СМС Кайзер Вильгельм Великий
СМС Кайзер Вильгельм Великий , ок. 1903 год
| |
История | |
---|---|
Германская империя | |
Имя | Император Вильгельм Великий |
Тезка | Вильгельм I |
Строитель | Германияверфт , Киль |
Заложен | 22 января 1898 г. |
Запущен | 1 июня 1899 г. |
Введен в эксплуатацию | 5 мая 1901 г. |
пораженный | 6 декабря 1919 г. |
Судьба | Списан в 1920 году. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Кайзер Фридрих III» класса линкор до дредноута |
Смещение |
|
Длина | 125,3 м (411 футов 1 дюйм) ( оа ) |
Луч | 20,4 м (66 футов 11 дюймов) |
Черновик | 7,89 м (25 футов 11 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | 17,5 узлов (32,4 км/ч; 20,1 миль в час) |
Диапазон | 3420 миль (6330 км; 3940 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 651 |
Вооружение |
|
Броня |
|
SMS Kaiser Wilhelm der Grosse («HMS Emperor William the Great ») [ а ] — немецкий линкор « класса Кайзер Фридрих III» , построенный примерно на рубеже 20-го века. Корабль был одним из первых линкоров, построенных Императорским флотом Германии (Kaiserliche Marine) в рамках программы расширения военно-морского флота при кайзере Вильгельме II . Кайзер Вильгельм дер Гроссе [ б ] был построен в Киле на верфи Germaniawerft . Заложен в июне 1899 года и завершен в мае 1901 года . в январе 1898 года, спущен на воду Корабль был вооружен главной батареей из четырех 24-сантиметровых (9,4 дюйма) орудий в двух спаренных башнях .
Кайзер Вильгельм дер Гроссе служила в главном флоте - Heimatflotte (Флот метрополии), а затем в Hochseeflotte (Флот открытого моря) - в течение первых семи лет своей карьеры. Участвовала в ряде учебных походов и маневров флота, прежде всего в Северном и Балтийском морях . Ее карьера в мирное время была относительно спокойной, и с ней не произошло ни одного несчастного случая. Он был выведен из эксплуатации для капитальной реконструкции в 1908–10, после чего был направлен в Резервный дивизион со своими четырьмя однотипными кораблями , все из которых к тому времени были по существу устаревшими.
С началом Первой мировой войны в 1914 году линкор и его сестры были снова приняты на действительную службу в качестве V боевой эскадры Флота открытого моря и направлены для береговой обороны в Северном море. Их также ненадолго перебросили в Прибалтику, но никаких действий не последовало. В 1915 году корабли снова были выведены из эксплуатации и переведены на второстепенные задачи. Kaiser Wilhelm der Grosse использовался в качестве корабля-базы в Киле, а затем и как корабль-мишень для торпед . После войны Версальский договор значительно сократил размер немецкого флота. Судно было продано на слом немецкой компании и разобрано в 1920 году.
Дизайн
[ редактировать ]После того, как немецкий Kaiserliche Marine (Императорский флот) заказал четыре «Бранденбург» класса линкора в 1889 году, сочетание бюджетных ограничений, оппозиции в Рейхстаге (Императорском сейме) и отсутствия последовательного плана флота задержало приобретение дальнейших линкоров. Бывший секретарь Reichsmarineamt ( Управления Имперского военно-морского флота) Лео фон Каприви стал канцлером Германии в 1890 году, а -адмирал (вице-адмирал) Фридрих фон Гольманн новым секретарем Reichsmarineamt стал вице . Холлманн запросил первый «Кайзер Фридрих III» класса линкор до дредноута в 1892 году, но франко-российский союз , подписанный годом ранее, обратил внимание правительства на расширение бюджета армии. Парламентская оппозиция вынудила Холлмана отложить проект до следующего года, когда Каприви высказался в пользу проекта, отметив, что недавняя военно-морская экспансия России поставила под угрозу побережье Германии в Балтийском море . В конце 1893 года Холлманн представил смету военно-морского флота на 1894–1895 бюджетный год, и теперь Рейхстаг одобрил новый корабль; второй член этого класса последовал за ним в начале 1896 года, а третий корабль, Kaiser Wilhelm der Grosse , был утвержден для бюджета следующего года. [ 1 ]
Кайзер Вильгельм дер Гроссе 125,3 м (411 футов 1 дюйм) имел общую длину , ширину 20,4 м (66 футов 11 дюймов) и осадку 7,89 м (25 футов 11 дюймов) вперед и 8,25 м (27 футов 1 дюйм). кормовой. Водоизмещение полной 11 097 т (10 922 длинных тонны ) по проекту и до 11 785 т (11 599 длинных тонн) при нагрузке . Корабль был оснащен тремя 3-цилиндровыми вертикальными тройного расширения, паровыми машинами приводившими в движение три гребных винта . Пар вырабатывался четырьмя котлами морского типа и восемью цилиндрическими котлами , все из которых сжигали уголь и выпускались через пару высоких воронок . Силовая установка кайзера Вильгельма дер Гроссе имела мощность 13 000 лошадиных сил (12 820 л.с.; 9 560 кВт ), что обеспечивало максимальную скорость 17,5 узлов (32,4 км/ч; 20,1 миль в час). Радиус плавания составлял 3420 морских миль (6330 км; 3940 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). У нее был обычный экипаж из 39 офицеров и 612 рядовых. [ 2 ]
Вооружение корабля состояло из четырех 24-см (9,4 дюйма) орудий SK L/40 в двухорудийных башнях . [ с ] одна носовая и одна кормовая части центральной надстройки по осевой линии . Ее вторичное вооружение состояло из восемнадцати 15-см (5,9-дюймовых) орудий SK L/40, установленных в башнях и казематах . Ближнюю защиту от торпедных катеров обеспечивала батарея из двенадцати скорострельных орудий SK L/30 калибра 8,8 см (3,5 дюйма), установленных в казематах. Она также несла двенадцать пулеметов калибра 3,7 см (1,5 дюйма) . диаметром 45 см (17,7 дюйма) Шесть торпедных аппаратов устанавливались в надводных вертлюжных установках. корабля Поясная броня имела толщину 300 мм (12 дюймов), а толщина основной броневой палубы - 65 мм (2,6 дюйма). и Боевая рубка башни ГК были защищены бронёй толщиной 250 мм (9,8 дюйма), а вспомогательные казематы получили защиту 150 мм (5,9 дюйма). [ 2 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Строительство и раннее обслуживание
[ редактировать ]Кайзер Вильгельм II , император Германии, считал, что сильный флот необходим стране для расширения своего влияния за пределы континентальной Европы. Он инициировал программу расширения военно-морского флота в конце 1880-х годов; Первыми линкорами, построенными по этой программе, были четыре корабля типа «Бранденбург» . Сразу за ними последовали пять линкоров типа «Кайзер Фридрих III» , из которых «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» был третьим. [ 4 ] Ее киль был заложен 22 января 1898 года на верфи Germaniawerft в Киле . [ 5 ] как строительный номер 22. Она была заказана под контрактным названием Ersatz König Wilhelm , [ д ] на замену устаревшего броненосного фрегата «Кёниг Вильгельм» . [ 2 ] Ее запланированный спуск на воду 29 апреля 1899 года был отложен до 1 июня после того, как сильный пожар на верфи повредил стапель . Луиза , великая герцогиня Баденская, окрестила корабль в честь своего отца Вильгельма I Германского , тезки корабля. Вильгельм II произнес пусковую речь на корабле в честь своего деда. После завершения достроечных работ 19 февраля 1901 года начались ходовые испытания на верфи, а 18 марта последовали приемочные испытания. Они были завершены к маю, и мая она была официально введена в эксплуатацию 5 . [ 5 ] В том же году Эрих Редер , который впоследствии командовал Кригсмарине во время Второй мировой войны , был назначен вахтенным офицером на ее борту. [ 6 ]
После ввода в строй в 1901 году «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» присоединился к своим родственным кораблям в I эскадре Heimatflotte ( Флот Метрополии). [ 7 ] После того, как ее сестра «Кайзер Фридрих III» села на мель и ее пришлось поставить в док для ремонта, кайзер Вильгельм дер Гроссе I эскадры сменил ее на посту флагмана , которой командовал принц Генрих , брат Вильгельма II. Она занимала этот пост до 24 октября, когда кайзер Фридрих III вернулся на службу. Тем временем кайзер Вильгельм дер Гроссе присутствовал на «Кильская неделя» парусной регате в июне и на открытии памятника в Морской академии (Военно-морской академии) в Киле. [ 5 ] В конце июля он возглавил эскадру в круизе к испанским водам, и, стоя в доке в Кадисе , они встретились с линкорами класса «Бранденбург», возвращавшимися из вод Восточной Азии. 1-я эскадрилья вернулась в Киль к 11 августа, хотя позднее прибытие «Бранденбургов » задержало участие 1-й эскадрильи в ежегодных осенних тренировках флота. Маневры начались с учений в Немецкой бухте , за которыми последовала учебная атака на укрепления в нижней части Эльбы . Артиллерийские учения прошли в Кильском заливе перед тем, как флот направился в Данцигский залив , где маневры завершились 15 сентября. Кайзер Вильгельм дер Гроссе и остальная часть I эскадрильи в декабре отправились в свой обычный зимний круиз в Норвегию, который включал остановку в Осло с 7 по 12 декабря. [ 8 ]
предшествовавший дредноуту, 13 декабря новый линкор «Виттельсбах», сел на мель у Корсора ; Кайзер Вильгельм дер Гроссе взял ее на буксир обратно в порт. [ 5 ] I эскадрилья отправилась в короткий круиз по западной части Балтийского моря, затем предприняла большой круиз вокруг Британских островов , который длился с 25 апреля по 28 мая. Индивидуальные и эскадренные маневры проходили с июня по август и прерывались лишь рейсом в Норвегию в июле. Ежегодные маневры флота начались в августе на Балтике и завершились в Северном море смотром флота в Нефритовой бухте . [ 9 ] Во время учений « Кайзер Вильгельм дер Гроссе» был приписан к « вражеским » силам, как и несколько его однотипных кораблей. Перед «вражескими» силами сначала была поставлена задача не допустить прохождения «немецкой» эскадры через Большой пояс в Балтику. Затем кайзеру Вильгельму дер Гроссе и нескольким другим линкорам было поручено прорваться в устье реки Эльбы, где канал кайзера Вильгельма и Гамбург можно было захватить . «Враждебная» флотилия справилась с этими задачами за три дня. [ 10 ] Очередной зимний круиз состоялся 1–12 декабря. [ 9 ]
В 1903 году флот, состоявший всего из одной эскадры линейных кораблей, был реорганизован в «Действующий боевой флот». Кайзер Вильгельм дер Гроссе остался в I эскадре вместе со своими родственными кораблями и новейшими «Виттельсбах» линкорами класса , в то время как старые корабли класса «Бранденбург» были помещены в резерв для восстановления. [ 11 ] Первая четверть 1903 года прошла в обычном порядке учебных учений. Эскадра отправилась в учебный поход по Балтике, а затем с 7 мая по 10 июня — в Испанию. В июле I эскадрилья отправилась в ежегодный круиз в Норвегию. [ 9 ] Осенние маневры состояли из учений по блокаде в Северном море, похода всего флота сначала в воды Норвегии, а затем в Киль в начале сентября и, наконец, в учебное нападение на Киль. Учения завершились 12 сентября. [ 12 ] Зимний круиз начался 23 ноября в восточной части Балтики и продолжился до Скагеррака 1 декабря. [ 13 ]
1904–1914
[ редактировать ]I эскадрилья провела свои первые учения 1904 года в Скагерраке с 11 по 21 января. Дальнейшие учения эскадрильи последовали с 8 по 17 марта. В мае в Северном море прошли крупные учения флота, а в июле 1-я эскадрилья и 1-я разведывательная группа посетили Великобританию, остановившись в Плимуте 10 июля. Немецкий флот отправился 13 июля в Нидерланды; I эскадрилья бросила якорь во Флиссингене На следующий день . Там корабли посетила королева Вильгельмина . I эскадрилья оставалась во Флиссингене до 20 июля, а затем отправилась в круиз по северной части Северного моря вместе с остальным флотом. Эскадра остановилась в Мольде , Норвегия, 29 июля, а остальные части отправились в другие порты. [ 14 ] Флот собрался 6 августа и направился обратно в Киль, где 12 августа провел имитацию атаки на гавань. Затем флот начал подготовку к осенним маневрам, которые начались 29 августа на Балтике. 3 сентября флот перешел в Северное море , где принял участие в крупных учениях по высадке десанта , после чего корабли доставили сухопутные войска 9-го корпуса , участвовавшие в учениях, в Альтону для парада, устроенного Вильгельмом II. сентября корабли провели свой собственный парад в честь кайзера у острова Гельголанд Затем 6 . Через три дня флот вернулся на Балтику через канал кайзера Вильгельма, где участвовал в дальнейших десантных учениях с IX корпусом и гвардейским корпусом . 15 сентября маневры завершились. [ 15 ] I эскадрилья отправилась в зимний тренировочный поход, на этот раз в восточную часть Балтики, с 22 ноября по 2 декабря. [ 16 ]
Корабли I эскадры совершили пару учебных походов с 9 по 19 января и с 27 февраля по 16 марта 1905 года. Затем последовали индивидуальные тренировки кораблей и эскадрилий с упором на артиллерийские учения. 12 июля флот начал крупные учения в Северном море. Затем флот прошел через Каттегат и остановился в Копенгагене и Стокгольме . Летний круиз закончился 9 августа; осенние маневры, которые обычно должны были начаться вскоре после этого, были отложены из-за визита британского флота под Ла-Маншем в том же месяце. Британский флот остановился в Данциге , Свинемюнде и Фленсбурге , где его встретили части германского флота; Кайзер Вильгельм дер Гроссе и основной немецкий флот по этому случаю стояли на якоре в Свинемюнде. Влияние визита было уменьшено продолжающейся англо-германской гонкой военно-морских вооружений. [ 17 ] [ 18 ] В результате британского визита осенние маневры 1905 года были значительно сокращены - с 6 до 13 сентября и состояли только из учений в Северном море. Первые учения предполагали военно-морскую блокаду Немецкой бухты, а вторые предполагали попытку вражеского флота прорвать оборону Эльбы. [ 19 ] Во время учений кайзер Вильгельм дер Гроссе получил Кайзеровскую награду (приз за стрельбу) за отличную артиллерийскую стрельбу в I эскадрилье. [ 5 ] В октябре корабль был переведен в I дивизион II эскадры. [ 20 ] В начале декабря I и II эскадрильи отправились в свой очередной зимний поход, на этот раз в Данциг, куда прибыли 12 декабря. На обратном пути в Киль флот провел тактические учения. [ 21 ]
Зимой 1906–1907 годов «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» подвергся капитальному ремонту в Киле, который завершился к концу апреля. [ 5 ] новейшие «Дойчланд» линкоры типа К этому времени в строй поступили ; наряду с «Брауншвейг» линкорами класса они предоставили достаточно современных линкоров для создания двух полноценных боевых эскадрилий. В результате Heimatflotte был переименован в Hochseeflotte (Флот открытого моря). [ 11 ] Начиная с 13 мая, в Северном море прошли крупные учения флота, которые продолжались до 8 июня с переходом вокруг Скагена в Балтийское море. [ 21 ] В середине июля флот начал свой обычный летний круиз в Норвегию. Флот присутствовал на дне рождения норвежского короля Хокона VII 3 августа. На следующий день немецкие корабли отправились в Гельголанд, чтобы присоединиться к проводимым там учениям. К 15 августа флот вернулся в Киль, где началась подготовка к осенним маневрам. 22–24 августа флот принял участие в учениях по высадке десанта в заливе Эккернфёрде под Килем. Маневры были приостановлены с 31 августа по 3 сентября, когда флот принимал корабли из Дании и Швеции, а также российскую эскадру с 3 по 9 сентября в Киле. [ 22 ] Маневры возобновились 8 сентября и продолжались еще пять дней. [ 23 ]
Более короткий период работы на верфи длился с 7 декабря по 27 января 1908 года. Он вернулся на флот для обычных учений мирного времени, а после завершения осенних маневров «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» был выведен из эксплуатации в Киле 21 сентября. . Его отвезли на верфь Kaiserliche Werft в Киле для масштабной модернизации, продолжавшейся до 1910 года. [ 5 ] В ходе ремонта были сняты четыре корабельных 15-см орудия и кормовой торпедный аппарат. Были добавлены две 8,8-см пушки и изменено расположение 8,8-см батареи. [ 24 ] Ее надстройка также была урезана, чтобы уменьшить склонность корабля к чрезмерной качке. [ 25 ] а корабельные трубы были удлинены. [ 24 ] После реконструкции корабль был приписан к Резервной дивизии на Балтике вместе с однотипными кораблями. Он был возобновлен 31 июля 1911 года и назначен в III эскадрилью во время ежегодных учений флота, а затем вернулся 15 сентября в резервную дивизию. Она оставалась там до конца своей карьеры в мирное время. [ 5 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]В результате начала Первой мировой войны кайзер Вильгельм дер Гроссе и ее сестры были выведены из резерва и 5 августа 1914 года мобилизованы в V боевую эскадру. Корабли готовились к войне очень медленно и не были готовы к службе в Северное море до конца августа. [ 26 ] Первоначально им была поручена береговая оборона, но они прослужили в этом качестве очень недолгое время. [ 7 ] В середине сентября V эскадра была переброшена на Балтику под командование принца Генриха. Первоначально он планировал начать крупный десантный десант против русских в Виндау , но нехватка транспорта заставила пересмотреть план. Вместо этого 5-я эскадра должна была нести десант, но это тоже было отменено после того, как Генрих получил ложные сообщения о входе британских военных кораблей в Балтийское море 25 сентября. [ 27 ] Кайзер Вильгельм дер Гроссе и ее сестры вернулись в Киль на следующий день, высадили десант, а затем направились в Северное море, где возобновили обязанности сторожевого корабля . До конца года V эскадрилья вновь была переброшена на Балтику. [ 28 ]
Принц Генрих приказал совершить набег на Готланд . 26 декабря 1914 года линкоры встретились с Балтийской крейсерской дивизией в Померанской бухте и затем вышли в боевой вылет. Двумя днями позже флот прибыл у Готланда, чтобы показать немецкий флаг, и к 30 декабря вернулся в Киль. Эскадра вернулась в Северное море для выполнения охранных обязанностей, но была выведена из строевой службы в феврале 1915 года. Нехватка подготовленных экипажей на Флоте открытого моря в сочетании с риском эксплуатации старых кораблей в военное время вызвали необходимость деактивации « Кайзера Вильгельма». дер Гроссе и ее сестры. [ 28 ] Кайзер Вильгельм дер Гросс сначала отправился в Гамбург, где 5 марта ее экипаж сократился . 30 апреля ее перевели в Киль, куда удалили остальную часть ее команды. Он был разоружен и впоследствии использовался в качестве корабля-базы. [ 29 ] В следующем году корабль использовался в качестве корабля- торпедоносца . [ 30 ] Перемирие в Компьене положило конец боевым действиям в ноябре 1918 года; согласно статье 181 ( Версальского договора формально положившего конец войне) Германии было разрешено сохранить только шесть линкоров типа « Дойчланд» или «Лотринген ». [ 31 ] 6 декабря 1919 года судно было исключено из военно-морского списка и продано судоремонтной фирме, базирующейся в Берлине . В следующем году «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» был разобран на металлолом в Киль-Нордмоле. [ 30 ]
Сноски
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «SMS» означает « Seiner Majestät Schiff » (нем. « Корабль Его Величества» ).
- ↑ На немецком языке название корабля было передано с помощью eszett , как Kaiser Wilhelm der Große . Большинство англоязычных источников заменяют eszett.
- ^ В номенклатуре орудий Императорского флота Германии «SK» ( Schnelladekanone ) означает, что орудие скорострельно; L/40 обозначает калибр . [ 3 ]
- ^ Немецкие военные корабли были заказаны под предварительными названиями. За пополнение флота давали одну букву; для кораблей, предназначенных для замены старых или утраченных судов, они были обозначены как « Эрзац (название заменяемого корабля)».
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Сондхаус , стр. 180–189, 216–218.
- ^ Jump up to: а б с Гренер , с. 15.
- ^ Грисмер , с. 177.
- ^ Хервиг , стр. 24–26.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 66.
- ^ Птица , с. 8.
- ^ Jump up to: а б Кэмпбелл и Сич , с. 141.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 44–47.
- ^ Jump up to: а б с Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 48.
- ^ Журнал RUSI , стр. 91–96.
- ^ Jump up to: а б Хервиг , с. 45.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , стр. 49.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , стр. 51.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 51–52.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , стр. 52.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , стр. 54.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 54–55.
- ^ Кэмпбелл и Сич , с. 134.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , стр. 55.
- ^ Объединенная служба , с. 335.
- ^ Jump up to: а б Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 58.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , стр. 59.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , стр. 60.
- ^ Jump up to: а б Миллер , с. 97.
- ^ Берт , стр. 1–3.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , стр. 62.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 62–63.
- ^ Jump up to: а б Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 63.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , стр. 67.
- ^ Jump up to: а б Гренер , с. 16.
- ^ Версальский договор , раздел II, статья 181.
Ссылки
[ редактировать ]- Берд, Кейт В. (2006). Эрих Редер: адмирал Третьего рейха . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-047-2 .
- Берт, Р.А. (1989). Немецкие линкоры: 1897–1945 гг . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 978-0-85368-985-0 .
- Кэмпбелл, Н.Дж.М. и Сич, Эрвин (1986). "Германия". В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 134–189. ISBN 978-0-85177-245-5 .
- «Немецкие военно-морские маневры». Журнал РУСИ . 47 . Лондон: Королевский объединенный институт оборонных исследований: 90–97. 1903. ISSN 0035-9289 .
- Грисмер, Аксель (1999). Линейные корабли Императорского флота: 1906–1918 гг.; Конструкции между конкуренцией вооружений и военно-морским правом [ Линкоры Императорского флота: 1906–1918; Конструкции между законами о конкуренции вооружений и флотом ] (на немецком языке). Бонн: Бернар и Грефе Верлаг. ISBN 978-3-7637-5985-9 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Хервиг, Хольгер (1998) [1980]. «Роскошный» флот: Императорский флот Германии 1888–1918 гг . Амхерст: Книги человечества. ISBN 978-1-57392-286-9 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 5. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN 978-3-7822-0456-9 .
- Миллер, Дэвид (2001). Иллюстрированный справочник военных кораблей мира . Оцеола: Zenith Imprint. ISBN 978-0-7603-1127-1 .
- Сондхаус, Лоуренс (1997). Подготовка к Weltpolitik: морская мощь Германии до эпохи Тирпица . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-745-7 .
- «Британский и немецкий флот». Объединенная служба . 7 . Нью-Йорк: Льюис Р. Хамерсли и компания: 328–340, 1905.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Куп, Герхард и Шмолке, Клаус-Петер (2001). Броненосные и линкоры классов «Бранденбург», «Кайзер Фридрих III», «Виттельсбах», «Брауншвейг» и «Дойчланд » [ Броненосные и линкоры классов «Бранденбург», «Кайзер Фридрих III», «Виттельсбах», «Брауншвейг» и «Дойчланд» ] (на немецком языке). Бонн: Бернар и Грефе Верлаг. ISBN 978-3-7637-6211-8 .