургов » задержало участие 1-й эскадрильи в ежегодных осенних тренировках флота. Маневры начались с учений в Немецкой бухте , за которыми последовала учебная атака на укрепления в нижней части Эльбы . Артиллерийские учения прошли в Кильском заливе перед тем, как флот направился в Данцигский залив , где маневры завершились 15 сентября. Кайзер Вильгельм дер Гроссе и остальная часть I эскадрильи в декабре отправились в свой обычный зимний круиз в Норвегию, который включал остановку в Осло с 7   по 12 декабря. [ 8 ]

Карта Северного и Балтийского морей 1911 года.

предшествовавший дредноуту, 13 декабря новый линкор «Виттельсбах», сел на мель у Корсора ; Кайзер Вильгельм дер Гроссе взял ее на буксир обратно в порт. [ 5 ] I эскадрилья отправилась в короткий круиз по западной части Балтийского моря, затем предприняла большой круиз вокруг Британских островов , который длился с 25 апреля по 28 мая. Индивидуальные и эскадренные маневры проходили с июня по август и прерывались лишь рейсом в Норвегию в июле. Ежегодные маневры флота начались в августе на Балтике и завершились в Северном море смотром флота в Нефритовой бухте . [ 9 ] Во время учений « Кайзер Вильгельм дер Гроссе» был приписан к « вражеским » силам, как и несколько его однотипных кораблей. Перед «вражескими» силами сначала была поставлена ​​задача не допустить прохождения «немецкой» эскадры через Большой пояс в Балтику. Затем кайзеру Вильгельму дер Гроссе и нескольким другим линкорам было поручено прорваться в устье реки Эльбы, где канал кайзера Вильгельма и Гамбург можно было захватить . «Враждебная» флотилия справилась с этими задачами за три дня. [ 10 ] Очередной зимний круиз состоялся 1–12 декабря. [ 9 ]

В 1903 году флот, состоявший всего из одной эскадры линейных кораблей, был реорганизован в «Действующий боевой флот». Кайзер Вильгельм дер Гроссе остался в I эскадре вместе со своими родственными кораблями и новейшими «Виттельсбах» линкорами класса , в то время как старые корабли класса «Бранденбург» были помещены в резерв для восстановления. [ 11 ] Первая четверть 1903 года прошла в обычном порядке учебных учений. Эскадра отправилась в учебный поход по Балтике, а затем с 7   мая по 10 июня — в Испанию. В июле I эскадрилья отправилась в ежегодный круиз в Норвегию. [ 9 ] Осенние маневры состояли из учений по блокаде в Северном море, похода всего флота сначала в воды Норвегии, а затем в Киль в начале сентября и, наконец, в учебное нападение на Киль. Учения завершились 12 сентября. [ 12 ] Зимний круиз начался 23 ноября в восточной части Балтики и продолжился до Скагеррака 1   декабря. [ 13 ]

I эскадрилья провела свои первые учения 1904 года в Скагерраке с 11 по 21 января. Дальнейшие учения эскадрильи последовали с 8   по 17 марта. В мае в Северном море прошли крупные учения флота, а в июле 1-я эскадрилья и 1-я разведывательная группа посетили Великобританию, остановившись в Плимуте 10 июля. Немецкий флот отправился 13 июля в Нидерланды; I эскадрилья бросила якорь во Флиссингене На следующий день . Там корабли посетила королева Вильгельмина . I эскадрилья оставалась во Флиссингене до 20 июля, а затем отправилась в круиз по северной части Северного моря вместе с остальным флотом. Эскадра остановилась в Мольде , Норвегия, 29 июля, а остальные части отправились в другие порты. [ 14 ] Флот собрался 6   августа и направился обратно в Киль, где 12 августа провел имитацию атаки на гавань. Затем флот начал подготовку к осенним маневрам, которые начались 29 августа на Балтике. 3 сентября флот перешел в Северное море   , где принял участие в крупных учениях по высадке десанта , после чего корабли доставили сухопутные войска 9-го корпуса , участвовавшие в учениях, в Альтону для парада, устроенного Вильгельмом II. сентября корабли провели свой собственный парад в честь кайзера у острова Гельголанд Затем 6   . Через три дня флот вернулся на Балтику через канал кайзера Вильгельма, где участвовал в дальнейших десантных учениях с IX корпусом и гвардейским корпусом . 15 сентября маневры завершились. [ 15 ] I эскадрилья отправилась в зимний тренировочный поход, на этот раз в восточную часть Балтики, с 22 ноября по 2   декабря. [ 16 ]

Немецкий боевой флот в море; линкор «Брауншвейг» . класса Линейку возглавляет

Корабли I эскадры совершили пару учебных походов с 9 по 19 января и с 27 февраля по 16 марта 1905 года. Затем последовали индивидуальные тренировки кораблей и эскадрилий с упором на артиллерийские учения. 12 июля флот начал крупные учения в Северном море. Затем флот прошел через Каттегат и остановился в Копенгагене и Стокгольме . Летний круиз закончился 9   августа; осенние маневры, которые обычно должны были начаться вскоре после этого, были отложены из-за визита британского флота под Ла-Маншем в том же месяце. Британский флот остановился в Данциге , Свинемюнде и Фленсбурге , где его встретили части германского флота; Кайзер Вильгельм дер Гроссе и основной немецкий флот по этому случаю стояли на якоре в Свинемюнде. Влияние визита было уменьшено продолжающейся англо-германской гонкой военно-морских вооружений. [ 17 ] [ 18 ] В результате британского визита осенние маневры 1905 года были значительно сокращены - с 6   до 13 сентября и состояли только из учений в Северном море. Первые учения предполагали военно-морскую блокаду Немецкой бухты, а вторые предполагали попытку вражеского флота прорвать оборону Эльбы. [ 19 ] Во время учений кайзер Вильгельм дер Гроссе получил Кайзеровскую награду (приз за стрельбу) за отличную артиллерийскую стрельбу в I эскадрилье. [ 5 ] В октябре корабль был переведен в I дивизион II эскадры. [ 20 ] В начале декабря I и II эскадрильи отправились в свой очередной зимний поход, на этот раз в Данциг, куда прибыли 12 декабря. На обратном пути в Киль флот провел тактические учения. [ 21 ]

Зимой 1906–1907 годов «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» подвергся капитальному ремонту в Киле, который завершился к концу апреля. [ 5 ] новейшие «Дойчланд» линкоры типа К этому времени в строй поступили ; наряду с «Брауншвейг» линкорами класса они предоставили достаточно современных линкоров для создания двух полноценных боевых эскадрилий. В результате Heimatflotte был переименован в Hochseeflotte (Флот открытого моря). [ 11 ] Начиная с 13 мая, в Северном море прошли крупные учения флота, которые продолжались до 8   июня с переходом вокруг Скагена в Балтийское море. [ 21 ] В середине июля флот начал свой обычный летний круиз в Норвегию. Флот присутствовал на дне рождения норвежского короля Хокона VII 3   августа. На следующий день немецкие корабли отправились в Гельголанд, чтобы присоединиться к проводимым там учениям. К 15 августа флот вернулся в Киль, где началась подготовка к осенним маневрам. 22–24 августа флот принял участие в учениях по высадке десанта в заливе Эккернфёрде под Килем. Маневры были приостановлены с 31 августа по 3   сентября, когда флот принимал корабли из Дании и Швеции, а также российскую эскадру с 3   по 9   сентября в Киле. [ 22 ] Маневры возобновились 8   сентября и продолжались еще пять дней. [ 23 ]

Более короткий период работы на верфи длился с 7   декабря по 27 января 1908 года. Он вернулся на флот для обычных учений мирного времени, а после завершения осенних маневров «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» был выведен из эксплуатации в Киле 21 сентября. . Его отвезли на верфь Kaiserliche Werft в Киле для масштабной модернизации, продолжавшейся до 1910 года. [ 5 ] В ходе ремонта были сняты четыре корабельных 15-см орудия и кормовой торпедный аппарат. Были добавлены две 8,8-см пушки и изменено расположение 8,8-см батареи. [ 24 ] Ее надстройка также была урезана, чтобы уменьшить склонность корабля к чрезмерной качке. [ 25 ] а корабельные трубы были удлинены. [ 24 ] После реконструкции корабль был приписан к Резервной дивизии на Балтике вместе с однотипными кораблями. Он был возобновлен 31 июля 1911 года и назначен в III эскадрилью во время ежегодных учений флота, а затем вернулся 15 сентября в резервную дивизию. Она оставалась там до конца своей карьеры в мирное время. [ 5 ]

Первая мировая война

[ редактировать ]

В результате начала Первой мировой войны кайзер Вильгельм дер Гроссе и ее сестры были выведены из резерва и 5   августа 1914 года мобилизованы в V боевую эскадру. Корабли готовились к войне очень медленно и не были готовы к службе в Северное море до конца августа. [ 26 ] Первоначально им была поручена береговая оборона, но они прослужили в этом качестве очень недолгое время. [ 7 ] В середине сентября V эскадра была переброшена на Балтику под командование принца Генриха. Первоначально он планировал начать крупный десантный десант против русских в Виндау , но нехватка транспорта заставила пересмотреть план. Вместо этого 5-я эскадра должна была нести десант, но это тоже было отменено после того, как Генрих получил ложные сообщения о входе британских военных кораблей в Балтийское море 25 сентября. [ 27 ] Кайзер Вильгельм дер Гроссе и ее сестры вернулись в Киль на следующий день, высадили десант, а затем направились в Северное море, где возобновили обязанности сторожевого корабля . До конца года V эскадрилья вновь была переброшена на Балтику. [ 28 ]

Принц Генрих приказал совершить набег на Готланд . 26 декабря 1914 года линкоры встретились с Балтийской крейсерской дивизией в Померанской бухте и затем вышли в боевой вылет. Двумя днями позже флот прибыл у Готланда, чтобы показать немецкий флаг, и к 30 декабря вернулся в Киль. Эскадра вернулась в Северное море для выполнения охранных обязанностей, но была выведена из строевой службы в феврале 1915 года. Нехватка подготовленных экипажей на Флоте открытого моря в сочетании с риском эксплуатации старых кораблей в военное время вызвали необходимость деактивации « Кайзера Вильгельма». дер Гроссе и ее сестры. [ 28 ] Кайзер Вильгельм дер Гросс сначала отправился в Гамбург, где 5 марта ее экипаж сократился   . 30 апреля ее перевели в Киль, куда удалили остальную часть ее команды. Он был разоружен и впоследствии использовался в качестве корабля-базы. [ 29 ] В следующем году корабль использовался в качестве корабля- торпедоносца . [ 30 ] Перемирие в Компьене положило конец боевым действиям в ноябре 1918 года; согласно статье 181 ( Версальского договора формально положившего конец войне) Германии было разрешено сохранить только шесть линкоров типа « Дойчланд» или «Лотринген ». [ 31 ] 6   декабря 1919 года судно было исключено из военно-морского списка и продано судоремонтной фирме, базирующейся в Берлине . В следующем году «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» был разобран на металлолом в Киль-Нордмоле. [ 30 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «SMS» означает « Seiner Majestät Schiff » (нем. « Корабль Его Величества» ).
  2. На немецком языке название корабля было передано с помощью eszett , как Kaiser Wilhelm der Große . Большинство англоязычных источников заменяют eszett.
  3. ^ В номенклатуре орудий Императорского флота Германии «SK» ( Schnelladekanone ) означает, что орудие скорострельно; L/40 обозначает калибр . [ 3 ]
  4. ^ Немецкие военные корабли были заказаны под предварительными названиями. За пополнение флота давали одну букву; для кораблей, предназначенных для замены старых или утраченных судов, они были обозначены как « Эрзац (название заменяемого корабля)».
  1. ^ Сондхаус , стр. 180–189, 216–218.
  2. ^ Jump up to: а б с Гренер , с. 15.
  3. ^ Грисмер , с. 177.
  4. ^ Хервиг , стр. 24–26.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 66.
  6. ^ Птица , с. 8.
  7. ^ Jump up to: а б Кэмпбелл и Сич , с. 141.
  8. ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 44–47.
  9. ^ Jump up to: а б с Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 48.
  10. ^ Журнал RUSI , стр. 91–96.
  11. ^ Jump up to: а б Хервиг , с. 45.
  12. ^ Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , стр. 49.
  13. ^ Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , стр. 51.
  14. ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 51–52.
  15. ^ Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , стр. 52.
  16. ^ Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , стр. 54.
  17. ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 54–55.
  18. ^ Кэмпбелл и Сич , с. 134.
  19. ^ Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , стр. 55.
  20. ^ Объединенная служба , с. 335.
  21. ^ Jump up to: а б Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 58.
  22. ^ Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , стр. 59.
  23. ^ Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , стр. 60.
  24. ^ Jump up to: а б Миллер , с. 97.
  25. ^ Берт , стр. 1–3.
  26. ^ Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , стр. 62.
  27. ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 62–63.
  28. ^ Jump up to: а б Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 63.
  29. ^ Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , стр. 67.
  30. ^ Jump up to: а б Гренер , с. 16.
  31. ^ Версальский договор , раздел II, статья 181.
  • Берд, Кейт В. (2006). Эрих Редер: адмирал Третьего рейха . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-55750-047-2 .
  • Берт, Р.А. (1989). Немецкие линкоры: 1897–1945 гг . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN  978-0-85368-985-0 .
  • Кэмпбелл, Н.Дж.М. и Сич, Эрвин (1986). "Германия". В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 134–189. ISBN  978-0-85177-245-5 .
  • «Немецкие военно-морские маневры». Журнал РУСИ . 47 . Лондон: Королевский объединенный институт оборонных исследований: 90–97. 1903. ISSN   0035-9289 .
  • Грисмер, Аксель (1999). Линейные корабли Императорского флота: 1906–1918 гг.; Конструкции между конкуренцией вооружений и военно-морским правом [ Линкоры Императорского флота: 1906–1918; Конструкции между законами о конкуренции вооружений и флотом ] (на немецком языке). Бонн: Бернар и Грефе Верлаг. ISBN  978-3-7637-5985-9 .
  • Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-790-6 .
  • Хервиг, Хольгер (1998) [1980]. «Роскошный» флот: Императорский флот Германии 1888–1918 гг . Амхерст: Книги человечества. ISBN  978-1-57392-286-9 .
  • Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 5. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN  978-3-7822-0456-9 .
  • Миллер, Дэвид (2001). Иллюстрированный справочник военных кораблей мира . Оцеола: Zenith Imprint. ISBN  978-0-7603-1127-1 .
  • Сондхаус, Лоуренс (1997). Подготовка к Weltpolitik: морская мощь Германии до эпохи Тирпица . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-55750-745-7 .
  • «Британский и немецкий флот». Объединенная служба . 7 . Нью-Йорк: Льюис Р. Хамерсли и компания: 328–340, 1905.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Куп, Герхард и Шмолке, Клаус-Петер (2001). Броненосные и линкоры классов «Бранденбург», «Кайзер Фридрих III», «Виттельсбах», «Брауншвейг» и «Дойчланд » [ Броненосные и линкоры классов «Бранденбург», «Кайзер Фридрих III», «Виттельсбах», «Брауншвейг» и «Дойчланд» ] (на немецком языке). Бонн: Бернар и Грефе Верлаг. ISBN  978-3-7637-6211-8 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 578a739fd387da50324d3506dbc56848__1716927540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/57/48/578a739fd387da50324d3506dbc56848.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SMS Kaiser Wilhelm der Grosse - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)