Jump to content

СМС Мольтке (1877)

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Мольтке в 1890-е годы как учебный корабль
История
Германская империя
Имя СМС Мольтке
Тезка Фельдмаршал Гельмут фон Мольтке Старший
Строитель Императорская верфь , Гданьск
Заложен июль 1875 г.
Запущен 18 октября 1877 г.
Завершенный 16 апреля 1878 г.
Судьба Продан на металлолом , 7 июля 1920 г.
Общие характеристики
Класс и тип «Бисмарк» типа Корвет
Смещение Полная загрузка : 2994 т (2947 длинных тонн )
Длина 82 м (269 футов)
Луч 13,7 м (44 футов 11 дюймов)
Черновик 5,2 м (17 футов 1 дюйм)
Установленная мощность
Движение
Скорость 13,9 узлов (25,7 км/ч; 16,0 миль в час)
Диапазон 2380 миль (4410 км; 2740 миль) на скорости 9 узлов (17 км/ч; 10 миль в час)
Дополнить
  • 18 офицеров
  • 386 моряков
Вооружение

SMS Moltke «Бисмарк», типа корвет построенный для Императорского флота Германии ( Kaiserliche Marine ) в конце 1870-х годов. Корабль был назван в честь прусского фельдмаршала Гельмута фон Мольтке Старшего . Она была четвертым членом класса, в который входили еще пять судов. Корветы класса «Бисмарк» были заказаны в рамках крупной программы военно-морского строительства в начале 1870-х годов и предназначались для использования в качестве разведчика флота и в длительных поездках по колониальной империи Германии. Мольтке был заложен в июле 1875 года, спущен на воду в октябре 1877 года и принят в состав флота в апреле 1878 года. Он был вооружен батареей из десяти 15-см (5,9 дюйма) орудий и имел полное корабельное вооружение в дополнение к своей паровой машине . длительные круизы за границу.

В 1880-х годах Мольтке совершил одну крупную зарубежную командировку в Южную Америку. Там она посетила порты нескольких стран Южной Америки после войны на Тихом океане и возглавила немецкую экспедицию Международного полярного года на остров Южная Георгия . Вернувшись в Германию в 1885 году, он стал учебным кораблем для кадетов , а затем и учеников моряков. Корабль служил в этом качестве с 1885 по 1908 год, в течение этого времени его деятельность заключалась в основном в учениях флота и заграничных тренировочных круизах. Эти круизы часто посещали Вест-Индию и Средиземное море . В октябре 1910 года его исключили из военно-морского регистра , переоборудовали в казарменный корабль и направили в школу подводных лодок в Киле . В октябре 1911 года «Мольтке» был переименован в «Ахерон» и прослужил в этом качестве до 1920 года, когда в июле был продан судоразделщикам и впоследствии разобран на металлолом .

Неопознанный «Бисмарк». корвет класса

Шесть кораблей класса «Бисмарк» были заказаны в начале 1870-х годов для пополнения немецкого флота крейсерских военных кораблей, который в то время опирался на несколько кораблей двадцатилетней давности. Мольтке и ее однотипные корабли предназначались для патрулирования колониальной империи Германии и защиты экономических интересов Германии во всем мире. [ 1 ]

Олтке 82 метра (269 футов) имел общую длину , ширину 13,7 м (44 фута 11 дюймов) и осадку вперед 5,2 м (17 футов 1 дюйм). Водоизмещение ее водоизмещением 2994 метрических тонны (2947 длинных тонн ) при полной загрузке . Экипаж корабля состоял из 18 офицеров и 386 рядовых. Она была оснащена единственным морским паровым двигателем , который приводил в движение один двухлопастной винтовой винт , а пар вырабатывался четырьмя угольными жаротрубными котлами , что давало ей максимальную скорость 13,9 узлов (25,7 км/ч; 16,0 миль в час). 2334 лошадиных силы (2302 л.с. ). Радиус плавания составлял 2380 морских миль (4410 км; 2740 миль) при скорости 9 узлов (17 км/ч; 10 миль в час). При постройке «Мольтке» был оснащен полным корабельным вооружением , но позже оно было сокращено. [ 2 ] [ 3 ]

Мольтке имел на вооружении батарею из калибра 15 см (5,9 дюйма) 22 калибра (кал.) десяти скорострельных орудий и двух 8,8 см (3,5 дюйма) калибра 30 кал. пистолеты. Она также несла шесть 37-мм (1,5 дюйма) револьверных пушек Гочкиса . [ 2 ] [ 3 ]

История обслуживания

[ редактировать ]

Мольтке был первым Бисмарка класса заложенным представителем ; строительство началось в июле 1875 года под контрактным названием Ersatz Arcona на Kaiserliche Werft (Императорской верфи) в Данциге . шла медленнее, Работа над Мольтке чем над ее сестрой Бисмарком , поскольку государственные верфи не были столь опытными, как частные строители, такие как Norddeutsche Schiffbau AG , построившие Бисмарк ; Мольтке оказался четвертым членом этого класса, который был запущен в эксплуатацию, и в результате класс носил не Мольтке а . имя Бисмарка, На церемонии спуска на воду 18 Мольтке октября 1877 года адмирал Альбрехт фон Штош окрестил корабль в присутствии тезки корабля, генерал-фельдмаршала (фельдмаршала) Гельмута фон Мольтке . Достроечные работы были завершены к апрелю 1878 года, и 16 числа он был сдан в эксплуатацию. 28–29 апреля ее перевели в Киль , где было установлено ее вооружение и другое последнее оборудование. 18 ноября она начала ходовые испытания , которые завершились 21 декабря. [ 4 ]

Развертывание в Южной Америке

[ редактировать ]
Карта Королевского залива (красным), куда Мольтке привез Международного полярного года . экспедицию

Мольтке была официально активирована 1 апреля 1881 года для командировки в Южную Америку, которую она начала 17 апреля. После прибытия в Вальпараисо , Чили, 14 июля, он сменил корвет «Ариадна» и проследовал в Кокимбо , Чили, где беспорядки из-за победы Перу в войне на Тихом океане угрожали немцам в городе. Она прибыла туда 19 июля и оставалась там до середины сентября, а затем в течение следующих двух месяцев посетила несколько портовых городов Перу. После этого Мольтке отправился дальше на север и посетил города Центральной Америки , включая Сан-Хосе, Коста-Рика . 16 февраля 1882 года Мольтке вернулся в Вальпараисо и 14 марта отплыл на север, в Кокимбо. Она оставалась там до 17 мая, когда отбыла в Монтевидео , Уругвай, но из-за сильных штормов в Магеллановом проливе заставила ее ждать, и она смогла добраться до Монтевидео только в конце июня. [ 4 ]

В Монтевидео Мольтке отправился в научную экспедицию, которую Германия внесла в первый Международный полярный год , которая должна была провести год на острове Южная Георгия, проводя научные наблюдения за рядом явлений, включая возмущения в геомагнитном поле . Мольтке покинул Монтевидео с экспедицией на борту 23 июля, а их оборудование было доставлено на борт HSDG парохода SS Rio ; Два корабля прибыли на остров 12 августа, преодолев сильное волнение и айсберги . На поиск подходящего места для посадки ушло больше недели, и 21 августа ученые сошли на берег в месте, известном сейчас как гавань Мольтке, на северной стороне Королевской бухты , названной в честь корабля. [ 5 ] [ 6 ] 24 августа с помощью экипажа они закончили разгрузку оборудования и установку жилья, а 3 сентября Мольтке отбыл для выполнения других задач. В следующем году прибыл корвет «Мари», чтобы забрать экспедицию. [ 7 ]

Покинув остров Южный Джордж, Мольтке отплыл в Порт-Стэнли на Фолклендских островах , а оттуда вернулся на западное побережье Южной Америки. Начиная с 20 октября она посетила несколько чилийских портов и острова Хуана Фернандеса . Она вернулась в Вальпараисо в конце января 1883 года, где встретила корвет « Лейпциг» . Лейпциг отправился посетить Гавайи, а Мольтке остался за пределами Южной Америки, хотя он отправился на север, чтобы совершить поездку по Перу и Эквадору, начиная с 28 февраля. Вернувшись в Вальпараисо, Мольтке получил приказ вернуться в Германию 8 июля. Проходя через Магелланов пролив, она проводила обследование прибрежных вод. 4 августа она встретила свою замену, Мари , прежде чем продолжить путь на север, в Атлантику. По пути Мольтке остановилась в Порто-Гранде на островах Зеленого Мыса и достигла Киля 2 октября; там она была выведена из эксплуатации 23 октября. [ 7 ]

Учебный корабль

[ редактировать ]
Иллюстрация Мольтке в сильном море

Мольтке вернулся в строй 15 апреля 1885 года для использования в качестве учебного корабля для военно-морских кадетов . Вскоре после этого он отправился в учебный круиз по Балтийскому морю , а 20 мая начал тур по норвежским портам. Затем она пересекла северную Атлантику и направилась в Исландию, остановившись в Беруфьордуре и посетив Рейкьявик . Она покинула Исландию и 2 июля остановилась в Лох-Суилли , Ирландия, где пробыла месяц. Затем она отплыла в Портсмут , Великобритания, где 15 августа получила приказ немедленно вернуться в Германию, чтобы присоединиться к Учебной эскадре, которая должна была участвовать в ежегодных учениях флота с 30 августа по 23 сентября. После завершения маневров 25 сентября он отправился в Kaiserliche Werft в Киле для проведения технического обслуживания в рамках подготовки к следующему тренировочному походу. [ 8 ]

Мольтке вернулся в учебную эскадру 1 октября, а 11 октября корабли отправились в следующий тренировочный круиз в Вест-Индию . По пути эскадра остановилась в Сан-Висенте, Кабо-Верде , с 13 по 30 ноября, в период напряженности между Германией и Испанией из-за конкурирующих претензий на Каролинские острова в центральной части Тихого океана. После разрешения конфликта кораблям было приказано продолжить плавание. Находясь в Вест-Индии, Мольтке посетил Порт-оф-Спейн . Корабли вернулись в Вильгельмсхафен 27 марта 1886 года, где эскадра была расформирована. В апреле Мольтке отправился в Kaiserliche Werft в Киле на капитальный ремонт, после чего эскадрилья была переформирована для 1886 учебного года. В ходе маневров флота в августе и сентябре корабли несли службу в составе II дивизии. 14 октября эскадра начала зимний тренировочный поход, который снова отправился в Вест-Индию и завершился в Вильгельмсхафене 30 марта 1887 года. [ 9 ]

Мольтке отправилась в Киль 3 июня, чтобы принять участие в торжестве по случаю начала строительства канала кайзера Вильгельма , после чего приняла участие в ежегодных маневрах флота. 1 октября Учебная эскадра начала зимний поход в Средиземное море, а в декабре, находясь в Сан-Ремо , они приняли участие в военно-морском смотре тогдашнего наследного принца Фридриха Вильгельма , который сменил своего отца, кайзера Вильгельма I, после смерти последнего. 9 марта 1888 г. Корабли вернулись в Вильгельмсхафен 10 апреля, после чего Мольтке через восемь дней отправился в Киль для очередного капитального ремонта. Учебный год 1888 года был прерван смертью Фридриха Вильгельма, просидевшего на троне всего три месяца, и следующим занятием Мольтке стала поездка в русские и скандинавские порты для нового кайзера Вильгельма II . В августе и сентябре последовали ежегодные маневры флота, а 29 сентября начался зимний тренировочный поход в Средиземное море. Мольтке посетил многочисленные порты Греции, Австро-Венгрии , Италии и Османская империя до того, как эскадра вернулась в Вильгельмсхафен 16 апреля 1889 года. Затем эскадрилья была расформирована, а Мольтке был выведен из эксплуатации. 30 апреля [ 9 ]

Иллюстрация Мольтке под парусом, ок. 1895 г.

Корабль был передан в Kaiserliche Werft в Киле для обширной реконструкции, которая включала новые котлы, новые скорострельные орудия, а также размещение до 50 кадетов и 210 Schiffsjungen (учеников моряков). Ее такелаж также был уменьшен. 1 января 1891 года он был официально зачислен в список учебных кораблей и вернулся в строй 7 апреля; на церемонии ввода в эксплуатацию присутствовали тезка корабля и Вильгельм II. Всего через три недели, 28 апреля, Мольтке пришлось отправить делегацию в Берлин на похороны Мольтке, который умер четырьмя днями ранее. Мольтке 15 июня отправился в очередной тренировочный круиз, посетив Вест-Индию, Ла-Гуайру , Венесуэлу, и Баию-Бланку , Аргентина. На обратном пути в Германию она остановилась в Норфолке , США, 13 июня 1892 года и на острове Уайт для участия в регате Каус в начале августа. Здесь она присоединилась к Вильгельму II на борту его яхты « Гогенцоллерн» , а затем продолжила свой путь в Киль, прибыв туда 9 августа. Сразу после этого он присоединился к маневрам флота и был выведен из эксплуатации 30 сентября после их завершения. [ 9 ]

Мольтке вернулась в строй 5 апреля 1893 года и провела обучение в Балтийском море, которое продолжалось до 8 июня. В этот период на нем произошла серьезная авария 24 мая, когда пароход SS Helene случайно столкнулся с одной из Мольтке шлюпок результате чего ее, в и опрокинул погибли шесть Schiffsjungen . Мольтке присоединился к маневрам флота в составе III дивизии, которые начались 20 августа и продолжались до 22 сентября. Зимний круиз начался 14 октября и направился по Средиземному морю. Мольтке посетила Пирей 21 января 1894 года, где ее посетили Вильгельм II, его сестра София Прусская и ее муж, наследный принц Константин Греции . Вильгельм организовал визит, несмотря на возражения канцлера Лео фон Каприви , который выступал против дружественного визита из-за прекращения греческим правительством выплат по иностранным займам, многие из которых принадлежали Германии. Через неделю Мольтке отправилась на Корфу , где пробыла четыре недели. [ 10 ]

Пока Мольтке находилась на Корфу, она получила приказ плыть в Аббазию , где кайзерин Фридрих останавливался на курорте . Мольтке взял кайзерину Фридрих на борт и доставил ее в Фиуме она встретилась с австро-венгерским кайзером Францем Иосифом I. , где 29 марта 6 апреля Франц Иосиф I также поднялся на борт корабля, чтобы совершить поездку в Полу для военно-морского смотра австро-венгерского флота . Затем Мольтке отвез кайзерину Фридрих в Венецию с 16 по 18 апреля, где она встретилась с итальянским королем Умберто I. 28 апреля Мольтке отправился обратно в Германию и 18 июня прибыл в Киль. 14 августа она вернулась в Учебную эскадрилью, которая в ходе маневров флота стала II эскадрильей. Ежегодный зимний круиз последовал 25 сентября, на этот раз в Вест-Индию и завершившийся 22 марта 1895 года. [ 11 ]

После этого Мольтке приступил к индивидуальным тренировкам, однако в июне они были прерваны празднованием открытия канала кайзера Вильгельма. Затем Мольтке отправилась в круиз по Балтике, который продлился до 12 июля, после чего посетила Эдинбург , Шотландия. Она вернулась в Германию для участия в ежегодных маневрах, которые длились с 13 августа по 17 сентября. Неделю спустя она отправилась в зимний круиз по Средиземному морю; находясь в Кадисе , Марокко, она получила приказ как можно быстрее проследовать в Смирну в Османской империи, поскольку беспорядки в этом районе угрожали немцам в городе. Она прибыла туда 15 ноября, присоединившись к авизо Лорелей , ставшему кораблём в Константинополе . В январе 1896 года Мольтке была отозвана для продолжения своих тренировочных обязанностей, и она посетила многочисленные порты региона, включая Мессину , Хайфу , Порт-Саид и Неаполь . Она вернулась в Киль 23 марта и отправилась на верфь для очередного капитального ремонта. [ 11 ]

Программа обучения на 1896 год началась 12 мая с круиза по Балтике, за которым последовал визит в Великобританию и Ирландию, который начался 26 июня. Путешествуя по стране, Мольтке 17 июля случайно села на мель у Гебридских островов , но смогла выбраться, не получив никаких повреждений. Она вернулась в Киль 2 августа, после чего присоединилась к III дивизии для ежегодных маневров флота. 26 сентября начался зимний круиз в Вест-Индию, но, находясь в Мадьере , Мольтке был направлен на побережье Сирии в Османской империи, чтобы защитить интересы Германии в этом районе, которому угрожали гражданские беспорядки. В этой операции к ней присоединились ее сестры Штош , Штейн и Гнейзенау . Мольтке смог вернуться в Германию, покинув Александрию 10 февраля 1897 года и прибыв в Вильгельмсхафен 17 марта. Затем она переехала в Киль, и по пути в результате аварии на одной из ее якорных цепей пострадали 13 человек. Он был выведен из эксплуатации в Киле 14 апреля на ремонт. [ 11 ]

Мольтке в 1898 году в Киле.

Корабль оставался в строю до 5 апреля 1898 года, когда его снова ввели в строй; Учебные походы по Балтике пришлось прекратить 16 июня из-за вспышки кори среди экипажа корабля. В июле она начала тур по норвежским портам, включая остановки в Ларвике , Бергене и Одде , где 7 июля встретилась с Гогенцоллерном и ависо Хелой . Затем Мольтке и Гогенцоллерн отправились в Дронтейм , а затем Мольтке один отправился в Леруик на Шетландских островах . Она вернулась в Киль 30 июля. Во второй половине августа она служила в V дивизии на маневрах флота, а 3 сентября уехала в круиз в Вест-Индию. Пока она была в этом районе, Соединенные Штаты победили Испанию в испано-американской войне , а Германия опасалась, что беспорядки на Кубе будут угрожать немцам, поэтому ее отправили в Гавану . В ее присутствии оказалось ненужным, и 10 января 1899 года она покинула город и вернулась в Киль, прибыв туда 23 марта. [ 12 ]

24 мая 1899 года Мольтке отправился в еще один круиз по Балтике, за которым последовал еще один круиз в Вест-Индию 5 июля. Это путешествие включало посещение портов Южной Америки, включая Рио-де-Жанейро . С 22 по 29 декабря она гостила в Шарлотте-Амалии на острове Сент-Томас . Она посетила Новый Орлеан с 10 по 20 января 1900 года, впервые немецкий военный корабль остановился в городе, а затем вернулась в Германию и прибыла в Киль 25 марта. Несколько круизов по Балтике последовало в период с 25 мая по 28 июля, а затем еще раз с 11 августа по 12 сентября, причем последний период включал посещение Стокгольма , Копенгагена и Ставангера . 17 сентября он отправился в очередной круиз по Средиземному морю, а находясь в Гибралтаре с 9 по 14 октября, 200 человек экипажа организовали церемонию поминовения на кладбище, где погиб экипаж корвета Данциг , погибшего в битве при Трес-Форкас. в 1856 году. 7 декабря Мольтке остановилась в Бейруте , где ее командир принял участие в церемонии у могилы Саладин . Она посетила другие порты региона и 24 января 1901 года вошла в Дарданеллы , получив разрешение от султана Абдул Хамида II Османской империи . Она покинула пролив 30 января и вернулась в Киль 24 февраля. [ 13 ]

Корабль был отремонтирован по возвращении в Германию перед началом гидрографического исследования Адлергрунда « 21 мая, где ранее в том же году линкор Кайзер Фридрих III» был сильно поврежден. Изыскательские работы завершились 18 июня, а 1 августа она начала ежегодный тренировочный круиз, который начался с посещения Копенгагена и Фарерских островов и продолжился в Вест-Индии, где конфликт между Венесуэлой и Колумбией поставил под угрозу экономические интересы Германии. Она покинула этот район 19 декабря и направилась на север, в Балтимор , прибыв туда 24 января 1902 года, а затем посетив Вашингтон, округ Колумбия , где ее посетил президент Теодор Рузвельт , а затем остановившись в Аннаполисе , где находится Военно-морская академия США . Затем она вернулась через Атлантику, остановившись в Дартмуте, чтобы отпраздновать закладку краеугольного камня нового здания Королевского военно-морского колледжа . Мольтке прибыл в Киль 20 марта. [ 14 ]

Мольтке работает тендером лодок подводных

Учебный круиз по Балтике последовал с 17 мая по 17 июня, после чего Мольтке отправился в следующий крупный зарубежный круиз с остановками в Стокгольме, Дронтхайме и Фуншале по пути к Средиземному морю. Он совершил круиз по западной оконечности Средиземного моря с 1 января 1903 года и вернулся в Киль 24 марта. 6 апреля на корабле вспыхнул пожар, что потребовало ремонта в Kaiserliche Werft в Киле, который длился примерно пять недель. Затем она отправилась в круиз по Балтике, а 7 августа отправилась в еще один круиз по Средиземному морю. Остановки во время этого путешествия включали Фиуме, Корфу и Константинополь; сильные штормы вынудили ее остановиться в Сантандере, Испания . Корабль вернулся в Киль 21 марта 1904 года. Как обычно, 16 мая последовал круиз по Балтике, после чего он отправился в еще один круиз в Вест-Индию и Соединенные Штаты, который завершился 17 марта 1905 года. Корабль был списан в Киль 31 марта на капитальный ремонт. [ 15 ]

Мольтке оставался в строю до 4 апреля 1907 года, когда он был повторно введен в эксплуатацию в последний раз. Она совершила круиз по Балтике, за которым последовало путешествие в воды Южной Америки, включавшее посещение Рио-де-Жанейро и тур по Вест-Индии. Это оказался последний раз, когда Мольтке выходил в море; она вернулась в Киль 23 марта 1908 года, где была выведена из эксплуатации 7 апреля, ее место в Учебной эскадре занял защищенный крейсер «Герта» . Мольтке был исключен из военно-морского регистра 24 октября 1910 года и направлен в школу подводных лодок в Киле. Затем его переоборудовали в казарму и 28 октября 1911 года переименовали в Ахерон, чтобы ее имя можно было использовать для обозначения линейного крейсера Мольтке , который только что поступил в строй. «Ашерон» прослужил в этом качестве до 7 июля 1920 года, когда был продан, а затем расформирован . [ 15 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Сондхаус , стр. 116–117, 136–137.
  2. ^ Jump up to: а б Гренер , с. 44.
  3. ^ Jump up to: а б Лион , с. 251.
  4. ^ Jump up to: а б Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 106.
  5. ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 106–107.
  6. ^ «USGS GNIS: гавань Мольтке» . Проверено 17 ноября 2017 г.
  7. ^ Jump up to: а б Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 107.
  8. ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 107–108.
  9. ^ Jump up to: а б с Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 108.
  10. ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 108–109.
  11. ^ Jump up to: а б с Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 109.
  12. ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 109–110.
  13. ^ Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , стр. 110.
  14. ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 110–111.
  15. ^ Jump up to: а б Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 111.
  • Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-790-6 .
  • Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 6. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN  3-7822-0237-6 .
  • Лион, Хью (1979). "Германия". В Гардинере, Роберт; Шено, Роджер; Колесник, Евгений М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN  978-0-85177-133-5 .
  • Сондхаус, Лоуренс (1997). Подготовка к Weltpolitik: морская мощь Германии до эпохи Тирпица . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-55750-745-7 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Додсон, Эйдан ; Ноттельманн, Дирк (2021). Крейсеры Кайзера 1871–1918 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-68247-745-8 .
  • Ноттельманн, Дирк (2022). Райт, Кристофер С. (ред.). «От «деревянных стен» к «новозаветным кораблям»: Развитие немецкого броненосного крейсера 1854–1918 гг., Часть II: «Железные крейсеры» ». Военный корабль Интернешнл . ЛИКС (3): 197–241. ISSN   0043-0374 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 21b40b862612fe77072f26b79a53a7b4__1712561880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/21/b4/21b40b862612fe77072f26b79a53a7b4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SMS Moltke (1877) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)