«Бисмарк» Корвет типа
Штейн на якоре в 1893 году.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Строители | AG Vulcan , Imperial Shipyard Danzig и Norddeutsche Schiffbau. |
Операторы | Императорский флот Германии |
Предшественник | Лейпциг класс |
Преемник | Каролы класс |
Построен | 1875–1880 |
В комиссии | 1878–1910 |
Завершенный | 6 |
Потерянный | 1 |
Списано | 5 |
Общие характеристики | |
Тип | Винтовой корвет |
Смещение | Полная загрузка : от 2994 до 3386 т (от 2947 до 3333 длинных тонн ) |
Длина | 82–82,5 м (269 футов 0 дюймов – 270 футов 8 дюймов) |
Луч | 13,7 м (44 футов 11 дюймов) |
Черновик | От 5,2 до 5,68 м (от 17 футов 1 дюйм до 18 футов 8 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение | |
Скорость | От 12,5 до 13,9 узлов (от 23,2 до 25,7 км/ч; от 14,4 до 16,0 миль в час) |
Диапазон | 2380 миль (4410 км; 2740 миль) на скорости 9 узлов (17 км / ч; 10 миль в час) |
Дополнить |
|
Вооружение |
|
Корветы «Бисмарк» класса — это класс из шести корветов, построенных для немецкой Kaiserliche Marine (Императорский флот) в 1870-х годах. Шестью кораблями были «Бисмарк» , «Блюхер» , «Штош» , «Мольтке» , «Гнейзенау» и «Штайн» . Корветы класса «Бисмарк» были заказаны в рамках крупной программы военно-морского строительства в начале 1870-х годов и предназначались для использования в качестве разведчиков флота и в длительных поездках по колониальной империи Германии. Корабли были вооружены батареей из десяти-шестнадцати 15-см (5,9 дюйма) орудий и имели полное корабельное вооружение в дополнение к своей паровой машине в длительных круизах за границу. Один корабль, «Блюхер» , вскоре после завершения строительства был переоборудован в торпед корабль для испытаний и обучения , заменив его орудия различными торпедными установками.
Большинство членов класса на протяжении всей своей карьеры отправлялись в длительные зарубежные круизы, часто для поддержки расширения колониальной империи Германии в 1880-х годах. Мольтке поддержал одну из немецких экспедиций к Международному полярному году в 1882 году. Бисмарк участвовал в захвате колонии Камерун в 1884 году, а она, Гнейзенау и Штош использовались для обеспечения протектората Витуланд в 1885–1886 годах, что позже стала Германской Восточной Африкой . Члены этого класса также совершали круизы по Южной Америке, чтобы защитить интересы Германии, особенно во время войны на Тихом океане .
«Блюхер» и «Штайн» всю свою карьеру служили учебными кораблями: первый тренировал большинство немецких торпедных экипажей в период с 1880-х по 1900-е годы, а второй использовался для обучения морских кадетов и учеников моряков. «Гнейзенау» , «Мольтке» и «Штош» в дальнейшем также использовались в качестве учебных кораблей. В этой роли они использовались для дальних тренировочных походов, прежде всего в Вест-Индию и Средиземное море . «Бисмарк» был первым представителем этого класса, от которого пришлось избавиться: его переоборудовали в казарменный корабль. в 1891 году «Гнейзенау» потерпел крушение у берегов Малаги во время шторма . Блюхер был сильно поврежден взрывом котла в 1907 году и впоследствии продан. В том же году «Штош» был продан на металлолом , а в 1908 году «Штайн» также был переоборудован в казарменный корабль. Мольтке продолжал служить до 1910 года, когда он был выведен из эксплуатации; в следующем году ее тоже переоборудовали в корабль-казарму и переименовали в «Ашерон» . Оставшиеся в живых члены класса были расформированы в 1920 году после окончания Первой мировой войны .
Дизайн
[ редактировать ]Когда в 1870-х годах коммерческие интересы Германии начали расширяться на зарубежные рынки Азии и Тихого океана, потребность в крейсерских военных кораблях дальнего действия становилась все более острой, особенно когда другие европейские державы начали исключать немецкий бизнес из деятельности за рубежом. [ 1 ] К середине 1870-х годов флот корветов, имеющихся в распоряжении немецкого Kaiserliche Marine (Императорского флота), быстро старел: нескольким судам уже исполнилось двадцать лет. [ 2 ] В то время военно-морские силы мира боролись с развитием паровой энергии, которая уже заменила паруса на больших броненосных военных кораблях . Крейсерским судам требовался гораздо больший радиус действия, чем броненосцам, а паровые двигатели еще не были достаточно надежными и эффективными, чтобы полагаться только на них, что вызывало необходимость сохранения традиционных парусных вооружений. [ 3 ]
После франко-прусской войны 1870–1871 годов Kaiserliche Marine начала программу расширения, направленную на усиление флота, чтобы удовлетворить требования, вызванные возросшей экономической деятельностью Германии за границей, и подготовить ее к потенциальному будущему конфликту с Францией. Военно-морское командование определило, что современные винтовые корветы необходимы для разведывательных целей, а также для крейсерских операций за границей для защиты интересов Германии за рубежом. Шесть кораблей типа «Бисмарк» были заказаны в начале 1870-х годов в рамках программы модернизации флота. [ 4 ] [ 5 ] Проект класса «Бисмарк» готовился между 1873 и 1875 годами. [ 6 ] и он был похож на «Лейпциг» класс предшествовавший ему , хотя « Бисмарк » был меньшим судном. [ 7 ]
Характеристики
[ редактировать ]Корабли класса «Бисмарк» незначительно различались по размерениям. По ватерлинии корабли имели длину от 72,18 до 72,2 метра (от 236 футов 10 дюймов до 236 футов 11 дюймов) и общую длину от 82 до 82,5 метров (от 269 футов 0 дюймов до 270 футов 8 дюймов) . Они имели ширину 13,7 м (44 фута 11 дюймов) и осадку от 5,2 до 5,68 м (от 17 футов 1 дюйма до 18 футов 8 дюймов) вперед и от 6,18 до 6,3 м (от 20 футов 3 дюйма до 20 футов 8 дюймов) в корме. . Их водоизмещение от 2756 до 2856 метрических тонн (от 2712 до 2811 длинных тонн ) в обычном режиме и до 2994–3386 тонн (от 2947 до 3333 длинных тонн) при полной загрузке . кораблей Корпуса имели поперечные железные рамы с одним слоем деревянных досок, которые были покрыты цинком во время длительных круизов за границу, где оборудование верфи было для предотвращения биообрастания недоступно. Они имели двойное дно под машинным отделением . [ 6 ] [ 7 ]
Экипаж корабля состоял из 18 офицеров и 386 рядовых, хотя позже в их карьере, когда они использовались в качестве учебных кораблей, их состав сильно различался . Их типичный состав в этой роли составлял 20 офицеров и 449 матросов, из которых 50 были военно-морскими кадетами и 210 были шиффсюнгенами (учениками моряков), хотя в Гнейзенау обычно было 17 офицеров и 443 матроса, из которых 20 были курсантами и 220 были шиффсюнгенами . «Блюхер» , всю свою карьеру проведший в качестве учебного торпедного корабля, имел численность экипажа от 14 до 34 офицеров и от 287 до 494 матросов. На каждом корабле было множество небольших лодок, в том числе один пикетный катер, два (позже шесть) катера , два яла и две шлюпки . Вместо этого у Блюхера было шесть пикетных лодок, два катера , один катер , два яла и две шлюпки, последние из которых позже были сняты. [ 6 ]
Машины
[ редактировать ]Корабли приводились в движение одной 3-цилиндровой морской паровой машиной , приводившей в движение один 2-лопастной винтовой гребной винт ( у Блюхера был трехлопастной винт) и четырьмя угольными жаротрубными котлами , которые были объединены в единую выдвижную воронку . Корабли имели максимальную скорость от 12,5 до 13,9 узлов (от 23,2 до 25,7 км/ч; от 14,4 до 16,0 миль в час) при мощности от 2334 до 2989 лошадиных сил (от 2302 до 2948 л.с. ). Запасы угля составляли от 270 до 326 т (от 266 до 321 длинной тонны). У них был радиус плавания 2380 морских миль (4410 км; 2740 миль) при скорости 9 узлов (17 км/ч; 10 миль в час), хотя он падал до 1940 морских миль (3590 км; 2230 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). [ 6 ] [ 7 ]
При постройке корабли класса «Бисмарк» были оснащены полным корабельным оснащением в дополнение к своим паровым двигателям во время заграничных круизов, но позже оно было сокращено, и Блюхер вообще удалил его такелаж. Рулевое управление осуществлялось одним рулем направления . Суда были хорошими морскими лодками, но они плохо маневрировали даже при слабом ветре и ими было трудно маневрировать. Они потеряли значительную скорость при встречном волнении и имели ограниченные характеристики под парусом. [ 6 ]
Вооружение
[ редактировать ]Корабли типа «Бисмарк» имели на вооружении батарею казнозарядных 15 см (5,9 дюйма) 22 калибра орудий калибра ; У «Бисмарка» было шестнадцать орудий, у Штоша и Мольтке — десять, у Штайна — двенадцать, у «Гнейзенау» — четырнадцать, а у «Блюхера» орудия главного калибра были лишь ненадолго, прежде чем он был преобразован в учебный корабль. «Бисмарк» имел на борту 1660 снарядов для своих орудий, хотя количество кораблей с меньшим количеством орудий неизвестно. У них также было два 30-кал диаметром 8,8 см (3,5 дюйма). пушки, хотя у Блюхера таких пушек было четыре. Они также несли шесть 37-мм (1,5 дюйма) револьверных пушек Гочкиса . [ 6 ] [ 7 ]
На протяжении всей своей карьеры Блюхер была вооружена множеством торпедных аппаратов, числом от четырех до семи. Все это были трубы диаметром 35 см (14 дюймов), и они располагались в разных положениях на корабле, выше и ниже ватерлинии. «Бисмарк» диаметром 35 см (14 дюймов) также имел два торпедных аппарата в носовой части , над ватерлинией, хотя у остальной части класса торпедных аппаратов не было. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Корабли
[ редактировать ]Корабль | Строитель [ 6 ] | Заложен | Запущен [ 9 ] | Завершенный [ 9 ] |
---|---|---|---|---|
Бисмарк | Norddeutsche Schiffbau AG , Киль | Ноябрь 1875 г. [ 5 ] | 25 июля 1877 г. | 27 августа 1878 г. |
Блюхер | Март 1876 г. [ 10 ] | 20 марта 1877 г. | 21 декабря 1878 г. | |
Стош | AG Vulcan , Штеттин | Ноябрь 1875 г. [ 11 ] | 8 октября 1877 г. | 10 марта 1878 г. |
Мольтке | Императорская верфь , Гданьск | июль 1875 г. [ 12 ] | 18 октября 1877 г. | 16 апреля 1878 г. |
Гнейзенау | Июнь 1877 г. [ 13 ] | 4 сентября 1879 г. | 3 октября 1880 г. | |
Штейн | AG Vulcan, Штеттин | 1878 [ 14 ] | 14 сентября 1879 г. | 3 октября 1880 г. |
История обслуживания
[ редактировать ]Бисмарк
[ редактировать ]Бисмарк совершил два крупных зарубежных круиза, первый из которых состоялся в конце 1878 - конце 1880 годов, в ходе которого корабль посетил порты Южной Америки и патрулировал центральную часть Тихого океана, где у Германии были экономические интересы, но не было официальных колоний в то время. Во время этого круиза ее капитан подписал договор о дружбе с правителем островов Общества , и она вмешивалась во внутренние дела Самоа, прежде чем была отозвана в Германию. Повреждения, нанесенные ураганом на обратном пути, вынудили ее искать ремонт в Австралии, а оттуда ее перенаправили в воды Южной Америки, где она защищала интересы Германии в регионе во время войны на Тихом океане между Чили, Перу и Боливией. После возвращения в Германию она прошла капитальный ремонт и получила новую артиллерийскую батарею. [ 15 ]
Бисмарк возобновил свою деятельность в 1883 году, когда Германия готовилась вступить в борьбу за Африку . Второе развертывание длилось с 1884 по 1888 год; в этот период Германия начала захватывать колонии в Африке и на Тихом океане; Бисмарк принимал активное участие в захвате Камеруна в 1884 году, отправляя людей на берег для подавления восстаний против экономической деятельности Германии в стране. Он также участвовал в урегулировании границ Германской Восточной Африки в 1885 и 1886 годах и вмешательстве Германии в гражданскую войну в Самоа в 1887 году. На протяжении всего зарубежного турне «Бисмарк» служил флагманом немецкой заморской крейсерской эскадры под командованием Эдуарда. фон Кнорр , а затем Карл Эдуард Хойснер . [ 16 ]
После возвращения в Германию в 1888 году корабль был выведен из эксплуатации и исключен из военно-морского регистра в 1891 году, что историки Ганс Хильдебранд, Альберт Рёр и Ханс-Отто Штайнмец интерпретируют как преднамеренное оскорбление тезки корабля Отто фон Бисмарка , с которым кайзер У Вильгельма II были серьезные личные разногласия. После этого «Бисмарк» использовался в качестве корабля-казармы до 1920 года, когда он был разобран . [ 17 ]
Блюхер
[ редактировать ]«Блюхер» , названный в честь генерал-фельдмаршала (фельдмаршала) Гебхарда Леберехта фон Блюхера времен Наполеоновских войн , на протяжении всей своей активной карьеры служил кораблем для обучения и испытаний торпед в немецких водах. Эта роль была сосредоточена на двух основных обязанностях: обучении экипажей работе с торпедами и разработке тактического применения оружия. Для выполнения этих задач корабль был сильно изменен по сравнению с первоначальной конфигурацией: большая часть орудий была заменена разнообразным торпедным вооружением. Между 1880-ми и началом 1900-х годов большинство офицеров и членов экипажа немецкого флота прошли торпедную подготовку на борту корабля. К началу 1890-х годов немецкие силы торпедных катеров увеличились до такого размера, что Блюхер больше не мог выполнять обе роли, и поэтому задача разработки тактики была передана aviso Blitz . Первоначально она базировалась в Киле на Балтийском море под командованием Альфреда фон Тирпица , который в то время выступал за использование небольших и дешевых торпедных катеров. для защиты Германии, а не дорогих линкоров, которые он позже будет отстаивать. [ 18 ] [ 19 ]
В начале 1900-х годов Блюхер была переведена в новую торпедную школу во Фленсбурге - Мюрвике вместе со старым броненосцем «Вюртемберг» , который поддерживал ее тренировочную роль. К 1906 году состояние «Блюхера» сильно ухудшилось, после чего его превратили в стационарное учебное судно. В 1907 году на «Блюхере» произошел взрыв котла , который серьезно повредил корабль и убил тридцать человек, хотя большая часть его команды во время аварии находилась на берегу. Считавшийся слишком старым, чтобы требовать ремонта, «Блюхер» вместо этого был продан голландской компании, которая использовала его в качестве корпуса для хранения угля в Виго , Испания; ее дальнейшая судьба неизвестна. [ 20 ]
Стош
[ редактировать ]Стош отправился в крупный зарубежный круиз с 1881 по 1885 год, сначала в качестве флагмана Восточно -Азиатской эскадры , а затем в качестве флагмана Восточно-Азиатской эскадры и Западно-Африканской эскадры. Большая часть этого развертывания была проведена в водах Восточной Азии, где она участвовала в посредничестве в спорах по поводу растущей колониальной империи Германии в Тихом океане и в заключении торговых соглашений с иностранными правительствами. В начале 1885 года его перевели в Восточно-Африканскую эскадру, где он также служил флагманом. Находясь в водах Восточной Африки, Карл Генрих Теодор Пашен взял Стоша на Занзибар , где договорился об урегулировании с султаном Занзибара , проложив путь к основанию Германской Восточной Африки. Стош Срок службы продлился всего шесть месяцев, после чего ее снова ненадолго перевели в Западноафриканскую эскадрилью. Наличие эскадры оказалось излишним, и в декабре 1885 года корабли были отозваны в Германию, где эскадра была расформирована. [ 21 ]
Начиная с начала 1886 года, «Штош» подвергся обширной модернизации в рамках подготовки к службе в качестве учебного корабля для военно-морских кадетов, а затем и «Шиффсюнгена» . Корабль служил в этом качестве с 1888 по 1907 год, в течение этого времени его деятельность заключалась в основном в учениях флота и заграничных учебных круизах. Эти круизы часто посещали Вест-Индию и Средиземное море , хотя она также посещала Южную Америку и Западную Африку. Стош также часто посещал зарубежные порты, чтобы показать флаг . Она также занималась урегулированием споров с участием иностранных правительств, в том числе по поводу убийства пары немецких граждан в Марокко в 1895 году и во время венесуэльского кризиса 1902–1903 годов . После вывода из эксплуатации в апреле 1907 года он некоторое время использовался в качестве корпуса в Киле, а в октябре того же года был продан на металлолом . [ 22 ]
Мольтке
[ редактировать ]«Мольтке» был первым заложенным кораблем этого класса , но в отличие от большинства своих сестер был построен на одной из правительственных верфей , «Мольтке» которые в то время обычно действовали гораздо медленнее, чем частные верфи, и в результате он был достроен гораздо позже. В период с 1881 по 1883 год корабль совершил одно крупное зарубежное развертывание в Южной Америке. Вторую половину 1881 года он провел, посещая порты нескольких стран Южной Америки во время Тихоокеанской войны, чтобы защитить интересы Германии от гражданских беспорядков в ходе конфликта. Она возила немецкую экспедицию Международного полярного года на остров Южная Георгия ; Место, где высадилась экспедиция в Королевской бухте , известно как гавань Мольтке в честь корабля. [ 23 ] [ 24 ] Она вернулась на западное побережье Южной Америки в 1882 году и продолжила свое путешествие по региону, прежде чем в середине 1883 года ее отозвали в Германию. [ 25 ]
После возвращения в Германию в 1885 году он стал учебным кораблем для морских кадетов, а затем и Schiffsjungen . Корабль служил в этом качестве с 1885 по 1908 год, в течение этого времени его деятельность заключалась в основном в учениях флота и заграничных тренировочных круизах; Как и Штош , Мольтке использовался для демонстрации флага и защиты интересов Германии в этих поездках. Эти круизы часто посещали Вест-Индию и Средиземное море, но простирались на север до Исландии и на юг до Аргентины. В октябре 1910 года его исключили из военно-морского реестра, переоборудовали в казарму и направили в школу подводных лодок в Киле. В октябре 1911 года «Мольтке» был переименован в «Ахерон» и прослужил в этом качестве до 1920 года, когда в июле был продан судоразделщикам и впоследствии разобран на металлолом. [ 26 ]
Гнейзенау
[ редактировать ]За первое десятилетие своей карьеры Гнейзенау дважды совершала зарубежные командировки. Первая, в 1882 году, заключалась в защите немецких граждан в Египте во время восстания Ураби , хотя к моменту ее прибытия британские войска в значительной степени разгромили повстанцев, что позволило Гнейзенау вернуться домой, не принимая участия в конфликте. Второе, более продолжительное развертывание произошло два года спустя и длилось с 1884 по 1886 год. Круиз был в первую очередь сосредоточен на немецких колониальных планах в Восточной Африке, когда Германия присоединилась к борьбе за Африку. Гнейзенау участвовал в создании колонии Германской Восточной Африки в 1885 году, в частности, в рамках демонстрации силы, чтобы убедить султана Занзибара отказаться от своих возражений против немецкого протектората в Витуланде . В 1886 году она также кратко совершила поездку по интересам Германии в Тихом океане. [ 27 ]
В 1887 году «Гнейзенау» начала свою службу в качестве учебного корабля и занимала эту должность более десяти лет. В этот период он в основном занимался учебными походами, а также индивидуальной, эскадренной и флотской подготовкой. Дальние круизы часто чередовались между Вест-Индией и Средиземным морем. Во время маневров флота в 1895 году «Гнейзенау» случайно столкнулся с датской шхуной , потопив шхуну и убив большую часть ее команды. Во время тренировочного круиза он остановился возле Малаги для проведения артиллерийских тренировок 16 декабря 1900 года. Сильный шторм застал команду врасплох, которая из-за проблем со связью между командиром и командой машинного отделения подняла якорь и попыталась вывести судно на ходу. Им не удалось нагреть достаточно пара в котлах, прежде чем загнал ее в мол сильный ветер и разрушил. Большая часть ее экипажа выжила, но при затоплении погиб 41 офицер и солдат, включая ее командира. Ее обломки оказалось невозможно спасти, и вскоре после аварии ее продали на металлолом. [ 28 ]
Штейн
[ редактировать ]Почти всю свою карьеру Штейн прослужила учебным кораблем. Таким образом, ее карьера была гораздо более ограниченной, чем у большинства ее сестер; за исключением «Блюхера» , все остальные корветы класса «Бисмарк» имели по крайней мере одно полное развертывание за границей. Стайн Единственная задача, не связанная с обучением, возникла у в начале ее карьеры, когда в 1883–1884 годах она перевезла сменную команду в китайские воды для своей сестры Стош . Остальное время службы было потрачено на обучение военно-морских кадетов и Schiffsjungen , а также на учениях эскадр и флота. Ее тренировочные обязанности часто включали дальние зарубежные круизы, обычно либо в Средиземное море, либо в Вест-Индию и Южную Америку. Во время этих круизов Штейн и другие учебные корабли посещали иностранные порты и решали проблемы, возникавшие с участием немецких граждан за границей. Она занимала эту должность с 1885 по 1908 год; в этот период, в 1888 году, он был модернизирован и переоборудован в специальный учебный корабль. Штейн часто служил флагманом Учебной эскадрильи. В 1908 году исключен из военно-морского списка и переоборудован в казарменный корабль. Она продолжала работать в этом ограниченном качестве до Первая мировая война до распада в 1920 году. [ 29 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Сондхаус , стр. 116–117.
- ^ Сондхаус , стр. 136–137.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 2 , стр. 170.
- ^ Сондхаус , стр. 116–117, 136–137.
- ^ Jump up to: а б Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 2 , с. 69.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Гренер , с. 44.
- ^ Jump up to: а б с д и Лион , с. 251.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 2 , стр. 70.
- ^ Jump up to: а б Гренер , стр. 44–45.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 2 , стр. 95.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 7 , стр. 192.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 6 , стр. 106.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 3 , стр. 206.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 7 , стр. 181.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 2 , стр. 68–70.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 2 , стр. 70–75.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 2 , стр. 75.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 2 , стр. 95–97.
- ^ Келли , стр. 52, 58.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 2 , стр. 97.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 7 , стр. 192–195.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 7 , стр. 195–197.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 6 , стр. 106–107.
- ^ «USGS GNIS: гавань Мольтке» . Проверено 17 ноября 2017 г.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 6 , стр. 107.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 6 , стр. 107–110.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, том 3 , стр. 206–208.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 3 , стр. 208–210.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 7 , стр. 181–185.
Ссылки
[ редактировать ]- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 2. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN 9783782202107 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 3. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN 3-7822-0211-2 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 6. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN 3-7822-0237-6 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 7. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN 9783782202671 .
- Келли, Патрик Дж. (2011). Тирпиц и Императорский флот Германии . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-35593-5 .
- Лион, Хью (1979). "Германия". В Гардинере, Роберт; Шено, Роджер; Колесник, Евгений М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-133-5 .
- Сондхаус, Лоуренс (1997). Подготовка к Weltpolitik: морская мощь Германии до эпохи Тирпица . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-745-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Додсон, Эйдан ; Ноттельманн, Дирк (2021). Крейсеры Кайзера 1871–1918 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-68247-745-8 .
- Ноттельманн, Дирк (2022). Райт, Кристофер С. (ред.). «От «деревянных стен» к «новозаветным кораблям»: Развитие немецкого броненосного крейсера 1854–1918 гг., Часть II: «Железные крейсеры» ». Военный корабль Интернешнл . ЛИКС (3): 197–241. ISSN 0043-0374 .